Конверсия Внешнего Долга

Виды инструментов управления государственным долгом

Конверсия Внешнего Долга

Проводя управление государственным долгом и кредитом, государственные органы власти применяют большой спектр способов (инструментов).

В число инструментов и методов, которые используются в управлении государственным долгом, входят в качестве наиболее распространенных: реструктуризация долга, конверсия, рефинансирование, пролонгация, консолидация, унификация. Их совокупность связана с тем, что они взаимосвязаны с изменением долговых обязательств страны.

Определение 1

Реструктуризация представляет собой прекращение долговых обязательств, имеющее в основе соглашения. Долговые обязательства составляют долг страны, а реструктуризация включает замену указанных долговых обязательств на другие долговые обязательства, которые предусматривают иные условия обслуживания и погашения.

Реструктуризировать долг можно посредством частичного списания (сокращения) сумм основного долга.

До того, как был введен в действие современный БК РФ, широко применялись несколько инструментов управления: аннулирование, отсрочка, конверсия, консолидация, пролонгация, унификация.

Определение 2

Пролонгация включает продление срока действия обязательств с целью облегчить выплату долга.

Конверсия и консолидация

Конверсия государственного долга представляет собой изменение доходности займа государства с помощью уменьшения (роста) доходной процентной ставки, выплата которой происходит страной своим кредиторам. Рассматривается несколько видов конверсии:

  • факультативная (кредиторы вправе дать отказ или согласие на новые условия);
  • обязательная (кредитор может принимать новые условия или получать обратно вносимые суммы);
  • принудительная, предполагающая одностороннее изменение условий займа.

Конверсию займов государства используют, когда у страны нет достаточного количества финансовых ресурсов для того, чтобы погасить госдолг.

Определение 3

Консолидация представляет собой изменение в сроках действия ранее выпущенных займов. Она производится для того, чтобы легально отсрочить платеж.

Многие исследователи включают в понятие консолидации объединение нескольких займов в единственный (более долговременный) займ, включающий изменение заемного процента. В более широком понимании конверсия рассматривается в качестве изменения базовых договорных условий займа.

В соответствии с решением государственных органов как конверсия, так и консолидация способны сочетаться с унификацией, которая представляет собой объединение обращающихся займов в один, выпускаемый займ. Основная особенность этой операции заключается в том, что ее проводят в один момент с изменением процентной ставки (ставки конверсии) и (или) срока обращения (консолидации).

Опиши задание

Современные инструменты управления и их использование

Кроме применения рассмотренных выше инструментов государство для того, чтобы погасить накопившуюся часть задолженности при недостаточном количестве средств централизованного денежного фонда, использованию подлежит метод рефинансирования. Он заключается в выпуске новых займов для покрытия долговых обязательств, которые были выпущены ранее.

Финансовой наукой также выделяются несколько других инструментов, в частности обмен облигаций в регрессивном соотношении (приравнивание нескольких ранее выпущенных облигаций к одной новой облигации), отсрочка погашения займов, аннулирование долга государства.

Отсрочку погашения займа проводят в случае, когда последующее активное развитие операций. касающихся выпуска новых займов, не является эффективным для страны. Аннулирование представляет собой отказ государства от обязательств по долгам.

Замечание 1

В современных условиях экономического развития не всегда используются названные инструменты, так как это способно нанести ущерб репутации государства в качестве заемщика.

Среди новых инструментов, которые активно используются страной в области управления государственными долгами, можно выделить свопы в виде операций, касающихся обмена обязательствами для их улучшения. Также сюда можно включить фьючерсы и опционы в форме сделок купли-продажи ценных бумаг, включающих отсрочку исполнения на биржевом и внебиржевом рынках.

Своп в качестве инструмента регулирования внешней задолженности с помощью обмена долга на соответствующие активы широко используется в международной практике с 1980-х гг. На сегодня мировая практика рассматривает определенные виды свопов в соответствии с активами:

  • операция своп в виде обмена долга на наличность;
  • сделка своп как обмен долга на экспорт;
  • своп как обмен долга на акции (собственность);
  • своп как обмен долга на долг.

Замечание 2

На сегодняшний день так и нет устоявшегося нормативного, в первую очередь, законодательного, закрепления в российском праве рассматриваемых инструментов. Поэтому широкого использования они еще не смогли получить.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/finansovoe-pravo/vidy-instrumentov-upravlenija-gosudarstvennym-dolg/

Внешний государственный долг

Конверсия Внешнего Долга

Государственный долг – под этим термином подразумеваются долговые обязательства, которые принимает на себя государство перед международными организациями, иностранными государствами, юрлицами и физлицами.

Различают внешний и внутренний государственный долг

Внешний государственный долг – обязательства, которые страна несет перед нерезидентами и выплачивает в иностранной валюте

Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства перед резидентами, выраженными в национальной валюте.

Иными словами, деление на внешний и внутренний долг (по действующему Бюджетному Кодексу России) производится по валюте займа.

О государственном долге

Государственный долг может носить:

  • Краткосрочный характер (срок – до 1 года включительно)
  • Среднесрочный характер (интервал от 1 до 5 лет)
  • Долгосрочный характер (срок – от 5 до 30 лет).

Соответственно, государственный долг погашается должником, согласно установленным срокам – при этом, длительность займа не может быть более тридцати лет. Как следствие, управление государственным долгом возложено на действующее правительство.

На примере Российской Федерации

Существует порог – максимальный объем государственного внешнего государственного долга. Объем определяется законом о федеральном бюджете, что принимается на очередной год.

Согласно действующего законодательства России, ст. 106 Бюджетного кодекса РФ предусмотрен предельный уровень объема внешних государственных займов.

Он не может превысить 1-годовой объем платежей по погашению, а также обслуживанию долга.

Помимо максимального объема государственного долга, правительство также утверждает программу внешних государственных заимствований. Программа отображает общее количество внешних заимствований из федерального бюджета на финансовый год.

Также здесь обязательно указываются источники заимствования, цели, объем займа, а также сроки возврата.

Отдельно в программе оговариваются государственные гарантии и займы, размер которых превышает отметку в 10 миллионов американских долларов (эквивалентная сумма).

Государственная гарантия

Под термином «государственная гарантия» понимается способ обеспечения правовых обязательств. Таким образом, РФ, выступая гарантом, предоставляет письменное обязательство о несении ответственности перед лицом, гарантию получившим, а также обязательств перед третьими лицами.

Вышеприведенный Закон о Федеральном бюджете на будущий год определяет максимально возможный размер суммы государственной гарантии. Сумма государственных гарантий, которая выражается в иностранной валюте, будет включена в состав внешнего государственного долга.

Министерство финансов РФ ведет государственные книги внешнего (а также внутреннего) долга России.

Государственная долговая книга

Сюда вносятся данные про общий объем долговых обязательств, которые имеет РФ, субъекты федерации, а также муниципальные образования. Данные про займ вносят в Государственную долговую книгу не более чем через трое суток со дня возникновения обязательства.

Чтобы снизить долговое бремя, правительство РФ может принять решение о реструктуризации внешнего государственного долга. Реструктуризация – это погашение старых долговых обязательств путем взятия нового заимствования (размер нового заимствования не может превышать объема погашаемой задолженности) и согласие на новые условия долгового обслуживания.

Инструменты управления

Правительство страны имеет несколько эффективных инструментов, которые позволяют им управлять государственным долгом. Всего их 4:

  • Конверсия внешнего долга
  • Конверсия государственного займа
  • Консолидация
  • Новация

Под термином «новация» понимают замену первоначального обязательства сторон на новое обязательство с другим способом исполнения.

Термин «консолидация» означает объединение нескольких займов в один долгосрочный. При этом изменяется процентная ставка.

Конверсия внешнего долга – это инструмент, используемый для сокращения внешнего долга путем выполнения перед кредиторами долговых обязательств. Конверсия предусматривает передачу кредиторам акций, а также векселей, выраженных в национальной валюте.

Конверсия государственного займа – инструмент, с помощью которого можно изменить первичные условия займа, которые касаются доходности. Наиболее часто при конверсии государственного займа правительство преследует цели снижения процентной ставки.

Программа предоставления кредитов иностранным государствам

Чтобы обеспечить собственные внешнеэкономические и внешнеполитические интересы, в РФ действует программа о предоставлении займов иностранным государствам. Предоставление кредитов утверждается в законе о федеральном бюджете, который составляется на будущий год.

В программу включены:

  • Перечень кредитов
  • Цели предоставления кредитов
  • Предоставляемые суммы
  • Получатели.

Если правительство приняло решение о реструктуризации кредита или его полном списании – это решение требует обязательной ратификации в Государственной думе.

О внешнем финансировании

Внешнее финансирование государства необходимо для привлечения дополнительных финансовых источников, что будут использованы для дополнительного финансирования государственных расходов и дефицита государственного бюджета в случае, если иные источники государственных средств были исчерпаны.

Иными словами, внешнее финансирование необходимо в случае, когда есть необходимость финансировать дефицит государственного бюджета и собственные расходы в случае, если мобилизовать такие средства внутри страны не представляется возможным.

Система управления государственным долгом

Разумеется, нельзя обойтись без системы управления долгами государства. Действующая система работает таким образом:

  • Погашаются проценты
  • Погашается капитальная сумма долга
  • В случае необходимости, происходит рефинансирование госдолга

Стандартный процент ссудных капиталов для государств-заемщиков на международном рынке составляет 4 года.

Рефинансирование государственного долга

Под этим термином понимается система мер, которая направлена на изменения условий взятых кредитов — процентов, объемов или сроков. Используются следующие инструменты:

  • Пролонгация
  • Капитализация
  • Секьюритизация
  • Аннуляция

Начнем с последнего. Под термином «аннуляция» подразумевают отмену долга. Может быть применена только при полном банкротстве страны (как должника)

Секьюритизация – инструмент, позволяющий перепродать облигации государственного займа на фондовой бирже.

Под термином «капитализация» понимается реструктурирование государственных облигаций в частные ценные бумаги (осуществляется путем перепродажи их на бирже)

Пролонгация предусматривает возможность продления долговых сроков, а также погашения процентов.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/8844-vneshniy-gosudarstvennyy-dolg

Методологический к расчету внешнего долга Российской Федерации

Конверсия Внешнего Долга

Концептуальной и методологической основой статистики внешнего долга является совместный документ международных организаций «Статистика внешнего долга: руководство для составителей и пользователей», а также шестое издание «Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции» МВФ (далее — РПБ6).

Общие понятия статистики внешнего долга

В соответствии с международной методологией внешний долг на отчетную дату представляет собой непогашенную сумму текущих безусловных обязательств резидентов Российской Федерации перед нерезидентами в виде основного долга и начисленных на отчетную дату процентов, подлежащих погашению в будущем.

Понятие резидентной принадлежности в статистике внешнего долга соответствует РПБ6: институциональная единица является резидентом Российской Федерации, если экономическая территория Российской Федерации является центром ее преобладающего экономического интереса. Институциональные единицы объединяются в институциональные секторы.

Статистика внешнего долга охватывает все виды задолженности всех секторов экономики перед нерезидентами, независимо от того, в какой валюте номинирована эта задолженность, и формы ее погашения. В статистику внешнего долга также включаются данные о просроченной задолженности, которая учитывается вместе с тем финансовым инструментом, по которому она возникла.

Ключевой характеристикой долга является безусловное обязательство должника осуществить выплату основного долга и процентов, поэтому внешний долг не включает гарантии, открытые кредитные линии и прочие условные обязательства, а также инструменты участия в капитале.

Исключением являются привилегированные акции, принадлежащие нерезидентам, которые классифицируются в качестве компонента внешнего долга и включаются в долговые ценные бумаги. Позиции по производным финансовым инструментам не учитываются в данных по внешнему долгу.

Структура и характеристика внешнего долга

Данные о внешнем долге классифицируются следующим образом:

  • По институциональным секторам и подсекторам: органы государственного управления, в которых отдельно выделяются федеральные органы управления и субъекты Российской Федерации; центральный банк; банки; прочие секторы, которые подразделяются на другие финансовые организации (кроме банков), нефинансовые организации, домашние хозяйства и НКОДХ (некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства).

Существует также секторальная классификация данных о внешнем долге Российской Федерации с использованием понятия государственный сектор в расширенном определении.

В отличие от классификации на основе институциональных секторов, государственный сектор в расширенном определении включает внешнюю задолженность органов государственного управления, центрального банка и институциональных единиц банковского и прочих секторов, которые являются государственными корпорациями. К последним относятся банки и небанковские корпорации, в которых органы государственного управления и центральный банк напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия в капитале или контролируют их иным способом. Долговые обязательства перед нерезидентами остальных институциональных единиц, не подпадающих под это определение, классифицируются как внешний долг частного сектора.

  • По срокам погашения — краткосрочные обязательства (с первоначальным сроком погашения один год и менее или выплачиваемые по требованию) и долгосрочные (с первоначальным сроком погашения свыше одного года и срок погашения по которым отсутствует).
  • По видам долговых инструментов — долговые ценные бумаги, ссуды и займы, торговые кредиты, текущие счета и депозиты, прочие обязательства. Финансовый лизинг классифицируется как ссуды и в отдельных презентациях выделяется в самостоятельную позицию.
  • По валютам — внешний долг в национальной валюте и в иностранных валютах. Долг в национальной валюте определяется как долг, номинированный в национальной валюте. Остальной долг представляет собой долг в иностранной валюте.
  • По функциональным категориям — в некоторых презентациях в отдельную позицию выделяются данные о долговых обязательствах в рамках отношений прямого инвестирования, которые подразделяются на:
    • инвестиции прямого инвестора в долговые инструменты предприятия прямого инвестирования;
    • инвестиции предприятия прямого инвестирования в долговые инструменты прямого инвестора (обратное инвестирование);
    • инвестиции в долговые инструменты между сестринскими предприятиями.

Принципы учета и охват данных

Статистические данные о внешнем долге Российской Федерации формируются в долларах США. При расчете остатков иностранных обязательств на начало и конец отчетного периода, если они номинированы в других валютах, производится пересчет в доллары США с использованием курсов и кросс-курсов, установленных Банком России на эти даты.

Долговые обязательства резидентов оцениваются следующим образом.

      • Торгуемые долговые инструменты (эмиссионные ценные бумаги):
        • органов государственного управления — в сумме непогашенной части основного долга;
        • банков и прочих секторов — по рыночной стоимости.
      • Неторгуемые долговые инструменты:
        • органов государственного управления, центрального банка и банков — как сумма непогашенной части основного долга и начисленных процентов;
        • прочих секторов — как сумма непогашенной части основного долга.

Задолженность федеральных органов управления представлена двумя категориями: «Новый российский долг» и «Долг бывшего СССР».

Новый российский долг:

      • кредиты, привлеченные от международных финансовых организаций;
      • кредиты, привлеченные от правительств иностранных государств;
      • еврооблигации, выпущенные Правительством Российской Федерации, номинированные в иностранной валюте и в российских рублях, находящиеся в собственности нерезидентов;
      • облигации федерального займа, номинированные в российских рублях, находящиеся в собственности нерезидентов;
      • прочая задолженность по текущим операциям.

Долг бывшего СССР:

      • задолженность по кредитам, привлеченным СССР от стран — членов Парижского клуба кредиторов;
      • задолженность по кредитам, привлеченным СССР от официальных кредиторов из социалистических стран;
      • задолженность по кредитам, привлеченным СССР от прочих официальных кредиторов;
      • прочая задолженность СССР по клиринговым счетам, товарным кредитам, аккредитивам, по кредитам, привлеченным внешнеторговыми организациями.

Задолженность субъектов Российской Федерации:

      • задолженность по кредитам, привлеченным субъектами Российской Федерации из-за рубежа;
      • облигации, эмитированные на внутреннем и внешнем рынке субъектами Российской Федерации, находящиеся в собственности нерезидентов.

Задолженность центрального банка:

      • задолженность по кредитам, включая прямые РЕПО, заключенные Банком России с нерезидентами;
      • наличная национальная валюта;
      • депозиты, размещенные нерезидентами в Банке России; задолженность Российской Федерации перед Международным валютным фондом по распределенным СДР (специальные права заимствования).

Задолженность банков:

      • кредиты — средства, привлеченные банками от нерезидентов, не являющихся банками, по сделкам с ценными бумагами, переданными без прекращения признания (прямые РЕПО);
      • текущие счета и депозиты, размещенные в банках нерезидентами. В данную категорию включаются кредиты и иные заемные средства, привлеченные от банков-нерезидентов;
      • долговые ценные бумаги и привилегированные акции, эмитированные банками, находящиеся в собственности нерезидентов;
      • прочая кредиторская задолженность — задолженность по выплате дивидендов, задолженность, возникшая в результате уступки прав требования, прочая задолженность.

Задолженность прочих секторов:

    • кредиты и депозиты — задолженность по кредитам, привлеченным финансовыми организации (кроме банков), нефинансовыми организациями и домашними хозяйствами от нерезидентов, задолженность по прямым РЕПО, текущие счета и депозиты небанковских кредитных организаций, привлеченные от нерезидентов;
    • долговые ценные бумаги и привилегированные акции, эмитированные финансовыми организации (кроме банков) и нефинансовыми организациями, находящиеся в собственности нерезидентов;
    • торговые кредиты — кредиторская задолженность перед нерезидентами по операциям, связанным с поставками товаров и оказанием услуг;
    • задолженность по финансовому лизингу — задолженность по договорам аренды (лизинга) оборудования, полученного от нерезидентов, на срок более 1 года;
    • прочая задолженность — задолженность по выплате дивидендов; обязательства страховых компаний, возникающие при заключении договоров страхования с физическими и юридическими лицами — нерезидентами; обязательства страховых компаний, возникающие при заключении договоров перестрахования со страховыми организациями-нерезидентами; задолженность, возникшая в результате уступки прав требования нерезидентам; прочая кредиторская задолженность.

Страница была полезной?

Последнее обновление страницы: 23.08.2019

Источник: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/meth-kom-debt/

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: