Контроль Над Юридическим Лицом Прямой

Органы управления юридических лиц в качестве субъекта ответственности

Контроль Над Юридическим Лицом Прямой
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Органы управления юридических лиц в качестве субъекта ответственности

Основы ГП устанавливают, что многие действия юридических лиц должны осуществляться через особые органы управления.

Основы гражданского права в РФ устанавливают, что многие действия юридических лиц должны осуществляться через особые органы управления. Такое разграничение создано, прежде всего, для уменьшения частоты возникновения спорных ситуаций с юридическими лицами, а также для четкого толкования действующих норм и правил.

Орган управления, который в силу закона, либо иного нормативно-правового акта, был наделен соответствующими полномочиями по управлению юридическим лицом, в обязательном порядке, несет ответственность по возмещению убытков, причиненных юридическому лицу. Естественно, это утверждение будет верным лишь в том случае, если неправомерные действия, либо проявленное бездействие органа управления, которое впоследствии привело к убыткам, будет полностью подтверждено и доказано.

Ответственность органов управления юридического лица за проявленные нарушения является имущественной.

В данном случае, в понятие «имущество» будут входить движимые и недвижимые объекты, денежные средства на расчетных счетах, ценные бумаги, долевая собственность и т.д.

В зависимости от тяжести причиненного юридическому лицу вреда, на органы управления накладываются обязательства по компенсации материального ущерба, в виде лишения их определенного имущества, которое по своей стоимости будет эквивалентно денежному размеру причиненного ущерба предприятию. Точный размер ущерба устанавливается путем сверки всех текущих документов организации, проверки дополнительных бумаг, различных сведений и т.д.

Меры ответственности органов юридического лица, предусмотренные ГК РФ

Вместе с определенными и достаточно серьезными полномочиями, которыми наделяются органы управления юридического лица, неразрывно связана и ответственность.

Механизм и схема реализации мер ответственности предусмотрены действующим законодательством РФ. При этом особый акцент ставится не только на единоличной ответственности конкретного органа управления, но и на применении предусмотренных мер ответственности в отношении коллегиальных органов.

В тех случаях, когда органы управления юридического лица не выполняют своих обязательств, либо собственными неправомерными действиями наносят материальный вред юридическому лицу, к ним применимы различные меры ответственности.

Механизм реализации данных мер может быть направлен как на руководителя предприятия, так и на иных лиц, которые имеют правомерную возможность контролировать деятельность юридического лица.

Основным критерием в схеме применения данных мер выступает наличие доказанной вины.

При этом каждое лицо может нести только свою собственную вину, за действие или бездействие, которое в дальнейшем привело к сложившейся ситуации.

В тех случаях, когда требуется применение определенных мер в отношении коллегиального органа, степень этой ответственности определяется на основании результатов проведенного анию по данному вопросу. В адрес абсолютно всех правомерных участников юридического лица действует солидарная ответственность за те или иные нарушения.

Меры ответственности, применимые к коллегиальным органам

Коллегиальным органом организации является собрание нескольких физических лиц, которые наделяются определенными правами по управлению фирмой, а также соответствующими обязанностями.

Наличие коллегиального органа в организации может быть как обязательным – когда это предусмотрено законом, так и факультативным – когда данные о такой необходимости содержатся в уставе организации и иных учредительных документах.

Существование данного органа не является обязательным, но, как показывает юридическая практика, осуществлять контроль над деятельностью крупной организации значительно проще, если таковой имеется в штате. Помимо этого, это может защитить руководство от дополнительных рисков и убытков.

Так как коллегиальный орган признается одним из органов управления организацией, в отношении него применимы соответствующие меры ответственности, в случае противоправных действий, либо проявленного бездействия, которое привело к материальным убыткам фирмы.

Например, нередко возникают ситуации, когда решение, которое было принято коллегиальным органом, было неверным и отрицательно сказалось на финансовом состоянии учреждения. В таком случае необходимые меры ответственности могут быть наложены только на тех участников, которые принимали непосредственное участие в ании и отдали свой голос именно за то решение, которое принесло убытки.

Члены коллегиального органа, которые были виновны в причиненных организации убытках, несут солидарную и равную ответственность. Это значит, что общий размер денежных убытков делится на количество участников, которые обязуются возместить причиненный материальный ущерб в полной степени.

К основным видам ответственности, применимым к коллегиальным органам, можно отнести административную и финансовую. Точный выбор определенных мер зависит от тяжести нарушений и от размера последовавших убытков.

Субъекты ответственности

В роли субъектов ответственности за нарушения, повлекшие за собой материальные убытки фирмы, всегда выступают физические лица, которые были наделены определенными полномочиями по управлению организацией, контролю ее хозяйственной деятельности и принятию важнейших решений. В их полномочия также могут входит и иные действия, которые можно отнести к определенному контролю за работой предприятия.

ГК РФ выделяет несколько категорий лиц, к которым могут быть применимы определенные меры ответственности:

  • лица, входящие в состав юридического лица, которые, в соответствии с нормами ГК РФ, имеют право выступать от имени организации, защищая интересы учреждения, участвуя в различных сделках и т.д.;
  • физические лица, включенные в состав исполнительных органов юридического лица;
  • члены коллегиального органа управления;
  • специальная управляющая организация, которая была законно наделена соответствующими полномочиями по управлению;
  • лица, входящие в состав ликвидационной комиссии, а также конкурсные и арбитражные управляющие;
  • иные лица, которые были законно наделены правами по управлению организацией, принятию важных решений по заключение и расторжению различных контрактов и т.д.

Ко всем вышеперечисленным физическим лицам могут быть применены различные меры ответственности, если будет доказано, что их неправомерные действия явились главной причиной ухудшения текущего финансового состояния организации.

Голосование как способ выявления вины субъекта и последствия данной процедуры

Вина субъекта, входящего в состав органа управления, может быть как умышленной, так и случайной. При этом установление вины и определение ее степени является важнейшим этапом, ведь именно от него в дальнейшем будут зависеть меры ответственности и их степень, применимая к нарушителю.

Выявление вины того или иного субъекта может основываться на мнении членов управляющего юридическим лицом органа. Их мнение по сложившейся ситуации может быть выражено в форме проведенного ания.

Перед анием субъектами тщательно изучаются известные обстоятельства дела, выясняется степень недобросовестности виновного лица.

Например, если явной вины нет, а есть только косвенные обстоятельства, ание может быть произведено в пользу нарушителя. Тогда ответственность за неверные действия, либо проявленное бездействие, будет минимальной.

Помимо этого, члены органа управления могут полностью оправдать субъекта в том случае, если посчитают, что ситуация не могла быть им проконтролирована, а значит и наступление неблагоприятных последствий не зависело от обвиняемого лица.

В иных случаях орган управления может узреть и явные неправомерные, умышленные действия, которые были направлены на нанесение вреда текущему финансовому положению организации.

Основными последствиями проведенного ания может стать наложение определенной меры ответственности. Помимо этого на ании может быть решен вопрос о дальнейшем исключении лица, нанесшего вред, из управляющего органа фирмы.

У виновного лица, в свою очередь, остается законное право обращения в уполномоченную организацию с целью защиты своих интересов и отмены несправедливого, по его мнению, решения.

Источник: https://advokat-malov.ru/yur.-lica/organy-upravleniya-yuridicheskih-lic-v-kachestve-subekta-otvetstvennosti.html

294-ФЗ о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Контроль Над Юридическим Лицом Прямой

Надзор за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется на двух уровнях – государственном и муниципальном. Деятельность государственных органов контроля определяется распоряжениями правительства Российской Федерации, а деятельность муниципальных органов контроля – руководством конкретного субъекта Российской Федерации.

К полномочиям, которые есть у контролирующих органов, относятся:

  • осуществление плановых осмотров территорий, акваторий, средств производства и транспорта в соответствии с 13 статьей Федерального закона №294;
  • осуществление обследований административного характера в отношении объектов, связанных с земельными тяжбами физических и юридических лиц;
  • исследование всех параметров и показателей природных объектов, окружающей среды и полезных ископаемых. Подобные действия могут осуществляться в рамках экомониторинга, а также социогигиенического мониторинга и только в соответствии с законами РФ;
  • измерение всех параметров и характеристик сетей и объектов электроэнергетической отрасли, а также систем снабжения водой, газом, канализационных систем, систем связи и так далее. При этом контролирующие органы могут снимать замеры частоты радиопередач, однако, только в том порядке, который предусмотрен законами Российской Федерации;
  • контроль над тем, чтобы при распространении рекламы в обязательном порядке соблюдались все требования, предусмотренные законодательством;
  • контроль над тем, чтобы при размещении какой-либо информации в сети интернет, а также в СМИ также соблюдались все нормы;
  • осуществление контроля над юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями посредством анализа данных, которые сами предприниматели предоставили о своей деятельности в рамках выполнения законов федерации;
  • осуществление всех прочих мероприятий, связанных с контролем, которые разрешены законами РФ.

Осуществление тех или иных мероприятий в рамках надзора должно соответствовать уровню компетентности лица, которое этим непосредственно занимается, а также согласовано с главой ведомства или его первым заместителем.

Если в ходе перечисленных выше действий были выявлены нарушения, должностное лицо контролирующего органа имеет право предпринять меры по их пресечению (однако, только в рамках собственной компетенции), а также отправить официальный доклад на имя своего руководителя или своего заместителя для принятия всех дальнейших решений.

Если же в результате проверки были выявлены признаки будущих нарушений, представители контролирующего органа имеют право направить предпринимателю официальное предостережение с описанием всех мер и санкций, которые будут применены в случае несоответствия закону.

Какими могут быть проверки

В соответствии с Федеральным Законом №294, в отношении юридических лиц и предпринимателей индивидуального типа могут проводиться проверки планового или внепланового характера. И те, и другие могут быть документальными (проверяются только документы, присутствующие в архивах контролирующей организации) и выездными (сотрудники посещают сам объект и лично осматривают его).

Вне зависимости от типа длительность любой проверки не может превышать двадцати дней. В определенных ситуациях (например, когда необходимо подробное изучение большого количества документов в рамках проведения расследования) длительность проверки может быть увеличена сверх нормы, но не более, чем на двадцать дней (для крупных предприятий), и не более, чем на пятнадцать часов (для мелких предприятий).

Плановые проверки проводятся в соответствии с графиком, разрабатываемым органами государственного контроля исходя из их полномочий. Как правило, такие контрольные мероприятия не слишком сильно беспокоят предпринимателей, так как те успевают полноценно подготовиться к ним.

Внеплановые проверки, в соответствии с 10 статьей Федерального Закона №294, могут быть осуществлены в таких ситуациях:

  1. Предприниматель нарушил предписание, в рамках которого ему нужно было устранить нарушение и/или выполнить требование в течение определенного времени.
  2. В контролирующий орган поступили заявления от сторонних граждан или юридических лиц.

Такие заявления могут сообщать о следующем:

  • об угрозе жизни и здоровью людей, а также об угрозе для объектов живой природы, культурных памятников. Также речь может идти о безопасности государства и риске возникновения глобальной угрозы природного или антропогенного характера;
  • был причинен вред жизни или здоровью граждан;
  • был нарушен закон о защите прав потребителей;
  • имел место приказ руководителя органа государственного контроля, Правительства РФ, Президента страны или органов прокуратуры о том, что в отношении предпринимателя должна быть проведена проверка.

Если основанием для внеплановой проверки являются обстоятельства, указанные с угрозой жизни и здоровью, она может быть осуществлена незамедлительно и без предварительного согласования с вышестоящей инстанцией.

Органы прокуратуры при этом должны быть извещены в течение первых суток.

По какой процедуре осуществляется аудит

Если проверка производится в документальной форме, надзорный орган просто запросит у предприятия все необходимые ему бумаги.

После получения запроса проверяемое лицо должно направить всю документацию по нужному адресу в течение пяти рабочих дней. Все документы, которые отправляются по электронной почте, должны сопровождаться цифровой подписью уполномоченного лица, а все копии бумажных документов – обычной подписью.

Если потребуется, надзорный орган имеет право потребовать письменное объяснение любых предоставленных данных.

Выездные проверки обычно назначаются в тех случаях, когда в ходе документального контроля не получилось выяснить все обстоятельства, которые интересуют уполномоченный орган. Достаточно часто в качестве сторонних наблюдателей при таких проверках присутствуют представители других юридических лиц, не имеющих никакого отношения к деятельности проверяемого.

Специалисты, которые занимаются осуществлением аудита непосредственно, ограничены рядом правил. В частности, речь идет о запретах на следующее:

  • проверку юридического лица по вопросам, которые не входят в юрисдикцию проверяющего;
  • изъятие оригинальных версий документов, которые отношения к предмету проверки не имеют;
  • отбор примеров продукции без написания протокола про истребование;
  • нарушение сроков проведения проверки;
  • осуществление проверки не в присутствии уполномоченного представителя юридического лица;
  • требование о компенсации затрат на проведение контроля.

Исходя из результатов аудита, создается специальный акт, один из экземпляров которого остается в компании, а другой перемещается в архив надзорного органа.

Если в ходе проверки были выявлены административные правонарушения, то в течение двух месяцев с момента осуществления аудита по адресу компании придет постановление о наложении штрафа.

Если предприниматель согласен с санкциями, ему необходимо погасить задолженность в течение 30 дней. Если несогласен – у него есть 10 суток для обжалования решения надзорного органа в судебной инстанции.

Права и обязанности юридического лица или частного предпринимателя при проведении проверки

Руководитель предприятия или иное должностное лицо, которое уполномочено быть его представителем, во время проверки имеет такие права:

  • лично присутствовать во время того, как сотрудники контролирующего органа будут осуществлять свою деятельность;
  • давать разъяснения по любым вопросам, которые непосредственно связаны с деятельностью контролирующего органа;
  • получать от представителей контролирующего органа все данные, которые относятся к проверке и подходят под рамки, установленные Федеральным Законом №294;
  • знакомиться с результатами проверки, ставить в документах соответствующую отметку, а также свидетельствовать о своем согласии или несогласии с упомянутыми результатами. Те же права у него есть и в отношении действий отдельных лиц, представляющих органы государственного контроля;
  • обжаловать действия, совершенные сотрудниками государственного или муниципального контроля в суде. Основанием для этого может быть нарушение прав юридического лица или индивидуального предпринимателя во время проверки;
  • привлекать уполномоченного при Президенте РФ по защите прав юридических лиц к участию в проверке;
  • заполнять журнал проверок в той типовой форме, которая предусмотрена нормативными актами Российской Федерации.

Что касается обязанностей предпринимателя или его уполномоченного представителя, то они выглядят следующим образом:

  • во время проведения проверки юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны обеспечить присутствие руководителя или его представителя на объекте, который осматривают представители контролирующего органа;
  • во время выездной проверки официально уполномоченный представитель или индивидуальный предприниматель обязан обеспечить доступ контролирующего органа ко всем документам предприятия, а также ко всем территориям, которыми владеет юридическое лицо (это относится к любым зданиям, сооружениям и помещениям, а также перевозимым грузам, транспортным средствам и средствам производства);
  • если контролирующий орган запрашивает у юридического лица или индивидуального предпринимателя какие-либо документы для ознакомления, предприниматель обязан предоставить их в установленный срок.

Отказ предпринимателя от выполнения названных выше обязанностей будет трактоваться как прямое нарушение Федерального закона №294. Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/zpp/obzor-fz-294.html

Контролируем управление хозяйственным обществом

Контроль Над Юридическим Лицом Прямой

Контроль над руководством компании – головная боль для многих собственников бизнеса. Оно и понятно, ведь если не «держать руку на пульсе», то у наемных руководителей рано или поздно наверняка возникнет желание «урвать» кусок пирога.

Именно поэтому большинство собственников предпочитают устанавливать жесткий, почти тотальный контроль над действиями директора. Но это, увы, далеко не всегда приводит к желаемым результатам, а даже наоборот – сильно затрудняет работу фирмы.

Так как же выбрать оптимальную систему контроля и как воплотить ее в жизнь?

Проблема контроля над руководителем компании – одна из ключевых для собственников бизнеса. Предстоящие годовые собрания участников и акционеров – лишний подвод задуматься над этим. Не секрет, что у наемных руководителей нередко возникает желание если не взять под контроль весь бизнес, то перераспределить доходы от него в свою пользу.

С психологической точки зрения истоки ситуации понятны. Многим свойственно переоценивать собственный вклад в общее дело, зачастую недооценивая вклад партнеров или других лиц. А когда к этому примешивается возможность «сорвать куш» и уверенность в своей безнаказанности, злоупотребления неизбежны.

Единственная возможность избежать таких ситуаций – создание эффективной системы контроля над деятельностью исполнительных органов управления компанией со стороны владельцев бизнеса.

Рассмотрим несколько наиболее простых инструментов для малого и среднего бизнеса, основывающихся как на корпоративных правоотношениях и сложившейся практике правоприменения, так и на иных рычагах взаимодействия.

Кому это надо?

Прежде чем начать разговор, необходимо четко определить, о чьем контроле будет идти речь. На наш взгляд, в современных условиях необходимо выделять две категории собственников бизнеса. Назовем их условно «инвесторы» и «предприниматели». Каждая из этих групп имеет хоть и схожие, но все же разные подходы к бизнесу.

Классическими представителями первой категории являются портфельные инвесторы. Их основной интерес – получение максимальной прибыли за счет владения ценной бумагой или долями в обществе.

Мы не будем рассматривать крайний вариант этого типажа, к которому относятся активные игроки биржевого рынка. Купил, вовремя продал, получил прибыль – вот их цель и кредо.

Им практически не интересно, сколько «откатов» было у генерального директора или какие убытки его действия нанесли компании, если это не приводит к падению стоимости ценных бумаг.

Впрочем, на рынке присутствуют игроки «на длинных позициях». Они заинтересованы в стабильном росте экономических показателей компании и высоком уровне прибыли, поскольку именно от этого зависит стоимость ценных бумаг в долгосрочной перспективе и, конечно же, размер дивидендов.

Однако им не нужен и не интересен оперативный контроль над деятельностью организации и оперативная информация о ее функционировании. Главное для инвесторов – стабильность и высокие экономические показатели компании.

Именно на эту категорию рассчитаны годовые собрания акционеров и участников, по своей природе «отчетно-выборные».

Вторая категория собственников бизнеса – предприниматели. Бизнес для них – это их детище, и они всеми силами стараются его развивать и совершенствовать. Эта категория стремится участвовать в повседневной деятельности, решать не только стратегические, но и текущие вопросы хозяйственной жизни.

Крайним вариантом данной категории является единственный участник общества с ограниченной ответственностью или акционер, одновременно занимающий пост ее руководителя. В этой ситуации он контролирует себя сам и управляет имуществом фирмы так, как ему удобно.

В больших корпорациях, по понятным причинам, преобладают инвесторы, и даже когда контрольный пакет находится у одного лица или семейного клана, интересы такого предпринимателя лежат в плоскости стратегических уровней управления, минуя оперативный контроль.

Для них, так же как и для портфельных инвесторов, более актуален контроль «по результату» деятельности. То есть не оперативный надзор над деятельностью, а соответствие набора определенных показателей деятельности компании их представлениям и ожиданиям.

Малый и средний бизнес, наоборот, создаются только одним лицом либо являются симбиозом инвесторов и предпринимателей. Первые вкладывают в бизнес деньги, вторые – собственное участие в деле (часто вместе с деньгами, в тех или иных пропорциях).

Поэтому в создании оперативной системы контроля над действиями руководителя заинтересованы прежде всего инвесторы небольших компаний, опасающиеся за собственные вложения, и предприниматели. Именно с их точек зрения мы и будем рассматривать ситуацию.

Контроль деятельности

Любой контроль построен на получении оперативной информации о деятельности подконтрольного субъекта. Руководитель организации в этом случае не является исключением. Получение информации в рамках организационной структуры возможно по формализованным и неформальным каналам.

Источник: https://delo-press.ru/journals/law/korporativnye-voprosy/40285-kontroliruem-upravlenie-khozyaystvennym-obshchestvom/

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: