Коллегиальная модель организационного поведения

Модели организационного поведения

Коллегиальная модель организационного поведения

Рассматривая основные модели организационного поведения, следует отметить, что первой из них является автократическая модель.

Основой данной модели является власть, в связи с этим все сотрудники организации ориентированы на:

  • возложенные на них официальные полномочия;
  • формальные методы работы;
  • права отдавать приказы коллегам.

Главной особенностью данной модели является то, что руководитель воспринимает свои знания и навыки как абсолютные, а на работников возлагаются обязанности беспрекословного подчинения.

В связи с этим главной задачей руководителя становится принуждение работников к эффективному труду.

Таким образом, можно говорить о том, что все функции руководства сводятся к жесткому контролю руководителя за трудовым процессом.

Сами сотрудники жестко ориентированы на подчинение руководителю.

Это приводит к наличию психологической зависимости от руководства, который может принять на работу, уволить с нее, определить объем работы и т.д.

При этом для организаций, в которых наблюдаются данная модель организационного поведения, наблюдается достаточно невысокий уровень заработной платы, а сами сотрудники низко производительны.

Важно отметить, что авторитарная модель не предполагает наличия обратной вербальной связи от подчиненных, а для работников наблюдаются высокая степень неуверенности, разочарования и агрессии к своей трудовой деятельности.

Применять данную модель эффективно при условии наличия высокой доли неквалифицированного труда, а также при необходимости быстрой реализации принятых управленческих решений в различных экстремальных ситуациях.

Отсутствие данных условий приводит к снижению лояльности со стороны персонала, существенному снижению производительности труда и неудовлетворенность персонала как своей профессиональной деятельностью, так и уровнем заработной платы.

Такие негативные последствия приводят к увеличению числа прогулов, хищений, неоправданных больничных и т.д.

Патерналистская модель

Второй моделью организационного поведения является патерналистская, которая находится в прямой зависимости с экономией ресурсов.

Данная модель связана с наличием в системе мотивации персонала следующих элементов:

  • материальные поощрения различного рода;
  • высокая степень безопасности персонала;
  • создание системы зависимости персонала от организации.

В рамках данной модели все усилия руководства организации направлены на обеспечение средств, которые должны быть направлены на выплату заработной платы и различных материальных поощрений.

Данная модель также предполагает наличие и реализацию различных программ поощрения сотрудников, чаще всего такие программы направлены на финансовую поддержку занятий спортом сотрудников, лечение, различные психологические семинары.

Также важно отметить, что для работников с детьми также предусмотрены льготы.

Практическая реализация данной модели приводит к снижению текучести кадров, снижению средств, связанных с оплатой больничных, подготовкой, переподготовкой и подбором кадров. Основным недостатком данной модели является то, что трудовые возможности большинства работников находятся на грани потенциальных их возможностей.

Замечание 1

Важно отметить, что данная модель может быть использована только при условии наличия не амбициозных сотрудников, которые имеют большие семьи и нуждаются в стабильности. Для нашей страны данная модель чаще всего не применяется, поскольку для работников наблюдается низкая дисциплинированность и высокая ориентация на получение различных льгот.

Таким образом, происходит сокращение производительности труда, а также рост числа сотрудников, необходимых для производства единицы продукции.

Поддерживающая модель

Рассматривая особенности данной модели, можно говорить о том, что в ее основе лежит принцип поддерживающих взаимоотношений, сформированный Р. Ликертом.

Также в рамках данной модели уделяется значительное внимание следующим вопросам:

  • лидерство;
  • качество психологического климата;
  • индивидуальный рост каждого сотрудника;
  • соблюдение интересов сотрудников и их согласованность с интересами самой организации.

Основой задачей руководства является поддержка усилий работников, связанных с качественным выполнением различных задач, а не ориентация их на получение различных льгот и преференций. Поддерживающая модель организационного поведения не требует использования значительного объема денежных средств, поскольку менеджер осуществляет свои функции за счет общения с сотрудниками.

Таким образом, роль руководителя связана с оказанием различной помощи сотрудникам при решении различных проблем в процессе их трудовой деятельности.

Замечание 2

Рассмотрев данную модель, можно говорить о том, что она может активно применяться на отечественных предприятиях, тем самым повышая эффективность их деятельности.

Коллегиальная модель

Данная модель связана с поддержанием партнерских отношений между сотрудниками, которые объединяются в группы и достигают совместных целей.

Ее применение возможно в организациях, которые активно используют творческий потенциал своих сотрудников.

Это обосновывается тем, что организации с коллегиальной моделью организационного поведения предоставляют своим работникам значительную свободу действий.

Замечание 3

В качестве наиболее важной особенности исследуемой модели является формирование между сотрудниками некоторого чувства партнерства, а также ощущения свой важности. Также в качестве особенности можно выделить ориентацию руководства на командную работу, в которой руководитель выступает бизнес-тренером.

Применение данной модели позволяет сформировать среди сотрудников чувства ответственности за результат своей деятельности за счет ощущения необходимости высокого качества свой работы.

С точки зрения психологии создаются условия для высокой самодисциплинированности сотрудников, поскольку у каждого из работников формируются индивидуальные границы своего поведения.

По итогам своей работы сотрудники испытывают чувство исполненного долга, понимание важности своей работы. Таким образом, можно говорить о повышении энтузиазма работы.

Источник: https://2dip.su/%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B6%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82/%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/

Стили управления в менеджменте

Коллегиальная модель организационного поведения

Чаще всего молодые руководители или предприниматели при работе с персоналом допускают одни и те же ошибки. Например, выбирают авторитарный метод управления и действуют слишком жёстко и без оглядки на предложения подчинённых либо демократический и перестают вовсе контролировать их работу.

В обоих случаях это не идёт бизнесу на пользу, а, напротив, заканчивается невыполнением важных задач, падением ключевых показателей эффективности работы, текучкой.

Фигура руководителя как основа успешной компании

Во все времена эффективный начальник был на вес золота. И всё потому, что руководитель — это не просто должность. Это особое мышление, а ещё прокачанные:

  • личностные качества, такие как ответственность, объективность, коммуникабельность, настойчивость, умение быстро принимать решение в критических ситуациях;
  • профессиональные, а именно: углублённые знания в своей сфере и смежных, компетентность, эрудиция, стремление к самосовершенствованию;
  • деловые — гибкость, умение генерировать и внедрять идеи, способность эффективно работать в режиме многозадачности и т. д.

Но самое главное для руководителя — найти баланс в работе и, с одной стороны, уметь делегировать полномочия, чтобы не выполнять всю работу в одиночку, а с другой — не перегружать сотрудников, уметь контролировать их работу и при этом поощрять инициативность с их стороны. Всё это повышает их уровень мотивации, ответственность за результат.

Другое дело, что добиться этого можно за счёт чёткого распределения ролей в компании, внедрения организационной схемы, ведь компания — это последовательность функций, а организационная схема как раз показывает, кто и за какие функции отвечает. Если все эти функции выполняются, поставленные цели быстрее достигаются. Бизнес начинает работать на своего собственника как полноценный механизм. И эффективно управлять этим механизмом может как раз руководитель.

Правильно выбрав метод управления, он будет ставить краткосрочные и долгосрочные цели, делегировать задачи и координировать действия подчинённых. И самое главное, создавать для них такие условия работы, в которых они захотят расти, развиваться и трудиться на благо своей компании.

Стили руководства и управления командой

Стиль управления — это метод, который определяет поведение руководителя при работе с персоналом. Выделяют основные стили управления в менеджменте, предложенные психологом Куртом Левином в 1930-е гг.

  • Авторитарный. При его использовании начальник, принимая решения, не советуется с персоналом, не приемлет инициативы. Напротив, руководствуется всегда только своими целями, принципами, знаниями. Если с его мнением не соглашаются, навязывает его через административные рычаги влияния: выговоры, штрафы, вознаграждения. Надо ли говорить о том, что из-за столь жёсткой позиции работать с таким человеком очень сложно. И сотрудники либо не задерживаются долго в компании, либо становятся пассивными, незаинтересованными в достижении ею стратегических целей (их главная задача — выполнить распоряжения руководства). К слову, из-за этого проблемы в работе, если они возникают, тщательно скрываются. Другая крайность — когда отдельные специалисты пытаются добиться хорошего расположения руководства к себе через лесть, угодничество.
  • Демократический. При его использовании руководитель всегда прислушивается к членам своей команды, доверяет им. Решения принимаются совместно, что положительно влияет на персонал: сотрудники вовлечены в рабочий процесс, нацелены на общий результат. При этом делегирует задачи такой руководитель через просьбы, рекомендации, советы, а за хорошую и быструю работу поощряет: выдаёт премии, отстаивает интересы сотрудников перед высшим руководством и т. д. Общается вежливо, доброжелательно, поэтому в коллективе царит благоприятный климат. В то же время у такого стиля есть недостаток: решения в команде принимаются медленно, поскольку всегда обсуждаются. А это может стать причиной появления проблем в кризисной ситуации.
  • Либеральный. Предполагает полную свободу действий персонала в работе: они сами выбирают сроки выполнения задач, их приоритетность. При этом действия подчинённых редко контролируются, так как они сами несут ответственность за результат. Стиль эффективен при работе с сотрудниками, каждый из которых эксперт в своей области. В других случаях выбранный подход может стать причиной трудностей, когда из-за отсутствия контроля люди начинают нерационально использовать своё рабочее время, заниматься выполнением посторонних дел на рабочем месте и т. д.

Коучинг как новый подход в управлении

Примерно в конце 1990-х гг. в России стал развиваться персональный коучинг.

Это метод работы, в рамках которого коуч задаёт правильные вопросы, а человек, отвечая на них, начинает чётче видеть свои цели и определять задачи, помогающие быстрее их достичь.

Коучинг не стоит путать с психологией или психотерапией, так как он предполагает партнёрство и раскрытие потенциала через беседу, сотрудничество.

Задачи коучинга:

  • помочь человеку продвинуться по карьерной лестнице (чтобы выполнить её, коуч может спрашивать о том, какова стоимость рабочего дня специалиста, что он сделал за сегодняшний день, как это помогло продвинуться к цели и помогло ли);
  • повысить самооценку специалиста, мотивировать его на результат;
  • помочь ему пробить финансовый потолок;
  • помочь в разрешении проблемных ситуаций в коллективе и т. д.

Поскольку благодаря коучингу существенно повышается продуктивность работы, что позитивно сказывается на положении компании, его стали использовать и в управлении персоналом (корпоративный коучинг).

И бизнес от этого только выигрывает, если во главе подразделения стоит хороший руководитель-коуч, то есть человек, умеющий активно слушать (технику активного слушания широко используют психологи, учителя, партнёры на деловых переговорах), давать обратную связь, ставить сильные вопросы.

Такой руководитель покажет каждому сотруднику его слабые места и поможет развить нужные знания и навыки за счёт умения фокусироваться на задаче, чувствовать ответственность за её решение и не испытывать страха ошибки.

Теория Дугласа Мак-Грегора

Дуглас Мак-Грегор был социальным психологом, который жил в США в 1906–1964 гг. Окончив Гарвардский университет, он работал руководителем отделения производственных отношений, а также ректором одного из частных колледжей, поэтому в 1960 г. предложил свой подход к управлению персоналом. Согласно ему, сотрудников можно мотивировать на результат двумя способами.

  • Жёсткими авторитарными методами высшего руководства. Это теория Х, которая напоминает авторитарный стиль управления в менеджменте и предполагает, что все люди ленивы и могут работать, только если их будут заставлять. Ответственности они также боятся и стремятся иметь несложную работу со стабильной зарплатой.
  • Через развитие у них самоконтроля. Это теория Y, согласно которой люди становятся ленивыми и не проявляют самостоятельность, когда у них плохое руководство, которое не может вызвать интерес к работе, не поощряет проявление творчества, инициативности.

Иными словами, теория Х предполагала, что люди в жизни руководствуются низшими потребностями по пирамиде Маслоу, а теория Y — тем, что высшими. Сам автор теорий считал, что теория Y более жизнеспособна, перспективна и результативна для компании, особенно если в команде сложились хорошие отношения.

Управленческая решётка Блэйка-Моутона

Эта модель была разработана в 1980-х гг. В отличие от предыдущих, она предполагает многомерность в управлении, то есть в этом случае оцениваются не только отношения руководства с персоналом, но также сопутствующие факторы (забота о людях, о процессе производства).

Иными словами, решётка — это схема в виде огромного квадрата, внутри которого насчитывается 81 маленький (9 по вертикали и 9 по горизонтали). Отвечая на вопросы теста о работе с командой по 5-балльной шкале, где 0 — «никогда», а 5 — «всегда», руководитель может найти свою позицию в этом квадрате и понять, какой стиль руководства его характеризует.

Рассмотрим варианты.

  • Примитивное руководство. Начальник прилагает минимум усилий, чтобы только не потерять работу. С подчинёнными он не выстраивает контакты, а если случаются конфликты, приглашает стороннего эксперта для их устранения. Надо ли говорить о том, что надолго сохранить за собой должность такому руководителю не удастся, поскольку его работа нерезультативна.
  • Авторитарное руководство. Руководитель, выбирающий этот стиль, думает прежде всего о производственных задачах, а с коллективом почти не работает, из-за чего может не быть командного духа, а иногда и взаимопонимания между сотрудниками.
  • Производственно-социальное. Такой подход позволяет своевременно выполнять производственные задачи и заботиться о команде.
  • Социальное управление. Это стиль, предполагающий особое внимание к нуждам персонала и минимум — к вопросам производства. При таком подходе в коллективе царит благоприятная атмосфера, однако сама компания при этом может недополучать прибыль.
  • Командное управление. Пожалуй, оптимальный вариант, поскольку в случае его выбора должное внимание уделяется как производственным задачам, так и работе с коллективом: вовлечению, повышению мотивации, ориентации на результат.

Модель управления по принципу Ренсиса Лайкерта

В ХХ веке вопросы эффективного управления исследовал ещё один учёный, социальный психолог Ренсис Лайкерт. В своей работе он пришёл к выводу, что руководители впадают в 2 крайности: излишне концентрируют всё своё внимание либо лишь на задачах, либо лишь на персонале. Отсюда 4 модели управления.

  • Эксплуататорско-авторитарная. Руководитель, который её выбирает, сам принимает решения, а потом делегирует нужные задачи нужным сотрудникам. Их мнения относительно выполнения ими работы не спрашивает, а если та не выполняется, грозит наказаниями. От этого в команде витает страх.
  • Благосклонно-авторитарная. При таком подходе персонал имеет относительную самостоятельность: принимает решения в рамках предписанных границ. За хорошую работу возможно вознаграждение, за плохую — наказание. Отсюда — боязнь проявления инициативы у сотрудников, чрезмерная осторожность.
  • Консультативно-демократическая. При такой модели уровень доверия к подчинённым выше, но важные вопросы всё равно принимаются «наверху». В то же время мнения специалистов могут спрашиваться. Также при таком подходе для них разрабатываются системы вознаграждения.
  • Предполагающая участие, совместное управление. Вариант, в рамках которого наблюдается максимальное взаимодействие с персоналом. Решения принимаются высшим руководством, но обсуждаются коллегиально.

Интересно, что именно модель совместного управления Лайкерт называл наиболее эффективной.

Она помогает сотрудникам полностью раскрывать свой потенциал, а руководителям — побуждать их к этому, чтобы общими усилиями работать на результат.

С другой стороны, участвуя в решении задач разных уровней сложности, подчинённые чувствуют свою ответственность и стремятся сделать больше, чтобы помочь организации достичь своих целей.

6 эмоциональных стилей руководства по Дэниелу Гоулману

Дэниел Гоулман — психолог из США, который выпустил более 10 книг, в том числе по лидерству, эмоциональному интеллекту. По его мнению, если этот интеллект хорошо развит, руководители интуитивно понимают, в какой ситуации и как управлять персоналом, чтобы добиться успеха.

Изучая эмоциональный интеллект на примере нескольких тысяч топ-менеджеров из разных стран мира, Гоулман выделил 6 эмоциональных стилей руководства.

  • Визионерский. Его используют руководители-эмпаты, которые умеют вдохновлять людей на поиск новых направлений в работе, нестандартных вариантов решения стандартных задач и пр. У такого стиля как минимум 2 преимущества: во-первых, в ходе подобного взаимодействия могут рождаться новые идеи для развития компании, во-вторых, в условиях общего поиска таких идей повышается уровень мотивации сотрудников, что особенно важно для компаний, у которых по каким-то причинам ещё нет сформулированной миссии.
  • Наставнический. При таком стиле управления руководитель часто встречается один на один со своими подчинёнными и разговаривает с ними о целях в карьере и в жизни, тем самым мотивируя их, наставляя. Но на практике его реализовать достаточно сложно, так как на подобное взаимодействие с персоналом будет уходить слишком много времени, если штат огромный.
  • Аффилиативный. Он направлен на создание благоприятной обстановки в коллективе. Считается, что при таком подходе, когда сотрудники дружны между собой и с руководством, у них нет конфликтов, задачи выполняются качественнее и быстрее. Однако вариант не подойдёт для кризисных ситуаций, когда требуется жёсткое управление.
  • Демократический. Такую модель выбирают руководители при работе с опытными специалистами, которые прекрасно знают свою работу и выполняют её хорошо без наставлений.
  • Направляющий. Стиль помогает достичь быстрых результатов, поскольку предполагает постановку чётких целей для команды и её ориентацию на их достижение. В то же время у него есть существенный недостаток: работа в таких условиях может быстро привести к выгоранию.
  • Командующий. Перекликается с авторитарным методом управления, так как основывается на приказах и наказаниях за их невыполнение. В то же время помогает быстро выйти из кризисных ситуаций. Главное, чтобы сотрудники были стрессоустойчивы и также заинтересованы в общем результате.

Применение стилей управления в различных организациях

Поскольку у каждой модели руководства есть как преимущества, так и недостатки, руководители могут просто комбинировать их в работе с подчинёнными, тем более что на неё будут влиять различные факторы: появление нелояльных сотрудников в коллективе, новых конкурентов, которые вынуждают принимать быстрые, а иногда и непопулярные решения и пр.

Таким образом, в идеале лидер должен знать все основные стили управления в менеджменте и владеть несколькими из них. Тогда он сможет быстро адаптироваться к изменениям и привести компанию к успеху.

Источник: https://bbooster.online/stati/stili-upravleniya-v-menedzhmente.html

Организационное поведение руководителя

Коллегиальная модель организационного поведения

Определение 1

Организационное поведение руководителя – это комплексное выражение присущего менеджеру стиля управления, определяемого его личностными чертами и сложившейся ситуацией.

Каждая модель организационного поведения, которую может выбрать менеджер, по-своему воздействует на поведение исполнителей (подчиненных). Профессиональный менеджер способен адекватно выбрать модель поведения исходя из стоящих перед ним задач, квалификации и образования исполнителей, условий работы и т.д.

Организационное поведение руководителя выступает одним из значимых факторов организационного поведения персонала (как в личностном, так и в групповом аспекте).

Именно то, как ведет себя руководитель, в значительной степени определяет мотивированность сотрудников на достижение стоящих перед компанией целей, заинтересованность в повышении эффективности своего труда, максимальном приложении усилий в трудовом процессе.

Хотя поведение каждого конкретного руководителя имеет индивидуальные особенности, выделяют четыре базовых модели – шаблона поведения, имеющих ярко выраженные характерные отличия:

  • автократическая,
  • патерналистская,
  • поддерживающая,
  • коллегиальная.

Автократическая модель организационного поведения руководителя

В основе автократической модели организационного поведения руководителя лежит власть. Приоритетным каналом взаимодействия между менеджером и подчиненными служат официальные, формальные полномочия, базирующиеся на праве отдавать приказы. Для руководителя в этой модели характерны:

  • уверенность в абсолютности своих знаний и обязанности подчиненных беспрекословно подчиняться распоряжениям,
  • признание основной задачей руководителя направление и принуждение сотрудников,
  • стремление осуществлять жесткий контроль за трудовым процессом.

Такие руководители утверждают, что единственное, что требуется от подчиненного – четко выполнять распоряжения, поскольку это является их основной обязанностью, тем, за что они получают зарплату.

Сами работники ориентированы на подчинение, что порождает психологическую зависимость: начальник может задавать темп и объем работы, увольнять и применять различные штрафные санкции.

Производительность труда в этой модели обычно невысока.

Целесообразно применение автократической модели в следующих условиях:

  • требуется быстрое принятие и безоговорочное исполнение решений (военная сфера, работа в условиях высокого риска, экстремальных условиях),
  • выполнение действий неквалифицированной рабочей силой.

В других случаях автократическая модель приводит к снижению лояльности персонала и низкой производительности.

Патерналистская модель организационного поведения руководителя

В основе патерналистской модели организационного поведения руководителя лежат позитивные мотиваторы:

  • материальные поощрения,
  • безопасность,
  • зависимость сотрудников от организации.

Патерналистская модель предполагает, что происходит должное удовлетворение физических потребностей работников, а ключевым мотивирующим фактором выступает удовлетворение потребности в безопасности. Это способствует возникновению зависимости сотрудника от организации (а не от непосредственного начальника).

Патерналистская модель может реализовываться через разные программы:

  • возможность бесплатных занятий спортом,
  • проведение психологических семинаров,
  • организация мастер-классов и курсов (в сферах, не связанных с профессией),
  • предоставление дополнительных выходных дней и отпусков (например, 1 сентября для тех работников, дети которых посещают школу).

Такое расширение социального пакета снижает текучесть кадров, уменьшает затраты на подбор, отбор и адаптацию новых работников. Сотрудники не хотят уходить от работодателя-«опекуна».

Недостатком патерналистской модели является снижение мотивации у лучших работников. Это связано с тем, что заработная плата практически не зависит от личных успехов. Даже промахи могут быть «прощены». Сотрудники удовлетворяются текущими условиями, у них нет желания развивать способности, перенапрягаться.

В целом такая модель хорошо работает с неамбициозными сотрудниками, довольствующимися стабильным средним статусом. В условиях свойственной России низкой дисциплины производительность труда при применении этой модели обычно снижается со временем.

Поддерживающая и коллегиальная модели организационного поведения руководителя

В поддерживающей модели управление и другие организационные процессы должны обеспечивать максимальную вероятность того, что при всех взаимосвязях с организацией каждый ее член, обладающий собственным опытом, значимостью, ожиданиями, ощущает поддерживающий подход, вызывающий и помогающий сохранить чувство собственного достоинства и значимости.

В основе этой модели лежат не деньги или власть, а лидерство или руководство, способствующее созданию атмосферы, в которой способности работников максимально используются в интересах организации, а сами работники постоянно развиваются. Руководитель ориентируется на поддержание усилий подчиненных, а не просто выплату премий или предоставление льгот за лояльность.

Развитием поддерживающей модели является коллегиальная модель. В ней возникают партнерские отношения между объединившимися в группу людьми, имеющими общую цель. Такая модель хороша в организациях с творческим отношением работников к своим обязанностям.

Каждый человек ощущает свою полезность и необходимость, видит, что менеджеры тоже вносят вклад в достижение общей цели, с уважением относится к выполняемым коллегами и начальством ролям. Управление такой организацией ориентировано на командную работу, к руководителю относятся как к тренеру, который создает команду-победительницу.

У сотрудника возникает внутренняя потребность выполнять работу максимально качественно (а не под угрозой наказания или лишения премии).

Источник: https://spravochnick.ru/menedzhment/organizacionnoe_povedenie_rukovoditelya/

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: