КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ

Содержание
  1. Современные проблемы Психологии
  2. Современные проблемы психологии заключаются в следующем
  3. Ряд факторов, ставящих под вопрос эффективность полученных знаний в области психологии
  4. Существуют некоторые предположения, способные доказать несостоятельность научного подхода к психологии
  5. С точки зрения б.ф.ломова трактовка психического осуществляется во множестве внешних и внутренних отношений, в которых оно существует как целое:
  6. Тема 4.1. Психофизическаяи психофизиологическая проблемы в психологии
  7. Основные психологические проблемы
  8. Что такое психологическая проблема
  9. Возникновение психологических трудностей
  10. Заниженная самооценка
  11. Комплекс неполноценности
  12. Исследование психоаналитика Адлера
  13. Психологическая травма
  14. Межличностные конфликты
  15. Детские сложности
  16. Пирамида потребностей Маслоу
  17. Проблема выбора в современном мире потребления
  18. Ускоренный ритм жизни
  19. причина всех психологических проблем
  20. ЧУВСТВА
  21. СТРАХ
  22. Этот страх — ИЛЛЮЗОРЕН

Современные проблемы Психологии

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ

В настоящее время трактовок психологии существует достаточно много, но истинной психологией можно считать лишь науку, изучающую внутренний мир человека, как душу. Однако с субъективной точки зрения очень сложно изучить то, что незримо и не подвластно объяснениям.

Конечно, можно прийти в церковь и услышать множество глубоких мыслей и трактовок с точки зрения религии, объясняющих суть души и призывающих к вере и очищению, но будет ли это объективным, единым и истинным?

Человек не сможет, просто основываясь на чьих-то словах и убеждениях, пусть даже и логичных, принять себя и свой внутренний мир как душу. Для этого нужно достичь определенной стадии внутреннего духовного развития.

Современные проблемы психологии заключаются в следующем

  • Знать как данность, некие научные доктрины и понимать суть – это совершенно разные вещи. Люди поступают в университеты, получают там знания, пишут научные работы и становятся докторами наук в этой области. Однако может ли человек, рассматривающий душу лишь как объект исходя из полученных теоретических знаний, быть духовным наставником и помогать людям решать возникающие у них психологические проблемы?
  • Все те знания, которые даются на протяжении обучения являются лишь малой частью того, что представляет собой психология. Ведь не зря с каждым годом теорий и разнообразных случаев, связанных с этой областью становится всё больше и больше. Душа слишком широкое понятие, чтобы подвести её к определенной конечной совокупности знаний. Людей, занимающихся проблемами психологии, с каждым годом становится больше, однако некоторые факты заставляют задуматься над продуктивностью их работы.

Ряд факторов, ставящих под вопрос эффективность полученных знаний в области психологии

  • Несмотря на развитие области консультационных услуг и попыток решения проблем психологами, оперирующими большим запасом знаний, счастливей общество не стало. Люди испытывают всё те же страдания и подвергаются всё тем же болезням.
  • Масса тренингов и курсов по управлению своими мыслями и развитию стрессоустойчивости зачастую являются лишь очередной попыткой заработать для людей, их организующих. Стрессу подвержено около 80% людей, при этом около 30% из них уже находится в предстрессовом состоянии и живут в нём постоянно.
  • Самым эффективным способом управления своим внутренним я является самостоятельное решение проблем и принятие решений, развитие самого себя, однако лишь 3% людей способны на это.
  • Смысл жизни утерян более чем у 50% населения.
  • Понятие «здоровых семейных отношений» отсутствует у половины общества, видимо поэтому 3 из 5 браков заканчиваются разводами.
  • Кроме всего, сами психологи подвергаются стрессу и депрессиям в 2-3 раза чаще, чем остальные люди, этот факт говорит о том, что с этой наукой что-то не в порядке. Так как же можно довериться доктору, который не может помочь себе сам и еще берется учить кого-то уму-разуму? Если человек является экспертом в этой области, то самым ярким примером его профессионализма является Он сам.

Исходя из всей этой информации, можно отметить, что современные проблемы психологии заключаются в недостаточности и некоторой ошибочности знаний, на основе которых великие умы делают выводы о человеческой душе.

Существуют некоторые предположения, способные доказать несостоятельность научного подхода к психологии

  1. Психология изучает душевное состояние человека с материальной точки зрения, однако как можно рассуждать материально о том, что не является материальным? Ведь те качества личности, которые характерны для каждого не являются составляющими физического тела.

     Для людей свойственна любовь, верность, доброта, может быть трусость, а может и ответственность, но все эти качества не принадлежат ни к одному из органов человеческого тела. Тем не менее они реальны и являются определяющими в жизнедеятельности человека.

  2. В науке отсутствует хотя бы общая модель сознания, в которой можно увидеть взаимосвязь между мыслями, чувствами, эмоциями и действиями, нет объяснения свойств памяти и всевозможным личностным характеристикам. Поэтому фактически все теории в психологии являются необъективными, основанными лишь на ряде конечных случаев, объединенных общими факторами.
  3. Совокупность научных теорий представляет собой массу разрозненных и противоречащих друг другу гипотез, что явно не сможет явиться помощником в решении реальных, а не предполагаемых проблем.

    Результатом становится то, что человека учат не тому, как избавиться от беспокоящих его ощущений, а как жить с минимальными потерями от них или даже попытаться извлечь из них ту или иную пользу. Это одновременно и смешно, и до ужаса печально.

  4. Имеющиеся знания о типах личности не дают конечной оценки человека.

    Холерик ты или сангвиник, можно быть прекрасным представителем общества и достичь успехов как в личной жизни, так и оставив след в истории человечества, имея при этом любой из представленных наукой типов.

Из этого можно сказать, что теперешние проблемы в психологии заслуживают более глубокого подхода и анализа. Психологию, на данный момент, сложно назвать эффективной в решении психологических проблем.

Но есть действительно хорошие специалисты в своем деле, которые не обходят проблему, а действительно помогают решить ее. Их главный инструмент для решения психологических проблем — это ПРАВДА, которую так не любят очень многие из нас.

Куда важнее были бы знания о внутренней силе духа человека, развитии души и её состоянии, определяющие возможности к росту и достижению гармонии. Но в этой области наука не имеет абсолютно никаких знаний, что не может не опечалить.

Источник: https://avisi.ru/sovremennye-problemy-psixologii.html

С точки зрения б.ф.ломова трактовка психического осуществляется во множестве внешних и внутренних отношений, в которых оно существует как целое:

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ

  • полисистемность бытия человека;
  • интегральность его качеств и свойств;
  • единство пси отражения и деятельности, видоизменяющей действительность.

Пути реализациисистемного подхода в психологии:

  1. рассмотрение явления в нескольких планах (или аспектах): микро- и макроанализа, специфики его как качественной единицы (системы) и как части родовидовой макроструктуры

  2. рассмотрение психических явлений как многомерных, для которых абстракция, реализуемая последовательным их рассмотрением в каком-то одном плане, не должна закрывать всех других возможных планов.

  3. система психических должна рассматриваться как многоуровневая и иерархическая. Соподчиненность и автономия уровней — важнейшие условия саморегуляции системы.

  4. множественность отношений, в которых существует человек, влечет за собой множественность и разнопорядковое™ его свойств. Построение «пирамиды» этих свойств предполагается в кооперации с другими науками.

  5. не может быть универсальной формы детерминации. Детерминация может рассматриваться и в качестве биологической, и социальной, и в качестве каузальной связи и в качестве некаузальных типов связи.

  6. принцип развития, в котором происходит разрешение противоречия между причинами и условиями, исстемами и подсистемами и т.д.

Но этот подходнадо еще специализировать под психологию.Есть споры о его реализации.

Внекоторых работах отечественныхпсихологов до­статочножестко разделялись системный идеятельностныйподходы в психологии, осуществляласькритика теориидеятельности с позиций системногоподхода (например,Пономарев, 1983;Ломов, 1984).

Рациональноезерно в этой критике состояло в том,что, как при­знаютв настоящее время многие исследователи,невоз­можнопостроить полноценную общепсихологическуютеорию,положив в ее основу лишь одну категорию.

Чтобыпреодолеть это преувеличенноепротивопостав­лениедвух подходов, предпринимаются попыткисо­зданиятеорий, совмещающих в себе достоинствадеятельностногои системного подходов (например,системно-деятельностныйисторико-эволюционный подходк изучению личности, сформулированныйА.Г.

Асмоловым). В этих попытках находитсвою реа­лизациюпринцип дополнительности, ставший однимизосновополагающих в современной науке.

Тема 4.1. Психофизическаяи психофизиологическая проблемы в психологии

Проблемасоотношения души и тела, мозга и пси­хикиимеет давнюю историю, определенныепознава­тельные традиции и не стольуж большое число вари­антоврешения.

Психофизическаяпроблема.

Первоначальнопроблема ставится как соотноше­ниемежду телом и душой ирешается в области фило­софии.Различными аспектами данной проблемыяв­ляютсясоотношение между сущностями души итела, их взаимосвязь, первичность и т.д. М. Г. Ярошевский отмечал,что философы решали задачу включениядуши в общую картину мироздания.

Особую остротупсихофизическая проблема приобрела вXVII в., когда сложилась механистическаякартина мира, исходя из которой Р. Декартпредпринял попытку объяснить поведениеживых существ по образцу механическоговзаимодействия.

Необъяснимые, исходяиз этой трактовки природы, акты сознаниябыли отнесены к бестелеснойнепространственной субстанции.

Вопрособ отношении этой субстанции к работе“машины тела” привел Декарта к концепциипсихофизического взаимодействия: хотятело только движется, а душа толькомыслит, они могут влиять друг на друга,соприкасаясь в определенной частимозга.

Выступившие противвзгляда на психику как на особуюсубстанцию Т.Гоббс и Б.Спиноза утверждали,что она полностью выводима из взаимодействияприродных тел, но позитивно решитьпроблему они не смогли.

Т.Гоббс предложилрассматривать ощущение как побочныйпредмет материальных процессов(Эпифеноменализм).

Спиноза, полагая,что порядок идей тот же, что и порядоквещей, трактовал мышление и протяженностькак нераздельные и вместе с тем несвязанные между собой причиннымиотношениями атрибуты бесконечнойсубстанции — природы.

Материалистическуюинтерпретацию психофизический параллелизмполучил у Д.Гартли и других натуралистов.

Развитиеестествознания к середине XIXв. позво­лилоподойти к проблеме как конкретно-научной.Впервыеэто было осуществлено в психофизике,ко­тораябыла создана как наука о соотношениидуши и тела,но использовала методы конкретных наук.Впсихофизике проблема была переформулированакак соотношение между физическимипараметрами стимулаи психическими процессами (ощущения­ми).

С открытием законасохранения энергии стало невозможнопредставлять сознание по типу особойсилы, способной произвольно изменятьповедение организма. Вместе с темдарвиновское учение требовало пониманияпсихики как активного фактора регуляциижизненных процессов.

Это привело кпоявлению новых вариантов концепциипсихофизического взаимодействия(У.Джеймс). В конце XIX — начале XX в.

получилараспространение махистская трактовкапсихофизической проблемы согласнокоторой душа и тело построены из однихи тех же “элементов”, а поэтому речьдолжна идти не о реальной взаимосвязиреальных явлений, а о корреляции между“комплексами ощущений”.

Современныйлогический позитивизм рассматриваетпсихофизическую проблему как псевдопроблемуи полагает, что связанные с ней трудностиразрешимы путем применения различныхязыков к описанию сознания, поведенияи нейрофизиологических процессов

Психофизиологическаяпроблема.

Психофизиологическаяпроблема — проблема отношения души итела или человеческого мышления ифизиологических процессов. Даннаяпроблема может быть сформулирована вразличных аспектах:

1. Гносеологическийаспект проблемы — является ли теория отеле достаточным основанием для пониманиядуши?

Существует несколькоподходов:

а) физиологиидостаточно для понимания всехзакономерностей психики, никакой другойтеории нам не надо (И.П. Павлов);

б) физиология ипсихология должны взаимно дополнятьдруг друга. Чтобы понимать работучеловеческого сознания, необходимоиспользовать обе науки (В.М. Бехтерев);

в) психология ифизиология — два взаимонесовместимыхпредмета, имеющих собственную проблематикуи собственный категориальный аппарат.Психофизиология — самостоятельнаядисциплина, не являющаяся суммой первыхдвух (П.К. Анохин);

г) научное познаниепсихики невозможно. Ни физиология, нипсихология не могут претендовать наисследование человеческого сознания(это позиция экзистенциалистов либокрайнего религиозного идеализма).

2. Онтологическийаспект проблемы — является ли сознание(душа) чисто материальным процессом илиона по своей сути содержит некоторыекомпоненты, не обладающие материальнойосновой?

Существует несколькоподходов –

а) сознание — этоматериальный процесс и ничегонематериального в душе нет (И.П. Павлов,В.М. Бехтерев);

б) сознаниеосновывается на некоторой внефизическойреальности, душа человека не можетрассматриваться как феномен материальногомира;

в) сознание возникаетна основе материальных процессов, новпоследствии в нем возникают закономерности,которые не могут быть объяснены наоснове представлений о материи (такназываемые эмерджентные свойства) (См.:Д.И. Дубровский, В.В. Орлов, П.К. Анохин);

г) «сознание»и «материя» — это псевдопонятия неимеющие эмпирического денотата, т.е. ихсодержание не дано в наблюдении, ипоэтому они не являются научнымипонятиями (см. работы неопозитивистов,в частности, К. Поппера).

Хочется отметить,что данная проблема не может быть решенана уровне научного (т.е. экспериментального)подхода. Ее решение лежит либо в областифилософского конструирования, либо,чаще всего, решение происходитиррационально, без теоретическогообоснования

Известнонесколько вариантов решения даннойпроблемы.

Психофизиологическийпа­раллелизм.Сутьего заключается в противопоставле­ниинезависимо существующих психики и мозга(душии тела). «В соответствии с этим подходомпси­хикаи мозг признаются как независимыеявления, несвязанные между собой причинно-следственнымиотношениями». В психологии такойточки зрения придерживался В.

Вундт,для ко­торого,как известно, физиологические методыигра­ливспомогательную роль в исследованиипсихиче­ского,а главная роль отводилась интроспекции.Психофизиологическийпараллелизм не отошел в прошлоеи в XXв.: «Известно, что выдающиеся фи­зиологи XX в. Шеррингтон, Эдриан, Пенфилд, Экклс придерживались дуалистического решения психофизиологическойпроблемы.

Согласно их мне­ниюпри изучении нервной деятельности ненадо приниматьво внимание психические явления, а мозгможнорассматривать как механизм, деятельностьопределенныхчастей которого в крайнем случаепа­раллельнаразным формам психической деятельно­сти.

Целью психофизиологического исследования,согласноих мнению, должно являться выявлениеза­кономерностейпараллельности протекания психиче­скихи физиологических процессов».

Психофизиологическийпараллелизм обходит сто­роной очевидныефакты влияния психического состо­яниячеловека на физическое (например,возникно­вениепсихосоматических заболеваний илиисцеление словомот телесных недугов) и игнорирует влияниефи­зическогосостояния человека на психическое.

Психофизиологическаяиден­тичность.Примеромтакого подхода служит известная метафора:«Мозг вырабатывает мысль, как печень —желчь».Данный подход представляет собойкрай­нююформу физиологического редукционизма.Основойдля этого подхода послужило открытиеД.Хьюбелом и Т. Визелем клеток-детекторов,реаги­рующихлишь на определенные стимулы.

«По мне­ниюсторонников этой теории, только незнаниенепозволяет нам пользоваться языкомнервной дея­тельности,когда мы описываем психические явле­ния.

Когда мы видим, например, стул, в будущеммы сможемзаменить фразу: «Я вижу стул»несколько бо­леераспространенной: «Группа нервныхклеток аль­фапосылает 738 импульсов в определеннойпоследо­вательности группе нервныхклеток бета детекторам стула,которые идентифицируют предмет внешнегомира»»).Представителями тео­рии идентичностиявляются Г. Фсйгль, Г.

Барлоу, один изкрупнейших современных методологовнауки М.Бунге и др. Самое распространенноевозражение противтеорий психофизиологической идентичностисостоитв том, что сознание человека как формаотра­женияокружающей реальности оказываетсяненуж­ным, если в центральной нервнойсистеме все равно происходитобнаружение всех параметров окружения.

И тот и другой варианты решения проблемыявляются вариантамиэпифеноменализма — взгляда на психикукакэпифеномен физиологических процессов,т. е. «побочноеявление, никак не влияющее на ходмате­риальногопроцесса» (Гиппенрейтер, 1996. С. 228).

Компромиссныйвариант решения проб­лемы— психофизиологическоевзаимодействие.Предполагая,что психическое и физиологическое имеютразные сущности, этот подход допускаетопре­деленнуюстепень взаимодействия и взаимовлияния.Психологическоевзаимодействие представляет со­бойвариант паллиативного, т. е.

частичногорешения проблемы,поскольку лишь отодвига­етнеизбежное возникновение вопроса осоотношении психическихи физиологических процессов.

Этотво­прос,в свою очередь, при исходном признаниитого, чтопсихологическое и физиологическоеимеют раз­нуюсущность, снова приводит нас к решениюпроб­лемыв духе психофизиологического параллелизма.

Привсей сложности данной проблемы имеютсянекоторыеподходы к ее решению, свободные отне­достатковпараллелизма, теории идентичности итео­риивзаимодействия.

В философско-методологиче-скомплане для решения проблемы необходимораз­вестионтологический и гносеологическийпланы даннойпроблемы (Гиппенрейтер, 1996): онтологиче­скийплан — существование внешнего мира,проте­кание различных явлений в душеи теле человека; гносеологический план — подходы к пониманию этихявлений с точки зрения различных наук,мыс­ленныерепрезентации этих явлений в сознаниилюдей.

В этом смысле физиологическое ипсихоло­гическое описание — дваразличных вида мыслен­ныхрепрезентаций единого процесса (Ю. Б.Гип­пенрейтерсправедливо замечает при этом, чтосо­временнаянаука пока не в состоянии ответить,какогоименно процесса).

Дляиллюстрации данного положения Ю. Б.Гип­пенрейтерпредлагает следующий мысленныйэкспе­римент.

Представим себе некоегогипотетического инопланетянина, который,впервые прилетев на Зем­лю, имеетнабор необыкновенных «фильтров», черезкоторыеон рассматривает жизнь людей: «И вот,взяв один фильтр, он обнаружил бы, чтомассы наполнены какими-тосостояниями: гневом, радостью, ненави­стью,восторгом и что эти состоянияраспространяются надругие массы, заражают их, влияют на ихфункцио­нирование.Взяв другой фильтр, он увидел бы совсемдругое,например распределение информации:сгустки информации,каналы передачи информации и т. п. Онувидел бы, что плотность информации несоответ­ствуетплотности распределения самих масс,что ин­формацияскапливается и оседает в одних местах(на­пример,в библиотеках), рождается в других (вголовах ученых)и т. д. Через третий фильтр он увидел бытолько биохимическиепроцессы и больше ничего, а черезчет­вертый —трансформацию метрическихтензоров. И все это,повторяю, он увидел бы, наблюдая одини тот же процесс—существованиев пространстве и времени сгу­стковвысокоорганизованной материи. Что же,он мог быназвать его процессом жизнедеятельностичеловека (иличеловечества), понимая, однако,необыкновенное богатствои разносторонность этого процесса*(Гиппенрейтер,1996. С. 233).

Такаяточка зрения получила названиеэмпириче­скогопараллелизма. При таком варианте решенияпроблемыостаются открытыми многие вопросы, носамыйглавный из них — где заканчиваетсяобласть, в которойправомерны физиологические описания,и начинаетсяобласть психологического изученияяв­лений.Как отмечают В. П. Зинченко и М. К.Мамардашвили(1977), Ю.

Б. Гиппенрейтер (1996), большуюпомощьв решении этой проблемы играет физиоло­гия.Физиология помогает психологамсформулиро­ватьточку зрения на сущность физиологическихпро­цессов(например, представление А. А. Ухтомскогоо функциональноморгане как любом временном соче­таниисил), на место психологической реальностив построенииживого движения (Н.

А. Бернштейн), нагибкостьфункционирования нервной системы иуча­стиепсихических инстанций — «акцепторовдейст­вия»,«образов потребного будущего» и т. д. —в регуля­циижизнедеятельности (П. К. Анохин). Асовершен­ствованиеметодов физиологического исследованияпозволяетопределить более точно водораздел междупредметнымиобластями двух смежных наук.

Источник: https://studfile.net/preview/6334333/page:31/

Основные психологические проблемы

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ

Основные психологические проблемы, которые мешают гармоничному развитию человека, бывают внешними и внутренними. Внешние проблемы могут проистекать из отношений с окружающим миром. Внутренние являются последствием психологического неблагополучия самого человека.

И те, и другие приносят в жизнь существенный дискомфорт, чувство неудовлетворения жизнью, напряженности, подавленности и часто требуют помощи психолога и психотерапевта.

В работе с квалифицированным специалистом часто обнаруживается взаимосвязь трудностей психологического характера с внешними.

Так, клиенты психотерапевтов, которых беспокоят отношения с другими людьми, практически всегда должны изменить свою линию поведения и отношение к ситуации.

Что такое психологическая проблема

Большинство причин дискомфорта, неуспеха, любого рода зависимостей, неудовлетворенности и стрессов находятся в психике (в сердце), а внешние события в жизни лишь усугубляют внутренние причины.

Любые психологические проблемы причиняют человеку явные или латентные страдания. Человеку по этой причине с огромным трудом удается поменять себя и свое положение.

Однако, даже что-то поменяв, не всегда удается добиться удовлетворения и душевной гармонии.

В этом случае можно открыто сказать, что проблема преимущественно психологическая, душевная, а не внешняя, общественная. В этом случае психотерапевт может помочь человеку стать уверенной и гармоничной личностью. Достаточно приложить определенные усилия, время и профессиональные знания специалиста, и данная проблема вполне возможно решится.

Возникновение психологических трудностей

Обычно психологические комплексы возникают тогда, когда у личности есть бессознательная психологическая фиксация на каком-либо объекте или субъекте, как бы связанных (по мнению самой личности) с достижением желаемого результата. А у любого человека есть всего два вида желаний:

  • что-то получить (обладание, развитие, реализация, стремление и прочее), другими словами «стремление к…»;
  • от чего-то избавиться (побег, уничтожение, освобождение и прочее), иными словами «стремление от…».

Если этого не удается достигнуть, возникает проблема. Этот вопрос и есть основная проблема практической психологии.

Заниженная самооценка

Основная проблема психологического плана, по мнению большинства психологов, – низкая самооценка огромного количества людей.

Низкая самооценка может влиять на различные аспекты жизни человека. Люди с низкой самооценкой обычно могут говорить много негативных вещей о себе. Они могут критиковать себя, свои действия и способности или шутить о себе с сарказмом.

Люди с заниженной самооценкой обычно сомневаются в себе или винят себя, когда встречают какие-либо препятствия на своем пути. Также они могут не признавать свои положительные качества.

Когда человеку с низкой самооценкой делают комплименты, он может просто подумать, что ему льстят или преувеличивают его положительные качества.

Такие люди не ценят свои способности и сосредоточиваются на том, чего они не сделали, или на ошибках, которые они совершили. Люди с низкой самооценкой могут ожидать, что у них ничего не получится.

Они часто чувствуют себя подавленными и тревожными. Низкая самооценка может повлиять на производительность на работе или в школе.

Люди с низкой уверенностью достигают меньшего по сравнению с людьми с адекватной самооценкой, потому что они считают, что они менее достойны и способны, чем другие.

Такая категория людей стремится избегать проблем, опасаясь, что они не справятся.

Люди, не ценящие себя, могут трудиться очень много и заставлять себя перерабатывать, потому что они считают, что им нужно скрыть мнимые недостатки.

Они с трудом верят в любые положительные результаты, полученные ими. Заниженная самооценка делает человека стеснительным и очень застенчивым, не верящим в свои силы.

Комплекс неполноценности

Комплекс неполноценности – это крайняя патологическая степень неуверенности в себе и является огромной психологической проблемой человека. По сути – это отсутствие ощущения самоценности, сомнение и очень низкая самооценка, а также чувство неспособности соответствовать стандартам.

Он часто подсознателен и, как считается, что люди, страдающие от этого комплекса, стараются компенсировать это ощущение, что выражается в высоких достижениях или же крайне асоциальном поведении.

В современной литературе предпочтительно называть данное психологическое явление как «отсутствие скрытой самооценки».

Комплекс развивается благодаря сочетанию генетических характеристик личности и воспитания, а также жизненного опыта.

Комплекс неполноценности может усиливаться, когда чувства ущербности провоцируется неудачами и стрессами. Лица, подверженные риску развития комплекса, обычно проявляют признаки низкой самооценки, имеют низкий социально-экономический статус, а также имеют симптомы депрессии.

Дети, воспитанные в таких условиях, где их постоянно критиковали или же не оправдали ожиданий родителей, также могут получить комплекс неполноценности. Много разных есть предупреждающих знаков для тех, кто может быть более склонным к развитию комплекса неполноценности. Например, кто-то, склонный к вниманию и одобрению, может быть более восприимчивым.

Исследование психоаналитика Адлера

Согласно классической адлеровской психологии, повторно чувство неполноценности возникает, когда уже взрослые хотят достичь какой-либо нереальной цели или испытывают постоянную потребность в совершенствовании. Напряжение, связанное с чувством неполноценности, вызывает пессимистическое отношение к жизни и неспособность преодолевать трудности.

По словам Адлера, у каждого человека в той или иной степени присутствует чувство неполноценности, но это – не болезнь, а, скорее, стимулятор здорового, нормального стремления и развития. Оно становится патологическим состоянием только тогда, когда чувство ущербности подавляет личность, а не стимулирует его к полезной деятельности.

Комплекс делает личность подавленной и неспособной к дальнейшему личностному развитию.

Психологическая травма

Очень распространенная психологическая проблема – это последствия пережитых стрессовых ситуаций.

По своей природе это – разнообразные нарушения психики после аффективных (очень мощных и деструктивных) переживаний.

Происшествия, которые вызвали такие сильнейшие переживания, могут быть весьма разнообразными: изоляция, заболевание, гибель родного человека, рождение ребенка, развод, стресс, конфликты, война и боевые действия, опасность для существования, изнасилование и другое.

Эти события мощно воздействуют на психическое состояние, нарушая восприятие, мышление, эмоции, поведение, делая личность не вполне адекватной.

Межличностные конфликты

Еще одна отрасль, которую исследует как практическая, так и научная (теоретическая) психология — это различного рода конфликты.

Открытые и неочевидные конфликты с другими людьми приносят вред для психической деятельности человека и представляют собой серьезную проблему социально-психологического характера. Данные конфликты можно классифицировать:

  • Семейные конфликты (разные ценностные ориентиры, проблемные отношения с детьми, сексуальная неудовлетворенность, ощущение недопонимания и обид, измена, разводы).
  • Конфликты на рабочем месте (конфликтные ситуации, эмоциональные стрессы, синдром хронической усталости, стрессы, неудовлетворенность, агрессия, ощущение, что это препятствует взаимному пониманию, работе и карьерному продвижению).
  • Конфликты с друзьями и родными людьми (психологическое раздражение, зависть, болезненная ревность, обида).
  • Конфликты с посторонними людьми (уличные конфликты, в автотранспорте, в помещении с незнакомыми людьми).

Детские сложности

Психологические проблемы у детей возникают в разные периоды их жизни. Они имеют различную природу. Это могут быть следующие трудности:

  • детская агрессия и импульсивность;
  • замкнутость;
  • капризность и плаксивость;
  • робость и застенчивость;
  • низкая самооценка;
  • высокий уровень тревожности;
  • повышенная обидчивость;
  • упрямство;
  • страхи и всевозможные фобии;
  • невнимательность;
  • трудности с запоминанием информации;
  • различные проблемы психологического развития;
  • плохая успеваемость в школе;
  • сложности с адаптацией в школьном учреждении или садике;
  • проблемы общения со сверстниками и взрослыми;

В случае возникновения какого-либо рода психологических трудностей необходимо обратиться за консультацией к детскому психологу, поскольку психика ребенка – очень хрупкая структура.

Пирамида потребностей Маслоу

С позиции пирамиды потребностей великого американского психолога Абрахама Маслоу (пирамида, которая показывает основные человеческие потребности), очевидно, что вопрос безопасности и пищи не является актуальным для людей в настоящее время.

Конечно, существуют исключения, однако подавляющее большинство людей могут себя прокормить. Продукты стали доступными, их многообразие велико, также на приличном уровне поддерживается безопасность в обществе.

По теории Маслоу, если удается удовлетворить базальные потребности, то возникает желание удовлетворить высшие потребности, такие как общность или ощущать себя частью какой-либо общественной группы, самореализация, или желание реализовать себя как специалист, как личность.

Именно на стадии удовлетворения высших потребностей и возникают основные социально-психологические проблемы современного общества.

Проблема выбора в современном мире потребления

Обобщая можно сказать, что личность, удовлетворив свои основные потребности, пытается направлять свои силы на удовлетворение высших психологических и социальных желаний. В этот момент мы сталкиваемся с современными проблемами.

На данный момент существует огромный выбор различных товаров и услуг. Критерием выбора может стать цвет, внешний вид упаковки, отзывы, цена, а не только качество.

Все товары априори исполняют свои функции, но их различия делаются на незначительных характеристиках.

В дальнейшем именно эти незначительные свойства навязываются человеку как критерии выбора, и от этого люди испытывают сомнения, когда покупка уже совершена. У большинства людей нет возможности приобрести все виды одного товара, и часто они остаются неудовлетворенными ввиду сомнений правильности своего выбора.

Ускоренный ритм жизни

Люди стали преодолевать большие расстояния за небольшое время, это значит, что они чаще занимаются каким-либо видом деятельности. Научное развитие позволило экономить время на одних вещах, но при этом оно же даровало возможность потратить сэкономленное время на других.

В современном мире все больше растет зависимость от компьютерных игр и от социальных сетей. И таким образом люди только увеличивают нагрузки на психику вместо того, чтобы отдыхать, мозг все больше перегружен. Это подтверждается множеством психологических исследований.

Психологические проблемы, вызванные быстрым темпом жизни общества, – настоящий бич современности, считают психологи.

Не стоит игнорировать болезненные сигналы нашей психики и заниматься профилактикой психологических расстройств. Если из проблемной ситуации нет выхода, то оптимально будет просто переключиться на что-то отвлекающее и более полезное. Иногда прекрасным решением психологических проблем будет посещение психолога.

Источник: https://FB.ru/article/32221/psihologicheskie-problemyi-lichnosti-v-raznyie-vozrastnyie-kategorii

причина всех психологических проблем

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ

Думаете, я слишком много на себя взяла? А вот и нет, и сейчас поймёте почему. Если рассмотреть любое психологическое нарушение, и добраться до самой его сути — там окажется одна-единственная причина. Не верите? А вы поэкспериментируйте, и придёте к тому же самому выводу.

А чтобы это понять — сначала давайте разберёмся с тем, что нам в жизни всего дороже. Фактически — со смыслом жизни. Причём не индивидуальным, а ВООБЩЕ. Глобальным. И это будет справедливо для каждого из нас, без исключения.

ЧУВСТВА

Представьте, что вы в один прекрасный день (нет, он будет не прекрасным, а ужасным на самом деле) — перестали что-либо чувствовать. Вот взяла просто и отключилась у вас эта сиддха.

Встали утром, и ничего не можете понять. Вроде всё как обычно, вас окружают те же самые предметы, те же люди. Вы по привычке собираетесь на работу, чистите зубы, смотрите на себя в зеркало… И вдруг осознаёте, что ничто не вызывает в вас никаких эмоций.

Нет чувств к близкому человеку, нет реакции на погоду, нет удовольствия от любимого пальто.

Вы слышите на улице звуки, которые внезапно перестают иметь для вас какую-либо окраску, вы смотрите в экран телефона, открываете браузер, а вся информация стала для вас безликой, одна картинка ничем не отличается от другой, а тексты превратились в бездушный набор букв.

На работе вам выдают зарплату, в этот момент вы снова прислушиваетесь к себе, в поисках привычных откликов, но там просто тишина и пустота. Как если бы вам было всё равно — выдали вам её вообще или нет.

Вам даже не хочется потратить эти деньги, потому что вы не испытаете ни радости от покупок, ни удовлетворения от подарка любимому.

Да и сам любимый превратился просто в декорацию, элемент пейзажа, потерял всякое значение.

У вас даже страха нет, нет страдания. Вам без разницы — будете ли вы существовать или умрёте; вам перестало чего-либо хотеться, потому что ни одно исполненное желание не всколыхнёт внутри вас ни малейшей ряби на глади вашего равнодушия…

Как только вы всё это осознаете — и одновременно потеряете ещё и надежду, что это может восстановиться (потому что надежда — это тоже чувство) — вы просто… Нет, вы даже и руки на себя не наложите, потому что это будет слишком энергозатратное действие, а вам не ради чего это делать, и не от чего убегать — нет ни хорошего, ни плохого.

Вы просто ВЫКЛЮЧИТЕСЬ. Как те роботы из фильма «Суррогаты», когда их покидает сознание владельца. Пропадут все желания, все мотивы, все смыслы, в том числе и двигаться.

Всю эту страшилку я рассказываю только для того, чтобы вы увидели и осознали одну простую вещь. ЧУВСТВА — вот что наполняет нашу жизнь смыслом. Наша способность чувствовать и является главным двигателем, который толкает нас на поступки, решения, выборы. Который рождает в нас вообще — желание жить.

Я приведу ещё пару примеров, чтобы было понятней.

СУИЦИД. Почему люди убивают себя? Потому что устают от бесконечных страданий, потому что во мраке этих мучений больше не осталось никаких хороших чувств. И они не надеются, что эти чувства вернутся к ним.

ДЕПРЕССИЯ. Люди так же перестают чувствовать, и из-за этого не могут больше найти причину, для чего им сегодня вставать с кровати, или мыть голову… Для чего куда-то идти или что-то делать? Ведь это не дарит никаких чувств! Проще вообще не просыпаться.

ПСИХИАТРИЧЕСКИЕ ДИАГНОЗЫ. Человек внутри самого себя ставит жесточайшие запреты на «хорошие» чувства, и лишает себя их.

Либо испытывает «плохие» чувства настолько невыносимого уровня, что оба эти явления буквально расщепляют личность, или даже расщепляют реальность. Для того, чтобы от этого было куда сбежать. И человек сбегает в безумие.

В альтернативный мир, где запреты не работают, а от ужасных чувств можно просто спрятаться в отдельном уголочке сознания.

Примеров можно приводить бесконечное множество, но все они в итоге сведутся к чувствам. Многие из вас и без меня это прекрасно понимают, однако вы сейчас увидите, к чему я веду.

СТРАХ

Страх можно было бы тоже отнести к чувствам, но это будет не совсем правильно. Он скорее то, что заслоняет их. Универсальный уничтожитель чувств. Эмоция страха настолько всеобъемлюща и вездесуща, что я начинаю относиться к ней с неподдельным уважением. Это величайшая иллюзия человечества. Он способен уничтожить практически всё.

Если вы начнёте исследовать любую свою заморочку, которая вам мешает жить — то вы всегда обнаружите в её основе СТРАХ. И самое интересное заключается, знаете, в чём? Что это всегда будет страх ПОТЕРЯТЬ .

То самое ценное и главное чувство, которое придаёт смысл вашей жизни.

Таких чувств много, их можно назвать ещё и состояниями (если они стабильны и протяжённы во времени), они разные — но для всех нас они примерно одни и те же.

Либо — это будет страх испытать какое-то очень плохое и неприятное чувство. И снова, испытывая плохое — мы теряем при этом возможность чувствовать хорошее.

Вот смотрите, объясняю на пальцах. К примеру — я страдаю прокрастинацией. Не хочу делать какие-то нудные и трудные дела, они накапливаются.

И если я всё-таки заставлю себя их делать, то испытаю нечто очень неприятное, и избегая этих неприятных ощущений — постоянно отодвигаю момент их наступления. «Избегаю» — «бегу» — это цепочка страха, заметьте.

А теряю я что? Состояния вдохновения или удовлетворения, которые могли бы возникнуть, если бы мне эти дела нравились.

Ещё пример. Я злюсь на своего коллегу за то, что он постоянно переваливает на меня свои обязанности. Почему это меня злит? Потому что я тогда или вынуждена буду делать работу за него, или мне придётся выяснять с ним отношения.

В первом случае я устану и потеряю силы, то есть буду находиться в плохом состоянии — «усталость», а хорошее состояние — «энергичность» я теряю. Во втором случае — я инициирую конфликт, и тогда мне страшно получить агрессию от коллеги, и ещё, скажем, осуждение от кого-то.

И я испытаю очень неприятное состояние — «стыд, вина». А потеряю — чувство, скажем, «безопасности» или «спокойствия».

Возьмите любую ситуацию из своей жизни и исследуйте её вот таким образом. И вы всегда обнаружите, что вы либо бежите от какого-то чувства/состояния (боясь его испытать), либо наоборот — оберегаете какое-то важное для себя чувство/состояние (боясь его потерять).

Всё очень просто в основе своей.

А теперь — гвоздь программы, та-дааам!

Этот страх — ИЛЛЮЗОРЕН

Тоже не верите? Погодите, сейчас я вам расскажу всю правду-матку…

Насчёт страха испытать нечто неприятное — я соглашусь, тут нет смысла кого-то переубеждать. Этот страх вполне обоснован, и ни один нормальный человек не станет отрицать, что боль — это боль, как ты её ни назови. Мы её избегаем, мы её не хотим испытывать. Будь она хоть физическая, хоть эмоциональная. И это нормально.

А вот с другим родом страха — мы находимся в глубочайшей, зловреднейшей, портящей нам всю жизнь, создающей бесконечное число искажений реальности — чистой воды ИЛЛЮЗИИ.

Все хорошие чувства и состояния, которые мы боимся потерять — на самом деле потерять невозможно.

Я подожду, пока до вас дойдёт смысл этих слов. Я знаю, такое сложно с ходу осознать, да и не нужно. Не надо в это слепо верить, это надо проверить!

Я потому и пишу об этом, что проверяла неоднократно, и неизменно приходила к одному и тому же результату. ВСЕГДА.

Эти состояния — они лежат в самой сути человеческой, в самой нашей основе. Мы буквально состоим из них. Чтобы не говорить абстрактно — я назову самые важные, к которым обычно сводится большинство цепочек страха потери.

  • любовь
  • свобода
  • радость
  • безопасность/защищённость
  • удовлетворение/удовольствие
  • спокойствие
  • существование

Это далеко не всё, потому что человек — это существо (надо отдать ему должное) весьма многогранное и сложное. Поэтому все эти основные потоки могут разделиться на множество мельчайших нюансов, назвать которые тоже можно по-разному. Но в итоге — ядро у них одно.

И это ядро — всегда, неизменно, находится ВНУТРИ каждого из нас. То есть все мы этим обладаем изначально.

Но вот то, что начинает происходить дальше — это и есть краеугольный камень вообще всей науки под названием «психология». Человек загромождает своё ядро разной, я извиняюсь, фигнёй. Это всё равно что привезти на алмазные копи тонну мусора и устроить там свалку.

Мусор — это разного рода эмоции (тоже из той же оперы, заметьте, всё про чувства идёт речь) — стыд, вина, злость, зависть, уныние, страх, ненависть — ну, дальше можно продолжить в том же духе.

А чтобы своё ядро — обрести, этот мусор нужно всего лишь разгрести. То есть, я хочу сказать — природа человека вовсе не греховна, как нас долгое время учили. Наоборот. Всё, что в нас есть хорошего — это наше естественное свойство, и находится просто под завалами заблуждений и страхов.

Поэтому, когда вам говорят — «О, идите к свету, любите всех, станьте добрыми и пойте мантры» — не верьте)) На самом деле надо взять лопату, пойти к своей куче мусора, и элементарно её почистить. А алмазы обнаружатся сами, потому что они никуда и не девались из вас, вы просто забыли о них, не верите в их существование, и считаете себя плохими.

Если вас внутри гложет боль и ненависть — не надо каждое утро твердить аффирмации «Как я люблю этот мир, и пусть будет всем добро!». Себе не соврёшь.

Лучше от души скажите: «Ох, как же я вас всех ненавижу!», а после этого задайте себе вопрос: «А почему я так ненавижу всех?» — и ищите в себе ответы, дайте себе право на свои эмоции, разберитесь в них.

Если правильно разберётесь — тогда ненависть САМА уйдёт, и вам не придётся её прогонять. Душу отпустит, и на это место придёт что-то хорошее, потому что оно давно ждало внутри вас, пока вы его высвободите.

А если не получается разобраться — приходите, вместе разберёмся.

Есть простые и чёткие способы, для планомерного избавления от любых негативных эмоций, которые душат в вас огонь жизни. Периодически я буду рассказывать о некоторых из них.

Мой личный опыт использования этих методов привёл к тому, что мои собственные базовые состояния (о которых я писала выше) набрали такую силу, что их уже практически невозможно чем-то расшатать.

И в работе с клиентами я также ежедневно убеждаюсь, что эта теория верна.

Это целое мировоззрение, всего сразу и не объяснишь. Буду давать постепенно, глядишь — кому-то и зайдёт, и поможет.

В следующей статье расскажу, что происходит, когда человек отказывается любить себя. Почему он перестаёт это делать, и как снова к этому вернуться.

Ваш психолог по призванию — Роза Козел.

Читай ещё:5 веских причин пойти к психологу5 причин, почему НЕ СТОИТ идти к психологу

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ddc024e5e28df4e59a3c065/glavnaia-prichina-vseh-psihologicheskih-problem-5de22c0c0be00a00ae4e9a8a

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: