КАЧЕСТВО СРЕДНЕЕ

Содержание
  1. Как посчитать соотношение качество/цена изделий?
  2.      Пример изделия с количественными показателями качества
  3.       А что делать с изделиями, у которых преобладают сравнительные показатели качества?
  4.                                                  Где найти экспертов?
  5.                                               Цели оценки своих изделий
  6.         Пример сравнения изделий по соотношению качество/  цена
  7.                          Пути повышения соотношения качество/цена
  8.                                          Заключение
  9. Средний класс. Кто это? Сколько зарабатывает? И на что тратит деньги?
  10. По версии Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
  11. По версии банка Credit Suisse
  12. По версии The World Data Lab
  13. По версии Минэкономразвития 
  14. Не доходами едиными
  15. По версии Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ
  16. По версии Института социологии РАН
  17. По версии Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА)
  18. У миллениалов меньше возможностей, чем у их родителей
  19. Кто считается в России средним классом и можете ли вы себя к нему отнести
  20. Что отличает средний класс
  21. Доходы
  22. Использование определённых услуг
  23. Жилищные условия
  24. Профессиональный статус
  25. Образование
  26. Сбережения
  27. Как понять, относитесь ли вы к среднему классу
  28. Что ещё нужно знать о среднем классе
  29. Средние величины и показатели вариации
  30. Степенные средние величины
  31. Средняя арифметическая
  32. Средняя гармоническая
  33. Средняя геометрическая
  34. Средняя квадратическая
  35. Средняя кубическая
  36. Структурные средние величины
  37. Статистическая мода
  38. Показатели вариации
  39. Размах вариации
  40. Cреднее линейное отклонение
  41. Линейный коэффициент вариации
  42. Дисперсия
  43. Cреднее квадратическое отклонение
  44. Квадратический коэффициент вариации

Как посчитать соотношение качество/цена изделий?

КАЧЕСТВО СРЕДНЕЕ

  Цена и качество — как связать между собой эти два понятия.  В прошлой статье я обещал дать пример упрощенного расчета соотношения качество/цена изделий для малого бизнеса. В своих  бизнесах, я часто пользовался именно этими методами и считаю их для малого бизнеса вполне приемлемыми и достаточными и полезными.

     Пример изделия с количественными показателями качества

     Для иллюстрации сказанного приведем, например, оценку качества бытового вентилятора. Вы производите вентилятор мощностью 200Вт, цена его – 100У.Е. и гарантийный срок – 4года.

А ваш конкурент производит подобный вентилятор мощностью 300Вт, цена его – 150У.Е. и гарантийный срок – 3года.

Можно использовать и другие показатели качества (например, число оборотов), но для простоты примера ограничимся двумя выбранными.

     Итак, для вашего изделия

                                К = 200/100 + 4/100 = 2,04

     Для аналога

                                К =300/150 + 3/150 = 2,02

т.е. у вашего вентилятора соотношение качества к цене выше.

      А что делать с изделиями, у которых преобладают сравнительные показатели качества?

    Теперь остановимся на изделиях, в которых преобладают  чисто сравнительные показатели качества (показатели эстетики, эргономики и т.д.). Т.е это, говоря простым языком, внешний вид изделий и удобства их эксплуатации. Это те показатели качества, которые, прежде всего, бросаются в глаза потребителю. Это визитная карточка многих изделий.

      Но, к сожалению, они не имеют количественного выражения. И определить эти показатели можно, только сравнивая изделия между собой. Делается это обычно в бальной оценке своего изделия и аналога (аналогов). Т.е. группа экспертов оценивает в баллах ваше изделие и его аналоги, а средние значения и будут показателями качества данной категории.

                                                 Где найти экспертов?

      А где же взять этих экспертов, спросите вы. Да не нужно их искать. Я поступал следующим образом. Из многих торговых точек, выбирал 5-6 наиболее успешных, торгующих и моими изделиями и аналогами.

Владельцам этих торговых точек я и предлагал проводить оценку моих изделий и аналогов в баллах, а затем определял средние значения.

Оценку я проводил по десятибалльной системе, но  можно проводить и по пятибалльной системе, как хотите.

      Конечно, такая оценка эстетических  показателей весьма условна.  Можно ее сделать более реальной, проведя детализацию внешнего вида изделия и оценивать его поэлементно.

Например, оценивать отдельно качество покрытия, качество швов, удобство и качество ручек, кнопок, качество и цвета отделочных материалов и т.д.

Нужна ли такая детализация для ваших изделий, решать вам, в зависимости от их сложности.

                                              Цели оценки своих изделий

      Проводя оценку своих изделий у потребителя, вы достигаете сразу нескольких целей:

      — во-первых, вы получаете количественную оценку качества своих изделий.      

    — во-вторых, оценку эту проводят потребители ваших изделий, что приближает ее к реальной оценке;

      — в-третьих, если оценка вашего изделия ниже, чем у аналога, вы знаете, что необходимо совершенствовать в вашем изделии;

    — в-четвертых, если оценка вашего изделия выше, чем у аналога, можете думать о повышении цены, ведь потребитель сам оценил его качество.

     Эстетически показатели очень характерны, например, для мебели. Потребитель выбирает мебель, не только исходя из ее функционального назначения, а и учитывает ее внешний вид. Иногда при выборе мебели, внешний вид имеет для потребителя преобладающее значение. Ну и, естественно, цена.

      Возьмем для примера диван. Для упрощения изложения, простой, не раскладывающийся диван. Он может производиться на предприятиях крупного и среднего бизнеса, малым бизнесом и полулегальными частниками.

Независимо от производителя, диваны предназначены для отдыха, возможно, для сна и имеют обычно одинаковые размеры.

Но они могут значительно отличаться привлекательностью внешнего вида, удобством, качеством исполнения элементов, качеством используемых материалов, сроками гарантийных обязательств и, наконец, ценой.

        Пример сравнения изделий по соотношению качество/  цена

     Предлагаю, для примера, провести сравнение трех диванов по соотношению качества и цены и выбрать наиболее приемлемый вариант. Проводим экспертную оценку по пятибалльной системе.

Как правило, самый высокий уровень качества и самая высокая цена у крупных производителей. О причинах этого мы уже говорили.  По результатам экспертной оценки этот диван получает высшую оценку – 5 баллов.

У этого дивана гарантийный срок – 5 лет, а его цена – 2500У.Е.

      Показатель качество/цена у этого дивана

                        К = 5+5/2500 = 0,004

     Следующий диван произведен полулегально. Этот диван не имеет никаких гарантийных обязательств, но получает неплохую оценку внешнего вида – 4 балла.

Высокая оценка внешнего вида не характерна для изделий таких производителей, но я намеренно выставил ее такой, чтобы избежать обвинений в предвзятом отношении к таким производителям. Цена этого дивана – 1500У.Е.

– самая дешевая. Показатель качество/цена этого дивана

                         К = 0 + 4/1500 = 0,0027

     Теперь диван условно вашего производства. Он получил оценку внешнего вида 4 балла, гарантийный срок у него – 4года, а цена – 2000У.Е. Показатель качество/цена у него будет

                         К = 4+4/2000 = 0,004

     Как видим, самый низкий показатель у полулегального дивана, а у вашего дивана и дивана крупного производителя он одинаков, т.е. ваш диван не обладает преимуществами по отношению к аналогу. Потребитель может предпочесть качество и больший гарантийный срок меньшей цене. Поэтому, при равном соотношении качества и цены, количество продаж вашего изделия не увеличится.

                         Пути повышения соотношения качество/цена

     Но проведенные оценки могут и должны показать пути дальнейшего совершенствования вашего изделия, конечной целью которого станет увеличение количества его продаж. В нашем примере таких путей может быть три.

     Первый путь – это снизить цену. Вы можете еще раз проанализировать процесс производства, найти возможность незначительно снизить себестоимость. Путь возможный, но использовать его необходимо только после невозможности использования других путей. Лучше снижение себестоимости использовать для увеличения прибыли.

      Второй путь – это увеличение срока гарантийных обязательств. Сделать это не сложно, т.к. основную работу по обеспечению гарантийных обязательств вы уже провели. И, возможно, незначительно изменив технологический процесс или используемые материалы, вы сможете поднять гарантийный срок с четырех до пяти лет.

      Третий путь – это улучшение его эстетических показателей. В некоторых изделиях сделать это довольно сложно и связано со значительными затратами.

А в других изменить внешний вид изделия можно с минимальными затратами.

В нашем «диванном» примере незначительно изменив подлокотники и форму подушек, можно сделать его внешний вид гораздо привлекательнее для потребителя, увеличив показатель его внешнего вида хотя бы на 1 балл, доведя его до пяти.

     Теперь посмотрим, что произошло с нашим показателем качество/цена после проведенных мероприятий. Но, прежде всего, увеличим цену на наше изделие, т.к. при наших улучшениях, мы могли увеличить его себестоимость. Наша новая цена – 2200У.Е. Сначала посчитаем наш показатель только при увеличении гарантийного срока

                            К = 5 + 4/2200 = 0,0041

     А теперь и  после улучшения и внешнего вида

                             К = 5 + 5/2200 = 0,0045

     Мы видим, что и в первом и, особенно во втором случае, соотношение качества и цены у вашего изделия лучше и это необходимо доводить до потребителя.

     Цель этого примера – показать, что можно простыми методами доказывать потребителю преимущества своих изделий, если они действительно есть.

                                         Заключение

     Мы неспроста так много внимания уделили этому вопросу. В настоящее время на рынке товары, производимые малым бизнесом, по ценовым показателям часто превосходят изделия, производимые крупными фирмами.

И крупные предприятия делают упор на увеличение сроков гарантийного обслуживания, улучшение внешнего вида изделий, а также вводят в рекламу своего продукта много, совершенно не очевидных, качественных показателей.

Показатели эти потребитель не может проверить, и, доверяя рекламе, покупает изделия  даже по весьма завышенным ценам.

      Ваша же задача дать продавцам  изделий малого бизнеса как можно больше аргументов, доказывающих преимущества ваших изделий. И одним из таких аргументов может быть отношение качества изделия к его цене. 

Источник: https://malbusiness.com/kak-poschitat-sootnoshenie-kachestvo-tsena-izdeliy/

Средний класс. Кто это? Сколько зарабатывает? И на что тратит деньги?

КАЧЕСТВО СРЕДНЕЕ

Эксперты признают, что границы среднего класса — вопрос дискуссионный, ведь точного определения нет, а есть только его концептуальное понимание. При этом обыденное представление о среднем классе как о прослойке между богатыми и бедными может быть опасно своей обманчивостью, так как позволяет относить к нему слишком широкий круг людей.

Мы изучили разные подходы и попытались понять, кто же он — типичный представитель среднего класса.

По версии Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

ОЭСР относит к среднему классу людей, чей заработок укладывается в 75−200% медианного национального дохода. Медианный показатель характеризует доход человека, находящегося ровно посередине. То есть у половины населения заработок ниже этой цифры, у половины — выше.

По данным Росстата, в 2017 году медианная зарплата в России составила 28 345 рублей в месяц. То есть, по методологии ОЭСР, к среднему классу относятся те россияне, кто зарабатывает по крайней мере от 22 100 до 56 690 рублей в месяц.

По версии банка Credit Suisse

Один из крупнейших банковских конгломератов в своем ежегодном докладе Global Wealth Report — о благосостоянии населения разных стран — закономерно уделяет внимание и положению среднего класса.

Чтобы попасть в его число, в 2018 году, по версии Credit Suisse, россияне должны были зарабатывать в год $5–25 тыс., то есть по нынешнему курсу приблизительно 27–135 тыс. рублей в месяц.

По версии The World Data Lab

В 2018 году консалтинговая компания отнесла к среднему классу и богатым около половины населения Земли — 3,59 млрд человек. В расчетах компания использовала широко применяемую в мире методику, по которой к среднему классу причисляют всех, кто ежедневно зарабатывает $11–110.

Авторы исследования признали, что средний класс не имеет четкого определения, и описывают его так: доход его представителя должен позволять ему покупать товары длительного пользования (например, автомобиль, холодильник или другую крупную бытовую технику), планировать отпуск, досуг и накапливать сбережения, которых хватит, чтобы в случае болезни или увольнения не оказаться за чертой бедности.

При этом The World Data Lab прогнозируют рост среднего класса — до 5,3 млрд человек к 2030 году. А большая его часть придется на жителей Азиатского региона. Рост, впрочем, скорее всего будет в абсолютных цифрах, так как в процентном отношении большинство экспертов уже давно говорят о сокращении этой прослойки населения.

Кроме того, ее представители, вероятно, усложнят ситуацию крупным предприятиям, считают аналитики компании.

«Большинство транснациональных корпораций, как правило, повсеместно предлагают более-менее одинаковый продукт, а одна из особенностей среднего класса — он любит дифференцированные предложения, то есть отличающиеся от аналогов», — отметил старший научный сотрудник Брукингского института, возглавлявший исследование The World Data Lab, Хоми Харас. Государству, по его мнению, тоже нельзя игнорировать средний класс, ведь именно он зачастую оказывается движущей силой гражданского общества.

По версии Минэкономразвития 

Руководитель ведомства Максим Орешкин еще в 2017 году оценил нижнюю границу российского среднего класса в 20–30 тыс. рублей.

Министр, однако, уточнил, что нужно не забывать делать поправку на место, где человек живет: в Москве и Санкт-Петербурге средний класс будет отличаться от небольшого города, не являющегося региональным центром.

«И уровень дохода, и уровень потребления зависит от того, насколько богато общество, насколько высоки зарплаты в среднем. Поэтому средний класс в одной стране и в другой стране — это тоже всегда разный уровень потребления», — подчеркнул глава МЭР.

Не доходами едиными

Как видно, часто именно доходы становятся главным критерием для определения среднего класса, но его одного недостаточно для ясности — слишком уж различаются цифры.

«Существуют разные подходы к определению того, кого же можно отнести к среднему классу.

Так, экономисты ответят на этот вопрос с точки зрения доходов, социологи сделают акцент на уровне образования и профессиональной деятельности, другие эксперты обратят внимание на то, что сам человек думает о своем положении. Спор этот можно вести бесконечно.

И он будет в корне неверным, — отметила директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. — Важно учитывать все эти критерии в совокупности».

Директор Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ Алина Пишняк и ее коллега — сотрудница Центра Александра Горяйнова также отметили, что категорически неправильно фокусироваться только на уровне дохода среднего класса.

«Это привело к тому, что сегодня в обществе средний класс фактически ассоциируют с высокодоходной группой населения, хотя этот критерий не единственный, и более того, он не должен восприниматься как необходимый», — уточнила Алина Пишняк.

«Вопрос «сколько зарабатывает средний класс?» не имеет смысла. Доходы меняются по времени и в пространстве. И 30 тыс. рублей в Москве совсем не то же самое, что 30 тыс. рублей, например, в Барнауле. Кроме того, под доходами, как правило, подразумевают зарплату.

И тут надо понимать, приходится ли эта зарплата на одного человека или, скажем, на домохозяйство из четырех-пяти индивидов. Так, в первом случае 100 тыс. рублей — это серьезная цифра, а во втором же получается по 20 тыс.

рублей на человека — близко к прожиточному минимуму», — объяснила Татьяна Малева.

Так что же еще определяет средний класс?

По версии Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ

Кроме благосостояния авторы недавнего исследования определяют средний класс на основе еще двух критериев:

  • социально-профессионального статуса;
  • самоидентификации.

При этом когда они оценивали благосостояние, то уделяли внимание не только доходам, но также сбережениям, наличию дорогостоящих товаров длительного пользования (например, автомобиль), недвижимости и земельных участков. А доход определяли, концентрируясь на семьях из категорий, которые, по данным Росстата на 2017 год, зарабатывали примерно 45 767 — 127 006 рублей. 

Но, что важно, одного критерия недостаточно, чтобы отнести домохозяйство к среднему классу, подчеркнула Алина Пишняк.

Его так называемое ядро состоит из тех, кто соответствует всем трем критериям, а полуядро — тех, кто хотя бы двум из них, на периферии остаются домохозяйства с одним критерием.

Вместе ядро и полуядро формируют обобщенный средний класс, на который в России в 2017 году приходилось 28,4% населения.

Говоря о профессиональной деятельности этого класса, авторы исследования уточнили, что сейчас «значительная доля его представителей относится к работникам бюджетного сектора — образование, здравоохранение, и, что немаловажно, сильно увеличилась доля представителей силовых структур. Также много работников связаны с торговлей и сектором услуг. Нельзя не отметить и промышленность, но значительно в меньшей степени, чем раньше».

Под самоидентификацией же понимается субъективная оценка самим человеком его положения в обществе. Алина Пишняк рассказала, что в 2010-х больше профессионалов стали идентифицировать себя со средним классом. Впрочем, последний кризис вновь заставил их усомниться в этом. «И дело тут скорее не в падении уровня жизни, а в сужении возможностей и смене социального настроения», — уточнила эксперт.

Кроме того, средний класс довольно активно тратит деньги на платные услуги. Так, его представители больше других вкладываются в обучение, медобслуживание, страхование, банковские продукты, отдых и досуг.

В среднем на обучение и уход за детьми «середняки» тратят в год 31 808 рублей (на детей школьного возраста) и 31 647 рублей (на детей дошкольного возраста). Собственные курсы, преподаватели, повышение квалификации и т.д. обходятся взрослым из среднего класса дешевле — в 21 467 рублей.

На страхование жизни, имущества и т.д. уходит 22 777 рублей, а на покупку лекарств и медицинские обследования — 17 086 рублей в год.

По версии Института социологии РАН

В 2014 году ИС РАН представил доклад об изменениях среднего класса в России за десять лет. Для того чтобы определить, кого к нему можно отнести, исследователи тогда предлагали критерии, во многом аналогичные рассмотренным в работе Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ.

  • Уровень образования — не ниже среднего специального.
  • Занятость на интеллектуальной работе — не физический труд.

Сюда эксперты включили руководителей, специалистов с высшим образованием, офисный персонал, предпринимателей, самозанятых и служащих — в том числе, кстати, и военных.

Татьяна Малева в свою очередь отметила, что «средний класс — это белые воротнички: люди с высшим образованием, занимающиеся интеллектуальным трудом. Выделить конкретный список профессий вряд ли получится — он, конечно, есть, но постоянно меняется, так как возникает множество видов деятельности, которых не было раньше».

  • Уровень доходов — не ниже медианных в том месте, где живет человек.

Напомним, в 2017 году, по данным Росстата, медианная зарплата по стране составила 28 345 рублей в месяц.

В западных исследованиях, как правило, критериев образования и профессиональной занятости бывает достаточно, чтобы признать человека средним классом, отмечали эксперты. В России же возникают нюансы — именно их и учитывает критерий медианного дохода.

При всех численных показателях очень важно, как человек оценивает свое положение в обществе. В ИС РАН предлагали участникам исследования поставить себя на условную социальную лестницу из десяти ступеней. Средним классом признавались те, кто «вставал» на четвертую ступень и выше.

Такой подход нередко критикуют, но надо отдать ему должное — безосновательно на то или иное место в социальной структуре человек себя не поставит, считает Татьяна Малева. Как правило, он делает выводы и оценивает себя в сравнении с окружением.

Так что человек, который назовет себя средним классом, из какого-нибудь маленького города, скорее всего, будет более прав, чем аналитики, пытающиеся загнать его в рамки определенных доходов.

Впрочем, мало считать себя средним классом — надо ему еще и соответствовать.

То есть, по методике ИС РАН от 2014 года, представитель среднего класса зарабатывает интеллектуальным трудом не менее 28 345 рублей в месяц, у него как минимум среднее специальное образование, и он оценивает себя минимум на четыре из десяти баллов на социальной лестнице. Таким образом, в 2014 году численность российского среднего класса составила 42% населения в целом и 44% работающих россиян в частности.

По версии Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА)

«Средний класс — это люди, которые получают достойную заработную плату, позволяющую им владеть недвижимостью, автомобилем, выезжать в отпуск за границу, не иметь проблем с текущим потреблением и иметь возможность делать сбережения», — объясняла эксперт группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова по результатам проведенного в 2018 году исследования.

Его авторы также определили основные маркеры среднего класса, такие как качественное образование, занятость интеллектуальным трудом или предпринимательством, причисление себя к этому слою населения, собственная недвижимость, высокий уровень текущего потребления и накопления.

Туристы возле бассейна в отеле, Гавана, Куба

© REUTERS/Alexandre Meneghini

Аналитики подсчитали, что зарплата среднего класса должна позволять человеку без просрочек оплачивать: ипотеку, автокредит, расходы на текущее потребление, отпуск и сбережения.

Таким образом, минимальный доход для этой категории граждан составил 60 тыс. рублей — в Орловской области. В среднем по России этот показатель достиг 69,1 тыс.

рублей, а в крупнейших мегаполисах — Москве и Санкт-Петербурге — вырос до 121 тыс. и 85 тыс. рублей соответственно.

Елена Анисимова уточнила, что в целом доля населения, которое можно отнести к среднему классу, по России составляет около 8−9%. А основной прирост можно наблюдать только в финансовых центрах — Москве и Санкт-Петербурге — и добывающих регионах.

У миллениалов меньше возможностей, чем у их родителей

О назревающем кризисе среднего класса еще в начале 2017 года заявляла директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард. А в своем недавнем докладе ОЭСР отметила повсеместное уменьшение его численности на протяжении уже не одного десятилетия.

Так, с 1980-х по 2010-е годы доля среднего класса упала с 64% до 61% населения в странах организации. При этом по разным государствам цифры могут отличаться: от 50% (в США) до 70% (скандинавские страны).

А происходит это на фоне роста имущественного неравенства: сегодня разница в доходах между 10% самого богатого населения стран ОЭСР и 10% самого бедного составляет 9,5 раза, хотя еще в 1980-х показатели отличались только в 7 раз.

В России средний класс в принципе отличается малочисленностью из-за структуры экономики, а после 2010-го года еще и столкнулся с вымыванием. Из этих особенностей вытекает его политическая и экономическая слабость, объяснила Татьяна Малева.

Кроме того, эксперты отмечают, что размеры среднего класса в мире не просто сокращаются, а падают с каждым следующим поколением. Если среди людей, родившихся в 1945–1964 годах, в возрасте от 20 до 30 лет к этому статусу приходили около 70%, то уже среди их детей и внуков (родились в 1981–1995 годов) их только 60%.

А все потому, что становится труднее достичь статуса среднего класса. Если, например, в 1980-х для этого было достаточно одного высококвалифицированного работника в семье, то сейчас нужно, чтобы оба супруга работали и обладали высокой квалификацией.

И это при том, что каждому шестому представителю среднего класса грозит потеря работы из-за автоматизации производства.

Сталкивается нынешний средний класс и с проблемой покупки и обслуживания жилья. Так, в 1995 году он тратил на его оплату примерно четверть своих доходов, сейчас уже треть.

В США, например, нынешние 30-летние дольше, чем их родители в свое время, живут на съеме и, как следствие, позже покупают собственное жилье.

Все — из-за дорогой и продолжающей расти в цене недвижимости, пишет Business Insider.

Чтобы остановить сокращение среднего класса, в ОЭСР предлагают снизить налоги для него и повысить их для богатых, то есть ввести дифференцированную шкалу налогообложения.

Также помочь, по мнению экспертов организации, может ограничение роста стоимости недвижимости, образования и здравоохранения и помощь нынешним представителям среднего класса с переобучением и поиском новых возможностей для работы. 

Арина Раксина

Источник: https://tass.ru/ekonomika/6457262

Кто считается в России средним классом и можете ли вы себя к нему отнести

КАЧЕСТВО СРЕДНЕЕ

Точного и однозначного определения среднего класса не существует. Считается, что к нему можно отнести семьи, которые способны удовлетворить базовые потребности собственным трудом, без помощи государства.

Этим они отличаются от бедных, которым материальная поддержка необходима, и богатых, чьи возможности основными нуждами не ограничиваются.

Учитывается также, в каких условиях живёт семья, имеет ли сбережения, что может купить и куда поехать.

Долгое время было принято считать, что в России среднего класса нет. Однако исследователи выяснили , что он не просто есть, а составляет 38,2% населения страны.

С учётом последних данных разберёмся, кого считают средним классом и можете ли вы себя к нему причислить.

Что отличает средний класс

Средний класс характеризуется следующими показателями.

Доходы

Для классификации используют медианную зарплату. Это не то же самое, что средняя, для расчёта которой все доходы складывают и делят на количество человек, получающих их. В итоге выходит та анекдотичная ситуация, когда «ты ешь капусту, я мясо, а вместе мы едим голубец». Неудивительно, что при российском разбросе зарплат средняя цифра вызывает скепсис.

Медианная зарплата — это срединная линия: одинаковое число работников получает больше или меньше неё.

Например, в компании из 11 сотрудников пять человек получают по 20 тысяч рублей, один — 30 тысяч, четыре — по 70 тысяч, а гендиректор — 1 миллион рублей. Средняя зарплата в фирме была бы 128 тысяч рублей. А медианная — 30 тысяч.

По умолчанию средним классом считаются те, кто зарабатывает от 0,75 до 1,25 медианы. Однако, как показали исследования , для России это не работает. В нашей стране риск стать бедным в течение ближайших пяти лет для людей с такими доходами составляет 20%. И в целом их характеризует неустойчивое материальное положение.

В России нижнюю планку заработков среднего класса предлагается поднять до 1,25 медианной зарплаты.

Чтобы считаться средним классом, нужно получать от 76 тысяч в Москве, от 53 тысяч в городах с населением более 100 тысяч человек и от 36 тысяч в городах с населением до 100 тысяч человек и сёлах.

Но правильнее было бы рассматривать среднедушевые доходы — сколько денег приходится на каждого члена семьи. Это будет:

  • для Москвы — 35 тысяч при медиане в 28 тысяч;
  • для городов с населением более 100 тысяч человек — от 20,5 тысячи при медиане в 16,3 тысячи;
  • для городов с населением менее 100 тысяч человек — от 18,3 тысячи при медиане в 14,6 тысячи;
  • для сёл — 15 тысяч при медиане в 12 тысяч.

Важно: показатели среднедушевых медианных доходов в исследовании значительно ниже, чем в отчётах Росстата. Сами выбирайте, верить официальной статистике или учёным.

При среднедушевом подходе на шансы попасть в средний класс влияют иждивенцы.

Как говорится в исследовании, наличие одного ребёнка снижает шансы войти в ядро среднего класса в 1,5 раза, двух и более — в четыре раза.

Учёные делают вывод, что сегодняшний уровень зарплат «не предусматривает даже простого демографического воспроизводства», так как рождение детей может выбросить семью из среднего класса в число бедных.

Использование определённых услуг

Показатель 1,25 от медианы для доходов был выбран неслучайно. Такая зарплата не только снижает риск бедности. Перешагнув эту планку, люди начинают массово использовать образовательные, оздоровительные и туристические услуги.

Отдельно выделяется платная медицина. К ней прибегают и люди с меньшим доходом. Но у них это связано с недоступностью некоторых бесплатных услуг: в поликлинике нет нужного врача или не делают конкретный анализ. Люди с доходом более 1,25 медианы ходят в коммерческие поликлиники, потому что недовольны качеством работы государственных медучреждений.

Жилищные условия

Как указано в исследовании, за последние три года новым жильём обзавелось 16% представителей группы с доходами свыше 1,25 медианы и лишь 9,1% — с доходами в 0,75–1,25 медианы. Дома и квартиры у представителей среднего класса на 20% просторнее, и есть доступ ко всем удобствам.

При некоторых подходах предлагается учитывать количество квадратных метров на человека. Но в России это не очень продуктивно, так как не всегда напрямую связано с доходом. Например, дом в деревне может быть больше по метражу, чем квартира в центре Москвы.

Профессиональный статус

К среднему классу чаще относятся:

  • законодатели;
  • чиновники;
  • руководители высшего и среднего звена;
  • специалисты высшего уровня квалификации;
  • специалисты среднего уровня квалификации;
  • офисные служащие и сотрудники, работающие с клиентами.

Помимо этого, человек должен обладать властным ресурсом, то есть иметь возможность влиять на происходящее в организации и управлять группой подчинённых.

Образование

Речь идёт как минимум об одном высшем образовании, хоть в российском среднем классе его имеют всего 47,1% населения. А общее число лет обучения должно превысить 14 (школа тоже считается).

Сбережения

Средний класс отличает наличие загородного дома или второго жилья или крупная сумма накоплений, на которые вы можете приобрести это жильё или хотя бы иномарку без кредитов и займов.

Как понять, относитесь ли вы к среднему классу

Люди, которые соответствуют всем указанным критериям, считаются ядром среднего класса. Но их всего 7,5% от населения страны. Ещё 11,2% относятся к ближней периферии, 19,5% — к дальней, но и те и те попадают в средний класс.

Если вы зарабатываете больше медианы, но не имеете нужного образования или профессионального статуса или у вас есть образование и статус, но доход находится в диапазоне 0,75–1,25 от медианы, то вы относитесь к среднему классу.

Кстати, имеет значение и то, что вы сами о себе думаете. Самоидентификация — один из важных признаков такого экономического разделения.

Для большей точности можно воспользоваться следующим чек‑листом. Если на большинство вопросов вы отведите «да», то входите в средний класс:

  1. Ваша зарплата выше, чем медианная?
  2. И она выросла с весны 2014 года?
  3. Среднедушевой доход вашей семьи выше, чем медианный?
  4. Вы учились в сумме больше 14 лет?
  5. У вас есть люди в подчинении или иная власть в организации?
  6. У вас есть дача, второе жильё или крупные сбережения в размере нескольких окладов?
  7. За последние три года вы пользовались платными образовательными, туристическими или оздоровительными услугами (не считая медицинских)? Если вы покупали готовые туры или в целом путешествовали, посещали массажный кабинет или санаторий, ходили на какие‑нибудь курсы, отвечайте «да».
  8. Ваших доходов хватает, чтобы удовлетворить потребности семьи?
  9. Вам легче найти помощь через соцсети, чем в среднем по стране? Например, если вы захотите сменить работу, то скорее найдёте новое предложение через , чем через HeadHunter. В соцсетях вам быстрее посоветуют классного специалиста — от штукатура до ветеринара для любимого хомячка. Контрольного ориентира здесь нет, так что придётся полагаться на личные ощущения.
  10. Вы считаете себя средним классом?

Что ещё нужно знать о среднем классе

Если вы причислили себя к этой категории, заранее подумайте о пенсии. Именно представители среднего класса больше всего теряют в доходах при прекращении трудовой деятельности по достижении установленного возраста. Чтобы смягчить этот удар, необходимо откладывать на старость уже сейчас.

Источник: https://Lifehacker.ru/srednij-klass/

Средние величины и показатели вариации

КАЧЕСТВО СРЕДНЕЕ

Средняя величина — это обобщающий показатель статистической совокупности, который погашает индивидуальные различия значений статистических величин, позволяя сравнивать разные совокупности между собой.

Существует 2 класса средних величин: степенные и структурные.

К структурным средним относятся мода и медиана, но наиболее часто применяются степенные средние различных видов.

Степенные средние величины

Степенные средние могут быть простыми и взвешенными.

Простая средняя величина рассчитывается при наличии двух и более несгруппированных статистических величин, расположенных в произвольном порядке по следующей общей формуле:

Взвешенная средняя величина рассчитывается по сгруппированным статистическим величинам с использованием следующей общей формулы:

где X – значения отдельных статистических величин или середин группировочных интервалов;
m — показатель степени, от значения которого зависят следующие виды степенных средних величин:
при m = -1 средняя гармоническая;
при m = 0 средняя геометрическая;
при m = 1 средняя арифметическая;
при m = 2 средняя квадратическая;
при m = 3 средняя кубическая.

Используя общие формулы простой и взвешенной средних при разных показателях степени m, получаем частные формулы каждого вида, которые будут далее подробно рассмотрены.

Средняя арифметическая

Средняя арифметическая — это самая часто используемая средняя величина, которая получается, если подставить в общую формулу m=1. Средняя арифметическая простая имеет следующий вид:

где X — значения величин, для которых необходимо рассчитать среднее значение; N — общее количество значений X (число единиц в изучаемой совокупности). Например, студент сдал 4 экзамена и получил следующие оценки: 3, 4, 4 и 5. Рассчитаем средний балл по формуле средней арифметической простой: (3+4+4+5)/4 = 16/4 = 4.

Средняя арифметическая взвешенная имеет следующий вид:

где f — количество величин с одинаковым значением X (частота). Например, студент сдал 4 экзамена и получил следующие оценки: 3, 4, 4 и 5. Рассчитаем средний балл по формуле средней арифметической взвешенной: (3*1 + 4*2 + 5*1)/4 = 16/4 = 4.

Если значения X заданы в виде интервалов, то для расчетов используют середины интервалов X, которые определяются как полусумма верхней и нижней границ интервала. А если у интервала X отсутствует нижняя или верхняя граница (открытый интервал), то для ее нахождения применяют размах (разность между верхней и нижней границей) соседнего интервала X.

Например, на предприятии 10 работников со стажем работы до 3 лет, 20 — со стажем от 3 до 5 лет, 5 работников — со стажем более 5 лет. Тогда рассчитаем средний стаж работников по формуле средней арифметической взвешенной, приняв в качестве X середины интервалов стажа (2, 4 и 6 лет):
(2*10+4*20+6*5)/(10+20+5) = 3,71 года.

Средняя арифметическая применяется чаще всего, но бывают случаи, когда необходимо применение других видов средних величин. Рассмотрим такие случаи далее.

Средняя гармоническая

Средняя гармоническая применяется, когда исходные данные не содержат частот f по отдельным значениям X, а представлены как их произведение Xf. Обозначив Xf=w, выразим f=w/X, и, подставив эти обозначения в формулу средней арифметической взвешенной, получим формулу средней гармонической взвешенной:

Таким образом, средняя гармоническая взвешенная применяется тогда, когда неизвестны частоты f, а известно w=Xf. В тех случаях, когда все w=1, то есть индивидуальные значения X встречаются по 1 разу, применяется формула средней гармонической простой:

Например, автомобиль ехал из пункта А в пункт Б со скоростью 90 км/ч, а обратно — со скоростью 110 км/ч. Для определения средней скорости применим формулу средней гармонической простой, так как в примере дано расстояние w1=w2 (расстояние из пункта А в пункт Б такое, же как и из Б в А), которое равно произведению скорости (X) на время (f). Средняя скорость = (1+1)/(1/90+1/110) = 99 км/ч.

Средняя геометрическая

Средняя геометрическая применяется при определении средних относительных изменений, о чем сказано в теме Ряды динамики. Геометрическая средняя величина дает наиболее точный результат осреднения, если задача стоит в нахождении такого значения X, который был бы равноудален как от максимального, так и от минимального значения X.

Например, в период с 2005 по 2008 годы индекс инфляции в России составлял: в 2005 году — 1,109; в 2006 — 1,090; в 2007 — 1,119; в 2008 — 1,133. Так как индекс инфляции — это относительное изменение (индекс динамики), то рассчитывать среднее значение нужно по средней геометрической: (1,109*1,090*1,119*1,133)(1/4) = 1,1126, то есть за период с 2005 по 2008 ежегодно цены росли в среднем на 11,26%. Ошибочный расчет по средней арифметической дал бы неверный результат 11,28%.

Средняя квадратическая

Средняя квадратическая применяется в тех случая, когда исходные значения X могут быть как положительными, так и отрицательными, например при расчете средних отклонений.

Главной сферой применения квадратической средней является измерение вариации значений X, о чем пойдет речь позднее в этой лекции.

Средняя кубическая

Средняя кубическая применяется крайне редко, например, при расчете индексов нищеты населения для развивающихся стран (ИНН-1) и для развитых (ИНН-2), предложенных и рассчитываемых ООН.

Структурные средние величины

К наиболее часто используемым структурным средним относятся статистическая мода и статистическая медиана.

Статистическая мода

Статистическая мода — это наиболее часто повторяющееся значение величины X в статистической совокупности.

Если X задан дискретно, то мода определяется без вычисления как значение признака с наибольшей частотой. В статистической совокупности бывает 2 и более моды, тогда она считается бимодальной (если моды две) или мультимодальной (если мод более двух), и это свидетельствует о неоднородности совокупности.

Например, на предприятии работает 16 человек: 4 из них — со стажем 1 год, 3 человека — со стажем 2 года, 5 — со стажем 3 года и 4 человека — со стажем 4 года. Таким образом, модальный стаж Мо=3 года, поскольку частота этого значения максимальна (f=5).

Если X задан равными интервалами, то сначала определяется модальный интервал как интервал с наибольшей частотой f. Внутри этого интервала находят условное значение моды по формуле:

где Мо – мода;
ХНМо – нижняя граница модального интервала;
hМо – размах модального интервала (разность между его верхней и нижней границей);
fМо – частота модального интервала;
fМо-1 – частота интервала, предшествующего модальному;
fМо+1 – частота интервала, следующего за модальным. Например, на предприятии 10 работников со стажем работы до 3 лет, 20 — со стажем от 3 до 5 лет, 5 работников — со стажем более 5 лет. Рассчитаем модальный стаж работы в модальном интервале от 3 до 5 лет: Мо = 3 + 2*(20-10)/(2*20-10-5) = 3,8 (года).

Если размах интервалов h разный, то вместо частот f необходимо использовать плотности интервалов, рассчитываемые путем деления частот f на размах интервала h.

Статистическая медиана – это значение величины X, которое делит упорядоченную по возрастанию или убыванию статистическую совокупность на 2 равных по численности части. В итоге у одной половины значение больше медианы, а у другой — меньше медианы.

Если X задан дискретно, то для определения медианы все значения нумеруются от 0 до N в порядке возрастания, тогда медиана при четном числе N будет лежать посередине между X c номерами 0,5N и (0,5N+1), а при нечетном числе N будет соответствовать значению X с номером 0,5(N+1).

Например, имеются данные о возрасте студентов-заочников в группе из 10 человек — X: 18, 19, 19, 20, 21, 23, 23, 25, 28, 30 лет. Эти данные уже упорядочены по возрастанию, а их количество N=10 — четное, поэтому медиана будет находиться между X с номерами 0,5*10=5 и (0,5*10+1)=6, которым соответствуют значения X5=21 и X6=23, тогда медиана: Ме = (21+23)/2 = 22 (года).

Если X задан в виде равных интервалов, то сначала определяется медианный интервал (интервал, в котором заканчивается одна половина частот f и начинается другая половина), в котором находят условное значение медианы по формуле:

где Ме – медиана;
ХНМе – нижняя граница медианного интервала;
hМе – размах медианного интервала (разность между его верхней и нижней границей);
fМе – частота медианного интервала;
fМе-1 – сумма частот интервалов, предшествующих медианному. В ранее рассмотренном примере при расчете модального стажа (на предприятии 10 работников со стажем работы до 3 лет, 20 — со стажем от 3 до 5 лет, 5 работников — со стажем более 5 лет) рассчитаем медианный стаж. Половина общего числа работников составляет (10+20+5)/2 = 17,5 и находится в интервале от 3 до 5 лет, а в первом интервале до 3 лет — только 10 работников, а в первых двух — (10+20)=30, что больше 17,5, значит интервал от 3 до 5 лет — медианный. Внутри него определяем условное значение медианы: Ме = 3+2*(0,5*30-10)/20 = 3,5 (года).

Также как и в случае с модой, при определении медианы если размах интервалов h разный, то вместо частот f необходимо использовать плотности интервалов, рассчитываемые путем деления частот f на размах интервала h.

Показатели вариации

Вариация — это различие значений величин X у отдельных единиц статистической совокупности. Для изучения силы вариации рассчитывают следующие показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, линейный коэффициент вариации, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, квадратический коэффициент вариации.

Размах вариации

Размах вариации – это разность между максимальным и минимальным значениями X из имеющихся в изучаемой статистической совокупности:

Недостатком показателя H является то, что он показывает только максимальное различие значений X и не может измерять силу вариации во всей совокупности.

Cреднее линейное отклонение

Cреднее линейное отклонение — это средний модуль отклонений значений X от среднего арифметического значения. Его можно рассчитывать по формуле средней арифметической простой — получим среднее линейное отклонение простое:

Например, студент сдал 4 экзамена и получил следующие оценки: 3, 4, 4 и 5. Ранее уже была рассчитана средняя арифметическая = 4. Рассчитаем среднее линейное отклонение простое: Л = (|3-4|+|4-4|+|4-4|+|5-4|)/4 = 0,5.

Если исходные данные X сгруппированы (имеются частоты f), то расчет среднего линейного отклонения выполняется по формуле средней арифметической взвешенной — получим среднее линейное отклонение взвешенное:

Вернемся к примеру про студента, который сдал 4 экзамена и получил следующие оценки: 3, 4, 4 и 5. Ранее уже была рассчитана средняя арифметическая = 4 и среднее линейное отклонение простое = 0,5. Рассчитаем среднее линейное отклонение взвешенное: Л = (|3-4|*1+|4-4|*2+|5-4|*1)/4 = 0,5.

Линейный коэффициент вариации

Линейный коэффициент вариации — это отношение среднего линейного отклонение к средней арифметической:

С помощью линейного коэффициента вариации можно сравнивать вариацию разных совокупностей, потому что в отличие от среднего линейного отклонения его значение не зависит от единиц измерения X.

В рассматриваемом примере про студента, который сдал 4 экзамена и получил следующие оценки: 3, 4, 4 и 5, линейный коэффициент вариации составит 0,5/4 = 0,125 или 12,5%.

Дисперсия

Дисперсия — это средний квадрат отклонений значений X от среднего арифметического значения. Дисперсию можно рассчитывать по формуле средней арифметической простой — получим дисперсию простую:

В уже знакомом нам примере про студента, который сдал 4 экзамена и получил оценки: 3, 4, 4 и 5, ранее уже была рассчитана средняя арифметическая = 4. Тогда дисперсия простая Д = ((3-4)2+(4-4)2+(4-4)2+(5-4)2)/4 = 0,5.

Если исходные данные X сгруппированы (имеются частоты f), то расчет дисперсии выполняется по формуле средней арифметической взвешенной — получим дисперсию взвешенную:

В рассматриваемом примере про студента, который сдал 4 экзамена и получил следующие оценки: 3, 4, 4 и 5, рассчитаем дисперсию взвешенную: Д = ((3-4)2*1+(4-4)2*2+(5-4)2*1)/4 = 0,5.

Если преобразовать формулу дисперсии (раскрыть скобки в числителе, почленно разделить на знаменатель и привести подобные), то можно получить еще одну формулу для ее расчета как разность средней квадратов и квадрата средней:

В уже знакомом нам примере про студента, который сдал 4 экзамена и получил следующие оценки: 3, 4, 4 и 5, рассчитаем дисперсию методом разности средней квадратов и квадрата средней:
Д = (32*1+42*2+52*1)/4-42 = 16,5-16 = 0,5.

Если значения X — это доли совокупности, то для расчета дисперсии используют частную формулу дисперсии доли:

.

Cреднее квадратическое отклонение

Выше уже было рассказано о формуле средней квадратической, которая применяется для оценки вариации путем расчета среднего квадратического отклонения, обозначаемое малой греческой буквой сигма:

Еще проще можно найти среднее квадратическое отклонение, если предварительно рассчитана дисперсия, как корень квадратный из нее:

В примере про студента, в котором выше рассчитали дисперсию, найдем среднее квадратическое отклонение как корень квадратный из нее: .

Квадратический коэффициент вариации

Квадратический коэффициент вариации — это самый популярный относительный показатель вариации:

Критериальным значением квадратического коэффициента вариации V служит 0,333 или 33,3%, то есть если V меньше или равен 0,333 — вариация считает слабой, а если больше 0,333 — сильной. В случае сильной вариации изучаемая статистическая совокупность считается неоднородной, а средняя величина — нетипичной и ее нельзя использовать как обобщающий показатель этой совокупности.

В примере про студента, в котором выше рассчитали среднее квадратическое отклонение, найдем квадратический коэффициент вариации V = 0,707/4 = 0,177, что меньше критериального значения 0,333, значит вариация слабая и равна 17,7%.
Предыдущая лекция… Следующая лекция…

Источник: https://chaliev.ru/statistics/srednie-velichiny-i-pokazateli-variatsyi.php

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: