Иностранная организация

Содержание
  1. Отличия филиала и представительства иностранной компании. Порядок регистрации
  2. Как зарегистрировать филиал или представительство на территории россии?
  3. 1 шаг. Заполнить заявление об аккредитации
  4. 2 шаг. Представить пакет документов вместе с заявлением:
  5. Документы, которые представляются иностранной компанией, должны:
  6. ПО КАКИМ ПРИЧИНАМ МОГУТ ОТКАЗАТЬ В АККРЕДИТАЦИИ?
  7. На какой срок оформляется аккредитация?
  8. Деятельность иностранной организации на территории Российской Федерации, приводящая к образованию постоянного представительства
  9. Однако, даже при отсутствии постоянного места деятельности в РФ у иностранной организации, ее постоянное представительство в России считается образованным, если иностранная организация осуществляет деятельность, указанную в п. 9 ст. 306 НК, а именно:
  10. Заявление о постановке на учет подается в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления деятельности на территории РФ.
  11. Иностранные компании в 2020 году: современная «прозрачная» реальность — Право на vc.ru
  12. Учредителем иностранной компании может быть
  13. Требования к иностранной компании
  14. Структура органов управления иностранными компаниями
  15. Налоговые особенности использования иностранных компаний
  16. Отчитываться о наличии КИК в России — обязательно
  17. Статус иностранной компании в России: КИК или налоговый резидент РФ?
  18. Контролируемая иностранная компания  
  19. Иностранная компания – налоговый резидент РФ

Отличия филиала и представительства иностранной компании. Порядок регистрации

Иностранная организация

Чем филиал иностранной компании отличается от представительства? Что нужно сделать, чтобы филиал или представительство иностранной компании законно осуществляли деятельность на территории РФ?

Статья подготовлена специалистами компании «РосКо – Консалтинг и аудит» https://rosco.su/

Иностранные компании могут осуществлять деятельность на территории РФ через свои филиалы и представительства.

В чем различия филиала и представительства? Что лучше открыть иностранной компании?

Сразу отметим, что все зависит от цели компании. Так, представительство иностранной компании, как уже вытекает из самого названия, создается исключительно ради представления интересов головной компании на территории России.

Функции представительства сводятся к поиску партнеров, как поставщиков, так и покупателей, проведению рекламных мероприятий, осуществлению защиты интересов головной иностранной компании, проведению маркетинговых исследований рынков сбыта и т.п. То есть речь не идет о какой-либо коммерческой деятельности.

АККРЕДИТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ, ФИЛИАЛОВ

Функции же филиала значительно шире. Как раз филиал и создается иностранной компанией для осуществления коммерческой деятельности на территории России.

Как представительства, так и филиалы иностранных компаний не являются самостоятельными юридическими лицами.

Филиал должен осуществлять в России ту же предпринимательскую деятельность, что и иностранная компания.

Работа с филиалами имеет ряд преимуществ, поскольку российским компаниям легче взаимодействовать с ними на территории России, чем с головной компанией за рубежом. А для иностранной компании повышается оперативность работы и увеличивается прибыль за счет снижения затрат. Платежи проходят быстрее через российские банки, договоры заключаются быстрее.

Для того чтобы филиал или представительство могли легально существовать на территории России, необходима так называемая аккредитация, т.е. регистрация в контролирующих органах.

Аккредитацию филиалов и представительств иностранных компаний осуществляет МИ ФНС России №47 по г. Москве (п.1 Приказа ФНС России от 22.12.2014 г. №ММВ-7-14/668@).Важно!

Для некоторых категорий компаний установлен особый порядок. Так, аккредитацию авиакомпаний осуществляет Федеральное воздушное агентство, для кредитных организаций – Банк России, которые направляют информацию в ФНС России.

Как зарегистрировать филиал или представительство на территории россии?

Как мы уже отмечали, аккредитация или иными словами регистрация представительств, филиалов нужна для законности их работы. Порядок аккредитации филиалов и представительств не отличается друг от друга и установлен одним и тем же документом – это приказ ФНС РФ от 26.12.2014 г. №ММВ-7-14/680@.

Для того чтобы пройти аккредитацию, представительству или филиалу нужно собрать определенный пакет документов.

Подача документов осуществляется в 2 этапа: сначала в торгово-промышленную палату России (ТПП) для заверения численности иностранных работников филиала или представительства, а потом документы подаются в ФНС России.

Головная иностранная компания в течение 12 месяцев после решения о создании филиала, представительства должна:

1 шаг. Заполнить заявление об аккредитации

Заявление заполняется по специально установленной налоговиками форме (форма №15АФП). Образцы заполнения заявления можно найти в налоговой инспекции.

Заполнить заявление несложно. В нем указываются сведения об иностранной компании и о представительстве или филиале компании: наименование, адрес, сведения о видах экономической деятельности. В заявлении также приводятся данные о руководителе представительства или филиала иностранной компании, а также о численности иностранцев, которые работают в представительстве или филиале компании.

ЭКСПЕРТИЗА ДОКУМЕНТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА, ФИЛИАЛА

2 шаг. Представить пакет документов вместе с заявлением:

  • учредительные документы иностранной компании;
  • выписку из реестра иностранной компании или иной документ, подтверждающий юридический статус иностранной компании;
  • документ, подтверждающий регистрацию иностранной компании в качестве налогоплательщика в своей стране.

Такой документ выдает уполномоченный орган страны происхождения иностранной компании.

Например, для Германии уполномоченным органом является Федеральное министерство финансов.

  • решение иностранной компании о создании филиала, представительства на территории России;
  • положение об иностранном филиале, представительстве;

Такое положение разрабатывается головной иностранной компанией и составляется в произвольном виде с обязательным включением таких сведений, как: наименование иностранной компании, ее филиала, представительства, организационно-правовая форма иностранной компании, место нахождения его филиала, представительства на территории РФ и адрес места нахождения иностранной компании в стране регистрации.

Также в положении указываются цели создания, открытия и виды деятельности филиала, представительства, порядок управления филиалом, представительством иностранной компании (п.1 ст.22 Федерального закона от 09.07.1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», далее – Закон №160-ФЗ).

  • доверенность о наделении руководителя иностранного филиала, представительства на территории России необходимыми полномочиями;
  • документ об уплате государственной пошлины;

Госпошлина уплачивается в размере 120 тыс. рублей за каждый филиал или представительство.

Реквизиты для уплаты пошлины размещены на стендах в налоговой инспекции, а также на сайте ФНС РФ.

  • опись представленных документов в двух экземплярах.

Первоначально комплект документов направляется в ТПП России для заверения сведений о численности иностранных работников филиала, представительства иностранной компании.

Стоит отметить, что услуга заверения ТПП численности работников также платная. Цена услуги из года в год растет. Сейчас стоимость услуги зависит от способа передачи информации: с использованием электронных форм либо заявление подается на бумаге. В первом случае стоимость услуги составит 18 тыс. рублей, а во втором – 21 тыс. рублей.

Затем документы возвращаются заявителю, то есть иностранной компании, для последующей передачи в ИФНС №47 по г. Москве по адресу: 127006, г.Москва, ул. Долгоруковская, д.33, стр.1.

ЧТО ТАКОЕ ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ ДЛЯ АККРЕДИТАЦИИ ИНОСТРАННОГО ФИЛИАЛА ИЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА?

Документы, которые представляются иностранной компанией, должны:

  • быть на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным нотариусом;
  • представляться в оригинале либо в виде копий, заверенных нотариусом;
  • быть с консульской легализацией или апостилем, если документы выданы органами иностранных государств. Иной порядок может быть предусмотрен международным договором РФ;
  • быть прошиты, листы пронумерованы. На оборотной стороне последнего листа каждого такого документа должна быть сделана запись о количестве листов в документе.

Подчистки и исправления в тексте представляемых документов не допускаются.

Конечным результатом действий будет свидетельство об аккредитации (форма №15СвФП). А днем аккредитации является день внесения записи в Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц. В специальном разделе на сайте Федеральной налоговой службы  можно узнать информацию об аккредитации филиалов, представительств иностранных компаний.

Срок аккредитации — в течение 25 рабочих дней со дня представления необходимых документов (п. 5 ст. 21 Закона №160-ФЗ).

На сегодняшний день в Госдуме рассматривается законопроект №1013075-7«О внесении изменений в ст. 21 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ», в котором предлагается сократить срок аккредитации с 25 дней до 15 рабочих дней.

Законопроектом предусмотрена возможность приостановить проверку направленных документов на аккредитацию.

Это позволит иностранным компаниям исправить технические ошибки и при этом не потерять в деньгах, ведь при отказе в аккредитации ранее уплаченная госпошлина не возвращается.

Филиалу или представительству иностранной компании не нужно самостоятельно вставать на налоговый учет.

Постановка на учет в налоговых органах осуществляется через аккредитованные филиал, представительство на основании сведений, содержащихся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств (РАФП) иностранных компаний (п.4 ст.83 НК РФ, приказ Минфина РФ от 28.12.2018 г. №293н).

Если же иностранная компания действует в России не через аккредитованный филиал или представительство, то для постановки на учет в налоговом органе она должна представить определенный пакет документов.

КАК ЗАКРЫТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИЛИ ФИЛИАЛ ИНОСТРАННОЙ КОМПАНИИ?

ПО КАКИМ ПРИЧИНАМ МОГУТ ОТКАЗАТЬ В АККРЕДИТАЦИИ?

Чаще всего причиной отказа бывает подача заявителем, т.е. иностранной компанией, документов не в полном объеме либо представление документов, которые идут вразрез правилам их представления. Отказ в аккредитации можно обжаловать в суде.

На какой срок оформляется аккредитация?

Начиная с 2015 года, аккредитация филиалов и представительств выдается бессрочно. В том случае если у представительства или филиала меняются сведения, ранее представленные при аккредитации, то подается специальное заявление о внесении изменений в реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных компаний.

Статья подготовлена специалистами компании «РосКо – Консалтинг и аудит» https://rosco.su/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/roscoaudit/otlichiia-filiala-i-predstavitelstva-inostrannoi-kompanii-poriadok-registracii-5f8d8320f46e1b4b59463334

Деятельность иностранной организации на территории Российской Федерации, приводящая к образованию постоянного представительства

Иностранная организация

В соответствии с п. 1 ст. 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль признаются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, прибылью признаются полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.

РЕГИСТРАЦИЯ ИНОСТРАННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

В соответствии с п. 2 ст. 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с:

  • пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
  • проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
  • продажей товаров с расположенных на территории РФ и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
  • осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности.

Следовательно, перечень предпринимательской деятельности, осуществляемой иностранной организацией на территории РФ, приводящий к образованию постоянного представительства является открытым.

При этом факт осуществления иностранной организацией на территории РФ деятельности подготовительного и вспомогательного характера (при отсутствии вышеуказанных признаков постоянного представительства), не приводит к образованию постоянного представительства (п. 4 ст. 306 НК РФ).

К подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относятся:

  • использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации и (или) поставки товаров, принадлежащих этой иностранной организации, до начала такой поставки;
  • содержание запаса товаров, принадлежащих этой иностранной организации, исключительно для целей их хранения, демонстрации и (или) поставки до начала такой поставки;
  • содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров этой иностранной организацией;
  • содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации;
  • содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.

Однако, даже при отсутствии постоянного места деятельности в РФ у иностранной организации, ее постоянное представительство в России считается образованным, если иностранная организация осуществляет деятельность, указанную в п. 9 ст. 306 НК, а именно:

  • эта организация осуществляет поставки с территории РФ принадлежащих ей товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем;
  • а также в случае, если эта организация осуществляет деятельность, отвечающую признакам п. 2 ст. 306 НК РФ, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в РФ, действует на территории РФ от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации. Такое лицо называется зависимым агентом.

РЕГИСТРАЦИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

Следует отметить, что обладание полномочиями на заключение сделок и согласование условий контрактов от имени иностранной организации не доказывает факта их использования.

Зависимый агент должен фактически использовать возложенные на него полномочия, то есть заключать от имени иностранной организации контракты, а также соглашения об их предварительном и (или) окончательном согласовании.

Причем его действия должны совершаться самостоятельно (на основании права решающего голоса), а не в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации (пп. 5 п. 4 ст. 306 НК РФ).

При этом лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности (брокер, комиссионер, профессиональный участник российского рынка ценных бумаг и т.п.), не считается зависимым агентом, т.е.

деятельность через такое лицо не приводит к образованию постоянного представительства иностранной организации в РФ.

В отношении юридического лица рамки основной (обычной) деятельности следует считать установленными, в частности, в учредительных документах этого лица, и (или) лицензии, так же как и в ином разрешении компетентного государственного органа.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 30.09.2010 г.

N 117н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения» (далее – Приказ N 117н) иностранная организация, которая осуществляет деятельность на территории РФ через постоянное представительство, подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления этой деятельности.

В КАКОЙ ФОРМЕ МОЖЕТ ВЕСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННАЯ КОМПАНИЯ В РОССИИ?

В случаях, если иностранная организация осуществляет свою деятельность на территории РФ в соответствии с вышеуказанным п. 9 ст. 306 НК РФ постановка на учет такой организации осуществляется в налоговом органе по месту нахождения постоянного представительства либо по месту нахождения юридического лица (месту жительства физического лица) — зависимого агента (п. 7 Приказа N 117н). 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИВОДЯЩАЯ К ОБРАЗОВАНИЮ ПОСТОЯННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

Заявление о постановке на учет подается в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления деятельности на территории РФ.

Источник: https://rosco.su/press/deyatelnost-inostrannoy-organizatsii-na-territorii-rossiyskoy-federats/

Иностранные компании в 2020 году: современная «прозрачная» реальность — Право на vc.ru

Иностранная организация

Памятка для предпринимателей, который хотят зарабатывать за рубежом.

Что нужно знать, если вы планируете:

  • торговую деятельность за рубежом, минуя Россию;
  • поставку импортной продукции из Китая, Европы в Россию на постоянной основе;
  • приобретение коммерческой недвижимости в Европе и сдачу ее в аренду;
  • приобретение и реализацию ценных бумаг зарубежных компаний на иностранных биржах;
  • наличие иностранных инвесторов в бизнесе.

Учредителем иностранной компании может быть

  1. Российский учредитель напрямую.

  2. Другая иностранная компания, в которой учредителем или бенефициаром является российский собственник. Данный вариант популярен при наличии иностранных партнеров или вложении инвестиций одной иностранной компании в другие зарубежные организации.

taxCOACH

Иностранное право зачастую разделяет понятия «акционера» и «бенефициара»:

Акционер — открыто отражается в торговом реестре компаний. При этом акционером может быть не фактический собственник акций, а «квалифицированный» номинальный акционер, который официально занимается специализированной консалтинговой деятельностью по владению акциями иностранных компаний в интересах третьих лиц.

То есть по факту такие номинальные акционеры не принимают реального участия в управлении, а следуют указаниям третьих лиц.

Бенефициар — это фактический владелец акций, который дает указания номинальному акционеру по порядку управления и распоряжения долями в иностранных компаниях.

Между акционером и бенефициаром, как правило, заключается декларация о трасте (доверии).

Декларация является подтверждением того, кто является реальным владельцем акций, и определяет ответственность номинальных акционеров в случае превышения полномочий: номинальный акционер подтверждает, что является лишь держателем акций в пользу бенефициара, и что он не имеет права совершать с ними никаких действий, связанных как с переуступкой прав (покупка, продажа, залог и так далее), так и с участием в деятельности компании (ание на собраниях акционеров) без письменного указания бенефициара.

При этом, если в бизнесе несколько собственников, то тогда у каждого из партнеров-собственников должен быть «свой» номинальный акционер, представляющий его интересы, если партнеры решили пойти по пути выстраивания такой модели владения.

Однако в современных реалиях бенефициары иностранных компаний не являются скрытыми.

1. Раскрытие информации о бенефициарах офшорных компаний в публичных реестрах

Все началось с того, что в мае 2018 года Великобритания потребовала ввести публичные (общедоступные) реестры бенефициарных владельцев компаний, зарегистрированных в ее офшорных территориях, в целях борьбы с отмыванием денежных средств.

Это требование коснулось таких популярных офшоров, как Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Бермуды, Гибралтар и другие менее известные территории.

Указанные территории обязали утвердить формы регистров и установить публичный доступ к ним к концу 2020 года

Все страны ЕС уже ввели реестры бенефициаров, а в марте 2021 года эти реестры будут объединены в единую информационную систему.

В некоторых странах реестры бенефициаров носят публичный характер, однако в большинстве — они конфиденциальны. Это значит, что доступ к ним могут получить только государственные органы, однако и этого более чем достаточно.

Пример: налогоплательщику не удалось доказать самостоятельность головной кипрской компании и право на применение пониженной пятипроцентной ставки налога при выплате дивидендов. Налоговый орган ссылался на номинальность кипрских директоров на основе информации из открытого интернет-сайта Opencorparates.com:

  1. Указанные лица были директорами более 30 компаний.
  2. Указанные лица являются сотрудниками Кипрской компании, которая на своем сайте позиционирует услуги по сопровождению бизнеса. На всех сотрудников, указанных на сайте, зарегистрировано много компаний.

Налоговый орган сделал вывод, что кипрские директора — это сотрудники компании, которая предоставляет персонал для подтверждения резидентства кипрских компаний.

2. Раскрытие информации об офшорных компаниях в рамках автоматического обмена информации

С сентября 2018 года для всех стран, подписавших единый стандарт ОЭСР, начал действовать автоматический обмен информации. К известным офшорным юрисдикциям, которые его подписали, относятся Бермудские, Каймановы острова, остров Мэн, Джерси, Мальта, Маврикий, Панама, Гонконг.

Об автоматическом обмене информацией мы подробно писали в нашей статье. Несмотря на то, что активно он еще не заработал, кратко обозначим несколько ключевых аспектов.

Так, в руки российских налоговых органов может попасть информация о расчетных счетах (остатках денежных средств на них и бенефициарах счетов) любых «пассивных» иностранных компаний, бенефициарами/акционерами которых являются российские налоговые резиденты, если сумма денежных средств на них не меньше $250 тысяч.

«Пассивная» компания в рамках автоматического обмена информации ≠ «пассивная» компания для целей налогообложения КИК.

В первом случае это понятие более узкое:

  • Возможный порог пассивного дохода в общем объеме дохода выше — не 20%, как при налогообложении КИК, а не более 50%.
  • К пассивным не относятся те «иностранные» компании, которые владеют «активными» торговыми организациями.

Но мы бы так спокойно на это не рассчитывали, так как конечное решение о пассивности/активности иностранных компаний все равно за иностранным банком, где открыт их расчетный счет.

3. Регистраторы иностранных компаний отвечают на запросы российских налоговых органов

Учитывая, что регистраторы иностранных компаний несут ответственность в рамках своей деятельности и дорожат своей репутацией, они добровольно отвечают на официальные запросы российских налоговых органов с раскрытием известной им информации, в том числе:

  • всех сведений, содержащихся в непубличных реестрах бенефициарах;
  • информации о заключении регистраторами, предоставляющими услуги номинального сервиса (специализированного владения акциями и управления компанией), соглашения о трасте (доверии) с бенефициарам.

При этом налоговые органы, как правило, запрашивают сведения не только на текущую дату, но и за прошлые периоды с глубиной в три года. Поэтому в срочном порядке вносить какие-либо изменения в структуру владения, расторгать договоры о трасте (доверии), вносить в них изменения не имеет смысла. В любом случае достоверная информация будет раскрыта регистратором и за прошлый период тоже.

Таким образом, есть много механизмов, которые дают возможность российским государственным органам узнать бенефициаров иностранных холдингов. Эти данные могут быть получены ими в рамках автоматического обмена информацией или путем направления официальных запросов регистраторам, иностранным налоговым органам.

При этом в большинстве случаев (при «активной» торговой и «прозрачной» деятельности иностранных компаний) усложнять структуру владения путем использования «номинальных» акционеров не имеет смысла.

Открытое участие российских собственников в иностранных компаниях зачастую наоборот приветствуется иностранными банками и снижает налоговые риски в России, так как налоговые органы сразу видят подконтрольность иностранных компаний российским собственникам и не строят лишних версий относительно схем, направленных на уход от уплаты налогов.

Кроме того, положительным моментом открытого участия является возможность официального распределения дивидендов российским собственникам.

Требования к иностранной компании

Иностранная компания должна фактически заниматься деятельностью, ради которой создана. У нее должны быть свои сотрудники и реальный офис для ведения предпринимательской деятельности.

В настоящее время действует «фактический запрет» на использование «полочных» компаний

Российской компании могут доначислить налог на прибыль со всех сумм выплат иностранной компании (и что важно, теперь — независимо от правового / договорного основания, по правилам фактического получателя дохода, если у нее отсутствует документальное подтверждение:

  • постоянного присутствия иностранной компании — участника/контрагента в стране своего резидентства;
  • фактического ведения предпринимательской деятельности;
  • наличия фактического права на получаемый от российской компании доход;

Таким образом, иностранные компании должны предоставить российскому контрагенту официальное письмо о наличии у них офиса в стране резидентства и сотрудников, необходимых для ведения предпринимательской деятельности и выполнения договорных обязательств.

Требования иностранных банков в ряде стран в отношении подтверждения фактического присутствия иностранной компании в стране резидентства также ужесточились. Иногда отсутствие такого подтверждения является основанием для отказа в открытии расчетного счета иностранной компании.

Структура органов управления иностранными компаниями

В большинстве стран местные законы позволяют иностранным (в том числе российским) гражданам учреждать и становиться директорами компаний, созданных на их территории.

При выстраивании модели управления иностранной компании необходимо учитывать следующее:

(а) в ряде стран существуют специальные законодательные требования или рекомендации местных адвокатов к структуре органов управления иностранными компаниями, которые необходимо уточнять на момент создания компании.

Например, в Нидерландах местные адвокаты рекомендуют, чтобы один из директоров был обязательно резидентом Нидерландов. В Швейцарии, Люксембурге также требуется, чтобы один из директоров также был налоговым резидентом данных государств. В Сингапуре, Гонконге, Германии, ОАЭ, на Кипре российские собственники могут быть единоличными директорами компаний.

(б) в большинстве распространенных иностранных юрисдикций есть возможность воспользоваться услугами официального номинального сервиса (предоставления не только номинальных акционеров, но и директоров). В частности, услуги номинального сервиса директоров предоставляются на Кипре, в Люксембурге, Дании, Мальте, Швейцарии, Нидерландах, Сингапуре, ОАЭ.

При использовании номинальных директоров часто не обойтись без выдачи доверенностей российским лицам, в особенности если иностранная компания является участником российской организации.

В таком случае доверенность от номинального директора нужна на принятие решений от имени иностранной компаний на общем собрании участников российской компании, совершение сделок с долей иностранной компании в российском обществе.

Оформляя доверенность, важно учитывать, что теперь

в большинстве иностранных государств строго не рекомендуется выдавать российским лицам генеральные доверенности от иностранных директоров.

Это обусловлено тем, что в таком случае возникает риск:

  • непризнания иностранной компании налоговым резидентом в государстве ее регистрации;
  • отказа в выдаче ей сертификата налогового резидентства.

Поэтому от иностранных директоров иностранных компаний целесообразно оформлять доверенности на российских лиц только на совершение конкретных сделок, юридически значимых действий.

Налоговые особенности использования иностранных компаний

В данном случае мы не будем говорить подробно о налогообложении иностранных компаний по правилам КИК и фактического получателя дохода, так как подробно писали об этом ранее. Только кратко обозначим, как будет осуществляться налогообложение в зависимости от видов деятельности:

  1. При ведении торговой («активной») деятельности за рубежом прибыль иностранной компании облагается однозначно только в иностранных государствах по местным правилам. В России будет действовать освобождение от налогов по правилам налогообложения КИК.
  2. В случаях поставки импортной продукции из Китая, Европы в Россию на постоянной основе налогообложение будет осуществляться, как и в первом случае, если иностранные компании подтвердят самостоятельность своей предпринимательской деятельности.
  3. При приобретении коммерческой недвижимости в Европе и сдачи ее в аренду необходимо учитывать, что, к сожалению, доход иностранных компаний в виде арендной платы не считается полученным от активной деятельности.

    А поэтому у российского контролирующего лица есть возможность получить освобождение от налогообложения прибыли этой компании в России по правилам КИК только, если эффективная ставка налогообложения дохода данной компании более 75% средневзвешенной ставки налога на прибыль — иначе говоря больше 15%.

    Практически во всех странах ЕС (кроме Кипра, так как там ставка налога 12,5%) данное требование будет соблюдаться.

    Однако, даже если для владения и сдачи в аренду европейской недвижимости будет создана кипрская компания, то с ее прибыли нужно будет заплатить те же 13% налога только в двух юрисдикциях: 12,5% на Кипре, и 0,5% в России по правилам КИК с учетом правил зачета уплаченного налога.

  4. Приобретение и реализация ценных бумаг зарубежных компаний на иностранных биржах также не признается активным видом деятельности. Налогообложение в этом случае будет аналогично третьему случаю.

Отчитываться о наличии КИК в России — обязательно

Российские собственники иностранных компаний обязаны подавать в российские налоговые органы по месту жительства два вида уведомлений:

  1. Уведомление об участии в иностранных компаниях по форме по форме, утвержденной в приложении № 1 к приказу ФНС от 5 июля 2019 г. N ММВ-7-13/338@. Такое уведомление подается российскими налоговыми резидентами при наличии прямой/косвенной доли участия более 10% в иностранной компании.

    Срок подачи уведомления — однократно в течение трех месяцев со дня приобретения компании/изменении доли в ней.

  2. Уведомление о контролируемых иностранных компаниях по форме, утвержденной в приложении № 1 к приказу ФНС от 26 августа 2019 г. N ММВ-7-13/422@.

    Такое уведомление нужно подавать ежегодно не позднее 20 марта каждого года в отношении всех КИК по любым основаниям (независимо от наличия условий для освобождения прибыли КИК от налогообложения в России).

При ведении некоторых видов деятельности включение в модель бизнеса иностранных компаний удобно и оправданно. И правила налогообложения КИК, ФПД и автоматического обмена информацией не помешают, просто с ними надо научиться жить без лишних рисков.

Источник: https://vc.ru/legal/111675-inostrannye-kompanii-v-2020-godu-sovremennaya-prozrachnaya-realnost

Статус иностранной компании в России: КИК или налоговый резидент РФ?

Иностранная организация

В настоящей статье мы обратим внимание на соотношение двух способов налогообложения прибыли иностранных компаний в России, а именно –

  • режима налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК) и
  • концепции налогового резидентства РФ.

Сразу оговоримся, что при первом из них – режиме КИК – иностранная компания вообще не является налогоплательщиком в России.

В рамках режима КИК налоговую обязанность в России (причём свою личную, а не иностранной компании) исполняет контролирующее лицо, являющееся налоговым резидентом РФ и учитывающее прибыль КИК в составе своей налоговой базы – по налогу на доходы физических лиц (если контролирующим лицом является физическое лицо) либо по налогу на прибыль организаций (если контролирующим лицом выступает российская организация).     

Во втором случае – если иностранная компания признана налоговым резидентом РФ – ситуация качественно иная. Такая компания приравнивается к российским организациям для целей налога на прибыль и, соответственно, является налогоплательщиком в России со всеми вытекающими правами и обязанностями.

Несмотря на названные статусные и процедурные различия, смысл существования в налоговом законодательстве обоих институтов (антиуклонительных по своей сути) схож и заключается в попытке распространить российскую налоговую юрисдикцию на возможно большее число субъектов, так или иначе контролируемых или управляемых из России.

Однако, поскольку данные режимы существуют в законодательстве одновременно и по некоторым параметрам «пересекаются», важно понимать, в чём именно состоят их различия и как они отражаются на положении налогоплательщика.

Контролируемая иностранная компания  

Суть режима налогообложения КИК заключается в том, что прибыль КИК приравнивается к прибыли (доходу) налогового резидента РФ, контролирующего такую иностранную компанию, и учитывается при определении налоговой базы такого контролирующего лица по соответствующему налогу (налогу на прибыль или НДФЛ).

Специфичность самой концепции КИК состоит в том, что, несмотря на то, что  непосредственно налогоплательщик (налоговый резидент РФ) прибыль от своей КИК фактически не получал (в его личный доход она не поступала), для целей налогообложения сумма такой прибыли всё равно подлежит включению в его налоговую базу – в силу самого факта контроля над иностранной компанией. Другими словами, прибыль, полученная и не распределённая подконтрольной иностранной компанией, автоматически приписывается её контролирующему лицу и может подлежать налогообложению по законодательству РФ как страны налогового резидентства контролирующего лица.   

Разумеется, налогообложение прибыли КИК включает множество деталей, таких как:

  • критерии «контролирующего лица» (статья 25.13 НК РФ);
  • порядок определения суммы прибыли КИК и ее учёта при налогообложении (статьи 25.15, 309.1 НК РФ); 
  • соотношение финансового периода КИК, сроков признания дохода в виде прибыли КИК и их декларирования (статьи 25.14, 25.15 НК РФ);
  • пороговая сумма прибыли КИК, при превышении которой она подлежит учёту у контролирующего лица, – в настоящее время она составляет 10 миллионов рублей (пункт 7 статьи 25.15 НК РФ);
  • основания освобождения прибыли КИК от налогообложения – действующей редакцией НК РФ предусмотрено 9 вариантов освобождения (статья 25.13-1 НК РФ). К ним, в частности, относятся преимущественно «активный» характер доходов компании, сопоставимость иностранного налога в стране инкорпорации и др.

Поэтому,

  • при наличии контроля налогового резидента РФ над иностранной компанией в силу участия в ней или иным образом (важно иметь в виду, что «контролирующим лицом» может быть не только акционер),
  • при наличии у КИК прибыли и превышении еюустановленного законом порога и
  • при отсутствии оснований для освобождения прибыли КИК от налогообложения,

прибыль КИК декларируется контролирующим лицом в порядке и в сроки, установленные законом для представления налоговых деклараций по НДФЛ или налогу на прибыль организаций, и сумма налога уплачивается в сроки и по ставкам, предусмотренные для указанных видов налогов (для физических лиц – 13%, для организаций – 20%). В формах налоговых деклараций для сумм прибыли КИК предусмотрено отдельное поле.

Если впоследствии КИК распределит прибыль в пользу своего контролирующего лица, доход в виде такой прибыли будет освобождаться от НДФЛ (пункт 66 статьи 217 НК РФ) либо от налога на прибыль (пункт 53 статьи 251 НК РФ), поскольку его налогообложение уже состоялось – в рамках режима КИК.

Напротив, если бы КИК сразу (по результатам своего финансового года) полностью распределила свою прибыль в пользу контролирующего лица, налога к уплате в рамках режима КИК не возникло бы.

Однако, у получателя возникла бы налоговая обязанность уже непосредственно в рамках своего личного (или корпоративного) дохода. Для физических лиц ставка составит 13% (пункт 1 статьи 224 НК РФ), для юридических – 0% или 13% (подпункт 1 или 2 пункта 3 статьи 284 НК РФ).

Если в качестве дивидендов была выплачена только часть прибыли, такая часть уменьшает сумму прибыли КИК, подлежащую налогообложению в режиме КИК.      

Кроме того, сумма прибыли КИК может быть уменьшена на суммы уплаченного ею иностранного налога (в стране своего налогового резидентства) или российского налога (например, удержанного у источника выплаты в РФ налоговым агентом).

Таким образом, для контролирующих лиц (налоговых резидентов РФ) прибыль КИК подлежит налогообложению в России в любом случае.

Если она не была распределена, налогообложение осуществляется по правилам КИК по стандартным ставкам НДФЛ или налога на прибыль.

Если же прибыль распределялась, налогообложение доходов физического лица (или прибыли организации) осуществляется по ставкам, применимым к дивидендам.

Все обязанности, связанные с декларированием прибыли КИК, исполняет ее контролирующее лицо. От самой иностранной компании какого-либо взаимодействия с налоговыми органами РФ не требуется.

Иностранная компания – налоговый резидент РФ

Напомним, какие иностранные компании могут быть признаны налоговыми резидентами РФ.

Согласно пункту 1 статьи 246.2 НК РФ, наряду с российскими организациями, налоговыми резидентами РФ признаются также иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация.

Иностранная компания признается управляемой из России (пункт 2 статьи 246.2 НК РФ), если:

  • ее исполнительный орган (напр., директор, совет директоров, правление) регулярно осуществляет свою деятельность в отношении этой компании из Российской Федерации; и/или
  • ее главные должностные лица (лица, уполномоченные планировать и контролировать деятельность, управлять ею и несущие за это ответственность) преимущественно осуществляют руководящее управление этой иностранной компанией в РФ.

Для признания иностранной компании налоговым резидентом РФ достаточно соблюдения одного (любого) из вышеуказанных условий. 

Если же данные условия одновременно выполняются не только в отношении России, но и какого-либо иностранного государства (чему есть документальное подтверждение), применяются дополнительные критерии (пункт 5 статьи 246.2 НК РФ):

  • ведётся ли в РФ бухгалтерский или управленческий учет организации?
  • ведётся ли в РФ делопроизводство организации?
  • осуществляется ли в РФ оперативное управление персоналом организации?

Выполнение хотя бы одного из названных условий приведет к признанию РФ местом управления иностранной компанией.

Кроме того, пункт 3 статьи 246.2 НК РФ устанавливает перечень отдельных функций, осуществление которых само по себе не приводит к признанию РФ местом управления (напр., осуществление российским взаимозависимым лицом функций по планированию и контролю за деятельностью иностранной компании). 

На практике определение места управления может быть крайне сложным и требует учета множества обстоятельств. Оно подразумевает ответы на вопросы – кем, где и как фактически осуществляется управление компанией, а также наличие документальных доказательств этих фактов.  

Иностранная компания, осуществляющая деятельность с использованием ее собственного квалифицированного персонала и активов в государстве своего постоянного местонахождения (с которым имеется международный договор РФ по вопросам налогообложения), признается управляемой из-за рубежа (пункт 4 статьи 246.2 НК РФ), и соответственно не может быть признана налоговым резидентом РФ. Всему этому также должно быть документальное подтверждение.

При наличии вышеуказанных оснований, иностранная компания, действующая в России через обособленное подразделение, вправе (но не обязана) самостоятельно признать себя налоговым резидентом РФ путём подачи заявления в налоговый орган. Она может признать за собой данный статус (для целей исчисления российских налогов) по своему выбору либо с 1 января текущего года, либо с момента подачи заявления.

Согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ, обособленное подразделение – это «любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца».

Таким образом, «обособленным подразделением» может быть не только аккредитованный филиал или представительство иностранной компании, но и практически любой фактически действующий офис.  

Наличие обособленного подразделения, через которое иностранная организация осуществляет деятельность в РФ, является обязательным требованием

Источник: https://ru.uniwide.biz/articles/status-inostrannoy-kompanii-v-rossii-kik-ili-nalogovyy-rezident-rf/

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: