ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ

Содержание
  1. Виды налогов и сборов в Российской Федерации
  2. 1. Федеральные налоги и сборы
  3. 2. Региональные налоги
  4. 3. Местные налоги
  5. Налоги и сборы
  6. Федеральные налоги и сборы 
  7. Налог на прибыль организаций
  8. Налог на добавленную стоимость (НДС) 
  9. Акцизы
  10. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
  11. Водный налог
  12. Налог на имущество организаций
  13. Транспортный налог
  14. Налог на игорный бизнес
  15. Торговый сбор
  16. Земельный налог
  17. Налог на имущество физических лиц
  18. Сборы за пользование объектами животного мира
  19. Регулярные платежи за пользование недрами
  20. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ
  21. Налоги и их виды. ТАБЛИЦЫ. |
  22. По методу взимания.
  23. По уровню взимания налогов.
  24. По характеру налоговых ставок.
  25. По субъектам налогообложения.
  26. По объектам налогообложения.
  27. По целевому назначению.
  28. Виды налогов и сборов в РФ. Полномочия органов государственной власти и муниципальных органов по установлению налогов и сборов
  29. Федеральные налоги и сборы
  30. Региональные налоги и сборы
  31. Местные налоги и сборы
  32. Полномочия органов государственной и муниципальной власти по установлению обязательных платежей
  33. Полномочия федеральных органов власти
  34. Полномочия региональных и местных органов власти
  35. Виды налогов и сборов в России
  36. Экономический тренинг
  37. Выберите правильный ответ

Виды налогов и сборов в Российской Федерации

ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ

Виды налогов и сборов в Российской Федерации — классификация налогов (федеральные, региональные и местные) и перечень налогов России.

Перечень налогов и сборов, уплачиваемых в России, установлен статьями 13 – 15 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Кроме того, в состав налоговой системы России включаются Страховые взносы, а также Специальные налоговые режимы.

Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов определены статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Джаарбеков Станислав, налоговый консультант, юрист. Сайт: Taxd.ru

1. Федеральные налоги и сборы

2. Региональные налоги

3. Местные налоги

4. Страховые взносы

5. Специальные налоговые режимы

6. Неналоговые платежи

7. Отмененные налоги

8. Глава 2. «Система налогов с сборов в Российской Федерации» НК РФ

НК РФ устанавливает перечень налогов. Этот перечень может быть расширен только изменениями в Налоговый кодекс. Так было не всегда.

До введения Налогового кодекса (с 1 января 1999 года) нередко на местах вводили налоги по своему усмотрению.

Так, были налог на ветхое жилье (налог на ремонт ветхого жилья), Сбор на содержание милиции, Сбор на нужды образовательных учреждений, налог на строительство моста через реку и т.д.

В настоящее время, все более четко — НК РФ установил закрытый перечень налогов и власти не имеют право вводить новые налоги (точнее ввести новый налог власти могут, но только если такие изменения войдут в НК РФ, что является долгой и непростой процедурой). Так, п. 6 ст. 12 НК РФ прямо предусматривает — не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

Общие черты налоговой системы России определены статьей 12 НК РФ.

Налоги и сборы группируются в три группы, исходя из уровня бюджета — федеральные, региональные и местные.

1. Федеральные налоги и сборы

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Перечень федеральных налогов и сборов установлен ст. 13 НК РФ:

1) Налог на добавленную стоимость (НДС);

2) Акцизы;

3) Налог на доходы физических лиц;

5) Налог на прибыль организаций;

6) Налог на добычу полезных ископаемых;

8) Водный налог;

9) Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) Государственная пошлина;

11) Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

2. Региональные налоги

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации[ 1 ].

Перечень региональных налогов установлен ст. 14 НК РФ:

1) Налог на имущество организаций;

2) Налог на игорный бизнес;

3) Транспортный налог.

Особенности региональных налогов регулируются п. 3 ст. 12 НК РФ:

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

3. Местные налоги

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Перечень местных налогов определен ст. 15 НК РФ:

1) Земельный налог;

2) Налог на имущество физических лиц.

3) Торговый сбор

Источник: https://taxslov.ru/n341.htm

Налоги и сборы

ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ

Налоги и сборы: неотъемлемая часть предпринимательской деятельности, бизнес процессов, да и вообще жизни любого человека.  Налоги и сборы являются основным способом пополнения бюджета страны и ее регионов.

Невыполнение налоговых обязательств может повлечь за собой штрафные санкции со стороны государства. Поэтому базовые знания о налоговой системе просто необходимы каждому, тем более предпринимателю.

Далее рассмотрим : какие налоги и сборы применяются в РФ, их классификацию и виды, а также специальные налоговые режимы.

Федеральные налоги и сборы 

основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

Плательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица, для целей налогообложения подразделяемые на две группы: — лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (фактически находящиеся на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев); — лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, в случае получения дохода на территории России.

налоговая ставка: 9%,13%,15%,30%,35%

Налог на прибыль организаций

Это прямой налог, его величина прямо зависит от конечных финансовых результатов деятельности организации.Налог начисляется на прибыль, которую получила организация, то есть на разницу между доходами и расходами. Прибыль – результат вычитания суммы расходов из суммы доходов организации – является объектом налогообложения.

Правила налогообложения налогом на прибыль определены в главе 25. Налогового кодекса РФ.
Плательщики:
— Все российские юридические лица (ООО, АО, ПАО и пр.)

— Иностранные юридические лица, которые работают в России через постоянные представительства или просто получают доход от источника в РФ — Иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора — Иностранные организации, местом фактического управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения

налоговая ставка:

2% в федеральный бюджет (3% в 2017 — 2020 годах); 0% для отдельных категорий налогоплательщиков.
18% в бюджет субъекта РФ (17 % в 2017 — 2020 годах). Законодательные органы субъектов РФ могут понижать ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до 13,5%(12,5 % в 2017 — 2020 годах).

Выставляйте счета, готовьте отчетность, получите расчет налогов и много другое. Бухгалтерия с онлайн сервисом Контур Эльба  это просто и легко.

Налог на добавленную стоимость (НДС) 

Это косвенный налог. Исчисление производится продавцом при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателю.

Сумма НДС, которую налогоплательщик-продавец уплачивает в бюджет, рассчитывается как разница между суммой налога, исчисленной им при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателям, и суммой налога, предъявленной этому налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), используемых для облагаемых НДС операций.
Плательщиками НДС признаются: организации (в том числе некоммерческие) предприниматели

налоговая ставка: (0%, 10%, 20%)

Акцизы

Налогоплательщиками акциза признаются (ст.

179 НК РФ): -организации; -индивидуальные предприниматели; -лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, определяемые в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Организации и иные лица, указанные в статье 179 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются налогоплательщиками, если они совершают операции (с подакцизными товарами), подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 НК РФ.

Смотри Перечень подакцизных товаров.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

В целях налогообложения добытым полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае их отсутствия — стандарту организации.
Плательщики: организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие добычу полезных ископаемых на основании лицензии на право пользования недрами
Налоговым Кодексом определено, что указанные лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по отдельному основанию — в качестве налогоплательщика НДПИ.

Водный налог

Организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, плательщиками водного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые пользуются подземными водными объектами на основании лицензий по Закону РФ от 21.02.

92 № 2395-1 «О недрах» .

Налог на имущество организаций

Порядок исчисления налога на имущество организаций установлен главой 30 НК РФ. Налоговую ставку порядок и сроки уплаты налога  определяют законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации   в пределах, установленных указанной главой НК РФ, . Налоговые ставки  не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено статьей 380 НК РФ.

Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ .

Транспортный налог

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ).

Организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно.

Физическим лицам сумма налога, подлежащая уплате исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налог на игорный бизнес

Сфера его регулирования – налогообложение доходов, полученных от организации и проведения азартных игр. Согласно действующему законодательству, деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах подлежит обязательному лицензированию. Такая лицензия действует бессрочно.

Торговый сбор

Устанавливается в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся торговой деятельностью через объекты движимого или недвижимого имущества (статьи 411, 412 главы 33 Налогового Кодекса Российской Федерации — далее НК РФ).

К объектам осуществления торговли относятся здания, сооружения, помещения, стационарные и нестационарные торговые объекты и торговые точки, а также объекты недвижимого имущества, используемые управляющими рынками компаниями в деятельности по организации розничных рынков (статья 413 НК РФ).

 Плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели.

Земельный налог

Порядок налогообложения земельных участков в Российской Федерации определен гл. 31 НК РФ.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Плательщиками земельного налога признаются физические лица и организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст.

388 НК РФ). Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя): не более 0,3% и 1,5%.

Налог на имущество физических лиц

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество.

Объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

В муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, в которых в качестве налоговой базы будет применяться кадастровая стоимость налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих: 0,1%, 2%, 0,5%

Сборы за пользование объектами животного мира

Объектами обложения признаются объекты животного мира (т.е. сами животные) в соответствии с установленным перечнем, – при изъятии их из среды обитания.

Плательщики: граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации.
Согласно ст.

333.3 НК РФ ставки сбора устанавливаются за каждый объект животного мира отдельно.

Объектами обложения признаются объекты водных биологических ресурсов в соответствии с установленным перечнем, – изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, в том числе объекты, подлежащие изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова.
Плательщики: физические лица, индивидуальные предприниматели и организации, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
Ставки сбора установлены в рублях за 1 тонну разрешенного к вылову объекта в зависимости от бассейна, в котором разрешен вылов объектов водных биологических ресурсов.

Регулярные платежи за пользование недрами

Совокупность обязательных платежей, уплачиваемых пользователями недр при получении исключительных прав на выполнение определенных видов работ в качестве одного из обязательных условий получения и реализации права пользования недрами: — Разовые платежи уплачиваются при наступлении определенных событий, оговоренных в Лицензии (ссылка на лицензии). — Сбор за участие в конкурсе (аукционе) уплачивается при регистрации заявки. — Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр в течение периода действия Лицензии (ссылка), независимо от фактического проведения работ.

Подробнее см.  Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

Единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) При исчислении и уплате ЕНВД размер реально полученного дохода значения не имеет, налогоплательщики руководствуются размером вмененного им дохода, который установлен Налоговым кодексом РФ. ЕНВД применяется в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности (п.2 ст.346.26 НК РФ).

Упрощенная система налогообложения (УСН)

Один из налоговых режимов, который подразумевает особый порядок уплаты налогов и ориентирован на представителей малого и среднего бизнеса. В связи с применением УСН, налогоплательщики освобождаются от уплаты налогов, уплачиваемых в связи с применением общей системой налогообложения:

Патентная система налогообложения (ПСН)

Вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации. Налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения Переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Специальный налоговый режим, который разработан и введен специально для производителей сельскохозяйственной продукции. В целях налогообложения к сельскохозяйственной продукции относится продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов.

Налогоплательщики — сельскохозяйственные товаропроизводители: организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, а также оказывающие услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и животноводства, также рыбохозяйственные организации и ИП.

Источник: https://otbiznes.ru/nalogi-i-sbory/

Налоги и их виды. ТАБЛИЦЫ. |

ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с граждан (физических лиц) и организаций (юридических лиц). Налоги – это основа наполнения доходной части бюджетов страны.

По методу взимания.

Прямые – взимаются с доходов или имущества физических и юридических лиц.Особенность: налоплательщик (кто уплачивает налог) и налогоноситель (кто выплачивает налог государству) выступает одно и то же лицо.То есть налог выплачивается «по квитанции».Косвенные – взимаются с товаров и услуг, включаются в цену продукции и оплачивается ее потребителями посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет.Особенность: налогоплательщик- покупатель товара или услуги, который оплачивает налог, входящий в цену товара; налогоноситель – фирма, которая произвела или продала продукт и выплачивает налог государству.
·        Подоходный налог с физических лиц(13 %).·        Налог на прибыль организаций (20 %).·        Налог на добычу ископаемых.·        Транспортный налог.·        Налог на имущество организаций·        Налоги с наследства и дарения.·        Земельный налог.·        Налоги, регулирующие процессы природопользования.·        НДФЛ- налог на доходы физических лиц.·         ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог.·        УСН – упрощённая система налогообложения для малого бизнеса.·        ЕНВД – единый налог на вменённый доход (то есть потенциально возможный доход).·        ПСН – патентная система налогообложения (патент- исключительное право на что-либо).·         налог на игорный бизнес.·        акцизы на отдельные виды товаров (сигареты, алкоголь, нефтепродукты, автомобили) 
  • налог на добавленную стоимость (НДС)

По уровню взимания налогов.

Федеральные – обязательны к уплате по всей территории РФ.Региональные – обязательны к уплате на территории  субъекта Федерации.Местные – обязательны к уплате на территориях соответствующих местных образований.
·        Налог на добавленную стоимость – НДС.·        Акцизы.·        Налог на доходы физических лиц- НДФЛ.·        Налог на прибыль организаций.·        Налог на доход от капитала.·        Налог на добычу полезных ископаемых.·        Водный налог.·        Государственные пошлины.·        Налог на пользование недрами.·        сборы за пользование объектами живого мира и водными ресурсами.·        Лесной налог.·        Водный налог.·         Экологический налог.·        Взносы в государственные социальные фонды.·        Таможенные пошлины.·        Налог на имущество организаций.·        Транспортный налог.·        Дорожный налог.·        Налог на игорный бизнес.·        Земельный налог.·        Налог на имущество физических лиц.·        На рекламу.·        Местные лицензионные сборы (например, туристический налог).

По характеру налоговых ставок.

Прогрессивные – налоговая ставка  возрастает по мере роста величины объекта налогообложения.Например, на товары первой необходимости устанавливается самая низкая ставка налога (в некоторых странах 0%), а на товары, относящиеся к предметам роскоши наиболее высокая. Предполагается, что лица с высокими и очень высокими доходами, которые являются основными потребителями предметов роскоши, будут платить больше налогов, приобретая их. При этом груз налогового бремени также смещается на лиц с высоким уровнем дохода.Пропорциональные– налоговая ставка является неизменной вне зависимости от величины объекта налогообложения.·        Налог на прибыль организаций – 20 %.·       Подоходный налог -13 %.·       для большинства товаров и услуг ставка НДС – 18% от суммы проданных товаров или оказанных услуг.Регрессивные – налоговая ставка  уменьшается по мере роста величины объекта налогообложения.Примером являются косвенные налоги, бремя регрессивных налогов тяжелее для бедных, чем для богатых; например, бедные тратят большую, по сравнению с богатыми, сумму от своих доходов. Например, цены на товары одинаковые и для бедных, и для богатых, поэтому для бедных покупка одного и того же продукта- тяжелее.  То есть чем выше доход, тем ниже косвенный налог, есть часть денежных средств, которые платит покупатель.

По субъектам налогообложения.

С физических лиц.С юридических лиц.
·        транспортный;·        налог на доходы физических лиц;·        имущественный налог;·        земельный налог;·        госпошлина .·        Налог на добавленную стоимость (НДС).·        Акцизы.·        Налог на прибыль организаций.·        Налог на добычу полезных ископаемых.·        Водный налог.·        Сборы за пользование объектам животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.·        Госпошлина.·        Налог на имущество организаций.·        Налог на игорный бизнес.·        Транспортный налог.·        Земельный налог.·        Торговый сбор.·        Курортный сбор.

По объектам налогообложения.

·        Налоги на товары и услуги.·        На доходы.·        На прибыль.·        На прирост рыночной стоимости капиталов.·        На недвижимость и имущество и др.

По целевому назначению.

Общие – собираются в бюджет и используются по усмотрению органа, который распоряжается бюджетом.Специальные (или целевые) – используются на конкретную цель.
Налог на прибыль, на добавленную стоимость и многие другие.Образовательный налог ( за платные образовательные услуги), земельный, дорожный налог, взносы во внебюджетные фонды  и другие.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D0%B8-%D0%B8%D1%85-%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B-%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D1%8B/

Виды налогов и сборов в РФ. Полномочия органов государственной власти и муниципальных органов по установлению налогов и сборов

ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Общие положения » Виды налогов и сборов в РФ. Полномочия органов государственной власти и муниципальных органов по установлению налогов и сборов

Виды налогов и сборов в РФ включают в себя 3 категории.

Организованная на понятных и прозрачных принципах система налогов и сборов служит существенным подспорьем в исполнении гражданами и юридическими лицами своих обязанностей по внесению обязательных платежей.

Ст. 72 Конституции РФ относит установление принципов налогообложения к совместному предмету ведения центра и регионов. В связи с этим обстоятельством, возникают вопросы, касающиеся порядка разграничения платежей, поступающих в разные бюджеты.

Другой проблемой служит иерархия актов, которые принимают федеральные, региональные и местные власти в налоговой сфере. Основные возможные коллизии разрешаются нормами главы 2 НК.

Виды налогов и сборов в Российской Федерации включают 3 звена. К ним относятся следующие элементы системы:

  • федеральные обязательные платежи;
  • региональные налоги и сборы;
  • платежи, установленные на территории муниципальных образований.

В число первых входят платежи, установленные на территории всей страны. Ко вторым относятся налоги и сборы, подлежащие уплате проживающими в том или другом регионе лицами. В случае с местными платежами, соответствующая обязанность распространяется на резидентов этого муниципалитета.

Критерием для разграничения выступает не тот бюджет, в который перечисляется платеж, а территория на которой действуют установленные правила, определяющие элементы налога и сбора.

Конкретные виды налогов и сборов, входящих в каждый элемент системы, могут меняться путем корректировки законодательства РФ.

Закон запрещает устанавливать какие-либо дополнительные платежи, кроме предусмотренных в НК. В противном случае, существовал бы риск хаотичного развития системы налогов и сборов. Это бы существенно затруднило реализацию принципов свободы экономической деятельности.

Федеральные налоги и сборы

Обязательные платежи, внесение которых должно осуществляться в бюджет центра, установлены в ст. 13 НК. В их число входят:

  • НДС;
  • все предусмотренные в РФ акцизы;
  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДПИ;
  • водный налог;
  • сборы, связанные с пользованием объектами животного мира, а также объектами водных биоресурсов;
  • все виды госпошлины.

Все эти платежи отнесены к общенациональному уровню по причине того, что решения по их установлению связаны с реализацией федеральной фискальной и экономической политики. Предполагается, что централизация позволит добиться наиболее эффективного управления в указанных сферах.

Главным принципом этой части системы налогов служит единство правил на всей территории государства. Субъекты, проживающие на территории любого региона или муниципалитета в России, вносят обязательные платежи, основные элементы которых (ставка, объект налогообложения, расчетный период, база, порядок расчета, а также уплата и ее сроки) имеют идентичные характеристики.

Из этого правила существует единственное исключение. Они касаются системы специальных налоговых режимов для лиц, соответствующих определенным критериям. Их перечень приведен в ст. 18 НК. К таким режимам относится единый сельскохозяйственный налог, УСН, ЕНВД, патенты, а также соглашения о разделе продукции.

Региональные налоги и сборы

Перечень налогов, отнесенных к региональному уровню системы, включает налог на прибыль организаций, транспортный налог, а также налог на игорный бизнес. Все эти платежи отличает то, что их отдельные элементы отражают специфику субъектов РФ.

Хорошим примером служит налог на игорный бизнес. Действующий закон разрешает осуществление такой деятельности только в отдельных регионах. По этой причине, нет необходимости закреплять правила налогообложения для таких лиц на территории остальной страны.

Транспортный налог также связан со спецификой регионов. Им предоставлено право самостоятельно решать вопрос о количественных показателях налогообложения. Это объясняется различной плотностью транспортного потока, а также степенью развития альтернативных способов перемещения в субъектах РФ.

Местные налоги и сборы

К числу платежей, устанавливаемых решениями органов власти на местном уровне, относят торговый сбор, земельный налог, а также налог на имущество физических лиц.

Как и в случаях с региональными налогами и сборами, критерием для передачи их на локальный уровень служит близость объектов налогообложения. Экономическое положение каждого муниципалитета может существенно отличаться.

В частности, критерием для размера земельного налога и налога на имущество физических лиц выступает кадастровая стоимость участков и недвижимости. Она связана с рыночной ценой.

Поэтому считается, что местные власти гораздо более точно и быстро примут соответствующие обстановке решения.

А если соответствующие правомочия оставить у государственной власти, то процесс регулирования существенно усложнится.

Полномочия органов государственной и муниципальной власти по установлению обязательных платежей

Действующее законодательство устанавливает основной принцип, по которому принимаются акты, устанавливающие обязанности уплаты налогов. Это возможно только на основании соответствующих решений представительный органов муниципальной и государственной власти.

Для этого есть 2 основные причины. Первая является политической и заключается в том, что члены представительных органов получают мандат доверия от граждан на выборах. Второй причиной служит важность обеспечения простой и прозрачной системы налогов, чему помешало бы большое число ведомственных актов, устанавливающих эти платежи.

В отличие от общей иерархии актов, которая предусматривает подчинение региональных актов федеральным, а муниципальных региональным, НК вводит 2-звенную структуру.

Особенностью такой системы является определение базовых параметров платежей на федеральном уровне, а остальных — на региональном и местном.

При этом, законодательство субъектов РФ и решения муниципалитетов по налоговым вопросам не предусматривают подчинение последних первым.

Полномочия федеральных органов власти

Несмотря на то, что основы системы налогов в России предполагают разделение по уровня, центр обладает весьма широкими полномочиями. Помимо установления всех элементов федеральных платежей, ему предоставлено право принимать базовые нормы, касающиеся налогов и сборов на остальных уровнях.

Обязательным основанием для возникновения обязанностей по их уплате является включение последних в налоговый кодекс. В базовом документе определяется часть обязательных элементов налогов и сборов (все не отнесенные к полномочиям региональных и местных властей).

Все законы, принимаемые Государственной Думой, должны носить характер поправок в НК.

Полномочия региональных и местных органов власти

Региональным парламентам (думам, законодательным собраниям и др.) предоставлено право принимать законы по налоговым вопросам в рамках, которые предусматривает НК.

По общему правилу, представительные органы в субъектах РФ вправе принимать решения о налоговых ставках, а также о порядке и сроках их внесения в бюджет, если такие положения не были установлены нормами НК. Кроме того, региональным парламентам может предоставляться право установить льготы и особенности определения налоговой базы. При этом, должны соблюдаться рамки, заданные НК.

Если в субъекте РФ отсутствует деление на муниципалитеты (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), вопросы, касающиеся местных налогов, решаются представительными органами регионов.

Решения об установлении местных налогов и сборов принимается представительным органом муниципалитета, на основании требований НК. На этом уровне решению подлежат вопросы, аналогичные для региональных налогов и сборов.

Опыт нашей команды по установлению налогов и сборов более 20 лет. Руководитель практики Захарова Е.А. Записаться на удаленную консультацию

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya/vidy-nalogov-i-sborov-v-rf.-polnomochiya-organov-gosudarstvennoj-vlasti-i-municipalnyh-organov-po-ustanovleniyu-nalogov-i-sborov.html

Виды налогов и сборов в России

ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ

В зависимости от экономического содержания налогов, объекта налогообложения, уровня представления и использо­вания налоги можно классифицировать в следующие группы (рис. 16.3).

По способу обложения, или по экономическому содержа­нию, налоги делятся на:

1) Прямые. Уплачиваются непосредственно хозяйствующими субъектами и прямо пропорциональны платежеспособнос­ти (подоходный налог с физических лиц, налог на землю, налог на прибыль).

Прямые налоги взимаются непосред­ственно в фиксированной сумме с дохода или с имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недопо­лучения дохода.

К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, имущественные, земельные налоги и др.;

2) Косвенные. При этом субъект налога и его носитель не со­впадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене или тарифу и являются налогами на потребителей товара, ра­боты, услуги. Так, например, акцизы на табачные и алкоголь­ные товары уплачиваются производителем, который включает их в цену реализации.

Соответственно, покупатель этих това­ров и становится фактическим плательщиком налога. К кос­венным налогам относятся НДС, акцизы, таможенные пошли­ны, монопольный налог.

Косвенные налоги изымаются иным, менее заметным образом посредством введения государствен­ных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых по­купателем и поступающих в государственный бюджет.

По уровням представления в бюджеты налоги и сборы в России подразделяются на:

— федеральные налоги и сборы. Перечисляются в обществен­ный бюджет, устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Фе­дерации;

— налоги и сборы субъектов Российской Федерации — уста­навливаются Налоговым кодексом РФ, республиканскими законодательными актами и обязательны к уплате на терри­тории соответствующих субъектов РФ;

— местные налоги и сборы. Поступают в местный бюджет, ус­танавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного са­моуправления и обязательны к уплате на территориях соот­ветствующих муниципальных образований.

В зависимости от направления использования налоги быва­ютобщими и специальными:

— общие налоги поступают в бюджет государства на финанси­рование общегосударственных мероприятий;

— специальные налоги имеют строго определенное назначение (например налоги, на реализацию ГСМ поступают в дорож­ные фонды и предназначены для строительства и текущего ремонта дорог).

В соответствии с Налоговым кодексом РФ утверждены три группы налогов и сборов: федерального уровня, регионально­го (субъекта Федерации) и местного.

К федеральным налогам и сборам относятся:

— НДС (налог на добавленную стоимость);

— акциз на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

— налог на прибыль (доход) организаций;

— налоги на доход от капитала;

— подоходный налог с физических лиц;

— взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

— государственная политика;

— таможенные пошлины и таможенные сборы;

— налоги на пользование недрами;

— налоги на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

— лесной налог;

— экологический налог и др.

К региональным (субъектов Федерации) налогам и сбо­рам относятся:

— налоги на имущество организаций;

— налоги на недвижимость;

— дорожный налог;

— транспортный налог;

— налог с продаж;

— налоги на игровой бизнес;

— региональные лицензионные сборы и др.

Местные налоги и сборы:

— земельный налог;

— налог на имущество с физических лиц;

— налог на рекламу;

— налог на наследование и дарение;

— местные лицензионные сборы и др.

Основу налоговой системы РФ составляют налог на при­быль, НДС, акцизы и таможенные сборы, налог на имущество предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, плата за землю, обязательные платежи во внебюджетные фонды.

Налоговая политика — составная часть финансовой по­литики; система правовых норм и организационно-экономи­ческих мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на фе­деральном и региональном уровнях) и органами местного само­управления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами.

Основные цели налоговой политики:

1) обеспечить полноценное формирование доходов бюджет­ной сферы РФ, необходимых для финансирования деятель­ности органов государственной власти и местного самоуп­равления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;

2) содействовать устойчивому развитию экономики, приори­тетных отраслей и видов деятельности отдельных террито­рий, малого предпринимательства;

3) обеспечить социальную справедливость при налогообложе­нии доходов физических лиц.

Становление новой для России налоговой системы (введена в 1992 г.) проходило в жестких условиях политических, эконо­мических и структурных преобразований.

Изменения налоговой системы предусмотрены в Налоговом кодексе и направлены на решение задач создания рациональной налоговой системы, обес­печивающей сбалансированность общегосударственных и част­ных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию на­ционального богатства России, благосостоянию ее граждан, уменьшению числа налогов и снижению общего налогового бре­мени.

Краткие выводы

1. Главным средством перераспределения ВВП служат бюд­жет и налоги.

2. Государственный бюджет — это система доходов и рас­ходов правительства. Основной источник доходов — налоги, обязательные платежи физических и юридических лиц.

3. Государственный бюджет — система бюджетов, включаю­щая федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты.

4. Дефицит государственного бюджета — это превышение расходов государства над его доходами. Высокий уровень бюджетного дефицита приводит к инфляционным процессам в экономике.

5. Налоги — это обязательные платежи домашних хозяйств, предприятий и граждан в бюджет государства. Источниками налогов могут быть различные формы дохода (заработная пла­та, прибыль, доход и т.д).

6. Федеральные налоги и сборы действуют на территории всей страны, налоги и сборы субъектов РФ — на территории соответствующих субъектов РФ, местные налоги и сборы — на территории муниципальных образований.

7. Налоговые сборы должны быть умеренными, ибо высо­кие налоговые ставки могут снизить экономическую актив­ность хозяйствующих субъектов.

8. Бюджетно-налоговая политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни или ее ограничение и осуществляется через государственные расходы и сбор на­логов.

Экономический тренинг

Ключевые термины и понятия

Финансы, финансовая система, денежные средства, фи­нансы государства, финансы предприятия (организации), финансы населения, финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, государственный бюджет, внебюджетные фонды, бюджетный дефицит, про­фицит бюджета, налоги, принципы налогообложения, пря­мые налоги, косвенные налоги, федеральные налоги и сбо­ры, налоги и сборы субъектов Федерации, местные налоги, НДС, налог на прибыль, акцизы, прогрессивный налог, ре­грессивный налог, предельная ставка налога, средняя ставка налога, кривая Лаффера, налоговая система, налоговый конт­роль.

Контрольные вопросы и задания.

1. Что вы понимаете под финансами и финансовой систе­мой?

2. Что такое государственный бюджет?

3. Из каких статей состоят доходная и расходная части бюд­жета?

4. Объясните в чем отличие расходов Правительства Российской Федерации от правительства местных органов власти?

5. На каком принципе налогообложения строится прогрес­сивная налоговая шкала, которая сейчас используется в боль­шинстве стран со смешанной экономикой?

6. Объясните, что означает понятие «уклонение от уплаты налогов». Будет ли использование такого уклонения преследо­ваться по закону в судебном порядке?

7. В связи с чем в 1990-е гг. происходил постепенный рост налогов на заработную плату?

8. Перечислите основные налоги в России согласно Налого­вому кодексу РФ.

Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: финансы, средства, государство, населе­ние, организации, бюджет, доход, расход, фонды, дефицит, профицит, налоги, принципы, сборы, акциз, консолидация, ре­структуризация.

Выберите правильный ответ

1. Под финансами следует понимать:

а) денежные средства, находящиеся в обращении;

б) денежные средства, находящиеся на руках у населения и на
счетах предприятий в банке;

в) экономические отношения, связанные с движением денег
и товаров;

г) систему экономических отношений, связанных с образова­
нием, перераспределением и расходованием фондов.

2. Какие из финансов являются основополагающими:

а) финансы хозяйственных субъектов;

б) финансы населения;

в) финансы государства;

г) финансы фирмы.

3. Бюджет как сводный финансовый план:

а) составляется и утверждается правительством страны;

б) составляется правительством, а рассматривается и утверж­
дается законодательными органами страны;

в) составляется и утверждается законодательными органами
страны;

г) составляется и утверждается всеми ветвями исполнитель­
ной власти.

4. Профицит бюджета это:

а) превышение доходной части бюджета над расходной;

6) превышение расходной части бюджета над доходной;

в) равенство доходной и расходной частей бюджета;

г) ни одно из вышеперечисленного.

5. Под дефицитом бюджета следует понимать:

а) превышение доходной части бюджета над расходной;

б) превышение расходной части бюджета над доходной;

в) равенство доходной и расходной частей бюджета;

г) ни одно из вышеперечисленного.

6. Под налоговой системой понимают:

а) совокупность всех налогов, взимаемых с юридических и физических лиц;

б) совокупность всех налогов, методы и принципы их построе­ния;

в) совокупность всех налогов, взимаемых в стране, и органов, осуществляющих эти сборы;

г) совокупность мероприятий государства по организации сбора и использованию налогов для осуществления своих функций и задач.

7. При ставке подоходного налога свыше 50%:

а) резко увеличивается поступление в бюджет;

б) резко сокращается поступление в бюджет;

в) снижается поступление в бюджет и резко сокращается де­ловая активность фирм и населения;

г) бюджет почти не реагирует на эти изменения.

По горизонтали. 1. Ставки налогов, устанавливаемые в аб­солютной сумме на единицу объекта налогообложения, неза­висимо от размеров дохода. 2. Превышение доходной части бюджета над его расходной частью 3.

Система экономических отношений, связанных с образованием, распределением и ис­пользованием фондов денежных средств. 4. Одна из функций финансов. 5. Товар, выполняющий роль всеобщего эквивален­та стоимости.

По вертикали. 6. Один из субъектов финансовых отноше­ний. 7. Ставки налогов, предполагающие снижение их величи­ны по мере роста дохода. 8.

Налог, включаемый в цену товара или тариф на услуги и оплачиваемый покупателем при покуп­ке товара (услуги). 9. Превышение расходной части бюджета над его доходной частью. 10.

Обязательные сборы с юридиче­ских и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства.

Источник: https://studopedia.ru/1_117120_vidi-nalogov-i-sborov-v-rossii.html

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: