- ГВР: учет и охрана водных ресурсов и объектов
- Государственный водный кадастр — все данные о ресурсах, объектах и инфраструктуре
- Разделы ГВР
- Водный кадастр, раздел первый: Ресурсы и объекты
- Что такое бассейновый округ
- Что такое речной (водосборный) бассейн
- Водные объекты
- Водный кадастр, раздел второй: водопользование
- Что такое ВХУ
- Водоохранные зоны и береговые полосы
- Водный кадастр, раздел третий: инфраструктура
- Водный кадастр
- Цели водного кадастра
- Методика ведения водного кадастра
- Структура водного кадастра
- Государственный учет скважин — ГВК | ГМСН – мониторинг состояния недр
- Когда и для чего было принято решение ставить скважины на учет?
- Как и когда скважины начали лицензировать?
- Как производился учет скважин?
- Что такое Геоцентр-Москва?
- Что такое центр государственного мониторинга состояния недр (ТЦ ГМСН)?
- Как организован мониторинг скважин на воду?
- Как и для чего проводится мониторинг состояния недр?
- Что такое номер ГВК скважины?
- Государственный водный кадастр. Водные объекты и водные ресурсы
- Определение водного объекта
- Парадокс линии берега
- История возникновения и развития кадастра
- Органы государственной власти, ответственные за ведение кадастра
- Стратегическое значение водного кадастра
- Водный баланс и его значение
- Кодирование водных объектов
- Меры ответственности за нарушение водного законодательства
- Поиск водоохранных зон в Публичной кадастровой карте. Изменения по водоохранке на март 2020 года
- Постановление Правительства России от 30 ноября 2019 г. № 1547 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. N 17 и признании утратившим силу пункта 4 изменений, которые вносятся в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов” (не вступило в силу)
- Обзор документа
ГВР: учет и охрана водных ресурсов и объектов
Вода и земля — это природные “бесплатные” ресурсы, который нужно ценить и беречь. Они принадлежат всем и являются естественными материальными благами.
Тем не менее водные наделы, как и земные, могут быть собственностью государства, муниципалитетов, субъектов, отдельных граждан и предпринимателей.
Контроль за их использованием и охраной ведется государством, распределяющим управляющие и хозяйственные функции далее по госструктурам, на территориях которых имеются водные ресурсы.
Каждая территориальная единица отвечает за свой участок водопользования, находящийся в ее собственности. Регулируется водопользование Водным Кодексом (ВК), принятым в 2006 г. Все водные объекты, также как и земельные участки, внесены в базу данных — государственный водный реестр (ГВР) или водный кадастр. Что из себя представляет ГВР и каковы его функции?
Государственный водный кадастр — все данные о ресурсах, объектах и инфраструктуре
ГВР ведется ФАВР (Фед. агентством водных ресурсов), которое подчиняется МПРЭ РФ (Мин-ву природных ресурсов и экологии).
Разделы ГВР
Всего водный кадастр содержит три основных раздела:
- первый содержит сведения обо всех водных природных ресурсах (ВР) и водных объектах (ВО), естественных и искусственных;
- второй — информацию о водопользовании, охранных зонах, и всем, что связано с использованием, предоставлением ВО, их регистрацией, переходом прав и т.д.;
- третий — о водных объектах инфраструктуры (водозаборные устройства, очистные сооружения, гидротехнические объекты и т.д.).
Рассмотрим детальнее каждый раздел ГВР
Водный кадастр, раздел первый: Ресурсы и объекты
Водные ресурсы отличаются большой разветвленностью, соединением рек, морей, озер, других водных объектов (лиманов, болот, искусственных водоемов и пр.), поверхностных и подземных водосборов. Эта система разветвлений образует бассейновые округи (БО) и речные бассейны (РБ). Всего, согласно ст. 28 ВК, в РФ имеется 20 БО.
Что такое бассейновый округ
Бассейновый округ — главная территориальная единица водных ресурсов, которая может занимать территории ряда субъектов РФ. В бассейновый округ входят моря, речные бассейны, крупные озера, подземные водотоки, более мелкие подразделения (реки, разветвления рек, бассейны озер и т.д.).
Например, Балтийский бассейновый округ занимает девять областей и часть респ. Карелия. На нем расположены объекты Балтийского моря, Онежского, Ладожского озера, оз. Ильмень, Финский залив, реки Неман, Нарва, Нева, Волхов, реки Карелии и т.д.
Что такое речной (водосборный) бассейн
Реки представляют собой целую систему, состоящую из основного русла, истоков, устья, различных притоков со своими небольшими бассейнами. Этот разветвленный водоем собирают воду не только с поверхности, но и с подземного рыхлого грунта.
Таким образом питание речных бассейнов происходит за счет поверхностного и подземного водосбора, которые чаще всего не совпадают. Да и составить карту подземных речных разветвлений проблематично.
Поэтому границы речных бассейнов устанавливают по поверхностному водосбору.
- Граница между отдельными речными бассейнами устанавливается по условной топографической линии — водоразделу.
- Речные бассейны могут быть открытыми (сточными), то есть связанные с морями и океанами, и закрытыми материковыми (бессточными), не впадающими в море или океан.
- Самый крупный речной бассейн на Земле у рек Амазонка, Конго, Ганг и Миссисипи.
- Самый большие речные бассейны России — Арктический, бассейны рек Оби и Лены.
Водные объекты
К водным объектам относятся:
- океаны, моря, заливы, лиманы, бухты и пр.;
- водотоки (реки, ручьи, водные каналы);
- водоемы природного и искусственного происхождения (озера, водохранилища, пруды, карьеры);
- подземные реки;
- источники (родники и гейзеры);
- вековые ледники и постоянные снежные покровы.
Водный кадастр, раздел второй: водопользование
Раздел о водопользовании содержит:
- сведения о ВХУ (водохозяйственных участках);
- охранных и защитных водных и береговых зонах и полосах;
- о потреблении воды и источниках ее загрязнения (сбросах сточных вод);
- решения о предоставлении и госрегистрации ВО;
- договоры о передаче ВПУ в пользование, переходе прав;
- сведения о прекращении действия договоров.
Что такое ВХУ
Водохозяйственный участок — это используемая в хозяйственных целях часть бассейна реки, на которой возможно производить и учитывать забор воды (например, для водоснабжения населения, полива полей и др. целей).
- Каждый ВХУ состоит из 12-значного кода.
- Сведения о ВХУ имеют открытый доступ, кроме засекреченных объектов.
Ниже — полный список ВХУ из базы ГВР (источник — Википедия).
Водоохранные зоны и береговые полосы
Водоохранные зоны (ВОЗ) предначены для экологической защиты водных объектов, предотвращения выбросов и загрязнения.
В ВОЗ запрещено:
- строить автозаправки, склады ГСМ, хранилища пестицидов, химикатов, ядерных отходов и т.д;
- устраивать захоронения;
- сбрасывать сточные и дренажные воды;
- добывать ископаемые и пр.
Централизованную канализацию или систему водоотведения в пределах ВОЗ можно устанавливать при наличии очистных систем и другого защитного оборудования.
- Размер ВОЗ зависит от протяженности водотока: чем крупнее река или водоем, тем больше ВОЗ. Начало определяется от границ ВО.
- Морская охранная зона берет начало от предельно возможной линии прилива, а ее ширина — не менее 500 м.
Водный кадастр, раздел третий: инфраструктура
Данная часть содержит сведения:
- о водохозяйственных системах (канализация, водоотведение и пр.);
- ГТС (гидротехнических сооружениях).
К ГТС относятся:
- ГРЭС (гидроэлектростанции);
- защитные сооружения (плотины, дамбы);
- системы для водосброса и дренажа;
- каналы, шлюзы, туннели;
- пирсы, волнорезы;
- мельницы;
- фонтаны, колодцы и другие объекты.
Если вкратце подытожить:
Водный кадастр не только систематизирует сведения обо всех водных ресурсах и объектах, но и содержит информацию о водохозяйственных участках, водоохранных зонах и объектах водной инфраструктуры.
Забота об экологии — та важная часть, без которой невозможна эксплуатация водных ресурсов.
Если продукты хозяйственной деятельности предприятий и человека (отходы производства, нефтепродукты, радиоактивные элементы, сточные канализационные воды, останки захоронений и пр. ) будут попадать в воду, то пользоваться бесценными водными ресурсами станет невозможно.
Загрузка…
Источник: https://moezhile.ru/yurist/vodnyj-kadastr.html
Водный кадастр
Мониторинг наличия и состояния водных объектов необходим для обеспечения нормальной экологической среды, а также хозяйственной деятельности, связанной с водными ресурсами.
Для этого предусмотрено ведение специального реестра, называемого водным кадастром.
Он представляет собой совокупность данных по имеющимся в стране водным объектам, систематизирует информацию об использовании водных ресурсов, определяет круг их пользователей.
В кадастре обозначено такое понятие, как водный баланс, то есть количество воды, которое поступает в надземные или подземные водные объекты страны по отношению к количеству оттока воды естественным способом, а также расхода на разные нужды населения и хозяйствующих субъектов.
В водном кадастре ведётся учёт таких водоёмов, как каналы и реки, водохранилища и болота, озёра и пруды, ледники и ручьи, а также другие объекты, составляющий водный фонд страны.
Цели водного кадастра
На основании общегосударственного регистра водных ресурсов проводится комплексное оценивание текущего состояния водного баланса, а также прогнозирование его в будущем.
Благодаря такой оценке могут быть осуществимы следующие задачи:
- Разработка планов по эффективному использованию водных объектов;
- Предотвращение экологических кризисов, в том числе исчезновения водных источников, а вместе с этим и ухудшения окружающей биологической среды;
- Контроль качества воды, предотвращение излишней загрязнённости водоёмов, проверка чистоты водных ресурсов на соответствие нормативным стандартам, а также восстановление качества в случае обнаружения соответствующих проблем;
- Определение целевых приоритетов в использовании ресурсов;
- Инвентаризация и паспортизация хозяйственных водоёмов, в том числе в сфере рыбного промысла;
- Регистрация водопользователей;
- Прекращение хозяйственной деятельности на водоёмах стратегического характера, изъятие их в государственные фонды;
- Охрана водных объектов путём ограничительных мер и постоянного контроля использования их ресурсов.
Систематизация данных по водным объектам позволяет удерживать экологическое благосостояние территорий, при этом проводя промышленное развитие и обеспечение регионов необходимыми жизненно важными ресурсами как природного, так и экономического характера.
Методика ведения водного кадастра
Водный кадастр государства представляет собой информационную базу, данные которой всё время меняются и пополняются, поскольку изменчива сама система водного баланса, не говоря уже о постоянно динамичном процессе смены водопользователей и их хозяйственных нужд.
Пользователи водными ресурсами обязаны вести внутренний количественный и качественный учёт оборота воды, используемого в хозяйстве.
Совокупность данных всех учётов обрабатывается специализированными организациями, в результате чего создаётся статистическая база по конкретному региону или отрасли.
В то же время эти организации проводят мониторинг соответствия предоставляемых данных реальному положению дел на водных объектах.
Обобщённая на региональном уровне статистика передаётся в центральное соответствующее ведомство страны, где проводится общегосударственная систематизация данных, статистическая обработка, выявление проблем и планировка государственных программ.
Современное пополнение водного кадастра проводится с помощью автоматизированных информационных систем.
Создаваемый таким способом кадастр, является официальным государственным документом, а соответственно и юридической базой для управленческих процессов и даже судебных разбирательств.
Структура водного кадастра
Для удобства использования кадастровых данных, а также для учёта водных ресурсов согласно их специфике, кадастр разделяется на несколько частей, каждая из которых обобщает регуляцию в определённой сфере учёта.
Например, ведётся отдельная статистика по поверхностным водным объектам и подземным водам.
Если информация по последним группируется с учётом гидрогеологических регионов страны, то данные о надземных водах обобщаются по водным бассейнам.
Наиболее важный для хозяйства и страны надземный водный фонд тоже группируется согласно специфическим особенностям водоёмов и возможным методам их использования.
К примеру, практика ведения кадастра предусматривает следующую систематизацию:
- Реестр поверхностных проточных вод. Сюда можно внести реки, ручьи, а также искусственные каналы;
- Реестр закрытых или полузакрытых водоёмов. Это группа данных по озёрам, водохранилищам, прудам и т. д.;
- Реестр качества воды вне водоёмов. Используется для контроля состояния воды в системах водного обеспечения на суше;
- Реестр ледников и снежников;
- Реестр морских водных ресурсов;
Также кадастр может структурироваться по целевому предназначению сбора данных, как, например, отграничение реестра водных объектов от реестров использования вод и водопользователей.
Обобщая, можно сказать, что водный кадастр является базисным государственным сводом данных, который является практическим механизмом контроля и регуляции в сфере потребления воды, а также обеспечивает основу для соблюдения водного, хозяйственного, гражданского и экологического законодательства страны.
Источник: https://utmagazine.ru/posts/9093-vodnyy-kadastr
Государственный учет скважин — ГВК | ГМСН – мониторинг состояния недр
Нужно ли ставить скважину на учет и как это сделать? Кто отвечает за мониторинг состояния недр (ГМСН)? Куда делось АО «Геоцентр-Москва»? Что такое ГВК скважины? Пояснение от Geol.ru
Когда вы собираетесь пробурить артезианскую скважину и начинаете читать, что нужно для ее оформления, вы неминуемо сталкиваетесь с огромным количеством непонятной информации. Что такое ГВК и как поставить скважину на кадастровый учет? Кто отвечает за мониторинг подземных вод и кому сдавать отчеты – ТЦ ГМСН или АО «Геоцентр-Москва»? Geol.ru подготовил для вас подробное разъяснение.
Когда и для чего было принято решение ставить скважины на учет?
Подземные воды уже не одно столетие используются на территории России в целях водоснабжения. Первые промышленные водозаборные узлы, предназначенные для водоснабжения Москвы, были построены ещё в 18 веке в районе современных Мытищ.
Но все же столетия назад основным источником водоснабжения были поверхностные воды. Первые попытки изучения подземных вод в России были предприняты на рубеже 19-20-го веков. А промышленное освоение подземных вод началось в 1930-е годы в период сталинской индустриализации.
Именно тогда началась разведка подземных вод на территории Московской области, а также в индустриальных районах.
Но поистине грандиозных масштабов исследования достигли в 1950-1970-х годах. В этот период были изучены запасы подземных вод на большей территории Советского Союза.
В особо важных и крупных городах, таких как Москва, Алма-Ата, Курск и другие, построили сети наблюдательных скважин. Они были предназначены для отслеживания уровня и качества подземных вод с целью контроля за их рациональным использованием.
То есть они были нужны для того, чтобы качество подземных вод не ухудшалось, а их запасы попросту не закончились.
Поскольку сеть скважин была достаточно редкой, а для глубокого анализа требовалось больше наблюдательных скважин, было принято решение о регистрации всех вновь пробуренных скважин. В 1957 году Постановлением Совета Министров РСФСР от 01.08.
1957 года № 910 «Вопросы Главного управления геологии и охраны недр при Совете Министров РСФСР» на правах министерства РСФСР было образовано Главное управление геологии и охраны недр при Совете Министров РСФСР (Главгеология РСФСР).
На базе Московской геологоразведочной экспедиции был организован центр государственного мониторинга состояния недр. Этот орган просуществовал до 2007 года.
Как и когда скважины начали лицензировать?
Юридической основой использования подземных вод как источника водоснабжения послужил принятый в 1977 году закон. В советское время такого понятия как лицензия на водозаборную скважину не существовало.
Вместо этого было специальное разрешение под названием «Спецводопользование», которое выдавалось Министерством Мелиорации и давало право добывать подземные воды в нужном количестве. При этом подземные воды не расценивались государством как полезное ископаемое, поэтому их добыча не лицензировалось.
После введения в 1992 году закона РФ «О недрах» подземные воды приравняли к полезным ископаемым. Следовательно, их добычу стали расценивать как недропользование.
Как производился учет скважин?
До введения закона РФ «О недрах» при бурении новой скважины каждая буровая организация составляла паспорт скважины и учетную карточку.
Далее паспорт и учетная карточка отвозились в Территориальный центр государственно мониторинга состояния недр (ТЦГМСН).
Там скважине присваивали уникальный номер Государственного водного кадастра (ГВК) и отправляли учетную карточку на хранение в Территориальный фонд геологической информации (ТФГИ). Функция ТЦГМСН была возложена на Московскую Геологоразведочную экспедицию.
Что такое Геоцентр-Москва?
Московская геологоразведочная экспедиция или Территориальное геологическое управление Центральных районов (ТГУЦР) Мингео РСФСР переименовано приказом № 110 от 27.02.1980 года в Производственное геологическое объединение Центральных районов (сокращенно – ПГО «Центргеология»).
Это организация, которая в Советские годы отвечала за геологоразведочные работы на подземные воды в Центральном Федеральном округе. В ее состав входили геологоразведочные экспедиции всех областей ЦФО: Курской, Воронежской, Тульской, Тверской, Владимирской и т. д.
Функции организации включали проведение работ по поиску и оценке запасов месторождений подземных вод и общераспространенных полезных ископаемых на территории ЦФО. Кроме того, она отвечала за мониторинг состояния недр во всех областях ЦФО.
В 2001 году организацию вновь переименовали – теперь она стала называться ФГУП «Геоцентр-Москва» МПР РФ. В 2007 году после упразднения Государственного водного кадастр и сокращения числа ФГУП, организация акционировалась и переименовалась в ОАО «Геоцентр-Москва».
Организация стала простой геологоразведочной компанией средней руки без каких-либо перспектив к росту. В 2018 году, после присоединения к АО «Росгеология», ОАО «Геоцентр-Москва» в очередной раз переименовался. Теперь он называется АО «Центральное ПГО». В настоящее время мониторинг состояния недр этой организацией не ведется.
Территориальный цент государственного мониторинга закрылся. Т.е. отдел, который принимал отчеты от владельцев скважин с 2018 года не работает. В настоящее время ведется мониторинг только по государственной сети скважин. За это отвечает ФГБУ «Гидросецгеология».
Частично функции ТЦ ГМСН ОАО «Геоцентр-Москва» принял на себя Центрнедра. Ведутся переговоры об открытии ТЦ ГМСН на базе Центрнедра.
Что такое центр государственного мониторинга состояния недр (ТЦ ГМСН)?
За весь государственный мониторинг России отвечает ФГБУ «Гидроспецгеология».
Поскольку количество скважин на территории РФ очень большое, Гидроспецгеология возлагает часть полномочий по мониторингу на региональные представительства или сторонние организации.
До 2018 года Гидропецгеология наделяла ОАО «Геоцентр-Москва» полномочиями по мониторингу на территории ЦФО. Однако, с 2018 года данные полномочия закончились.
Сегодня весь мониторинг ведётся силами ФГБУ «Гидроспецгеология». Именно на эту структуру на сегодняшний день возложены обязанности по мониторингу водозаборных скважин.
Как организован мониторинг скважин на воду?
Ранее каждая организация-владелец скважины ежеквартально отчитывалась перед ТЦ ГМСН ОАО «Геоцентр-Москва» (территориальным центром государственного мониторинга состояния недр).
Туда сдавались сведения по замерам уровней воды в скважинах, данные о химическом составе подземных вод и т.д. Кроме этого на всей территории России была организована Государственная сеть наблюдательных скважин за подземными водами.
В настоящее время за государственной сетью скважин следит ФГУП «Гидроспецгеология», а за скважинами пользователей недр следит Центрнедра.
Как и для чего проводится мониторинг состояния недр?
Мониторинг состояния недр на уровне государства заключается в систематических наблюдениях, сборе, накоплении, обработке, анализе данных для оценки состояния недр и составлении прогнозов по его изменению под влиянием техногенных и природных факторов. В случае с подземными водами к информации, получаемой путем мониторинга, в основном относят:
- прогнозы изменения уровня грунтовых вод по сезонам;
- сведения о выявлении участков, на которых подземные воды загрязнены;
- сведения о выявлении загрязнений подземных вод на ВЗУ питьевого назначения.
Полученные в ходе мониторинга данные используются органами государственной власти РФ и ее субъектов, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Что такое номер ГВК скважины?
Аббревиатура ГВК расшифровывается как государственный водный кадастр.
Под этим термином понимают базу систематизированных данных о подземных и поверхностных водных объектах, в том числе артезианских скважинах.
До 2007 года любая скважина на воду после бурения должна была быть оформлена. Для этого составлялись учетные карточки и паспорт, скважины ставилась на учет в ГВК под уникальным номером.
В настоящее время ГВК не существует. В соответствии с законом РФ «О недрах», скважина на воду рассматривается как инструмент добычи полезного ископаемого — подземных вод. Это означает, что единицей учета является участок недр.
То есть объект, который прописан в лицензии на право пользования недрами.
В пределах выделенного участка недр Недропользователь имеет право бурить сколько угодно скважин, главное чтобы их расположение соответствовало санитарным нормам.
Источник: https://geol.ru/articles/skvazhiny-i-kolodtsy/gosudarstvennyy-vodnyy-kadastr/
Государственный водный кадастр. Водные объекты и водные ресурсы
Государственный водный кадастр создан для учета водных ресурсов России. Он ведется для того, чтобы обеспечить нормальный уровень водного баланса. Реестр ведется согласно установленной системе, которая позволяет учитывать все водные ресурсы. Каждому водоему присвоен собственный код.
Определение водного объекта
Такое определение содержится в статье 5 Водного кодекса РФ. Объекты подразделяются на подземные и находящиеся на поверхности земли.
Поверхностные объекты – это водная гладь и земли под ней. Участок земли ограничивается линией берега. Береговая линия морей определяется по постоянному уровню воды, рек и ручьев – по среднему ежегодному уровню вод (за исключением периода, когда реки скованы льдом), прудов – по нормальному водному уровню, а болот – по границе залегания торфа.
Парадокс линии берега
Как известно, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, могут граничить с другими странами. В таком случае потребуется измерить протяженность линии берега. Это значение будет зависеть от того, каким способом измерения пользоваться.
Примером, наглядно иллюстрирующим парадокс, может быть береговая линия, сложившаяся вокруг острова Великобритании. Если для измерения выбрать отрезок длиной 100 км, то общая протяженность линии берега будет составлять 2 800 км. Если же за отрезок измерения принять величину в 50 км, то протяженность линии будет уже 3 400 км.
История возникновения и развития кадастра
Государственный водный кадастр появился в СССР в 1933 году и содержал общие сведения о реках и морях Советского Союза, о режимах и уровнях вод. Работа над ведением кадастра активно продолжалась на протяжении более чем 20 лет. Ее результатом стало издание в 1966 году трех справочников, которые содержали свод данных о гидрогеологических характеристиках водоемов, гидроузлов и ледников.
Органы государственной власти, ответственные за ведение кадастра
Общее руководство государственным водным кадастром осуществляется Президентом и Правительством России, органами власти на уровне регионов России, а также муниципальными образованиями.
Функции по специальному управлению возложены на Министерство природных ресурсов и экологии России. За подземные водные объекты отвечает Федеральное агентство по недропользованию.
Стратегическое значение водного кадастра
Водный реестр содержит информацию о ресурсном потенциале страны. В акваториях морей, подземных источниках воды, а также гидроэлектростанциях сконцентрированы государственные интересы. От рационального использования водных ресурсов зависит благополучие страны.
Принципиально важным моментом в управлении ресурсами всегда считался поиск баланса интересов между индустриальным развитием и сохранением природного разнообразия. Государственный кадастр водных объектов ведется для того, чтобы поддерживать экологию таких объектов на постоянном уровне.
Это означает, что в ГВК, помимо прочего, содержатся сведения об утилизации промышленных отходов. Организации, осуществляющие такую деятельность, отчитываются о том, сколько отходов было слито в сточные воды. Существует система обводных каналов, которая не позволяет токсичным элементам загрязнять чистые водоемы.
Водный баланс и его значение
Водный баланс – это методический свод данных об объемах поступающей воды по сравнению с уровнем ее естественного оттока. В нем учитываются также и объемы воды, которые требуются для обеспечения населения.
Водный баланс рассчитывается за определенный временной отрезок – это может быть один день, месяц или год. В формулу расчетов включаются атмосферные осадки, испарение с поверхности водных объектов, а также поступления воды из подземных источников. Произвести необходимые подсчеты позволяют сведения, содержащиеся в государственном кадастре водных ресурсов.
Водный баланс напрямую связан с тепловым балансом. В совокупности эти два значения позволяют представить картину экологического равновесия, сложившегося на определенной территории в конкретный временной промежуток.
Кодирование водных объектов
Систематизация информации невозможна без методики шифрования, благодаря которой можно легко и быстро идентифицировать любой объект. С этой целью еще в Минводходе СССР было введено такое понятие, как код водохозяйственного участка по государственному водному кадастру.
Кодирование ведется с использованием так называемого фасетного способа, при котором условные обозначения сгруппированы от крупных к более мелким.
Рассмотрим этот принцип на конкретном примере: ЧЕР ДНЕПР – так обозначается река Днепр, которая впадает в Черное море.
Мелкие реки и ручьи, впадающее в единый бассейн, обозначаются как ПОБЕР. Например, БЕЛ ПОБЕР – это побережье Белого моря.
Существует методика для расчета числового уровня притоков рек. В зависимости от величины, притоки подразделяются на уровни и порядки.
Меры ответственности за нарушение водного законодательства
Лица, нарушающие законодательство о водных объектах, могут быть привлечены как к уголовной, так и к административной ответственности.
КоАП РФ содержит меры ответственности, предусмотренные за незаконное изъятие воды и сброс сточных вод в озера, реки и другие водоемы. Ответственность придется нести также лицам, которые нарушают порядок добычи ископаемых из недр, в том числе угля, торфа и иных природных богатств.
Особое внимание уделяется сооружениям, с помощью которых осуществляется добыча нефти из прибрежных и шельфовых зон.
Ловля рыбы, крабов и моллюсков, осуществляемая в промышленных масштабах, также строго регламентирована.
В последнее время Прокуратура РФ применяет меры реагирования на жалобы граждан об ограничении доступа к водным объектам. По закону предприниматель, который ведет свою деятельность на проточном водоеме, обязан обеспечить доступ жителей к воде.
На примере это выглядит следующим образом: предприниматель организовал на озере инфраструктуру для отдыха – платный пляж, прокат рыболовного снаряжения и снастей. Люди, приезжающие на отдых, могут арендовать лодку или удочку у коммерческой организации, но гражданин, приехавший со своей удочкой, должен иметь возможность беспрепятственно заниматься ловлей рыбы и отдыхать у берега озера.
Такая позиция обусловлена тем, что водная гладь – это собственность Российской Федерации, и все ее граждане должны иметь доступ к водным объектам. На сегодняшний день сложилась практика применения санкций к тем, кто пытается ограничить доступ людей к водным объектам. Исключение в данном случае могут составлять только искусственные водоемы, вырытые на территории частного владения.
Источник: https://FB.ru/article/448780/gosudarstvennyiy-vodnyiy-kadastr-vodnyie-obyektyi-i-vodnyie-resursyi
Поиск водоохранных зон в Публичной кадастровой карте. Изменения по водоохранке на март 2020 года
Поиск водоохранных зон в Публичной кадастровой карте.
Здравствуйте, несмотря на кучу роликов в ютюбе про водоохранку, многие рыбаки, охотники, да и просто отдыхающие, до сих пор не разобрались, как найти эту пресловутую водоохранку. Для тех, кто ещё чудом остался не в курсе событий, благодаря 65 статье Водного кодекса, появились штрафы за нарушение водоохранных зон. Для физ лиц, то есть простых граждан — это 3,5 — 4 тысячи рублей.
Эти зоны устанавливаются для рек, озёр, и даже ручьёв в целях предотвращения загрязнения, гибели рыб, животных и растений в результате воздействия человека. Ширина зоны зависит от размеров и протяжённости объекта. Для крупных рек, как правило, это аж ДВУХСОТметровая зона.
В границах водоохранных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. Самое забавное, что велосипед — это тоже транспортное средство. Специальные транспортные средства — это скорая помощь, МЧС, пож охрана.
А колея, пробитая, отдыхающими вдоль водоёмов, зачастую не является дорогой. Дороги должны быть зарегистрированы в реестре. Бывают федеральные, краевого и местного значения. Твёрдое покрытие тоже регламентируется ГОСТами, СП. То есть по сути безнаказанно для себя теперь к водоёму не подъедешь. И без разницы, что у тебя куча скарба или моторная лодка.
И есть вероятность, что вернувшись к машине, оставив её на требуемом расстоянии, ты её найдёшь целой, или вообще найдёшь. Норма бредовая. Не раз уже пытались подавать петиции об отмене, но воз и ныне там.
Итак, вы запланировали отдых близ водоёма.
Идём на сайт Росреестра . В посковой строке вашего браузера набираете «Росреестр». Подтвеждаете. Переходите по ссылке на сайт Росреестра. Листаете сраницу вниз. Под рубрикой «Новости» расположена ссылка для перехода в публичную кадастровую карту. Листайте с помощью всплывающей стрелки при наведении на картинку. Это галерея. Здесь 5 картинок!
Листаем галерею по стрелке! Несколько картинок!Листаем галерею по стрелке! Несколько картинок!Листаем галерею по стрелке! Несколько картинок!Листаем галерею по стрелке! Несколько картинок!Листаем галерею по стрелке! Несколько картинок!
Или сразу в браузере набираете «Публичная кадастровая карта». Вылезет куча клонов. Они обрезанные и в них нет данных по зонам с ограниченным использованием территории(водоохранке), поэтому переходите по ссылке https://pkk5.rosreestr.ru/ . Лучше сразу на будущее сохраните себе её в закладки.
Жмём найти. Открывается окно публички.
Здесь уже можете с помощью мышки увеличивать и двигать карту для поиска вашего места, либо, нажав на значёк с лупой, вбить место поиска. Но не название водоёма, а субъект РФ и т.д. К примеру, Алтайский край, Бийский район…
По мере набора будут всплывать подсказки. Можете выбрать из списка или дописать своё. Между с окном для запроса и лупой появилось окно дополнительное.»Участки». Нажимаете на черный треугольник рядом с ним. Раскроется подменю.
Нас интересует параметр «ЗОУИТ»- зоны с особыми условиями использования территории. К ним относится также и водоохранка. Жмём снова на Лупу. Открывается подменю для поиска и редактирования. Нас интересует вкладка «Управление картой».
Нажимаем её. Листайте с помощью всплывающей стрелки при наведении на картинку. Это галерея. Здесь 2 картинки!
Убираем, где не нужно, лишние галочки. Иначе может тормозить загрузка. Можно оставить галочку только на вкладке «Зоны охраны природных объектов».
Также можно отрегулировать прозрачность слоя водоохранки для просмотра и поиска каких то ориентиров в ней, нажав на значёк кружка, на половину белого, на половину черного. Он расположен напротив наименования слоя после цифры 100%.
И мышкой, смещая каретку, установить нужный вам процент. Не устраивает, корректируете под себя.
Листайте с помощью всплывающей стрелки при наведении на картинку. Это галерея. Здесь 2 картинки!
Если зоны не отобразились, значит в данном месте они ещё не зарегистрированы. Либо у вас слишком большой масштаб. Приблизьте карту колёсиком мышки или с помощью + в нижнем правом углу экрана
Раньше, для того, чтобы водоохранка приобрела юридическую силу, согласно Правил в целях установления границ органы государственной власти должны подавать сведения, которые должны содержать графическое описание местоположения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, перечень координат характерных точек этих границ в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) для внесения в Единый государственный реестр недвижимости. Проще, информация о таких зонах должна быть в Росреестре.
Это было прописано в пункте 5.1 Правил:
5.1. Границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.»
Теперь внесли изменения в Правила определения границ.
Постановление Правительства России от 30 ноября 2019 г. № 1547 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. N 17 и признании утратившим силу пункта 4 изменений, которые вносятся в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов” (не вступило в силу)
е) пункт 5.1 признать утратившим силу.
Не вступило в силу — это про пункт 4 изменений, ранее описывающих ныне отменённый пункт 5.1.
Обзор документа
Правительство РФ уточнило порядок установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов. Речь идет в т. ч. об их обозначении специальными информационными знаками.
Исключена норма о том, что границы считаются установленными с даты внесения сведений о них в госкадастр недвижимости. Скорректированы правила передачи сведений о границах в уполномоченные органы.
Вот ссылка на последнюю редакцию Правил определения границ водоохранки.
Так что теперь если есть водоём, то уже есть и водоохранка! И не важно, внесены сведения в Росреестр о границах, или ещё нет!!!
Борьба с водоохранкой продолжается. Вносят законодательные инициативы о сокращении её до 50 метров. Но это всё полумеры. Надо разрещить подъезд к водоёму хотя бы на время разгрузки-погрузки. Ведь причалы мождно пересчитать по пальцам и стоянки. Ну а потом уже можно и отогнать машину на разумное расстояние при условии наличия мест под парковки с твёрдым покрытием.
Перечень водных объектов, для которых не устанавливается водоохранка:
2. статьи 65 ВК, прежде всего данное в ней определение водоохраной зоны (часть 1), означает, что водоохранная зона есть не у всех ВО. Статьей 65 ВК не установлены водоохранные зоны у следующих ВО: 1) прудов-копаней и обводненных карьеров; 2) озер и водохранилищ с акваторией менее 0,5 кв.
км или озер внутри болот (часть 6 статьи 65 ВК), не имеющих особо ценного рыбохозяйственного значения исходя из части 13 статьи 65 ВК; 3) болот; 4) рек и их частей, помещенных в закрытые коллекторы (часть 10 статьи 65 ВК); 5) родников, не являющихся истоками рек или ручьев (часть 5 статьи 65 ВК); 6) ледников, снежников и гейзеров.
Источник: https://rurf.ru/st-65—rf
Надеюсь, всё разжевал подробно. Удачи в поездках!
Источник: https://zen.yandex.ru/media/artem_shipilov/poisk-vodoohrannyh-zon-v-publichnoi-kadastrovoi-karte-izmeneniia-po-vodoohranke-na-mart-2020-goda-5e4b41ca5bdc2e1b307d4b7b