КОНОСАМЕНТ , BILL OF LADING

Содержание
  1. Функции и виды коносамента, их особенности и различия
  2. Функции
  3. Правила заполнения
  4. Виды коносаментов
  5. To-order bill of lading
  6. Bearer bill of lading
  7. Straight bill of lading
  8. Домашний коносамент
  9. S. S. Co’s bill of lading
  10. On board B/L
  11. Custody B/L
  12. Charter B/L
  13. Through bill of lading
  14. Clean Bill of Lading
  15. Foul Bill of Lading (Claused Bill of Lading)
  16. Bills in a set
  17. Negotiable bill
  18. Отзывы и комментарии
  19. Всё о морском коносаменте
  20. Виды коносаментов и их назначение.
  21. Оборотные и необоротные коносаменты
  22. Оформление коносамента и получение груза
  23. Оригинал, копии и драфт коносамента
  24. Телекс-релиз и сданный коносамент
  25. Заполнение коносамента
  26. ссылкой:
  27. Морская транспортная накладная и морской коносамент
  28. Функции коносамента:
  29. Оформление коносамента
  30. Общий порядок работы с коносаментом: 
  31. Морская накладная (sea waybill) 
  32. Функции морской накладной: 
  33. Телекс-релиз (telex release)
  34. Дополнительно
  35. Морская транспортная накладная и коносамент
  36. Функции коносамента:
  37. Основные виды коносамента
  38. Оформление коносамента
  39. Морской коносамент или морская накладная: правовые различия —
  40. Главное о коносаменте
  41. Морская накладная (Seaway Bill)
  42. Унифицированные правила для морских накладных

Функции и виды коносамента, их особенности и различия

КОНОСАМЕНТ , BILL OF LADING

Готовясь к транспортировке товара, изучите важнейшие термины, которые относятся к сфере грузоперевозок. Это позволит избежать многих проблем, трудностей и недоразумений между контрагентами. К числу важнейших терминов относится понятие коносамент. Его активно используют во внешнеэкономической деятельности. Поэтому знать значение термина нужно обязательно.

[Скрыть]

Документ, который транспортная компания выдаёт грузовладельцу – это коносамент. Только при физическом наличии этой бумаги в оригинале реализуются права на груз. Это значит, что факсимильные документы, а также нотариально заверенные и прочие копии являются недействительными. Ну а регулируются коносаментные перевозки Гаагскими и Гамбургскими правилами.

Функции

Коносамент используется в морских и речных грузоперевозках. Он подтверждает факт принятия груза для его последующей транспортировки по воде. Раньше подобной бумаги не было в пакете документов, который собирался для перевозки груза автомобильным или железнодорожным транспортом, но сейчас ситуация изменилась.

Коносамент, который охватывает разные виды транспорта, принято называть сквозным.

Морской коносамент выдается перевозчиком владельцу груза. Подписывается он капитаном корабля или владельцем судоходной компании, которая взяла на себя ответственность, связанную с транспортировкой товара.

Ну а оформлением коносамента может заняться сторонний агент. Однако в таком случае в нём прописывается информация о том, на каком основании и от чьего имени действует агент.

Кроме того, в документе обязательно указывается дата, которая говорит о том, когда груз был передан перевозчику для его дальнейшей транспортировки.

Что касается функций коносамента, то они довольно широки. Данный документ может выступать:

  • товарно-транспортной накладной;
  • официальным договором перевозки товара морскими или другими путями;
  • товарораспорядительным документом;
  • распиской перевозчика о получении товара для его последующей транспортировки;
  • основанием для выдачи груза в терминале прибытия.

Для многих фирм актуален вопрос, в каком количестве экземпляров выдается коносамент. Он всегда оформляется в трёх экземплярах, каждый из которых равноправен и считается оригиналом. Это подтверждается соответствующими штампами.

Для выдачи товара достаточно одного сопроводительного экземпляра, который отличает от двух других своим цветом. После передачи товара грузополучателю, остальные два экземпляра теряют свою силу. Ну а перевозчик в этот момент снимает с себя всю ответственность за состояние транспортируемой продукции.

Если у отправителя груза нет на руках собственного оригинального экземпляра коносамента, то в случае форс-мажорных обстоятельств во время перевозки, он не сможет забрать товар или решить спорные вопросы в свою пользу. Поэтому нужно позаботиться о получении своего бланка коносамента.

Так как за сохранность груза отвечает судоходная компания, занимающаяся транспортировкой товара, то перед принятием товара перевозчик обязан проверить продукции на наличие физических повреждений и дефектов.

Если во время проверки будут выявлены дефекты или повреждения, то они описываются в соответствующей графе каждого экземпляра коносамента. В таком случае его называют коносаментом с оговорками.

Если никаких претензий к товару нет, документ остаётся чистым.

Правила заполнения

Чтобы избежать возможных проблем, необходимо соблюдать правила заполнения коносамента. Если он будет заполнен с ошибками или неточностями, это серьёзно усложнит процесс таможенного оформления и отгрузки товара.

Для заполнения коносамента отправитель товара обязан предоставить такие данные:

  • Юридическое название транспортной компании, которая была утверждена на роль перевозчика груза;
  • Название транспортного судна, если груз был принят не судоходной компанией, а определённым кораблём;
  • Юридическое название компании поставщика;
  • Наименование терминала, в котором происходило оформление груза с последующей его передачей на погрузку;
  • Наименования терминала прибытия;
  • Имя лица, которое будет принимать груз в пункте назначения;
  • Полное наименование поставляемой продукции;
  • Техническая информация о товаре (размер, вес, количество);
  • Оплаченный фрахт;
  • Счета, подтверждающие оплату услуг перевозчика;
  • Количество оригинальных экземпляров подписанных документов;
  • Подпись капитана корабля или владельца судна. В некоторых случаях допускается подпись доверенного лица транспортной компании.

Чтобы избежать трудностей, можно использовать образец коносамента, с помощью которого даже новичок сумеет оформить бланк. Ну а оформляется он как стандартный документ или фирменный бланк утверждённой транспортно-экспедиторской компании.

Главным документом считается сопроводительный экземпляр коносамента. Остальные его экземпляры отличаются цветом и признаются лишь копиями. С целью идентификации каждого из экземпляров на них могут быть обозначены порядковые номера.

Виды коносаментов

Существуют разные виды коносаментов, каждый из которых обладает определёнными функциями и особенностями.

To-order bill of lading

Это ордерный коносамент, на котором ставятся пометки: «приказу грузополучателя» или «приказу грузоотправителя». То есть, если на нём нет пометки «приказу получателя», то документу априори присваивается статус «приказу отправителя». Эти пометки означают, что товар может быть передан третьему лицу согласно передаточной надписи, проставленной в документе.

Если бланк содержит несколько таких надписей, то продукция передаётся согласно последней из них.

Bearer bill of lading

Является документом на предъявителя. Согласно данной бумаге, поставляемый товар отдаётся держателю бланка с помощью простого вручения.

Straight bill of lading

Это именной документ, который оформляется на определённого грузополучателя. В нём подробно расписывается адрес пункта назначения и названия терминала прибытия.

Если появится необходимость передачи именного договора другому лицу, то сделать это можно с помощью передаточных надписей, которые оформляются согласно правилам долговых обязательств. Так что груз может получить как держатель документа, так и лицо, указанное в передаточной надписи.

Домашний коносамент

Получают для того, чтобы снизить риски отправителя груза и оградить его от возможных проблем. Кроме того, коносамент домашний оформляется и в таких случаях:

  • Есть необходимость сокрытия транспортного маршрута, по которому пойдёт груз;
  • Необходимо скрыть настоящего владельца груза;
  • Отправитель предоставляет заказчику ряд дополнительных услуг, которые не предусмотрены морскими и речными перевозками;
  • Фрахт был куплен у транспортной компании, которая не имеет своих судов, но является членом NVOCC;
  • Если документ необходим до того, как товар будет погружен на судно. Это актуально тогда, когда контрагенты работают по кредитной схеме.

S. S. Co’s bill of lading

Это рейсовый документ, который необходим для прямой транспортировки груза. Он содержит действующие условия контракта, которые в нём и прописываются. Такой коносамент также выполняет и функции расписки, подтверждая факт принятия груза на борт.

On board B/L

Данный бортовой документ выдаётся только после полной погрузки товара на судно. Его получают взамен берегового документа.

Custody B/L

Этот коносамент представляет собой береговой документ, который выполняет функции расписки перевозчика о приёме на суше товара от отправителя.

Например, если поставщик передаёт груз на склад транспортной компании, то оформляется данный тип документа.

Когда товар, для транспортировки которого был оформлен документ, перемещают на борт судна для дальнейшей транспортировки заказчику, в нём отмечается факт погрузки. В нём указывается дата проведения погрузочных работ и прочая информация.

Charter B/L

Фрахтовый морской коносамент, в котором прописываются условия чартера. Его особенностью является то, что это не юридический договор. Он выступает некой распиской перевозчика о приёме товара для его последующей поставки заказчику.

Through bill of lading

Так называемый сквозной коносамент. Он оформляется в том случае, если груз транспортируется не только морскими путями, но и другими видами транспорта. Речь идёт о тех случаях, когда перевозка морем или внутренними водами является промежуточным звеном транспортной цепи. 

Поставщик, оформляя такой коносамент, подписывает его только с транспортно-экспедиторской компанией, которой была доверена перевозка груза. После чего перевозчик берёт на себя все обязательства, связанные с перегрузкой товара и его последующей транспортировкой.

При таком способе транспортировки, когда задействует несколько транспортных средств, поставка считается выполненной только после передачи груза последним перевозчиком грузополучателю. Ну а так как такой тип коносамента является сложным, его принято дополнительно страховать.

Clean Bill of Lading

Представляет собой чистый документ. Это значит, что в нём нет дополнительных пометок о состоянии перевозимого товара. Выдаётся в том случае, если полученный перевозчиком товар не имеет повреждений и изъянов. То есть, он должен полностью отвечать регламентированному внешнему виду.

Если же груз повреждён или имеет внешние дефекты, то в этом случае оформляется другой коносамент.

Foul Bill of Lading (Claused Bill of Lading)

Так называемый «грязный» документ, в котором прописана дополнительная информация о ненадлежащем состоянии упаковки или дефектах груза. Если во время перевозки груз получит еще какие-либо повреждения, которые станут следствием изначальных дефектов товара или упаковки, транспортная компания имеет возможность доказать данный факт. Это значит, что перевозчик снимет с себя ответственность.

Bills in a set

Он идёт со всеми накладными в комплекте и позволяет передавать груз по любому из оригинальных экземпляров.

При оформлении такого коносамента, на каждом из трёх оригинальных экземпляров проставляется серия. Делается это для того, чтобы груз не был выдан по другим документам.

Negotiable bill

Оборотный документ, в котором ставится пометка «по приказу отправителя/получателя», которая позволяет передавать груз третьим лицам, согласно передаточным надписям.

Также оформить груз можно с помощью письменного договора, который заключается между отправителем и владельцем судна. Такой договор является подтверждением того, что товар в надлежащем качестве был принят перевозчиком для его дальнейшей перевозки в целости и сохранности.

В данном видео наш эксперт подробно расскажет о том, что такое коносамент, и чем от отличается от других транспортных документов.

Отзывы и комментарии

Поделись ссылкой в соцсети:

Источник: https://www.vtk-trade.ru/informatsiya/175-funkcii-i-tipy-konosamenta-ego-osobennosti-i-razlichiya

Всё о морском коносаменте

КОНОСАМЕНТ , BILL OF LADING

Основной документ при международных морских перевозках, коносамент фиксирует логистические данные, необходимые для таможенного оформления, а также подтверждает право на получение груза в порту. При этом сама система коносаментов сложна и богата нюансами. Упорядочим их, а заодно рассмотрим заполнение океанского коносамента.

Виды коносаментов и их назначение.

Общее определение:

Коносамент (сокращённо к/с), по-английски Bill of Lading (сокращённо BL или B/L) — основной документ международного образца при морских и мультимодальных интернациональных перевозках. Является подтверждением заключения договора морской перевозки, распиской о принятии груза, а также основанием для выдачи груза в порту назначения.

В реальной практике используется с полдюжины различных видов коносаментов, которые необходимо чётко различать:

  • Океанский коносамент —Master Bill of Lading (MBL), также известный как «основной» или «главный». Выдаётся морской линией, непосредственно осуществляющей перевозку. Главное, что требуется знать и помнить относительно «океанца» (так его называют на профессиональном сленге) — именно его оригинальный экземпляр даёт право на получение груза в порту назначения! Но номеру MBL также можно отслеживать груз на сайте линии (ищите раздел BL tracking).
  • Домашний коносамент — House или Home Bill of Lading (HBL), он же «домашка». Выдаётся компанией-агентом морской линии отправителю товара. Подтверждает факт передачи товара от отправителя перевозчику.
  • Фидерный коносамент — Short Bill of Lading, выдаётся в том случае, если груз доставляется не напрямую, а транзитом через промежуточный порт со сменой судна. Так, например, все контейнерные перевозки из Китая в Петербург осуществляются через порты Европы. В момент загрузки на новый борт перевозчик обязан выпустить отдельный коносамент, называемый фидерным. Очень важно, что именно «фидерник» должен быть предъявлен на таможне, так как последняя требует транспортный документ на ту часть пути, в ходе которой партия пересекла границу.
  • Мультимодальный/сквозной коносамент — Multimodal/through Bill of Lading. Оформляется для мультимодальных перевозок, использующих два и более различных видов транспорта. Содержит информацию о начальном и конечном пунктах назначения и маршруте в целом.

Оборотные и необоротные коносаменты

Поскольку коносамент служит не просто товаросопроводительным документом, но подтверждает право собственности на груз, он может выполнять роль ценной бумаги, но только если оформлен как оборотный (negotiable bill of lading).

Такой коносамент позволяет владельцу распоряжаться ещё не прибывшим в порт грузом: купить, продать или заложить в банк. Все оборотные коносаменты относятся к так называемым ордерным (to-order bill of lading), оставляющим возможность изменять владельца груза, пока последний находит в пути, причём не один раз.

Таким образом, посредством оборотного коносамента, ещё не полученный груз может быть объектом товарно-денежного оборота, что и определяет его название.

Напротив, необоротный коносамент (non-negotiable bill of lading) однозначно и бесповоротно фиксирует лицо, обладающее правом собственности на груз. Их также называют именными (straigth bill of lading), как противоположность ордерным.

Теоретически существует ещё одна форма — коносамент на предъявителя (bearer bill of landing), где получатель груза вообще никак не фигурирует, а груз выдаётся «предъявителю сего». Но они в реальной жизни практически не используются.

Оформление коносамента и получение груза

Коносамент указывает владельца груза, но в реальной практике не всё так просто! Чтобы успешно получить товар в порту, важно ориентироваться в нескольких важных нюансах оформления коносамента.

Оригинал, копии и драфт коносамента

Самое важное, что следует знать и помнить, — груз выдаётся лишь обладателю оригинала коносамента (original B/L). Никаких исключений!

Оригинал обычно выпускается в трёх экземплярах, каждый из которых имеет свой порядковый номер и общее количество. Обычно один остаётся в линии, а два других передаются отправителю.

Для получения груза по именному коносаменту (straight, non-negotiable BL) достаточно предъявить один любой оригинальный экземпляр. Если же речь идёт об ордерных коносаментах, то в линию сдаются все оригиналы для поиска и проверки последней записи о владельце груза!

Копии коносамента пригодятся для целей таможенного оформления партии, оприходования на складе, других юридических действий с товаром. Во всех вопросах кроме получения груза они полностью эквивалентны оригиналу.

Черновик или драфт коносамента (BL draft) — это предварительно заполненный документ, направляемый перевозчиком для проверки данных, не имеет юридической силы. Выпуск черновика предшествует изготовлению оригинала.

Телекс-релиз и сданный коносамент

Передача бумажного оригинала коносамента получателю груза посредством международного почтового отправления — отдельная «головная боль». Помимо забот для обеих сторон, такой способ сопряжён с риском задержки или даже потери бесценного документа (вспомните почту России).

В качестве альтернативы морские линии предлагают услугу «телекс-релиза» (telex release), также называемую на профессиональном сленге просто «релизом» или «выпуском» груза (не путать с таможенным выпуском). Услуга телекс-релиза платная, стоит в районе $50 за один к/с.

Суть её заключается в следующем.

После загрузки товара на борт судна и выпуска океанского коносамента, отправитель несёт оригинал не на почту, а в офис морской линии на «своём берегу», который, получив и проверив MBL, тут же даёт своим коллегам в порту прибытия разрешение выдать груз указанному в коносаменте получателю. На принятом линией коносаменте ставится штамп, и коносамент считается «сданным» (surrendered Bill of Lading).

Таким образом, на момент захода судна в порт назначения все условия для выдачи груза оказываются выполнены: получатель определён в коносаменте, и оригинал предъявлен в линию. Разница лишь в том, что это было сделано не в порту прибытия, а в другом офисе.

Когда описанный способ появился, подтверждение передавалось посредством телекса, отсюда и появилось название «телекс-релиз». Сейчас для этих целей используется Интернет.

Помимо обоюдного удобства, телекс-релиз помогает в исполнении сторонами финансовых обязательств по контракту. Очень часто вариант окончательного расчёта за товар до момент его отправки не устраивает покупателя, а выдача груза без оплаты — абсолютно неприемлема для продавца. В силу своих особенностей, коносамент помогает найти компромисс.

Оставаясь на руках у поставщика товара, оригинал коносамента выполняет роль обеспечения выполнения покупателем своих обязательств по оплате. А возможность телекс-релиза делает схему технологичной и быстрой: покупатель производит оплату по факту прибытия груза в порт, а продавец сдаёт оригинальный MBL в линию, чуть только видит деньги на своём счету.

Вся процедура занимает от силы два рабочих дня!

Заполнение коносамента

Как выглядит и что содержит коносамент? Обязательные реквизиты коносамента и место каждого в документе неизменны, вне зависимости от маршрута и компании-перевозчика. Найти их полный список не составляет труда.

Важно, что коносамент содержит логистическую информацию, используемую на таможне (подробнее о пакете документом читайте в этой статье). Поэтому остановимся на основных графах, значимых с точки зрения таможенного оформления партии (номера в списке соответствуют индексам на изображении):

Образец морского коносамента и его основные поля

  1. Номер к/с — уникальный реквизит для идентификации коносамента. Проверить в экспортной декларации поставщика и во всех документах, прямо ссылающихся на MBL;
  2. Отправитель (Shipper) — это может быть ваш непосредственный поставщик по контракту либо его агент — транспортная компания. Оба варианта допустимы, главное, чтобы наименование совпадало с данными экспортной декларации;
  3. Получатель (Consignee) — обязательно проверить правильность написания получателя и всех его реквизитов в драфте. Здесь проставляется наименование вашей компании, либо вашего агента, например ИП Новикова Е.А.;
  4. Порты отправки и назначения (Port of loading / Port of discharge) — также проверить на этапе черновика до выпуска оригинала. Как ни странно, на практике китайские отправители часто путают российские порты назначения. При использовании условий Incoterms FOB, CIF, CRF должны в точности «биться» с инвойсом и экспортной декларацией поставщика, если не желаете проблем на таможне!
  5. Наименование товара — описание того, что везёте. Чем ближе это будет к формулировке используемого кода ТН ВЭД, тем спокойнее;
  6. Номер контейнера — уникальный реквизит для идентификации контейнера. Проверить совпадение номера в упаковочном листе, инвойсе и экспортной декларации поставщика, а также во всех документах на транспортные и логистические услуги, по мере выставления последних.
  7. Количество транспортных мест, общий вес и объём товара — заполняется по данным упаковочного листа (packing list). Обратите внимание, что указанный в коносаменте вес должен совпадать с весом брутто (Gross weight или сокращённо GW) из упаковочного листа.

ссылкой:

Источник: https://novikov-import.ru/2019/09/11/morskoj-konosament-bill-of-lading/

Морская транспортная накладная и морской коносамент

КОНОСАМЕНТ , BILL OF LADING

В морских перевозках используются два вида транспортных документа морской коносамент и морская накладная. И эти транспортные документы принципиально отличаются. 

Функции коносамента:

  • Является документом, доказывающим факт заключения договора перевозки. Содержит в себе все основные условия данного договора.
  • Несет функцию «расписки» – документа, подтверждающего факт принятия груза, перевозчиком (судовладельцем) к перевозке, в указанном в нем количестве и качестве.
  • Является ценной бумагой, дающей право собственности на конкретный груз (товарораспорядительный документ). Коносамент, с конкретно указанным в нем грузом, может быть продан, куплен, передан на определенных условиях другому лицу, и при этом не требуется физическое перемещение товара.

Оформление коносамента

Основное законодательство регулирующие морские грузоперевозки включает в себя:

  1. Гаагские правила 1921 г.: Международная конвенция по унификации некоторых правил, касающихся коносаментов.

  2. Правила Гаага-Висби: Брюссельский протокол 1968 г. по пересмотру Гаагских правил о коносаментах 1921 г.).

  3. Гамбургские правила: Конвенция ООН по морской перевозке грузов 1978 г.

  4. В российском законодательстве: Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. 

В вышеуказанных документах оговаривается, какие именно данные должны быть в обязательном порядке включены в коносамент.

А именно: 

  1. наименование перевозчика и место его нахождения;

  2. наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;

  3. наименование отправителя и место его нахождения;

  4. наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;

  5. наименование получателя, если он указан отправителем;

  6. наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество. При этом все данные указываются так, как они представлены отправителем;

  7. внешнее состояние груза и его упаковки;

  8. фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им;

  9. время и место выдачи коносамента;

  10. число оригиналов коносамента, если их больше, чем один;

  11. подпись перевозчика или действующего от его имени лица.

По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки.  

Общий порядок работы с коносаментом: 

  1. Отравителем составляется погрузочный ордер, в котором указаны наименование и марка товара, количество товара и вид упаковки, порты отправления–назначения; данные отправителя и получателя груза, название судна.

  2. Происходит погрузка груза на борт, что подтверждается соответствующим документом – штурманской распиской (mate’s receipt).

  3. После отправки судна из порта отправления, грузоотправителю в обмен на штурманскую расписку оформляется коносамент. Далее, грузоотправитель пересылает оригиналы коносамента грузополучателю.

  4. Грузополучатель получает груз в порту назначения, для чего ему в обязательном порядке, требуется проявить свой оригинал коносамента, высланный ему отправителем.

В большинстве случаев оригинал коносамента оформляется в трёх экземплярах, каждый со своим порядковым номером. Для получения груза достаточно предъявить один из оригиналов документа, остальные при этом теряют силу.

При выдаче груза по одному из экземпляров коносамента остальные экземпляры утрачивают свою силу. 

Морская накладная (sea waybill) 

Под термином «морская накладная» в данный момент объединяются появившиеся в морских перевозках новые виды транспортных документов:

  • океанская накладная (ocean waybill);
  • линейная накладная (liner waybills);
  • сама морская накладная (sea waybill).           

Функции морской накладной: 

  1. Функция документа, подтверждающего заключение договора перевозки.

  2. Функция документа, подтверждающего факт принятия груза, перевозчиком (судовладельцем) к перевозке в указанном в нем количестве и качестве. 

Главным отличием морской накладной (sea waybill) от морского коносамента (bill of lading), это то, что морская накладная не является ни товарораспорядительным (не предоставляет право собственности на груз), ни оборотным документом.

Груз выдается конкретному, указанному в морской накладной грузополучателю, если он может документально подтвердить свою личность, и при этом ему не надо предъявлять свой оригинальный экземпляр данной накладной.

По состоянию на 2020 год вариант полной замены коносамента на морскую накладную находится в стадии активного обсуждения. 

Телекс-релиз (telex release)

Телекс-релиз – это официальное сообщение, подтверждающее, что заказчик имеет право получить свой товар без предъявления bill of lading – одного из оригиналов коносамента. Телекс релиз передается внутренними каналами океанской линии. 

В сообщении указано, что экспортёр сдал оригиналы коносамента в представительство порта (он может сдать как один, так и все оригиналы документа) и оплатил стандартные пошлины (ISPS, THC). Зачастую фабрики не желают оформлять телекс-релиз, чтобы не оплачивать обязательные платежи.

После того, как телекс релиз был отправлен в порт прибытия, получателю предоставляется право забирать с порта свой груз без предъявления консонамента (оригинала документа).

Понятие «Telex» было придумано как акроним от «Telegraph Exchange service» (сервис телеграфного обмена). Транспортные компании активно пользовались телеграфной связью вплоть до 80-х гг. прошлого столетия. Сегодня для отправки телекс-релиза используются современные каналы связи, однако устойчивое выражение сохранилось.

Последствия отсутствия телекс-релиза или же оригиналов коносамента очевидны – грузополучателю попросту не разрешат забрать с порта приобретённое им имущество.

Если отправитель не потрудился оформить телекс-релиз и отправил комплект документов-оригиналов коносамента курьерской почтой, вполне вероятна следующая ситуация: груз уже прибыл в порт назначения, а у заказчика еще нет на руках главного документа для того, чтобы получить на руки свой товар. За простой груза в порту придётся платить. И вряд ли экспортёр понесет за это хоть какую-то ответственность. 

Дополнительно

Обратите внимание, что коносамент заполняется на основании инструкций грузоотправителя, а внесение изменений в уже выпущенные коносаменты – это дополнительная платная услуга.

Если вы хотите, например, изменить грузополучателя по коносаменту, нужно проинструктировать отправителя.

Он в свою очередь запросит корректировки у морской линии или агента-экспедитора, будет организован выпуск новых коносаментов.

Если отправка груза осуществляется в составе сборного, т.е. LCL (англ. «less container load»), то отдельный комплект коносаментов будет выписываться на каждую партию товаров. Т.е.

контейнер может быть 1, а количество выписанных коносаментов – 8, 12 – в зависимости от количества перевозимых грузов (как правило, эти коносаменты являются домашними, а линейный коносамент оформляется один на весь контейнер с указанием общих, совокупных параметров груза). 

Если у вас одновременно выплывает партия из нескольких контейнеров, то:

  • можно оформить один коносамент на всю партию
  • или отдельный коносамент на каждый контейнер. Это обойдется дороже, но в некоторых ситуациях это удобнее. 

Если понадобилось изменить порт назначения, это можно сделать не всегда. Как правило, большие контейнеровозы, которые забирают грузы в крупных портах (Шанхай, Гонконг, Сингапур и др.), не доставляют их напрямую в небольшие порты (Клайпеда, Рига, Котка). Контейнеры с грузами поступают в европейские транзитные порты (Гамбург, Роттердам, Бремерхафен, Зебрюгге и др.

), а потом развозятся по мелким портам региона небольшими фидерными судами. Если запрос на изменение порта назначения был сделан заблаговременно, до погрузки контейнера на борт фидера в транзитном порту, то внести изменения в запланированный маршрут и доставить контейнер, например, не в Клайпеду, а в Ригу, скорее всего, получится. Конечно, данная услуга платная.

Доставка морем – экономный и достаточно надёжный способ транспортировки оптовых партий товара. Не забывайте при оформлении сделки учитывать все нюансы, в особенности, касающиеся коносамента и телекс-релиза. 

Будем рады вашим запросам: corporate@acex.net, 8-800-777-2239.

Подробнее о морских перевозках

Источник: https://www.acex.net/ru/useful_information/sea-waybill.php

Морская транспортная накладная и коносамент

КОНОСАМЕНТ , BILL OF LADING

Так исторически сложилось, что для оформления морских грузоперевозок изначально и по сей день используется свой отдельный вид документа, обладающий своими абсолютно уникальными свойствами. Речь идет о документе под названием коносамент.

Коносамент, как слово, имеет иностранное происхождение, и на основных европейских языках звучит примерно одинаково, к примеру: на испанском языке «Conocimento», на французком «Connaissement», на немецком — » Konossement».

В связи с тем, что английский язык является стандартным языком, используемым для оформления документации в международных грузоперевозках, морская накладная использует английское название. Английский вариант звучит как «Bill of Lading». Уникальность коносамента (Bill of Lading) состоит в

разнообразии видов и широты функций, которые он в себе несет.

Функции коносамента:

* Является документом, доказывающим факт заключения договора перевозки. Содержит в себе все основные условия данного договора. * Несет функцию «расписки» — документа, подтверждающего факт принятия груза перевозчиком (судовладельцем) к перевозке в указанном в нем количестве и качестве.

* Является ценной бумагой, дающей право собственности на конкретный груз (товарораспорядительный документ).

Это выражается в том, что коносамент с конкретно указанным в нем грузом может быть продан, куплен, передан на определенных условиях другому лицу, и при этом не требуется физическое

перемещение товара.

Основные виды коносамента

Общее деление:

* Оборотный коносамент (negotiable bill of lading) – владелец коносамента может распоряжаться грузом, который еще не прибыл в порт, а находится в пути. Оборотный коносамент может быть продан, куплен, заложен в банке и т.д.

При оформлении такого коносамента в обязательном порядке проставляется запись «Приказу имярек». К оборотным коносаментам относиться ордерные и предъявительские коносаменты.

* Необоротный коносамент (non-negotiable bill of lading) — коносамент, в

котором грузополучатель точно определен и получает груз сам.

В зависимости, от того, кто именно будет получателем груза, коносамент бывает:

* Именной (straight bill of lading) – получателем груза выступает юридическое или физическое лицо, на чье имя оформлен коносамент.

* Ордерный (to-order bill of lading) – суть в том, что отправитель или получатель может определять («приказу отправителя» либо «приказу получателя»), какому именно третьему лицу передать коносамент.

Для этого в коносаменте делается передаточная надпись (индоссамент). * Предъявительский (bearer bill of lading) – груз в порту назначения

передается предъявителю коносамента.

В зависимости от типа перевозки:

* Линейный (рейсовый) коносамент (liner bill of lading) — оформляется при перевозке груза на судне, идущему по определенному расписанию, с остановками в определенных портах, на специально выделенных причалах (линейные морские перевозки).

* Фрахтовый (чартерный (chartered bill of lading)) коносамент – оформляется, для перевозок осуществляемых нерегулярно (трамповые морские перевозки).

Осуществляется по договору фрахта, сторонами по которому выступает грузоотправитель или его представитель (фрахтователь) и перевозчик (фрахтовщик), где фрахтовщик предоставляет фрахтователю за определенную плату часть судна, все судно или несколько судов сразу для осуществления одного или

нескольких рейсов с целью транспортировки груза, пассажиров и багажа.

В зависимости от того, есть ли у перевозчика замечания к качеству и количеству
груза или таковые отсутствуют, коносаменты делят на:

* «Чистый» (clean bill of lading) коносамент — повреждения тары, упаковки груза не обнаружены. Общее количественное и качественное состояние груза соответствует указанному в коносаменте. * «Не чистый» (claused) коносамент – коносамент с оговорками оформляется в случае обнаружения каких либо дефектов в упаковке, таре груза и других

замечаниях к качеству груза.

В зависимости от общей схемы перевозки:

* Прямой коносамент – оформляется при перевозках от порта до порта. * Сквозной коносамент (through bill of lading) – оформляется при перевозке, проходящей по мультимодальной схеме, с перегрузом из одного вида транспорта в

другой, где морская перевозка занимает только часть маршрута.

В зависимости от того, когда груз принят перевозчиком:

* Бортовой коносамент (shipped on board bill of lading) — оформляется при уже погруженном на судно грузе. * Коносамент для погрузки на борт судна (received for shipment) – оформляется на груз, предназначенный для погрузки на борт судна, но еще не погруженный и

находящийся под охраной.

Оформление коносамента

Основное законодательство регулирующие морские грузоперевозки включает в себя:

* Гаагские правила 1921 года — Международная конвенция по унификации некоторых правил, касающихся коносаментов. * Правила Гаага-Висби — Брюссельский протокол 1968 г. по пересмотру Гаагских правил о коносаментах 1921 г. * Гамбургские правила — Конвенция ООН по морской перевозке грузов 1978 года. * В российском законодательстве действует — Кодекс торгового мореплавания РФ

от 30.04.1999.

В вышеуказанных документах оговаривается, какие именно данные должны быть в
обязательном порядке включены в коносамент. А именно:

* наименование перевозчика и место его нахождения; * наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки; * наименование отправителя и место его нахождения; * наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза; * наименование получателя, если он указан отправителем; * наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество. При этом все данные указываются так, как они представлены отправителем; * внешнее состояние груза и его упаковки; * фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им; * время и место выдачи коносамента; * число оригиналов коносамента, если их больше чем один;

* подпись перевозчика или действующего от его имени лица.

По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки.

Что касается формы коносамента, то здесь возможны варианты, так как разработкой таких форм занимаются разнообразные морские организации, компании и

объединения.

Наибольшее распространение получили формы коносаментов, разработанные такими
организациями как:

* Genwaybill — форма Балтийского и Международного морского Совета (БИМКО);
* The GGBS Waybill — форма Генерального Совета Британского судоходства.

Общий порядок работы с коносаментом:

* Отравителем составляется погрузочный ордер, в котором указаны наименование и марка товара, количество товара и вид упаковки, порты отправления – назначения; данные отправителя и получателя груза, название судна.

* Происходит погрузка груза на борт, что подтверждается соответствующим документом – штурманской распиской (mate’s receipt). * После отправки судна из порта отправления грузоотправителю в обмен на штурманскую расписку оформляется коносамент. Далее грузоотправитель пересылает оригиналы коносамента грузополучателю.

* Грузополучатель получает груз в порту назначения, для чего ему в обязательном порядке требуется проявить свой оригинал коносамента, высланный

ему отправителем.

N/B. — При выдаче груза по одному из экземпляров коносамента — остальные
экземпляры утрачивают свою силу.

II. Морская накладная (Sea waybill).

Под термином «морская накладная» в данный момент объединяются, появившиеся в
морских перевозках, новые виды транспортных документов:

* океанская накладная (ocean waybill); * линейная накладная(liner waybills);

* сама морская накладная (Sea waybill).

Причины появления морских накладных: поступательное развитие отрасли морских перевозок, техническое переоснащение и увеличение скорости перевозок, а также не утешительная статистика осуществления мошеннических действий с

использованием коносаментов.

Морская накладная представляет собой транспортный документ, используемый в
морских перевозках в функции которого входит:

* Функция документа подтверждающего заключение договора перевозки. * Функция документа подтверждающего факт принятия груза перевозчиком

(судовладельцем) к перевозке в указанном в нем количестве и качестве.

На этом функции морской накладной заканчиваются.

Главным отличием морской накладной (Sea waybill) от морского коносамента (Bill of Lading) является то, что морская накладная не является ни товарораспорядительным (не предоставляет право собственности на груз), ни оборотным документом.

Груз выдается конкретному, указанному в морской накладной грузополучателю, если он может документально подтвердить свою личность, и при этом ему не надо предъявлять свой оригинальный экземпляр данной накладной.

В настоящее время вариант полной замены коносамента на морскую накладную

находится в стадии активного обсуждения.

Источник: https://logists.by/library/transport-logistics/morskaya-transportnaya-nakladnaya-i-konosament

Морской коносамент или морская накладная: правовые различия —

КОНОСАМЕНТ , BILL OF LADING

Перевозка груза на судне может подтверждаться как коносаментом (Bill of Lading), так и морской накладной (Seaway Bill of Lading). В этой статье представлен краткий анализ этих документов с тем, чтобы можно было понять разницу между коносаментом и морской накладной.

Главное о коносаменте

Коносамент (Billof Lading) — документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю,которым может выступать любое лицо, как собственник груза, так и экспедиторскаякомпания, организующая доставку груза для собственника груза.

Коносамент, не будучи договором перевозки груза морем, является документом, подтверждающим договор перевозки (Evidence of Contract of Carriage). Коносамент является распиской получения груза (Reciept of Goods) и коносамент является товарораспорядительным документом (Document of Title).

Коносамент также является ценной бумагой. Как правило, коносамент выпускается в таком количестве, которое запросил грузоотправитель. Все коносаменты являются оригиналами. При этом могут быть и копии, о чем обозначено в документе.

Коносамент оформляется как в линейном, так и трампововом судоходстве.

Виды коносаментов:

1. Именной

При использовании коносамента перевозчик должен передать груз непосредственно лицу, указанному в коносаменте в качестве получателя груза. В таком случае он называется Именным (Straight Bill of Lading).

2. Ордерный

При использовании ордерного коносамента перевозчик долженпередать груз лицу, указанному после слов «По приказу…» ( To Order of).

Ордерный коносамент может быть:

– по приказу грузоотправителя

– по приказу грузополучателя

– по приказу банка

Использование ордерного коносамента связано с тем, что пока груз находится в пути он может быть несколько раз перепродан и заложен в банк. Тогда как груз по Именному коносаменту может быть доставлен ТОЛЬКО указанному в нем получателю после предоставления оригиналов документа агентам линии в порту выгрузки.

3. На предъявителя

Коносамент на предъявителя не содержит данных о получателе груза. Груз выдается тому лицу, который предъявит коносамент перевозчику для получения груза.М

Морская накладная (Seaway Bill)

Морская накладная является одной из разновидностей транспортных накладных, применяемых при перевозке грузов различными видами транспорта. Морские накладные могут быть:

– Океанские (Ocean Waybills);

– Фрахтовые (Data Freight Receipts);

– Линейные (Liner Waybills).

Морские накладные применяются в международной торговленаряду с коносаментами тогда, когда такой способ оформления перевозки грузаудовлетворяет обе стороны торговой сделки. Морская накладная лишена многихфункций коносамента.

Морская накладная не относится к ценным бумагам, которыепредоставляют ее держателю право на груз, а служат документом, подтверждающимналичие договора о перевозке груза, в силу которого перевозчик обязуетсядоставить груз получателю, указанному в данном документе.

Морская накладная обычно применяется для сопровожденияморской транспортировки в тех случаях, когда:

 – не применяетсяаккредитивная форма расчетов;

 – отправитель иполучатель совпадают в одном лице;

– при коротких сроках транспортировки;

– для транспортировки товара на склад консигнации.

Применение морских накладных носит достаточно широкийхарактер. Принято считать, что они в принципе удовлетворяют и перевозчика, игрузополучателя, и банк.

Существенным преимуществом этого сопроводительногодокумента является то, что при его применении исчезают правовые и финансовые проблемы,связанные с несовпадением во времени прибытия судна с грузом и перевозочныхдокументов, которые были отправлены почтой из порта отгрузки товара.

Унифицированные правила для морских накладных

Международный морской комитет в 1990 г. одобрил «Унифицированныеправила морских накладных». Согласно этим правилам морская накладная неявляется товарораспорядительной формой, а только свидетельствует о приеме грузаи наличии заключенного договора транспортировки. Право распоряжения грузомпринадлежит отправителю.

С 1993 г. морская накладная фигурирует в Унифицированныхправилах и обычаях для документарных аккредитивов (публикация МТП № 600). Впоследней редакции Унифицированных правил требованиям морскойнакладной посвящена ст. 21 “Необоротная морская накладная”(Non-Negotiable Sea Waybill – накладная без права передачи по индоссаменту).

Морская накладная (SeaWay Bill of Lading) не может бытьордерным, только именным документом.

Доставка груза, идущего по морскойнакладной, может производиться только в адрес прямого получателя груза или его представителя.

При работе с этим видом документа получателю необязательно предоставлять никакиеиные документы агенту линии в порту выгрузки для того, чтобы получить груз. Наличиеморской накладной уже достаточное подтверждение.

Подготовила
Пашковская Людмила

Источник: https://maritimelaw.space/morskoy-konosament-ili-morskaya-nakladnaya-pravovyie-razlichiya/

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: