ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О КОНСУЛЬСКИХ СНОШЕНИЯХ

Венская Конвенция о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 года)

ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О КОНСУЛЬСКИХ СНОШЕНИЯХ

     Государства,являющиеся сторонами настоящей Конвенции,

     отмечая,что консульские сношения устанавливалисьмежду народами с древних времен,

     принимаяво внимание цели и принципы УставаОрганизации Объединенных Наций вотношении суверенного равенствагосударств, поддержания международногомира и безопасности и содействия развитиюдружественных отношений междугосударствами,

     учитывая,что Конференция Организации ОбъединенныхНаций по дипломатическим сношениям ииммунитетам приняла Венскую конвенциюо дипломатических сношениях, котораябыла открыта для подписания 18 апреля1961 года,

     будучиубеждены, что заключение международнойКонвенции о консульских сношениях,привилегиях и иммунитетах также будетспособствовать развитию дружественныхотношений между государствами, независимоот различий в их государственном иобщественном строе,

     сознавая,что такие привилегии и иммунитетыпредоставляются не для выгод отдельныхлиц, а для обеспечения эффективногоосуществления консульскими учреждениямифункций от имени их государств,

     подтверждая,что нормы международного обычного правапродолжают регулировать вопросы, прямоне предусмотренные положениями настоящейКонвенции,

     согласилисьо ниже следующем:

1. В настоящей Конвенции приводимые ниже термины имеют следующее значение:

     а)»консульское учреждение» означаетлюбое генеральное консульство,консульство, вице-консульство иликонсульское агентство;

     b)»консульский округ» означает район,отведенный консульскому учреждениюдля выполнения консульских функций;

     с)»глава консульского учреждения»означает лицо, которому порученодействовать в этом качестве;

     d)»консульское должностное лицо»означает любое лицо, включая главуконсульского учреждения, которомупоручено в этом качестве выполнениеконсульских функций;

     е)»консульский служащий» означаетлюбое лицо, выполняющее административныеили технические обязанности в консульскомучреждении;

     f)»работник обслуживающего персонала»означает любое лицо, выполняющееобязанности по обслуживанию консульскогоучреждения;

     g)»работники консульского учреждения»означает консульские должностные лица,консульские служащие и работникиобслуживающего персонала;

     h)»работники консульского персонала»означает консульские должностные лица(за исключением главы консульскогоучреждения), а также консульские служащиеи работники обслуживающего персонала;

I) «частный домашний работник» означает лицо, состоящее исключительно на частной службе у работника консульского учреждения;

     j)»консульские помещения» означаетиспользуемые исключительно для целейконсульского учреждения здания иличасти зданий и обслуживающий данноездание или части зданий земельныйучасток, кому бы ни принадлежало правособственности на них;

     k)»консульские архивы» включают всебумаги, документы, корреспонденцию,книги, фильмы, ленты звукозаписи иреестры консульского учреждения вместес шифрами и кодами, картотеками и любымипредметами обстановки, предназначеннымидля обеспечения их сохранности илихранения.

     2.Существуют две категории консульскихдолжностных лиц, а именно штатныеконсульские должностные лица и почетныеконсульские должностные лица.

Положенияглавы 2 настоящей Конвенции распространяютсяна консульские учреждения, возглавляемыештатными консульскими должностнымилицами; положения главы 3 распространяютсяна консульские учреждения, возглавляемыештатными консульскими должностнымилицами; положения главы 3 распространяютсяна консульские учреждения, возглавляемыепочетными консульскими должностнымилицами.

     3.Статус работников консульских учреждений,являющихся гражданами государствапребывания, или постоянно проживающихв нем, регулируется статьей 71 настоящейКонвенции.

Глава1.Общие положения о консульских сношениях

Раздел1.Установление и осуществление консульскихсношений

Статья2

Установлениеконсульских сношений

     1.Установление консульских сношениймежду государствами осуществляется повзаимному согласию.

     2.Согласие, данное на установлениедипломатических отношений между двумягосударствами, означает, если неоговорено, согласие на установлениеконсульских сношений.

     3.Разрыв дипломатических отношений невлечет за собой ipso facto разрыва консульскихсношений.

Статья3

Выполнениеконсульских функций

     Консульскиефункции выполняются консульскимиучреждениями. Они выполняются такжедипломатическими представительствамив соответствии с положениями настоящейКонвенции.

Статья4

Открытиеконсульского учреждения

     1.Консульское учреждение может бытьоткрыто на территории государствапребывания только с согласия этогогосударства.

     2.Местонахождение консульского учреждения,его класс и консульский округ определяетсяпредставляемым государством и подлежатодобрению государства пребывания.

     3.Дальнейшие изменения местонахожденияконсульского учреждения, его классаили консульского округа могутосуществляться представляемымгосударством только с согласия государствапребывания.

     4.Согласие государства пребывания такжетребуется, если какое-либо генеральноеконсульство или консульство желаетоткрыть вице-консульство или консульскоеагентство не в том населенном пункте,где они сами находятся.

     5.Предварительное определенно выраженноесогласие государства пребываниянеобходимо также для открытия канцелярии,составляющей часть существующегоконсульского учреждения, вне местонахожденияпоследнего.

Статья5

Консульскиефункции

     Консульскимифункциями являются:

     а)защита в государстве пребывания интересовпредставляемого государства и егограждан (физических и юридических лиц)в пределах, допускаемых международнымправом;

     b)содействие развитию торговых,экономических, культурных и научныхсвязей между представляемым государствоми государством пребывания, а такжесодействие развитию дружественныхотношений между ними иными путями всоответствии с положениями настоящейКонвенции;

     с)выяснение всеми законными путями условийи событий в торговой, экономической,культурной и научной жизни государствапребывания, сообщение о них правительствупредставляемого государства ипредставление сведений заинтересованнымлицам;

     d)выдача паспортов и проездных документовгражданам представляемого государстваи виз или соответствующих документовлицам, желающим поехать в представляемоегосударство;

     е)оказание помощи и содействия гражданам(физическим и юридическим лицам)представляемого государства;

     f)исполнение обязанностей нотариуса,регистратора актов гражданскогосостояния и других подобных обязанностей,а также выполнение некоторых функцийадминистративного характера, при условиичто в этом случае ничто не противоречитзаконам и правилам государства пребывания;

     g)охрана интересов граждан (физическихи юридических лиц) представляемогогосударства в случае преемства «mortiscausa» на территории государствапребывания в соответствии с законамии правилами государства пребывания;

     h)охрана в рамках, установленных законамии правилами государства пребывания,интересов несовершеннолетних и иныхлиц, не обладающих полной дееспособностью,которые являются гражданами представляемогогосударства, в особенности когдатребуется установление над такимилицами какой-либо опеки или попечительства;

     i)с соблюдением практики и порядка,принятых в государстве пребывания,представительство или обеспечениенадлежащего представительства гражданпредставляемого государства в судебныхи иных учреждениях государства пребыванияс целью получения, в соответствии сзаконами и правилами государствапребывания, распоряжений о предварительныхмерах, ограждающих права и интересыэтих граждан, если, в связи с отсутствиемили по другим причинам, такие гражданене могут своевременно осуществлятьзащиту своих прав и интересов;

     j)передача судебных и несудебных документовили исполнение судебных поручений поснятию показаний для судов представляемогогосударства в соответствии с действующимимеждународными соглашениями или, приотсутствии таких соглашений, в любомином порядке, не противоречащем законами правилам государства пребывания;

     k)осуществление предусматриваемыхзаконами и правилами представляемогогосударства прав надзора и инспекциив отношении судов, имеющих национальностьпредставляемого государства, и самолетов,зарегистрированных в этом государстве,а также в отношении их экипажа;

     l)оказание помощи судам и самолетам,упомянутым в пункте k настоящей статьи,и их экипажу, принятие заявленийотносительно плавания судов, осмотр иоформление судовых документов и, безущерба для прав властей государствапребывания, расследование любыхпроисшествий, имевших место в пути, иразрешение всякого рода споров междукапитаном, командным составом и матросами,поскольку это предусматривается законамии правилами представляемого государства;

     m)выполнение других функций, возложенныхна консульское учреждение представляемымгосударством, которые не запрещаютсязаконами и правилами государствапребывания или против выполнения которыхгосударство пребывания не имеетвозражений или же которые предусмотренымеждународными договорами, действующимимежду представляемым государством игосударством пребывания.

Источник: https://studfile.net/preview/5044378/

Консульские отношения

ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О КОНСУЛЬСКИХ СНОШЕНИЯХ

Используя терминологию Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года, понятие «консульских отношений» охватывает всю совокупность отношений, установленных между двумя государствами – представляемым государством и принимающим государством – являющихся результатом выполнения консульских функций учреждениями первого государства на территории второго. Способность вступать в консульские отношения принадлежит ipso jure суверенным государствам, как субъектам международного права. Консульские отношения на ряду с дипломатическими является основными форма поддержания официальных отношений между дружественными государствами.

Установление консульских отношений

Необходимым условием для установления консульских отношений является взаимное согласие обеих заинтересованных сторон, оформленное с помощью специального письменного или устного договора.

Таким образом, исключается возможность установления консульских отношений в одностороннем порядке, так как это войдет в противоречие с нормами государственного суверенитет.

Взаимное согласия сторон – исторически сложившееся правило, являющееся одним из ключевых принципов консульского права.

Консульские отношения могут быть установлены по умолчанию при согласии установить дипломатические отношения. При отсутствии специальных оговорок, такое согласие подразумевает согласие на консульские отношений. Установление дипломатических отношений без параллельных консульских отношений явление очень редкое на практике.

Обратная ситуация – установление консульских отношений между государствами, которые не поддерживают дипломатических отношений – также случай достаточно необычный, но встречается все-таки чаще.

В данных обстоятельствах, консульские отношения как единственные официальные отношения между двумя государствами, как правило служат, чтобы проложить путь для налаживания полноценных дипломатических отношений.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в принципе дипломатические отношения подразумевают и консульские отношения, но не vice versa; т. е. консульские отношения могут осуществляться независимо от дипломатических отношений.

Открытие консульских учреждений

Установление консульских отношений не следует путать с открытием консульского учреждения на территории принимающего государства, которое осуществляется с учетом специальных условий, предусмотренных в статье 4 Венской конвенции 1963 года.

Так, для открытия консульского учреждения на территории принимающего государства обязательно требуется его согласия. Также необходимо одобрение принимающего государства предложенных представляемым государством местонахождения консульского учреждения, его класса и консульского округа.

Кроме того, в соответствии с недавно оформившейся практикой консульских отношений, такое одобрение включает утверждение численности консульского персонала. Подобные вопросы, затрагивающие государственный суверенитет, решаются только принятием двусторонней консульской конвенции.

Как правило, такая конвенция заключается отдельно, обычно путем обмена письмами, после заключения между этими сторонам соглашения об открытии консульских учреждений.

Таким образом, любые изменения, связанные с принятыми положениями, например, количества консульских учреждений или расположения консульских округов, потребуют заключения новой конвенции между представляемым государством и государством пребывания.

Карта консульских округов Российской Федерации в США.

Количество консульских учреждений зависит от консульских потребностей каждого конкретного государства. Государство с большим количеством своих граждан, находящихся на территории другого государства, может иметь большее количество консульских учреждений в этом государстве, чем второе государство на территории первого.

Однако, как правило, страны предпочитают придерживаться паритета.

Например, Российская Федерация имеет четыре генеральных консульства в США, расположенные в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Сиэтле и Хьюстоне; в свою очередь США имеет на территории России три генеральных консульства – в Санкт-Петербурге, Владивостоке и Екатеринбурге.

Виды консульских учреждений

Консульские функции выполняются как рассматриваемыми специальными консульскими учреждениями, так и дипломатическими представительствами, в составе которых создаются консульские отделы.

Консульские учреждения делятся на четыре класса: генеральные консульства, консульства, вице-консульства и консульские агентства.

Генеральные консульства и консульства, как правило, расположены в центральных городах принимающего государства, имеющих первостепенное значение, в которых находится большое количество граждан представляемого государства или сконцентрированы деловые и коммерческие интересы.

Вице-консульства и консульские агентства располагаются в пунктах, имеющих второстепенное значение, в частности – портовых городах. Венская конвенция 1963 года не содержит достаточно полного определения консульского учреждения.

Однако, если попытаться дать такое определение, необходимо принять во внимание следующие три характеристики: консульское учреждение является органом представляемого государства; ведет деятельность в принимающем государстве на постоянной основе; и осуществляет от имени представляемого государства на территории принимающего государства и с его согласия консульские функций в пределах закрепленной компетенции. Следовательно, консульские учреждения наравне с дипломатическими представительствами, являются основными постоянными органами межгосударственных отношений на двустороннем уровне.

Помимо консульских учреждений, дипломатических представительств также могут выполнять консульские функции, что прямо предусматривается в статье 3 Венской конвенции 1963 года.

Это положение отражает современную практику, ставшую общей тенденцией, – посольства осуществляют консульские функции через свои консульские отделы. Для осуществления таких функций не требуется согласия принимающего государства.

Посольству необходимо лишь сообщить министерству иностранных дел этого государства фамилии сотрудников, которым поручено выполнение консульских функций (Венская конвенция 1963 г., ст. 70).

Привилегии и иммунитеты

Служащие консульского учреждения – штатные консульские должностные лица, пользуются рядом привилегий и иммунитетов (9 Венской Конвенция 1963 г., ст. 28–3) для облегчения выполнения консульских функций. Так, консульские помещения освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением платы за полученные конкретные услуги.

Кроме того, все изделия, которые будут использоваться для официальных целей консульского учреждения освобождаются от таможенных пошлин.

Консульские учреждения имеют полную свободу общения с правительством, дипломатическими представительствами и другими консульскими учреждениями представляемого государства, где бы они не находились, используя все подходящие средства связи.

Однако самые важные привилегии – неприкосновенность консульских архивов и помещений.

Консульские архивы и документы неприкосновенны независимо от их местонахождения в любое время даже в случае вооруженного конфликта. То же самое можно сказать и о служебной переписки консульства.

Власти принимающего государства не могут ее досматривать или конфисковать. Неприкосновенность регулируется нормами обычного международного права.

Неприкосновенность консульских помещений включает в себя два обязательства. Первое – это специальная обязанность защищать такие помещения.

Эта обязанность имеет положительное содержание и профилактический характер: государство пребывания должно в каждом конкретном случае проявить предусмотрительность, как того требуют обстоятельства и принять все надлежащие меры в целях защиты от всяких вторжений или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия консульского учреждения или оскорбления его достоинства. Вторая обязанность возлагается на власти принимающего государства – это обязанность не входить в помещения консульского учреждения без согласия его главы. Это негативное обязательство распространяется только на ту часть помещений, которые используются исключительно для целей работы консульского учреждения. Кроме того, предусмотрены некоторые исключения из этого правила для экстренных случаев, когда требуются безотлагательные меры (например, в случае пожара). В таких случаях власти государства пребывания могут входить в «закрытые» консульские помещения без получения разрешения. Неприкосновенность консульских помещений, следовательно, не является абсолютной как помещения дипломатических представительств.

Вышесказанное по большей части распространяется также на консульские учреждения возглавляемым почетными консулами (статьи 58 – 62 Венской конвенции 1963 года).

Главное отличие состоит в том, что неприкосновенность таких консульских помещений ограничивается обязанностью принимающего государства принимать все необходимые меры для защиты консульских помещений консульского учреждения – эта обязанность не является ни специальной, ни повышенной.

Прекращение консульских отношений

Венская Конвенция 1963 года не содержит положений, определяющие причины, по которым консульские отношения могут быть прекращены.

Однако, помимо прекращения существования представляемого или принимающего государства и последующего закрытия консульский учреждений, самым распространенным основанием является разрыв консульских отношений.

Как правило решение о подобном одностороннем и дискреционном акте принимается, когда ситуация в отношениях между представляемым и принимающим государствами развивается по наихудшему кризисному сценарию.

Тем не менее, правило о том, что разрыв дипломатических отношений автоматически не влечет за собой разрыв консульских отношений (1963 Венская Конвенция, ст. 2, п. 3) означает, что межгосударственные отношения могут продолжаться даже в периоды роста напряженности между государствами. Следует также отметить, что открытое военное столкновение является бесспорным основанием для прекращения консульских отношений между враждующими государствами.

В случае прекращения консульских отношений представляемое государство может поручить третьему государству охрану консульских помещений и архивов, а также защиту своих собственных интересов и интересов своих граждан. Однако это третье государство должно быть приемлемым для принимающего государства (Венская конвенции 1963 года, ст. 27). Защитные функции такого рода традиционно поручаются Швейцарии.

Источник: https://interlaws.ru/konsulskie-otnoshenija/

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: