ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО

Содержание
  1. Золотое правило нравственности – что это такое, кто придумал, в чем его суть?
  2. Что такое золотое правило морали?
  3. Кто придумал золотое правило морали?
  4. В чем суть золотого правила морали?
  5. Примеры золотого правила морали из жизни
  6. О чем «золотое правило нравственности» гласит? значение и смысл «золотого правила нравственности»
  7. Что такое «золотое правило нравственности»?
  8. Исторические факты касаемо рассматриваемого правила
  9. Расшифровка данного этического правила
  10. В каких культурах оно нашло свое отражение?
  11. Формулировки «золотого правила морали»
  12. «Золотое правило нравственности» в пословицах и поговорках
  13. «Золотое правило нравственности» как объект пристального внимания философов
  14. Две тенденции этического самоопределения человека с точки зрения новоевропейских философов
  15. Падение нравственного уровня в современном обществе
  16. Золотое правило нравственности — основной смысл, принцип и значение
  17. Исторические предпосылки
  18. Крушение талиона
  19. Новые взаимосвязи
  20. Отражение и развитие принципа в литературе
  21. Мусульманская трактовка
  22. Позиция христианства
  23. Значение в современном мире
  24. «Золотое правило»
  25. Как исполнить заповедь
  26. «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1)
  27. «Прощайте, и вам простят» (см.: Мк. 11, 25)
  28. ***

Золотое правило нравственности – что это такое, кто придумал, в чем его суть?

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО

Наш мир прекрасен в своем разнообразии, но часто мировоззренческие различия становятся причинами конфликтов. Единственный достойный способ их урегулирования – это диалог, который нужно строить на основе общих ценностей. Что найти общего у непримиримых взглядов? Ответить на этот вопрос золотое правило нравственности, близкое каждому.

Что такое золотое правило морали?

На самой заре зарождения этики установилась некая самоочевидная истина, названная впоследствии золотым правилом.

Она стала внутренним компасом нравственности для каждой отдельно взятой личности и для общества в целом.

Золотое правило морали – это принцип, согласно которому, следует относиться к людям таким образом, как хочешь, чтобы относились к тебе. Или же – не поступать с другими так, как не хотел бы, чтоб поступили с тобой.

Кто придумал золотое правило морали?

Еще до появления первых государств, в племенных родовых общинах царил общепринятый принцип талиона: «око за око, зуб за зуб», который требовал воздаяния за преступления в виде наказания, аналогичного проступку.

То есть уже тогда в головах наших предков были сформированы рамки для их вседозволенности, похожие на современное золотое правило морали, автор которого вряд ли когда-либо существовал.

Удивляет, что схожий принцип сформулировали выдающиеся древние мыслители абсолютно разных культур, но примерно в одно время:

  1. По священному тексту «Лунь Юй», на вопрос учеников, какое одно слово может вести по жизни, Конфуций ответил: «Взаимность. Не делай другим того, чего не пожелаешь себе».
  2. В священном тексте Древней Индии «Махабхарате» есть напутствие: «Те поступки других, которые человек для себя не желает, пусть не делает другим людям».
  3. Древнеиудейский мудрец изложил всю суть священной Торы в двух предложениях: «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе. Это – вся Тора».
  4. Идею этического правила, продолжили развивать греческие мыслители: Фалес называл самой лучшей и справедливой жизнь, когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других. Сенека и Аристотель верили в неопровержимость истинности этой установки.
  5. Прослеживается золотое правило морали и в христианстве: Нагорная проповедь Христа несет в себе его посыл, согласно Евангелие от Матфея и Луки.

В чем суть золотого правила морали?

Проделав путь от древних мудрецов, сквозь религиозные тексты, работы философов средних веков и нового времени, посредством учений, заповедей и даже пословиц, принцип взаимности закрепился в подсознании каждого из нас.

Чему учит нас золотое правило морали? У него нет задачи учить. Оно является тем мерилом этичности, которым стоит оценивать любое свое и чужое действие. «Для чего нужна этичность?» – спросите вы.

Для душевного спокойствия, позитивной самооценки, гармоничного развития личности с привлечением в свою жизнь прекрасных людей со схожими ценностями.

Главное этическое правило используется в двух аспектах:

  • негативном: «не совершай…» («правило справедливости», как его назвал В.С.Соловьев);
  • позитивном: «поступай так…» («правило милосердия» по В.С.Соловьеву).

Немецкий мыслитель Г. Райнер также выделил три формулировки, в которых может звучать это золотое правило человеческой нравственности правило:

  1. «(Не) причиняй другим того, чего (не) хочешь себе».
  2. «(Не) совершай того, что ты (не) приветствуешь в другом».
  3. «Как ты (не) хочешь, чтобы относительно тебя поступали люди, (не) поступай так и относительно них».

Примеры золотого правила морали из жизни

Сегодня примеры золотого правила нравственности можно найти прежде всего в государственных законах. Хоть принцип талиона уже давно не актуален, строгость современного наказания за преступления зависит от его тяжести, которую можно оценить лишь поставив себя на место пострадавшего.

В наши дни основное правило этики стоит рассматривать через призму процессов глобализации. Только сейчас настолько разные культуры и традиции стали находиться в такой тесной близости, и принятие неизбежного инакомыслия происходит только благодаря умению ставить себя на место ближнего.

Белый шум – что это такое, воздействие на взрослого человека и ребенка Слышали о том, что белый шум – панацея для страдающих бессонницей и спасение для молодых мам? Давайте разберемся, насколько правдивы эти слухи и можно ли считать такие звуки полностью безопасными для здоровья.Что такое стимул, можно понять, представив, как начальник распекает своего нерадивого подчиненного. Однако такой вид стимуляции работает, если он проводится по делу и не часто. Лучше простимулировать повышением зарплаты или ласковым словом.
Что такое эмоции понимает каждый человек, однако единого определения этому понятию ученые пока дать не смогли. Психологи и антропологи изучают их механизмы возникновения, функции и разновидности для более полного понимания природы человека.Что такое спор, можно понять, вспомнив крылатую фразу: «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель думал, что споря с товарищем, он познает суть. Победу в дискуссии или в полемике одерживают те, кто знает специальные приемы.

Источник: https://womanadvice.ru/zolotoe-pravilo-nravstvennosti-chto-eto-takoe-kto-pridumal-v-chem-ego-sut

О чем «золотое правило нравственности» гласит? значение и смысл «золотого правила нравственности»

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО

Оно было разработано известными мыслителями и учителями еще в древности, однако является и в настоящее время весьма актуальным. «Золотое правило поведения» фиксирует всеобъемлющий нравственный принцип в отношении другого человека в рамках любой практической ситуации. Оно распространяется на все, что касается человеческих отношений.

Что такое «золотое правило нравственности»?

Оно присутствует, без преувеличения, в каждой существующей религии в той либо иной форме. «Золотое правило нравственности» – это фундаментальный канон, отражающий призыв морали.

Оно чаще всего воспринимается в качестве основополагающей, важнейшей ее истины.

Рассматриваемое правило нравственности гласит: «Не делай другому то, что не хочешь, чтобы делали тебе» (Quod tibi fieri non vis alteri ne feceris).

Концентрация практической мудрости в нем выступает одним из аспектов нескончаемых этических размышлений.

Исторические факты касаемо рассматриваемого правила

Период его возникновения относят к середине 1 тыс. до н. э., когда протекал гуманистический переворот. Статус «золотого» оно приобрело в XVIII в.

Известно, что раньше в родоплеменных общинах существовал обычай касаемо кровной мести – талион (возмездие, эквивалентное совершенному преступлению). Он выступал своего рода ограничителем вражды родов, так как данный жестокий закон требовал равнозначного наказания.

Когда родоплеменные отношения стали исчезать, появилась трудность в четком разделении, так сказать, на чужих и своих. Экономические связи вне общины зачастую оказывались более существенными, чем родственные.

Так, уже община не стремилась отвечать за проступки отдельно взятых своих членов. В связи с этим талион теряет результативность, и возникает необходимость формирования совершенно нового принципа, позволяющего регулировать межличностные отношения, не зависящие от родовой принадлежности. Именно таким принципом явилось правило: «Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».

Расшифровка данного этического правила

В его различных формулировках присутствует одно общее звено – «другой». Под ним подразумевается любой человек (ближайший либо дальний родственник, знакомый либо незнакомый).

Значение «золотого правила нравственности» – эквивалентность всех людей касаемо их свободы и возможности совершенствоваться. Это своего рода равенство в отношении наилучших человеческих качеств и оптимальных норм поведения.

Если задаться вопросом «»Золотое правило нравственности» — что это такое?», ответ должен раскрывать не дословную его трактовку, а внутренний философский смысл, который вывел его в статус «золотого».

Таким образом, данное этическое правило предполагает заблаговременное осознание отдельно взятым человеком последствий совершаемых им поступков в будущем относительно другого человека посредством проекции себя на его место. Оно учит относиться к другому так, как к самому себе.

В каких культурах оно нашло свое отражение?

В одно и то же время (но независимо друг от друга) «золотое правило поведения» появилось и в индуизме, и в буддизме, и в иудаизме, и в христианстве, и в исламе, а также в этико-философском учении (конфуцианстве). Одну из формулировок его можно увидеть в «Махабхарате» (изречениях Будды).

Известно, что Конфуций, отвечая на вопрос своего ученика по поводу того, существует ли такое слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь, сказал: «Это слово – «взаимность». Не делай другим того, чего не желаешь себе».

В древнегреческих творениях оно встречается в классической поэме Гомера «Одиссея», в прозаическом произведении Геродота «История», а также в учениях Сократа, Аристотеля, Гесиода, Платона, Фалеса Милетского и Сенеки.

В Библии данное правило упоминается дважды: в Нагорной проповеди (Мф. 7:12; Лк. 3:31, Евангелие) и в беседах апостолов Иисуса Христа.

В «Сунне» (изречениях Мухаммеда) «золотое правило нравственности» гласит: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».

Формулировки «золотого правила морали»

В прошлом были предприняты попытки классифицирования его формы согласно эстетическим либо социальным критериям.

Так, немецкий философ Христиан Томазий выделил три основные формы рассматриваемого правила, разграничивая при этом сферы права, морали и политики, которые назвал принципами права, приличия и уважения.

Они имеют следующий вид.

  1. Принцип права философски раскрывается как своего рода требование, согласно которому человек не должен совершать в отношении другого того, что он не хотел бы, чтобы совершили по отношению к нему самому.
  2. Принцип приличия представлен в виде этического призыва о том, чтобы индивидуум делал другому субъекту то, что он сам желал бы, чтобы сделали ему.
  3. Принцип уважения раскрывается в том, чтобы человек всегда поступал касаемо других людей так, как бы он хотел, чтобы они поступали в отношении его самого.

Немецкий исследователь Г. Райнер также предложил три формулировки «золотого правила», которые перекликаются с вышерассмотренными его интерпретациями (Х. Томазий).

  • Первая формулировка — это правило чувствования, которое гласит: «(Не) делай другому то, что (не) желаешь себе».
  • Вторая — правило автономности звучит: «(Не) делай сам того, что ты находишь (не) похвальным в другом».
  • Третья — правило взаимности имеет вид: «Как вы (не) хотите, чтобы по отношению к вам поступали люди, (не) поступайте так и вы по отношению к ним».

«Золотое правило нравственности» в пословицах и поговорках

Данный моральный канон прочно укрепился в массовом сознании людей преимущественно в виде народного фольклора.

Так, к примеру, смысл «золотого правила нравственности» отражен в ряде русских пословиц.

  1. «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».
  2. «Не рой яму другому – сам в нее попадешь».
  3. «Как аукнется, так и откликнется».
  4. «Как крикнешь в лес, так и из леса отзовётся».
  5. «Что людям желаешь, то сам получаешь».
  6. «Не плюй в колодец – самому придется водицы напиться».
  7. «Делая людям зло, не жди от них добра» и др.

Итак, «золотое правило нравственности» в пословицах и поговорках позволяло довольно часто применять его в повседневной жизни и передавать из поколения в поколение в виде легко запоминающегося народного фольклора.

Оно является дополнением к рассмотренному ранее «золотому». Именно алмазным правило назвали из-за многогранности, символизирующей человеческую индивидуальность, которая уникальна в своем роде.

Итак, как уже указывалось ранее, «золотое правило нравственности» гласит: «Не делай другому то, что не хочешь, чтобы делали тебе». «Алмазное» же дополняет: «Сделай то, чего никто не может, кроме тебя». Здесь упор делается на приносимую пользу (сугубо индивидуальную для конкретной личности) максимально возможному количеству людей.

Другими словами, «алмазно-золотое правило нравственности» гласит: «Поступай так, чтобы твои наибольшие способности служили наибольшим потребностям других». Именно уникальность данного индивидуума (субъекта этического действия) выступает универсальным критерием.

Так, если «золотое правило нравственности» – это трансформация субъекта в объект (мысленная проекция себя на место другого человека и осознанный отказ от тех действий, которые не понравились бы себе самому), «алмазный» канон, напротив, выделяет именно несводимость рассматриваемого субъекта нравственного действия к целевому объекту, а также его исключительность и индивидуальность.

«Золотое правило нравственности» как объект пристального внимания философов

Английский философ-материалист Томас Гоббс преподносил его в качестве основы естественных законов, которые играют определяющую роль в жизни людей. Оно достаточно простое для понимания каждым человеком. Данное правило позволяет ограничить сугубо личные эгоистические притязания и тем самым создать базу для единения всех людей в рамках государства.

Английский философ Джон Локк не воспринимал «золотое правило морали» как что-то от рождения данное человеку, а, напротив, указывал на то, что в его основе заложено естественное равенство всех людей, и если они осознают это посредством данного канона, то придут к общественной добродетели.

Немецкий философ Иммануил Кант довольно критически оценивал традиционные формулировки рассматриваемого канона.

По его мнению, «золотое правило нравственности» в своем явном виде не дает возможности оценить степень этической развитости индивида: человек может занизить моральные требования по отношению к самому себе либо занять эгоистическую позицию (я не буду мешать вам жить, не мешайте и вы мне).

Оно включает желание человека в его нравственное поведение. Однако именно данные желания, страсти и мечты зачастую делают личность заложником своей природы и полностью отсекают его моральность – человеческую свободу.

Но все же категорический императив Иммануила Канта (центральное понятие этического учения) выступает исключительно философским уточнением существующего канона.

Согласно Канту, «золотое правило нравственности» гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать основой всеобщего законодательства». В данном определении немецкий философ пытается, так сказать, закрыть лазейку даже самому мелкому человеческому эгоизму.

Он считал, что людские желания и страсти не должны заменять истинные этические мотивы поступка. Индивидуум ответственен за всевозможные последствия своих действий.

Две тенденции этического самоопределения человека с точки зрения новоевропейских философов

Первая преподносит человека в качестве общественного индивида, который подчиняется общепринятой морали.

Вторая тенденция ориентирована на понимание представителя людской расы как личности, устремленной к соответствующему идеалу (зрелость, целостность, саморазвитие, самоактуализация, индивидуализация, реализация внутренней сущности и т. д.), а морали в качестве пути, позволяющего достичь внутреннего самосовершенствования.

Если в современном обществе сказать философам: «Сформулируйте «золотое правило нравственности»», ответом будет не стандартная его формулировка, а более глубокий акцент на рассмотренную в нем личность, выступающую в роли субъекта этического действия.

Падение нравственного уровня в современном обществе

Духовная сфера в жизни общества во всем мире с начала XX века существенно обнищала. Это связано с доминирующим положением на сегодняшний день экономических проблем и связанных с ними идеологических и политических вопросов (практически все действия людей нацелены на накопление преимущественно материальных благ).

В постоянной гонке за богатством человек пренебрёг духовностью, перестал задумываться о внутреннем самосовершенствовании, стал игнорировать этическую сторону своих поступков. Такая тенденция наметилась еще с конца XIX века. Даже Ф. М. Достоевский писал о безудержной жажде денег, которая обуяла людьми той эпохи (более века назад) до одурения («Идиот»).

Большинство людей забыли, а многие и вовсе не знали о том, что «золотое правило нравственности» гласит.

Итогом процессов, протекающих в настоящее время, может стать застой в развитии цивилизации или даже эволюция зайдет в тупик.

Существенную роль в угасающей моральности общества касаемо России и Германии сыграли соответствующие идеологии, возникшие во всех его слоях, во времена пришествия к власти большевиков и нацистов соответственно.

Низкий этический уровень человечества, как правило, отчетливо фиксируется в критических моментах истории (революции, гражданские и межгосударственные войны, нестабильность государственного порядка и т. д.).

Примером могут служить вопиющие нарушения нравственных норм в России: в годы гражданской войны (1918-1921 гг.), в период Второй мировой войны (1939-1945 гг.), в эпоху Сталинской индустриализации (20–30-е гг.) и в наши дни в виде «эпидемии» террористических актов.

Все эти события привели к одному плачевному итогу — гибели большого числа ни в чем не повинных людей.

Нравственные аспекты чаще всего не берутся во внимание в процессе решения государственных вопросов: во время проведения экономических, социальных, сельскохозяйственных и промышленных реформ (как правило, результат – негативные экологические последствия).

Неблагоприятное текущее положение в нашей стране практически во всех областях жизни людей – это прямое следствие государственных просчетов в отношении существующего этического уровня общества на момент принятия очередного государственного решения.

Последние годы ознаменовались ухудшением криминальной обстановки в нашей стране: выросло число убийств, заказных и особо жестоких, издевательств, воровства, изнасилований, взяточничества, вандализма и т. п. Все это чаще всего остается безнаказанным, так как снизился процент раскрываемости преступлений.

Курьезным примером беспорядка и хаоса, которые царят в настоящее время в нашей стране, выступает нашумевшая история, произошедшая в 1996 году: два человека были задержаны за совершение акта воровства из Дома правительства России картонной коробки, в которой находилось полмиллиона долларов США.

Вскоре поступило официальное заявление о том, что хозяин денег не объявился, в связи с чем данное уголовное дело было закрыто, а расследование прекращено.

Преступники мгновенно стали «благодетелями государства», так как получается, они нашли «клад», а изъятые деньги были направлены в государственную казну.

Всем понятно, что хозяин денег приобрел их нечестным путем, в противном случае он бы незамедлительно предъявил свои права на них. В таком случае прокуратура должна была провести расследование по выяснению источника появления данной коробки с весьма значительной суммой денег.

Почему этого не произошло – официальные уполномоченные лица тактично умалчивают. Остается предполагать, что МВД, суды и прокуратура не могут справиться со сложившейся криминальной обстановкой в стране.

И причиной этому служит, по-видимому, коррумпированность большого числа государственных чиновников.

Источник: https://FB.ru/article/159787/o-chem-zolotoe-pravilo-nravstvennosti-glasit-znachenie-i-smyisl-zolotogo-pravila-nravstvennosti

Золотое правило нравственности — основной смысл, принцип и значение

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО

Есть утверждения, выраженные настолько просто и эстетически безупречно, что в силу своей очевидности не требуют доказательств. К таким относится и основополагающий этический принцип, провозглашаемый в том или ином виде всеми мировыми религиями и философскими учениями.

Золотое правило нравственности гласит: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе».

Есть и отрицательная инверсия — «не делай того, чего не хотел бы получить от других».

Исторические предпосылки

Появление такой концепции межличностных отношений можно датировать (очень осторожно) второй половиной II тысячелетия до н. э., а конкретнее — периодом, известным как катастрофа бронзового века.

Совпав с распадом родоплеменного строя, он проявился в следующих событиях:

  • нашествие «народов моря»;
  • гибель микенских царств, державы хеттов, государства Амурру;
  • утрата Египтом влияния в Сирии и Ханаане;
  • угасание культурных и цивилизационных традиций;
  • регресс в экономике сельского хозяйства и ремёсел;
  • исчезновение лувийской и микенской линейной письменности;
  • разрушение (или оставление) великих городов типа Микен, Угарита, Хаттусы, Трои и Газы.

Всему этому сопутствовали природные катаклизмы, засуха и голод.

На фоне общего упадка культуры и военно-политического коллапса рождалась идеология, принципиально иначе воспринимавшая значение отдельной личности и правил её поведения в складывающемся обществе.

Вопреки ужасу окружающей действительности, вырабатывались более гуманистические моральные устои и этические принципы. Человечество, оказавшись на пути к новой эпохе (возможно, не в первый, и уж точно не в последний раз), мобилизовало весь свой интеллектуальный потенциал в стремлении выжить.

Крушение талиона

С этого же времени запускается растянувшийся почти на тысячу лет процесс ломки старого мифологического мировоззрения и замены его рационально-философским, в результате которого сформировался современный психотип человека. Оно позволило по-новому взглянуть на окружающую жизнь, на существующие нормы, традиции и законы, оценить их и при необходимости отвергнуть или привести в соответствии с существующими идеалами.

Первой жертвой на пути таких перемен стал основной этический принцип древнего общества — закон талиона.

Понятие равного воздаяния за нанесённый вред, выраженное наиболее ярко в постулате «око за око, зуб за зуб», а на практике — в обычае кровной мести, за десятки тысяч лет существования настолько прочно вросло в сознание, что представлялось единственно возможной реализацией принципа справедливости. Интересы отдельной личности, мотивация, случайность или умышленность причинения ущерба не имели значения.

Талион устанавливал рамки межродовых отношений, демонстрировал племенную спайку и полную отчуждённость от представителей «чужих» кланов. Реликтово он до сих пор проявляется в современном обществе (например, в системе чеченских тейпов или в организации мафиозных семей).

Но развал родоплеменного строя приводил к отказу индивидуума от оплаты общих долгов, а новые экономические отношения заставляли искать эквивалентные способы возмещения убытков. К тому же этот обычай определял и нравственные ориентиры.

Один и тот же поступок мог оцениваться прямо противоположно с этой точки зрения, смотря по результату и последствиям, которые он приносил для родового сообщества.

Если ты убил соседа, угнал его коров, изнасиловал жену — это нравственно, потому что ты доказал силу и жизнеспособность своего рода и увеличил его благосостояние.

Если же ты проделал то же самое с представителем намного более сильного племени — это безнравственно, так как существование и безопасность своего ты поставил под угрозу.

Новые взаимосвязи

При таких условиях ценность жизни отдельного (вне группы) человека приближалась к нулю. Обычай де-юре фиксировал только семью, род, клан, племя. Но в результате масштабных и катастрофических перемен все традиционные связи были нарушены.

Стало более резким разделение по имущественному признаку.

Так же, как индивид бежал от выполнения обязательств по общественным долгам, так и родовые объединения отказывались нести коллективную ответственность за грехи собственных малозначимых представителей.

Талион, рассчитанный на взаимодействия в рамках «свой-чужой», терял свою эффективность и в обществе, в котором межродовые отношения начинали доминировать над внутриродовыми.

Возник запрос на установление новых правил поведения, уже не на племенном, а на межличностном уровне. Человек начинает восприниматься как индивидуальность.

Регулировка всех видов связей между людьми стала настоятельной потребностью времени.

Отражение и развитие принципа в литературе

Воспринять идею взаимоотношений, построенных на утверждении, что все окружающие теперь «свои», не очень доступно и в наши дни. Что уж говорить о временах, когда дикость и насилие были нормой в решении спорных вопросов.

Но сразу же, с первых письменно зафиксированных вариантов, золотое правило нравственности провозглашает принцип взаимодействия между людьми, сопряжения своих желаний с интересами окружающих.

Обычаи, принятые внутри рода, распространяются на весь социум, что становится революционным прорывом в этике и толчком к зарождению гуманизма.

Архаика и античность

Наиболее древним артефактом из обнаруженных на сегодняшний день, в котором упоминается подобная формула, является клинописная табличка «Поучения писца Ахикара».

Служивший при дворе одного из самых жестоких правителей в истории, ассирийского царя Синаххериба (годы правления — 705−680 до н. э.), он оставил в качестве наставления приёмному сыну такое изречение: «…что тебе кажется плохим, ты не должен делать своим товарищам».

Учитывая, что письменные морали того времени лишь фиксировали устную традицию, появление подобной мысли можно отнести на несколько веков назад.

В ветхозаветной «Книге Товита» эта фраза приобретает более обобщённый смысл: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому». Подобные или очень близкие к ним высказывания встречаются в древнеиндийском эпосе «Махабхарата» и проповедях Будды «Дхаммапада» (VI в. до н. э.).

В это же время в Китае великий мыслитель древности Конфуций в книге «Лунь Юй» приходит к аналогичному выводу. На вопрос ученика, существует ли слово, которым можно руководствоваться всю жизнь, он отвечает: «Это слово — сострадание. Не делай другим того, чего не пожелаешь себе».

В античной литературе философско-моралистического толка (рассуждения, поучения, записки к последователям) правило понимается как естественное благоразумие или очевидная этическая установка для человека, достигшего определённого уровня культуры. В таком освещении предстаёт она в работах Аристотеля, Сенеки и других авторов той эпохи.

Мусульманская трактовка

В сурах Корана нет упоминания золотого правила или чего-то отдалённо его напоминающего, но один из хадисов пророка Мухаммеда (13 в собрании Аль-Бухари или 45 в книге Муслима) гласит:

Не уверует из вас никто до тех пор, пока не станет желать своему брату по вере того же, чего желает самому себе.

Этот хадис встречается и у других авторов, что говорит о его несомненной подлинности.

Определяя в первую очередь один из признаков истинно верующего мусульманина, он признаёт взаимность не как уравнивание в правах, а как обязательное уважение к достоинству другого человека (хотя и ограничивает действие правила рамками ислама).

Некоторые муфассиры (толкователи Корана) комментировали его так, что оно могло рассматриваться в духе заповеди любви, и всегда опирались на него в определении нравственного выбора при поиске справедливого решения.

Позиция христианства

Наиболее завершённый вид правило получило в Евангелии. В книге Луки (6, 31) он звучит следующим образом: «И как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так и Вы должны поступать с ними».

Эта безусловно-категоричная форма раскрывает, в чём смысл золотого правила морали.

По сути она — практическая рекомендация, определяющая поведение в отношениях с другими индивидами и не позволяющая нарушать общекультурные основы взаимности, ответственности и гуманности.

По своему значению эта формулировка стала:

  • обобщенным содержанием этического учения Иисуса Христа, выраженного в Нагорной проповеди;
  • вошла в сознание общества как квинтэссенция понятия нравственности;
  • в Средние века рассматривалась как выражение заповеди любви и главное звено, связующее естественную нравственность с христианским моральным учением;
  • в новое время она стала выражением категории добра в философии и принципом естественного права в обществознании.

Работы Гоббса, Лейбница и других мыслителей о морали вошли в золотой фонд интеллектуальных достижений человечества.

Значение в современном мире

Доискиваться, кто сформулировал золотое правило морали первым, бессмысленно.

И этому есть три причины:

  1. Оно формулируется мыслителями, не имеющими представления друг о друге, практически одними и теми же словами.
  2. Оно возникает одновременно в совершенно различных культурах, связь между которыми в те времена весьма проблематична.
  3. Фраза отличается общечеловеческой направленностью мысли, гуманистической завершённостью в условиях зарождения классов и экономической эксплуатации человека человеком.

Вполне возможно, что, прежде чем попасть в римские таблицы, оно веками существовало в форме поговорок, нравоучений, обычной житейской мудрости.

Являясь противопоставлением хищническому отношению к окружающим, которое выражено латинским утверждением Homo homini lupus est (человек человеку — волк), правило ориентировало на иные принципы взаимосвязей, вылившиеся впоследствии в христианский призыв возлюбить ближнего, как самого себя. Так было установлено идеальное устремление нравственного поведения личности.

Не обошлось и без критики.

Признавая неоспоримую практическую ценность формулы, величайший немецкий мыслитель Иммануил Кант пришёл к выводу, что, используемое в корыстных целях, оно может служить преступнику в качестве аргумента для обвинения судей, а эгоисту — как моральное оправдание отказа от служения обществу. Он предложил более точную, но утратившую простоту формулировку:

Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать всеобщим законом.

В таком виде утверждение из внутреннего нравственного ориентира человека превращалось в категорическое требование морали.

И всё же в плане своего значения и места в современной культуре, золотое правило остаётся нужной каждому отдельному человеку схемой поведения, основанной на принципе взаимоуподобления. А успешная практика применения лишь подтверждает его истинность.

Источник: https://nauka.club/obshchestvoznanie/zolotoe-pravilo-nravstvennosti.html

«Золотое правило»

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО

Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12).

Обида, ненависть, вражда… Скольких зол удалось бы избежать, если бы отношения между людьми строились по законам, данным Богом. Об этом мы беседуем с клириком нашего собора иеродиаконом Паисием (Шурухиным).

Как исполнить заповедь

– Отец Паисий, евангельское наставление, ставшее эпиграфом на-шей статьи, Церковь называет «золотым правилом». Почему?
– По словам отцов, это правило указывает кратчайший путь к добродетели, а через нее и ко спасению. Господь дает заповеди о любви к Богу и о любви к ближнему (см.: Мф. 22, 37–40). Каждый христианин не задумываясь скажет, что он любит Бога.

Но каждый ли может без колебаний сказать, что он любит и Его образ, т.е. человека, со всеми его слабостями, грехами, недостатками? Как же тогда исполнить эту заповедь? И Господь объясняет нам: во всех случаях, когда мы что-то делаем другому, надо спросить себя – хотим ли мы, чтобы так же поступили и с нами.

Хотим ли от окружающих видеть добро или зло? Хотим любви или ненависти? Хотим ли, чтобы нам лгали, грубили, нас предавали? Если нет – почему мы так поступаем с другими? Мудрость народная: «Как аукнется, так и откликнется», исполнится на обидчике; при этом зло, причиненное им кому-то, вернется к нему многократно умноженным, т. к.

обидимый обратится за помощью и поддержкой к родным, знакомым. Если бы мы все наши действия прилагали к себе, скольких бы не случилось недоразумений, ссор, обид… Коротко об этом сказано в Деяниях св. Апостолов: Не делайте другим того, чего себе не хотите (Деян. 15, 29). Прекрасно сказал апостол Павел: Никто не ищи своего, но каждый пользы другого (1 Кор. 10, 24).

Это правило любви, и оно поистине «золотое». Пред-ставьте, как изменилась бы наша жизнь, если бы правило это стало основой всех отношений между людьми.

«Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1)

– «Не судите…» Ясно, что это не относится к определенным категориям лиц, которые по своим профессиональным и иным обязанностям должны суд осуществлять (работники органов юстиции, преподаватели, родители, начальствующие и пр.).

Но ведь и всем без исключения, чтобы «делать хорошо и не делать плохо», приходится давать оценку деятельности не только своей, но и других людей…
– Добавим еще слова из Евангелия от Луки: Не осуждайте, и не будете осуждены (Лк. 6, 37). Однако слова Священного Писания о суде и осуждении следует понимать правильно.

Для того чтобы вести христианскую жизнь в мире, лежащем во зле (см.: 1 Ин. 5, 19), необходимо уметь давать оценку всему, что в нем происходит. Господь запрещает суждение и осуждение не в принципе, не абсолютно. Суждение о чем-то и даже последующее осуждение того или иного явления, факта, поступка разрешаются и зачастую необходимы.

Так, апостолы, отцы Церкви судили и осуждали действия, противные вере и благочестию, и принимали меры вплоть до отлучения от Церкви упорствующих и нераскаявшихся. Вот и мы, открывая Псалтирь, читаем в первой же строке: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых… (Пс.

1, 1), и нам в нашей жизни предстоит выносить суждение и определять решение, на какой «совет» пойти можно, а на какой – не сто́ит. И так – практически на каждом шагу. Господь не запрещает зло называть злом и отличать добро от зла.

Таким образом, евангельское «не судите» запрещает не суждение и осуждение вообще, но в тех случаях, когда осуждают по личной неприязни, из эгоизма, самомнения, корыстных и прочих неблагонамеренных побуждений; в сплетнях, пустой болтовне, пересудах.

И в любом случае, когда мы берем на себя смелость судить кого-либо, желая исправить его, избавить от «сучка в глазу», необходимо заглянуть в зеркало нашей совести: а нет ли в наших глазах «бревен» (см.: Лк. 6, 42). Необходимо подумать – имеем ли мы моральное право бросить в этого человека «камень»? (см.: Ин. 8, 7). И всегда наше «праведный гнев» должен быть направлен на грех, а не на человека. «Исправь, – говорит св. Иоанн Златоуст, но не как неприятель, не как враг… но как врач, прилагающий лекарство».

– Чтобы оправдать пересуды, часто начинают или заканчивают их словами «За державу обидно»…

– А за себя не обидно? Державе от пустого сотрясения воздуха пользы нет. Ведь что такое держава? Держава – это люди, народ. Это все мы. Всё же необходимое для существования страны, государства создается этими самыми людьми. Вот и получается, что каждый из нас – как бы частица державы. Но в таком понимании обидно нам должно быть в первую очередь за самих себя; за то, что мы создали такую державу. По сути, эта фраза – уход от личной ответственности; попытка хорошо и удобно спрятаться за чем-то большим, аморфным. Часто еще говорят: я человек маленький, что я могу-то? А разве у Бога есть маленькие и большие? Пред Ним все равны: начальники и подчиненные, богатые и бедные, сильные и немощные. Каждый из нас занимает определенное место в жизни, в государстве, и не лучше ли спросить себя: честно ли и с полной ли отдачей исполняю я свои обязанности? Не обид-но ли, не стыдно ли за себя? И что я сделал, чтобы за державу обидно не было? Это будет порядочнее, честнее… Каждый верующий должен спросить себя – а как я использую время, данное мне для определения своей участи в вечности? Умножил я таланты, данные мне Богом, или же закопал их в землю, да еще и забыл место, где закопал? Когда придет время ответа, Бог не спросит с державы, Бог спросит с каждого из нас. Не будет коллективной ответственности. На суде «не предпочтется царь воину, не преимуществит владыка раба: каждый от своих дел или прославится, или постыдится» (последование панихиды).
– Наверное, можно сказать, что осуждение – один из самых распространенных грехов, самых «прилипчивых» и при этом за грех не считаемых…– Да, действительно – «ну, встретились, поговорили, “душу отвели”». Что страшного-то? А без этого и говорить не о чем. Осуждение стало для нас таким же естественным и необходимым, как дыхание. Мы ведь не замечаем, как дышим, так и с осуждением – как-то само собой получается.

Если бы энергия и желание, которые мы тратим на пересуды, направлялись на молитву! Да по земле одни святые бы ходили. Но нет. Мы выносим (как правило, с апломбом) суждения обо всем и обо всех: о семейных отношениях соседей; о «хороших» и «плохих» священниках; о том, что делать с Украиной; о внешней и внутренней политике президента, и так до бесконечности.

Но почему же в подавляющем большинстве эти суждения негативные? Откуда это желание опорочить хорошее, затемнить светлое, поставить себя выше всех? Что – все вокруг неправильные, только мы – носители истины? Нет, конечно. Господь сказал, что все злые помышления исходят из сердца человека.

А это значит, что плохо мы над собой работаем, плохо очищаем сердце от зла, не освобождаем в нем место для добра. Все наши «праведные и справедливые» суждения и осуждения направлены не против греха, что было бы, как мы уже говорили, допустимо и оправданно, а против человека.

Мы уже осудили человека перед Господом, разумеется, оправдав себя; пусть даже не прямо, пусть в мыслях поставив себя выше. Вот уж воистину: «Мал язык, да всем телом владеет».

«Прощайте, и вам простят» (см.: Мк. 11, 25)

– Обращаясь к Отцу Небесному в молитве «Отче наш», мы просим: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6, 12). Так учит нас Бог.

Зачем Богу нужно это наше прощение?
– Не может человек не согрешать, наши грехи и поступки вопреки за-кону Божию и являются нашими долгами перед Богом. Сам искупить пред Богом свои долги человек не в состоянии. Только по нашей вере во Христа Искупителя Бог может нам их простить.

Являясь грешниками пред Богом, мы в различной мере являемся грешниками (должниками) и друг перед другом, нанося взаимные обиды, оскорбления и пр. Добрые отношения, мир, любовь могут быть восстановлены только при искреннем, чистосердечном прощении друг друга.

Если мы посмотрим на свои грехи пред Богом, то увидим, на-сколько мелки и ничтожны по сравнению с ними проступки ближних пред нами. И если мы не готовы с любовью простить их ближнему, то как в таком случае можем рассчитывать на прощение наших – гораздо больших – грехов Богом?Прощение нами ближнего нужно не Богу.

Оно нужно нам, как одно из условий нашего спасения. Сколько раз прощать ближнему? Когда апостол Петр спросил – до семи ли раз прощать согрещающему, Господь ответил: Не говорю тебе: «до семи», но до седмижды семидесяти раз (Мф. 18, 22). Прощать мы должны до конца нашей жизни.

– Прощать нужно всем – даже тем, кто не просит, даже врагам?

– Я думаю, что прощать надо независимо от того, просил об этом обид-чик или нет. И не стоит при этом затягивать время ожидания того, что к нам придут «на поклон». По-моему, лучше найти в себе силы и первому подойти к обидевшему с улыбкой и добрым словом. Тем более, что часто нанесение обиды бывает спровоцировано нашим же поведением.

И даже врагов своих Господь велит нам не только прощать, но и любить. «Как?! Мне делают разные пакости, оскорбляют, унижают, причиняют различного рода ущерб – и их я любить обязан?! Но это невозможно!» – взывает к справедливости всё наше естество. Только всё ли? Та часть, в которой гнездятся самолюбие, гордыня, чувство «собственного достоинства» и т. п.

– да, безусловно. Но ведь есть и другая часть, в которой Слово Божие, законы Божии, вера – вот этим мы и должны руководствоваться. Как же понимать любовь к врагам? Такую любовь надо понимать как расположение и желание добра тем, поведение и действия которых нам не нравятся и которым мы каким-либо образом противодействуем.

Невозможно любить действия, наносящие обиды, вред, направленные против законов Божиих и человеческих. Но, не одобряя их и противодействуя им (действиям), мы не должны платить человеку злом за зло, обидой за обиду. «С волками жить – по-волчьи выть», – говорит пословица. Вопреки ей, даже среди «волков» мы не должны «выть по-волчьи».

Потому что Господь предлагает нам другой образ поведения: А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44).

В этом случае, являя любовь ради Бога, ради Его заповедей, исполняя труднейшую для земного человека заповедь о любви к врагам, мы будем приближаться к идеалу христианского совершенства, к Богоуподоблению.

***

Небольшое отступление (Л. Кузнецова). «Ради Христа?» (о том, что не-обходима и рассудительность).История эта произошла не в нашем храме и даже не в нашем городе. У прихожан стали пропадать кошельки, а то и сумки – с деньгами, ключами, доку-ментами и пр.

После многих неудачных попыток похитителя удалось «взять с поличным». Прибывший по вызову милиционер попросил двух женщин, которым принадлежали украденные в этот раз сумки, написать заявление.

Вместо того женщины, упав в ноги злоумышленнику, запричитали: «Прости нас, брат, Христа ради за всё, что ты из-за нас претерпел; ничего писать мы не будем!»

Милиционер покрутил пальцем у виска и ушел. Ушли женщины – в благостном настроении, довольные своей «православностью». Степенно и не особо спеша удалился и «брат-похититель» – мужчина вполне трудоспособного возраста. Про таких апостол Павел говорил, что могущий работать просить не должен (а уж воровать и подавно – Л. К.).

Раскаяния нарушитель порядка не проявил и прощения не просил. Завтра он продолжит свой беззаконный «промысел» в других местах, и еще многие от него пострадают.

Так не лучше ли было подумать о тех, для кого «изъятие» из кармана даже самой небольшой суммы денег является бедствием (я таких знаю), и не просить прощения (да еще «ради Христа») у обнаглевшего жулика, а пресечь его деятельность?

Еще один случай (Л. Кузнецова). «Лекарство от обиды».Однажды меня обидели, и, как мне думалось, незаслуженно. Обида была сильной, хотелось с кем-то ей поделиться. «Кем-то» оказался тогдашний алтарник нашего собора, а ныне уже священник, отец Александр Станотин. Рассказывала я долго, будущий батюшка слушал терпеливо, молча, внимательно.

По окончании моего эмоционального повествования он встал, пере-крестился и произнес: «Боже, благодарим Тебя за то, что мы не такие, как этот… (далее следовало имя обидчика)», это были слова фарисея из евангельской притчи (см.: Лк. 18, 11). Ничего больше не сказал будущий о. Александр, да и не требовалось.

Без того всё ясно стало, обида моя прошла – ведь не так уж приятно чувствовать себя фарисеем. И мы рассмеялись.

Теперь, собираясь обидеться, я вспоминаю эти «волшебные» слова, прогоняющие обиду, – и не обижаюсь.

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: