Всемирный Совет Мира

Содержание
  1. V. ВСЕМИРНОЕ ДВИЖЕНИЕ СТОРОННИКОВ МИРА [1961 Гафурова Б.Г., Зубока Л.И. — Хрестоматия по Новейшей истории в трёх томах. Том 3. Часть 1 (1945-1960 документы и материалы)]
  2. ИЗ ДОКУМЕНТОВ СТОКГОЛЬМСКОЙ СЕССИИ ВСЕМИРНОГО СОВЕТА МИРА. ОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ. 13 мая 1959 года
  3. Общая декларация бюро всемирного совета мира стокгольм. 9 — 11 июля 1960 года (извлечение)
  4. Обращение бюро всемирного совета мира к народам всего мира стокгольм. 11 июля 1960 года
  5. Всемирный совет церквей: от мира во всем мире до святоотеческого наследия
  6. Генеральный секретарь ВСЦ вдохновлен подвигом новомучеников
  7. У Всемирного совета церквей нет позиции по однополым бракам
  8. Знакомство протестантов со святоотеческим наследием
  9. Границы Церкви – приоритетное направление в работе ВСЦ
  10. «Что такое хорошо и что такое плохо» как богословская проблема
  11. Роль церквей в урегулировании военных конфликтов
  12. Митрополит Иларион и Олаф Ф. Твейт о кардинале Каспере

V. ВСЕМИРНОЕ ДВИЖЕНИЕ СТОРОННИКОВ МИРА [1961 Гафурова Б.Г., Зубока Л.И. — Хрестоматия по Новейшей истории в трёх томах. Том 3. Часть 1 (1945-1960 документы и материалы)]

Всемирный Совет Мира

Мы, представители народов, собравшихся из 72 стран мира; мы, женщины и мужчины различных цивилизаций, верований, убеждений, различных цветов кожи; мы осознали ужасную опасность, вновь нависшую над миром: опасность войны.

Прошло четыре года после мировой трагедии, а народы вновь ввергнуты в пагубную гонку вооружений.

Науку, призванную обеспечивать счастье человечества, отрывают от ее назначения и насильно заставляют служить целям войны.

В различных концах мира все еще пылают очаги войны, разожженные и поддерживаемые вмешательством иностранных государств и прямыми действиями их вооруженных сил.

Собравшись на этот великий Всемирный конгресс сторонников мира, мы заявляем во всеуслышание, что мы сохранили свободу взглядов и что пропаганда войны нисколько не затуманила наш разум.

Нам известно, кто разорвал соглашения, заключенные великими державами и подтверждавшие возможность сосуществования различных социальных систем.

Нам известно, кто нарушает сегодня Устав Организации Объединенных Наций.

Нам известно, что те, кто считает клочком бумаги договоры, заключенные с целью сохранения мира между народами, те, кто отвергает предложения о переговорах и о разоружении, те, кто вооружается до зубов, сами разоблачают себя как агрессоры.

Атомная бомба не является оружием обороны.

Мы отказываемся играть на руку тем, кто хочет противопоставить один блок государств другому.

Мы против политики военных союзов, уже доказавшей свою гибельность.

Мы осуждаем колониальную систему, которая постоянно порождает вооруженные конфликты и грозит сыграть решающую роль в развязывании новой мировой войны.

Мы разоблачаем перевооружение Западной Германии и Японии, где палачи мира вновь обрели оружие.

Организованный разрыв экономических отношений между группами стран уже принял характер военной блокады.

Поджигатели «холодной войны» перешли от простого запугивания войной к ее открытой подготовке.

Однако Всемирный конгресс сторонников мира во всеуслышание заявляет, что народы перестали быть пассивными и намерены играть активную и созидательную роль.

Эти народы, представленные на нашем Всемирном конгрессе сторонников мира, провозглашают:

Мы за Устав Организации Объединенных Наций и против всех военных союзов, которые срывают этот устав и ведут к войне.

Мы против непосильного бремени военных расходов, обрекающего народы на нищету.

Мы за запрещение атомного оружия и всех других средств массового уничтожения людей, мы требуем ограничения вооруженных сил великих держав и установления эффективного международного контроля, чтобы обеспечить использование атомной энергии исключительно для мирных целей на благо человечества.

Мы боремся за национальную независимость и мирное сотрудничество всех народов, за право народов распоряжаться своей судьбой, как за необходимые условия свободы и мира.

Мы восстаем против всех мероприятий, направленных к тому, чтобы ограничить и затем полностью ликвидировать демократические свободы и тем самым проложить путь войне.

Мы создаем единый фронт защиты правды и разума, чтобы полностью обезвредить пропаганду, склоняющую общественное мнение к войне.

Мы осуждаем военную истерию, порождающую расовую ненависть и вражду между народами. Мы приветствуем осуждение и бойкот органов печати, литературных произведений и кинофильмов, лиц и организаций, ведущих пропаганду новой войны.

Закрепив единство народов земного шара, мы в едином порыве направим все наши силы на защиту мира. Стремясь и в дальнейшем сохранять бдительность, мы создаем международный Комитет деятелей культуры и демократических организаций с целью защиты всеобщего мира; всем тем, кто стремится к войне, на каждом этапе развития их заговора будут постоянно угрожать силы народов, способные обеспечить мир.

Пусть женщины, матери, несущие миру надежду, знают, что мы считаем своим священным долгом защищать жизнь их детей и безопасность их очагов. Пусть услышит нас молодежь, пусть она сплотится без различия политических убеждений и религиозных верований, с тем чтобы светлые пути будущего не омрачались массовыми убийствами.

Всемирный конгресс сторонников мира во всеуслышание заявляет, что отныне защита мира становится делом всех народов.

От имени представленных здесь 600 миллионов женщин и мужчин Всемирный конгресс сторонников мира обращается ко всем народам земного шара. Он говорит им: «Смелость и еще раз смелость!»

Мы сумели сплотиться.

Мы сумели понять друг друга.

Мы выражаем свою готовность и решимость выиграть битву за мир — битву за жизнь.

«Первый Всемирный конгресс сторонников мира» Париж — Прага, 20 — 25 апреля 1949 года, М., 1950, стр. 489 — 491.

ИЗ ДОКУМЕНТОВ СТОКГОЛЬМСКОЙ СЕССИИ ВСЕМИРНОГО СОВЕТА МИРА. ОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ. 13 мая 1959 года

Опыт десятилетия борьбы народов против опасности войны подтверждает основной принцип Всемирного Совета Мира: борьба за мир — это долг каждого человека. Этот принцип глубоко осознан миллионами людей. Кампании Всемирного Совета Мира подняли на борьбу за мир широкие народные массы во всех странах. Силы мира сегодня способны предотвратить войну.

Всемирный Совет Мира возник в обстановке, когда надежды народов на обеспечение мира в соответствии с духом Устава ООН были утрачены в результате создания военных блоков и разжигания «холодной войны». Всемирный Сонет вселил новую надежду в сердца людей.

Его задачей было и остается поднять и объединить всех людей на борьбу против опасности войны. Он призвал всех, независимо от расы, религиозных убеждений, национальности или политических воззрений, встать плечом к плечу в этой самой благородной борьбе из всех, которые когда-либо знала история.

Всемирный Совет заявил, что мир не ждут, мир завоевывают.

Принципы нашего движения ясны и просты. Они гласят:

1. Мирное сосуществование стран с различными социальными системами.

2. Разрешение спорных вопросов путем переговоров в духе Устава ООН.

3. Запрещение всех видов оружия массового уничтожения, прекращение гонки вооружений, поэтапное разоружение при установлении строгого контроля.

4. Невмешательство во внутренние дела народов.

5. Ликвидация всех форм колониализма и расовой дискриминации; право народов на суверенитет и независимость, которые являются необходимыми для установления мира.

6. Установление нормальных торговых отношений на основе взаимной выгоды.

7. Дружеские и культурные связи и взаимное уважение всех народов.

В 1950 году было принято историческое Стокгольмское воззвание. Свыше 500 миллионов людей поставили свои подписи под требованием безусловного запрещения ядерного оружия как средства устрашения и массового уничтожения.

Всемирный Совет Мира никогда не прекращал борьбы за полное запрещение этого оружия, и народы мира поддерживают его в этой борьбе. Широкие круги общественности поддержали кампании за переговоры между великими державами на высшем уровне и против подготовки к атомной войне, чего требовало Венское воззвание.

За десять лет деятельности Всемирного Совета Мира появились новые движения в различных странах, возникли новые миролюбивые силы, такие, как массовое движение в Японии, возглавляемое Всеяпонским советом по запрещению атомного и водородного оружия; движение протеста во всем мире, нашедшее выражение на Конгрессе матерей в Лозанне; обращения к общественности д-ра Альбера Швейцера, Рассела, Эйнштейна, Манифест 18 немецких ученых-физиков; широкий отклик, который встретило письмо д-ра Лайнуса Полинга, и предупреждение ученых — участников «Пагуошской конференции»; влияние в американских деловых кругах промышленника Сайруса Итона и усилия по мобилизации общественного мнения со стороны Национального комитета борьбы за разумную ядерную политику и «Комитета американских друзей на службе общества» (организация квакеров); успехи похода на Олдермастон и кампании за ядерное разоружение в Англии; движение против атомной смерти в Германии; широкая деятельность Совета солидарности стран Азии и Африки и Конференция народов Африки в городе Аккре; распространение в странах Азии принципов Бандунга и пяти принципов мира, а именно: (1) взаимное уважение территориальной целостности, (2) ненападение, (3) невмешательство во внутренние дела, (4) равенство и взаимная выгода, (5) мирное сосуществование.

Всемирный Совет Мира в духе единства приветствует все эти и другие движения и организации, которые способствуют расширению борьбы за мир во всем мире.

Всемирный Совет всегда готов поддержать любое начинание в интересах мира, откуда бы и от кого бы оно ни исходило.

Этот принцип означает, что Всемирный Совет будет решительно выступать против любых действий, которые он сочтет опасными для дела мира.

Несмотря на достигнутые большие успехи, на пути к миру предстоит преодолеть еще много препятствий, устранить немало опасностей. Холодная война продолжается. Сторонников мира преследуют в ряде стран.

Опасность и тяготы продолжения гонки вооружений, вмешательство во внутренние дела народов и навязывание им военных блоков и баз, сохранение препятствий на пути к расширению торговли, продолжение колониального угнетения и даже кровавых колониальных войн — все это угрожающе висит над человечеством.

Угроза массового уничтожения и страданий еще не устранена. Человечество должно выступать против этой угрозы и покончить со злом.

Новейшие открытия науки в области атомной энергии и электроники поставили человечество перед необходимостью сделать выбор: либо отказаться от применения атомного оружия и от войны, как средства разрешения споров, либо оказаться ввергнутым в пучину невиданного разрушения и уничтожения.

Но в то же время эти важнейшие открытия науки и техники дают человечеству возможность стать на путь быстрого прогресса и в течение жизни одного поколения достигнуть благосостояния для всех. Человечество стоит на перепутье. Перед ним выбор: жизнь или смерть.

Мы выбираем жизнь. И сегодня народы мира могут заставить силы войны отказаться от их планов. Мы убеждены, что решимость народов избавить мир от войны и угнетения является непобедимой и неодолимой силой…

«Правда» от 15 мая 1959 г.

Общая декларация бюро всемирного совета мира стокгольм. 9 — 11 июля 1960 года (извлечение)

Мы переживаем сейчас один из величайших исторических моментов освободительного движения, когда впервые нажим народных масс дает себя знать одновременно во всем мире. Народы в движении.

Они уже достигли значительных побед, начиная от Японии и Кореи на востоке до Кубы на западе.

Нет такого континента и почти ни одной страны, которые не были бы охвачены волнением, а в Африке одно за другим рождаются новые независимые государства, освобождающиеся от ига империализма и колониализма.

В то же время имеются другие, тревожные признаки. Ни южнокорейцы, ни японцы, ни турецкий народ не сумели пока сбросить ярмо военных баз. В Юго-Восточной Азии, в особенности в Южном Вьетнаме, в Лаосе и Западном Ириане, складывается тревожная ситуация. Применяются экономические санкции к Кубе и есть угроза более суровых мер.

Бельгийские войска посланы в Конго, чтобы свести на нет недавно обретенную этой страной независимость. Непримиримость французского правительства привела к срыву первых переговоров с временным правительством Алжирской Республики. Оснащение Федеративной Германии ядерным оружием и ракетами значительно усиливает опасность войны.

Наконец, Женевское совещание по разоружению, на которое возлагались такие большие надежды, сорвано в результате всех этих действий.

Народы всего мира начинают все больше и больше понимать, кто в действительности враги мира.

Чтобы сорвать планы врагов мира, международное движение сторонников мира должно активизировать свою борьбу, проводя ее более энергично и решительно, чем когда бы то ни было.

Для этой борьбы силы мира во всем мире должны поддерживать и развивать самое тесное единство и сотрудничество на протяжении многих лет в будущем…

«Правда» от 14 июля 1960 г.

Обращение бюро всемирного совета мира к народам всего мира стокгольм. 11 июля 1960 года

Народы мира, которые живут сейчас под постоянной угрозой ядерной войны, не могут примириться с провалом международных переговоров. Разоружение совершенно необходимо для спасения человечества и обеспечения мирного сосуществования. Народы должны этого потребовать. Они в силах добиться такого решения. Недавние успехи народных сил доказывают это.

Мы требуем созыва международной конференции с участием всех государств — членов или нечленов Организации Объединенных Наций для достижения всеобщего и контролируемого разоружения по этапам. Мы считаем, что для того, чтобы устранить нависшую над нами опасность, первый этап должен предусматривать запрещение средств доставки атомного оружия и ликвидацию военных баз на иностранной территории.

Мы требуем, чтобы все правительства заявили о своей готовности участвовать в' этой конференции с намерением принять конкретные меры.

Мы требуем, чтобы все правительства уже сейчас создали благоприятные условия для проведения такой конференции.

Для этого они должны избегать всяких акций, которые могли бы содействовать холодной войне, отказаться от испытаний атомного оружия, уважать суверенитет и независимость других государств. Мы призываем людей всего мира поддержать это требование.

«Правда» от 14 июля 1960 г.

Источник: http://usa-history.ru/books/item/f00/s00/z0000023/st010.shtml

Всемирный совет церквей: от мира во всем мире до святоотеческого наследия

Всемирный Совет Мира

29 июня в Отделе Внешних церковных связей Московского Патриархата прошла совместная пресс-конференция главы Отдела митрополита Волоколамского Илариона и генерального секретаря Всемирного совета Церквей пастора доктора Олафа Фюксе Твейта. Пресс-конференцию вел заместитель главы ОВЦС игумен Филипп Рябых.

Митрополит Иларион напомнил присутствующим историю ВСЦ, ее состав и области деятельности и представил гостя.

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион

Генеральный секретарь ВСЦ вдохновлен подвигом новомучеников

Генеральный секретарь Всемирного совета церквей пастор доктор Олаф Фюксе Твейт

Доктор Олаф Твейт посетил Русскую Православную Церковь, являющуюся крупнейшей организацией в составе ВСЦ, впервые после своего избрания на должность генерального секретаря Всемирного совета церквей.

Нынешний визит был крайне насыщенным: господин Твейт встречался со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, с российскими политиками, знакомился с русскими святынями и богослужебной практикой.

Сам доктор Твейт рассказал, что его особенно вдохновило посещение Бутовского полигона. По его словам, мученики, погибшие за Христа, укрепляют веру сегодняшних христиан.

Кроме того, высокий гость познакомился с работой Русской Православной Церкви с молодежью, а также в области религиозного образования и коммуникаций.

«Я увидел, — сказал господин Твейт, — как Церковь защищает те непреходящие ценности, за которые мы живем и за которые умираем; это Богом данные ценности, и их разделяют различные христианские церкви. Церковь также участвует в жизни общества». Генеральный секретарь ВСЦ отметил инициативу Русской Православной Церкви в области межрелигиозных отношений в России.

Отдельно был рассмотрен вопрос о состоянии экуменического движения.

Всемирный Совет Церквей, как напомнил господин Твейт, как раз и был создан для того, чтобы совместно рассмотреть и найти способы разрешить различия между конфессиями.

«Я с надеждой смотрю на наше будущее сотрудничество и надеюсь на больший вклад вашей Церкви в различные аспекты деятельности Всемирного совета церквей», — подытожил он.

После этого митрополит Иларион и пастор доктор Олаф Ф. Твейт ответили на вопросы представителей прессы.

У Всемирного совета церквей нет позиции по однополым бракам

Заместитель главного редактора агентства «Интерфакс-религия» Алексей Соседов задал господину пастору вопрос, в считанные часы после окончания пресс-конференции попавший в новостные ленты: каково отношение Всемирного совета церквей к однополым союзам и женскому епископату?

Господин пастор ответил, что во Всемирном совете церквей состоят 350 церквей, и организация работает по принципу консенсуса. Это значит, что ВСЦ не имеет точки зрения по тем вопросам, по которым не добился консенсуса между всеми церквами.

  «Ни на один заданный Вами вопрос у Всемирного совета церквей нет своей позиции. Различные церкви имеет по данным вопросам разные взгляды. Роль Всемирного совета церквей – предоставлять пространство для высказывания различных церквей по различным вопросам.

Я не предвижу, что когда-нибудь Всемирный совет церквей будет иметь единую точку зрения по любому из заданных Вами вопросов».

Знакомство протестантов со святоотеческим наследием

На вопросы портала «Православие и мир»: «Ведется ли и с какими результатами во Всемирном совете церквей богословский диалог? Какие направления деятельности ВСЦ сейчас наиболее приоритетные?» — отвечали и глава ОВЦС, и генеральный секретарь ВСЦ.

Митрополит Иларион, отвечая на первый вопрос, рассказал, что несколько лет назад в рамках комиссии «Вера и церковное устройство» было предпринято изучение темы «Значение Отцов Церкви для современного христианства».

Владыка отметил, что благодаря этой консультации некоторые протестантские церкви впервые за многие годы обратились к теме Святых Отцов и задумались о значении их писаний для современного человека.

На пленарном заседании комиссии “Вера и церковное устройство” по инициативе представителей православной стороны всем участникам раздавались футболки с цитатами из творений свтт. Амвросия Медиоланского, Григория Богослова и прп. Исаака Сирина.

«Следующая консультация в рамках этой же рабочей группы произойдет в Москве в следующем году. Она будет посвящена проблемам церковной иерархии в христианском вероучении», — сообщил митрополит Иларион.

Таким образом, по словам главы ОВЦС, богословская проблематика имеет большое значение для работы Всемирного совета церквей.

«Иногда случается так, что какие-то темы, очень важные для нас, православных, в протестантских общинах оказавшиеся забытыми, открываются и для протестантов», — подытожил владыка.

Границы Церкви – приоритетное направление в работе ВСЦ

Доктор Твейт в свою очередь обратил внимание на другие богословские проблемы, которые поднимаются в рамках работы Всемирного совета церквей.

Одним из наиболее приоритетных направлений работы являются дискуссии на тему о Церкви, так как различные экклезиологические представления имеются у каждой из церквей.

«В настоящее время проходят слушания между церквами о том какова миссия и что такое природа Церкви», — сообщил господин генеральный секретарь.

Он выразил надежду на то, что «и Православные, и протестантские церкви извлекли определенную пользу из такого рода дискуссий».

Также идут дискуссии о значении крещения. Их сущность доктор Твейт изложил так: «Мы пытаемся изучить, можем ли мы принять крещение друг друга и что такое крещение во Христе. И я надеюсь, что скоро появится документ, в котором мы признаем, что признаем крещение во Имя Отца и Сына и Святого Духа».

«Что такое хорошо и что такое плохо» как богословская проблема

Доктор Твейт полагает, что большой интерес для будущей работы ВСЦ представляют начавшиеся дискуссии по моральным проблемам и сущности добра и зла.

Также большое будущее он видит за начавшейся дискуссией, в которую включились также политики и бизнесмены, как сохранить мир, в котором мы живем.

Генеральный секретарь организации полагает, что помимо политического, эта проблема имеет и богословский аспект: что значит быть хранителями Божьего творения? По его словам, также считает и активно участвует в диалоге и Вселенский Патриарх.

Последней господин Твейт упомянул проблему отношения к людям и общинам других вероисповеданий. По его мнению, христиане могут и должны обратиться к ним на глобальном уровне, и Русская Православная Церковь могла бы здесь сыграть важную роль.

Роль церквей в урегулировании военных конфликтов

Следующий вопрос поступил от корреспондента «The New York Times» Софьи Кишковски. Он касался встреч господина Твейта с политическими деятелями.

Господин Твейт ответил, что накануне встречался с заместителем министра иностранных дел Андреем Денисовым, заместителем председателя правительства Александром Жуковым и председателем комиссии Государственной Думы по международным отношениям Константином Косачевым. На этих встречах состоялся откровенный разговор о роли Церкви в обществе, в котором, в частности обсуждалось, как Церковь может способствовать примирению посредством диалога (в том числе, между большинством и меньшинством).

Также в ходе этого разговора была затронута роль ВСЦ на международной арене – в частности в урегулировании конфликта на Ближнем Востоке, между Израилем и Палестиной.

Доктор Твейт считает, что прекращению конфликта может способствовать Россия, так как она состоит в хороших отношениях с обеими его сторонами.

Однако, считает он, у этого конфликта есть и религиозное измерение, поэтому роль церквей в этом регионе очень велика.

Митрополит Иларион и Олаф Ф. Твейт о кардинале Каспере

Последний вопрос, также заданный Софьей Кишковски, вызвал большой интерес и у владыки Илариона, и у доктора Твейта. Он касался оценки деятельности кардинала Вальтера Каспера, на днях покидающего пост главы Папского совета по христианскому единству.

Митрополит Иларион отметил, что кардинал Каспер является крупным богословом, и выразил надежду, что уйдя в отставку, он продолжит богословскую работу. Особенно высоко владыка оценил его труд «Иисус Христос», развенчивающий поиск «исторического Иисуса» и демонстрирующий, что подлинный Христос раскрывается не в интеллектуальном поиске, а в опыте Церкви.

Митрополит Иларион уверен, что кардинал Каспер внес существенный вклад в дело межхристианского единства.

Глава ОВЦС также отметил, что наиболее многообещающим является диалог между Православной и Католической церквами.

В свою очередь, диалог и православной, и католической сторон с протестантскими общинами находится в кризисе по причине либерализации и вероучения, и нравственности, наблюдающейся в сегодняшнем протестантизме.

Доктор Твейт в свою очередь заявил, что кардинал Каспер является виднейшим представителем экуменического движения, в чем сыграли свою роль его личные качества: серьезность и в то же время дружественность и открытость.

Когда он был главой Папского совета по христианскому единству, он всячески содействовал межконфессиональному диалогу. Кроме того, как рассказал доктор Твейт, во время их встречи кардинал Каспер подтверждал и желание укрепления связей со Всемирным советом церквей.

«Я хочу наследовать его идеи», — подытожил доктор Твейт.

Наиболее важным результатом прошедшей пресс-конференции стало знакомство с основными направлениями деятельности Всемирного совета церквей. В частности, был очерчен круг богословских вопросов, имеющих приоритетное значение для работы этой межхристианской организации.

Источник: https://www.pravmir.ru/vsemirnyj-sovet-cerkvej-ot-mira-vo-vsem-mire-do-svyatootecheskogo-naslediya/

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: