Learning by doing. Приобретение практического опыта

Содержание
  1. Эффективные онлайн-курсы: как мотивировать учеников выполнять домашние задания.Топ-3 инструмента
  2. Почему во время онлайн-обучения люди игнорируют домашние задания?
  3. Что нужно сделать, чтобы задания моего онлайн-курса выполняли?
  4. Как быстро улучшить домашние задания и повысить вовлеченность моего онлайн-курса?
  5. Будущее образования в онлайне: как поменяются лекции, студенты и педагоги :: РБК Тренды
  6. Вовлечение на первом плане
  7. Студенты меняются
  8. Преподаватель становится режиссером
  9. Социальные связи важны
  10. Тяжело в учении: learn, study, educate, teach и другие синонимы
  11. Учиться: to learn, to study, to cram
  12. Учить: to teach, to educate, to train
  13. Узнавать: to learn, to know
  14. Исследовать: to study, to scrutinize, to examine
  15. Как научиться чему угодно: две модели приобретения навыка
  16. 1. Главные принципы обучения и тренировки: как научиться чему угодно всего за 20 часов
  17. 2. От новичка до эксперта: шесть ступеней мастерства
  18. Learn by doing
  19. Кто мы есть и что мы делаем
  20. Немного исторической хроники
  21. О курсе
  22. Краткая программа текущего Ruby/Rails курса
  23. И так, что для себя получает студент, если закончит курс:
  24. Что получает преподаватель если проведет курс:
  25. Почему бесплатно, не мышеловка ли это?
  26. Планы

Эффективные онлайн-курсы: как мотивировать учеников выполнять домашние задания.Топ-3 инструмента

Learning by doing. Приобретение практического опыта

Для того, чтобы увеличить так называемую “доходимость” курса, повысить вовлеченность учеников и сделать обучение результативным, тренера включают в свои программы домашние задания. Они помогают сразу же применять полученные знания на практике и удерживать внимание участников курса.

В школе и университете мы зачастую делали домашние задания, потому что не было выбора: пиши курсовую, учи скучный параграф, иначе последует наказание от учителя, или же ты будешь чувствовать себя худшим среди одноклассников/одногруппников.

С онлайн-обучением всё по-другому. Здесь домашние задания часто не выполняют или же делают на скорую руку. Конечно, потраченные деньги на курс или марафон мотивируют людей работать лучше. Однако, как показывает практика, участники даже платных тренингов через пару тройку лекций тоже перестают выполнять задания.

Почему во время онлайн-обучения люди игнорируют домашние задания?

  1. Задания слишком объемные и нет времени на их выполнение

В e-learning есть неписаное правило — видеолекция должна быть не больше 10 минут (исключения это вебинары, мастер-классы, консультации).

За это время участник курса или марафона получает ощущение пройденной ступени, но при этом не слишком загружается. Аналогичное правило стоит применять и к домашним заданиям. Разбейте их на короткие блоки, чтобы ученик не тратил на одно задание больше часа.

Иначе личные дела, работа, отдых всегда будут на первом месте.

2. Непонятна суть задания

Не заставляйте своих клиентов делать лишние движения: гуглить, читать или искать дополнительную информацию. У них нет на это времени, и поверьте, большинство просто не будет этого делать. Суть домашней работы должна быть понятна из вашего урока или лекции.

3. Нет обратной связи от тренера

Люди привыкли получать оценку своих стараний. Когда нет персонального фидбека, люди не понимают своих ошибок, не видят свой прогресс и со временем перестают делать задания. К тому же, часто у участников онлайн-курсов нет возможности обсудить или оспорить оценку своей работы, и это тоже лишает мотивации.

4. Задания не имеют жестких временных рамок

Когда занятия проходят в свободном режиме, и у слушателя не ограничено время на выполнение, он может откладывать задания до бесконечности.

5. Задания не практичны, а опыт, полученный во время их выполнения, нельзя применить в реальной жизни

Вспомните себя в университете или в школе, когда вы получали очередное ненужное для вашей работы, личной жизни или саморазвития задание.

Какая первая реакция? Правильно, сделать как-нибудь (если преподаватель строгий) или не сделать вообще, если удасться и так “проскочить”.

Ваши домашние задания, как и ваш обучающий продукт, должны, в первую очередь, приносить пользу, которая впоследствии приведет к большему заработку, карьерному росту, улучшению отношений. К чему-либо конкретному.

6. Нет мотивации

Взрослые больше, чем дети, нуждаются в чувстве собственного успеха. Ощущение, что ты сделаешь домашнее задание и получишь награду или признание и восхищение других людей, очень подогревает мотивацию.

Поэтому в свой курс стоит добавлять интерактивные задания, соревнования, формировать турнирные таблицы и поощрять лучших. Это все формы геймификации.

Такие фишки помогают удержать внимание пользователей, мотивируют их выполнять домашние задания и доходить до конца.

Что нужно сделать, чтобы задания моего онлайн-курса выполняли?

  1. Разбейте задания на микроблоки и давайте обратную связь

Не перегружайте своих клиентов.

Выберите самое важное, что нужно закрепить после лекции, вебинара или мастер-класса и превратите это в ПРАКТИЧЕСКОЕ задание.

Например, если вы обучаете людей обработке фотографий, то пусть ученики сделают ретушь определенного фото согласно вашей методике и скинут вам результат. Вы же, в свою очередь, проверьте задание и отправьте свои комментарии.

2. Геймификация и сообщество

Стандартным обучением уже никого не удивишь. Ваши домашние задания должны быть интерактивными, чтобы их было интересно выполнять. Добавьте в них игры, квизы, соревнования, турнирные таблицы.

Однако конкурировать с самим собой нет смысла, правда? Если вы на необитаемом острове, вам не с кем соревноваться. Поэтому создайте такую среду обучения или пользуйтесь такими сервисами, где ваши клиенты будут работать в командах, коммуницировать между собой и поддерживать друг друга.

3. Используйте поощрение

Люди привыкли за хорошую работу что-то получать: высокую оценку, подарок, зарплату. Вы скажете, что здесь они получают знания. Да, но пока их нельзя “пощупать” знания не станут лучшей мотивацией. Придумайте призы для лучших участников курса. Это может быть ваша бесплатная консультация, программа или тренинг.

Как быстро улучшить домашние задания и повысить вовлеченность моего онлайн-курса?

Есть множество разных сервисов, которые позволяют добавить в ваш курс игры, соревнования, тесты, турнирные таблицы, интегрировать чаты для общения и поддержки.

Однако самый удобный, быстрый и дешевый вариант — использовать сервис, в которомуже есть все вышеперечисленные инструменты.

Если вы хотите, чтобы ваши домашние задания выполняли в 90% случаев, а курсы проходили до конца, то в Addictive Learning есть все возможности для этого.

Переходите по ссылке и проверьте сами, как это работает.

Весь контент своего курса, марафона или тренинга, включая домашние задания, вы загружаете единоразово через удобную админ-панель. Курс автоматически публикуется в приложении ваших клиентов.

Выполняя домашние задания,участники программы работают в командах и соревнуются друг с другом. Вместо того, чтобы просто делать задания и скидывать их тренеру, пользователи публикуют свои успехи в “сториз” и оценивают друг друга сами. Они видят результаты других участников, что мотивирует двигаться вперед и не пасти задних.

Чем больше позитивных оценок получает участник курса, тем выше он в турнирной таблице, которая формируется автоматически. Самые успешные участники курса получают поощрение: награды от тренера. Плюс, каждый пользователь видит свой прогресс, общается в чатах, как с другими участниками, так и с тренером и всегда получает поддержку и обратную связь.

Таким образом, люди остаются мотивированными, заинтересованными и что самое важное — вовлеченными в обучение. Домашнее задание в Addictive Learning превращается в увлекательный процесс, пройти который ученики хотят сами.

Рассказывать можно долго, но, как говорится, лучше 1 раз проверить все самостоятельно. Запускайтесь с нами!

«,»author»:»Addictive Learning»,»date_published»:»2020-08-13T19:04:05.780Z»,»lead_image_url»:»https://miro.medium.com/max/1200/1*yD3sy9Ctm0S0jUqGA7EERg.png»,»dek»:null,»next_page_url»:null,»url»:»https://medium.com/addictivelearning-io/%D1%8D%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BE%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BD-%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%B2%D1%8B%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%8F%D1%82%D1%8C-%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%82%D0%BE%D0%BF-3-%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0-8917ca46dbb1″,»domain»:»medium.com»,»excerpt»:»ÐžÐ½Ð»Ð°Ð¹Ð½-обучение — это удобно, доступно и быстро. Однако не каждый тренер может похвастаться тем, что его курс не только покупают, но и…»,»word_count»:860,»direction»:»ltr»,»total_pages»:1,»rendered_pages»:1}

Источник: https://medium.com/addictivelearning-io/%D1%8D%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BE%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BD-%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%B2%D1%8B%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%8F%D1%82%D1%8C-%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%82%D0%BE%D0%BF-3-%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0-8917ca46dbb1

Будущее образования в онлайне: как поменяются лекции, студенты и педагоги :: РБК Тренды

Learning by doing. Приобретение практического опыта

из личного архива

Пандемия погрузила нас в одну из версий будущего — мир тотальной цифровизации. В нем человек не сравнивает цифровой опыт с реальным, а начинает сопоставлять элементы своего цифрового опыта в целом, считает Булат Нуреев

Об авторе: Булат Нуреев, директор программы MOOVE для студентов от бизнес-школы СКОЛКОВО и МТС.

Попадая в цифровое пространство, потребитель, например, уже не соотносит одно банковское приложение с другим — он сравнивает впечатления, которые получил, пользуясь услугами онлайн-банка и покупая онлайн билеты на самолет.

Этот же феномен определяет и ситуацию в мире образования. В короткой перспективе пользователь может сравнивать похожие образовательные онлайн-программы в разных вузах. Но в среднесрочном горизонте он будет смотреть на степень вовлечения в образовательный цифровой опыт и опыт, полученный от других цифровых сервисов.

В 2021 году он может сказать: «EdX не дотягивает до Netflix, мне неинтересно. Я буду выбирать тех, кто сможет обеспечить мне ту же интенсивность вовлечения в образовательный процесс, которую дают игры, сериалы и другие элементы онлайн-экономики переживаний».

Преодолеть этот вызов — критически важно для рынка образования. Не спасет противопоставление «низкого и высокого» — развлечений и образования.

Граница уже размыта, компьютерные стратегии подтверждают свою эффективность в развитии интеллектуальных способностей и soft skills у детей, а жанр документального кино переживает «бум» в мире во многом благодаря стриминговым платформам. Это поколенческий сдвиг.

Поэтому образованию не остается ничего другого, как отойти от «трансляционной» образовательной парадигмы в сторону action learning, experiential learning, learning by doing, геймификации, управления вниманием аудитории и вовлечения ее в происходящее в новых образовательных форматах.

Вовлечение на первом плане

Обычная, записанная заранее онлайн-лекция, конкурирует с книгой или с видеоматериалом: ее всегда можно отложить, а затем вернуться позднее. Лекция, которая проходит в Zoom, теряет магию присутствия, преподавательскую харизму.

Особенность того, что мы привыкли называть подлинным образовательным опытом — это его событийность, происходящее «здесь и сейчас».

Образование вовлекает, его нельзя отодвинуть «на потом», оно работает с важными когнитивными способностями, требующими напряжения, концентрации и поддержки этой концентрации со стороны преподавателя и организатора учебного процесса.

Поэтому способы обеспечения коммуникации и взаимодействия профессора и студента, студентов друг с другом являются не менее важным компонентом образования, чем его содержание: то есть вопрос «как?» становится равноценным вопросу «о чем?».

Лекции нового типа, реализованные в цифровой среде и с помощью цифровых элементов, предполагают, что студенты не только общаются с преподавателем, но и взаимодействуют друг с другом, и делают это еще более качественно, чем в традиционной аудитории.

Поэтому главный вызов образованию, который был обострен пандемией, — не цифровые инструменты, а образовательные методики, которые должны быть изменены и адаптированы к реальности дистантного взаимодействия.

Концентрация на обсуждении и рефлексии уже заранее прочитанного или проделанного, кейс-метод, симуляции, проектная работа — все, что погружает студента не в пассивно-воспринимающую, а активную деятельную позицию — попадет в повестку образовательной трансформации.

Во время онлайн-занятий они должны что-то делать, а не просто слушать: играть в онлайн-симуляции, реагировать, взаимодействовать — это ключевое отличие дистантного взаимодействия от физического.

Студенты меняются

Представим, что цифровое образование внезапно стало массовым и осталось с нами навсегда. Что изменится для студентов?

  • Повысятся требования к самоорганизации: онлайн-обучение обострит необходимость большой и самостоятельной подготовки. Если студент хочет учиться онлайн, не теряя качества образования, он должен уделять больше времени подготовке к лекции и домашнему заданию после нее. При условии, что студент структурирует свое время и свои задачи, а образовательный процесс будет посвящен не трансляции материала, а организации понимания и профессионального мышления студентов, качество программ возрастет.
  • Мотивация студента приобретет еще больший вес при отборе на качественные образовательные программы. Предметной подготовки или общего интеллектуального развития студента как условия поступления будет недостаточно, чтобы образовательные учреждения могли контролируемо управлять качеством своих выпускников. Методики выбора и оценки талантов, на которые охотятся лучшие школы и университеты, будут еще больше скорректированы именно на оценку мотивации и самоорганизации абитуриентов.

Преподаватель становится режиссером

Современному человеку сложно долго удерживать внимание на одном предмете, люди все хуже концентрируются на одной теме в течение продолжительного времени.

Это значит, что современный онлайн-преподаватель не просто готовит содержание лекции, а продумывает, как он будет управлять вниманием студентов на протяжении всего отведенного времени, меняя и чередуя разные режимы работы с учебным материалом.

Например, время лекции составляет 90 минут.

Первые 15 минут преподаватель посвящает обсуждению темы, на следующие 20 минут дает задание для работы группами, после проектной работы еще 15 минут обсуждает результат со студентами, затем проводит опрос, показывает видео и так далее. В этом смысле профессорская работа в онлайне все больше становится похожей на режиссерскую работу — с точки зрения управления драматургией процесса.

Социальные связи важны

Любое элитарное образование подразумевает, что студенты не только получают знания, но и устанавливают между собой прочные отношения на всю оставшуюся жизнь. Если учебное заведение выполняет эту функцию, то социальные связи, полученные в его стенах, работают на выпускника в течение целой профессиональной жизни.

Онлайн-обучение подрывает этот важный элемент образовательного опыта, поскольку отсутствует живое общение в классе. Возможно ли воссоздать этот опыт в онлайн-среде — элемент большой дискуссии и локальных экспериментов в образовательном мире.

Zoom-вечеринки, онлайн игры, имплементированные в образовательный процесс — только первая проба пера. Развитие VR и AR инструментов позволят проектировать более интенсивный опыт, например, совместные путешествия.

Пока онлайн-образование, которое могло бы заменить полноценный образовательный опыт, находится на начальной стадии развития. Попытки вырваться в лидеры требуют изменения процессов в самих образовательных учреждениях и образовательных командах.

Требования к скорости изменений кратно растут: если раньше школы могли позволить себе долго размышлять над форматами и методиками, то современные образовательные институты должны принимать быстрые решения: проектировать, внедрять экспериментальные форматы, оценивать эффективность — и либо вносить изменения, либо закрывать проект.

Идет резкое заимствование практик управления проектами из цифровых компаний, которые умеют реализовывать короткие циклы разработки продукта.

В будущем на рынок могут прийти новые крупные игроки из других сфер.

В любой кризис индустрия становится очень уязвима к угрозе прихода новых игроков из других отраслей, которые могут попытаться использовать преимущество, которое они получили на своем домашнем рынке.

Если тренд на цифровизацию образования окажется устойчивым, то тематикой образования могут заинтересоваться цифровые и медийные компании, которые захотят использовать свои наработки в части управления пользовательского опыта.

Думаю, что на глобальном рынке мы сможем увидеть интересные попытки, в том числе, слияний и поглощений, которые не слишком свойственны образованию, но привычны для других индустрий.

Пока российская образовательная индустрия кажется более устойчивой, потому что в большой мере существует на государственные средства. Но и в нашу страну это придет — и тогда те, кто не успел перестроиться, начнут проигрывать игрокам нового типа, в том числе глобальным. Поэтому большая трансформация отрасли все еще впереди.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Источник: https://trends.rbc.ru/trends/education/5f0f2d4d9a79475e6bcc47fc

Тяжело в учении: learn, study, educate, teach и другие синонимы

Learning by doing. Приобретение практического опыта

В этой статье мы разберемся в особенностях значений слов, связанных с обучением, образованием и подготовкой к экзаменам: learn, study, cram, know, scrutinize, examine, teach, educate, bring up, train и drill.

В начале обучения вам достаточно знать всего три глагола, связанных с образованием — learn, study и teach. Однако дальше вы сталкиваетесь с многообразием синонимов. Чтобы не потеряться в выборе, мы разделили эти слова на четыре категории: учить, учиться, узнавать, исследовать.

Учиться: to learn, to study, to cram

Глагол learn (учить) употребляется с практическими навыками: to learn to dance (учиться танцевать), to learn to paint (учиться рисовать). Также мы используем его, когда речь идет о запоминании: to learn new words (выучить новые слова), to learn the rules (выучить правила), to learn a poem by heart (выучить стихотворение наизусть).

— You didn’t forget to use an article this time!
— You see, I’m learning. — В этот раз ты не забыла употребить артикль!

— Вот видишь, я учусь (приобретаю и развиваю навык).

Глагол study (изучать) мы используем, когда изучаем какой-то предмет в теории, например: to study Russian Literature (изучать русскую литературу), to study International Relations (изучать международные отношения). Study предполагает не столько запоминание, сколько изучение. Его же мы будем использовать, когда речь идет о процессе обучения в целом: study at school/university (учиться в школе/университете).

— Why don’t we go for a walk tonight?
— Sorry, I can’t. I have to study for my exams. — Почему бы нам не сходить погулять сегодня?

— Извини, не могу. Мне нужно готовиться (учиться) к экзамену.

Для описания ситуации, когда экзамен уже завтра, а вы только начали подготовку, в английском языке есть отдельный глагол — cram (зубрить). Он предполагает бездумное заучивание чего-либо. Какой глагол выбрать — study или cram — зависит от времени, которое вы выделили себе на подготовку, и от степени осмысленности вашего обучения. Сравните:

I’m studying. I have an exam next week, and I want to make sure I understand everything. — Я учусь. На следующей неделе экзамен, и я хочу убедиться, что я все понимаю.

I’m cramming. I have an exam first thing in the morning and I’ve just opened my books for the first time! — Я учусь.

Завтра с утра экзамен, а я только что впервые открыл свои книги!

Учить: to teach, to educate, to train

Глагол teach универсален — мы используем его как для обучения навыкам, так и для обучения какому-то предмету.

She taught English Literature to foreign students. — Она преподавала английскую литературу для иностранных студентов.
My father taught me to cook. — Мой отец научил меня готовить.

Кроме того, глагол teach может использоваться для описание рода деятельности без конкретных указаний, кого и чему вы учите:

My older sister teaches at university. — Моя старшая сестра преподает (работает) в университете.

Глагол educate предполагает обучение в рамках системы в стенах образовательного учреждения. Этот глагол имеет более общее значение — «давать образование».

According to his CV he was educated in Australia. — Согласно его резюме он получил образование в Австралии.
It can cost a fortune to educate a child in a good private school. — Обучение ребенка в хорошей частной школе может ударить по карману.

Кроме того, глагол educate может иметь значение «развивать», «воспитывать». Его особенность в более широком значении: если teach предполагает обучение чему-то конкретному, то educate подразумевает обучение через приобретение новых знаний о мире и расширение кругозора.

Когда речь идет о воспитании детей и передаче им жизненного опыта, а не о их образовании, мы используем фразовый глагол bring up (воспитывать, растить).

She brought up three sons on her own. — Она вырастила троих сыновей.
He was brought up by his grandmother. — Его воспитала бабушка.

Глагол train предполагает практическую (инструктаж) и теоретическую (отработка навыка) подготовку, которая имеет определенную цель. Здесь речь идет не столько о получении новых навыков или знаний, сколько о совершенствовании уже имеющегося багажа.

Liz trained to be a server administrator. — Лиз прошла подготовку, чтобы стать системным администратором.
She trained hard for her final match, spending all her evenings on the court. — Она усердно тренировалась (готовилась) к финальному матчу, проводя все вечера на корте.

Глагол drill подразумевает военную подготовку, а также употребляется в любой ситуации, когда речь идет не просто о тренировке, а о доведении какого-то навыка до автоматизма.

I used to watch soldiers drilling their routines in the streets before the Parade.

– Раньше я наблюдал за тем, как солдаты отрабатывали движения на улице накануне парада.
He drilled the children in how they should act in an emergency situation.

— Он натренировал детей в том, как им следует вести себя в экстренных ситуациях.

В английском языке встречаются одинаковые устойчивые выражения с глаголами teach и learn. В таблице привели самые частоупотребляемые фразы.

ВыражениеПример
to teach someone a lesson — проучить кого-то, преподать урокWe were fed up with his awful behavior and treat him the way he treats others. It has to teach him a lesson. — Мы устали от его ужасного поведения и решили относиться к нему так же, как он относится к другим. Это должно преподать ему урок.
to learn (one’s) lesson — усвоить урок, понять что-то через неприятный опытI warned you not to get involved in other couple’s problems. I hope you’ve learned your lesson. — Я предупреждал тебя, не вмешивайся в проблемы других пар. Надеюсь, ты усвоил урок.
could teach (someone) a thing or two — кое-чему научить, рассказатьI know you’ve never worked as a teacher, but I could teach you a thing or two and you won’t have any problems talking to students. — Я знаю, что ты никогда не работал учителем, но я мог бы рассказать тебе кое-что, и у тебя не будет проблем в общении со студентами.
could learn a thing or two — кое-чему научиться, поучитьсяYou could learn a thing or two from Susanne, she is an incredibly talented manager with a huge experience. — Ты мог бы поучиться кое-чему у Сюзан, она невероятно талантливый руководитель с огромным опытом.
to teach somebody the ropes — научить что-то делать, помочь разобраться в спецификеI am very grateful to my first supervisor. He taught me the ropes when I just started working for the company. — Я очень благодарна своему первому руководителю. Он помог мне во всем разобраться, когда я только начала работать в компании.
to learn the ropes — научиться что-то делать, разобраться в спецификеWe have to be patient with our new employees while they’re still learning the ropes. — Нам придется быть терпеливыми с новыми сотрудниками, пока они разбираются, как все работает.
You can’t teach/learn an old dog new tricks. — Горбатого могила исправит.He tried to have a healthy lifestyle for a couple of years, but he just couldn’t give up smoking. You can’t teach an old dog new tricks. — Пару лет он пробовал вести здоровый образ жизни, но ему так и не удалось бросить курить. Горбатого могила исправит.

Узнавать: to learn, to know

Если learn, study и cram описывают процесс изучения, то глагол know (знать, уметь) указывает на ваши знания или умения. Здесь нам уже не важно, речь идет о практике или теории. Давайте сравним:

I learn how to swim. — Я учусь плавать.
I know how to swim. — Я умею плавать.

I study Chemistry. — Я изучаю химию.
I know Chemistry. — Я знаю химию.

Если вы хотите сказать, что вы что-то узнали, то есть описать процесс получения новой информации, а не результат, используйте глагол learn:

I’ve recently learned that my neighbours visit their children in Prague every month. — Недавно я узнал, что мои соседи каждый месяц навещают своих детей в Праге.

Будьте внимательны: говоря о человеке, мы не используем глагол learn, а употребляем get to know.

We need to get to know each other before we start working together. — Нам нужно узнать друг друга, прежде чем мы начнем работать вместе.

Исследовать: to study, to scrutinize, to examine

Помимо значения «изучать», глагол study можно перевести как «внимательно рассматривать», «разглядывать детали»:

I studied her face for some time. — Какое-то время я внимательно разглядывал ее лицо.

В этом значении у глагола study есть два синонима: scrutinize и examine. Scrutinise (осматривать, исследовать) предполагает тщательное и детальное изучение какой-то проблемы, темы или предмета, например исследование под микроскопом.

Examine (осматривать, проверять) подразумевает визуальное или тактильное исследование человека или предмета. Его также можно употреблять в значении «рассматривать проблему, вопрос, тему». Отличие глагола scrutinize от examine состоит в том, что examine предполагает поиск чего-то конкретного, в то время как scrutinize — комплексное исследование с целью собрать как можно больше данных.

He got his car and examined its front bumper. — Он вышел из машины и внимательно осмотрел (ощупал) ее передний бампер.
He scrutinized the data trying to understand why his experiment didn’t work. — Он внимательно изучил данные, стараясь понять, почему его эксперимент не сработал.

К слову, английское examine имеет и очевидное русскоязычному человеку значение «экзаменовать».

Подведем итог. Глаголы learn, study и cram описывают процесс обучения, при этом learn подразумевает получение навыка, study — исследование теории, а cram — зубрежку. Результат (полученные знания) выражается глаголом know — знать, уметь. Когда мы что-то узнаем, используем глагол learn, а если мы с кем-то знакомимся — get to know.

Глагол study в значении «исследовать», «пристально рассматривать» по значению близок к глаголам scrutinize и examine. Scrutinize предполагает внимание к деталям и стремление заметить как можно больше, в то время как examine подразумевает осмотр, поиск чего-то конкретного.

Глаголы educate, bring up, teach, train, drill используются для описания процесса обучения. Из них teach имеет самое широкое значение, educate предполагает образование в каком-то учреждении, bring up — воспитание детей родителями. Глагол train предполагает отработку навыка, а drill — доведение его до автоматизма.

Тест по теме «Тяжело в учении: learn, study, educate, teach и другие синонимы»

Источник: https://englex.ru/difference-between-learn-study-educate-teach/

Как научиться чему угодно: две модели приобретения навыка

Learning by doing. Приобретение практического опыта

Наука о том, как учиться новым вещам, могла бы стать одной из главных прикладных дисциплин современности. Каждый из нас на протяжении жизни осваивает множество навыков и умений.

Какими бы разными эти навыки ни были — от приготовления торта и поиска в Google до исполнения сонат Бетховена и написания научных статей — в их основе лежит набор общих принципов.

Понимание этих принципов сделало бы обучение более понятным и безболезненным процессом.

Психология приближается к формулировке этих принципов с самого своего основания. Кривая Эббингауза, которая показывает, с какой скоростью забывается новый материал, была открыта ещё в 1885 году в качестве одной из первых таких закономерностей. Сегодня же мы знаем механизмах обучения намного больше, хотя и всё равно недостаточно.

Модели приобретения навыка не только помогут понять, как устроен процесс обучения, но и более эффективно планировать собственные занятия, избежать лишних трудностей и получать лучший результат за меньшее количество времени.

Правда, они не дадут вам самого главного — регулярной и осознанной практики. Эту часть работы придётся проделать вам самим.

1. Главные принципы обучения и тренировки: как научиться чему угодно всего за 20 часов

В своей книге «Первые 20 часов» Джош Кауфман, автор бестселлера «Сам себе MBA», предлагает модель обучения, с помощью которой можно освоить любой навык всего лишь за 20 часов сосредоточенной практики. Если вам приходится выкраивать часы и минуты в своём рабочем графике, а вы хотите не только оставлять время на отдых, но и учиться чему-то новому, эта модель может оказаться для вас полезной.

Чтобы обучение каждый раз не казалось вам хаосом невнятных впечатлений, в приобретении любого навыка можно выделить 4 основных этапа:

1. Разбить этот навык на мелкие элементы;

2. Последовательно изучить каждый из этих элементов;

3. Устранить все препятствия и отвлечения, мешающие занятиям;

4. Регулярно заниматься тренировкой основных элементов навыка.

Если вы хотите научиться играть на гитаре или заниматься йогой, вряд ли стоит сразу пытаться изображать джазовые импровизации или садиться в позу лотоса. Начните с базового расположения рук, отыгрывания простых гамм и аккордов.

Выберите конкретное произведение, которые вы хотите научиться играть за ближайшие 20 дней и занимайтесь каждый день по 1 часу.

Но для начала будет полезно познакомиться с литературой: теоретические знания важны, поскольку позволяют приобретать и исправлять наши представления о практике.

Эти занятия не сделают из вас музыканта, но удовольствие от игры вы сможете получить очень скоро — а может быть, даже доставите его другим.

Существует убеждение, что хорошее владение любым навыком требует долгих лет сосредоточенной практики.

Чему вообще можно научиться за каких-то 20 часов, если профессионалы набирают нужный опыт всю свою жизнь? Действительно, чтобы стать экспертом в какой-то области, вам понадобится гораздо больше времени.

Многие исследования, проведённые в самых разных профессиональных сферах — от шахматистов и музыкантов до врачей и научных работников — показывают, что настоящими специалистами становятся только спустя около 10 тысяч часов сосредоточенной практики, а это около 6 лет занятий по 5 часов в день.

Да и это слишком благоприятный прогноз. То, что психолог Андерс Эрикссон назвал «осознанной практикой» (deliberate practice) требует огромной концентрации усилий.

Музыканты, к примеру, могут заниматься действительно осознанной практикой всего около получаса в сутки.

Этот формат занятий предполагает, что вы полностью сосредоточены на том, что делаете и получаете обратную связь от своих действий — то есть можете видеть, что у вас получается хорошо, а что не очень. Это вовсе не лёгкое дело.

В книге Кауфмана есть два основных списка. Вот первый из них, в котором описываются главные принципы быстрого приобретения навыка:

1. Выберите привлекательный проект.

2. Сосредоточьтесь на каком-то одном навыке.

3. Определите целевой уровень мастерства.

4. Разбейте навык на элементы.

5. Приготовьте всё необходимое для занятий.

6. Устраните препятствия для занятий.

7. Выделите специальное время для занятий.

8. Создайте быстрые петли обратной связи.

9. Занимайтесь по расписанию, короткими интенсивными интервалами.

10. Уделяйте внимание количеству и скорости.

Каждый из этих принципов может иметь решающее значение. Не выбрав нужный уровень мастерства или интересный для вас проект, вы рискуете бесцельно потратить своё время, не научившись ничему конкретному. Без регулярных занятий вы будете вынуждены то и дело возвращаться к основам. Без обратной связи вы не сможете корректировать и улучшать свои действия. И так далее, и так далее.

Второй список — это список принципов эффективного обучения, который тоже состоит из 10 пунктов. Обучение отличается от практики, но оно не менее важно.

Прежде чем приступить к самой практике, полезно будет поберечь свои усилия и произвести предварительную разведку.

Так вы сможете узнать, как люди справлялись с теми же проблемами до вас, сэкономите своё время и дадите себе меньше поводов опускать руки от отчаяния, когда что-то будет не получаться. Вот этот список:

1. Изучите навык, о котором идет речь, и связанные с ним области.

2. Признайте, что вы ничего не понимаете.

3. Определите ментальные модели и мысленные зацепки.

4. Представьте результат, противоположный желаемому.

5. Поговорите с людьми, которые этим занимаются, чтобы знать, что вас ожидает.

6. Устраните из своего окружения всё, что вас отвлекает.

7. Для запоминания используйте интервальные повторения и закрепление.

8. Создайте поддерживающие структуры (т.е. шаблоны, по которым строится каждое занятие) и контрольные списки.

9. Сформулируйте и уточните прогнозы.

10. Уважайте свой организм.

Ментальные модели — это способы оперировать теми проблемами, с которыми вы сталкиваетесь в какой-либо специфической области.

Учёный будет мыслить терминами и концепциями, программист — переменными и алгоритмами, музыкант — нотными интервалами и партитурами. Освоение любого навыка часто требует освоения целого отдельного языка.

Даже если в этом деле вы не продвинетесь дальше уровня трёхлетнего ребёнка, это уже будет большой прогресс.

Если вы уже занимаетесь отрабатыванием какого-то навыка, эти принципы, скорее всего, будут для вас интуитивно понятными. Но понимание приходит только тогда, когда сталкиваешься с ошибками. Этот список нужен именно для того, чтобы уберечься от чрезмерного количества таких ошибок, которые в конечном счёте могут отбить всякое желание учиться.

Кауфман описывает, как два десятка этих принципов делают даже самое, на первый взгляд, сложное занятие вполне осуществимым. И в этом нет никакой тайны:

Просто каждый день я выделял около часа на занятия избранным делом, но эти занятия были разумными. Навыки, поначалу казавшиеся абсолютной загадкой, через несколько дней или даже часов становились понятными. Каждый навык требовал небольшой теоретической подготовки, а также около 20 часов сфокусированной, намеренной практики.

2. От новичка до эксперта: шесть ступеней мастерства

Одна из самых известных моделей приобретения навыка была разработана в начале 1980-х годов братьями Стюартом и Хьюбертом Дрейфус из университета Калифорнии в Беркли. Эта модель, впервые описанная в статье «Пятиступенчатая модель умственной деятельности, задействованной в целенаправленном приобретении навыков», и сегодня часто встречается в научной и научно-популярной литературе.

Главное, что она может дать — это понимание ступени, на которой вы в данный момент находитесь.

Согласно дополненной модели Дрейфуса, освоение любого навыка делится на шесть этапов:

1. Новичок

2. Продолжающий

3. Компетентный

4. Специалист

5. Эксперт

6. Мастер

Новичок всегда следует правилам — для него они обладают статусом непреложного закона.

Когда начинаешь осваивать новый навык, правила очень важны: только с их помощью можно хоть как-то сориентироваться в материале и получить необходимый опыт. Кроме того, во многих случаях правил вполне достаточно.

Необязательно быть кулинаром, чтобы приготовить сносный торт и порадовать родных — достаточно прочитать рецепт и чётко следовать инструкции.

Для продолжающего правила уже ситуативны: в одной ситуации годится одно, в другой лучше использовать другое. Продолжающий умеет делать не один торт, а несколько, и он не станет готовить ванильный торт так же, как шоколадный. Это уже хороший шаг в сторону компетентности.

Компетентный видит не столько правила, сколько лежащие в их основе принципы и модели. Он начинает больше полагаться на собственные представления и опыт, а не на набор инструкций. На этом уровне вы действуете более свободно и можете гибко подстраиваться под ситуацию. Здесь уже начинается зона личной ответственности за результат — зона, которой многие так и не достигают.

Специалист идёт по этому пути дальше и немного в другую сторону. Его действия уже в меньшей степени основываются на принципах, и в большей — на чувстве интуиции.

Специалист догадывается, как нужно поступить в нужный момент, и его выбор часто оказывается верным.

На месте множества разрозненных частей начинает проступать единое целое, «расчёт и рациональный анализ будто тают на глазах».

Эксперт в своём поле действует ещё более интуитивно: он просто делает — и оно работает. Если его спросят, почему он принял то или иное решение, ему может быть трудно сформулировать ответ — настолько очевидным он кажется.

Причём это будет не самонадеянность, которая чаще встречается на уровне новичка, а именно глубокое владение навыком, освоенным почти на уровне рефлекса.

Для этого необходимо много дней и месяцев практики: опыт эксперта «настолько велик, что каждая конкретная ситуация незамедлительно диктует ему на интуитивном уровне требуемые действия».

Мастер — это эксперт, который работает на высшем уровне своих возможностей. Он не только интуитивно знает, что и как нужно делать, но и делает это в собственном стиле. Каждого мастера отличает глубокая индивидуальность.

До этого этапа уже мало кто доходит. Каждый мастер обычно является знаменитостью и заметным авторитетом в своём деле. Если вы увидите мастера, то, скорее всего, сразу это поймёте: это человек, полностью погружённый в свою работу.

Надо сказать, что границы между этими уровнями подвижные — между ними нет чёткой градации. Кроме того, продвижение вверх по этой лестнице не всегда означает что-то хорошее. К примеру, эксперт далеко не всегда будет хорошим учителем, а человек, находящийся на предыдущей ступени, может чувствовать себя в этой роли более комфортно.

Модель Дрейфуса была создана на материале исследования авиапилотов и шахматистов и имеет в своей основе некоторые философские предпосылки, связанные с феноменологией (один из братьев Дрейфус позднее даже стал автором известной монографии о творчестве Хайдеггера). Отсюда следуют её наиболее существенные ограничения: слишком большое внимание уделяется интуиции, и слишком малое — осознанному совершенствованию.

Но интуиция далеко не всегда заслуживает того, чтобы на неё полагаться.

Как показали более поздние работы психологов-бихевиористов — в первую очередь, нобелевского лауреата Даниела Канемана, автора знаменитой книги «Думай медленно… решай быстро» — интуиция применима там, где есть устойчивые правила и закономерности.

Она важна для врачей, шахматистов или водителей такси, но не для биржевых аналитиков. Когда контекст становится непредсказуемым или слишком сложным, лучше отказаться от интуиции и использовать чёткие алгоритмы. Увы, человеческие способности не безграничны. Каким бы опытом вы ни обладали, ошибки всё равно совершать придётся.

Две модели приобретения навыка, которые мы описали в этом материале, хорошо дополняют друг друга. Джош Кауфман предложил доступные и чёткие принципы, которые облегчают обучение и делают регулярные тренировки более эффективными. Если держать под рукой эту модель, быстрое приобретение нового навыка перестанет казаться таким уж сложным и пугающим занятием.

Модель Дрейфуса позволяет посмотреть на это с другой стороны. Она поможет определить, на каком уровне мастерства вы сейчас находитесь и что вам потребуется для дальнейших шагов.

Конкретных советов она не даёт, зато подсказывает возможные перспективы и сбивает излишнюю самоуверенность.

Прежде чем называть себя компетентным специалистом в какой-либо сфере, полезно было бы задуматься, что это означает.

Источник: newtonew

Источник: https://zen.yandex.ru/media/newtonew/kak-nauchitsia-chemu-ugodno-dve-modeli-priobreteniia-navyka-595b4f4fe86a9e3f7efbbe6b

Learn by doing

Learning by doing. Приобретение практического опыта

Всем привет, меня зовут Владимир Воробьев, я Ruby разработчик и один из организаторов RubyGarage.

Вдохновившись статьей Игоря Томича, я тоже решил поделиться нашим опытом обучения IT специалистов.

Кто мы есть и что мы делаем

Мы ­ команда Ruby/Rails разработчиков, называемся мы RubyGarage. Мы разрабатываем web и mobile приложения для наших клиентов.

Своих продуктов пока нет, но очень хочется, начали делать шаги в этом направлении. Также, мы сделали трехмесячный обучающий Ruby/Rails курс для всех желающих научиться программировать в этой технологии.

На данный момент курс бесплатный и именно о курсе я хотел бы рассказать.

Цель этой статьи — поделиться своим опытом, получить обратную связь от людей кто делает подобные вещи, найти людей которым это интересно и объединить наши усилия

Немного исторической хроники

Все началось в сентябре 2011 года. Именно тогда зародилась идея создать первые бесплатные курсы по Ruby/Rails. Проходили они на базе компании Ciklum, за что им огромное спасибо.

В частности, отдельное спасибо Светлане Ефимовой ­ бранч менеджеру Днепропетровского офиса компании Ciklum, за поддержку и доверие, Ольге Маршалко, за то, что собрала всех желающих попасть на первый курс, Андрею Крайнему и Ольге Плуталовой, за поддержку и помощь в организации.

Желающих попасть на курс собралось около 60-70 человек, но количество мест было ограничено десятью. Десять, потому что программа курса подразумевает персональную работу с каждым участником.

Решили отобрать людей с помощью тестового задания, по итогу, выбрали одиннадцать человек. Занятия проходили два раза в неделю по два часа в вечернее время по будним дням, и один раз в две недели по субботам.

Первый экспериментальный курс продлился четыре месяца.

До окончания курса ‘дошли’ 6 человек, остальные, 5 ‘отвалились’ по дороге, не выдержали нагрузку, так сказать. Все шестеро выпускников сейчас успешно работают на должности ‘Ruby/Rails разработчик’ в различных компаниях.

Вчера, 29 апреля 2013 года, мы стартовали четвертый курс ‘Ruby/Rails разработчик‘ в Днепропетровске, он все еще бесплатный, но я уже не один и мы продолжаем экспериментировать. До чего мы дошли, какие темы даем, как построен процесс обучения ­ смотри ниже в разделе ‘О курсе’.

Параллельно, я активно ‘шарил’ презентации, структуру курса, рассказывал как его вести, в чем его суть, всем желающим из других городов (Киев, Львов, Харьков, Одесса, Ивано-Франковск, Москва, Минск, Лос-Анджелес, Сан-Франциско) .

Все, кто хотели провести курс, получали такую возможность.

Большинство компаний начинали читать этот курс под своим ‘флагом’, но мне было не важно, что занятия выходят не под моими авторскими правами, самое главное, что информация шла дальше, качество улучшалось, люди получали полезную информацию, навыки, умения и в итоге профессию.

Сейчас, группа киевских энтузиастов заканчивает уже второй Ruby/Rails курс. Спасибо большое им за то, что передают знания, это ­ Михаил Бортник, Денис Ягофаров, Сергей Гопкало, Александр Розумей, Александр Шило и Сычев Артем.

Так же много благодарности днепропетровской команде тренеров, это ­ Алена Меховова, Евгений Заболотный, Михаил Евсюков, Татьяна Ямнич, Виктор Долгишев, Любовь Колосовская.

О курсе

Теперь подробнее об идее, наполненности, структуре курса и кому он будет интересен.

На сегодняшний день, недостатка в IT образовании нет, существует превеликое множество ресурсов из которых можно почерпнуть информацию для саморазвития (книги, интернет, интернет-­курсы), а также, у желающих есть возможность обучаться в специализированных школах, колледжах и вузах и быть в «IT струе» уже с ранних лет.

По сути, мы Америку не открываем и всю информацию, которую даем, можно получить из других источников. Смысл в том, что курсы ведут именно практики, те люди, которые сегодня работают на передовой, на реальных проектах. Эти люди, зачастую, не являются профессиональными преподавателями и на жизнь себе зарабатывают тем что программируют, а не читают лекции в вузах.

Таким образом происходит прямая передача знаний и, что наиболее важно, опыта.

В процессе обучения постоянно используются такие практики как парное программирование и код ревью. Эти же практики преподаватели используют в повседневной работе, если не используют, учатся их использовать прямо на курсе.

Да-да, именно учатся, многие программисты идут преподавать потому что хотят ‘прокачать’ свои скилы в публичных выступлениях, менторстве, парном программировании, код ревью, коучинге, тимлидерстве и, как ни странно, более глубоко погрузиться в технические аспекты, которые используют каждый день на своих рабочих местах, ибо чтобы дать кому то информацию/знания/умения/навыки надо их для начала иметь.

Студенты на курсе учатся не просто программировать, а правильно программировать, уровень правильности, конечно же, зависит от преподавателей :). Так же большой фокус не только на программировании, а и на способности решать задачи, работать в команде, строить рабочий процесс, налаживать коммуникацию.

Если быть кратким, мы учим студентов не просто программировать, а учим их создавать продукт. Именно в софт скилз ‘прокачиваются’ не только студенты, а и преподаватели курса.

Цель курса в этом и состоит, чтобы симулировать реальный процесс разработки на проекте, при этом уделять внимание не только техническому аспекту (как по мне, разработчик технически должен быть крут по умолчанию), а еще и психологическому.

И на выходе те студенты и тренеры, которые пройдут все ‘круги ада’, смогут полноценно решать задачи на проекте, без всяких там PM’ов и архитекторов. Простите, если кого обидел :). Таким образом, все, и студенты и преподаватели, получают недостающий опыт, чтобы взойти на следующую ступеньку своей карьерной лестницы.

Краткая программа текущего Ruby/Rails курса

  • ­Основы языка Ruby
  • ООП в Ruby
  • Метапрограммирование в Ruby
  • Инфраструктура в Ruby и его социальные инструменты
  • Написание тестов
  • Как делать TDD
  • Создание первой собственной библиотеки на Ruby (создание собственного gem’а)
  • Введение в Rails
  • Модели и ActiveRecord
  • Routing и Controller
  • Views
  • Как делать BDD
  • Rails Engine
  • Frontend инструменты — Haml, Sass
  • Frontend программирование — CoffeeScript, Backbone.js, AngularJS, Jasmine
  • Rails инструментарий (изучение популярных gem’ов)
  • Развертывание Rails приложений на сервере — Capistrano, Chef
  • Знакомство с Agile методологиями и практиками
  • Создание первого собственного стартапа

Каждое занятие сопровождается обилием примеров и практических заданий на дом.

И так, что для себя получает студент, если закончит курс:

  • Навыки программирования на Ruby
  • Навыки создание web приложений на Rails
  • Опыт разработки по TDD и BDD
  • Опыт парного программирования
  • Опыт в разработке реальных проектов (зачастую именно первого опыта и не хватает начинающим программистам)
  • Опыт в построении коммуникаций в процессе разработки (учимся общаться)

Что получает преподаватель если проведет курс:

  • Навыки публичных выступлений
  • Навыки обучения других людей
  • Навыки создание команды
  • Навыки управление командой и проектом
  • Навыки общения
  • Навыки парного программирования
  • Навыки код ревью
  • Более глубокое погружение в технологию

Хоть обучение и бесплатное, плюсы есть для всех.

Почему бесплатно, не мышеловка ли это?

Мы уже долго думаем, а не сделать ли нам курс платным. У нас было, думаю еще и будет, много дебатов по этому поводу. Как всегда есть свои ‘за’ и ‘против’.

Обучение — это большой труд и его надо оплачивать.

С другой стороны, мы учимся обучая других людей, и бывает что многие вещи мы делаем не очень идеально, также не хочется делать обучение своим основным ремеслом, а чтобы брать за это деньги, надо быть в этом профи и уделять много времени этому.

Таким образом преподаватели курса могут превратиться в обыкновенных преподавателей, очень сильно «теоретизироваться» и забыть, что такое программирование в поле :). Конечно же бесплатность не мотивирует, но я верю, что придет тот миг, когда мы начнем зарабатывать с нашего хобби.

Вообще, мы категорически против того, что бы курс позиционировался от имени какой­то конкретной компании. Таким образом, мы ограничим в первую очередь себя.

Но от помощи мы не отказываемся, а с благодарностью всегда принимаем предложения стать нашими хостинг­партнерами во время проведения курса.

В свою очередь, окончив курс человек сам может выбирать где ему работать, нет никаких обязательств.

По окончанию курса мы не прощаемся с нашими студентами, после этого создается очень полезная и душевная тусовка.

Планы

Я не знаю куда приведет нас этот эксперимент, мы просто делаем это в свое удовольствие. Сейчас, различные компании предлагают провести этот курс на коммерческой основе, но не для сотрудников, а для новых людей, а это противоречит нашей философии.

Так же, поступило предложение от ребят из CodeSchool о совместном сотрудничестве, но это интересно тем, кто хочет перейти из профессии программиста в профессию преподавателя. В своей практике мы планируем создавать стартапы вместе со студентами в процессе их обучения. Возможно, предвещается появление интересного продукта.

Есть огромное желание найти людей которые подготовят обучающую программу по технологиям Phyton, iOS, Android, JavaScript server side. Наша позиция такова — пока что­то делается будем делать!

Приглашаем к сотрудничеству IT специалистов у которых уже есть опыт и желание учиться обучая. Приглашаем всех желающих посетить наши курсы. Программировать ­ это не сложно, этому можно научиться. Мы рады всем, кому интересно направление IT. Приходите просто пообщаться или задавайте вопросы прямо здесь и сейчас :).

Всем желаю, каждый день открывать для себя что-­то новое и двигаться только вперед! Когда картинки и люди меняются перед глазами, жить намного приятней и веселей.

Регистрация на курс.
Email для контактов info@rubygarage.org

Источник: https://dou.ua/lenta/columns/learn-by-doing/

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: