ВЫБРОС ЗАЛПОВЫЙ

Свалочный газ: что делать жителям Волоколамска и других городов

ВЫБРОС ЗАЛПОВЫЙ

В марте 2018 года в Московской области разразился очередной скандал, связанный с «газовыми атаками» на жителей подмосковных городов. Десятки школьников отравились газом, который исходил от мусорного полигона «Ядрово», расположенного в Волоколамском районе.

Детей, которые жаловались на сильную тошноту и головокружение, забирали на скорой прямо из школы.

При этом администрация области утверждает, что свалка не имеет отношения к массовым отравлениям, и уровень вредных выбросов не превысил нормативов, а значит, свалочный газ не мог навредить здоровью людей.

В последние дни марта ситуация обострилась: местные жители утверждали о новом, еще более мощном выбросе. МЧС его отрицало, а местные власти, по некоторым данным, сильно преуменьшили масштаб поражения (превышение ПДК в 12 раз против 87).

Спустя несколько дней протестов и гражданских акций конфликт местных жителей и местной администрации перешел в политическую плоскость.

  К слову, Министерство по чрезвычайным ситуациям вообще в последнее время ведет себя странно: сначала предупреждает москвичей о возможности вредных выбросов и советует сидеть дома, закрыв все окна, а затем отзывает свое предупреждение и сообщает об ошибке.

Несколько месяцев назад, в декабре 2017 года, жители Москвы и области уже жаловались на плохое самочувствие в связи с неприятным запахом, напоминавшим тухлую квашеную капусту.

Тогда МЧС таки подтвердило превышение предельно допустимой концентрации вредных веществ в районе мусорного полигона «Кучино» в Балашихе.

Однако мэр столицы Сергей Собянин утверждал, что для москвичей неприятный запах не представляет опасности. Так ли это на самом деле? 

Меркаптаны и сероводород

Самый распространенный и знакомый большинству неприятный запах, связанный с вредными выбросами, — это сероводород. Этот тот самый газ, который пахнет «тухлыми яйцами». Высокие концентрации сероводорода были зарегистрированы в декабре в районе полигона «Кучино», этим же газом отравились дети возле «Ядрово».

«Судя по официальным данным, отравление в Волоколамске вызвано соединениями серы, в основном сероводородом. Это газ третьего класса опасности, он повреждает работу нервной системы. Отравились в основном именно дети, так как их нервная система еще находится в процессе развития, и поэтому более чувствительна.

Кроме того, сероводород опасен даже в малых концентрациях и для других людей из групп риска: пожилых, беременных, аллергиков, людей с бронхолегочными заболеваниями», — поясняет руководитель энергетической программы Гринпис России Владимир Чупров.

РИА «Новости»

Сероводород образуется при гниении органических веществ (в основном пищевых отходов: очистков и так далее), а также как побочный продукт в газовой и нефтяной промышленности.

В организме собственный — эндогенный — сероводород есть в небольших концентрациях, он действует на мышцы, сосуды и центральную нервную систему.

Однако при вдыхании сероводорода из воздуха этот газ оказывается очень токсичным.

При легком отравлении сероводородом возникает раздражение глаз и верхних дыхательных путей. Человек ощущает резь в глазах, появляется слезотечение и иногда светобоязнь, першит в горле, течет из носа, может возникнуть кашель. Особенно опасно такое отравление для астматиков — они больше других рискуют получить трудности с дыханием и бронхоспазм.

При отравлении средней тяжести симптомы более серьезные — тошнота и рвота, головная боль, головокружение, слабость. Иногда учащается пульс, падает давление, может возникнуть понос. Но самое опасное, конечно, острое отравление сероводородом — оно грозит серьезными последствиями вплоть до смерти.

Когда человек вдыхает сразу много сероводорода, у него нарушается дыхание и работа сердечно-сосудистой системы, возникает сильная рвота.

В самых тяжелых случаях появляются судороги и паралич дыхательных мышц, человек впадает в кому, кожа становится синюшной (из-за нарушения работы сердца и легких), смерть наступает за считанные минуты.

Долгосрочных последствий отравления может быть много, они могут быть очень разнообразными: от головных болей, экземы и бронхита до проблем с почками, щитовидной железой и энцефалопатии.

Большое коварство сероводорода в том, что тот самый запах «тухлых яиц» ощущается только в первое время и при небольших концентрациях газа. Запах вызывает привыкание — при хроническом вдыхании сероводорода он вскоре перестает ощущаться. А при высоких выбросах сероводород вовсе парализует обонятельный нерв, и человек почти сразу перестает чувствовать неприятный запах.

«Лучшее, что можно сделать, если человек оказался в „зоне поражения“ сероводородом, — покинуть эту зону. В случае с Волоколамском, например, в идеале людям стоит на время уехать к знакомым и родственникам в другой район. Если такой возможности нет, то нужно отключить в квартире вентиляцию, закрыть окна», — говорит Владимир Чупров.

Первая помощь, которую можно оказать пострадавшим от сероводорода, — это снять всю одежду и заменить ее на чистую, принять душ, промыть глаза, нос и горло водой. Астматики в случае нарушения дыхания могут воспользоваться бронходилататором. Легкое отравление пройдет само, а вот при симптомах более тяжелого нужно обратиться в больницу или вызвать скорую помощь.

Другие «подозреваемые» вредные вещества — это соединения из класса меркаптанов. Именно они, по оценкам специалистов, вызвали панику у москвичей в прошлом декабре, когда горожане почувствовали «запах квашеной капусты», «запах горелых костей» и «трупную вонь».

РИА «Новости»

«Надзорные органы тогда сделали вывод, что в запахе виноваты меркаптаны. Это химические соединения, содержащие серу, — их еще добавляют в метан, используемый домохозяйствами, чтобы обнаруживать утечки газа.

Источник меркаптанов надзорные органы не называют, но, судя по сообщениям СМИ со ссылкой на Росприроднадзор, источниками меркаптанов могут быть объекты нефтеперерабатывающей промышленности и тот же полигон „Кучино“.

Судя по динамике, частота и масштаб выбросов будут увеличиваться.

А раз источник меркаптанов не найден (если это, конечно, не полигон „Кучино“), значит, никто из государственных органов не работает с ним, чтобы предотвратить повторное появление выбросов и запаха», — рассказывает Владимир Чупров. Токсическое воздействие меркаптанов и последствия отравления им — примерно такие же, как у сероводорода, и меры первой помощи аналогичны.

К счастью, во время выбросов с содержанием меркаптанов в Москве не наблюдалось обращений в больницы с отравлениями.

«Судя по ответам Росприроднадзора, концентрации меркаптанов тогда были ниже уровня предельно допустимых концентраций, то есть не были опасны для здоровья. К сожалению, перепроверить это мы не можем.

Но, исходя из того, что многие люди крайне чувствительны к таким запахам, можно сказать, что это как минимум был стресс для тех, кто не переносит этот запах, вплоть до тошноты», — говорит Владимир Чупров.

Почему ничего не меняется?

Последние истории с выбросами вызвали сильную панику в обществе, а в Волоколамске даже прошли акции протеста, после чего главу Волоколамского района Евгения Гаврилова отправили в отставку.

«На самом деле, проблемы со свалкой Ядрово — это не уровень администрации города или района. Формально это уровень губернатора области, а де-факто — проблема правительства Москвы, которое пока не хочет отделять пищевые отходы из твердых бытовых отходов, которые направляет в Московскую область.

Пахнут именно пищевые отходы, когда они начинают гнить. Что делать? Международный опыт показывает, что нужна дегазация (система удаления или обезвреживания отравляющих веществ с полигонов захоронения отходов — прим.ред.), но быстрого эффекта она не даст.

В долгосрочной перспективе нужен раздельный сбор мусора в Москве, в первую очередь — отделение опасных отходов (батарейки, ртутные лампы) и отделение пищевых отходов, которые являются источником для сернистых соединений.

Пищевку в Москве можно отделять, например, с помощью программ по установке измельчителей пищевых отходов на кухнях; 5–7% квартир московского региона уже оборудованы такими измельчителями, которые направляют пищевые отходы не на полигоны в то же Ядрово, а в канализацию, где органика обрабатывается под контролем», — объясняет Владимир Чупров. В «Ядрово», по сообщению ТАСС, уже устанавливают голландскую систему дегазации, которая будет работать минимум ближайшие 10–15 лет — пока в недрах свалки формируется вредный газ.

РИА «Новости»

Но почему, когда люди отчетливо ощущаютнеприятные запахи и даже симптомы отравления, МЧС и Роспотребнадзор утверждают, что все в норме? «Все дело в предельно допустимых концентрациях (ПДК) вредных веществ. В России они слишком завышены. Прямо скажем, эти нормы — не для людей. Поэтому и возникает такая ситуация: люди чувствуют запах, им плохо, но по документам в пределах нормативов.

Особенно текущие ПДК плохи для людей из групп риска — для них вообще нужны отдельные, более низкие нормативы по вредным веществам. И в целом ПДК в России необходимо всерьез пересмотреть — в сторону ужесточения», — резюмирует Владимир Чупров.

Получается, чтобы решить проблему со свалками, которые буквально отравляют жизни, необходимо пересмотреть вопрос сортировки и переработки бытовых отходов, а на существующих свалках — установить системы дегазации, которые помогут нейтрализовать опасные выбросы. Этого не произойдет, пока не будут пересмотрены нормативы ПДК по вредным веществам — ведь, по мнению законодателей, нынешние выбросы не опасны, хотя практика показывает обратное.

Источник: https://health.mail.ru/news/ot_chego_zadyhayutsya_rossiyane/

Нормирование аварийных выбросов в атмосферу

ВЫБРОС ЗАЛПОВЫЙ

Нормирование выбросов в атмосферу должно происходить в зависимости от категории предприятия НВОС (негативного воздействия на окружающую среду) для каждого предприятия (вне зависимости от формы собственности), имеющего стационарные источники выбросов в атмосферный воздух (АВ).

Нормированием выбросов ЗВ в атмосферу занимаются специализированные организации, поэтому я не буду подробно писать об этом. Коснусь главного и часто задаваемого вопроса по нормированию.

Все, что необходимо знать экологу, специалисту, ответственному за охрану окружающей среды на предприятии по теме нормирования выбросов в атмосферу от аварийных и резервных источников:

Аварийные выбросы в атмосферу

Очень часто поступает вопрос — надо ли нормировать выбросы в атмосферу от дизельных генераторов (ДГУ), дизельных электростанций (ДЭС)…

Смотрим:

Смотрим раздел 2.6 Учет залповых и аварийных выбросов в атмосферу.

В соответствии с технологическим регламентом производства дизельные электростанции (ДЭС) могут классифицироваться как резервные (т.е. используемые периодически при нехватке мощностей) или аварийные (т.е. используемые при аварийных ситуациях, например, в электроснабжении).

пункт 4

Таким образом, для начала вам надо определиться является ваш дизель аварийным или резервным.

Аварийная ДГУ

Как правило, предприятия используют ДГУ при аварийных отключениях электроэнергии, следовательно ДГУ является аварийной.

Следовательно:

Если ДЭС — аварийная, то ее выбросы в работах по нормированию не учитываются, а описание ситуаций ее применения, профилактики и предотвращения таких аварийных ситуаций дается, как правило, в соответствующем разделе проектной документации на строительство объекта.

Аварийные выбросы учитываются и включаются в форму ежегодного статистического наблюдения № 2-тп (воздух).

пункт 3

Таким образом, выбросы, осуществляемые при аварийных ситуациях не нормируются, отражаются только в 2(ТП)- воздух. При этом, у вас должна быть документация, подтверждающая запуск дизеля в аварийных ситуациях отключения электроэнергии — проектная документация на строительство объекта.

Резервный ДГУ

Если ДЭС — резервная, то ее выбросы подлежат нормированию и для них устанавливаются нормативы ПДВ (ВСВ).

пункт 4

Таким образом, если ДГУ применяется для добавления недостающей мощности, то выбросы должны быть учтены в инвентаризации, и соответственно подлежат нормированию в зависимости от присвоенной категории НВОС.

Судебная практика

Предприятие привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ,

Установлено, что предприятие эксплуатирует ДГУ, который является единственным источником выбросов этого предприятия без разрешения на выброс вредных ЗВ в атмосферный воздух.

При этом, факт осуществления выбросов от ДГУ контролирующим органом не зафиксирован, перечень ЗВ не установлен. Но, тем не менее. Предприятие разработало проект нормативов ПДВ (получить разрешение на выброс не успело), в котором отразило, что дизель запускается каждый месяц на 30-40 минут.

Предприятие предоставило в суд документ, в котором сказано, что ДГУ работает в аварийном режиме в случае отключения основного источника электроэнергии и при проведении профилактических работ.

В итоге, суд предприятие проиграло.

Почему?

Потому что изначально была выбрана неправильная позиция по ДГУ.

Если вы считаете, что ДГУ — аварийная, то не надо на ДГУ проводить инвентаризацию выбросов и источников ЗВ , не надо давать информацию о том, что ДГУ запускалась для проверки роботоспособности или технического состояния. Поверьте, никто этого проверить не сможет.

Постановка на учет ДГУ как ОНВОС

Если ДГУ — аварийная, то ее не следует ставить на учет как ОНВОС (объект негативного воздействия на окружающую среду),

Если ДГУ — резервная, то после проведения инвентаризации ее необходимо поставить на учет как ОНВОС, категория — 3.

Выбросы от дизель генератора — вещества

Выделяемые вещества в атмосферный воздух от ДГУ:

  • оксид углерода,
  • оксид азота,
  • диоксид азота,
  • сажа,
  • диоксид серы,
  • формальдегид,
  • бенз(а)пирен.

Выбросы от дизель генератора — расчет

Количество выбросов загрязняющих веществ определено расчетным методом по «Методике расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных дизельных установок», Санкт-Петербург, 2001 г.

Максимальный выброс i-го вещества (г/с) стационарной дизельной установкой определяется по формуле:

Мi = (1/3600) х Eмi х Рэ, г/с

где:

Eмi – выброс i-го вещества на единицу полезной работы стационарной дизельной установки на режиме номинальной мощности, г/кВт . ч;

Рэ — эксплуатационная мощность стационарной дизельной установки, кВт.

Валовый выброс i-го вещества за год (т/год) стационарной дизельной установкой определяется по формуле:

Wэi = (1/1000) х Qэi х Gт, т/год

где:

Qэi – выброс i-го вещества, приходящегося на один кг дизельного топлива, при работе стационарной дизельной установки, г/кВт . ч;

Gт – расход топлива стационарной дизельной установкой за год, т.

В соответствии с п.5. раздела 2.6.

«Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (Дополненное и переработанное), С-Пб, 2012, выбросы от дизельных электростанций, предназначенных для использования при аварийных ситуациях, подлежат нормированию и для них устанавливаются нормативы только при проверке их работоспособности (работа в тестовом режиме), осуществляемой с учетом периодичности и продолжительности.

В соответствии с внутренними документами предприятия каждая дизельная генераторная установка 1 раз в месяц запускается в тестовом режиме.

Расход отработавших газов от стационарной дизельной установки определяется по формуле:

Gог = 8,72 х 10-6 х bэ х Рэ, кг/с

где:

bэ – удельный расход топлива, г/ кВт ч.;

bэ = b / Рэ;

где:

b – расход топлива, м3/ч .

Объёмный расход отработавших газов определяется по формуле:

Qог = Gог / үог, м3/с

где:

үог – удельный вес отработавших газов – 1,31 кг/м3

Источник: https://EcoProverka.ru/normirovanie-vybrosov-v-atmosferu-kratko-chto-nuzhno-znat-dgu/

Как на экологию России влияют космические пуски

ВЫБРОС ЗАЛПОВЫЙ

2017-й в России президентским указом объявлен Годом экологии. Говоря о развертывании многоцелевых орбитальных комплексов, планах создания лунной базы, а в будущем и базы на Марсе как резервного дома для человечества, нельзя забывать и о первом и главном доме — Земле и ее экологии.

Интенсивное освоение космоса может привести к весьма ощутимым воздействиям на околоземную среду. Прежде всего это касается загрязнения окружающей среды выбросами продуктов сгорания ракетных топлив при пусках ракет-носителей.

Проблему воздействия ракетно-космической техники на окружающую среду ТАСС попросил прокомментировать главного научного сотрудника головного научного института госкорпорации «Роскосмос» ЦНИИмаш, доктора технических наук, академика Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Валерия Клюшникова.

О загрязнении биосферы Земли

Наиболее серьезное воздействие на окружающую среду в ракетно-космической деятельности происходит в процессе пуска ракеты-носителя. Пуски проводятся только в специально отведенных для этого местах — на космодромах.

Каждый старт сопровождается залповым выбросом продуктов сгорания ракетных топлив, тогда как промышленные предприятия загрязняют окружающую среду, как правило, непрерывно. Помимо этого, залповый выброс продуктов сгорания при пуске распределен по траектории полета ракеты и через несколько десятков минут от «следа» продуктов сгорания практически ничего не остается, он рассеивается в атмосфере

Вклад пусков ракет-носителей в загрязнение биосферы можно оценить, сравнив долю выбросов продуктов сгорания ракетных топлив с общим объемом атмосферных выбросов предприятиями промышленности.

Доля выбросов при пусках составляет примерно от 0,000001% для оксидов азота и углерода до 0,001% для хлора от выбросов промышленными предприятиями

Ежегодно в лабораториях промышленно развитых стран синтезируются и попадают в окружающую среду сотни ксенобиотиков со слабо изученными токсикологическими свойствами. По мнению Клюшникова, на этом фоне влияние ракетно-космической деятельности на общую экологическую ситуацию на планете исчезающе мало и вряд ли станет заметным в обозримом будущем.

О выбрасываемых в атмосферу токсичных веществах

К токсичным веществам, выбрасываемым в атмосферу при пусках ракет-носителей, относятся оксиды азота и углерода.

При пусках твердотопливных ракет-носителей дополнительно образуются хлороводород, хлор и оксид алюминия. При работе ракетных двигателей в атмосферу выбрасываются и другие опасные вещества (атомарный водород, гидроксил, оксиды азота и др.), но это лишь доли процента в общем количестве продуктов сгорания.

Наиболее токсичны из перечисленных веществ хлороводород, хлор и диоксид азота. Оксид углерода после выброса в атмосферу быстро окисляется до углекислого газа.

Что касается оксида алюминия, то он представляет опасность лишь в виде аэрозоля, и то при систематическом воздействии больших количеств.

О жидком и твердом топливе

Академик считает, что если рассматривать воздействие ракеты на окружающую среду на протяжении всего ее жизненного цикла, то на этапе хранения в заправленном состоянии более безопасны твердотопливные ракеты. Но при пуске меньшее воздействие на окружающую среду оказывают жидкостные ракеты-носители.

Так, продукты сгорания даже токсичного жидкого ракетного топлива на 85–95% состоят из биологически нейтральных компонентов (воды, азота, водорода, кислорода, двуокиси углерода и т.д.).

Продукты сгорания твердых ракетных топлив содержат только 15–25% биологически нейтральных компонентов.

И здесь помимо токсичности необходимо учитывать также участие хлорных соединений и оксидов азота в разрушении атмосферного озона и образовании кислотных осадков

В России по ряду причин твердотопливные ускорители на ракетах-носителях не используются, а вот на многие зарубежные ракеты в целях увеличения энергетических возможностей устанавливаются так называемые бустерные твердотопливные ускорители.

Так делается практически на всех ракетах-носителях США, в частности на эксплуатируемых в настоящее время Delta-II (до 9 твердотопливных ускорителей), Atlas-V (до 5 твердотопливных ускорителей) и Minotaur (полностью твердотопливная ракета) и др.

То же самое относится к ракетам-носителям Европейского космического агентства (тяжелая ракета Ariane-5ESA и перспективная легкая ракета Vega), Японии (ракета типа Н-2) и других стран «космического клуба».

Больше всех других стран пуски твердотопливных ракет осуществляют США

Гептил — токсичная жидкость с неприятным запахом, применяющаяся в качестве горючего для ракетных двигателей. В частности, он используется на ракетах-носителях «Рокот» и «Протон». Специальное название гептила — несимметричный диметилгидразин. Если сам гептил чрезвычайно токсичен, то продукты его сгорания практически безвредны.

Способность гептила при сгорании образовывать простые безвредные вещества в сочетании с накопленным опытом безопасной эксплуатации в значительной мере компенсирует его токсичность.

Практически исключено попадание гептила в окружающую среду при старте и полете ракеты, поскольку все оно сгорает. То же самое происходит и при аварии, когда ракета падает на Землю и взрывается. В этом случае крайне незначительное количество гептила выбрасывается за пределы зоны взрыва и горения, приводя к незначительным локальным загрязнениям почвы

Клюшников рассказывает, что для исключения распространения пролитого гептила в почву, воду и по цепочкам питания животных и растений в российских районах падения отработавших ракетных блоков после каждого пуска проводятся работы по локализации и ликвидации проливов топлива, разделке и вывозу фрагментов отделяющихся частей ракеты-носителя для дальнейшей утилизации.

В новых ракетах-носителях «Союз-2» и «Ангара» используются углеводородные горючие с жидким кислородом в качестве окислителя или же — в перспективной ракете «Ангара-А5В» — топливная пара «жидкий кислород + жидкий водород» в третьей ступени…

Космические аппараты также постепенно переходят от использования гептила к применению электроракетных двигателей. Ведутся работы по созданию «зеленого» топлива, которое энергетически более эффективно, чем гептил, но в отличие от него практически безвредно для человека.

О метановом топливе

В последнее время в России и за рубежом ведутся разработки по созданию метановых жидкостных ракетных двигателей на топливной паре «сжиженный метан + жидкий кислород».

Разработчик и производитель российских ракет-носителей РКЦ «Прогресс» предлагает создать ракету «Союз-5», летающую на сжиженном природном газе, а недавно Роскосмос выделил 809 млн руб.

Конструкторскому бюро химавтоматики на доводку метанового (допускающего многократное включение) ракетного двигателя.

Привлекательность такого топлива обусловлена в основном низкой стоимостью метана по сравнению с керосином. На метане работают бытовые газовые плиты. Кроме того, метан не токсичен и не опасен для здоровья человека

Однако топливная пара «сжиженный метан + жидкий кислород» более взрывоопасна, чем традиционное горючее. По этой причине необходимо уделять повышенное внимание проблемам безопасности эксплуатации метановых жидкостных ракетных двигателей.

Источник: https://tass.ru/kosmos/3995682

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: