Внутренние морские воды Российской Федерации

Содержание
  1. Внутренние морские воды: понятие, особенности, правовой режим
  2. Понятие внутренних морских вод
  3. Правовой режим внутренних морских вод
  4. Вынужденный заход во внутренние морские воды
  5. Условия расположения, порядок использования и охраны внутренних морских вод
  6. Какой существует закон о них?
  7. Правовой режим
  8. Как определяются границы в пределах государства?
  9. Вмв рф
  10. Каковы последствия при их нарушении?
  11. Заключение
  12. Морские зоны Российской Федерации
  13. Внутренние морские воды
  14. Исходная линия территориального моря
  15. Территориальное море
  16. Прилежащая зона
  17. Исключительная экономическая зона
  18. Континентальный шельф
  19. Морская миля (nmi)
  20. Внутренние морские воды
  21. 2. Правовой режим внутренних морских вод
  22. 3. Уголовная, гражданская и административная юрисдикция во внутренних морских водах
  23. 4. Правовой режим морских портов
  24. 5. Пользование средствами радиосвязи в портах Российской Федерации
  25. 155 ФЗ о внутренних морских водах с изменениями
  26. Основные положения 155 ФЗ
  27. Какие были внесены изменения?
  28. Скачать текст закона о внутренних морских водах

Внутренние морские воды: понятие, особенности, правовой режим

Внутренние морские воды Российской Федерации

Мы уже начали говорить о различных типах морских пространств, сегодня речь пойдет о внутренних морских водах. Они входят в состав внутренних вод государства, являются частью его территории, как и суша, особенно важно помнить, что они подчиняются его законам.

Понятие внутренних морских вод

Общее определение термина «внутренние морские воды» звучит следующим образом: это водное пространство, расположенное между исходными линиями и берегом государства и являющегося его частью.

Исходные линии, от которых отсчитываются морские пространства, бывают двух видов:

  • нормальные – совпадающие с линией наибольшего отлива, зафиксированной на официально опубликованных картах прибрежного государства. Эти линии используются в случаях, когда речь идет об обычном пологом береге;
  • прямые – их проводят путем соединения выступающих в море точек побережья, если оно неровное, извилистое, имеет много заливов и т.д.

В состав внутренних морских вод входят:

1.Воды портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки постоянных сооружений порта: причалов, гидротехнических сооружений и т.д.

К таким водам относится, прежде всего, акватория морского порта, т.е. то морское пространство, которое отделяют от других частей моря условные прямые линии, соединяющие самые дальние точки причалов или других сооружений, но только при условии, что они являются статически постоянными. Например, буй или временный рейд — таковыми не являются.

2.Воды заливов, бухт и лиманов, берега которых полностью принадлежат прибрежному государству, и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль.

Согласно положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., под заливом понимается хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу в такой мере — в соотношении к ширине входа в него, что содержит замкнутые сушей воды и образует нечто большее, чем простую извилину берега.

Углубление не признается заливом, если его площадь меньше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление. Если ширина входа в залив превышает 24 морские мили, то линия указанной длины проводится внутри таким образом, чтобы ею было отграничено большее водное пространство.

3.Исторические воды – заливы, бухты, лиманы с неограниченной шириной входа.

Основанием для включения «исторических» вод во внутренние служат три фактора: во-первых, если над этими водами прибрежное государство осуществляло суверенитет на протяжении длительного времени, и никто не может  доказать обратного; во-вторых, если эти воды имеют важное и особое экономическое, оборонное и стратегическое значение для данной страны; в-третьих, если имеет место молчаливое признание большинства государств.

Характерным примером «исторического» залива России является залив Петра Великого на Дальнем Востоке. Принадлежность залива Петра Великого (до линии, соединяющей устье реки Тюмень-Ула с мысом Поворотным) к национальным внутренним водам была подтверждена еще в 1901 г.

в Правилах морского рыбного промысла в территориальных водах Приамурского генерал-губернаторства и в соглашениях между Россией и Японией по вопросам рыболовства 1907, 1928 и 1944 гг. Границы внутренних вод бывшего СССР в заливе Петра Великого были уточнены в 1957 г.

в постановлении Совета Министров СССР5 , в котором указывалось, что плавание иностранных судов и полеты иностранных самолетов в водах залива Петра Великого и в воздушном пространстве возможны  над ними — только с разрешения компетентных властей СССР, кроме случаев захода иностранных судов в открытый для международного судоходства порт «Находка» и выхода из него.

«Историческими» объявлены заливы Бристольский, Форт-оф-Форт, Мори-Ферт, Консепшн, Шало (Великобритания), Гудзонов (Канада), Канкаль (Франция), Гесаликский, Делавэр, Монтерей, Чесапикский, Санта-Моника (США). Ширина входа в некоторые из таких заливов может быть весьма значительной.

Так, ширина входа в Бристольский залив достигает 100 миль. Государство вправе распространять режим внутренних вод и на «исторические» моря.

Например, воды Белого моря являются внутренними морскими водами Российской Федерации до линии, соединяющей Канин Нос и Святой Нос, расстояние между которыми составляет 82 морские мили.

4.Воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий.

Если побережье является сильно изрезанным или извилистым, для отсчета морских пространств, как мы говорили выше, применяются прямые исходные линии. Все морское пространство, которое отсекается данными линиями и остается между ними и полосой берега, будет относиться к этой категории.

Правовой режим внутренних морских вод

Так как внутренние морские воды являются частью территории государства, то они находятся под полным его суверенитетом. Соответственно, на них распространяется административная, гражданская и уголовная юрисдикция страны, которой они принадлежат.

Это же касается и любого судна, которое находится во внутренних морских водах или в порту этого государства.

Исключение составляют только военные корабли и государственные суда, используемые в некоммерческих целях: даже во внутренних водах другого государства их они остаются частью территории страны, под флагом которой ходит судно.

Как правило, прибрежные государства стараются не осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении иностранных морских судов. Тем не менее — этого невозможно избежать в случае, если:

  • преступление затрагивает безопасность прибрежного государства или его граждан;
  • преступление связано с незаконным оборотом наркотиков;
  • сам капитан судна или консул государства флага обратились за помощью к властям прибрежного государства.

Во время пребывания в иностранных портах все судна обязаны соблюдать законы и правила, а также распоряжения властей прибрежного государства, в том числе, по вопросам пограничного, таможенного, санитарного режимов, взыскания портовых сборов и т.п.

Следует отметить, что правовой режим, установленный во внутренних морских водах, охватывает не только права прибрежного государства в этих водах, но и права и обязанности иностранного судна во время его пребывания в таких водах.

 Такого рода корреспондирующий характер прав и обязанностей иностранного судна и прибрежного государства заключается в том, что судно и экипаж (во время его пребывания в порту) имеют право на защиту со стороны законов прибрежного государства и обязаны соблюдать эти законы.

Правовой режим морских портов регулируется законодательством прибрежного государства. Обычно он получает подробное отражение в специальных сводах правил, которые называются Обязательными постановлениями по порту.

На определение правового статуса внутренних морских вод наряду с законодательством прибрежного государства существенное влияние оказывают и международные договоры.

К числу наиболее важных из них можно отнести Конвенцию по облегчению международного морского судоходства 1965 г., Международные санитарные правила 1969 г., Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 г., измененную и дополненную в 1978 г.

с последующими поправками (СОЛАС-74/78), Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ-73/78) и др.

В силу суверенитета над своими внутренними морскими водами каждое государство по собственному усмотрению объявляет те или иные порты открытыми для захода иностранных судов.

Государство гарантирует свободных заход в объявленные открытыми порты всем иностранным торговым суднам — независимо от их флага.

Для захода в морские порты иностранных военных кораблей требуется предварительное разрешение.

Должностным лицом, которое регулирует заход и выход судов в морской порт и отвечает за безопасность мореплавания в порту, является капитан морского порта. А перечень портов, открытых для захода иностранных судов, публикуется в специальном документе – в Извещениях мореплавателям.

Они издаются в виде отдельных выпусков, вся информация и навигационные карты регулярно обновляются, исправляются и дополняются. В Извещениях обязательно сообщается обо всех нововведениях в режиме плавания и о переизданиях карт.

Вынужденный заход во внутренние морские воды

Иногда на море происходят чрезвычайные ситуации, из-за которых иностранному судну необходимо срочно зайти в морской порт или на территорию внутренних морских вод государства. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года предусматривает такое право и содержит перечень обстоятельств, которые его реализуют. К ним относятся:

  • авария, стихийное бедствие или сильный шторм;
  • ледовые условия или ледоход;
  • доставка спасенных людей;
  • необходимость оказания медицинской помощи экипажу или пассажирам;
  • буксировка поврежденного иностранные судна и т.д.

В этих случаях капитаны судов  должны незамедлительно сообщить капитану порта и в дальнейшем действовать согласно его инструкциям.  По прекращении действия чрезвычайных обстоятельств — иностранные суда и военные корабли и яхты должны покинуть морской порт.

Источник: http://SailRoad.ru/article/vnutrennie-morskie-vody-ponyatie-osobennosti-pravovoj-rezhim

Условия расположения, порядок использования и охраны внутренних морских вод

Внутренние морские воды Российской Федерации

Внутренние морские воды (сократим термин до аббревиатуры ВМВ) относятся к собственной территории государства.

Действующие юридические нормы определяют их как воды, расположенные между берегом и линией максимального отлива. То есть, это не всегда именно воды — во время отлива на этом месте находится суша.

Однако, к этой категории также приписаны более наполненные участки моря:

  1. Морские гавани и порты.
  2. Заливы, лиманы или бухты, если ширина между их начальными точками не превышает 24 навигационные мили.
  3. Площадь больших заливов, расстояние между краями которых больше 24 миль, но издавна относящихся к территории того или иного государства (примерами таких акваторий могут служить Гудзонов или Бристольский заливы).

Поскольку расстояние между границами отлива и прилива не всегда образуют какую-либо территорию, то основным составом внутренних вод можно считать именно площади заливов, портовых бухт.

Необходимо, чтобы соблюдалось главное условие — берега бухт, заливов, прочих образований должны находиться на территории одного государства.

Какой существует закон о них?

Базовым документом, актуальным для всех стран, является Конвенция ООН по морскому праву (ст.8). Основным документом, определяющим и устанавливающим правовой режим и прочие аспекты, связанные с ВМВ России, является Закон о государственной границе РФ.

Кроме этого, в отношении рассматриваемых объектов применим действующий Водный кодекс РФ. Еще есть Федеральный закон N 155-ФЗ, который непосредственно рассматривает, определяет все вопросы, имеющие отношение к внутренним водам РФ.

Все эти законы дают четкое понятие границ ВМВ, определяют возможность и порядок захода в них кораблей иностранных государств.

Правовой режим

Действующие законодательные акты (в частности, Федеральный закон №155 ФЗ) устанавливают, что правовой режим всех морских портов и прочих ВМВ определяется текущей ситуацией или условиями визита в них иностранных плавательных средств.

Морские порты всегда открыты для посещения иностранными судами, но заход в них производится только с разрешения руководства (капитана) порта.

Заход во ВМВ (исключая порты) производится вынужденно, при возникновении аварийной ситуации. При возникновении сложных или аварийных ситуаций, иностранные корабли могут зайти во внутренние морские воды и дождаться помощи, буксировки или эвакуации людей.

При этом, капитан зарубежного плавсредства должен сообщить о нахождении на территории РФ и указать координаты, тип и принадлежность судна и прочую важную информацию.

Предварительное разрешение требуется только для захода во ВМВ военных кораблей.

Как определяются границы в пределах государства?

Определение границ ВМВ производится разными способами:

  1. Для прямых участков побережья — это разница между линиями прилива и наибольшего отлива.
  2. Для заливов или бухт границы определяет прямая линия, соединяющая крайние точки между наиболее выдающимися в море участками берега во время наибольшего отлива. При этом, расстояние между ними не должно быть больше двойной ширины территориальных вод (24 морские мили).
  3. Заливы или бухты с шириной между крайними точками больше 24 морских миль также относятся к внутренним морским водам, если эти заливы исторически принадлежат РФ.
  4. Акватория портов, границей которой являются наиболее удаленные гидротехнические сооружения, имеющие прямое отношение к данному порту.

Положение прямых линий, служащих ориентирами для определения границ, сообщается правительствам всех стран и государств.

Вмв рф

К внутренним морским водам России относятся все портовые гавани, природные образования (бухты, заливы и т.п.). Сюда же относятся все заливы восточной части побережья России:

  • Анадырский,
  • Авачинская бухта,
  • залив Петра Великого,
  • Камчатский залив и т.д.

К ВМВ России также относятся:

  • воды Белого моря;
  • участок Кольского залива в Баренцевом море;
  • участки Финского залива на Балтике, области Куршского и Калиниградского залива;
  • заливы Японского моря;
  • бухты Охотского моря;
  • участки береговой линии Крыма и Черноморского побережья.

Эти области отнесены к категории ВМВ приказом ФСБ России № 531 от 30.10.2019 г.

Каковы последствия при их нарушении?

Нарушение ВМВ влечет за собой административные меры и конфискацию оборудования, техники и других средств. Если нарушение совершено военными подразделениями, происшедшее квалифицируется как акт агрессии.

В этом случае следует выяснение обстоятельств происшествия, а в критических ситуациях происходит ответ с помощью ВС России.

Заключение

Как правило, внутренние морские воды находятся в относительном отдалении от внешних границ РФ. Большинство случаев захода в них иностранных судов относятся к посещению акватории российских портов.

Нахождение в других участках побережья может быть вызвано аварийными ситуациями, о которых немедленно оповещаются власти РФ. Эти случаи квалифицируются законодательством как допустимые, поскольку они считаются форс мажорными обстоятельствами и не влекут за собой никаких юридических последствий.

Источник: https://o-vode.net/kakaya-byvaet/morskaya/vnutrennie

Морские зоны Российской Федерации

Внутренние морские воды Российской Федерации

12 марта 1997 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву (далее – Конвенция 1982 г.). Согласно Конвенции 1982 г.

существует целый ряд морских зон, определяемых в зависимости от расстояния до сухопутной территории или, выражаясь точнее, от их расстояния до исходной линии территориального моря.

Статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации, устанавливается согласно федеральному закону от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (155-ФЗ).

В России приняты следующие морские зоны:

  • внутренние морские воды – воды, расположенные в строну берега от исходной лини;
  • территориальное море – 12 морских миль;
  • прилежащая зона – 12-24 морских миль;
  • исключительная экономическая зона (ИЭЗ) – 12-200 морских миль;
  • континентальный шельф – 12-350 морских миль.

Внутренние морские воды

Внутренние морские воды представляют собой водное пространство, расположенное между береговой линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря.

Согласно статье 1, п. 1, 155-ФЗ внутренние морские воды Российской Федерации – воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.

Исходная линия территориального моря

Исходная линия территориального моря – линии, от которой измеряются границы морских зон. Ширина территориального моря, границы прилежащей зоны, границы исключительной экономической зоны и, в некоторых случаях, границы континентального шельфа, отсчитываются от исходной линии территориального моря.

Согласно Конвенции 1982 г. исходные линии территориального моря могут быть различных типов, в зависимости от формы береговой линии в данной местности:

  • нормальные исходные линии соответствуют линиям наибольшего отлива вдоль берега, в том числе вдоль берегов островов. При определенных условиях, изложенных в Конвенции 1982 г., нормальные исходные линии могут проводиться вдоль осыхающего при отливе возвышении. Осыхающее при отливе возвышение – это естественно сформировавшийся участок суши, окруженный водой, который находится выше уровня воды при отливе, но покрывается водой при приливе;
  • прямые исходные линии представляют собой систему прямых линий, соединяющих отдельные точки на линии наибольшего отлива, которая применяется в тех местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;
  • замыкающие линии устьев рек и заливов представляют собой прямые линии, проведенные поперек устья реки или залива, не превышающего 24 морские мили, между точками на их берегах, соответствующими наибольшему отливу. Для залива шириной больше 24 морские мили существуют специальные положения;
  • линия рифа – линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, расположенных на атоллах, или островов с окаймляющими рифами, как показано соответствующим знаком на морских картах, официально признанных прибрежным государством.

Под наибольшим отливом понимается самая низкая высота воды, до которой прогнозируемо понижается уровень моря при нормальных метеорологических условиях.

Согласно статье 4, п. 1, 155-ФЗ исходными линиями, от которых отмеряется ширина территориального моря являются:

  • линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в Российской Федерации морских картах;
  • прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;
  • прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;
  • прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации;
  • система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими Российской Федерации.

Территориальное море

Территориальное море представляют собой водное пространство шириной не более 12 морских миль, отсчитываемых от исходной линии территориального моря.

На территориальные воды, их поверхность, а также недра и воздушное пространство над ними распространяется суверенитет прибрежного государства.

Правовой режим устанавливается национальным законодательством, но суда всех стран пользуются правом мирного прохода.

Согласно статье 2, п. 1, 155-ФЗ территориальное море Российской Федерации – примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий.

Прилежащая зона

Прилежащая зона представляет собой часть морского пространства, прилегающего к территориальному морю, внешняя граница которого не превышает 24 морских миль от исходной линии территориального моря.

В прилежащей зоне прибрежное государство может осуществлять контроль для предотвращения нарушений или наказания за нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил – статья 33 Конвенции 1982 г.

Согласно статьи 22, п.1, 155-ФЗ прилежащая зона Российской Федерации – морской пояс, который расположен за пределами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Исключительная экономическая зона

Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) представляет собой часть морского пространства, находящаяся за пределами территориального моря и примыкающая к нему. Внешняя граница исключительной экономической зоны не может превышать 200 морских миль от исходной линии территориального моря.

Статус и правовой режим ИЭЗ Российской Федерации устанавливается согласно федеральному закону от 17 декабря 1998 г. 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (191-ФЗ).

Согласно статьи 5 191-ФЗ Российская Федерация в исключительной экономической зоне осуществляет:

  • суверенные права в целях разведки и разработки природных ресурсов;
  • исключительное право разрешать и регулировать: буровые работы, сооружение и эксплуатацию искусственных островов, установок и сооружений;
  • юрисдикцию в отношении искусственно созданных островов, установок и сооружений, а также морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды, прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов;
  • другие права и обязанности, предусмотренные международными договорами.

Континентальный шельф

Континентальный шельф – подводная часть континента, простирающаяся за пределы территориального моря, внешняя граница которой проходит на расстояние 200 морских миль от береговой линии или вдоль подводной окраины материка. В статье 76 п. 4-7 Конвенции 1982 г.

устанавливаются правила определения внешней границы подводной окраины материка. В любом случае эта граница не должна находится на расстоянии более 350 морских миль от исходной линии или 100 морских миль от глубины, превышающей 2500 м.

Права на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами.

Статус и правовой режим континентального шельфа Российской Федерации закрепляется в федеральном законе от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации» (187-ФЗ).

Согласно статье 4 187-ФЗ Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет:

  • суверенные права в целях разведки и разработки природных ресурсов;
  • исключительное право разрешать и регулировать: буровые работы, создание и эксплуатацию искусственных островов, установок и сооружений;
  • юрисдикцию в отношении таких искусственно созданных островов, установок и сооружений, а также морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды, прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации.

Морская миля (nmi)

Морская миля является единицей измерения расстояния равной 1852 метров.

Эта величина была принята на Международной гидрографической конференции в 1929 году и впоследствии подтверждена решением Международного бюро мер и весов.

Длина морской мили приблизительно равна среднему значению длины 1 минуты меридиана, которая меняется от 1843 метров на экваторе до 1862 метров на полюсах.

Источник: https://interlaws.ru/morskie-zony-rossijskoj-federacii/

Внутренние морские воды

Внутренние морские воды Российской Федерации
Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., морские воды, расположенные между берегом государства и прямыми исходными линиями, от которых отмеряется ширина территориального моря, относятся к внутренним морским водам.

Кроме того, к ним относятся:

акватории морских портов в пределах, ограниченных линиями, проходящими через наиболее выдающиеся в море точки гидротехнических и других постоянных портовых сооружений;
воды заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых принадлежат одному государству, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;
воды так называемых исторических заливов, ширина входа в которые превышает 24 морские мили.

В соответствии с Конвенцией ООН 1982 г. и в силу исторически сложившейся традиции прибрежные государства могут распространять свой суверенитет на морские пространства, примыкающие только к его берегам и представляющие для него особые экономические интересы, реальность и значение которых доказана их длительным осуществлением.

Чаще всего это относится к заливам, берега которых принадлежат одному государству, так как, глубоко вдаваясь в сухопутную территорию государства, они составляют с нею единое экономическое целое.

Историческими заливами, в частности, объявлены Белое море, заливы Петра Великого (Японское море), Пенжинская губа (Охотское море), Байдарацкая губа (Карское море), Чёшская губа (Баренцево море) (все – Россия), Фанди (США), Гудзонов (Канада), Бристольский (Англия) и др.

2. Правовой режим внутренних морских вод

Внутренние морские воды являются составной частью государственной территории. Они находятся под полным суверенитетом прибрежного государства. В них не действует право мирного прохода иностранных судов и кораблей.

Правовой режим внутренних морских вод регулируется национальным законодательством.

Каждое государство вправе устанавливать в этих водах условия судоходства, лоцманской проводки, морских промыслов и иной деятельности, навигационные, портовые, таможенные и другие правила, обязательные для выполнения всеми отечественными и иностранными судами, военными кораблями, физическими и юридическими лицами.

Иностранные суда могут заходить во внутренние морские воды другого государства по его разрешению, причем любое государство вправе полностью запретить вход в свои внутренние воды любым иностранным судам.

Однако в интересах международного экономического и иного сотрудничества иностранные невоенные суда допускаются в отдельные порты, перечень которых определяется государством по своему усмотрению и объявляется для всеобщего сведения. Все остальные порты и военно-морские базы для свободного доступа иностранных судов закрыты.

В них возможны лишь вынужденные заходы, вызванные форс-мажорными обстоятельствами, или при необходимости передать на берег больного, нуждающегося в безотлагательной медицинской помощи.

Допуская иностранные суда в свои внутренние морские воды, прибрежное государство не имеет права взимать за это плату или сборы, но может взимать их за предоставленные услуги, а также за пользование искусственными сооружениями – каналами, причалами, маяками и другими техническими средствами, требующими затрат на их сооружение и постоянное поддержание в исправном состоянии.

Государства в своих внутренних морских водах (и территориальном море) обычно ограничивают использование судовых радиостанций.

Радиообмен допускается только в исключительных случаях: при возникновении опасности для судна или членов экипажа, предотвращении несчастных случаев или при оказании помощи судам, терпящим бедствие, во время ледовой проводки.

Разрешается также завершение начатого до захода в эти воды важного радиообмена при условии перехода судовой радиостанции на минимальную мощность и работы открытым текстом без шифров и кодов.

3. Уголовная, гражданская и административная юрисдикция во внутренних морских водах

Все иностранные суда, находясь во внутренних морских водах любого государства, обязаны соблюдать все законы и правила, относящиеся к судоходству и условиям пребывания в этих водах.

В них прибрежное государство осуществляет административную, уголовную и гражданскую юрисдикцию над всеми судами, плавающими под любым флагом, а также над любыми физическими лицами в том же объеме, что и в пределах своей сухопутной территории.

Международное право на этот счет не устанавливает никаких общих изъятий, кроме тех, которые вытекают из принципа иммунитета военных кораблей и других государственных судов, и используемых для некоммерческой правительственной службы.

Уголовная юрисдикция выражается в праве расследования и рассмотрения дел о преступлениях. Невоенные суда, не обладающие иммунитетом, находясь во внутренних морских водах, а также следуя из внутренних вод к отрытому морю, полностью подчиняются уголовной юрисдикции прибрежного государства.

Компетентные органы и суды прибрежного государства могут расследовать(включая производство обыска и ареста) и рассматривать дела о преступлениях, совершенных на борту такого судна членами его экипажа и другими лицами.

Однако, если совершенное преступление не затрагивает интересы прибрежного государства, не нарушает общественного спокойствия или порядка на берегу или в порту, не затрагивают интересы лиц, не принадлежащих к составу экипажа данного судна, или не связано с незаконной торговлей наркотическими средствами, местные власти обычно воздерживаются от осуществления на нем своей уголовной юрисдикции. Такой отказ, как правило, закрепляется заключением заинтересованными государствами соответствующих договоров.

Если на борту судна, находящегося во внутренних морских водах другого государства, преступление совершено гражданином последнего, уголовная юрисдикция прибрежного государства применяется в любом случае. Кроме перечисленных действий.

Местные власти могут также вернуть на судно сбежавшего преступника, однако такая обязанность возникает лишь тогда, когда между государствами заключен соответствующий договор.

В свою очередь, иностранные суда не вправе предоставлять убежище лицам, преследуемым местными властями за совершенное преступление любого характера.

Гражданская юрисдикция предусматривает право судебных учреждений прибрежного государства рассматривать и выносить решения в отношении иностранного судна по имущественным требованиям.

Такая юрисдикция распространяется на суда, находящиеся во внутренних морских водах, а также в территориальном море – во время следования из внутренних морских вод или на стоянке после выхода из них.

В порядке обеспечения гражданских исков решением компетентных властей может быть наложен арест на имущество.

Прибрежное государство обычно не вмешивается в гражданско-правовые споры и трудовые конфликты между лицами, входящими в состав экипажа судна, а также в его внутренний распорядок.

Административная юрисдикция проявляется в праве расследования и рассмотрения дел, связанных с нарушением административных правил и предписаний властей, не влекущих за собой административной ответственности.

Власти прибрежного государства вправе расследовать такие нарушения и привлекать к административной ответственности капитана или других членов экипажа.

В этой связи они могут задержать выход судна из порта, если капитан допустил нарушение полицейских, таможенных, противопожарных или иных действующих в порту правил или если судно находится в технически неисправном состоянии, угрожающем безопасности человеческой жизни на море или серьезным загрязнением морской среды.

4. Правовой режим морских портов

Правовой режим морских портов как части внутренних морских вод регулируется в основном нормами национального права.

Однако для создания благоприятных условий для торгового мореплавания прибрежные государства проявляют свою суверенную власть в портах с учетом сложившейся мировой практики, направленной на облегчение процедуры захода в порты и пребывания в них иностранных невоенных судов.

Заход в порт и пребывание в нем иностранных судов порождают определенную систему правоотношений судна, его администрации, судовой команды и судовладельцев с администрацией порта и местными властями, которая охватывает следующие виды контроля и услуг:

санитарный, пограничный (или иммиграционный), таможенный и портовый контроль (портовый надзор в целях безопасности мореплавания), расследования аварийных случаев и правонарушений;
предоставление причалов, кранов, буксиров, лихтеров, складов, наземных транспортных средств;
обеспечение всеми видами материально-технического и продовольственного снабжения;
производство необходимых ремонтных работ;
взимание необходимых сборов как фискального характера, так и за фактически предоставленные судну услуги.

В морском порту могут устанавливаться следующие портовые сборы:

1) корабельный;
2) канальный;
3) ледокольный;
4) лоцманский;
5) маячный;
6) навигационный;
7) причальный;
8) экологический.

Портовые формальности и предоставление услуг выполняются на общих основаниях, без какой-либо дискриминации.

Для научно-исследовательских судов, судов с ядерными энергетическими установками, а также для торговых судов, не осуществляющих в порту захода погрузку или выгрузку грузов, посадку или высадку пассажиров, законодательством некоторых стран требуется или получение предварительного разрешения на заход или предварительное уведомление о заходе, направляемое по дипломатическим каналам. По законодательству Российской Федерации, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, могут заходить в морские порты Российской Федерации по предварительному разрешению, запрашиваемому по дипломатическим каналам не позднее чем за 30 дней до даты предполагаемого захода.

На иностранные суда и находящихся на его борту членов экипажей и пассажиров во время пребывания этих судов в морских портах распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция государства порта.

Входя в иностранный порт, судно обязано подчиняться законам, правилам и предписаниям прибрежного государства, касающиеся:

обеспечения безопасности судоходства и регулирования движения судов;
оказания помощи и спасания;
использования радиосвязи;
защиты навигационных средств, оборудования и сооружений, подводных кабелей и трубопроводов;
проведения морских научных исследований;
использования и охраны морских природных ресурсов.

Иностранные суда должны соблюдать:

пограничные, таможенные, налоговые (фискальные), санитарные, иммиграционные, ветеринарные, фитосанитарные, навигационные и другие правила;
правила, установленные для морских портов;
действующие правила въезда в морские порты, пребывания в них и выезда из них иностранных граждан.

Выход иностранного судна из морского порта Российской Федерации производится только с разрешения капитана морского порта по согласованию с пограничными и таможенными властями.

5. Пользование средствами радиосвязи в портах Российской Федерации

Судну на территории порта запрещается использовать телеграфные и телефонные радиостанции, кроме УКВ радиостанций и средств спутниковой связи.

Исключение составляют случаи, когда судно находится в опасности, или передает сообщение для предотвращения несчастья, или оказывает помощь другим терпящим бедствие судам.
Запрещается на канале УКВ, предназначенном для регулирования движения судов, вести переговоры, не относящиеся к регулированию движения.

Судно, ошвартованное у причала, может использовать спутниковую или радиосвязь на УКВ, если связь с абонентом через береговую телефонную сеть невозможна.

                             ЗОЛОЧЕНИЕ в Мурманске!!!

Покрытие золотом любых металических покрытий. Восстановление позолоты на часах и ювелирных изделиях. Позолота серебряных вещей. Золочение автомобильных эмблемм и хромированных частей.

                       ДОБАВЬТЕ ЗОЛОТА В СВОЮ ЖИЗНЬ!

тел. +7 931 805 79 96

тел. +7 911 062 41 79

Источник: http://region51murman.narod.ru/index/0-88

155 ФЗ о внутренних морских водах с изменениями

Внутренние морские воды Российской Федерации
Бесплатная консультация юриста по телефону:

Федеральный закон № 155 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» был принят Гос думой России 16 июля 1988 года, а одобрен спустя год. Он создан для того чтобы урегулировать вхождение иностранных судов во внутренние воды страны.

Основные положения 155 ФЗ

Как уже говорилось выше, Федеральный закон №155 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» был принят Гос Думой РФ 16 июля 1998 года.

Краткое содержание ФЗ:

  • Описание общих положений законопроекта;
  • Описание особенностей режима работы морских портов Российской Федерации;
  • Перечисление прилежащих зон России;
  • Перечисление морских научных исследований;
  • Раскрытие порядка безопасности и сохранения природных и водяных ресурсов.

Федеральный закон № 155 определяет исходные территориальные размеры морей:

  • Прямая линия отлива, находящаяся вдоль берега. Пометка о ней есть на каждой карте страны;
  • Совокупность исходных линий, длина которых более двадцати четырех морских милей.

Внутренние морские воды состоят из:

  • Портов РФ;
  • Губ, заливов, бухт и лиманов в окрестностях РФ.

Какие были внесены изменения?

ФЗ № 155 был отредактирован 31 октября 2017 года. Изменения коснулись статьи 16.1.

Ст 16.1

В статье говорится об особенностях работы по транспортировке нефти и нефтепродуктов. Первый пункт был изменен предложением, в котором говорится, что деятельность по транспортировке нефти и нефтепродуктов должна осуществляться специальными судами, которые изначально строились для бункеровки.

Второй пункт статьи также претерпел изменения. В нем также говорится о том, что для транспортировки нефти должны быть использованы специальные суда.

Основные статьи ФЗ 155

В ст 6 говорится о последовательности входа в территориальные моря РФ иностранного транспорта. Каждое судно может входить в морские порта Российской Федерации, будь то они коммерческие или нет.

Исключением являются судна военной специализации.

Если российские судна не могут попасть в другие порты по причине запрета, правительство Российской Федерации тоже вправе наложить запрет на вход конкретного иностранного водного транспорта.

Основные нормативные акты, требования которых должны быть соблюдены:

  • Законодательство Российской Федерации в сфере безопасности судов и регулирование движения;
  • Иммиграционные, санитарные, пограничные, фискальные и иные правила;
  • Требования, которые присутствуют индивидуально в каждом морском порту;
  • Требования, которые прописаны для судов, которые постоянно перемещаются между иностранными морями;
  • Международные требования.

Ст 9

В статье 9 описываются правила для судов, которые посетили конкретный морской порт Российской Федерации по вынужденным обстоятельствам. Подобный заход может быть по следующим случаям:

  • Аварии или стихийного бедствия;
  • Ледоходных условий, которые угрожают безопасности зарубежного корабля;
  • Буксировки корабля, который пострадал по причине стихийного бедствия;
  • Оказание экстренной медицинской помощи пассажиру или члену экипажа и в иных случаях.

Ст 4.1

В статье 4.1 описывается термин «Искусственные острова, сооружения и установки во внутренних морских водах РФ». В соответствии с настоящим Федеральным законом, под неестественными участками понимаются закрепленные за Российской Федерацией территории, которые выступают над поверхностью воды при наивысшем приливе.

Ст 5

Статья 5 описывает правовой режим морских портов РФ. Подобная система признается единой для всех портов, принадлежащих стране. Режим устанавливается с индивидуальными особенностями портов:

  • Климатические условия;
  • Гидрологические;
  • Метеорологические.

Морские порты всегда открыты для иностранных судов. Это закреплено в документе, который был издан правительством Российской Федерации.

Полномочия и обязанности капитана морского порта прописаны в настоящем Федеральном законе. Также его полномочия регулируются другими законами, принятыми в Российской Федерации.

Иностранные и местные суда обязаны соблюдать правовой режим мореходных портов.

Ст 10

В статье 10 описывается понятие прохода через территориальное море. Проход — это плаванье через территориальное море, которое предусматривает определенные цели:

  • Пересечение моря, не заходя во внутренние морские воды и не становясь на рейде;
  • Плаванье во внутренних территориальных морях или выход на рейде или у портового сооружения.

Скачать текст закона о внутренних морских водах

Федеральный закон № 155 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» определяет границы внутренних морских вод в соответствии с иными нормативными и правовыми актами. Чтобы скачать ФЗ 155 с последними изменениями, следует перейти по ссылке.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://lawlinks.ru/155-fz-o-vnutrennix-morskix-vodax/

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: