Конвенция по охране авторских прав

Международно-правовая охрана авторских прав

Конвенция по охране авторских прав

Признание и защита авторских прав осуществляется на национальном и международном уровне.

Для этого используются принципы и правила, зафиксированные в международных соглашениях и актах, и подтвержденные законодательством отдельных государств.

В этом материале разберем, по каким направлениям происходит такая защита на международном уровне, и какие инстанции осуществляют контроль за соблюдением авторских прав.

Общие правила и принципы

Регулирование авторских прав на международном уровне осуществляется на основании соглашений, актов и конвенций, ратифицированных государствами. Кроме того, решения и распорядительные акты вправе издавать международные структуры, созданные на межправительственном или частном уровне. Международное авторское право базируется на следующих актах:

  • основополагающим документом является Бернская конвенция, действующая с 1886 года в отношении литературных и художественных произведений;
  • с 1952 года действует Всемирная конвенция об авторском праве (Женевская конвенция), которая распространяется на все объекты творческого труда;
  • соглашение ТРИПС, действующее с 1994 года, которое распространяется на любые результаты творческого и интеллектуального труда;
  • после образования Евросоюза, исполнительные органы ЕС неоднократно издавали нормативные акты в сфере защиты авторских прав (например, Директива ЕС № 2001/29/ЕС регламентирует общие правила защиты в информационной сети интернет);
  • двусторонние и многосторонние соглашения между несколькими государствами.

Действие указанных актов распространяется на государства-участники по мере ратификации. Россия является правопреемником СССР в качестве участника международных соглашений.

Распространяются ли нормы международных актов на рядовых авторов или для этого требуется их воспроизведение в национальном законодательстве? В полном объеме будет предоставлена защита субъектам, находящимся под юрисдикцией государства, ратифицировавшего Бернскую и/или Женевскую конвенцию. Выделим ключевые моменты, связанные с возникновением прав на такую защиту:

  • авторство возникает непосредственно с момента создания произведения или иного результата творческого труда;
  • обязательная регистрация авторских прав на международном и национальном уровне не предусмотрена, однако в отдельных государствах она может проводиться в добровольном порядке (например, через Библиотеку Конгресса США свои права может зарегистрировать резидент или иностранный гражданин);
  • для граждан, проживающих или пребывающих под юрисдикцией страны–участницы международных соглашений, признание авторства происходит автоматически во всех остальных государствах, ратифицировавших конвенции;
  • правовую защиту получат и иностранные граждане, чье государство не присоединилось к конвенции, опубликовавшие свое произведение на территории стран-участниц.

Перечисленные правила позволяют каждому автору рассчитывать на правовую защиту, вне зависимости от места и времени публикации своего произведения. Права будет защищены даже для неопубликованного произведения, однако в этом случае создателю предстоит доказывать свое авторство при возникновении возможных споров.

Система международных актов позволяет определить и общепринятый перечень объектов, на которые будет распространяться защита. К ним относятся произведения литературы, науки и искусства, изображения, архитектурные проекты и т.д.

Законодательство отдельных стран может содержать и исключения из общих правил. Например, в большинстве государств программа ЭВМ относится к объектам авторского права и рассматривается как литературное произведение.

Однако в США программные продукты могут регистрироваться как изобретения с выдачей патента.

Как реализуется система охраны авторских прав

Необходимость в защите имущественных и неимущественных прав автора возникает при различных нарушениях – присвоении авторства, плагиате или выпуске контрафактной продукции, несоблюдении лицензионных договоров.

Можно ли использовать нормы международного права напрямую или придется руководствоваться только национальным законодательством? Для этого нужно учитывать два варианта регулирования авторских прав на международном уровне:

  • материально-правовой метод реализуется путем прямого применения норм конвенций и соглашений — например, к таким нормам прямого действия относится срок правовой охраны авторских прав;
  • коллизионный метод – предусматривает только общий порядок разрешение спора, тогда как конкретные ситуации будут разрешаться по нормам национального законодательства.

Таким образом, в зависимости от характера нарушения и предмета спора, правообладатель сможет ссылаться на нормы прямого действия международного права или национальное законодательство.

Контроль за исполнением соглашений и конвенций возложен на различные международные структуры, Прежде всего, при ООН функционирует Всемирная организация по интеллектуальной собственности (WIPO или ВОИС).

Данная структура осуществляет координирование действий и мероприятий в сфере авторского и патентного права, занимается разработкой международных актов, осуществляет сбор и систематизацию сведений об охраняемых объектах и правообладателях.

Разрешением конкретных споров в сфере защиты авторского права занимаются национальные судебные структуры. В России судебная защита резидентам и иностранным правообладателям предоставляется через арбитраж или Суд по интеллектуальным правам.

авторство, за рубежом, зарубежный

Источник: https://xn--80akjtbgbzcw.xn--p1ai/%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2

Международное авторское право

Конвенция по охране авторских прав

Изначально авторские права признавались только в отдельных странах. Более того, правовая охрана, как правило, предоставлялась только своим, но не иностранным гражданам. В связи с этим территория действия авторских прав была ограничена пределами государства.

Международное авторское право позволяет преодолеть территориальный характер действия авторских прав и защитить авторские права за рубежом.

Современное международное авторское право представляет сложную систему международных договоров и соглашений, но знать его основы будет полезно всем авторам и пользователям произведений, особенно с учетом развития Интернета и международной торговли.

1. Международное авторское право. Понятие и общие положения

Международное авторское право – это совокупность норм, регулирующих общественные отношения между государствами, а также гражданами различных государств в сфере возникновения, использования и защиты прав авторов произведений литературы, науки и искусства.

Как правило, международное авторское право относят к отрасли международного частного права, т.к. субъектами авторских прав являются граждане и юридические лица, действующие в своем собственном интересе. Однако международное авторское право является и частью публичной права, т.к.

международно-правовая охрана авторских прав основана на обязательствах государств по принятию необходимых для этого мер. Так, нормы международных договоров требуют от государств признавать авторские права иностранных граждан и предоставлять авторам свободный доступ к административным и судебным мерам защиты.

С этой точки зрения, международное авторское право регулируют не только частные отношения между авторами и правообладателями, но и властные отношения в этой сфере.

Международно-правовая охрана авторских прав обеспечивается двумя методами регулирования: материально-правовым и коллизионным.

1) Материально-правовой метод регулирования авторских прав заключается в принятии международных договоров, содержащих нормы, непосредственно разрешающие те или иные вопросы авторского права.

Например, согласно статье IV Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года  «Срок охраны произведений не может быть короче периода, охватывающего время жизни автора и двадцать пять лет после его смерти».

Здесь срок действия авторских прав установлен непосредственно международным договором и является общим правилом для всех стран-участниц конвенции. Другими словами, материально-правовой метод регулирования позволяет сказать, как разрешать определенный вопрос.

2) Коллизионный метод регулирования авторских прав не дает прямого ответа на вопрос, но указывает, где этот ответ следует искать. Коллизионный метод отсылает к праву определенного государства, согласно которому вопрос должен быть решен.

Например, российский автор заключает лицензионный договор на произведение с гражданином Великобритании для использования произведения на территории США. Право какого государства должно регулировать такой договор? Согласно п.8 ст.1211 Гражданского кодекса РФ к лицензионному договору будет применяться право США.

Как правило, международное авторское право регулирует все договоры путем отсылки к законодательству определенного государства.

2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений

Ввиду особой значимости Бернской конвенции посвящена отдельная статья.

3. Всемирная конвенция об авторском праве

Всемирная конвенция об авторском праве была принята в Женеве в 1952 году. Поэтому часто ее также именуют Женевской конвенцией об авторском праве. Всемирная конвенция об авторском праве разработана под эгидой ЮНЕСКО, а ее участницами сейчас являются 100 стран.

В современном международном авторском праве значение Всемирной конвенции скорее историческое.

Дело в том, что Бернская конвенция установила довольно высокий стандарт охраны авторских прав, что не устраивало целый ряд стран, в том числе США и СССР.

Поэтому понадобился международный договор, предъявляющий более низкие требования. Таким международным договором стала Всемирная конвенция об авторском праве.

Основные положения Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года:

  • предоставление равных авторских прав гражданам одного государства на территории другого государства-участника конвенции;
  • возможность установления в национальном праве формальных требований, необходимых для возникновения авторских прав;
  • минимальный срок охраны объектов авторского права – срок жизни автора и 25 лет после его смерти, но для некоторых категорий произведений можно предусмотреть более короткий срок – 25 лет с момента выпуска произведения в свет;
  • за автором признано исключительное право на перевод произведения, но по настоянию Советского Союза предусмотрены исключения, когда перевод можно осуществить и без разрешения правообладателя.

Таким образом, Всемирная конвенция об авторском праве признала действие авторских прав за рубежом, но установила скромные гарантии и требования к международно-правовой охране авторских прав. Международное авторское право того времени нуждалось в подобном международном соглашении, но в настоящее время конвенция применяется крайне редко.

По этой ссылке доступен текст Всемирной конвенции об авторском праве с учетом пересмотра отдельных положений в Париже в 1971 году.

4. Договор ВОИС по авторскому праву

Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву был принят в 1996 году. Иногда его именуют Договором по авторскому праву (сокращенно – ДАП) или Интернет-договор по авторскому праву. На английском языке его название пишется как WIPO Copyright Treaty. Сегодня участниками Договора ВОИС по авторскому праву являются 89 стран.

К 1996 году международное авторское право включало уже несколько универсальных международных договоров в области охраны авторских прав за рубежом.

Однако стремительное развитие техники, в первую очередь интернета и коммуникаций, требовало принятия новых мер защиты авторских прав. Это и послужило основной причиной принятия Договора ВОИС по авторскому праву.

К слову, одновременно с ним был принят и международный договор, защищающий интеллектуальные права обладателей смежных прав.

Основные положения Договора ВОИС по авторскому праву:

  • признается юридическая сила Бернской конвенции 1886 года и отдельно указывается, что никакие положения Договора ВОИС по авторскому праву не ущемляют прав, предоставленных авторам Бернской конвенцией;
  • закреплено исключительное право на доведение произведения до всеобщего сведения, что означает запрет без разрешения автора размещать и распространять охраняемые результаты интеллектуальной деятельности в сети, в том числе в. сети Интернет. Эта норма является основной в Договоре ВОИС по авторскому праву и расширяет перечень авторских прав, предусмотренных Бернской конвенцией;
  • установлено, что авторские права распространяются только на форму произведения, но не на идеи, методы, процессы и концепции как таковые. Этому ключевому в международном авторском праве правилу посвящена статья «Форма и содержание произведения»;
  • продлен срок правовой охраны фотографических произведений, который стал равен сроку действия авторских прав на иные произведения литературы, науки и искусства;
  • признаны авторские права на программы для ЭВМ и базы данных, которые как объекты интеллектуальной собственности приравниваются к литературным произведениям;

Таким образом, Договор ВОИС по авторскому праву усовершенствовал и дополнил нормы Бернской конвенции. Его значение сложно переоценить, так как. именно благодаря этому договору современное международное авторское право охраняет произведения, выраженные в цифровой форме, и позволяет правообладателям защищаться от неправомерного использования произведений в Интернете и других сетях.

Здесь Вы можете скачать текст Договора ВОИС по авторскому праву.

5. Соглашение ТРИПС (международное авторское право)

Соглашение ТРИПС, принятое в 1994 году, является основным международным договором, регулирующим правовую охрану интеллектуальной собственности в рамках ВТО. Оно является одним из важнейших в международном авторском праве сегодня.

Это соглашение посвящено не только авторским правам, но и патентам, товарным знакам, защите от недобросовестной конкуренции.

Поэтому предлагаю Вам прочитать отдельную статью под названием “Соглашение ТРИПС – интеллектуальная собственность в ВТО” .

6. Коллизионное регулирование международно-правовой охраны авторских прав

Как я рассказывал немного выше, международное авторское право включает два метода регулирования – материально-правовой и коллизионный. Коллизионное регулирование необходимо, потому что далеко не все проблемы авторского права разрешены в международных договорах и соглашениях.

В частности, международные договоры практически не касаются такого важнейшего аспекта, как передача авторских прав на произведения. В действительности же нет ни одного пользователя, который не заключал в своей жизни лицензионного договора с иностранным правообладателем.

По этой причине коллизионное регулирование – неотъемлемая часть международного авторского права.

Здесь расскажу Вам о коллизионных нормах, существующих в России. Именно ими будет руководствоваться российский суд при рассмотрении споров об авторских правах с участием иностранцев.

Если спор возник в связи с договором об отчуждении исключительного права на произведение, к правам и обязанностям сторон применяется право страны, на территории которой действует передаваемое исключительное право. Если же исключительное право действует на территории нескольких стран, то руководствоваться следует правом страны места жительства правообладателя (лица, которое передает право).

Если спор возник в связи с лицензионным договором, к отношениям применяется право страны, где лицензиату разрешается использование произведения. Если территория действия лицензионного договора охватывает несколько стран, то применимо право страны места жительства лицензиара.

Вышеуказанные правила содержатся в статье 1211 Гражданского кодекса РФ, текст которой доступен по ссылке.

В заключение рассказа о том, что такое международное авторское право предлагаю Вашему вниманию схему, на которой в хронологическом порядке расположены международные договоры в авторском праве, а также изменения к ним. Схема поможет запомнить историю развития международно-правовой охраны авторских прав.

Полезные ссылки по теме «Международное авторское право»

1. Статья в Википедии про Договор ВОИС по авторскому праву (на английском  языке)
2.

Раздел Юридическая консультация по авторскому праву, если у Вас возникли дополнительные вопросы или Вы столкнулись с проблемой защиты авторских прав за рубежом.
3.

Страница Распоряжение авторскими правами, если Вам потребуется помощь юристов по интеллектуальным правам фирмы “ЭрГрэинпат” в области авторского права.

Источник: https://sumip.ru/biblioteka/avtorskoye-pravo/mezhdunarodnoe-avtorskoe-pravo/

Международная охрана промышленной собственности и авторского права: конвенции, структура

Конвенция по охране авторских прав

Конвенции по охране промышленной собственности и авторского права составляют основу юридической защиты системы интеллектуальной собственности. Эти нормативно-правовые акты во многом определяют содержание внутреннего законодательства.

Ратификация договоров служит дополнительной гарантией защиты правообладателей и означает, что приобретение российским резидентом изданного за рубежом и не охраняемого в РФ произведения, образца или изобретения является легальной сделкой.

Изменение обладателя объекта не влияет на охрану статуса права интеллектуальной собственности.

Система соглашений

Российская Федерация имплементировала большинство международных договоров в области авторского и смежного права. Все нормативно-правовые акты этой категории условно подразделяются на три группы. Критерием дифференциации служит предмет регулирования и цели:

  1. Соглашения, регламентирующие обязательства в области авторских прав. К этой группе относится Бернская конвенция, регламентирующая правоотношения, связанные с охраной художественных и литературных произведений; ВОИС; Женевская конвенция, предметом регулирования которой является авторское право.
  2. Международные договора, посвященные вопросам смежного права. Эта группа включает Римскую, Брюссельскую, Женевскую фонограммную конвенции и договор ВОИС.
  3. Соглашения международного уровня и двухсторонние договора, содержащие сведения по областям авторского, смежного права, охране объектов промышленной собственности. К этой категории относится соглашение государств СНГ; Мадридское соглашение, посвященное вопросу международной регистрации товарных знаков; Конвенция об учреждении ВОИС; Соглашение ТРИПС (TRIPS); Сингапурский договор, посвященный законам о товарных знаках; Парижская конвенция по вопросам охраны собственности промышленной категории.

Формирование и усовершенствование российской правовой базы во многом определяется Директивами ЕС и международной судебной практикой.

Бернской конвенции

Один из ключевых международных нормативных актов принят в 1886 году, после чего претерпел множество пересмотров. Это старейшая конвенция из всех соглашений, которые регламентируют вопросы авторского права.

Основная цель документа – обеспечение охраны работ в сфере искусств независимо от способа их выражения. Объектом вступают произведение живописи, литературные творения, фотографии и прочие результаты творчества. Конвенция базируется на трех основополагающих началах:

  • Принцип минимума стандартов: предоставление обязательной базы защиты авторских прав – безоговорочное условие для внутреннего законодательства стран-участниц.
  • Принцип автоматической охраны: предоставление защиты осуществляется без каких-либо условностей и формальностей.
  • Принцип национального режима: авторские права охраняются на территории других государств аналогично защите на территории собственной страны. При этом сравнение юридической защиты разных стран не разрешается.

Это первостепенные принципы. Важно учесть, что характеристика Бернской конвенции включает принципы второстепенного значения, которые нельзя игнорировать.

В их числе принцип ретроактивной защиты, предполагающий право авторов интеллектуальной собственности гарантировано рассчитывать на защиту независимо от даты присоединения государства к конвенции. Второй принцип – независимый характер защиты.

Он подразумевает право автора рассчитывать на должный уровень охраны независимо от степени развития охранного механизма внутри страны.

Соглашение наделяет авторов следующими правами:

  • осуществление перевода;
  • реализация путем проведения выставок своих работ;
  • публичные чтения;
  • право на вещание в теле и радио эфире;
  • любые преобразования своих работ;
  • возможность воспроизведения творений в любой законной форме;
  • передача прав на собственные произведения для их воплощения через кинематограф.

Это не исчерпывающий перечень прав. Конвенция наделяет страны-участницы возможностью расширения сферы правовой защиты и не ограничивает перечень прав только конкретизированными пунктами в документе.

В рассматриваемом документе долевое участие как право, предоставляемое для оригиналов работ, относится к факультативной категории и может применяться, если прописано в законодательстве страны-участницы.

Конвенция закрепляет положение о факультативных правах. Суть сводится к наделению стран, подписавших соглашение, возможностью самим определять – применять или нет юридическую защиту. Перечень произведений этой категории состоит из следующих пунктов:

  • промышленных образцов;
  • народного творчества;
  • всех категорий официальных текстов, включая судебные документы и их переводы;
  • прикладного искусства;
  • текстов устной категории, произносимых перед аудиторией на лекциях, семинарах, тренингах.

Важно отметить, что Бернская конвенция предоставляет авторам не только имущественные, но и моральные права. Это положение регламентировано статьей 6 документа. На практике это означает возможность защиты авторов от любых видов посягательств на их работы.

Специфика документа проявляется в некоторых нюансах относительно исключительного права. Так, например, речи политиков и участников судебного процесса, дублирование статей в СМИ по вопросам текущего положения в мире и созданные записи для краткосрочного использования относятся к категории, подпадающей под минимальный уровень охраны.

К исключительным правам с минимальным уровнем охраны относятся цитаты и материал, используемый в целях обучения, а также, в определенных случаях, предоставление права пользования объектом интеллектуальной собственности другим лицам на безвозмездной основе.

Бернское соглашение предусматривает два случая принудительной лицензии, то есть ситуаций, вынуждающих авторов использовать свое право в соответствии с законом, а не самостоятельно распоряжаться на свое усмотрение:

  1. Запись музыкальных работ.
  2. Передача в эфир независимо от способа сообщения.

По сути Бернская конвенция является первым практическим шагом обеспечения защиты интеллектуальной собственности на международной арене. ЕЕ специфика заключается в регулировании узкого круга произведений в области науки искусства. На сегодняшний день соглашение имплементировано более чем 160 странами. Россия присоединилась к числу участниц в 1995 году.

Значение Всемирной конвенции по авторскому праву

Впервые документ с таким названием подписан в Женеве в 1952 году. Ее положения были пересмотрены в Париже в 1971 году. На сегодняшний день со Всемирной конвенцией по авторскому праву отождествляется вторая дата. Внесенные изменения послужили основой для пересмотра положений Бернской конвенции и во многом перекликаются по содержанию.

Принцип конвенции и основан на национальной защите, но в отличие от рассмотренного выше документа существенными отличиями являются следующие черты:

  • охране подлежат только те произведения, которые созданы после подписания соглашения конкретной страной;
  • имеют место некоторые формальности при проведении регистрационной процедуры, например, наличие знака, подтверждающего предоставление защиты;
  • в целом объем и уровень предоставляемой защиты ниже.

Роль конвенции фактически сведена к ее использованию в качестве базового документа в переходной период при принятии Бернской конвенции.

При этом спецификой является невозможность участия государства, подписавшего конвенцию в Женеве, одновременно в Бернской конвенции. На практике большинство стран сделало свой выбор в пользу второго варианта.

Всемирная конвенция сыграла роль ориентира и заполнила пробелы в законодательстве.

Специфика Римской и Женевской конвенции

Технический прогресс обусловил принятие в 1961 году Римского международного соглашения. Конвенция базируется на двух основных принципах – национальном режиме и минимуме допустимого уровня защиты.

Суть принципов сводится к обязанности страны-участницы предоставлять нерезидентам такие же права, как и собственным гражданам, независимо обеспечения родной страны нерезидента охраны таких прав. Одновременно граждане страны-участницы могут рассчитывать на одинаковый объем своих авторских прав в любом государстве, подписавшем соглашение.

В соответствии с положением конвенции под ее защиту подпадают следующие категории авторов:

  • исполнители радиовещаний;
  • их производители;
  • организаторы.

Важная характерная черта – предоставление защиты только тем записям, которые были сделаны после даты вступления страны автора в рассматриваемое соглашение. То есть применительно к Российской Федерации защита конвенции распространяется только на объекты авторского права, созданные после 2003 года (даты имплементации Россией соглашения).

По-сути дополнением к рассмотренному соглашению стала принятая в 1971 году Женевская конвенция, посвященная вопросам охраны фонограмм. Документ отличается более узкой направленностью и фактически защищает только производителей (при определенных обстоятельствах).

В соответствии с конвенцией защита не базируется на принципе национального режима. Ее функционирование основано на следующих положениях:

  • обязательное разрешение правообладателя на распространение копий фонограмм;
  • разрешение обладателя на выпуск копий, если такое действие осуществляется с целью их распространения;
  • регулирование импорта копий растиражированных с целью распространения.

цель действия конвенции – предотвращение реализации записей без предварительного согласия их владельца. Документ ратифицирован 60 странами, в числе которых США и Россия.

Другие ключевые конвенции

В числе правоустанавливающих основ международной нормативной базы важное место занимает Сингапурское соглашение 2006 года. Документ регламентирует вопросы о законах по товарным знакам, и унифицирует процедуры регистрации товарных знаков. При разработке конвенции учтены прогрессивные тенденции в области коммуникационных технологий. Документ ратифицирован 17 странами, в том числе РФ.

В 1993 году вступило в законную силу Соглашение СНГ. Документ послужил логическим последствием урегулирования правоотношений стран Содружества после распада СССР в вопросах защиты авторских и смежных прав. Для большинства государств-участниц это был обязательный подготовительный этап перед подписанием Бернской конвенции.

Международная правоприменительная практика показала важность Соглашения о правовых аспектах интеллектуальной собственности. Второе более известное название документа – TRIPS.

Документ является обязательным пунктом в перечне документов ВТО и предоставляет странам-участницам широкий спектр гарантий.

В их числе защита отдельной категории смежных прав и предоставление охраны авторским правам, кроме категории личных, неимущественных.

Перечень документов регулярно расширяется, что обусловлено техническим прогрессом и динамичным развитием новых направлений. Происходит беспрерывный процесс оптимизации нормативной базы и правоприменительной практики. РФ является участницей большинства соглашений, в том числе базового – Бернской конвенции.

Источник: https://zakonadvice.ru/intellektualnoe-pravo/opisanie-konvencij-po-oxrane-promyshlennoj-sobstvennosti-i-avtorskogo-prava/

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: