Внебюджетные специальные фонды

Содержание
  1. Внебюджетные фонды — виды, характеристики и функции
  2. Виды и классификация
  3. Социально-экономическая сущность
  4. Государственные внебюджетные фонды РФ
  5. Пенсионный фонд РФ (ПФР)
  6. Социальное страхование (ФСС РФ)
  7. Обязательное медицинское страхование (ФОМС РФ)
  8. Бюджетные и внебюджетные организации
  9. Понятие и состав внебюджетных государственных фондов
  10. Структура внебюджетных фондов в РФ
  11. Принципы функционирования внебюджетных фондов в РФ
  12. Государственные внебюджетные фонды — понятие, классификация, функции
  13. Предназначение и функции
  14. Формы, классификация, варианты доходов
  15. Особенности внебюджетных фондов
  16. Основные виды внебюджетных фондов
  17. Бюджетные и внебюджетные фонды: понятие, виды и использование
  18. Понятие и значение
  19. Виды целевых бюджетных фондов:
  20. Характерные черты целевого бюджетного фонда:
  21. Внебюджетные фонды
  22. Экономическая сущность, необходимость, источники, структура
  23. Классификация
  24. Внебюджетные социальные фонды государства
  25. Внебюджетные фонды как элемент бюджетной системы России: понятие, виды, значение, правовые основы деятельности
  26. Задачи государственных внебюджетных фондов
  27. Правовые основы деятельности государственных внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды — виды, характеристики и функции

Внебюджетные специальные фонды

Специальные ВБФ используются для конкретных целей, которые обычно указываются в его названии.

В основе ВБФ РФ лежат акты, подписанные законодательными органами власти, органами субъектов государства и местного самоуправления. В этих актах утверждается его деятельность, а также то, куда будут направлены его средства.

Отчисления во внебюджетные фонды:

  • налоги;
  • субсидии;
  • налог на доход от юридических лиц;
  • коммерческие фонды и добровольные пожертвования;
  • неиспользованные средства бюджета;
  • займы и кредиты банков;
  • иные виды доходов.

ВБФ выполняют две основные функции:

  1. Распределительная функция заключается в перераспределении доходов и направлении их на нужды общества.
  2. Контрольная функция осуществляет информирование граждан об изменениях в социальных сферах.

Виды и классификация

ВБФ делятся на общегосударственные и целевые. Общегосударственные должны обеспечивать финансами промышленность, строительство, таможню, экономику и т. д. Целевые фонды созданы для финансирования таких отраслей, как медицина, образование, наука и т. д.

ВБФ могут классифицироваться по многим признакам. Вот некоторые из них:

  1. По направлению финансирования делятся на социальные и экономические.
  2. По праву собственности бывают федеральные (в собственности федеральной власти) и региональные или муниципальные (в собственности субъектов федерации).
  3. По способу образования классифицируются на находящиеся в составе бюджета и автономные.
  4. По использованию в материальных отраслях делятся на фонды развития технологий и поддержки отраслей.
  5. По отчислениям они подразделяются на пополняемые от налогов и сборов и от себестоимости произведенной продукции.

Социально-экономическая сущность

ВБФ являются стабильным источником финансов для поддержания определенных отраслей экономики. Они имеют четко определенные источники вливания средств, что дает возможность прогнозировать объем средств, а также проследить за расходованием.

Причина, по которой были созданы ВБФ, состояла в том, чтобы обеспечивать социальные расходы, а также они должны были пополняться самостоятельно. ВБФ помогли разгрузить государственные бюджеты, взяв на себя часть расходов. Благодаря этой черте ВБФ не происходит повышения налогов.

Особенности, характерные для ВБФ, которые отличают их от других финансовых систем:

  • ВБФ имеют целевую направленность;
  • средства направлены на государственные расходы, которые не финансируются из бюджета;
  • большая часть доходов получается за счет взносов юридических лиц и частных предпринимателей;
  • имущество и финансы фондов находятся в собственности государства, но при этом не входят в состав бюджета;

Правовой статус ВБФ состоит из следующих основных элементов:

  1. Структура управления, образования, реорганизация, ликвидация являются отдельными от других субъектов экономики государства.
  2. Каждый ВБФ регламентируется законом или нормативным актом, который определяет его цели и задачи.
  3. ВБФ имеет права и обязанности по сохранению и использованию средств.
  4. Правовой режим денежных средств.
  5. Соответствующими государственными органами осуществляется контроль за ВБФ.

Государственные внебюджетные фонды РФ

ГВБФ или ГВФ (расшифровка — государственные внебюджетные фонды) — это денежные средства, которые были образованы без участия средств федерального и муниципальных бюджетов.

Бюджет ГВБФ — это денежные средства, которые формируются в соответствии с законодательством в составе бюджета за счет государственных ВБФ.

Для хранения денежных средств ВБФ открываются счета в кредитных организациях или в казначействе, что позволяет наглядно видеть их объем и расходование.

К государственным ВБФ, в которые поступают платежи, относятся:

  1. Пенсионный фонд Российской Федерации.
  2. Фонд социального страхования Российской Федерации.
  3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

В соответствующие органы РФ предоставляется статистика для каждого фонда. Эта статистика представляет собой анализ доходов и расходов и изучение эффективности этого фонда.

Характеристика правового режима централизованных ГВБФ:

  1. Правовая база ПФР — Положение о Пенсионном фонде РФ, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года. Он находится в подчинении Правительства РФ.
  2. ФСС РФ определяется Конституцией РФ, Положением о Фонде, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года.
  3. Правовой режим ФОМС определяется Законом РФ «О медицинском страховании граждан РФ» от 29 ноября 2011 года.

Пенсионный фонд РФ (ПФР)

ПФР создан для удовлетворения права гражданина на пенсию и управления средствами пенсионной системы.

Доходы ПФР формируются из взносов работодателей, индивидуальных предпринимателей и других.

Задачи ПФР:

  • сбор и сохранение денежных средств, а также расходование их по назначению;
  • взыскание денежных средств для пенсии по инвалидности для граждан, получивших производственные травмы, профессиональные заболевания или по потере кормильца;
  • привлечение спонсорских взносов;
  • сотрудничество РФ с другими государствами и заключение договоров по вопросам пенсий и пособий;
  • финансирование программ социальной защиты пенсионеров и инвалидов.

Средства ПФР расходуются на:

  • выплату пенсий (также гражданам, проживающим за пределами РФ);
  • выплату детских пособий;
  • оказание денежной помощи пенсионерам и нетрудоспособным гражданам;
  • финансирование деятельности ПФР.

Социальное страхование (ФСС РФ)

ФСС РФ занимается вопросами социально-страховой поддержки граждан и их страхованием. В обязанности ФСС РФ входит:

  • обеспечить пособиями граждан (по нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка и уходу за ним, пособия на погребение, а также отдых работников и их детей);
  • осуществление государственных программ охраны здоровья работников;
  • поддержание финансового состояния ФСС РФ;
  • повышение квалификации работников фонда;
  • работа с похожими организациями, занимающимися страхованием граждан.

Источники финансирования ФСС РФ:

  • страховые отчисления работодателей;
  • страховые взносы индивидуальных предпринимателей;
  • инвестиции;
  • добровольная помощь физических и юридических лиц;
  • средства государственного бюджета;
  • иные поступления.

Обязательное медицинское страхование (ФОМС РФ)

ФОМС РФ занимается финансированием медицинского обслуживания граждан. Направления деятельности ФОМС РФ:

  • обеспечение гражданских прав на получение бесплатной помощи здравоохранения;
  • финансирование стабильной деятельности ФОМС;
  • финансирование новых и старых программ в области медицинского страхования;
  • финансирование целевых программ.

ФОМС РФ ежегодно составляет план бюджета и представляет его на утверждение в Министерство здравоохранения РФ, а также в конце отчетного периода предоставляет отчет о порядке исполнения этого плана.

К бесплатным страховым услугам относятся:

  1. Экстренная медицинская помощь.
  2. Амбулаторное лечение граждан.
  3. Стационарное лечение граждан.
  4. Медицинская помощь на дому.
  5. Профилактика для инвалидов, ветеранов, онкобольных, беременных женщин, детей и людей с психическими расстройствами.
  6. Реабилитация пациентов после инсульта и инфаркта.

Обязанности застрахованных лиц:

  1. Иметь полис ОМС.
  2. Быть застрахованным в выбранной страховой медицинской организации.
  3. Сообщить выбранной организации о смене персональных данных.

Бюджетные и внебюджетные организации

Бюджетный фонд — это основная финансовая система государства, которая направлена на обеспечение общественных потребностей. В понятие бюджета входят также целевые бюджетные фонды, они используются для конкретных целей и не могут быть направлены на другие цели, не соответствующие назначению.

Роль государственных фондов состоит в покрытии расходов, связанных с улучшениями в производстве, поддержанием граждан во время кризисов, улучшением уровня жизни населения.

Несмотря на похожий характер, между целевыми бюджетными и внебюджетными фондами существует ряд различий:

  1. Основное отличие состоит в том, что бюджетные фонды входят в состав бюджета, а ВБФ не входят, поэтому и называются так.
  2. Бюджет ВБФ устанавливается отдельным законом на год, а объем финансов целевых бюджетных фондов регламентируется законом о бюджете на год.
  3. ВБФ создаются в основном для решения социальных вопросов, а бюджетные имеют более узкое направление (развитие регионов, покрытие затрат, восполнение ресурсов и т. д. ).
  4. ВБФ создают на более длительный срок, нежели бюджетные.

Государственные бюджетные и внебюджетные фонды — это важное звено в системе финансов государства. Они дают возможность решать задачи, стоящие перед правительством, которые требуют немалых финансовых вливаний. Эти фонды рассматриваются как единое финансовое состояние, которое может помочь улучшить состояние экономики государства. Для этого важно с умом расходовать их средства.

Источник: https://nauka.club/finansy-i-kredit/vnebyudzhetnye-fondy.html

Понятие и состав внебюджетных государственных фондов

Внебюджетные специальные фонды

На сегодняшний день существует две основные разновидности обязательного страхового платежа, получаемого с юридических и физических лиц: страховые взносы, исчисляемые на основе формирования объекта обложения и соответствующей ему базы, и страховой взнос в виде фиксированного платежа, сумма которого определяется вне зависимости от реального экономического результата деятельности облагаемого субъекта исходя из установленного минимального размера оплаты труда.

Выделяя две разновидности страхового взноса, выполняется требование законодательного определения всех основных элементов состава этих платежей.

Для первой из  разновидностей страховых взносов таковыми являются критерии порядка и срока уплаты, порядка исчисления, объект обложения, база для начисления страховых взносов, расчетный и отчетный периоды, тарифы.

Для второй разновидности взносов законодателем определен размер фиксированного платежа как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются взносы, и тарифа взносов в указанный государственный внебюджетный фонд, увеличенное в двенадцать раз.

Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации созданы с целью управления финансовыми средствами государственного социального страхования России и являются специализированными целевыми финансово-кредитными учреждениями при Правительстве Российской Федерации. При этом денежные средства, а также имущество, в т. ч. здания, строения, сооружения и оборудование, находящееся в оперативном управлении этих фондов и подведомственными им строениями, и санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Иными словами, понятие Фонд социального страхования имеет двоякое значение. С одной стороны, это финансовое учреждение управляющее финансовыми средствами обязательного социального страхования, а с другой – собственно сами финансовые средства аккумулированные в этом фонде.

При этом внебюджетныйфонд (денежные средства) хотя и находится в собственности Российской Федерации,но является автономным и не входит в состав бюджетов соответствующих уровней отфедерального до регионального и не подлежат изъятию или использованию в другихцелях.

Таким образом, Фонды социального страхования являются одним из полноправных элементов финансовой системы Российской Федерации, одним из способов перераспределения денежных ресурсов для финансирования социальных обязательств государства с обеспечением их самостоятельными финансовыми средствами. Т.е. внебюджетные фонды социального страхования осуществляют важнейшую функцию государства по социальному страхованию от социальных рисков и берут на себя его финансовое обеспечение самостоятельными внебюджетными источниками доходов.

Деятельность каждого извнебюджетных фондов обязательного социального страхования регламентируетсясоответствующим федеральным законом и направлена на целенаправленную социальнуюзащиту от присущих только этому виду социального страхования.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования обеспечивает финансовые гарантии бесплатного оказания медицинской помощи застрахованному лицу при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации, в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

При этом под базовойпрограммой обязательного медицинского страхования понимается часть общейпрограммы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинскойпомощи, определяющая их права на бесплатное оказание им медицинской помощи иустанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинскогострахования.

Структура внебюджетных фондов в РФ

Структура внебюджетных фондов в РФ представлена на рисунке 1.

Структура внебюджетных фондов в РФ

Пенсионный фонд Российской Федерации аккумулирует средства и осуществляет финансовое обеспечения страховых и накопительных пенсий граждан России, а также в связи с утерей кормильца.

Фонд социального страхования осуществляет финансовое обеспечение основных двух направлений социального страхования:

— обязательноесоциальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи сматеринством;

— обязательноесоциальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний.

Принципы функционирования внебюджетных фондов в РФ

Фонды обязательного социального страхования Российской Федерации в своей деятельности по осуществлению обязательного социального страхования руководствуется следующими принципами:

— эквивалентностистрахового обеспечения средствам обязательного социального страхования;

— всеобщаяобязательность социального страхования;

— обязательность уплатыстрахователями страховых взносов;

— доступностьзастрахованных лиц к реализации задекларированных государством социальныхгарантий;

— государственнаягарантия исполнения обязательств Фондов обязательного страхования пообязательному социальному страхованию независимо от его финансового положения(субсидиарность);

— ответственностьвнебюджетных фондов за целевое использование финансовых средств обязательногосоциального страхования;

— паритетность участияпредставителей субъектов обязательного социального страхования в органахуправления системы обязательного социального страхования;

— обеспечение государственного надзора и общественного контроля за целевым расходованием финансовых средств внебюджетных фондов социального страхования и соблюдения действующего законодательства России в сфере обязательного социального страхования.

Источник: https://schetuchet.ru/ponyatie-i-sostav-vnebyudzhetnyx-gosudarstvennyx-fondov/

Государственные внебюджетные фонды — понятие, классификация, функции

Внебюджетные специальные фонды

Государственные внебюджетные фонды РФ разрабатываются при использовании закона, принятого в 1993 году и прочих законодательных документов, включая акты о федеральном бюджете на 12 месяцев. Несмотря на то, что данные денежные учреждения пребывают в собственности России, они все же выступают независимыми от средств местного и федерального уровня.

Задачи фондов предполагают следование конституционным гражданским правам на пенсию, соцстрахование и поддержку при безработице, охрану здоровья и лечение. Расходная и доходная ведомость предполагает разработку на базе законодательства и прочих нормативно-правовых документов.

Источники внебюджетных фондов, их использование и объемы применения оказывают воздействие на разделение понятий на фонды социально-экономической направленности.

Предназначение и функции

Понятие внебюджетный фонд включает комплекс финансов, пребывающих под контролем местного или централизованного правительства и обладающих четким предназначением. Они выступают значимым компонентом финансовой системы, а образование и цели применения находятся под управлением финансового права.

Данное определение возникло задолго до разработки общего централизованного денежного фонда страны в форме особых счетов и учреждений. Концентрация денег под их обеспечение происходила в специальных учреждениях и требовалась для специальных нужд.

Подобные учреждения были временными, а когда страна исполняла намеченные мероприятия, в них больше не было нужды.

Таким образом, число учреждений регулярно корректировалось, при этом одни появлялись, а другие исчезали, но явно прослеживалась тенденция к росту их числа и объема.

Распространенность и учет особых фондов отражались в некоторых финансовых трудностях, так как в одном бюджете была недостача денег, а в другом – избыточное количество, также были необходимы побочные расходы на управленческую деятельность. Когда произошло закрепление централизованной республики, стартовал отрезок унификации, когда при совмещении разнообразных учреждений был организован государственный бюджет и внебюджетные фонды.

Когда страна перешла на рыночные отношения, ей потребовалась разработка денежных учреждений, а ключевыми причинами для этого выступили следующие потребности:

  • Социальная охрана людей при снижении объемов производственной сферы, увеличении безработицы, обесценивании денежных средств, дефиците бюджетных денег, возрастании задолженности страны различного типа.
  • Применение денежных средств по назначению.
  • Быстрое исключение социальных трудностей, для чего использовались виды внебюджетных фондов, пребывающие под контролем исполнительных органов власти.
  • Созданные способы перераспределения денег для перевода государства на рыночную экономику.
  • Поддержка нужд регионов.

Основываясь на нормативах, органы власти получили возможность создавать целевые денежные учреждения, которые выступают самостоятельным юрлицом и не требуют использования правительственных средств. Система предполагает разработку государственных бюджетов посредством применения определенных актов правительства, где прописываются функции внебюджетных фондов.

Сегодня значимость финансовых структур растет, а расширение их численности и масштаба объясняется следующими факторами:

  • Органы госвласти получают дополнительные финансы для поддержания хозяйственности и денежной помощи предпринимателям, что особо важно при нестабильности экономической ситуации.
  • Особенности учреждений предполагают независимость от бюджета и использования для решения важнейших задач, нуждающихся в контроле правительства.
  • Финансовые структуры в конкретных условиях способны применяться для закрытия недостачи в бюджете посредством кредитования.

Формы, классификация, варианты доходов

Виды внебюджетных фондов их классификация в РФ предполагает наличие некоторых форм:

  • Пенсионный фонд;
  • Фонд соцстрахования и обязательного медицинского страхования;
  • Фонд занятости населения;
  • Прочие варианты фондов, чье количество сегодня превышает 40 видов.

Классификация данных учреждений предполагает наполнение путем конкретных финансовых поступлений от:

  • Специального налогообложения и специальных сборов, предписанных для конкретного учреждения;
  • Начислений из доходности компаний всевозможных форм деятельности;
  • Бюджетных финансов;
  • Прибыли коммерческого типа, производимой фондом в качестве юрлица;
  • Займы от ЦБ или прочих банковских структур;
  • Прочий доход на основе определенных законодательных актов;

Помимо этого, в виде денежного потока в финансовые структуры, как и в прочие элементы данной системы, выступает доход государства. Состав фондов, в основном, разрабатывается при реструктуризации именно государственной прибыли.

Ключевыми способами привлечения государственного дохода путем перераспределения при организации денежных структур являются особые сборы и налогообложение, бюджетные и займовые деньги. Основной же методикой выступают законодательные исчисления и налогообложение. Также внушительная доля структур разрабатывается посредством финансов из местных и централизованных бюджетов.

Финансовые начисления из бюджета передаются в форме субсидирования или конкретных оплат из налогообложения, также доходом для денежного учреждения способен выступать заем. В ситуациях положительного сальдо структуры, она может применяться для закупки акций и покупки дохода в виде процентной ставки или дивидендов.

С конца 1993 года каждое денежное учреждение, чья основа сформирована посредством обязательных выплат компаний, организаций и предприятий, входит в общий комплекс республиканского бюджета Российской федерации, но с сохранением целей консолидированных бюджетов.

Особенности внебюджетных фондов

Роль и назначение внебюджетных фондов предполагает наличие некоторых особенностей:

  • Планирование происходит со стороны органов управления и власти с четко поставленной целью;
  • Финансовое наполнение применяется для поддержки расходов страны, не имеющих отношения к бюджету;
  • Основная разработка посредством обязательных начислений от физических и юридических лиц;
  • Используемые страховые взносы и ситуации, происходящие при их выплате, обладают налоговым статусом, при этом тарификацией занимается государство;
  • Взаимоотношения по начислению, выплате и взысканию сборов для внебюджетных фондов регламентируются законодательными актами;
  • Финансовые средства пребывают в собственности страны, не относятся к бюджетам и прочим фондам, не могут быть изъяты для решения задач, которые не предполагает законодательство;
  • Использование фондовых денег производится на основе указа правительства страны или уполномоченных органов.

Основные виды внебюджетных фондов

Ключевыми формами национальных финансовых структур являются пенсионный фонд, соцстрахование и ФОМС.

Первая структура создается посредством национальных денег и бюджета, что становится его базой.

Обеспечение выплат по страховым и накопительным элементам пенсий трудового типа осуществляется посредством аккумулирования, регламентируемого особой долей личного счета конкретного человека.

Финансы пенсионного фонда пребывают в национальной собственности, не относятся к прочим видам денежных учреждений и никоим образом не изымаются.

Говоря о фонде социального страхования, он также обладает автономной и явно направленной структурой.

Его назначение предполагает оплату всевозможных пособий по неработоспособности и родам, в ситуациях, предполагающих рождение ребенка, уход за ним до 2-летнего возраста, оздоровления в санаториях и курортах.

Кроме того, учитывается программа по оздоровлению рабочего населения и их семейств. Возможно и прочее предназначение, отвечающее направленности структуры.

Утверждение акта о соцстраховании произошло в 1993 году по указу Правительства России. Среди ключевых задач создания, помимо обеспечения федеральных пособий, можно выделить организацию и рационализацию направлений страны, используемых для здравоохранения трудящихся и улучшения общего комплекса соцстрахования на уровне страны.

Еще одной значимой государственной структурой является ФОМС — обязательное медстрахование. Текущими нормативными актами предполагается наличие правовых, финансовых и организационных баз для медстрахования населения страны.

В то же время, работа структуры предполагает повышение заинтересованности и ответственности человека, выступающего объектом страхования, а также различных государственных объектов, всевозможных организаций, компаний и прочих систем, нуждающихся в здравоохранении трудящихся.

Создание ФОМС происходит на базе республики и регионов. Посредством этого учреждения осуществляется передача финансов страховым структурам, где применяется местное администрирование.

Страховые организации имеют возможность функционировать лишь с использованием специальных лечений на предоставление обязательного медстрахования, при этом они выбирают соответствующие требованиях медицинские структуры и занимаются оплатой их услуг.

Поступающие из фонда средства структурируются и перераспределяются на услуги медицины для населения, на развитие медицины, создание новых программ и прочих мероприятий, используемых для улучшения здоровья населения страны.

Источник: https://sodrugestvo.org/page/vnebyudzhetnye-fondy-ponyatie-vidy-i-funkcii

Бюджетные и внебюджетные фонды: понятие, виды и использование

Внебюджетные специальные фонды

Фондам, как и любым другим явлениям природы и общества, присущи определенные признаки, по которым их можно классифицировать.

К таким признакам, характеризующим фонды, можно отнести следующие:

  • иерархию или уровень власти;
  • принадлежность фонда;
  • источник формирования средств фонда;
  • сферу использования средств фонда;
  • период функционирования (действия) фонда.

По признаку принадлежности к уровню власти фонды бывают федеральные и территориальные внебюджетные и бюджетные фонды.

По источникам формирования средств подразделяют на фонды, формируемые непосредственно за счет налоговых и неналоговых поступлений, и фонды, формируемые из средств бюджета.

По сферам или целям использования средств фонды подразделяют на фонды, обеспечивающие социальную сферу, сферу экономики, науки, культуры, обороны, экологии и т. д.

Кому даром книгу '7 профессий для быстрого заработка в Интернете'?

Познакомьтесь с книгой, которая разрушит стереотипы и подскажет, с чего начать! Получите книгу прямо сейчас и узнайте, как сделать жизнь ярче уже в ближайшие дни! Получить.

В свою очередь, группу экономических фондов можно подразделить на инвестиционные, валютные, дорожные и другие, а специальные фонды — на фонды социального страхования, пенсионного обеспечения, социальной поддержки населения и т. д.

По отрасли сферы использования средств подразделяют на межотраслевые и отраслевые.

В зависимости от предполагаемого периода функционирования (действия), с учетом реализации конкретных мероприятий, существуют бессрочные, долгосрочные и краткосрочные.

К бессрочным фондам относят пенсионный, экологический и другие фонды, долгосрочным — фонд регионального развития, краткосрочным — фонд помощи беженцам и т. д.

По охвату проблемможно подразделить на фонды общего и конкретного характера. К фондам общего характера, например, можно отнести фонд регионального развития, а к фондам конкретного назначения — фонд развития автомагистралей в масштабе государства или субъекта РФ.

Учитывая вышеизложенное все фонды федерального уровня можно свести в четыре основные группы:

  1. государственные внебюджетные;
  2. целевые бюджетные;
  3. специальные бюджетные;
  4. отраслевые внебюджетные.

Понятие и значение

Бюджетные фонды – это разновидность финансовых фондов, создаваемых в строгом соответствии с отечественными юридическими нормами.

Они выглядят как специально выделенные в системе бюджета деньги, которые расходуются и контролируются властными государственными структурами.

Как правило, данные финансы скапливаются для последующего финансирования ключевых видов хозяйственной деятельности страны.

Все бюджетные фонды в России подчиняются положениям действующего бюджетного законодательства. Кроме того, данные структуры, независимо от их вида, не должны нарушать и иные правовые нормы.

Как правило, закладываются исполнительной властью на федеральном уровне, в границах закона об общегосударственном бюджете на предстоящий финансовый год.

Причем допускается формирование бюджетных фондов не только в центре, но и в субъектах РФ, и даже в муниципалитете. 

Пополняются посредством поступления денег из казны, особых фискальных взносов с физических и юридических лиц, целевых государственных кредитов, казначейских ценных бумаг (векселей) и др.

Играют немаловажную роль. В частности, бюджетные фонды – это денежная основа реализации задач и социальных обязательств государства.

Виды целевых бюджетных фондов:

    1. государственные, созданные решением представительных органов РФ или представительных органов субъектов РФ;
    2. муниципальные, созданные представительным органом местного самоуправления.

Характерные черты целевого бюджетного фонда:

    • узкая целевая направленность;
    • образуется за счет доходов целевого назначения;
    • доходы, поступающие в фонд, связаны с конкретными направлениями расходования;
    • поступление средств и их расходование происходит каждый год в течение всего периода существования фонда;
    • привязка длительности функционирования к продолжительности достижения той цели, ради которой создан.

Все целевые бюджетные фонды были ликвидированы Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ».

Однако в теории бюджетного права они имеют место быть. Характерными чертами целевого фонда обладают:

  1. инвестиционные фонды субъектов Российской Федерации (региональные инвестиционные фонды);
  2. дорожные фонды (Федеральный, субъектов РФ и муниципальные — ст. 179.4 БК РФ).

Согласно  ст. 179.2  БК РФ, инвестиционный фонд — часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства.

Дорожный фонд— часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.

Указанные фонды не является ни «подушкой безопасности» для экономики, каким был Стабилизационный фонд РФ, ни механизмом координации расходов на выполнение функций государства.

У инвестиционного фонда есть своя цель — стимулировать реализацию крупных инфраструктурных и инновационных проектов, и достигается она не путем получения льгот или преференций, а с помощью механизмов частно-государственного партнерства, когда власть и бизнес совместно вкладывают средства в наиболее значимые и дорогостоящие проекты, вместе несут риски и владеют создаваемыми объектами.

Внебюджетные фонды

Представляют собой систему аккумуляции и перераспределения денежных ресурсов, которая имеет свои источники формирования и целевое направление использования.

Могут быть региональными, муниципальными, территориальными подразделениями региональных фондов. Их разновидностями могут быть фонды финансовой поддержки одаренной молодежи, фонды развития территорий, валютные фонды, фонды поддержки малого и среднего бизнеса и т.п.

Источниками формирования могут быть целевые поступления от налогов и сборов, средства бюджета, добровольные пожертвования или взносы физических и юридических лиц, прибыли от предпринимательской деятельности самого фонда, займов, полученных фондом, других поступлений.

Помогают обеспечить дополнительными средствами приоритетные отрасли экономики и позволяют расширить социальные услуги для населения. Эти фонды всех уровней способствуют улучшению социальной защиты населения, развитию социальной инфраструктуры.

Экономическая сущность, необходимость, источники, структура

Внебюджетные фонды — это самостоятельные финансово-кредитные учреждения и организации, в большинстве своем наделенные статусом юридического лица.

Государственные внебюджетные фонды — целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за пределами государственного бюджета за счет обязательных платежей и отчислений юридических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Внебюджетные целевые фонды независимы в правовом и экономическом отношении от госбюджета . Денежные средства внебюджетных фондов не включаются в общую сумму доходов и расходов бюджета государства. Вместе с тем средства внебюджетных фондов принадлежат государству, которое и осуществляет общую регламентацию их деятельности (рис. 35).

Все внебюджетные фонды функционируют автономно от бюджета.

Рис. 35. Место внебюджетных целевых фондов в структуре госфинансов

Необходимость возникновения была вызвана рядом общеэкономических и финансово-организационных причин. Основная экономическая причина — необходимость расширить источники финансирования государством социально-экономических нужд. Другими словами, внебюджетные фонды призваны охватить существенно важные направления общеэкономического развития страны, ее социальной сферы.

Органы государства определяют целевое назначение фонда и направление использования средств.

По функциональному назначению внебюджетные фонды делятся на общегосударственные, т. е.

образованные для решения важных общеэкономических проблем, имеющих программный характер (дорожное строительство и дорожное хозяйство; борьба с преступностью; экология; развитие таможенной системы; воспроизводство минерально-сырьевой базы и т. п.

) и целевые, которые создаются для финансирования социальных нужд, образования, науки, медицины, снижения безработицы.

Средства всех внебюджетных фондов находятся на специальных счетах. Все внебюджетные фонды подразделяются на общегосударственные, федеральные и местные. Финансирование из фондов выполняется по строго целевому признаку. Причем, социальные потребности гораздо шире финансируются из внебюджетных фондов, чем из соответствующих целевых бюджетных фондов.

Несмотря на автономность финансирования всех внебюджетных фондов, очевидна их взаимосвязь и взаимозависимость с бюджетом. Во-первых, взносы во все внебюджетные фонды носят обязательный характер и объективно соотносятся и взаимодействуют с налоговой системой.

Во-вторых, будучи обязательными к уплате, взносы во внебюджетные фонды включаются в себестоимость производимой продукции.

В-третьих, законодательные изменения по увеличению социальных выплат неизбежно ведут к дополнительной нагрузке на бюджет, способствуют появлению бюджетного дефицита.

Классификация

Внебюджетные фонды представляют собой финансовые ресурсы, не включаемые в бюджеты различных уровней. Они имеют целевое назначение и находятся в распоряжении органов государственной власти или муниципальных образований. Эти фонды являются формой мобилизации денежных средств для решения конкретных экономических и социальных задач.

В финансовой системе России внебюджетные фонды получили большое значение в 90-е гг., в начале экономических реформ. Кризисные явления в экономике вызвали нехватку финансовых ресурсов для решения самых неотложных проблем. Предполагалось, что за счет создания внебюджетных фондов можно будет обеспечить необходимые расходы самостоятельными источниками финансирования.

По своему функциональному назначению можно выделить социальные и общеэкономические внебюджетные фонды.

Внебюджетные социальные фонды государства

По значению и размерам к основным социальным внебюджетным фондам относятся:

  • Пенсионный фонд;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • Фонд социального страхования.

Ранее в этот список входил и Государственный фонд занятости населения РФ, функции которого сейчас выполняет Федеральная служба по труду и занятости РФ.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Пенсионный фонд РФ можно считать не только одним из самых важных институтов в социальной сфере, но и высшей финансовой федеральной системой в области социального государственного обеспечения населения.

Он был официально основан Постановлением Верховного Совета в 1990-м году 22 декабря. Стоит подчеркнуть, что Пенсионный фонд РФ является внебюджетной системой накопления финансов, и средства фонда не подлежат перенаправлению в общий бюджет России.

При этом деньги, находящиеся в бюджете, могут использоваться для различных социальных выплат гражданам государства.

Данная государственная организация является независимой и имеет кредитно-финансовую направленность деятельности. Она выполняет функции по сбору и накоплению с работающего населения государства страховых взносов, с целью осуществления пенсионных государственных выплат, а также других социальных выплат для населения страны.

Бюджет Пенсионного фонда РФ пополняется на основании страховых отчислений, поступающих от частных предпринимателей и от населения страны, трудоустроенного официально.

В структуру Пенсионного фонда РФ входит 84 отделения ПФР. В качестве высшего органа выступает Правление Пенсионного фонда РФ, за деятельность которого несет ответственность Исполнительная дирекция Пенсионного фонда России.

В мае 2019 года государство объявило о своих планах по подготовке к тому, чтобы придать Пенсионному фонду РФ статус публично-правовой компании.

Данные действия позволят осуществить переход управления на государство, работодателей и представителей профсоюзов.

После такой реорганизации Пенсионный фонд России сможет претендовать на получение дополнительной прибыли за счет поступивших инвестиций.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Данный внебюджетный фонд также является государственным. Он создан с целью финансового обеспечения обслуживания граждан Российской Федерации в области медицины. Создание организации пришлось на 1993 год, а именно на 24 февраля, после того, как было вынесено Постановление Верховного Совета № 4543-I.

Источник: https://abcdwork.ru/finansy/byudzhetnye-i-vnebyudzhetnye-fondy-ponyatie-vidy-i-ispolzovanie.html

Внебюджетные фонды как элемент бюджетной системы России: понятие, виды, значение, правовые основы деятельности

Внебюджетные специальные фонды

В системе государственных и муниципальных денежных фондов различают государственные и муниципальные внебюджетные фонды, создаваемые соответственно на основании законов РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, законов и подзаконных нормативных правовых актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

Бюджетный кодекс РФ расширил рамки понятия бюджетной системы, включив в нее, помимо бюджетов в собственном смысле слова, внебюджетные государственные фонды (ст. 6 БК РФ).

Внебюджетные фонды — это самостоятельное звено финансовой системы, представляющее собой обособленные, вне бюджетной системы финансовые средства, управляемые органами государственной власти и предназначенные для финансирования социальных конституционных прав граждан.

Финансовые ресурсы фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов и других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом.

Если доходная часть бюджета образуется в основном за счет налогов — инструмента внеэкономического административного принуждения, то механизм формирования государственных внебюджетных фондов базируется на:

  1. обязательных страховых взносах (в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы);
  2. средствах бюджета, перечисляемых в законодательном порядке в государственные внебюджетные фонды;
  3. добровольных взносах юридических и физических лиц;
  4. доходах от капитализации временно свободных финансовых ресурсов.

Виды внебюджетных фондов:

  1. по назначению:
    • государственные внебюджетные фонды социального назначения;
    • прочие внебюджетные фонды (экономические, научные, политические и т.п.).
  2. по уровню:
    • государственные внебюджетные фонды Российской Федерации;
    • территориальные государственные внебюджетные фонды;

Главное направление расходования денежных средств государственных внебюджетных фондов — социальная сфера.

К государственным внебюджетным фондам социального назначения относятся:

  1. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФРФ);
  2. Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ);
  3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС РФ).

Следует отметить, что деятельность каждого внебюджетного фонда направлена на разрешение определенного круга проблем. Так, Пенсионный фонд РФ создан в целях управления финансовыми ресурсами пенсионного обеспечения.

Деятельность Фонда социального страхования РФ направлена на обеспечение финансирования гарантируемых государством социальных пособий. Фонд обязательного медицинского страхования отвечает за обеспечение финансирования целевых программ в рамках реализации Федерального закона от 29.11.

2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Таким образом, все названные в Бюджетном кодексе РФ внебюджетные фонды имеют прямое отношение к системе обязательного социального страхования — государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с законодательством страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе, по независящим от них обстоятельствам.

Задачи государственных внебюджетных фондов

Государственные внебюджетные фонды должны:

  • служить материальной основой государственного обязательного социального страхования;
  • являться одним из основных источников финансирования социальных гарантий, закрепленных Конституцией РФ;
  • функционировать как самостоятельные финансово-кредитные учреждения, т.е. обеспечивать эффективность процесса формирования и использования фондов денежных средств.

Цели функционирования государственных внебюджетных фондов:

  • социальное обеспечение по возрасту;
  • социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;
  • социальное обеспечение в случае безработицы;
  • охрана здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Правовые основы деятельности государственных внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды осуществляют свою финансовую деятельность на основе бюджета, утверждаемого для каждого фонда.
Денежные средства государственных внебюджетных фондов предназначены исключительно для целевого расходования на мероприятия, определенные законодательством Федерации или ее субъекта.

Материальное содержание расходов внебюджетных фондов определяется бюджетом внебюджетного фонда. Использование внебюджетных денежных средств на цели, не указанные в расходных статьях его бюджета, образует состав бюджетного правонарушения и влечет за собой применение мер государственного принуждения.

Государственные отраслевые (ведомственные) денежные фонды — фонды министерств и других органов управления федерального и регионального уровней, образованные на основании актов исполнительных органов государственной власти, в целях финансового обеспечения деятельности указанных министерств (ведомств).

Особенности указанных фондов:

  • создание на основе решения министерств и ведомств по согласованию с входящими в их систему предприятиями, учреждениями и организациями, в соответствии с законодательством РФ;
  • использование для их формирования добровольных отчислении, осуществляемых на договорной основе с учреждениями и организациями, находящимися в ведении министерств и ведомств (бюджетные ассигнования не являются источниками образования данных фондов — в этом и заключается отличие отраслевых фондов от фондов Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов РФ, формируемых в составе бюджета);
  • использование финансовых ресурсов фондов в качестве дополнительного источника финансирования мероприятий внутриотраслевого характера;
  • постоянный (долгосрочный), как правило, характер функционирования.

К основным отраслевым фондам могут относиться Централизованный фонд социального и материального развития Министерства иностранных дел, фонды федеральных органов исполнительной власти для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок и др. Наряду с отраслевыми (ведомственными) фондами могут быть созданы межотраслевые (межведомственные) фонды.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/vnebiudzhetnie-fondi-kak-element-biudzhetnoy-sistemi-rossii-ponyatie-vidi-znachenie-pravovie-osnovi-deyatelnosti

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: