ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД

Содержание
  1. Глава 4. Биосфера
  2. 4.2.3. Земельный фонд и земельные ресурсы мира и России
  3. Состав земель в Российской Федерации
  4. Категории земель
  5. Земли сельскохозяйственного назначения
  6. Земли населенных пунктов
  7. Земли промышленности, энергетики, транспорта
  8. Земли особо охраняемых территорий и объектов
  9. Земли лесного фонда
  10. Земли водного фонда
  11. Земли запаса
  12. Виды разрешенного использования земель. Градостроительное зонирование
  13. Правовой режим использования земель в местах проживания коренных малочисленных народов
  14. Земельный фонд и участки лесного фонда: категории, распределение, использование и управление
  15. Земельный фонд
  16. Категория земельного фонда
  17. Распределение земельного фонда
  18. Использование земельного фонда
  19. Состояние земельного фонда
  20. Что такое земельный фонд РФ: состав земель и их категории
  21. Понятие и характеристики земельного фонда России
  22. Состав земельного фонда РФ
  23. Система управления фондом
  24. Категорирование земель и его принципы
  25. Использование ресурсов
  26. Выводы
  27. Сколько земли в России и кому она принадлежит? Как распределяются земельные ресурсы в РФ
  28. Кому принадлежат земли Российской Федерации?
  29. Принципы распределения и классификации земель в Российской Федерации
  30. Что можно улучшить в распределении земельного фонда в России?

Глава 4. Биосфера

ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД

В.В. Братков, Н.И. Овдиенко
Геоэкология
Учебное пособие. — М., 2005.

4.2.3. Земельный фонд и земельные ресурсы мира и России

Земельный фонд — совокупность всех земель (рис.16).

В России — единый государственный земельный фонд, все земли в пределах страны, подразделяющиеся по хозяйственному и правовому режиму на категории: сельскохозяйственные, населённых пунктов, несельскохозяйственного назначения (промышленности, транспорта, курортов, горных разработок, заповедников и т.д.), единый государственный лесной фонд, водный фонд и земли государственного запаса.

Рис.16. Земельный фонд мира

Земельные ресурсы — земли, систематически используемые или пригодные к использованию для конкретных сельскохозяйственных целей и отличающиеся по природно-историческим признакам.

К ним относятся, во-первых, ресурсы пахотных земель, во-вторых, ресурсы всех сельскохозяйственных угодий (пашен, пастбищ, сенокосов и т.п.).

В более широком смысле под земельными ресурсами понимаются территориальные ресурсы вообще.

Площадь земельных ресурсов мира по основным типам угодий иллюстрирует таблица 8.

Таблица 8

Земельные ресурсы мира

Типы угодийПлощадьПроцент к площади суши
Земельные ресурсы мира12986,5
Пашня и насаждения в сельскохозяйственных угодьях1510
Сенокосы и пастбища37,425
Пахотно-пригодные земли25–3216,8–21,5

Обеспеченность населения пахотными землями в целом по планете 20 лет тому назад составляла 0,45–0,50 га/душу населения, а в настоящее время она составляет 0,35–0,37 га/душу населения.

По разным странам обеспеченность пахотными угодьями на душу населения сильно отличается. В Канаде она составляет 1,4 га, США — 0,63 га, ФРГ — 0,15 га, Японии — 0,04 га; в России — 1,75 га, в некоторых странах ближнего зарубежья: в Казахстане — 17,0 га, Молдавии — 0,75 га, Армении — 0,55 га.

Площадь земельного фонда Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2002 г. составляла 1709,82 млн. га (табл.9).

Изменение площади земель, относимых к той или иной категории или виду использования (угодьям), выявляется в процессе уточнения данных, осуществляемого по материалам инвентаризации земель, а также перевода земель из одной категории в другую или изменения вида использования в рамках одной категории.

Таблица 9

Распределение земельного фонда Российской Федерации по категориям, млн. га [Государственный доклад…, 2003]

Категория земельПлощадь
Земли сельскохозяйственного назначения400,7
Земли поселений, в том числе:18,9
в городской черте7,9
в черте сельских населенных пунктов11,0
Земли промышленности, транспорта, связи и иного назначения17,2
Земли особо охраняемых территорий34,2
Земли лесного фонда1103,2
Земли водного фонда27,8
Земли запаса107,9
Итого1709,3

Земельные угодья являются основным элементом государственного земельного учета и подразделяются на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья. Распределение земельного фонда Российской Федерации по угодьям на 31 декабря 2002 г. иллюстрирует табл.10.

Таблица 10

Распределение земельного фонда Российской Федерации по угодьям, млн. га [Государственный доклад…, 2003]

УгодьяПлощадь
Сельскохозяйственные угодья, всего220,9
в том числе:
пашня123,5
кормовые угодья91,3
Земли под поверхностными водными объектами, всего225,9
в том числе:
реки, озера, водохранилища, ледники, снежники71,7
под болотами154,2
Земли под постройками5,5
Земли под дорогами, скотопрогонами7,9
Леса и кустарники897,2
Нарушенные земли1,1
Прочие земли350,8

Площадь всех сельскохозяйственных земель составляла 220,9 млн. га, или 12,9% всего земельного фонда страны. В структуре земель отмечается незначительное преобладание пашни, на долю которой приходится 123,5 млн. га.

Земли под водными объектами присутствуют во всех категориях угодий. Наиболее значительные площади земель, занятых реками, озерами, водохранилищами, относятся к категории земель водного фонда — 27,2 млн. га, в лесном фонде их площадь достигает 18,1 млн.

га, в категории земель сельскохозяйственного назначения — 13,2 млн. га, в землях запаса — 10 млн. га. Больше всего болот в категории земель лесного фонда (110,6 млн. га), много заболоченных территорий входят в категорию земель сельскохозяйственного назначения (25,8 млн.

га) и запаса (13,9 млн. га).

Общая площадь земель застройки составляла по России 5,5 млн. га. В эти угодья включены территории под зданиями и сооружениями, а также земельные участки, необходимые для их эксплуатации и обслуживания. Более 59,7% (3,3 млн.

га) этих земель расположено в пределах городских и сельских поселений и сосредоточено в основном в жилой, общественно-деловой и производственной зонах. На категорию земель промышленности, транспорта, связи и иного назначения приходится 0,9 млн.

га застроенных земель, на земли сельскохозяйственного назначения — 1,1 млн. га.

Площадь земель под дорогами составила 7,9 млн. га. В эти угодья включены земли, расположенные в полосах отвода автомобильных и железных дорог, а также скотопрогоны, улицы, проезды, проспекты, площади, иные пути сообщения.

Большая часть земель под дорогами присутствует в категории земель сельскохозяйственного назначения — 2,3 млн. га, из которых 65% составляют дороги с грунтовым покрытием.

В категории земель промышленности, транспорта, связи и иного назначения их площадь составила 1,8 млн. га, в лесном фонде — 1,7 млн. га.

Земли под лесами и древесно-кустарниковой растительностью, не входящей в лесной фонд, занимают 897,2 млн. га. При этом на земли под лесами приходится 870,4 млн. га, на земли под древесно-кустарниковой растительностью — 26,8 млн. га.

Общая площадь нарушенных земель, нуждающихся в рекультивации достигает 1,136 млн. га. В этой категории земли, нарушенные при разработке месторождений полезных ископаемых, переработке и проведении геологоразведочных работ, составляют 620,6 тыс. га (54,6% общей площади нарушенных земель), при торфоразработке — 246,5 тыс. га (21,7%), при строительстве — 136,9 тыс. га (12,0%).

Прочими землями в целом по стране было занято 350,8 млн. га, или 20,5% территории страны. В эту категорию земель включены полигоны отходов, свалки, пески, овраги и другие земли, а также участки тундры, пригодные для оленьих пастбищ.

Источник: https://ekolog.org/books/54/5_2_3.htm

Состав земель в Российской Федерации

ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД
Энциклопедия МИП » Земельное право » Земельные споры » Состав земель в Российской Федерации

Институт деления земель согласно целевому назначению традиционен для отечественной правовой системы. Основанием распределения земель по категориям признается их назначение.

Словосочетание «состав земель» использовано в названии ст.7 Земельного кодекса РФ. Речь здесь идет об их делении на категории согласно целевому назначению.

Примечательно, что в тексте рассматриваемой статьи и далее, в пределах главы I ЗК РФ «Общие положения» о составе земель более не упоминается.

В иных главах Кодекса используются более узкие по содержанию понятия, например, «состав земель запаса».

Легальное определение состава земель в законодательстве отсутствует. Обычно его трактуют как совокупность показателей соотношения земель по их состоянию и допустимым способам использования.

Категории земель

Институт деления земель согласно целевому назначению традиционен для отечественной правовой системы. Современный Земельный кодекс сохранил все семь категорий, существовавшие в аналогичном кодексе РСФСР. Названия некоторых из них претерпели некоторые изменения, однако содержательное наполнение и правовой режим остались прежними.

Основанием распределения земель по категориям признается их назначение.

Категория земель – более общий термин. Целевое назначение – более узкий. Если мы говорим о землях сельхозназначения, то такие земли могут использоваться как для ведения личного подсобного хозяйства, так и для садоводства. В данном случае при изменении целевого назначения категория (земли сельхозназначения) не меняется.

Законодатель обязывает землевладельцев, землепользователей и арендаторов использовать их участки согласно целевому назначению, принадлежности к соответствующей категории земель. Регулирование условий использования земель разных категорий обусловлены содержанием глав XV-XVIII Земельного кодекса РФ.

Принадлежность к категории – основа правового режима каждого участка. Деление земель представляет собой некое зонирование территории России, имеющее принципиальное значение для подсчета ресурсов всех отраслей народного хозяйства. Любой участок должен быть отнесен к определенной категории земель. Этот параметр указывается в каждом из приведенных документов:

  • гражданский договор, предметом которого выступает участок;
  • индивидуально-правовой акт муниципалитета или иной госструктуры о предоставлении участка в собственность, аренду, временное пользование;
  • выписки из земельного госкадастра, ЕГРН.

Земли сельскохозяйственного назначения

Прежде всего, земли сельхозназначения – это стратегический объект социальной жизнедеятельности, основа экономического и экологического благополучия государства в целом и каждого региона в отдельности. Они находятся за пределами поселений и предназначены для ведения индивидуального подсобного хозяйства либо выращивания, переработки с/х продукции в промышленном объеме.

Регулирование правового положения земель сельхозназначения в России обеспечивается с помощью главы XIV Земельного кодекса РФ и тематического ФЗ № 101, посвященного обороту рассматриваемого вида земель.

Особенности земель сельхозназначения связаны со способностью порождать сельскохозяйственную продукцию.

В отличие от земель промышленности, являющихся лишь пространственным базисом для хозяйствования, земли сельскохозяйственного назначения – ключевое средство и непременное условие сельскохозяйственного производства. В состав этой категории земель входят:

  • угодья сельхозназначения, в числе которых пашни, пастбища, сенокосы;
  • участки, на которых размещены замкнутые водоемы, внутрихозяйственные коммуникации и пути, защитные насаждения;
  • участки, занятые постройками сельхозназначения.

Одним из принципов земельного, природоресурсного и экологического законодательства признается приоритет сельскохозяйственных угодий. Плодородные земли сельскохозяйственного назначения используются, преимущественно для обустройства пашен, садов и других многолетних насаждений.

Земли населенных пунктов

Регулирование правового положения рассматриваемого типа земель обеспечивается главой XV ЗК РФ. Земли населенных пунктов служат территориальной базой для возведения и реконструкции различных сооружений, а также их комплексов.

Земли населенных пунктов находятся в ведении советов депутатов муниципальных образований. Порядок застройки перспективных земель сельских поселений устанавливается проектами планировки и застройки; неперспективных – правилами внутрихозяйственного землеустройства. Их особенности обусловлены нахождением в пределах городской черты.

Земли населенных пунктов используются для развития поселений, размещения жилой, социально-бытовой, культурной и производственной застройки. Земли населенных пунктов отделены от иных типов земель границами соответствующих поселений.

Земли промышленности, энергетики, транспорта

Главой XVI ЗК РФ установлен правовой режим земель промышленности, транспорта. На участках названной категории концентрируется большое количество предприятий разных сфер народного хозяйства.

По этой причине земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания более других нуждаются в дополнительном регулировании в виде зонирования. Законодатель специально регламентирует виды разрешенного использования земель отдельных подкатегорий (связи, энергетики, обороны).

Специфический правовой режим земель промышленности установлен с целью создания надлежащих условий для:

  • эксплуатации оборудования и целостных комплексов промпредприятий;
  • обеспечения технического, ядерного, санитарного благополучия.

Земли особо охраняемых территорий и объектов

Регулирование положения этой категории земель обеспечено главой XVII ЗК РФ. Земли особо охраняемых территорий и объектов имеют особую ценность, обусловленную специфическими свойствами: эстетическими, оздоровительными, природными. Они также могут иметь культурное, рекреационное значение, представлять ценность для науки или истории.

Земли особо охраняемых территорий и объектов зачастую изъяты из круговорота обыденной хозяйственной деятельности. Виды разрешенного использования земель этого типа жестко ограничены таким образом, чтобы не разрушать их ценные свойства.

Земли лесного фонда

Правовой режим земель лесного фонда определяется нуждами лесоохраны, лесоразведения и лесозаготовки. Понятие и состав земель лесного фонда урегулированы главой XVII ЗК РФ. Лесной кодекс увязывает понятия «земли лесного фонда», «лесной фонд». Последний образуют:

  • природные и высаженные леса, кроме расположенных на землях обороны и землях поселений;
  • незалесненные земли лесного фонда.

Незалесненные земли лесного фонда включают:

  • участки, отведенные для восстановления лесов после пожаров и вырубки;
  • участки, предназначенные для нужд лесных хозяйств и фактически занятые постройками, с/х угодьями, дорогами и подобным;
  • болота, каменистые россыпи, иные малопригодные для лесоразведения участки.

Правовой режим земель лесного фонда обусловлен режимом расположенной на них природных объектов. Наиболее строг режим охраны лесов первой группы, наименее – лесов третьей. Включение в земли лесного фонда отдельных участков либо их изъятие из рассматриваемой категории осуществляется с учетом предписаний Лесного кодекса России.

Земли водного фонда

Понятие и состав земель водного фонда определятся главой XVII ЗК РФ и обусловлен содержанием Водного кодекса РФ. К землям водного фонда относятся земли:

  • занятые природными и искусственными водными объектами, в том числе – ледниками и болотами;
  • полосы отвода по берегам;
  • водоохранные зоны;
  • зоны охраны водохозяйственных гидротехнических сооружений.

Земли водного фонда используются для удовлетворения:

  • питьевых и бытовых нужд граждан (приоритетны);
  • потребностей рыбохозяйственных, сельскохозяйственных, промышленных и других потребителей государства и муниципальных образований.

Правовой режим земель водного фонда во многом обусловлен положениями Водного кодекса России. В частной собственности могут пребывать лишь обособленные водные природные объекты. Изменение русла или конфигурации водных объектов не влечет смены формы соб-ственности. В компетенции муниципальных образований находятся воды, обеспечивающие потребности местных потребителей.

Земли водного фонда предназначены для организации водопользования, которое может предполагать забор воды или обходится без непосредственного ее изъятия.

Земли водного фонда зачастую предоставляться в пользование для удовлетворения однородных потребностей, нередко – с ограничением природопользования.

Правовой режим земель водного фонда продиктован необходимостью защиты природы, сохранения водных объектов и организации удобного доступа к водным ресурсам основным пользователям.

Земли запаса

Земли запаса – это земли, которые никогда не передавались в собственность, аренду или пользование либо – изъятые у землевладельцев, арендаторов и землепользователей в связи с нецелевым использованием или иными нарушениями. Обычно земли запаса не освоены и не включены в состав интенсивно эксплуатируемых.

Использование земель запаса возможно, например, для отгонного пастбищного выпаса скота.

Правовой режим земель запаса обусловлен их резервированием для возможного расширения иных категорий земель.

Земли запаса находятся в ведении муниципальных образований. Земли запаса в особенности нуждаются в проведении разного рода землеустроительных работ для выявления территорий, пригодных для сельскохозяйственного, лесохозяйственного освоения.

Земли запаса передаются в пользование после их перевода в иную категорию. В России земли запаса сконцентрированы в Сибири, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере.

Виды разрешенного использования земель. Градостроительное зонирование

Условия использования участков каждой категории весьма широки. Так, участки земли сельскохозяйственного назначения используются не только для производства с/х продукции (а это само по себе широкое понятие), но и для ее переработки.

Второй по значимости составляющей правового режима земель в России признается разрешенное использование земель, устанавливаемое путем зонирования.

Параметры и виды разрешенного использования земель устанавливаются муниципалитетами на вверенной им территории. Порядок зонирования муниципальных территорий установлен ст. 85 ЗК РФ.

Однако ее предписания пока не нашли широкого применения.

Основные причины – несовершенство законодательства, незаинтересованность чиновников в организации таких работ, отсутствие административной или дисциплинарной ответственности за непроведение зонирования.

Зонирование территории – настоятельная необходимость в отношении земель разных категорий. Она вызвана необходимостью обеспечить разного рода публичные и частные интересы, среди которых:

  • территориальное планирование;
  • защита прав землевладельцев на использование имущества по собственному усмотрению в установленных законом пределах;
  • охрана земель как основа жизнедеятельности народов России, в том числе – коренных малочисленных.

Градостроительное зонирование подразумевает разбивку территорий муниципальных образований на самостоятельные территориальные зоны (например, деловой центр, промзона, спальный район).

Градостроительное зонирование необходимо в условиях существования рынка земли и недвижимости, когда у отдельных объектов часто меняются собственники.

Градостроительное зонирование позволяет установить рамки использования, реконструкции и достройки недвижимости так, чтобы они сохраняли силу независимо от смены собственников.

Участок одновременно может принадлежать только к одной зоне. Градостроительное зонирование предполагает, что для каждой зоны устанавливается отдельный градостроительный регламент.

В России введен классификатор видов разрешенного использования земель.

Он содержит 12 условных групп и укрупненные виды разрешенного использования, содержащие несколько разрешенных видов использования. Это важно в отношении местностей, направления использования которых находятся на стадии планирования.

Классификатор видов разрешенного использования земель обрел ключевое значение. С конца 2014 года в госкадастр недвижимости не могут быть включены виды пользования, не оговоренные классификатором. Власти каждого муниципального образования обязаны до 2020 года откорректировать установленные ими правила землепользования и застройки согласно классификатору.

Правовой режим использования земель в местах проживания коренных малочисленных народов

Законодательство отражает порядок природопользования этнических групп, оговоренный № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ». Земли предоставляются им на праве собственности, аренды, сервитута.

Статьей 10 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения» запрещена приватизация оленьих пастбищ. Оленеводство входит в число основных видов деятельности таких лиц.

Запрет имеет принципиальное значение для поддержания этнической общности, благосостояния и даже самого существования многих народностей.

Пастбища передаются общинам народов Севера, Сибири, Дальнего Востока для ведения привычного им образа жизни.

В местах хозяйствования коренных малочисленных народов по инициативе муниципалитетов устанавливается особый защитный режим земель, ограничивающий в правах других земле- и водопользователей.

На территориях традиционного землепользования коренных малочисленных народов выделяют самостоятельные зоны, например, стационарные и временнее поселения, участки, используемые для традиционных промыслов, объекты культурного наследия. Их перечень не исключителен.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemelnoe-pravo/sostav-zemel-v-rossijskoj-federacii.html

Земельный фонд и участки лесного фонда: категории, распределение, использование и управление

ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД

Россия – самое большое государство в мире. В стране есть практически все виды земельных ресурсов, которые известны человеку. Рынок земли в РФ еще находится в стадии формирования, а государственные запасы земельных ресурсов объединены понятием Земельного фонда.

  1. Земельный фонд
  2. Земельные участки лесного фонда
  3. Категория земельного фонда
  4. Распределение земельного фонда
  5. Использование земельного фонда
  6. Управление земельным фондом
  7. Состояние земельного фонда

Земельный фонд

Земельный фонд – вся территория государства, включая водные просторы в пределах зафиксированных государственных границ. В зависимости от целевого назначения российские земли подразделяются на следующие категории:

  • Сельскохозяйственные угодья.
  • Земли для поселений.
  • Промышленные, транспортные, энергетические, зоны, а также области безопасности и обороны плюс земля, обеспечивающая космическую деятельность.
  • Лесной и водный фонд.
  • Земли запаса.
  • Объекты и территории с особым режимом охраны.

В соответствии положениями гражданского кодекса лес и земельный участок признаются разными объектами в гражданском праве. Недра и земельные участки считаются недвижимостью по причине характерных природных свойств.

Вместе с этим здания и сооружения, многолетние насаждения, а также лес считаются недвижимостью в виду неразрывной связи с землей и отсутствия возможности переместить объекты без ущерба целевому назначению участка (статья 131 ГК).

Если специальные условия не предусмотрены законом, право собственности владельца также распространяется на растения и лес, которые находятся на участке (пункт 2 статья 261 ГК РФ).

Категория земельного фонда

Сельскохозяйственные земли считаются основным средством производства в отрасли. В этом заключается основная специфика одной из главной категорий земель РФ, у которой имеется специфичный правовой режим.

В России сельскохозяйственное землепользование находится в приоритете, к с/х землям применяется особый порядок охраны и использования, поскольку эта категория земель характеризуется как плодородная и представляет особую ценность для государства.

Фактически вышесказанное означает, что земля признанная пригодной в качестве использования под сельскохозяйственные угодья, должна предоставляться преимущественно для таких нужд.

Распределение земельного фонда

Процессы распределения ресурсов земельного фонда фиксируются путем государственных статистических наблюдений за использованием и состоянием ресурсов в разрезе субъектов РФ. К примеру, в 2009 году существенное количество земельных площадей вовлекались в гражданский оборот.

В последние годы активно продолжается процесс изменения административных границ населенных пунктов, на фоне чего правовой статус отдельных земель приводится в соответствие с положениями действующего законодательства.

Активное изменения по категориям земли наблюдаются преимущественно в границах населенных пунктов, для которых характерно формирование муниципальных образований.

Использование земельного фонда

Среди основных пользователей ресурсов земельного фонда, в частности земель с/х предназначения значатся акционерные товарищества и общества, фермерские и крестьянские хозяйства, колхозы, среди которых также рыболовецкие предприятия.

На долю перечисленных пользователей приходится порядка половины (52%) всей земли, которая относится к категории сельскохозяйственного использования.

Вторая крупная группа пользователей земли – это муниципальные и государственные образования, племенные хозяйства и опытно-производственные организации, на их долю приходится 39.6% всех с/х угодий.

Оправление земельным фондом страны осуществляют государственные структуры, которые подразделяются на две основных подгруппы в зависимости от уровня компетенции:

  1. Общая компетенция – муниципальные или государственные учреждения, которые решают задачи регулирования и руководства земельно-правовыми отношениями общего порядка.
  2. Специальная компетенция – муниципальные или государственные учреждения, обладающие узким кругом полномочий. Перед такими организациями стоит решение задач касающихся конкретной сферы управления, к пример, ведение государственного кадастра земли, мониторинг, землеустройство и т.п.

Состояние земельного фонда

Россия – одна из самых обеспеченных стран в отношении земельных ресурсов. Вместе с этим огромные размеры земельных площадей, пригодных для осуществления хозяйственной деятельности, сравнительно невелики.

Среди основных проблем отечественных земельных ресурсов эксперты называют ухудшение уровня плодородия почв, состояния сельскохозяйственных земель.

Верхний покров почты подвергается регулярному загрязнению, в результате чего земля начинает деградировать и теряет возможность воспроизводства плодородия и восстановлению свойств.

Совет от Сравни.ру: Земля – одно из главных богатств России. Пока каждый человек, каждая компания не осознает эту истину, мы будем относиться к земле потребительски, что в итоге не принесет прибыли ни РФ, ни отдельно взятым крупным землевладельцам. Сохранять и приумножать полезные свойства земли необходимо всей страной, а проблему загрязнения почвы и отсутствия простых правил игры на рынке земли требуется решать на государственном уровне, и чем быстрее – тем лучше.

Источник: https://www.Sravni.ru/enciklopediya/info/zemelnyj-fond/

Что такое земельный фонд РФ: состав земель и их категории

ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД
Время чтения: 4 минут

Земля – важнейший природный ресурс.

Это один из компонентов окружающей среды, издавна используемый человеком для размещения производственных и жилых объектов, ведения сельского хозяйства, получения доступа к лесам и недрам.

Как и во всем мире, в России земля служит источником удовлетворения жизненно важных потребностей населения. О том, что такое земельный фонд РФ, подробно сказано в российском законодательстве.

Понятие и характеристики земельного фонда России

Вся российская территория, совокупность земель, находящихся в пределах государственных границ Российской Федерации и разделенных на категории согласно целевому назначению, в том числе укрытые лесами и находящиеся под водой, составляют ее собственность и входят в понятие земельного фонда.

Располагая обширным фондом земли в 1709,8 млн. га, Россия является мировым лидером по площади территории.

Географическим положением страны и ее природно-климатическими условиями объясняется неравномерность распределения используемых в народном хозяйстве ресурсов. Например, распахано лишь 8,9% земель (190,3 млн. га), а 62% (1046,3 млн. га) покрыто лесами.

Тем не менее, земельный фонд Российской Федерации – это все ресурсы земли, расположенные в ее границах и составляющие территориальную основу государства.

Состав земельного фонда РФ

Земельные ресурсы России представляют собой единый природный объект, невзирая на то, что в разные моменты времени отдельные его части могут находиться в чьей-то собственности и эксплуатироваться разными субъектами права.

В состав земельного фонда России входят ресурсы, которые:

  • выполняют рекреационные, природно-заповедные, оздоровительные функции;
  • используются в качестве средства производства, пространственного экономического базиса.

Согласно положениям Земельного кодекса РФ, все земли, входящие в фонд, подразделяются на категории в соответствии с целевым назначением. Самая большая из них – земли сельскохозяйственного назначения. Они, в свою очередь, тоже делятся на группы в согласии с основной и вспомогательной задачами, которые на них возложены.

Это же относится и к другим категориям. Так, например, структура земельного фонда города включает земли:

  • общего пользования:
    • скверы,
    • улицы,
    • площади,
    • бульвары;
  • застройки (участки под сооружениями, зданиями);
  • занятые лесами и прочие.

Под влиянием экономических, социальных, экологических и политических факторов структура фонда в целом иногда изменяется. Такие трансформации могут затронуть и отдельные категории земельного фонда. Это происходит:

  • при переводе земель из одной категории в другую;
  • в случае приватизации участка;
  • в связи с развитием предпринимательской деятельности в области использования земельных ресурсов;
  • по иным значимым причинам.

Состав таких ресурсов, принадлежащих субъектам федерации или другим административно-территориальным единицам, например, структура земельного фонда области, подвергается постоянному анализу. Все изменения в долевом соотношении фиксируются.

Система управления фондом

Отдельную сферу государственного управления составляет руководство земельным фондом РФ. Областью его полномочий выступают земли в широком смысле этого слова.

Предметом правового регулирования является система правоотношений в сфере охраны и рационального задействования ресурсов земли в качестве объекта экономического хозяйствования.

Органы управления земельным фондом Российской Федерации объединены в целостную систему.

В зависимости от полномочий, получаемых этими структурами, предусмотрено подразделение на органы общей и специальной компетенции.

Первые осуществляют общее руководство и регулируют все существующие в государстве земельно-правовые отношения. Вторые наделены ограниченным кругом полномочий в сфере руководства земельным фондом, выполняют функции государственного управления, которые относятся к конкретной области координирования: ведение государственного земельного кадастра, мониторинг, землеустройство и прочие.

В первую группу входят государственные органы РФ:

  • Президент и главы субъектов;
  • Федеральное собрание и законодательные собрания субъектов;
  • Правительство и власти субъектов;
  • органы местного самоуправления.

Органы специальной компетенции, входящие во вторую группу, определены Указом Президента РФ и включают министерства, федеральные службы и агентства.

Государственное управление земельным фондом в 2020 году осуществляется на нескольких уровнях:

  • федеральном (территория всего государства);
  • субъектов РФ: земли в пределах республики, края, области, автономных областей и округов, городов федерального значения;
  • муниципальных образований: земельные ресурсы районов, городов, иных населенных пунктов.

Категорирование земель и его принципы

Как объект хозяйствования земельный фонд характеризуется определенными показателями, такими как распределение земель по:

  • видам и формам собственности;
  • целевому назначению (категориям);
  • землепользованиям, землевладениям и земельным участкам;
  • угодьям.

Распределение земельного фонда по категориям земель является важнейшей формой организации их использования. Осуществляется на основании установления доминирующих факторов производительных возможностей и зонирования территории. Каждый участок относят к определенной категории, что устанавливает в отношении него правовой режим хозяйственного использования, охраны, его цели и задачи.

Земельным Кодексом РФ определены 7 категорий, в которые входят земли:

Узнайте подробнее, какие особенности имеют категории земель в РФ.

Использование ресурсов

Принципы использования земельного фонда основаны на отнесении конкретного надела к одной из установленных законодательством категорий. Так, например, земли сельхозназначения могут быть использованы только в учебных, научно-исследовательских и целях сельскохозяйственного производства.

Отдельные граждане могут пользоваться такими землями в следующих целях:

  • ведение личного подсобного или фермерского (крестьянского) хозяйства;
  • животноводство;
  • огородничество;
  • сенокошение;
  • выпас скота;
  • садоводство.

Законодательно запрещено нецелевое использование земель определенных категорий.

Выводы

Земельный фонд РФ – совокупность всех земель на территории страны в пределах государственных границ, основа ее территориального суверенитета и главное достояние.

Его категорирование осуществляется для установления правового режима использования и охраны.

Управление и контроль эксплуатации земель отдельных категорий и природного объекта в целом осуществляют уполномоченные государственные органы.

Источник: https://pravovdom.ru/zemlya/zemelnyj-fond-rf.html

Сколько земли в России и кому она принадлежит? Как распределяются земельные ресурсы в РФ

ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД

Земля – это важнейший природный ресурс, как человеческий, так и государственный. С давних времен человек использовал землю в своих интересах: добывал пищу, строил жилье, пользовался лесами и недрами.

Испокон веков земля нужна для удовлетворения жизненно важных потребностей населения.

Но что значит земля для государства и человека в современное время? Сколько земли принадлежит Российской Федерации? Кем, как и для чего она используется? Все это мы расскажем в нашей статье, посвященной земельным ресурсам России.

После распада Советского Союза страну ожидали огромные перемены. Одним из актуальнейших вопросов тех времен был вопрос по перераспределению земельных площадей. Преобразования начались успешно: в первый же год провели инвентаризацию земель, выделили 950 тысяч участков для садоводства и огородничества, создали и наделили землей больше 100 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств.

Конечно, переход на новую систему занял не один год, а в обществе и политических рядах данная ситуация вызывала не мало противоречий.

Виктор Хлыстун, академик, министр сельского хозяйства РСФСР, автор реформы 1990-ого года рассказывал: «Радикальные реформаторы тогда настаивали на включении земли в общий фонд приватизации и наделении ею всех граждан по ваучерам. Мы были категорически против: только сельские жители имели право на землю».

Главное преобразование было в том, что после реформы 1990-ого года в стране появилась частная собственность на землю.

Георгий Ярошевич, доктор сельскохозяйственных наук, директор НИИ сельского хозяйства в Пскове, комментировал итог всего этого так: «Пострадали все сельскохозяйственные институты и академии, расположенные рядом с городами. В 2009-2010 годах у нас начали отбирать плодородные земли под строительство дач, новостроек и коттеджей».

«Начавшееся в конце 90-х годов разрушение системы управления земельными ресурсами привело к вопиющей бесхозяйственности» – сетовал Виктор Хлыстун.

Кому принадлежат земли Российской Федерации?

Россия естественным образом занимает мировое лидерство по объемам земельных ресурсов. «Сегодня никто в стране не знает, каков размер главного национального богатства России и сколько оно стоит», – отмечает Виктор Хлыстун.

Действительно, стоимость земельных участков по стране варьируется от несколько тысяч до несколько миллионов рублей за одну сотку земли! Разница в стоимости колоссальная, и объясняется она, в первую очередь, климатическими факторами.

Например, стоимость земельного участка в Сочи или Крыму значительно превышает стоимость такого же по площади участка, находящегося в глубинках Татарстана. Примеров можно привести много. Следует понимать, что в курортных городах, а также в городах-миллионниках стоимость земли всегда будет завышена.

К сожалению, несмотря на земельное богатство нашей страны, население не может в полной мере насладится этим достоянием. Земельная реформа в свое время изменила судьбы тысяч граждан, и многие до сих пор не имеют возможности приобрести себе земельный участок, потому что все вокруг было выкуплено после в 1990-е годы.

«Одна из главных причин сложившейся ситуации – это отсутствие разграничения между государственными землями.

Не понятно, какая земля федеральная, какая муниципальная, а какая принадлежит субъекту Федерации, то есть региональным властям», – говорит о проблеме Наталья Шагайда, доктор экономических наук, директор Центра агропродовольственной политики Института Прикладных Экономических Исследований РАНХиГС.

В настоящее время огромное количество невостребованных земель находится во владении муниципалитетов. Это доли тех сельских жителей или их наследников, кто не выделил земли в индивидуальные участки, не успел продать, или в свое время не передал в аренду.

По данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, в России более 390 миллионов гектар земель сельскохозяйственного назначения. Из них чуть более половины, а именно 196 миллион гектар – угодья (пашни и пастбища). Огромные площади, к сожалению, не востребованы.

Еще Петр Столыпин говорил, что «в деле земельного устройства нужен упорный труд и продолжительная «чёрная» работа». На сегодняшний день огромные площади земельных участков пустуют из-за наложенного на них обременения.

Состоятельные бизнесмены скупают гектары земель в качестве инвестиций, а потом отдают их в банки под залог для получения новых кредитов и получения новой прибыли.

Однако от таких действий страдают не только фермерства, но и экономика многих регионов.

Вообще официально ответственность за земли сельскохозяйственного назначения, их контроль и мониторинг возлагается на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. А вот следит за постройками специальный Фонд жилищного строительства.

В теории все просто, но на практике, для того чтобы получить то или иное разрешение (либо справку), нужно обойти немало инстанций.

«А у нас даже нет единого конкретного органа по управлению земельными ресурсами», – с сожалением комментирует Наталья Шагайда.

Принципы распределения и классификации земель в Российской Федерации

Совокупность земель, которая находится в пределах границ той или иной страны, представляет ее земельный фонд. Земельный фонд является собственностью государства. К сожалению, не вся площадь земельных ресурсов России востребована.

В силу особенностей географического положения России и ее природно-климатические условий земли в народном хозяйстве используются крайне неравномерно. Чтобы можно было максимально эффективно использовать имеющиеся богатства, земельные участки повсеместно разделены на специальные категории и виды допустимого использования.

Согласно Земельному Кодексу Российской Федерации №136-ФЗ от 25 октября 2001 года, совокупность земель, входящих в земельный фонд страны, подразделяется на категории в соответствии с целевым назначением. И распределение земельного фонда по категориям земель – важнейшая форма организации их использования.

Земельный фонд распределяется по категориям в соответствии со следующими критериями:

  1. вид;
  2. форма собственности;
  3. целевое назначение.

Соответственно, в каждой категории есть свои подгруппы. Например, структура земельного фонда города включает земли:

  • общего пользования:
  • скверы,
  • улицы,
  • площади,
  • бульвары;
  • застройки (участки под сооружениями, зданиями) и прочие.

Структура земельного фонда непостоянна – с определенной периодичностью она меняется из-за социальных, экологических, политических и экономических факторов. Следует понимать, что меняться могут не только категории земельного фонда, но и отдельные внутренние объекты. Это могут быть такие изменения, как

  • перевод участка земли из одной категории в другую;
  • приватизация земельного участка;
  • развитие предпринимательской деятельности и иной промышленной деятельности в районе определенной земельной территории, и прочие возникающие изменения.

Зонирование территорий осуществляется строго по правилам, в соответствии с градостроительным регламентом.

Зонирование, в широком понимании, это распределение участков земли на определенные зоны и районы, а также установление некоторых ограничений на ее применение.

В соответствии со статьей № 30 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, правила зонирования имеют такие следующие цели:

  1. Сохранение природы и памятников архитектуры;
  2. Развитие муниципальных территорий;
  3. Обеспечение законности интересов физических лиц и организаций;
  4. Создание условий для привлечения большего количества инвесторов для строительства капитальных объектов.

Любые изменения незамедлительно должны быть внесены в карту градостроительного зонирования.

Земельным Кодексом РФ определяются 7 основные крупные категории земельного фонда Российской Федерации, они показаны в таблице

№Наименование категорииЧто за землиДоля в общей площади, %
1Земли лесного фондаДанный фонд необходим для ведения и восстановления лесного хозяйства страны64%
2Земли сельскохозяйственного назначенияЗемли сельхозназначения могут быть использованы в учебных, научно-исследовательских и целях сельскохозяйственного производства22,5%
3Земли запасаЗемельные площади, находящиеся в резерве государства4,8%
4Особо охраняемые землиЗемли особо охраняемых объектов Российской Федерации и территорий (в том числе, заповедники)3,2%
5Земли для обеспечения обороны, космической деятельности безопасности и иного специального назначенияЗемельные зоны, на которых расположены различные предприятия и здания специального и вспомогательного назначения: энергетики, промышленности, радиовещания, транспорта и т.д.2,8%
6Земли водного фондаДанный фонд представляет собой территории рек, прудов, морей, озер, а также все прилегающие к ним земли1,5%
7Земли поселений (населенных пунктов)На данных землях размещаются объекты инфраструктуры и здания для проживания людей1,2 %

На землях населенных пунктов, строительство разрешено лишь при наличии разрешения. Существует несколько видов разрешенного строительства:

  1. ИЖС (индивидуальное жилищное строительство);
  2. ЛПХ (личное подсобное хозяйство);
  3. ДНП (дачное некоммерческое партнерство – застройка под дачу).

Земли сельскохозяйственного назначения могут быть использованы не только крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, но и обычными гражданами России. Граждане могут использовать такие земли для нескольких целей:

  1. ведения личного подсобного или фермерского (крестьянского) хозяйства;
  2. животноводства;
  3. огородничества;
  4. сенокошения;
  5. выпаса скота;
  6. садоводства.

При этом законодательство России запрещает нецелевое использование земель определенных категорий!

В России большое внимание уделяется землям сельскохозяйственного назначения. Земельные сельскохозяйственные наделы размещаются за пределами городов. Основная функция земель этой категории – производство сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственные земли имеют следующие виды разрешенного использования:

  1. Зоны, предусмотренные для выращивания сельскохозяйственных культур;
  2. Территория дорог и лесополос;
  3. Участки под специализированные строения;
  4. Залежные земли (территории, которые утратили свою производственную и экологическую ценность).

На территориях промышленного назначения располагаются различные производственные мощности. Данный вид земель предусмотрен для предоставления необходимых ресурсов различным специализированным организациям.

Промышленные земли предполагают не только возведение зданий для производственных целей, но и сооружения для добывания полезных ископаемых.

При этом в соответствии с действующим законодательством, промышленные земли могут находиться в собственности, государства, муниципальных организаций и граждан страны.

Общая площадь территории России на 2019 год составляет 17125191 км², а как она распределяется – показано в таблице

СубъектыКоличество субъектовОбщая площадь, тысяч гектар
Хозяйственные товарищества и общества29206108036,7
Производственные кооперативы16227100845
Государственные и муниципальные унитарные сельскохозяйственные предприятия2793112687,3
Научно-исследовательские и учебные учреждения и заведения22132932,7
Подсобные хозяйства21421158,2
Прочие предприятия, организации и учреждения1563313845,3
Общинно-родовые хозяйства50073260,4
Казачьи общества296104,9
Итого69010412870,5

По прогнозам статистов, общая посевная площадь в 2020 году должна составить около 80,3 миллионов гектар. «Посевная площадь под сельскохозяйственные культуры должна увеличиться в 2020 году на 800 тысяч гектар, в том числе под зерновые – на 650 тысяч гектар», – заявил директор департамента растениеводства Министерства сельского хозяйства Роман Некрасов.

Что можно улучшить в распределении земельного фонда в России?

Разумеется, имея такую огромную площадь владений, государству нелегко осуществлять контроль над земельным фондом и за всеми, связанными с ним, субъектами. Однако же следует ужесточить мониторинг и ввести несколько конкретных пунктов для совершенствования системы «земельных дел».

Чтобы навести порядок в земельном хозяйстве страны, необходимо, прежде всего, провести сплошную инвентаризацию земель и последующее их межевание. Причем, зарегистрировать владельцев участков, их точные границы и площади.

По общему мнению, следует усовершенствовать систему регулирования рынка сельскохозяйственных земель, а также ужесточить противодействие спекуляции и внести конкретные ограничения по концентрации земель в собственности одного или группы лиц.

«Если и начнется процесс изъятия неиспользуемых и невостребованных земель, то важно в этот момент не наделать новых ошибок», – предупреждает Наталья Шагайда.

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/naskolko-neobyatna-rossiya-ili-skolko-zemli-v-rossijskoj-federatsii-i-komu-ona-prinadlezhit

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: