- Производство: виды, факторы, типы эффективности
- Виды человеческой деятельности, являющиеся производством
- Виды деятельности не относящиеся к производству
- Факторы производства
- Виды производства
- Экономическая и технологическая эффективность
- Взаимозаменяющие товары в экономике
- Установление цен на взаимозаменяющие товары в рамках товарной линии
- Ценообразование на взаимозаменяющие товары, различающиеся по свойствам
- Значение спроса на взаимозаменяющие товары
Производство: виды, факторы, типы эффективности
Производство можно представить как процесс, на входе которого, факторы производства (затраты) проводят через переработку (изготовление товара), а на выходе получают готовые товары (результат).
Производство стало неотъемлемой частью жизни общества ещё с древних времён. Долгое время оно было связано с ведением сельского хозяйства – людям удавалось удовлетворять все свои потребности с помощью него.
По мере развития научно-технического прогресса и сопутствующих преобразований в средствах производства, потребности людей росли, и, в соответствии, с растущим уровнем потребностей, росло и производство.
Виды человеческой деятельности, являющиеся производством
Важно!
Если вы не уверены, что справитесь с работой самостоятельно, обратитесь к профессионалам. Сдадим работу раньше срока или вернем 100% денег
Стоимость и сроки
- деятельность, связанная с изготовлением легальной продукции;
- незаконные виды производства;
- производство скрываемое от налоговых органов;
- движение сырья, материалов и полуфабрикатов между структурными подразделениями предприятия или его филиалами;
- производство, которое ещё не завершено (факторы необходимые для производства конкретных товаров уже используются, но в готовую продукцию они ещё не преобразованы);
- экономические блага, произведенные для последующей реализации;
- услуги обслуживающего персонала;
- строительные и ремонтные работы.
Виды деятельности не относящиеся к производству
Когда нет времени!
Помощь в написании работы от 1 дня. Гарантируем сдачу работу к сроку без плагиата, только авторский текст. Оформление + сопровождеие в подарок!
Узнать стоимость Список услуг Задать вопрос
- товары и услуги, которые люди создают самостоятельно для удовлетворения собственных потребностей;
- побочные продукты ( продукты возникающие в процессе производства, но не являющиеся его конечной целью).
Факторы производства
Факторы производства – это ресурсы, которые используются в процессе производства товаров и услуг. Они обеспечивают возможность осуществления производственной деятельности и её результативность.
Факторы производства характеризуются взаимодополняемостью и взаимозаменяемостью.
Взаимодополняемость ресурсов: использование одного ресурса невозможно без использования в комплекте и в определённой пропорции другого ресурса. Если взаимодополняющий ресурс отсутствует, то процесс производства останавливается.
Взаимозаменяемость ресурсов: возможность альтернативного использования различных ресурсов, так что недостаток одного из них, может быть возмещен дополнительным количеством другого.
Выделяют 4 основных фактора производства, иногда добавляя к ним пятый фактор – информацию:
Труд | Умственные и физические усилия трудоспособного населения |
Земля | Земельные ресурсы используемые для выращивания сельскохозяйственной продукции, строительства домов, дорог, городов и др. |
Капитал | Денежные ресурсы, вкладываемые в средства производства – здания, инструменты, материалы и др. |
Предпринимательские способности | Способность организовать эффективное использовать всех остальных факторов производства |
Информация | Знания и сведения способствующие максимально выгодному производству |
Виды производства
- Заказное производство: производство по индивидуальным заказам осуществляемое в относительно малых масштабах, но являющееся выгодным из-за высокого спроса на высококвалифицированный труд.
- Негибкое массовое производство: производство большого количества однородной продукции, при стандартизации всех ступеней производства, материалов и технологий.
- Гибкое массовое производство: производство объединяющее преимущества массового производства с использованием различных комбинаций, находящихся в общем доступе, стандартных комплектующих.
- Поточное производство: непрерывный выпуск продукции, обусловленный непрерывностью выработки сырья (нефтепереработка, производство молока и др.) Обычно это высокоавтоматизированное производство, требующее малого использования трудовых ресурсов.
Экономическая и технологическая эффективность
цель каждого предпринимателя – это получение максимальной выгоды от вложенных в производство средств. Чем меньше затраты производителей на факторы производства и больше прибыль от реализуемых товаров, тем выше экономическая эффективность.
Для того, чтобы добиться высокого уровня экономической эффективности, фирмы должны поддерживать на высоком уровне развития такие факторы производства, как предпринимательские способности и информация.
Технологическая эффективность показывает уровень организации производства, а в первую очередь, таких факторов производства, как труд и капитал.
Увеличения технологической эффективности можно добиться двумя способами:
- посредством максимизацию выпуска продукции при данном количестве, качестве и комбинации ресурсов;
- посредством минимизации количества ресурсов, обеспечивающих заданный объем выпускаемых товаров.
Источник: https://NauchnieStati.ru/spravka/proizvodstvo/
Взаимозаменяющие товары в экономике
Определение 1
Взаимозаменяющие товары, т.е. субституты, — это товары, которые обладают способностью заменять друг друга на рынке, поскольку имеют аналогичные свойства, одинаковую область применения, и отвечают однородным запросам покупателей.
Под взаимодополняемостью благ понимается свойство товаров удовлетворять потребности только в совокупности друг с другом.
Например, к взаимодополняемым товарам относятся автомобиль и бензин, лыжи и лыжные крепления, бумага и ручка.
Взаимодополняемыми бывают не только потребительские блага, но и ресурсы производства, такие как: капитал и труд, компьютер и программное обеспечение, сталь и прокатный станок.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Замечание 1
Взаимодополняемость делится на абсолютную (жесткую) и относительную.
Абсолютная взаимодополняемость – это соответствие одному благу определенного количества другого блага, к примеру, лыжи и лыжные крепления. Примером относительной взаимодополняемости является чай и сахар.
На графике жесткой взаимодополняемости можно увидеть только одну точку касания кривых безразличия с бюджетной прямой (рисунок 1). В данном случае выбор потребителя единственно возможный и вынужденный, независимо от цены благ X и Y, об этом свидетельствуют бюджетные линии MN и HG. Предельная норма замещения MRS равняется 0.
Рисунок 1. Абсолютная взаимодополняемость. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Между тем, чаще всего наблюдается относительная взаимодополняемость, выражаемая кривыми безразличия, представленными на рисунке 2. Зоной взаимодополняемости является расстояние на кривой от C до D.
Если цена на одни взаимодополняемые товары (например, фотоаппараты) снижается, то спрос на них увеличивается, это вызывает увеличение спроса на фотобумагу, и цена на нее повышается.
Из этого можно сделать вывод, что, если два товара являются взаимодополняемыми, то цена на один из них и спрос на другой имеют обратную связь
Рисунок 2. Относительная взаимодополняемость. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Величина обратной связи рассчитывается при помощи коэффициента перекрестной эластичности $E (x y)$, который показывает эластичность спроса на один товаров относительно цены на другой.
Рисунок 3. Формула. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Где $Q(x)$ – величина спроса на товар $X$, а $P$ – цена товара $Y$.
Определение 2
Под взаимозаменяемостью товаров понимается их свойство удовлетворять потребности за счет друг друга. Например, взаимозаменяемые товары – это розы и гвоздики, железнодорожный и автомобильный транспорт. Взаимозаменяемыми бывают как потребительские блага, так и производственные ресурсы. Взаимозаменяемые товары носят название товары-субституты.
Различают взаимозаменяемость:
- Абсолютную (совершенную), когда товары или услуга полностью заменяют другой товар/услугу. К примеру, для обогрева помещения вместо дров, стали использовать уголь;
- Относительную, когда товар или услуга являются альтернативой, и не существует потребности использовать похожий одновременно.
Установление цен на взаимозаменяющие товары в рамках товарной линии
Определение 3
Товарная линия – это группа товаров, связанных друг с другом на основе определенных критериев. Компания сама определяет данные критерии, а ее выбор зависит от стратегии.
К примеру, одна фирма будет считать губки для чистки посуды разных размеров, цветов и формы одной товарной линией, а другая – считать, что эти же губки являются только составляющей, относящейся к товарной линии «Товары для чистки посуды».
Компании в своем стремлении удовлетворять потребительский спрос и использовать различную ценовую чувствительность стараются произвести все более широкий ассортимент товаров. Эти товары могут быть как взаимодополняемыми, так и взаимозаменяемыми.
https://www.youtube.com/watch?v=3d3oovJrZ6k
В пределах одной товарной линии устанавливаются разные цены. Если товар относится к одной товарной номенклатуре, то подход к ценообразованию несколько иной.
Фирма будет стремиться разработать систему цен, обеспечивающую максимальную прибыль по всей товарной номенклатуре.
Установление цен осложняется взаимосвязью разных товаров друг с другом с позиции спроса и издержек. Рассмотрим 4 типичные ситуации.
Цены устанавливаются в рамках товарного ассортимента. Как правило, фирма производит не один товар, а товарный ассортимент.
В таком случае появляется необходимость устанавливать ступенчатые цены на различные товары. Определяя ценовую ступеньку, учитываются различия в издержках, в оценках товарных свойств.
Задача продавца заключается в том, чтобы выявить качественные различия товаров, ощущаемые покупателем, для обоснования разницы в ценах.
Цены устанавливаются на дополняющие товары. Большинство фирм в дополнение к основному товару предлагают некоторые вспомогательные изделия. При данном подходе необходимо определить, что следует включить в цену стандартного комплекта, а что предлагать как дополнение.
Цены устанавливаются на обязательные принадлежности. В некоторых отраслях промышленности вместе с основными товарами производятся и обязательные принадлежности, используемые вместе. Изготовители часто устанавливают на основные товары относительно низкие цены, а на принадлежности – высокие. Это дает высокую прибыль.
Устанавливаются цены на побочные продукты производства. В некоторых отраслях в процессе производства выходят побочные продукты. Если такие продукты не имеют значимости по ценности, а их утилизация обходится не дешево, то уровень цены на основное изделие снижается.
Ценообразование на взаимозаменяющие товары, различающиеся по свойствам
Взаимозаменяемые товары удовлетворяют одни и те же покупательские потребности. Если фирма реализует различные модели одного и того же товара, то часто различные изделия в рамках данного ассортимента заменяют друг друга.
В процессе удовлетворения потребностей данные товары конкурируют между собой. В отношении них действует правило: увеличение цены на один товар приводит к увеличению спроса на другой.
Если же товары одного и того же вида различны по размерам, то возникает вопрос различия цен на них.
Если не изменяются выгоды покупателей в зависимости от размера, то предприниматель будет устанавливать унифицированную цену, которая не связана с размерами товара, и наоборот.
Установление цен на взаимозаменяемые товары, различающиеся по свойствам, происходит аналогично установлению цен на товары разных размеров. Таким образом, оценка каждого товара в ассортименте должна производится с учетом эластичности спроса.
Значение спроса на взаимозаменяющие товары
Для взаимозаменяемых товаров характерны такие параметры:
- Предназначение;
- Качество;
- Область применения;
- Цена;
- Технические параметры.
Для потребителя не имеет значения какой продукт или услугу выбрать, если они взаимозаменяемы. В связи с этим потребительский выбор зависит от сочетания цены и качества товара, а также уровня дохода.
В реальной жизни чаще встречается относительная взаимозаменяемость товаров, а абсолютная — реже. Цена товара будет зависеть от спроса на него. Если один товар может заменить другой, то цена на один из них и спрос на другой будут иметь прямо пропорциональную связь. Например, снижение цены на ряженку приведет к снижению спроса на кефир.
Взаимозаменяемость товаров имеет огромное значение при анализе поведения агентов и закономерностей ценообразования в рыночной экономике. Проведение эффективной ценовой стратегии всегда сопровождается изучением взаимозаменяемости благ.
Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/vzaimozamenyayuschie_tovary_v_ekonomike/