ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМОСТЬ РЕСУРСОВ

Производство: виды, факторы, типы эффективности

ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМОСТЬ РЕСУРСОВ

Производство можно представить как процесс, на входе которого, факторы производства (затраты) проводят через переработку (изготовление товара), а на выходе получают готовые товары (результат).

Производство стало неотъемлемой частью жизни общества ещё с древних времён. Долгое время оно было связано с ведением сельского хозяйства – людям удавалось удовлетворять все свои потребности с помощью него.

По мере развития научно-технического прогресса и сопутствующих преобразований в средствах производства, потребности людей росли, и, в соответствии, с растущим уровнем потребностей, росло и производство.

Виды человеческой деятельности, являющиеся производством

Важно!

Если вы не уверены, что справитесь с работой самостоятельно, обратитесь к профессионалам. Сдадим работу раньше срока или вернем 100% денег

Стоимость и сроки

  • деятельность, связанная с изготовлением легальной продукции;
  • незаконные виды производства;
  • производство скрываемое от налоговых органов;
  • движение сырья, материалов и полуфабрикатов между структурными подразделениями предприятия или его филиалами;
  • производство, которое ещё не завершено (факторы необходимые для производства конкретных товаров уже используются, но в готовую продукцию они ещё не преобразованы);
  • экономические блага, произведенные для последующей реализации;
  • услуги обслуживающего персонала;
  • строительные и ремонтные работы.

Виды деятельности не относящиеся к производству

Когда нет времени!

Помощь в написании работы от 1 дня. Гарантируем сдачу работу к сроку без плагиата, только авторский текст. Оформление + сопровождеие в подарок!

Узнать стоимость Список услуг Задать вопрос

  • товары и услуги, которые люди создают самостоятельно для удовлетворения собственных потребностей;
  • побочные продукты ( продукты возникающие в процессе производства, но не являющиеся его конечной целью).

Факторы производства

Факторы производства – это ресурсы, которые используются в процессе производства товаров и услуг. Они обеспечивают возможность осуществления производственной деятельности и её результативность.

Факторы производства характеризуются взаимодополняемостью и взаимозаменяемостью.

Взаимодополняемость ресурсов: использование одного ресурса невозможно без использования в комплекте и в определённой пропорции другого ресурса. Если взаимодополняющий ресурс отсутствует, то процесс производства останавливается.

Взаимозаменяемость ресурсов: возможность альтернативного использования различных ресурсов, так что недостаток одного из них, может быть возмещен дополнительным количеством другого.

Выделяют 4 основных фактора производства, иногда добавляя к ним пятый фактор – информацию:

Фактор производстваХарактеристика
ТрудУмственные и физические усилия трудоспособного населения
ЗемляЗемельные ресурсы используемые для выращивания сельскохозяйственной продукции, строительства домов, дорог, городов и др.
КапиталДенежные ресурсы, вкладываемые в средства производства – здания, инструменты, материалы и др.
Предпринимательские способностиСпособность организовать эффективное использовать всех остальных факторов производства
ИнформацияЗнания и сведения способствующие максимально выгодному производству

Виды производства

  1. Заказное производство: производство по индивидуальным заказам осуществляемое в относительно малых масштабах, но являющееся выгодным из-за высокого спроса на высококвалифицированный труд.
  2. Негибкое массовое производство: производство большого количества однородной продукции, при стандартизации всех ступеней производства, материалов и технологий.
  3. Гибкое массовое производство: производство объединяющее преимущества массового производства с использованием различных комбинаций, находящихся в общем доступе, стандартных комплектующих.
  4. Поточное производство: непрерывный выпуск продукции, обусловленный непрерывностью выработки сырья (нефтепереработка, производство молока и др.) Обычно это высокоавтоматизированное производство, требующее малого использования трудовых ресурсов.

Экономическая и технологическая эффективность

цель каждого предпринимателя – это получение максимальной выгоды от вложенных в производство средств. Чем меньше затраты производителей на факторы производства и больше прибыль от реализуемых товаров, тем выше экономическая эффективность.

Для того, чтобы добиться высокого уровня экономической эффективности, фирмы должны поддерживать на высоком уровне развития такие факторы производства, как предпринимательские способности и информация.

Технологическая эффективность показывает уровень организации производства, а в первую очередь, таких факторов производства, как труд и капитал.

Увеличения технологической эффективности можно добиться двумя способами:

  • посредством максимизацию выпуска продукции при данном количестве, качестве и комбинации ресурсов;
  • посредством минимизации количества ресурсов, обеспечивающих заданный объем выпускаемых товаров.

Источник: https://NauchnieStati.ru/spravka/proizvodstvo/

Взаимозаменяющие товары в экономике

ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМОСТЬ РЕСУРСОВ

Определение 1

Взаимозаменяющие товары, т.е. субституты, — это товары, которые обладают способностью заменять друг друга на рынке, поскольку имеют аналогичные свойства, одинаковую область применения, и отвечают однородным запросам покупателей.

Под взаимодополняемостью благ понимается свойство товаров удовлетворять потребности только в совокупности друг с другом.

Например, к взаимодополняемым товарам относятся автомобиль и бензин, лыжи и лыжные крепления, бумага и ручка.

Взаимодополняемыми бывают не только потребительские блага, но и ресурсы производства, такие как: капитал и труд, компьютер и программное обеспечение, сталь и прокатный станок.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 1

Взаимодополняемость делится на абсолютную (жесткую) и относительную.

Абсолютная взаимодополняемость – это соответствие одному благу определенного количества другого блага, к примеру, лыжи и лыжные крепления. Примером относительной взаимодополняемости является чай и сахар.

На графике жесткой взаимодополняемости можно увидеть только одну точку касания кривых безразличия с бюджетной прямой (рисунок 1). В данном случае выбор потребителя единственно возможный и вынужденный, независимо от цены благ X и Y, об этом свидетельствуют бюджетные линии MN и HG. Предельная норма замещения MRS равняется 0.

Рисунок 1. Абсолютная взаимодополняемость. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Между тем, чаще всего наблюдается относительная взаимодополняемость, выражаемая кривыми безразличия, представленными на рисунке 2. Зоной взаимодополняемости является расстояние на кривой от C до D.

Если цена на одни взаимодополняемые товары (например, фотоаппараты) снижается, то спрос на них увеличивается, это вызывает увеличение спроса на фотобумагу, и цена на нее повышается.

Из этого можно сделать вывод, что, если два товара являются взаимодополняемыми, то цена на один из них и спрос на другой имеют обратную связь

Рисунок 2. Относительная взаимодополняемость. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Величина обратной связи рассчитывается при помощи коэффициента перекрестной эластичности $E (x y)$, который показывает эластичность спроса на один товаров относительно цены на другой.

Рисунок 3. Формула. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Где $Q(x)$ – величина спроса на товар $X$, а $P$ – цена товара $Y$.

Определение 2

Под взаимозаменяемостью товаров понимается их свойство удовлетворять потребности за счет друг друга. Например, взаимозаменяемые товары – это розы и гвоздики, железнодорожный и автомобильный транспорт. Взаимозаменяемыми бывают как потребительские блага, так и производственные ресурсы. Взаимозаменяемые товары носят название товары-субституты.

Различают взаимозаменяемость:

  • Абсолютную (совершенную), когда товары или услуга полностью заменяют другой товар/услугу. К примеру, для обогрева помещения вместо дров, стали использовать уголь;
  • Относительную, когда товар или услуга являются альтернативой, и не существует потребности использовать похожий одновременно.

Установление цен на взаимозаменяющие товары в рамках товарной линии

Определение 3

Товарная линия – это группа товаров, связанных друг с другом на основе определенных критериев. Компания сама определяет данные критерии, а ее выбор зависит от стратегии.

К примеру, одна фирма будет считать губки для чистки посуды разных размеров, цветов и формы одной товарной линией, а другая – считать, что эти же губки являются только составляющей, относящейся к товарной линии «Товары для чистки посуды».

Компании в своем стремлении удовлетворять потребительский спрос и использовать различную ценовую чувствительность стараются произвести все более широкий ассортимент товаров. Эти товары могут быть как взаимодополняемыми, так и взаимозаменяемыми.

https://www.youtube.com/watch?v=3d3oovJrZ6k

В пределах одной товарной линии устанавливаются разные цены. Если товар относится к одной товарной номенклатуре, то подход к ценообразованию несколько иной.

Фирма будет стремиться разработать систему цен, обеспечивающую максимальную прибыль по всей товарной номенклатуре.

Установление цен осложняется взаимосвязью разных товаров друг с другом с позиции спроса и издержек. Рассмотрим 4 типичные ситуации.

Цены устанавливаются в рамках товарного ассортимента. Как правило, фирма производит не один товар, а товарный ассортимент.

В таком случае появляется необходимость устанавливать ступенчатые цены на различные товары. Определяя ценовую ступеньку, учитываются различия в издержках, в оценках товарных свойств.

Задача продавца заключается в том, чтобы выявить качественные различия товаров, ощущаемые покупателем, для обоснования разницы в ценах.

Цены устанавливаются на дополняющие товары. Большинство фирм в дополнение к основному товару предлагают некоторые вспомогательные изделия. При данном подходе необходимо определить, что следует включить в цену стандартного комплекта, а что предлагать как дополнение.

Цены устанавливаются на обязательные принадлежности. В некоторых отраслях промышленности вместе с основными товарами производятся и обязательные принадлежности, используемые вместе. Изготовители часто устанавливают на основные товары относительно низкие цены, а на принадлежности – высокие. Это дает высокую прибыль.

Устанавливаются цены на побочные продукты производства. В некоторых отраслях в процессе производства выходят побочные продукты. Если такие продукты не имеют значимости по ценности, а их утилизация обходится не дешево, то уровень цены на основное изделие снижается.

Ценообразование на взаимозаменяющие товары, различающиеся по свойствам

Взаимозаменяемые товары удовлетворяют одни и те же покупательские потребности. Если фирма реализует различные модели одного и того же товара, то часто различные изделия в рамках данного ассортимента заменяют друг друга.

В процессе удовлетворения потребностей данные товары конкурируют между собой. В отношении них действует правило: увеличение цены на один товар приводит к увеличению спроса на другой.

Если же товары одного и того же вида различны по размерам, то возникает вопрос различия цен на них.

Если не изменяются выгоды покупателей в зависимости от размера, то предприниматель будет устанавливать унифицированную цену, которая не связана с размерами товара, и наоборот.

Установление цен на взаимозаменяемые товары, различающиеся по свойствам, происходит аналогично установлению цен на товары разных размеров. Таким образом, оценка каждого товара в ассортименте должна производится с учетом эластичности спроса.

Значение спроса на взаимозаменяющие товары

Для взаимозаменяемых товаров характерны такие параметры:

  • Предназначение;
  • Качество;
  • Область применения;
  • Цена;
  • Технические параметры.

Для потребителя не имеет значения какой продукт или услугу выбрать, если они взаимозаменяемы. В связи с этим потребительский выбор зависит от сочетания цены и качества товара, а также уровня дохода.

В реальной жизни чаще встречается относительная взаимозаменяемость товаров, а абсолютная — реже. Цена товара будет зависеть от спроса на него. Если один товар может заменить другой, то цена на один из них и спрос на другой будут иметь прямо пропорциональную связь. Например, снижение цены на ряженку приведет к снижению спроса на кефир.

Взаимозаменяемость товаров имеет огромное значение при анализе поведения агентов и закономерностей ценообразования в рыночной экономике. Проведение эффективной ценовой стратегии всегда сопровождается изучением взаимозаменяемости благ.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/vzaimozamenyayuschie_tovary_v_ekonomike/

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: