Интегральный метод факторного анализа

Использование интегрального метода в экономике

Интегральный метод факторного анализа

Определение 1

Факторный анализ – это метод изучения взаимосвязей между переменными значениями.

Считается, что переменные, которые известны исследователю, находятся в зависимости от меньшего числа факторов и имеют меньшую тенденцию к проявлению ошибок. С помощью этого метода математического исследования можно решить две глобальных задачи:

  1. Сформировать всестороннее описание объекта, а затем скомпоновать его.
  2. Выявить скрытые факторы, которые влияют на линейную взаимосвязь изучаемых объектов и явлений.

Применение факторного анализа позволяет реализовать сразу несколько целей исследования. Прежде всего, он помогает установить взаимосвязи между переменными, а также сократить их число для описания зависимости.

Для удобства схожие факторы группируют, что облегчает модель, а также делает ее более наглядной.

При объединении факторов их влияние на объект будет выше, а значит, ярче проявятся свойства, связанные с его изменениями.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Группировка позволяет отследить скрытые факторы влияния. Это свойство особенно важно при исследовании социально-экономических явлений. Именно скрытые переменные, проявляющиеся в изменении объектов, называются факторами.

Чтобы определить наиболее значимые факторы применяются метод главных компонент. Его сущность заключается в замене взаимосвязанных величин не связанными между собой факторами. Для упрощения интерпретации результатов из уравнения могут исключаться менее информативные данные. Метод главных компонент является единственным математически обоснованным методом факторного анализа.

Факторный анализ имеет несколько форм. Он может быть разведочным, то есть направленным на выявление скрытых факторов. Конфирматорный анализ подтверждает гипотезы, относящиеся к исследованию числа факторов и оказываемых ими нагрузках.

Применение детерминированного факторного анализа в экономике

Факторный анализ широко применяется в экономических исследованиях, так как хозяйственные системы представляют собой динамические структуры, постоянно изменяющиеся под влиянием внутренних и внешних факторов. Для того, чтобы определить влияние фактора на структуру, а также выявить результат этого воздействия факторный анализ использует различные методы:

  1. Метод цепных подстановок.
  2. Метод относительных и абсолютных разниц.
  3. Метод баланса.
  4. Метод индексов.
  5. Логарифмический метод.
  6. Интегральный метод.

Для того, чтобы исключить малозначимые факторы из уравнения наиболее часто используют метод цепных подстановок или абсолютных разниц. Первый метод предполагает подстановку в уравнение каждого фактора по очереди с целью определения его влияния на объект исследования.

С помощью него можно определить степень влияния всех факторов, а затем исключить малозначимые. Для того, чтобы метод дал эффективный результат необходимо определить принципы последовательности подстановки.

Метод абсолютных разниц используется в случае конкретизации абсолютных отклонений данных.

Замечание 1

Метод индексов позволяет сопоставлять данные текущего и базисного периода. С его помощью можно проанализировать изменение данных с течением времени. Логарифмирование дает более высокую точность результатов исследования, так как влияние факторов распределяется на всю их совокупность.

Наиболее удобным методом является интегральный. Он помогает отследить влияние факторов как по отдельности, так и в совокупности. Так же с его помощью можно проанализировать количественные и качественные изменения. А общее влияние факторов распределяется на всю исследуемую совокупность.

Интегральный метод в экономике

Интегральный метод как бы обобщает метод цепных подстановок. Однако, его преимуществом является тот факт, что он не оказывает влияние на конечный результат исследования. Этот метод требует знаний в области математики, а также проведения большого числа вычислений, по сравнению с другими методами.

Элиминирование, которое часто применяется в факторном анализе, не учитывает взаимного влияния факторов друг на друга. Поэтому при его влиянии результат получает большее отклонение от реальной величины.

Именно для того, чтобы избежать этого отклонения используется интегральный метод факторного анализа. В этом случае расположение факторов в модели не влияет на конечный результат исследовании.

Кроме того, общий прирост результата под влиянием факторов распределяется в равных долях между всеми воздействующими переменными.

Замечание 2

Чтобы повысить результативность анализа прирост рассматривается на отдельных временных промежутках, так как факторы могут иметь разную направленность воздействия. Таким образом, появляется возможность проанализировать приращение результата на малых временных отрезках. Итогом вычислений станет число, получаемого в результате суммирования результатов приращения.

Как правило, интегральный метод осуществляется с помощью вычислительной техники. От исследователя требует завести прединтегральные данные.

Для практической деятельности часто применяют специальные рабочие формулы, которые позволяют учитывать факторную разнонаправленность. Эти данные приведены в специальной литературе, что очень облегчает процесс анализа.

То есть, специалист подставляет в рабочие формулы фактические данные, а затем осуществляет расчеты. Таким образом, достигается наибольшая точность вычислений.

Интегральный метод не требует приемов, помогающих распределить неразложимый остаток, так как благодаря логарифмическому закону в нем автоматически осуществляется перераспределение факторов. С другой стороны, этот метод позволяет разложить показатель результата по факторам, что делает его универсальным в различных видах математических моделей.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonometrika/ispolzovanie_integralnogo_metoda_v_ekonomike/

Тема 3. Методика факторного анализа

Интегральный метод факторного анализа

Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.

Под экономическим факторным анализом понимается постепенный переход от исходной факторной системы к конечной факторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.

Факторный анализ — методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя.

Существуют следующие типы факторного анализа:

  1. Детерминированный (функциональный) — результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.
  2. Стохастический (корреляционный) — связь между результативным и факторными показателями является неполной или вероятностной.
  3. Прямой (дедуктивный) — от общего к частному.
  4. Обратный (индуктивный) — от частного к общему.
  5. Одноступенчатый и многоступенчатый.
  6. Статический и динамический.
  7. Ретроспективный и перспективный.

3.2. Этапы факторного анализа

  • 1 этап. Отбор факторов.
  • 2 этап. Классификация и систематизация факторов.
  • 3 этап. Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями.
  • 4 этап.

    Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.

  • 5 этап.

    Практическое использование факторной модели (подсчет резервов прироста результативного показателя).

3.3. Классификация и систематизация факторов

Классификация факторов по признакам:

  • по своей природе:
    • основные;
    • второстепенные;
  • по степени воздействия на результаты:
  • по отношению к объекту исследования:
  • по зависимости от коллектива:
    • объективные;
    • субъективные;
  • по степени распространенности:
    • общие;
    • специфические; по времени действия:
    • постоянные;
    • переменные; по характеру действия:
    • экстенсивные;
    • интенсивные;
  • по свойствам отражаемых явлений:
    • количественные;
    • качественные; по своему составу:
    • сложные;
    • простые;
  • по уровню соподчиненности:
    • первого порядка;
    • второго порядка;
    • и т.д.
  • по возможности измерения влияния:

Системный подход в АХД вызывает необходимость взаимосвязанного изучения факторов с учетом их внутренних и внешних связей, взаимодействия и взаимоподчиненности, что достигается с помощью их систематизации (создание факторной системы).

3.4. Виды моделей. Моделирование

По характеру взаимосвязи между показателями различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа.

Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер.

Основные свойства детерминированного подхода к анализу:

  1. построение детерминированной модели путем логического анализа;
  2. наличие полной (жесткой) связи между показателями;
  3. невозможность разделения результатов влияния одновременно действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели;
  4. изучение взаимосвязей в краткосрочном периоде.

Моделирование — процесс представления исследуемого показателя с факторами, которое передается в форме конкретного математического уравнения.

Различают четыре типа детерминированных моделей.

1. Аддитивные модели представляют собой алгебраическую сумму показателей и имеют вид:

К таким моделям, например, относятся показатели себестоимости во взаимосвязи с элементами затрат на производство и со статьями затрат; показатель объема производства продукции в его взаимосвязи с объемом выпуска отдельных изделий или объема выпуска в отдельных подразделениях.

2. Мультипликативные   модели   в   обобщенном   виде   могут быть представлены формулой:

Примером мультипликативной модели является двухфакторная модель объема производства продукции:

где Ч — среднесписочная численность работников;
CB — средняя выработка на одного работника.

3. Кратные модели:

Примером кратной модели служит показатель срока оборачиваемости товаров (в днях) ТОБ.Т:

где ЗТ — средний запас товаров;
ОР — однодневный объем реализации.

4. Смешанные модели представляют собой комбинацию перечисленных выше моделей и могут быть описаны с помощью специальных выражений:

Примерами таких моделей служат показатели затрат на 1 руб. товарной продукции, показатели рентабельности и др.

Для изучения зависимости между показателями и количественного измерения множества факторов, повлиявших на результативный показатель, приведем общие правила преобразования моделей (моделирования) с целью включения новых факторных показателей.

Моделирование мультипликативных и аддитивных моделей осуществляется за счет разложения одного из факторных показателей на его сомножители:

A = a + b;                 b = c + d;                  A = a + c + d или

A = a * b;                   b = c * d;                   A = a * c * d

Степень детализации и расширения модели зависит от цели исследования, а также от возможностей детализации и формализации показателей в пределах установленных правил.

Кратные модели преобразуются следующими способами:

1. Удлинение.

Для детализации обобщающего факторного показателя на его составляющие, которые представляют интерес для аналитических расчетов, используют прием удлинения факторной системы:

.

2. Формальное разложение.

b = b1 + b2 + b3

3. Расширение.

Для выделения некоторого числа новых факторов и построения необходимых для расчетов факторных показателей применяют прием расширения факторных моделей. При этом числитель и знаменатель умножаются на одно и тоже число.

4. Сокращение.

Для построения новых факторных показателей применяют прием сокращения факторных моделей. При использовании данного приема числитель и знаменатель делят на одно и то же число.

Процесс   моделирования   сложный   и   ответственный   момент. От реальности и точности моделей зависят конечные результаты анализа.

Детализация в факторном анализе во многом определяется числом факторов, влияние которых можно количественные оценить, поэтому большое значение в анализе имеют многофакторные мультипликативные модели.

В основе их построения лежат следующие принципы:

  • место каждого фактора в модели должно соответствовать его роли в формировании результативного показателя;
  • модель должна строиться из двухфакторной полной модели путем последовательного расчленения факторов, как правило качественных, на составляющие;
  • при написании формулы многофакторной модели факторы должны располагаться слева направо в порядке их замены.

Построение факторной модели — первый этап детерминированного анализа. Далее определяют способ оценки влияния факторов.

Бальжинов А.В., Михеева Е.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебн.пособ., — Улан-Удэ, 2003.

Добавить в закладки

Добавить комментарии

Источник: https://economicportal.ru/discipline/analysis/an3.html

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: