Законный представитель налогоплательщика

Содержание
  1. Представление интересов налогоплательщика в налоговых органах. Кто является законным представителем юридического лица? Кто может быть уполномоченным представителем
  2. Кто не может быть уполномоченным представителем налогоплательщика
  3. Ответственность уполномоченного представителя налогоплательщика
  4. Доверенности на уполномоченного представителя налогоплательщика
  5. Порядок выдачи доверенности на уполномоченного представителя налогоплательщика
  6. Основания прекращения действия доверенности
  7. Доверенности, приравниваемые к нотариально удостоверенным
  8. Правоотношения, в которых уполномоченный представитель консолидированной группы налогоплательщик представляет интересы других участников
  9. Законный представитель налогоплательщика
  10. Права и обязанности представителя налогоплательщика-организации
  11. Действия (бездействие) законных представителей организации
  12. Понятие законного представителя налогоплательщика – физического лица
  13. Права и обязанности представителя налогоплательщика – физического лица
  14. Виды представительств в налоговых правоотношениях
  15. Основные отличия законного представителя от уполномоченного
  16. Участники консолидированной группы налогоплательщиков
  17. Положения ст. 26 НК РФ о законных представителях налогоплательщика
  18. Кто может стать законным представителем налогоплательщика
  19. Документы, подтверждающие полномочия представителя
  20. Судебная практика, проясняющая применение положений ст. 26 НК РФ
  21. Выводы

Представление интересов налогоплательщика в налоговых органах. Кто является законным представителем юридического лица? Кто может быть уполномоченным представителем

Законный представитель налогоплательщика

Понятие уполномоченного представителя налогоплательщика

Процедура уплаты налогов является достаточно длительной и состоит из нескольких этапов. Прежде всего, необходимо собрать отчетность, заполнить декларацию и посетить налоговую.

Не всегда руководители крупных компаний могут позволить себе тратить время на посещение налоговых органов. Сегодня оплатить сборы за любое юридическое лицо может уполномоченный представитель налогоплательщика.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается такое лицо (физическое или юридическое), которое может представлять интересы плательщика налогов в сделках с налоговыми органами, а также с другими участниками отношений по налогам и сборам.

Уполномоченный осуществляет свои действия на основании доверенности, которая выдается в соответствии с порядком, установленным Гражданским кодексом РФ.

Кто не может быть уполномоченным представителем налогоплательщика

Законодательство запрещает быть уполномоченными представителями следующим категориям:

  • работникам налоговых и таможенных органов;
  • специалистам органов внутренних дел правопорядка;
  • судьям следователям и прокурорам;
  • специалистам государственных внебюджетных фондов.

Данное правило закреплено в статье 29 Налогового кодекса РФ. Эта норма законодательства установлена по той причине, что указанные лица представляют интересы государства и не могут одновременно быть представителями налогоплательщика и стороны, осуществляющей контроль за уплатой налогов и сборов.

Ответственность уполномоченного представителя налогоплательщика

Уполномоченные представители налогоплательщика несут ответственность перед участниками налоговых правоотношений. Они ответственны за представление интересов в следующих случаях:

  • связанных с регистрацией компании в налоговых органах;
  • связанных с подачей декларации;
  • связанных с взысканием налогоплательщиков недоимки по налогам;
  • связанных с привлечением компании к ответственности за нарушения в области уплаты налогов и сборов, а также в других случаях если действие или бездействие налоговых органов затрагивает права организации.

Уполномоченное лицо несет ответственность за соблюдение сроков, подачу налоговой отчётности, правильность заполнения декларации по налогам, а также за правильность исчисления конечных сумм.

По этой причине уполномоченный налогоплательщика должен очень хорошо разбираться в современном налоговом законодательстве.

Доверенности на уполномоченного представителя налогоплательщика

Уполномоченный представитель налогоплательщика осуществляет свою деятельность на основании доверенности. Доверенность — это письменный договор между налогоплательщиком и третьим лицом о передаче и разделении прав. Согласно статье 185.1 ГК РФ срок действия доверенности составляет не более 3 лет.

Если договор не содержит сведений о сроках, то считается, что доверенность действует ровно год. При этом, если не указана дата открытия доверенности, то она считается недействительной.

Все действия, которые указаны в доверенности, уполномоченный представитель вправе совершать лично.

Он может передать свои полномочия третьим лицам, но только если это действительно необходимо.

При этом уполномоченный обязан уведомить своего доверителя и выдать доверенность третьему лицу. Такая доверенность должна быть обязательно нотариально заверенной.

Порядок выдачи доверенности на уполномоченного представителя налогоплательщика

Доверенность имеет определенный порядок выдачи, который установлен статьей 185.1 ГК РФ. При этом, на основании данного документа уполномоченный в праве совершать все юридические действия в том же объеме, что и доверитель.

По законодательству договор должен иметь унифицированную форму. Полномочия доверенного нотариально подтверждаются.

Доверенность обязательно выдается с подписью руководителя или лица, его заменяющего. Печать организации не обязательна. Данное правило закреплено пунктом 4 статьи 185.1 ГК РФ. Также, если уполномоченный сдает налоговые декларации, то он может предоставить письменное нотариальное заверение.

Основания прекращения действия доверенности

Статья 187 ГК РФ содержит основания для прекращения действия доверенности:

  • если кончился срок доверенности;
  • если доверенность отменена доверителем;
  • если доверенный сам отказался от полномочий;
  • если юридическое лицо прекратило свою деятельность в результате ликвидации или реорганизации;
  • если доверитель и доверенный признаны недееспособными или безвестно отсутствующими;
  • при смерти доверителя или доверенного;
  • если произведено введение в отношении организации процедуры банкротство, при которой доверитель теряет право выписывать доверенности.

Сроки отказа от доверенности не установлены ни для доверителя, ни для уполномоченного. Если доверитель изменяет или отменяет доверенность, он обязан оповестить об этом уполномоченного и налоговые органы.

Правопреемники налогоплательщика сохраняют свои права и обязанности, которые возникли в результате их действий после того, как стало известно о прекращении срока доверенности. Однако, правило не имеет силы, если налоговые органы были в курсе прекращения действия документа.

После того, как доверенность потеряла силу, уполномоченный либо правопреемник обязан вернуть документ налогоплательщику немедленно.

Данная обязанность носит двухсторонний характер.

Если этого не произошло, и организация не в силах вернуть бланк документа, то она должна в установленные сроки подать объявление о том, что доверенность считается недействительной. Это необходимо для предотвращения мошеннических действий, а именно для того, чтобы доверенностью компании больше никто не мог воспользоваться.

После публикации объявления, все действия по доверенности, произведенные в сроки, следующие за публикацией, считаются недействительными.

Доверенности, приравниваемые к нотариально удостоверенным

Доверенность для уполномоченного должна быть заверена, но существуют определенные обстоятельства, когда нотариальное заверение невозможно. Статья 185.1 ГК РФ устанавливает список доверенностей, которые приравниваются к нотариально заверенным:

  • документы, выдаваемые военнослужащим, которые проходят лечение в госпиталях. Должны быть удостоверены начальником медицинского учреждения или старшим врачом;
  • документы, выдаваемые военнослужащим, которые расположены в местах дислокации воинских штабов, где нет нотариальных контор;
  • доверенности осужденных, находящихся в местах лишения свободы, которые удостоверены руководством исправительного учреждения;
  • доверенности совершеннолетних, находящихся в организациях социальной защиты, удостоверенные руководством таких организаций.

Правоотношения, в которых уполномоченный представитель консолидированной группы налогоплательщик представляет интересы других участников

Уполномоченный представитель консолидированной группы налогоплательщиков может представлять ее интересы в следующих правоотношениях:

  • связанных с регистрацией в налоговых органах документов о создании консолидированной группы, а также с внесением изменений в договор между участниками;
  • связанных с взысканием с консолидированной группы задолженности по налогу на прибыль;
  • связанных с ответом организации по налоговым нарушениям налогового законодательства;
  • в иных случаях, когда действия налоговых органов организации оказывают влияние на участников созданной группы.

Если договор между участниками консолидированной группы прекращается досрочно, то лицо, которое является ответственным участником, сохраняет свои полномочия.

Уполномоченный вправе передать свои обязательства третьим лицам, но только на основании доверенности по требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, уполномоченный налогоплательщика значительно упрощает для организации процедуру уплаты налогов. При оформлении доверенности необходимо опираться на действующие нормы законодательства и следить за сроками выданных лицензий.

1. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

2. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

3. Уполномоченный представитель налогоплательщика — организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

4. Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона.

Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в следующих правоотношениях:

1) в правоотношениях, связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;

2) в правоотношениях, связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;

3) в правоотношениях, связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;

4) в других случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.

5. По окончании срока действия, при досрочном расторжении или прекращении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков лицо, являвшееся ответственным участником этой группы, сохраняет полномочия, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.

6. Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные ему настоящим Кодексом полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Источник: https://nauet.ru/predstavlenie-interesov-nalogoplatelshchika-v-nalogovyh-organah/

Законный представитель налогоплательщика

Законный представитель налогоплательщика
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налогоплательщики » Законный представитель налогоплательщика

Законные представители — лица, выступающие в качестве представителей физического лица в соответствии с законодательством.

В соответствии с действующими правилами налогового законодательства РФ, законным представителем налогоплательщика-организации признается физическое, либо юридическое лицо, обладающее необходимыми полномочиями на законных основаниях.

Касаемо физического лица налогоплательщика, им может являться только дееспособный гражданин, который наделяется правами по защите интересов организации налогоплательщика в сфере любых вопросов, входящих в категорию налогообложения.

В роли уполномоченного представителя могут выступать граждане, проживающие и зарегистрированные на территории РФ, а также иностранные граждане и лица, не имеющие гражданства РФ.

Помимо физических лиц, услуги по налоговому представительству могут правомерно оказывать и юридические, включая как коммерческие, так и некоммерческие организации. Так как основной целью деятельности коммерческих организаций является извлечение денежной прибыли, процедура представительства, в большинстве случаев, будет осуществляться на возмездной основе.

В отношении некоммерческих организаций, налоговое представительство может осуществляться как на возмездной основе, так и бесплатно.

Права и обязанности представителя налогоплательщика-организации

Приобретая определенные права, связанные с представлением интересов налогоплательщика, официальный налоговый представитель берет на себя и некоторые обязанности, исполнение которых является обязательным. Права и обязанности переходят к представителю путем оформления соответствующего соглашения, заключения договора и т.д.

Основные обязанности представителя заключаются в следующем:

  • вести регулярный налоговый учет, своевременно перечислять все необходимые налоги в соответствующие фонды;
  • своевременно сообщать налоговому органу о возникших изменениях, либо о проблемах, которые повлекли за собой невозможность уплаты тех или иных налогов;
  • оперативно представлять налоговому органу необходимые документы, которые требуются для ведения учета и контроля регулярных налоговых выплат.

При неисполнении, либо ненадлежащем исполнении одной обязанности, либо нескольких, законный налоговый представитель юридического лица может лишиться своих прав на дальнейшее осуществление представительства.

Основные права представителя юридического лица заключаются в праве на ознакомление с текущей налоговой документацией, на истребование необходимой информации и т.д.

Действия (бездействие) законных представителей организации

Действующее законодательство РФ устанавливает, что неправомерные действия (бездействие) законных представителей организации должно быть приравнено к неправомерным действиям, либо проявленному бездействию, самой организации налогоплательщика – юридического лица.

Неправомерные действия представителя налогоплательщика могут заключаться в следующем:

  • ненадлежащее исполнение, либо неисполнение обязанности по представлению определенных документов в налоговый орган для регулярной отчетности;
  • указание в декларации, либо в иных документах, неверных сведений, допущение ошибок и неточностей в имеющихся расчетах;
  • непредставление дополнительных сведений и документации по письменному запросу налогового органа;
  • иные незаконные действия (бездействие) законных представителей организации, которые повлекли за собой негативные последствия в виде пропуска допустимых установленных сроков, не принятия регулярной отчетности налоговым органом, наложение штрафов за просрочку сдачи отчетности и т.д.

Такие нарушения как действия (бездействие) законные представителей организации могут повлечь за собой определенные последствия в виде наказания для представителя налогоплательщика – физического, либо юридического лица.

Понятие законного представителя налогоплательщика – физического лица

Действующие нормы налогового законодательства наделяют правом по представлению организаций-налогоплательщиков как юридических, так и физических лиц.

Обязанности по представлению, в случае физического лица, могут лечь и на индивидуального предпринимателя. Главным требованием, предъявляемым к налоговым представителем – физическим лицам, является наличие не ограниченной дееспособности.

Полномочия физического лица, являющегося налоговым представителем, могут осуществляться на основании официальной доверенности, форма которой установлена законодательством. Доверенность обязательно должна быть подписана руководителем организации налогоплательщика, а также главным бухгалтером.

В доверенность должен быть включен список полномочий и основные обязанности физического лица, которое становится налоговым представителем.

Отсутствие важных сведений в доверенности, либо допущение ошибок в содержании документа, является грубым нарушением, которое может привести к его недействительности.

Все решения и действия физического лица, являющегося официальным представителем налогоплательщика – организации, должны приниматься и осуществляться от имени самой организации. Не допускается осуществление действий представителя от собственного имени.

Права и обязанности представителя налогоплательщика – физического лица

Уполномоченный налоговый представитель – физическое лицо наделяется определенными правами и обязанностями, необходимыми для дальнейшего выполнения предусмотренных функций. Все эти права и обязанности направлены, прежде всего, на наиболее эффективное соблюдение всех действующих норм налогового законодательства.

В основные обязанности налогового представителя – физического лица входят следующие:

  • вовремя уплачивать все предусмотренные законом налоги;
  • подготавливать все требующиеся документы для постановки организации на учет в ФНС, если это необходимо;
  • выполнять требования налогового органа по поводу устранения нарушений, которые были выявлены в ходе налоговой проверки. Нарушения должны быть устранены в срок, указанный в акте проверки налогового органа;
  • в течение установленного временного периода обеспечивать максимальную сохранность всех данных бухгалтерского учета и иных важных документальных сведений организации;
  • своевременно уведомлять уполномоченный налоговый орган об определенных изменениях, касающихся уплаты налогов. Например, открытие либо закрытие счета, об открытии нового обособленного подразделения организации, об изменении текущего места нахождения организации-налогоплательщика и т.д.

Если уполномоченный представитель допустил определенные ошибки, повлекшие за собой пропуск допустимых сроков, либо иные нарушения установленных норм, на организацию могут быть наложены штрафы, либо иные санкции, соответствующие установленной степени нарушения.

Источник: https://advokat-malov.ru/nalogoplatelshhiki/zakonnyj-predstavitel-nalogoplatelshhika.html

Виды представительств в налоговых правоотношениях

Законный представитель налогоплательщика

Налогоплательщик обладает правом участия в отношениях, за которым следит и в то же время регулирует его законодательство о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя. Исключение составляют случаи, которые не предусматриваются НК.

Замечание 1

Важно отметить, что личное участие плательщика сборов или, другими словами, налогоплательщика в налоговых правовых отношениях не отбирает у него обладание правом иметь представителя. Равно как и наоборот, участие представителя не лишает налогоплательщика права обладать личным участием в определенных правовых отношениях.

Законные представители налогоплательщика – организации представлены лицами, уполномоченными представлять определенную организацию, полагаясь при этом на закон либо на ее учредительные документы. Зачастую представителями являются руководитель организации и его заместители.

Законными представителями налогоплательщика – физического лица выступают лица, которые являются его представителями согласно гражданскому законодательству Российской Федерации. Родители для несовершеннолетних и усыновленных детей, опекунами для опекаемых, попечителями для подопечных могут выступать в роли законных представителей.

Замечание 2

Для совершения действий законному представителю физического лица не нужна доверенность.

Бывают ситуации, когда налогоплательщик принимает участие в договоре инвестиционного товарищества. Налогоплательщиком в данном случае может быть организация либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем. Инвестиционное товарищество контролируется Федеральным законом, который был принят 28 ноября 2011 г.

№335-Ф3 «Об инвестиционном товариществе». В подобных ситуациях, безусловно, возникают налоговые отношения, исключение составляют лишь обязанности по уплате налога на прибыль организаций и НДФЛ. Согласно статье 24.1 НК законный представитель представлен управляющим товарищем согласно данному договору.

На него возлагается ответственность за ведение налогового учета.

Замечание 3

Помимо этого, любой налогоплательщик (плательщик сборов) обладает правом уполномочивания физического или юридического лица ознакомить с его интересами в налоговых органах и перед остальными участниками налоговых отношений.

Подобного представителя называютуполномоченным представителем.

Действия уполномоченного представителя осуществляются с помощью доверенности, которая ему выдается в последовательности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Опиши задание

Основные отличия законного представителя от уполномоченного

Помимо законного представителя существует уполномоченных представитель. Между ними есть различия, которые прослеживаются через:

право представлять налогоплательщика в налоговых правовых отношениях у представителя согласно закону появляется без специального на то волеизъявления фискально-обязанного лица, а исключительным образом по причине того, что возникают, изменяются либо совсем прекращаются соответствующие юридические факты.

Пример 1

К примеру, если рассматривать организацию, в ней может приниматься, изменяться или отменяться соответствующая законная норма, либо могут вноситься изменения в документы учредительного характера. Если же это физическое лицо, тогда стоит говорить о назначении либо смене опекуна или попечителя.

Законный представитель обладает правом представления налогоплательщика в налоговых правовых отношениях. Это право носит универсальный характер, то есть, другими словами, это и есть фискально обязанное лицо во всех отношениях, которые регулируются законодательством о налогах и сборах, без изъятий.

В свою очередь уполномоченный представитель обладает правом представления интересов фискально обязанного лица в отношениях с конкретным налоговым органом (подразделением налогового органа), в предопределенных временных рамках или перед конкретно установленными участниками налоговых отношений, в связи с обложением конкретными налогами и сборами (группами налогов).

Участники консолидированной группы налогоплательщиков

Ответственные участники консолидированной группы налогоплательщиков благодаря налоговому закону приобретают специфических представительский статус. Пункты 4 и 6 статьи 29 НК подобного участника именуют как уполномоченного представителя, который обладает возможностью предъявления «всех участников консолидированной группа налогоплательщиков согласно закону».

Замечание 4

При этом, все случаи, в которых по характеру совершенных органами налогов определенных действий либо бездействий непосредственным образом затрагиваются права участников консолидированной группы.

Такие случаи представляются вне зависимости от договорных положений с целью формирования консолидированной группы налогоплательщиков, а значит и фактическим образом помимо волеизъявления соединившихся в консолидированную группу субъектов.

Помимо этого, в силу законных положений, ответственным участником сохраняются собственные представительские полномочия, оканчивается срок действия и досрочно расторгается или прекращается договор. Все эти положения и нюансы прописаны в пункте 5 статьи 29 НК.

Можно предположить, что данный случай говорит о неточности законодателя, ведь ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков по большей части является их законным представителем, а не уполномоченным.

При этом согласно пункту 6 статьи 29 НК им могут быть делегированы полномочия, которые были предоставлены законом на основании интересов участников консолидированной группы налогоплательщиков согласно доверенности. Подобная доверенность выдается в последовательности, которая устанавливается гражданским законодательством Российской Федерации, третьему лицу.

Замечание 5

В данном случае именно третье лицо, но никак не ответственный участник будет являться в роли уполномоченного представителя субъектов договора о формировании консолидированной группы налогоплательщиков.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/nalogovoe-pravo/vidy-predstavitelstv/

Положения ст. 26 НК РФ о законных представителях налогоплательщика

Законный представитель налогоплательщика
Фото из открытых источников

Любой плательщик налогов и сборов может действовать через своего представителя. Ограничения на это может наложить только сам НК РФ. Это не отнимает у налогоплательщика возможности принимать участие в отношениях лично. В смысле налогообложения права лиц прибегать к услугам представителей определяются ст. 26 НК РФ.

Кто может стать законным представителем налогоплательщика

Обычно в документации и юридической литературе такие представители именуются законными. Ими становятся лица, которые уполномочены представлять организацию или физическое лицо на основании закона, учредительных документов организации или договора. Представители физического лица становятся таковыми на основании гражданского законодательства.

Представителем может стать физическое или юридическое лицо, уполномоченное плательщиком налогов представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами или иными участниками отношений, деятельность которых регулируется НК РФ или иными законами, которые содержат нормы налогового права.

Возникновение у какого-то лица или нескольких лиц права представлять интересы налогоплательщика в налоговых органах не отнимает у него права представлять свои интересы лично. Для этого он может отозвать основание, которое даёт представителю возможность представлять его интересы или не делать этого.

Положение об этом содержится в п. 2 рассматриваемой статьи.

Полномочия представителя возникают в силу наличия к тому определённых обстоятельств, которые должны найти документальное подтверждение. Организации действует на основании устава или учредительного договора. Некоторые типы юридических лиц могут действовать сообразно с общим положением об организациях данного вида.

Права организаций реализуются ими через их органы. Лицом, наделённым законом выступать от имени организации без доверенности, является его исполнительный орган, действующий в интересах представляемого им юрлица добросовестно и разумно.

Полномочия представителей могут быть основаны на акте исполнительного органа, которым могут стать приказы, решения совета директоров и т. п.

Документы, подтверждающие полномочия представителя

В соответствии с действующим законодательством документами, подтверждающими полномочия законного представителя организации, являются:

  • договоры поручения;
  • агентские договоры;
  • договоры коммерческого представительства;
  • договоры возмездного оказания услуг;
  • договоры доверительного управления имущества.

Все они регулируются правовыми нормами гражданского законодательства.

Полномочия представителя физического лица подтверждаются удостоверенной нотариально доверенностью. Это письменное уполномочие, которое одно лицо предоставляет другому для предоставления всем заинтересованном лицам.

Существуют и документы, приравниваемые к нотариально удостоверенным доверенностям.

К их числу относятся доверенности военнослужащих, которые удостоверяются командованием военных частей или военных медицинских подразделений, если военнослужащие находятся там на излечении.

Точно так же доверенности лиц, находящиеся в местах лишения свободы, могут удостоверять представители администрации соответствующих учреждений.

В число документов, которые нужны для подтверждения полномочий представителя налогоплательщика, входят решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. Конечно же к их числу относятся и документы, удостоверяющие личности родителей и свидетельства о рождении.

Чаще всего в отношении физических лиц в роли его представителей выступают налоговые агенты, которыми становятся работодатели. Кодекс возлагает на них обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет или внебюджетный фонд налогов.

Поэтому они получают право принимать участие в отношениях, которые в той или иной мере касаются налогов и сборов.

Это не умаляет прав самих физических лиц, являющихся работниками различных предприятий.

Судебная практика, проясняющая применение положений ст. 26 НК РФ

На нормы данной статьи суды практически всегда ссылаются в совокупности с другими. Так, в постановлении от 25 марта 2020 г. по делу № А73-20776/2019 Арбитражный суд Хабаровского края указал, что п. 1 ст. 26 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика участвовать в отношениях через представителя.

В силу п. 1 ст. 27 НК РФ законными представителями организации признаются лица, уполномоченные на основании закона или ее учредительных документов. Согласно ст. 28 НК РФ действия таких представителей, совершенные в связи с участием этой организации в налоговых отношениях, признаются действиями этой организации.

Из этого АС сделал вывод о том, что государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. Тогда уплата госпошлины с банковского счета представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого.

Выводы

Итак, п. 1 ст. 26 НК РФ вводит положение о том, что налогоплательщик может решать вопросы, связанные с налогами и контролем их уплаты, через законного уполномоченного представителя. Иной характер правоотношений может быть установлен Кодексом в каких-то особых случаях.

Пленум ВАС в п. 7 Постановления от 28 февраля 2001 г. № 5 давал разъяснения о том, что по смыслу гл. 4 НК РФ, в том числе и п. 1 ст. 26 НК РФ, субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик. Не важно — лично он действовал или через представителя.

При решении вопроса об ответственности за различные нарушения законодательства действия представителя расцениваются как действия самого налогоплательщика.

Это и имеется в виду, когда в законе или в судах даётся ссылка на то, что налогоплательщик должен проявлять разумность и осмотрительность.

Если он выберет недобросовестного представителя, которому нельзя было доверять изначально, а тот не улучшит, а ухудшит его положение, то ответственность за это лежит целиком на налогоплательщике.

Соотношение личного участия плательщика налогов и аналогичных действий, осуществляемых через представителя, регулируется п. 2 рассматриваемой статьи.

Устанавливается правило о том, что личное участие не лишает права действовать через представителя, как и наоборот, участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие.

Полномочия представителя должны быть документально подтверждены. Однако требовать подтверждения конкретного вида подтверждений должностные лица могут только аргументируя это положениями НК РФ и других ФЗ, имеющих отношение к регулированию налогов. Такие нормы содержит п. 3 ст. 26 НК РФ.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/rulaws/polojeniia-st-26-nk-rf-o-zakonnyh-predstaviteliah-nalogoplatelscika-5fa15f9df278637dd4782299

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: