КАРТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Содержание
  1. Картельный сговор по 44-ФЗ: как опознать на торгах и что делать
  2. Что такое картельный сговор при госзакупках
  3. Признаки картельного сговора
  4. Штрафы за картельный сговор по закупкам
  5. Что делать, если столкнулись с картельным сговором по 44-ФЗ
  6. Образец жалобы на картель в ФАС
  7. Картельный сговор: признаки и практика
  8. Виды сговоров на торгах
  9. Таран в торгах
  10. Аукционные роботы
  11. Подача неконкурентного предложения
  12. 1. Попытаться обыграть участников «тарана»
  13. 2. Жаловаться в ФАС России, указав на признаки сговора: аффилированность участников, нелогичное, экономически нецелесообразное поведение, отклонение заявок при рассмотрении вторых частей и т.д
  14. 3. Проверка на внимательность
  15. 4. Сокращённые сроки исполнения контракта
  16. 5. Отклонение большого количества заявок без объяснения причин или по надуманным основаниям
  17. 6. Заниженная начальная цена контракта, по которой невозможно его качественное исполнение
  18. Как бороться с картельным сговором между заказчиком и участниками
  19. Признаки картельного сговора
  20. Как распознать сговор: признаки картеля
  21. Как пожаловаться в ФАС
  22. Штрафы за картель
  23. Картель и другие антиконкурентные соглашения
  24. Что такое антиконкурентное соглашение?
  25. Вертикальные антиконкурентные соглашения
  26. Иные антиконкурентные соглашения
  27. Как распознать антиконкурентное соглашение?
  28. Классические картели – ч.1 ст.14.32 КоАП РФ:
  29. Картели на торгах – ч.2 ст.14.32 КоАП РФ:
  30. Уголовная ответственность: ст. 178 УК РФ
  31. Что нужно сделать участникам закупок, чтобы не попасть под УК и не платить огромные штрафы?
  32. Юристы Консалтинговой Группы ЭТАЛОН готовы оказать для Вас следующие услуги:
  33. Стоимость услуг
  34. Что такое картельный сговор?
  35. Понятие картельного сговора
  36. Цели и задачи картельных соглашений
  37. Виды картелей в зависимости от типа сговора
  38. Об организации картелей
  39. Факторы развития картелей
  40. О вреде картельных соглашений
  41. Как ведется борьба с картелями в разных странах?
  42. Проблема борьбы с картелями
  43. Проблема устойчивости картеля

Картельный сговор по 44-ФЗ: как опознать на торгах и что делать

КАРТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Картельный сговор — это соглашение нескольких хозяйствующих субъектов с целью устранить конкуренцию, переделать рынок и поддержать высокие цены на товары, работы или услуги. В закупках по 44-ФЗ используется, чтобы незаконно привести к победе определенного участника. Карается штрафом до 1 000 000 рублей и тюремным сроком до 6 лет.

Картельное соглашение заключается между несколькими игроками одного и того же рынка, то есть организациями, которые производят одни и те же либо сходные товары, работы или услуги и, в норме, должны между собой конкурировать. Конкуренция имеет целью:

  • повышение качества поставляемых товаров, работ или услуг, поскольку каждая организация в условиях честной конкуренции стремится усовершенствовать продукт, сделать его более продаваемым;
  • снижение цены через модернизацию способов производства или уменьшение маржи поставщика.

При картельном соглашении компании договариваются о стабильных ценах, делят между собой рынки сбыта, в результате чего потребитель получает сомнительного качества товары, работы и услуги по завышенным ценам. Практика картельных соглашений не только стагнирует рынок, но и препятствует инновациям, улучшению способов производства и повышению качества товаров, работ или услуг.

Картельные соглашения незаконны и недопустимы.

Что такое картельный сговор при госзакупках

Система государственных закупок внедрена для обеспечения наиболее рационального расходования бюджетных средств. Для 44-ФЗ конкуренция является принципиально важным условием.

В ч. 1 ст. 10 135-ФЗ указано, что такое картельный сговор по 44 ФЗ — соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, которые продают товары на одном рынке, или между хозяйствующими субъектами, которые приобретают товары на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят к:

  1. Установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) или наценок.
  2. Повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
  3. Разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков).
  4. Сокращению или прекращению производства товаров.
  5. Отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

За время существования контрактной системы изобретена не одна форма картельного сговора, в их числе:

  • широко известный «таран», при котором договариваются два игрока: один в процессе торгов сильно снижает цену контракта, делая его невыгодным для других добросовестных поставщиков, из-за чего они снимаются с торгов. В конце торга заявку подает другой участник сговора, понизив цену незначительно, в итоге вторые части заявок этих двоих участников и рассматривает заказчик. В ходе рассмотрения оказывается, что заявка поставщика, который снижал сильно стоимость, не соответствует требованиям. В результате побеждает тот, который снизился незначительно. Договоренность между «тараном» и победителем заключается в том, что второй выплачивает первому «откат», либо на следующих торгах уже победитель станет «тараном» и обеспечит победу партнеру;
  • организации договариваются между собой не снижать сильно цену контракта, что невыгодно для заказчика;
  • в результате договоренности один из конкурентов не подает свою заявку либо подает ее с заведомыми ошибками, обеспечив победу другому участнику.

Картельный сговор между заказчиком и подрядчиком возможен в таких формах:

  • заказчик разрабатывает документацию, «заточенную» под определенного участника. Нередки случаи, когда еще до начала процедуры участники разрабатывают документацию по себя и передают ее заказчикам, а те только публикуют в нужном виде;
  • заказчик формулирует документацию и требования к участникам так, чтобы неподготовленный поставщик не мог самостоятельно правильно подать документы на участие, тем самым подготавливается почва для нужной компании;
  • в ходе тендера заказчик необоснованно или по надуманным основаниям отсеивает неугодных участников, лоббируя интересы конкретной компании.

Признаки картельного сговора

Распознают антиконкурентное соглашение на этапе публикации документации, до непосредственных торгов, по определенным косвенным признакам. Признаки картельного сговора в госзакупках:

  • витиеватая закупочная документация со множеством мелких требований к заявкам;
  • наличие требований, которые не являются строго необходимыми, учитывая предмет закупки, но исполнить которые способна только одна компания, — верный признак того, что ее победу пытается обеспечить заказчик;
  • неправдоподобно короткие сроки исполнения: если заказчик предоставляет слишком мало времени на исполнение контракта, это означает, что часть его уже выполнена определенной компанией и ее победа необходима заказчику;
  • слишком маленькая НМЦК — возможно, заказчик рассчитывает, что добросовестные участники просто не заинтересуются невыгодным предложением.

Уже в ходе проведения торгов определить картельный сговор можно, если имеются признаки картеля на торгах:

  • состав участников: если одни и те же компании кочуют вместе из одной закупки в другую, это часто свидетельствует об устоявшейся схеме сговора;
  • сильное снижение цены в начале торгов — признак «тарана»;
  • один или несколько игроков совершают странные, невыгодные для себя шаги, например, значительно снижают цену или, наоборот, не участвуют в торге.

Установить со стороны однозначно очевидные признаки картеля довольно сложно. ФАС при рассмотрении таких дел рассматривает не только фабулу конкретного тендера, но и предшествующее участие группы организаций в других торгах, IP-адреса, с которых идет работа каждой из организаций, и другие признаки. О наличии сговора подсказывает ощущение, что в ходе торгов:

  • игроки знают заведомо шаги друг друга;
  • игроки или заказчик «продвигают» к победе одну организацию;
  • необоснованно отсеиваются добросовестные игроки.

Штрафы за картельный сговор по закупкам

Организация и участие в антиконкурентном соглашении наказуемо как для заказчиков, так и для участников, и квалифицируется как:

  • административное правонарушение по ст. 14.32 КоАП РФ. Его совершение грозит штрафом для должностных лиц от 20 000 до 50 000 рублей или дисквалификацией до 3 лет, для юридических лиц — от 1/10 до ½ НМЦК, но не менее 100 000 рублей;
  • уголовное преступление по ст. 178 УК РФ, если действия виновника привели к крупному или особо крупному ущербу. Санкцией за картельный сговор будут принудительные работы до 5 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет или без такового, либо лишение свободы до 6 лет со штрафом до 1 000 000 рублей или без такового и с лишением права занимать определенные должности на срок от 1 года до 3 лет или без такового. Привлечение к уголовной ответственности осуществляется с учетом положений УК РФ о сроке давности. Если причинен ущерб в крупном размере, срок давности картельного сговора составит два года с момента преступления, если в особо крупном — шесть лет.

Что делать, если столкнулись с картельным сговором по 44-ФЗ

Первоначально дело о картельном сговоре рассматривает ФАС, позднее оно переходит на рассмотрение в арбитражный суд, если кто-то из его участников решит оспорить решение ФАС. Либо жалоба изначально подается в суд, если пропущен срок обжалования в ФАС. Судебная практика по картельным сговорам по 44 ФЗ разнообразна, в частности:

  • участники закупок оспаривают действия заказчиков, направленные на лоббирование интересов отдельной организации;
  • рассматривается поведение игроков до и во время торгов на предмет установления между ними связи. Предметом особого внимания стаи, например, «повторяющиеся участники» — компании, которые из года в год действуют единым фронтом и постоянно побеждают у одних и тех же заказчиков или в одних и тех же сферах рынка.

Например, Постановлением АС Восточно-Сибирского округа от 04.07.2019 по делу № А10-3052/2018 признали торги недействительными из-за того, что применялась схема «таран».

Участник аукциона обратился в суд, посчитав, что на торгах другие участники сговорились. Суд установил, что два участника создали видимость борьбы, снизив цену более чем на 90%.

Они составили заявки заведомо с нарушением, и заказчик их отклонил. Контракт заключили с третьим соучастником схемы по максимально возможной цене.

Добросовестные участники, сбитые с толку резким падением цены, не смогли участвовать в торгах. В итоге суд признал торги недействительными.

При определении вины лиц суды принимают во внимание как прямые, так и косвенные доказательства. Например, подтверждением вины будут:

  • использование одних и тех же IP-адресов несколькими игроками;
  • факты денежных транзакций между участниками;
  • обнаружение документов одного участника в офисе другого.

Картели ограничивают развитие рынка как экономически, так и в части внедрения инновационных способов производства. Компаниям нет смысла вкладываться в инновации, если они и без них держат уверенно высокую стоимость на рынке.

Образец жалобы на картель в ФАС

Источник: https://goskontract.ru/tender/kartelnyy-sgovor-po-44-fz-kak-opoznat-na-torgakh-i-chto-delat

Картельный сговор: признаки и практика

КАРТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Несмотря на контроль со стороны государства нарушений в сфере госзакупок меньше не становится. Сговоры на торгах по-прежнему составляют более 80% от общего числа картелей. В статье расскажем, как распознать сговоры на торгах и какой вид мошенничества распространен в последнее время.

Повышайте квалификацию на курсе «Противодействие коррупции», Повышение квалификации, 40 ак.часов, Удостоверение

Недобросовестные участники торгов, а нередко и сами заказчики прибегают к разным способам обхода закона с целью:

  • заключить контракт с заранее определённым поставщиком (в случае сговора заказчика с участником);
  • либо максимально снизить, повысить или поддержать цену контракта (преимущественно, когда сговор заключен между участниками-конкурентами).

Сговор при проведении торгов — это соглашение, которое ограничивает или исключает конкуренцию на торгах.

Типы мошенничества зависят от фантазии их участников. Могут применяться совершенно различные схемы: от манипуляций с документацией до получившего широкое распространение «тарана».

Почему же важно разбираться в уловках, к которым прибегают заказчики и недобросовестные участники на торгах?

Во-первых, можно выявить «заточенные» под конкретного участника торги и не принимать участие в таких закупках, сэкономив время и использовав его с пользой, например, участвуя в других (честных) торгах.

Во-вторых, выявив признаки мошенничества в закупках, можно попробовать обойти ловушки заказчика или участников сговора и выиграть торги.

В-третьих, если вы видите признаки сговора на торгах, лучше подать жалобу в ФАС России, чтобы пресечь недобросовестное поведение на перспективу и искоренить уже сложившуюся практику.

Виды сговоров на торгах

  1. Сговоры участников закупки между собой (картель).
  2. Сговоры между участником закупки и заказчиком.

Картельные сговоры могут быть в форме «тарана», соглашения о пассивном участии в торгах (отказ от торгов) либо о подаче неконкурентоспособного предложения.

Таран в торгах

«Таран» — это стратегия выдворения добросовестных участников с аукциона.

Суть схемы: участники сговора снижают цену до экономически невыгодной, вынуждая добросовестных поставщиков отказаться от дальнейшей борьбы. При рассмотрении вторых частей заявок обнаруживается, что компании-«тараны» не соответствуют требованиям документации и их заявки отклоняются.

Третий участник сговора (победу которого обеспечивают демпингующие компании), на последних минутах аукциона делает предложение, незначительно отличающееся от начальной цены контракта, и побеждает в торгах.

Соглашение о неучастии в торгах направлено на заключение контракта с победителем с минимальным снижением цены из-за бездействия других участников. Проявляется как отказ от торга, раздел контрактов или рынка.

Аукционные роботы

В настоящее время популярность приобретают «цифровые» сговоры с применением аукционных роботов, запрограммированных на минимальное снижение от начальной цены.

https://www.youtube.com/watch?v=seLhQGt7iE0

Переход картелей в «цифру» главный тренд в практике сговорщиков.

Подобный сговор на торгах в 2016 году был раскрыт в Мурманске. При создании аукционных роботов две компании программировали для них лимиты снижения в диапазоне от 0,5% до 1% от начальной цены контракта, в зависимости от того, кто из них должен выиграть аукцион.

ФАС России в октябре 2017 года также возбудила дело по признакам «цифрового» сговора на медицинских аукционах. Участники закупок использовали специальные программы для автоматического поддержания максимальной цены при участии в аукционах, общая сумма закупок составила более 145 млн рублей.

За последнее время выявлены признаки сговоров с участием роботов более чем на 2 000 электронных аукционов.

Подача неконкурентного предложения

Ещё одной формой сговора участников закупки между собой является подача неконкурентоспособного предложения с заведомо проигрышной ценой или неприемлемыми условиями исполнения контракта. Этот вариант картеля также преследует цель обеспечить победу определённому участнику по цене близкой к начальной.

Соглашения о неучастии в торгах или о подаче неконкурентоспособного предложения преимущественно вредят заказчикам. Они не позволяют достичь экономии бюджетных средств и приобрести максимально качественный товар, поскольку заказчику просто не из чего выбирать.

Для поставщиков же основной проблемой является система «таран», где действия сговорщиков направлены против конкурентов — добросовестных участников.

Схема старая и легко выявляемая, однако, по-прежнему используемая. В январе 2018 года ФАС России сообщила об очередном раскрытии сговора на четырёх аукционах по ремонту и техобслуживанию зданий. Фирмы действовали по схеме «таран».

1. Попытаться обыграть участников «тарана»

Даже если отмечается резкое значительное снижение цены (как правило, более 30%) на аукционе, не следует терять к нему интерес. Дождавшись переторжки, можно предложить минимально допустимую для себя цену или подать ценовое предложение после того, как его подал последний участник сговора.

Важно! Если имеются признаки «тарана» не стоит в погоне за контрактом на переторжке подавать цену, которая не позволит в последующем исполнить контракт. Цена должна быть обоснованной с учётом всех планируемых расходов, иначе есть риск угодить в реестр недобросовестных поставщиков.

2. Жаловаться в ФАС России, указав на признаки сговора: аффилированность участников, нелогичное, экономически нецелесообразное поведение, отклонение заявок при рассмотрении вторых частей и т.д

Распознать и победить второй вид сговора — сговор между участником закупки и заказчиком, может оказаться сложнее. Здесь больше вариантов для манипуляций.

На наличие сговора между участниками торгов и заказчиком могут указывать следующие уловки:

  1. Спрятанные закупки. Заказчик использует неверное или неточное наименование предмета закупки, неверную категорию закупки (код ОКПД2).
  2. «Заточенная» документация — документация, сформированная под одного производителя. Заказчик конкретизирует характеристики товаров таким образом, чтобы описание соответствовало только товару одного производителя (например, требования к упаковке, дозировке, форме выпуска).

Особенно популярна «заточенная» документация на торгах по поставке лекарственных средств и медицинских изделий. Признаки картелей в данной области обнаружены ФАС России при проведении более 6 000 аукционов. Общая сумма их начальных цен составила свыше 23,2 млрд рублей.

В декабре 2017 года виновными в сговоре признаны министерство здравоохранения Хабаровского края, больницей (организатор торгов), производитель дезинфицирующих средств и его дилер.

Проводился аукцион на совместную закупку дезинфицирующих, моющих средств и кожных антисептиков для нужд 11 учреждений здравоохранения края.

Аукционная документация была составлена под характеристики конкретного производителя, что исключило возможность другим компаниям претендовать на заключение договоров поставки. Победителем аукциона стал официальный дистрибьютор того самого производителя.

3. Проверка на внимательность

Заказчиком создаются дополнительные препятствия при подготовке участниками закупки заявок на участие в аукционе.

В документации приводится объёмное описание требований к закупке с использованием однотипных формулировок и синтаксиса, которые в какой-то момент заменяются на похожие, но противоположные по значению.

Поставщик может не заметить изменение и допустить ошибку (чаще всего при конкретизации характеристик, сопровождающихся словами «не более» или «не менее», «более» или «менее» и т.д.).

Заказчик рассчитывает на то, что сторонние поставщики не смогут правильно разобраться в документации по закупке — и либо не станут участвовать, либо их заявка будет отклонена, так как они не смогут исполнить всех требований.

4. Сокращённые сроки исполнения контракта

Если сроки исполнения контракта являются нереальными, возможно, что работы уже частично выполнены поставщиком, победа которого является целью такой закупки.

5. Отклонение большого количества заявок без объяснения причин или по надуманным основаниям

Как правило, это становится возможным благодаря ловушкам документации. К участию в закупке допускаются только фирмы, участвующие в картельном сговоре.

6. Заниженная начальная цена контракта, по которой невозможно его качественное исполнение

Цена отпугивает добросовестных поставщиков, а «нужная» фирма такой цены не боится, поскольку располагает информацией о том, что фактический объём работ значительно меньше.

Как бороться с картельным сговором между заказчиком и участниками

Бороться со сговором между заказчиком и участниками можно и нужно. Для этого советуем следовать нашим рекомендациям:

  1. Регулярно просматривайте закупки в сфере вашей деятельности. Ищете закупки по разным тегам (наименование закупки, заказчик, ОКПД), просматриваете планы-графики интересующих вас заказчиков, чтобы не пропустить закупки, в которых хотите принять участие.
  2. Внимательно изучите закупочную документацию на наличие в ней скрытых ловушек, в первую очередь, в техническом задании и в инструкции по заполнению заявки.
  3. Подавайте заказчикам запросы на разъяснения документации, если условия закупочной документации вызывают вопросы (недостаточно информации для заполнения заявки, наличие противоречий в документации, ошибки в характеристиках товара, частичное несоответствие ГОСТам).
    Ответ заказчика должен вам помочь корректно сформировать заявку. Если же заказчик не ответил на запрос или его ответ дан не по существу, подайте жалобу на картельный сговор в ФАС.
  4. Если документация не соответствует требованиям закона или заказчик необоснованно отклонил вашу заявку, жалуйтесь в ФАС.

Жаловаться нужно не только на нарушение закона о закупках (44-ФЗ и 223-ФЗ), но и на сговор (статья 11 и 17 Закона о защите конкуренции) на торгах.

Смотрите запись вебинара «Антимонопольное законодательство: основы, ответственность, судебная практика»

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1576

Признаки картельного сговора

КАРТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Картельный сговор – это соглашение нескольких субъектов, цель которого — ограничение конкуренции. Такая договоренность является незаконной и наказывается крупными штрафами.

Свободная конкуренция — важное условие развития рыночной системы и экономики страны. Только в условиях честной конкуренции у хозяйствующих субъектов есть мотивация оптимизировать производства, повышать эффективность, работать над снижением стоимости ТРУ и повышением их качества.

В том, чтобы принципы свободной конкуренции повсеместно соблюдались, заинтересованы как сами участники рынков, так и потребители ТРУ, поэтому на защиту конкуренции направлены усилия и законодателя, и уполномоченных государственных органов.

Участники картельного — это игроки одного и того же рынка, которые, вместо того чтобы честно конкурировать на нем, формируют договоренности, которые позволяют им работать на этом рынке, реализовывать ТРУ и получать прибыль, не прилагая усилий, чтобы на нем удержаться. Договоренность направлена на:

  • поддержание определенного уровня цен на рынке;
  • устранения отдельных участников с рынка;
  • передел сфер влияния на рынке.

Картельный сговор возможен на рынке любых ТРУ и всегда незаконен, но особого внимания заслуживают картели, работающие в сфере госзакупок; к таковым относятся:

  • картельный сговор между заказчиком и подрядчиком, когда заказчик стремится отдать контракт на исполнение не выбранному на честном тендере победителю, а компании, с которой заранее достигнута договоренность;
  • договоренность между несколькими участниками тендера.

Говоря о том, что такое картельный сговор по 44-ФЗ и чем он опасен, важно помнить, что по закону о контрактной системе расходуются не собственные средства заказчика, а бюджетные деньги.

Конкуренция на тендерах — это не только способ для заказчика получить наилучший товар, работу или услугу, но и сэкономить государственные деньги.

Картельный сговор на госзакупках способствует не только снижению качества поставляемых ТРУ, но и неэффективному расходованию бюджетных средств, что наносит ущерб как экономической, так и политической системам страны.

В сфере госзакупок изобретено множество схем картельного сговора:

  • широко известна форма картельного сговора «таран», предполагающая договоренность двух участников тендера против остальных. Первый участник сильно снижает сумму будущего контракта относительно НМЦК, заставляя добросовестных участников покинуть торги, поскольку для них это становится невыгодно. В конце торга свою цену предлагает второй участник договоренности, который относительно НМЦК снижает незначительно. В итоге в тендере остается два участника, заявки которых поступают на рассмотрение заказчику. В результате рассмотрения выясняется, что заявка первого, «тарана», не соответствует требованиям, и победителем признается второй заговорщик, чье предложение незначительно ниже НМЦК. В результате заказчик вынужден заключить контракт с не самым лучшим из претендентов, да еще и не по самой оптимальной цене;
  • нередко участники тендера договариваются между собой не снижать значительно цену тендера, из-за чего не достигается одна из задач закупочной системы — экономия бюджетных средств;
  • некоторые договоренности реализуются еще до начала непосредственно тендера: компании, работающие на одном рынке, договариваются, что не станут подавать заявки на одни и те же тендеры — это фактический передел рынка на сферы влияния.

Нередко участником становится сам заказчик:

  • манипулирует с закупочной документацией, формулируя ее таким образом, что «случайная» компания заведомо не выполнит предъявленные условия;
  • на этапе проведения тендера отсеивает неугодные компании по надуманным поводам.

Как распознать сговор: признаки картеля

Распознать признаки картеля на торгах не всегда просто: схемы взаимодействия заговорщиков модернизируются, и часто совершаемые ходы не очевидны для стороннего наблюдателя. Заказчик подозревается в сговоре с одним из участников при наличии таких маркеров, как:

  • документация о закупке сформулирована витиевато, в ней много мелких, не вполне обоснованных и нетривиальных требований к заявкам;
  • наличие требований, которые в области применения закупаемых ТРУ не являются обычными и обязательными, особенно важно обращать внимание на требования или сочетания требований, которые объективно способна выполнить только одна компания — верный признак того, что ее интересы заказчик лоббирует;
  • сложные условия исполнения контракта, например, заказчик заявляет слишком маленькие сроки исполнения — нередко это говорит о том, что по факту ТРУ заказчику уже поставлены, и теперь он стремится только легализовать это с помощью формальной процедуры;
  • слишком маленькая НМЦК — расчет на то, что добросовестные участники не заинтересуются процедурой и не придут на нее.

Уличить участников в договоренности можно, если имеются такие признаки картельного сговора в госзакупках, как:

  • значительное снижение НМЦК в начале процедуры — признак «тарана»;
  • странные действия игроков, невыгодные решения с их стороны;
  • необоснованно отсеиваются добросовестные участники;
  • одна и та же команда участников кочует из одного тендера в другой.

Борьба с картелями — важный аспект государственной политики, и российский законодатель это осознает. В настоящий момент рассматривается инициатива по ужесточению этой борьбы, в частности, созданию цифрового реестра картелей.

Компании, внесенные в него, не смогут участвовать в государственных тендерах.

Картели — это не специфическая российская проблема, для противодействия картельным сговорам на торгах за рубежом создаются специальные госорганы, такие как Федеральное ведомство по картелям в Германии.

Как пожаловаться в ФАС

Первым органом государственной власти, который рассмотрит дело о картельном сговоре, является Федеральная антимонопольная служба; борьба с картелями — это сфера ее непосредственной компетенции.

Сообщать в ФАС об обнаруженном картеле можно:

  • с помощью официального письменного обращения, отправленного по почте или принесенного лично в приемную госоргана. Особых требований к такому обращению не предъявляется, оно составляется в свободной форме, важно указать в нем адресата, заявителя, подробно изложить факты и подозрения и подкрепить документами, если таковые имеются;
  • воспользоваться формой обратной связи на сайте ведомства, такие обращения рассматриваются как официальные.

Пример жалобы в ФАС на картельный сговор:

Если пропущен срок обращения в ФАС, либо если решение ФАС не устраивает кого-то из участников дела, вопрос передается на рассмотрение арбитражного суда — судебная практика по картельному сговору по 44-ФЗ велика и разнообразна. Суды решают вопрос о наличии или отсутствии картельной договоренности между компаниями по ряду прямых или косвенных признаков:

  • анализируются IP-адреса, с которых компании подают заявки, если адреса совпадают, это один из аргументов в пользу наличия картели;
  • история взаимоотношений: если компании часто участвуют в одних и тех же закупках и ведут себя схожим образом — это настораживает;
  • настораживают и денежные транзакции между подозреваемыми компаниями или обнаружение документов одной из них в офисе другой.

Например, вынося решение по делу №А10-3052/2018, суд усмотрел в действиях фигурантов признаки схемы «таран».

Суд пришел к выводу, что три участника закупки вступили в картельный сговор: двое из них изобразили видимость борьбы и снизили цену контракта на 90%, но их заявки содержали ошибки, из-за чего контракт с ними не заключили. Победителем стал третий участник, который получил контракт при минимальном снижении НМЦК.

Еще одно показательное решение вынес Арбитражный суд Свердловской области по делу №А60-47465/2018. В процессе была рассмотрена история 17 аукционов, в которых принимали участие компании, подозреваемые в сговоре.

По итогам анализа всех процедур суд пришел к выводу, что в каждом из них фигуранты действовали сообща и в интересах друг друга. Мало того, установлено, что участники действовали с одного и того же IP-адреса и одним и тем же сотрудником.

Такое поведение признано картельным сговором.

Штрафы за картель

Участникам картельного сговора грозит административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность. Административная предусмотрена ст. 14.32 КоАП РФ:

  • для должностных лиц штраф от 20 000 до 50 000 рублей или дисквалификация от одного года до трех лет;
  • на юридических лиц — от 0,03 до 0,5 размера суммы НМЦК, но не менее 100 000 рублей.

Уголовная ответственность наступает по ст. 178 УК РФ в случаях, если действия заговорщиков повлекли крупный или особо крупный ущерб. В этом случае в качестве санкции возможны:

  • принудительные работы до 5 лет;
  • лишение права занимать определенные должности до 3 лет;
  • лишение свободы до 6 лет с лишением права занимать определенные должности от 1 до 3 лет, либо без него;
  • штраф до 1 000 000 рублей или без него.

Если ущерб причинен в крупном размере, срок давности картельного сговора — 2 года с момента совершения преступления; для особо крупных размеров срок давности составляет 6 лет.

Источник: https://ppt.ru/art/44-fz/priznaki-kartelnogo-sgovora

Картель и другие антиконкурентные соглашения

КАРТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

По данным ФАС  большинство антиконкурентных соглашений заключается в следующих сферах:

  • фармацевтика и медицинские изделия,
  • строительство,
  • содержание автомобильных дорог и объектов электроосвещения,
  • охранные услуги.

При этом сговор зачастую происходит в процессе торгов, в результате чего добросовестные участники закупок лишаются права на заключение контракта, терпят убытки. Также ущерб наносится и экономике государства.

Если Ваша компания участвует в закупках (44-ФЗ, 223-ФЗ, ГОЗ), Вы обязаны знать об ответственности за незаконные соглашения и действия, направленные на ограничение конкуренции.

Что такое антиконкурентное соглашение?

ФАС считает антиконкурентными такие  соглашения, которые предполагают согласованность воли и действий, осведомленность каждой из сторон о намерении друг друга действовать определенным образом с целью ограничения конкуренции.

Факт заключения антиконкурентного соглашения необязательно должен подтверждаться подписанием договора: о его заключении может свидетельствовать и фактическое поведение сторон (электронная переписка, определяющая условия обращения товара на рынке; единовременное изменение цен на продукцию), устное согласование и обсуждение действий по телефону.

Картель – это одна из форм антиконкурентного соглашения, самое опасное нарушение антимонопольного законодательства.

Картелем признаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, если они приводят или могут привести к:

  • установлению определенного уровня цен;
  • разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков)
  • поддержанию, снижению или повышению цен на торгах;
  • отказу от заключения договора с определенными продавцами/покупателями;
  • сокращению или прекращению производства товаров.

О картельном сговоре могут договориться как продавцы определенных товаров, так и участники закупок отдельной продукции.

Например, в период начала пандемии в 2020 г. органы ФАС установили признаки нарушении антимонопольного законодательства в действиях продавцов гречневой крупы, лимонов и имбиря, медицинских масок. Нарушения заключались в установлении и поддержании высокого уровня цен на товары.

Картельный сговор  между участниками закупок может выражаться, например, в разделении рынка закупок, в которых разрешено участвовать членам картеля, либо в совершении действий, направленных на победу конкретного участника, либо в определении  цены на товар, которую могут дать конкретные участники.

Победа может быть обеспечена путем подачи договорившимися участниками неконкурентноспособных предложений или с использованием схем «таран», «карусель» и т.д.

При подозрении, что конкуренты заключили картельное соглашение  и ограничивают Ваше участие в закупках запрещенными методами, необходимо обратиться в ФАС с жалобой на такие действия в целях защиты своих интересов.

Также антимонопольный орган самостоятельно проводит проверку выявления и наличия таких соглашений.

Вертикальные антиконкурентные соглашения

Вертикальным признаются соглашения между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар. Они обеспечивают перемещение товара в цепочке от производителя к конкретному потребителю.

Важно, что не все вертикальные соглашения запрещены действующим законодательством.

Вертикальные соглашения запрещаются, если:

  • они не являются допустимыми (допустимым является, например, договор коммерческой концессии),
  • они приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара,
  • ими предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, который является конкурентом продавца.

Иные антиконкурентные соглашения

Иные соглашения заключаются между лицами, не являющимися конкурентами и при этом не являющимися друг для друга продавцом или покупателем. Они запрещаются в том случае, если приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

В качестве примера можно привести соглашения между банками и страховыми компаниями об организации страхования заемщиков.

Важно отметить, что запрет на заключение таких  соглашений не распространяется на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из них установлен контроль в отношении другого лица, либо если они находятся под контролем одного лица.

Как распознать антиконкурентное соглашение?

Свидетельствовать о заключении антиконкурентного соглашения могут прямые и косвенные доказательства.  Факт наличия картельного сговора устанавливает и доказывает антимонопольная служба.

Прямым доказательством является наличие соглашения, подписанного хозяйствующими субъектами.

К косвенным доказательствам антимонопольная практика относит следующие факты:

  • использование участниками торгов одного и того же IP-адреса при подаче заявок и участии в электронных торгах;
  • фактическое расположение участников соглашения по одному и тому же адресу;
  • оформление сертификатов электронных цифровых подписей на одно и то же физическое лицо;
  • формирование документов для участия в торгах разных хозяйствующих субъектов одним и тем же лицом;
  • минимальное снижение начальной цены контракта;
  • периодичность выигрыша торгов определенными участниками.

Надо понимать, что, принимая решение о нарушении субъектами антимонопольного законодательства, контрольный орган будет оценивать доказательства в совокупности. Поэтому заявлять о наличии сговора нужно тогда, когда имеется хотя бы несколько доказательств.

ФАС имеет отработанные механизмы выявления нарушений и систему рисков (признаки) обнаружения картелей.

Самый крупный штраф, наложенный на участника  картельного сговора составил 200 млн рублей.

Классические картели – ч.1 ст.14.32 КоАП РФ:

Юридические лица – штраф от 3 до 15% от суммы выручки, но не менее 100 тыс. руб. Должностные лица – штраф от 40 до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

Картели на торгах – ч.2 ст.14.32 КоАП РФ:

Юридические лица – штраф от 1/10 до 1/2 начальной стоимости предмета торгов, но не более 1/25 суммы выручки и не менее 100 000 рублей.

Должностные лица – штраф от 20 до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок до 3 лет

Уголовная ответственность: ст. 178 УК РФ

ч.1 крупный ущерб (10 млн руб) или извлечение дохода в крупном размере (50 млн руб.) – до 3 лет лишения свободы;

ч. 2 особо крупный ущерб (30 млн руб.) или извлечение дохода в особо крупном размере (250 млн руб.) – до 6 лет лишения свободы.

Помимо ст. 178 УК РФ, действия участников незаконных сговоров и незаконных действий при проведении госзакупок могут квалифицироваться по-разному, в том числе как подкуп, мошенничество, злоупотребления в сфере закупок.

ВАЖНО: безобидный телефонный разговор с заказчиком о предстоящей плановой закупке, переписка с другом, являющимся менеджером конкурирующей компании, об условиях участия в закупке, либо обсуждение кому и в какой закупке лучше поучаствовать – все это может привести к многомиллионным штрафам для Вашей компании и риску уголовной ответственности для директора, ТОП-менеджеров.

Что нужно сделать участникам закупок, чтобы не попасть под УК и не платить огромные штрафы?

1. Самое важне – получить необходимую информацию о том, какие действия могут быть расценены ФАС как сговор, нарушение конкуренции. Актуальную и важную информацию получайте из проверенного и компетентного источника.

2. Внедрить систему антимонопольного комплаенса. Это объективная необходимость для всех фирм, участвующих в закупках.

3. Провести тренинг для сотрудников о реальных правовых рисках для бизнеса и, самое главное, – ЛИЧНО для них и генерального директора.

4. Не совершать действия, которые ФАС однозначно расценит как нарушения.

Юристы Консалтинговой Группы ЭТАЛОН готовы оказать для Вас следующие услуги:

  • Представление  интересов в УФАС при административных разбирательствах.
  • Подготовка документов  по запросу ФАС по признакам нарушения закона.
  • Разработка   документации по антимонопольному комплаенсу, внедрение  антимонопольного компаленса в Вашей организации. Согласование  политики АК с ФАС России.
  • Выездные тренинги для тендерных отделов, директоров и ТОП-менеджеров компаний – участников закупок.  На тренинге могут быть разобраны кейсы конкретно Вашей компании.
  • Правовой анализ и  альтернативное мнение по Вашей ситуации, в случае, если не хватает информации для принятия решения о способе защиты от недобросовестной конкуренции или в ФАС.

Стоимость услуг

Наименование услугиСтоимость
Консультация юриста антимонопольной практики 3 000 руб./час
Разработка документации по антимонопольному комплаенсуот 50 000 руб.
Ведение дел об антиконкурентных соглашениях и действиях в антимонопольной службе от 58 000 руб.

Источник: https://www.etalon-cons.ru/uslugi/antimonopolnaya-praktika-spory-v-fas-rf/kartel-i-drugie-antikonkurentnye-soglasheniya/

Что такое картельный сговор?

КАРТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Картель всегда являлся губительной для экономики операцией. Наряду с синдикатом и трестом, это запрещенная на законодательном уровне процедура. О картеле и его отрицательном влиянии на экономику и будет рассказано в данной статье.

Понятие картельного сговора

Итак, что же представляет собой картель? Каково его воздействие на экономические и даже на социальные отношения?

Картельный сговор — это договоренность, которая заключается между двумя или более компаниями. Может носить как письменный, так и устный характер. Направлена эта договоренность на сильное ограничение конкуренции и, стало быть, на получение большей прибыли.

Картельное соглашение всегда носит монопольный характер. Это и делает данный сговор противозаконным во многих государствах.

Сюда же добавляется стремление регулировать цены, производить продукцию и проводить маркетинговые операции самостоятельно.

Из-за подобных действий значительно ухудшается выпуск продукции, ограничиваются имеющиеся мощности в производстве. Юридические лица несут административную, а порой и уголовную ответственность за картельный сговор.

Цели и задачи картельных соглашений

Основную цель всех тех лиц, что организуют картельный сговор, вычислить, конечно же, несложно.

Это едва ли не полное удаление конкуренции на определенном участке рынка (как правило, производители считают некоторые участки и области сбыта за свои собственные, хотя на самом деле они таковыми не являются).

Получив контролируемый рынок, производители диктуют на нем свою политику: свои условия и правила. Именно благодаря этому они могут устанавливать наиболее удобные и оптимальные для себя цены.

Глупо отрицать тот факт, что в условиях сегодняшнего рынка развития монополии никак нельзя избежать. Банальная людская жадность заставляет производителей объединяться и увеличивать собственный доход путем повышения цен и понижения объема выпуска товаров. Безусловно, это крайне негативно сказывается и на обычных слоях населения: цены растут, а качество продукции ухудшается.

Виды картелей в зависимости от типа сговора

Существует множество классификаций видов картелей. Ниже будут перечислены лишь самые основные и известные типы картельных соглашений.

В зависимости от типа сговора, картели делятся на два основных вида: горизонтальные и вертикальные. Чем они отличаются друг от друга? Здесь все довольно просто. Вертикальный картельный сговор представляет собой заключение договора между предприятиями (двумя или более) из совершенно различных сфер деятельности.

Совершенно непохожие друг на друга предприятия (например, мясопереробатывающее и лесное, металлургическое и авиастроительное и т. д.) преследуют цель ограничить гибкость рынка и установить монополию.

Соответственно, горизонтальные картели представляют собой письменный или устный сговор компаний из какой-то одной отрасли.

Мировая практика выделяет следующие типы картельных соглашений:

  • Долевые картельные соглашения. Подразделяются на квотные и территориальные. В первом случае участники незаконного соглашения регулируют ценообразование на рынке через квоты. Во втором же случае постепенно удаляется конкуренция — путем наделения участников сговора территориями сбыта.
  • Денежные картельные соглашения. Равные условия поставок и платежей утверждаются вместе со стандартизированными ценами.
  • Кондиционные картели. Соглашения подробного рода удтверждают определенные условия реализации продукции.
  • Закупочные картели. Довольно часто встречаемые соглашения. Суть их заключается в сбивании закупочных цен путем покупки несколькими предприятиями одинаковой (или определенного вида) продукции.
  • Калькуляционный картельный сговор. В этом случае предприятия договариваются между собой вести чуть ли не одинаковую политику: с похожими расчетами, похожей структурой и т. д.

Существует и множество других видов картельных соглашений. Однако определенная тенденция между всеми типами и видами подобных сговоров, конечно же, видна. Это одинаковые цены, совместный сбыт, ограничение или наращивание производственных мощностей и т. д.

Об организации картелей

Картельный сговор между производителями может быть заключен в устной или письменной форме. Чаще всего на образование и развитие картельного сговора оказывают влияние отношения производителей, что этот сговор могут заключить. Проще говоря, чем ближе и дружественнее главы компаний относятся друг к другу, тем выше вероятность заключения между ними незаконной сделки. То же и наоборот.

Излюбленная тактика руководителей каких-либо компаний — заключение картельного сговора в условиях малого количества производителей на рынке.

Дело в том, что отсутствие большого числа компаний отлично способствует скорому и легкому образованию незаконного сговора между производителями.

Если же компаний слишком много, то и сам картель как таковой будет крайне неэффективен: возникнет множество издержек и затрат; да и вероятность его раскрытия будет в разы выше.

Факторы развития картелей

Существует определенный ряд факторов, что могут значительно повлиять на рост эффективности картелей. Многие производители всегда обращают внимание на присутствие подобных факторов. Ведь картельные договоры никогда не заключаются спонтанно. Итак, каковы признаки картельного сговора, его плодотворной работы?

Значительно повлиять на развитие картельного соглашения может тип выпускаемого товара. Все дело в том, что горизонтальные картели образуются гораздо чаще, ведь это попросту удобнее и эффективнее. Однако подобная схема действует далеко не всегда. Например, гораздо сложнее будет создать горизонтальный картель в условиях сильной дифференциации продукции на рынке.

Следующий фактор — простота прогнозирования спроса. В условиях стабильного, легко прогнозируемого спроса заключить картельный сговор будет гораздо проще. Легко доказать подобную схему можно будет, если взглянуть на государства с неустойчивым рынком. Ведь там картелей практически нет — они попросту не оправданы.

И наконец, самый главный и важный фактор продуктивности картельных сговоров: антимонопольный закон в государстве (вернее, его особенности). Существует некоторое количество стран, где картели не запрещены законом. В этом случае заключение разного рода договоренностей между производителями оправдано и легально.

И наоборот с государствами, в которых картели преследуются по закону. Заключение договора в таких странах весьма рискованно и вследствие этого сведено к минимуму.

Однако здесь стоит учесть одну крайне интересную деталь: в государствах, где картели запрещены законом, заключение картельного сговора будет для производителей гораздо продуктивно, нежели в странах, где они легализованы.

О вреде картельных соглашений

Безусловно, картели оказывают весьма негативное влияние как на экономическую, так и на социальную сферы жизни. Но все же стоит разобраться чуть подробнее: что же влечет за собой картельный сговор? Судебная практика выделяет множество отрицательных последствий подобных соглашений.

Во-первых, это дискриминация различных участников рынка. Особенно такая картина проявляется в тех случаях, когда производителей на рынке не так уж и много. Объединившиеся в картель компании давят на другие предприятия — все для того, чтобы они также вошли в сделку.

Налицо прямое нарушение прав. Во-вторых, это навязывание каких-то определенных условий компаниям, что решили войти в сговор. Здесь можно наблюдать отсутствие самостоятельности производителей.

И в-третьих, это создание чрезмерно завышенной цены и, как правило, некачественного продукта. В этом случае картель напрямую вредит простым людям. Закон РФ запрещает любые действия, так или иначе направленные на ограничение конкуренции.

Именно поэтому любой картельный сговор УК РФ признает незаконным и возлагает за него ответственность.

На Западе картель — это особая форма сделки. Она не признается незаконной всегда и везде. В принципе, в европейских государствах организовать картель можно и даже законно. Однако здесь существует одна крайне интересная деталь.

Дело в том, что в Европе картельные сделки подразделяются на «вредные» и «желательные». Компании, заключившие между собой подобное соглашение, должны приносить экономике государства только пользу. Естественно, в условиях картеля осуществлять подобное довольно трудно.

Однако когда требуется охватить больше потребителей или же повысить доход, то государство подобные организации будет лишь поощрять. Совсем обратная ситуация складывается с «вредными» картелями. У подобного рода организаций часто возникают конфликты с властями.

С «нежелательными» картелями государство пытается всячески бороться.

Примеры картельного сговора на Западе исчисляются сотнями. ОПЕК (объединение государств в области добычи полезных ископаемых), например, самый яркий из них. Ведь отличителен он тем, что его можно назвать настоящим картельным сговором между государствами. Кстати, именно с ОПЕК и было связано множество скандалов. Несколько раз эта организация даже была на грани закрытия.

Как ведется борьба с картелями в разных странах?

Западные страны пытаются бороться с картельными организациями путем наложения на них штрафов. В США, например, сумма штрафа для юридических лиц достигает отметки в 100 млн долларов, для физических — 1 млн. Однако штраф может быть вычислен как двойной размер прибыли или убытков. В этом случае участникам картельного сговора придется уплачивать государству даже миллиарды.

В Российской Федерации борьбу с картелями ведет прокуратура совместно с полицией. Существует специальный отдел, что расследует дела в области монопольной политики на рынке. Штраф за картельный сговор в России может достигнуть 20 тыс. рублей для должностных лиц и 0.15 от суммы, заработанной незаконным путем, для юридических лиц.

Проблема борьбы с картелями

Безусловно, борьба с картельными организациями довольно часто подвергается критике. А все из-за крайне неграмотной антимонопольной политики. Например, производитель решил несколько понизить или же, наоборот, повысить цены на свою продукцию. В этом случае уже можно составлять заявление о картельном сговоре, которого на самом деле, конечно же, не было.

Существует и множество экономических теорий, которые гласят, что борьба с картелями приносит больше вреда, нежели пользы. В какой-то мере это действительно так.

Ведь есть примеры, когда чрезмерно высокие цены организованных в картель производителей служили неким сигналом для других компаний, которые, в свою очередь, понижали цены и обогащались за счет этого. Так или иначе, на сегодняшний день картель признается вне закона.

Любая компания, производитель или простое должностное лицо могут подать заявление в ФАС о картельном сговоре. Образец подобного заявления представлен ниже.

Проблема устойчивости картеля

Безусловно, производители от картельного сговора получают много выгоды. Однако и проблемы у компаний также могу возникнуть.

Речь в данном случае идет не о проблемах с законом: все дело в том, что картель — это явление весьма недолговечное, требующее к тому же особого внимания со стороны всех участников, его заключившего. Устоит или не устоит картель — зависит только от его членов.

Очень важен стимул всех производителей, что заключили договор. Ведь стоит хотя бы одному участнику картельного сговора обмануть других участников, нарушить определенные, заранее установленые условия, как весь картель рухнет.

Картели всегда были и будут недолговечными, временными организациями. Подобные незаконные соглашения скорее разрушатся сами, нежели их арестует государство.

Все дело в том, что различные компании, заключающие картельный сговор, имеют совершенно различные кривые спроса, издержки и т. д.

В итоге лица, заключающие между собой картельный договор, идут на очень большие риски, ведь вероятность навредить себе очень высока.

Источник: https://FB.ru/article/264577/chto-takoe-kartelnyiy-sgovor

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: