Information agreement. Соглашение об обмене информацией

Содержание
  1. Обмен информацией. Кто и о чём будет знать — FTL Advisers Ltd
  2. Обмен информацией до подписания Конвенции:
  3. Обмен информацией после подписания Конвенции:
  4. Как на практике будет осуществляться обмен информацией в автоматическом режиме
  5. Санкции не помешают автоматическому обмену по двусторонним соглашениям
  6. Можно будет запросить любые сведения о налогоплательщике, имеющиеся у банка и номиналов
  7. Сведения могут быть запрошены вне рамок судебного процесса
  8. Российские налоговики обязаны подтвердить свои подозрения в недобросовестном поведении компании
  9. Практика показывает, что большинство запросов от российских налоговиков остается без ответа
  10. Советы юриста: что должны знать российские владельцы зарубежных счетов о соглашении об обмене финансовой информацией
  11. Что это за документ?
  12. Как будут проверять статус нерезидента?
  13. Какие счета попадут под обмен информацией?
  14. Какая информация станет доступна налоговым органам
  15. Куда будет передана информация?
  16. Когда начнет действовать соглашение?
  17. Международный обмен информацией о зарубежных счетах
  18. Кто, как и с кем будет обмениваться финансовой информацией?
  19. Ситуация с США
  20. Что будет дальше?
  21. Какая именно информация будет подпадать под автоматический обмен?
  22. Будет ли осуществляться обмен информацией о счетах компаний?  
  23. Что изменится в жизни россиян после начала работы этого обмена?
  24. Каково состояние дел сейчас в РФ?
  25. Обмен налоговой информацией: о чем нужно знать россиянам
  26. Великобритания – по запросу
  27. Что представляет собой система обмена налоговыми данными?
  28. Как проверяют статус нерезидента?
  29. О каких счетах передают информацию?
  30. Что узнает налоговая?
  31. Кто получит данные?
  32. Можно ли не сообщать о счетах?
  33. Какие страны чаще выбирают для налогового резидентства

Обмен информацией. Кто и о чём будет знать — FTL Advisers Ltd

Information agreement. Соглашение об обмене информацией

В связи с введением правил о контролируемых иностранных компаниях (КИК) специалистам FTL Advisers, Ltd. все чаще задается один и тот же вопрос: «Каким же образом новые правила будут реализовываться на практике?»

Очевидно, что доминирующим механизмом в сложившейся ситуации станет международный обмен информацией, при этом отметим, что на данный момент между фискальными органами разных стран существует три способа обмена:

  1. по запросу,
  2. без запроса (т.е. спонтанный обмен информацией),
  3. автоматический.

Предлагаем Вам более детально рассмотреть, как и по каким критериям происходил и продолжает осуществляться обмен информацией до и после подписания Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам.

Обмен информацией до подписания Конвенции:

Обмен информацией по запросу происходит посредством следующих договоров, составленных в соответствии с одной из ниже обозначенных моделей:

  1. Модельное соглашение ОЭСР об обмене информацией в сфере налогообложения (Agreement on Exchange of Information on Tax Matters, или Tax Information Exchange Agreements, далее — «TIEA»); или
  2. Модельная конвенция ОЭСР об избежании двойного налогообложения по налогам на доходы и капитал (Model convention with respect to taxes on income and on capital). Статья 26 данной конвенции регулирует вопросы обмена налоговой информацией.

Что касается спонтанного обмена информацией, то ни в модельном TIEA, ни в статье 26 Модельной Конвенции он не предусмотрен. Однако, в модельном TIEA упомянуто, что страны могут на свое усмотрение добавлять соответствующий пункт (отдельные TIEA такой пункт содержат).

Отметим, что страны, не являющиеся оффшорами, обычно заключают новые договоры об избежании двойного налогообложения (далее «ДИДН») по последней модели, подложенной ОЭСР, или вносят необходимые поправки в статью «Обмен информацией» (как правило, статья 26) ранее заключённых ДИДН.

Более распространёнными соглашениями являются TIEA, в частности, они заключаются с оффшорами (ДИДН с оффшорами заключать нецелесообразно: если учесть, что налогообложения там практически нет, то и опасность двойного налогообложения в большинстве случаев отпадает). В TIEA процедура обмена налоговой информацией разработана значительно подробнее, чем в статье 26 Модельной конвенции.

Хотели бы обратить Ваше внимание, что на данный момент Россия не имеет TIEA ни с одной оффшорной или низконалоговой юрисдикцией. Однако 14 августа 2014 года уже было утверждено «Типовое соглашение об обмене информацией по налоговым делам между Россией и иностранными государствами» (далее — «Типовое соглашение», утверждено Постановлением Правительства РФ № 805).

В Типовом соглашении предусмотрен обмен информацией только по запросу. Решение о подписании этого соглашения каждая юрисдикция будет принимать самостоятельно.

Как правило, в интересах поддержания своего закрытого статуса оффшоры стараются уклониться от заключения подобного рода документов настолько, насколько им это позволяет текущая экономическая и политическая обстановка.

Какая же информация подлежит раскрытию в случае запроса?

Во-первых, любая информация, хранящаяся в банках или иных финансовых учреждениях, у лиц, предоставляющих номинальные услуги, агента, доверенного лица или доверительного собственника;

Во-вторых, информация о собственниках компаний, партнерств, трастов, фондов и других лиц, включая информацию обо всех участниках цепочки владения; в отношении трастов/фондов — об учредителях, доверительных собственниках/управляющих фонда и бенефициарах. Исключение составляют сведения о публичных компаниях и коллективных инвестиционных инструментах, если их получение связано с «непропорциональными затруднениями».

Запрос на получение информации составляется по специальной форме. В пункте 5 статьи 5 TIEA содержится перечень сведений, которые запрашивающая сторона должна предоставить при направлении запроса, в том числе:

  • Заявление о том, что данный запрос информации соответствует законодательству и административной практике в юрисдикции запрашивающей стороны и что, если бы такая информация находилась в юрисдикции запрашивающей стороны, она бы могла быть получена,
  • Заявление о том, что запрашивающая сторона предприняла все доступные меры в своей юрисдикции для получения соответствующей информации.

Заметим, что информация предоставляется не только в связи с обвинением в совершении налогового преступления, но и во всех иных случаях, когда запрашивающему государству требуется помощь в «установлении, исчислении и сборе» налогов (ст. 1 модельного TIEA). Кроме того, TIEA также предусматривает возможность приезда представителей компетентных органов на территорию запрашиваемого государства для ознакомления с материалами и\или беседы с интересующими их лицами.

Однако, и TIEA, и Модельная конвенция предусматривают защиту торговой, предпринимательской, промышленной, коммерческой или профессиональной тайны, а также информации, раскрытие которой противоречило бы государственной политике (к сожалению, подчеркиваем, что банковская тайна не подлежит защите). По внутреннему законодательству иностранных государств по такому запросу суды иностранных государств сначала должны принять решение о возможности раскрытия информации.

В соответствии с гарантиями соблюдения внутренних процессуальных норм договаривающихся государств, запрашиваемая сторона не обязана, в частности:

  • проводить административные мероприятия, противоречащие законодательству и административной практике;
  • а также предоставлять информацию, которую нельзя получить по законодательству или в ходе обычного администрирования.

Таким образом, перечень гарантий достаточно обширен и обмен налоговой информацией зачастую оказывается неэффективным.

Несмотря на это, хотели бы заострить Ваше внимание на одном из первых случаев помощи российской налоговой со стороны иностранного налогового органа. В начале декабря 2014 г.

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области отклонил жалобу российского ЗАО на решение МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам о доначислении налога на прибыль.

Особенностью этого дела стало то, что ФНС России установила бенефициарного владельца голландского холдинга при помощи коллег из Нидерландов. Данный случай способен изменить всю практику в сфере обмена информацией, особенно с оншорными юрисдикциями.

Обмен информацией после подписания Конвенции:

Федеральным законом № 325-ФЗ от 4 ноября 2014 г. Россия ратифицировала Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам, подписанную еще в 2011 году (далее «Конвенция»).

Сама Конвенция вступит в силу для России только через 3 месяца после того, как документ о ее ратификации будет передан в соответствующий депозитарий. Ее положения распространятся на административную помощь в отношении налоговых периодов, начинающихся с 1 января года, следующего за годом, в котором Конвенция вступит в силу (п.

6 ст. 28 Конвенции). Ожидается, что в России Конвенция будет применяться по отношению к налоговым периодам, начинающимся с 1 января 2016 г.

Известно, что Россия ратифицировала Конвенцию с рядом оговорок, существенно ограничив по сравнению с положениями Конвенции объем предоставляемой Россией помощи.

Помимо России Конвенцию подписали еще более 80 юрисдикций, в шестидесяти она уже вступила в силу, в том числе в ряде оффшорных стран.

Стоит отметить, что перечень гарантий и защищаемой информации в рамках Конвенции в целом совпадает со списком статьи 26 Модельной конвенции и TIEA.

Статьями 5 и 7 Конвенции предусмотрен обмен информацией по запросу и спонтанный обмен информацией. Такой обмен может производиться на основании Конвенции, и никаких дополнительных соглашений подписывать в такой ситуации не потребуется. При этом прописаны ситуации, в которых возможен спонтанный обмен (ранее данный пункт не был закреплен в статье 26 Модельной конвенции и модельном TIEA):

  • сторона полагает, что у другой стороны возможны налоговые потери;
  • лицо, ответственное за уплату налога, получает ту или иную льготу в виде уменьшения налога или освобождения от уплаты налога в одной стране, что может привести к увеличению налогообложения в другой стране;
  • сделки между лицом, подлежащим налогообложению в одной стране, и лицом, подлежащим налогообложению в другой стране, осуществляются через одну или несколько стран таким образом, который приводит к снижению размера налогов;
  • одна из сторон имеет основания полагать, что снижение размера налогов стало результатом искусственного перераспределения прибыли в составе группы компаний;
  • информация, направленная первой стране другой страной, позволяет получить информацию, которая может иметь значение для оценки налоговых обязательств в последней стране.

Также Статьей 6 Конвенции предусмотрен новый, третий из возможных форматов обмена информацией — автоматический, представляющий собой систематическую и периодическую передачу ключевой информации о налогоплательщике от юрисдикции, являющейся источником дохода, в адрес юрисдикции его резидентства в отношении разных категорий доходов, даже если в стране резидентства налоговые органы не подозревают о каких-либо правонарушениях.

В дополнение к Конвенции ОЭСР выпустила Стандарты автоматического обмена финансовой информацией, относящейся к налоговым вопросам (далее «Стандарты»).

Данные стандарты призывают государства получать детальную финансовую информацию от своих финансовых институтов и ежегодно обмениваться информацией на автоматической основе с другими юрисдикциями.

Финансовая информация включает среди прочего балансы, информацию о процентных и дивидендных доходах, доходах от продажи финансовых активов физических и юридических лиц (а также трастов и фондов), о которых финансовые институты сообщили государству.

Кроме того, стандарты устанавливают, какой финансовой информацией необходимо обмениваться, какие финансовые институты должны отчитываться, к каким счетам и налогоплательщикам это относится, а также какие процедуры налогового анализа должны соблюдаться финансовыми институтами.

Автоматический обмен, в отличие от других форматов обмена, не может производиться на основании Конвенции, в таком случае потребуется подписание двусторонних или многосторонних соглашений.

В связи с этим 29 октября 2014 года 51 государство подписало многостороннее соглашение об автоматическом обмене информацией (далее «Соглашение»).

Это соглашение устанавливает, какая информация и когда должна передаваться в соответствии со Стандартами.

Соглашение подписано и с рядом офшорных юрисдикций, таких как Белиз и Британские Виргинские Острова (а Сент-Китс и Невис, наоборот, по-прежнему не является стороной по Конвенции), и юрисдикциями, компании которых стабильно используются в международном налоговом планировании: Сингапур, Нидерланды, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Швейцария и другие.

Россия не подписала данное соглашение, однако по информации ФНС Россия уже осуществляет автоматический обмен информацией в рамках Евразийского экономического союза, в который (кроме России) на настоящий момент входят Белоруссия, Казахстан и Армения. Россия также планирует запуск пилотных проектов автоматического обмена налоговой информацией с отдельными странами-членами ОЭСР на двусторонней основе.

Современные тенденции позволяют сделать вывод, что приоритеты обмена налоговой информацией стоят выше банковской тайны. Но помимо того, что обмен информацией ограничен упомянутыми ранее гарантиями, следует учесть следующее:

  1. Банковская деятельность и банковская тайна для ряда стран (например, Кипр, Мальта, Люксембург, Швейцарии) являются доминирующим в жизни самой страны и ключевым источником дохода, а значит, такие страны будут стараться предоставлять минимально возможную информацию. Швейцария, например, практикует «откупной налог» взамен отсутствия запросов со стороны Великобритании, Италии и других стран. Вполне возможно, что такая практика будет развиваться со временем.
  2. В связи с тем, что оффшоры не взимают налоги, а также не имеют налогового администрирования, лица, выплачивающие доходы, включая банки и другие финансовые организации, не обязаны отчитываться о платежных транзакциях налоговым органам. Поэтому налоговые органы не располагают нужной информацией для участия в автоматическом обмене информацией, кроме того, в таких странах отсутствуют соответствующие технологии и человеческие ресурсы для нормального функционирования системы. Как результат, обмен информацией по запросу с такими юрисдикциями представляется более реализуемым.

Специалисты компании FTL Advisers, Ltd проводят консультации в отношении контролируемых иностранных компаний и обмена информацией в связи с введением новых требований, а также ответят на все интересующие Вас вопросы.

Авторы статьи: 

Чуманова Мария, Пацева Наталья

Источник: https://ftl-advisers.ru/%D0%BE%D0%B1%D0%BC%D0%B5%D0%BD-%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B5%D0%B9-%D0%BA%D1%82%D0%BE-%D0%B8-%D0%BE-%D1%87%D1%91%D0%BC-%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%B5%D1%82-%D0%B7%D0%BD%D0%B0/

Как на практике будет осуществляться обмен информацией в автоматическом режиме

Information agreement. Соглашение об обмене информацией

В феврале 2014 года ОЭСР опубликовала Единый глобальный стандарт автоматического обмена информацией о доходах налогоплательщиков. Данные правила были разработаны для Большой двадцатки на основе соглашения с США (FATCA) и включили в себя Модельное соглашение и Единый стандарт представления отчетности.

Хотя технические вопросы реализации такого обмена должны быть внесены в глобальный стандарт до сентября 2014 года, его основной принцип уже сформулирован предельно ясно. Теперь государства будут ежегодно в автоматическом режиме получать данные о зарубежных доходах своих резидентов (юридических и физических лиц).

Санкции не помешают автоматическому обмену по двусторонним соглашениям

Россия выразила готовность присоединиться к Модельной конвенции, стать участницей ОЭСР и одобрить Единый глобальный стандарт по обмену налоговой информацией.

Однако после введения международных санкций в связи с политической ситуацией на Украине, переговоры о вступлении России в ОЭСР были приостановлены.

Кроме того, в настоящий момент правительством США также приостановлены переговоры по заключению с РФ соглашения об обмене информацией по правилам FATCA.

Но, несмотря на то, что между Россией и некоторыми юрисдикциями пока отсутствуют двусторонние соглашения об обмене налоговой информацией, их заключение планируется в будущем.

В этом случае автоматический порядок обмена будет возможен как на основании уже существующих договоров об избежании двойного налогообложения, так и будущих двусторонних соглашений об обмене информацией.

В результате автоматический режим может стать эффективным методом антиофшорной политики наряду с внутрироссийскими мерами по стимулированию раскрытия информации и усилению ответственности за использование офшорных механизмов налоговой оптимизации.

В любом случае, сотрудничество России с ОЭСР будет рано или поздно возобновлено, и механизмы автоматического обмена информацией станут применяться к российскому бизнесу в полном объеме.

В связи с чем полезно разобраться, к каким налоговым последствиям приведет такой грандиозный проект и чем грозят новые правила обмена российским компаниям.

Тем более что в настоящий момент в России проводится активная работа по раскрытию информации о бенефициарах и усилению ответственности за использование офшоров. Тем самым подготавливается национальная законодательная база согласно Единому глобальному стандарту ОЭСР.

В качестве примеров национальных мер по борьбе с офшорами можно привести законопроект о контролируемых иностранных компаниях*. А также национальный план по противодействию уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных владельцев компаний. Этот документ был представлен Росфинмониторингом Правительству РФ в марте 2014 года (www.kommersant.ru/doc/2444518).

* Подробнее об этом читайте в статье «Как поправки о контролируемых иностранных компаниях повлияют на схемы» ПНП № 5, 2014.

Можно будет запросить любые сведения о налогоплательщике, имеющиеся у банка и номиналов

В рамках ОЭСР была разработана международно-правовая база, которая определяет единые стандарты налоговой прозрачности.

Это, прежде всего, Модельное соглашение об обмене информацией в сфере налогообложения (Tax Information Exchange Agreements, 2002 год, далее – TIEA), Модельная конвенция об избежании двойного налогообложения (Model convention for the avoidance of double taxation with respect to taxes on income and on capital, 1999 год, далее – Модельная конвенция). При этом в статье 26 Модельной конвенции прописан порядок обмена налоговой информацией.

Кроме того, все члены ОЭСР подписывали Многостороннюю конвенцию о взаимной административной помощи (Convention on mutual administrative assistance in tax matters, 1988 год).

В данном документе регламентируется возможность обмена сведениями при отсутствии двусторонних соглашений, а также возможность использования информации правоприменительными органами.

Помимо этого, в Многосторонней конвенции зафиксированы положения, касающиеся защиты трансграничной передачи персональных данных и контроля за соблюдением стандартов.

Для того чтобы заставить государства выполнять свои обязательства по обмену налоговыми сведениями, ОЭСР установила определенные списки.

Так, в черный список входят юрисдикции, не соответствующие международным стандартам обмена, в серый – имеющие неэффективные механизмы обмена, а в белый – полностью удовлетворяющие стандартам прозрачности.

Однако на данный момент черный и серый списки пусты. А в белый вошли многие офшорные зоны, успевшие заключить 12 соглашений со странами – участницами ОЭСР.

Напомним, что, согласно статье 26 Модельной конвенции, компетентные органы договаривающихся государств обязаны использовать все имеющиеся в их распоряжении механизмы по сбору информации. Даже при отсутствии личной заинтересованности в ней.

При этом по запросу могут быть предоставлены любые сведения о налогоплательщике, хранящиеся в банке или ином финансовом учреждении. А также у номинальных лиц, оказывающих услуги директора или держателя акций.

Зачастую в рамках обмена предоставляется информация, имеющаяся в распоряжении у агента, осуществляющего регистрационные и секретарские услуги.

В то же время компетентные органы не вправе проводить административные мероприятия, противоречащие законодательству и административной практике договаривающихся стран.

Кроме того, государственные органы не могут предоставлять информацию, которая раскрывает торговую, предпринимательскую, промышленную, коммерческую и профессиональную тайну.

А также сведения, раскрытие которых противоречило бы государственной политике.

Причем защита адвокатской тайной допускается только в отношении данных, предоставленных для получения правовой консультации или для целей осуществляемых процессуальных действий. Однако не раскрываются лишь те сведения, которые были переданы адвокату или юристу, имеющему допуск к ведению юридической практики.

Следовательно, запрос может быть отклонен, если его исполнение нелегитимно по законам как запрашиваемой, так и запрашивающей стороны. Информация, полученная адвокатами, также не подлежит разглашению, поскольку считается профессиональной тайной (в отличие от информации, полученной банками о своих клиентах).

Сведения могут быть запрошены вне рамок судебного процесса

Отметим, что TIEA более детально описывает процедуру обмена информацией. В этом соглашении определена структура запроса с указанием перечня сведений, которые запрашивающая сторона должна предоставить другому государству. А также предусмотрена возможность участия представителей компетентного органа запрашивающего государства в мероприятиях по получению налоговой информации.

TIEA, так же как и Модельная конвенция, открывает доступ к информации, имеющейся в распоряжении у банков, номиналов, агентов, доверенных лиц. И даже у доверительных собственников в отношении создаваемых в офшорных зонах трастов. Причем статья 26 Модельной конвенции ОЭСР, в отличие от положений TIEA, не включает в список доверительного собственника (trustee).

Кроме того, согласно нормам TIEA, подлежат раскрытию сведения о собственниках юридических лиц, партнерств, трастов, фондов, включая информацию обо всех участниках цепочки владения. Помимо этого, в отношении трастов и фондов раскрываются данные об учредителях, доверительных собственниках трастов, управляющих фондов и бенефициарах.

Немаловажно, что запрос обязательно должен содержать достаточную и полную информацию о налогоплательщике. Сведения могут быть запрошены как в рамках судебного процесса в связи с налоговым преступлением, так и в случае, когда запрашивающему государству требуется помощь по установлению, исчислению и сбору налогов.

При этом информация об интересующем лице предоставляется запрашиваемым государством независимо от того, является ли конкретное деяние уголовно наказуемым в соответствии с правовыми нормами этой страны (п. 1 ст.

5 Модельной конвенции).

Следовательно, Модельная конвенция исключает возможные основания для отказов в запросах при отсутствии состава преступления по нормам запрашиваемой стороны, которые были ранее закреплены в двусторонних договорах о правовой помощи.

Российские налоговики обязаны подтвердить свои подозрения в недобросовестном поведении компании

Рассмотрим процедуру обмена налоговой информацией на примере офшорной юрисдикции Ангилья. Российская сторона направляет по электронной почте запрос в Финансовый следственный отдел Ангильи (Financial Intelligence Unit be Royal Anguilla Police Force).

При этом она обязана документально подтвердить, что использовала все доступные методы по сбору необходимой информации и имеет разумные подозрения в недобросовестном поведении своего налогоплательщика.

Запрос должен содержать как можно больше информации о компании, бенефициарах и банковских счетах.

После подтверждения правомерности такого запроса компетентный орган внутренних дел Ангильи передает его в Комиссию по финансовым услугам (Financial Services Commision, далее – Комиссия).

Далее Комиссия должна запросить соответствующую информацию у агента, банка или иного лица с указанием формы заверения документов и срока для передачи. При этом лицо, получившее такое уведомление, вправе в течение трех дней оспорить запрос в судебном порядке.

Хотя это и не освобождает его от исполнения обязательства по запросу.

В случае если Комиссия уверена в наличии запрашиваемой информации, она обращается к судье для проведения в отношении данного лица допроса под присягой. Однако в случае отказа определенного лица предоставить информацию Комиссия обращается к судье для выдачи ордера на обыск (search warrant).

В дальнейшем Комиссия обязана сотрудничать с иностранными компетентными органами путем предоставления им любой информации, которая не подпадает под внутренние гарантии нераскрытия. В частности, в случае профессиональных отношений между адвокатом и его клиентом (attorney-client priviledge).

Поскольку Россия не заключила соглашения об обмене информацией с Ангильей, то контролеры смогут получить доступ к сведениям о компаниях, контролируемых российскими налогоплательщиками, только после начала функционирования процедуры автоматического обмена информацией между странами Евросоюза и другими государствами. Отметим также, что Ангилья входит в «черный» список офшоров Минфина России (приказ от 13.11.07 № 108н).

Практика показывает, что большинство запросов от российских налоговиков остается без ответа

Источник: http://www.NalogPlan.ru/article/3432

Советы юриста: что должны знать российские владельцы зарубежных счетов о соглашении об обмене финансовой информацией

Information agreement. Соглашение об обмене информацией

1 189 просмотров ·

В мае 2016 года Россия подписала соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией (Multilateral Competent Authority Agreement, MCAA) ОЭСР.

Как показал опрос Tranio и Adam Smith Conferences*, число состоятельных россиян, имеющих счета в зарубежных банках и уведомивших о них российские налоговые органы, с тех пор увеличилось с 10 до 40 %.

Что это за документ?

Соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией — это международный договор, обязывающий банки, брокеров, инвестиционные структуры и страховые компании стран, подписавших соглашение, отправлять информацию о счетах нерезидентов местным налоговым органам. Те, в свою очередь, передают собранные данные налоговым органам тех стран, резидентами которых являются владельцы счетов.

К соглашению присоединились более 100 стран: государства территориальной Европы, Канада, островные государства (БВО, Сент-Китс и Невис, Багамские острова и т.д.), некоторые государства Азии (например, ОАЭ и Саудовская Аравия). Полный перечень участников доступен на сайте ОЭСР.

По результатам опроса, те россияне, кто выводят капитал в юрисдикции, не участвующие в соглашении, чаще делают выбор в пользу Сингапура, который присоединится к соглашению в следующем году, но не будет обмениваться информацией с Россией, и США. Другие популярные ответы — Армения, Сербия и Черногория.

Как будут проверять статус нерезидента?

Нерезидент — тот, кто получает налогооблагаемые доходы в одной стране, но постоянно проживает в другой. Поэтому в первую очередь при открытии счёта финансовые институты будут запрашивать адреса проживания и доставки почты и телефон (факс).

Если возникнут сомнения, банк может проверить IP адрес, с которого используется интернет-банкинг, и резидентство лица, которому выдается доверенность на распоряжение счетом.

Регулярный перевод денежных средств в другую юрисдикцию, скорее всего, вызовет подозрения, поэтому он также может войти в перечень проверки.

Какие счета попадут под обмен информацией?

Информация будет передаваться о:

  • счетах физических лиц, которые являются налоговыми резидентами стран – участниц соглашения, их называют «подотчетными лицами»;
  • корпоративных счетах компаний, фондов и трастов, если они контролируются одним или несколькими подотчетными лицами напрямую или через пассивную нефинансовую структуру (Passive Non-Financial Entity, NFE) — к ней относится любая организационно-правовая форма ведения бизнеса, в которой более 50 % дохода генерируют пассивные источники (недвижимость, дивиденды, роялти и т.д.).

Счета, которые представляют низкий уровень риска, выведены из-под отчета:

  • пенсионные;
  • срочного страхования жизни;
  • условно-депозитные;
  • счета юридических лиц, открытые до конца 2015 года (для стран «второй очереди» — 2016), остаток на которых не превышает 250 тыс. долл. на 31 декабря соответствующего отчетного года (однако и государство, и банк должны согласиться с условием не обмениваться информацией по таким счетам).

Какая информация станет доступна налоговым органам

По каждому подотчетному счету будут собираться и передаваться:

  • сведения о контролирующем лице (полное имя, дата и место рождения, адрес проживания, налоговое резидентство, ИНН);
  • номер счета или иной идентифицирующий признак (если счет не номерной);
  • финансовая информация (валюта счета, текущий баланс, полученная выручка от активной коммерческой деятельности, полученная прибыль от пассивных инвестиционных операций);
  • информация о финансовом учреждении, в котором открыт счет.

Таким образом налоговые органы косвенно получат и информацию о зарубежных активах своих резидентов на основании данных по операциям на счетах.

Куда будет передана информация?

Информация о счёте активной иностранной компании (чей доход от пассивных источников не превышает 50 % от общего дохода) передаётся только в государство её резидентства, данные же о счете пассивной компании — как в страну её резидентства, так и в страны резидентства её бенефициаров.

К примеру, у зарегистрированной в Великобритании компании открыт счёт в банке БВО. Бенефициар компании — российский налоговый резидент.

Если компания считается активной, то информация о её счетах будет передана только в налоговые органы Великобритании.

Если банк квалифицировал компанию как пассивную нефинансовую структуру, то информацию о счетах компании получат как британские, так и российские налоговые органы.

Как считают банкиры, не более 50 % россиян, имеющих контролируемые иностранные компании (КИК), сообщают о них налоговым органам. Те, кто не хочет сообщать о своих КИК, чаще всего преобразовывают их в структуры без формальных критериев контроля или переводят компании на имена номинальных владельцев.

Когда начнет действовать соглашение?

В рамках обмена информацией выделяют два потока:

  1. «первая очередь» стран («early adopters») приступает к обмену в 2017 году и передаёт информацию за 2016. К ним относятся большинство стран территориальной Европы: Кипр, Великобритания, Испания, Германия, Эстония.
  2. страны «второй очереди» приступают к обмену в 2018 и передают данные за 2017 год. В эту группу входят Швейцария, ОАЭ, Сингапур, Панама, ряд островных государств и Россия.

На территории Евросоюза единый стандарт обмена информацией (Common Reporting Standard, CRS) был внедрён в виде поправок к директиве ЕС об административном сотрудничестве (EU Directive on Administrative Cooperation — DAC2).

Страны, которые не входят в ЕС, должны подписать специальные двусторонние протоколы с другими участниками соглашения, внести необходимые изменения в законодательную базу и обеспечить технические условия для передачи информации.

К настоящему моменту заключено более 1 800 соглашений, большинство из них — между странами «первой очереди». В декабре 2017 ОЭСР опубликовала список стран, которые приступят к обмену финансовой информацией с Россией в 2018 году.

Как показал опрос, большинство тех, кто не хочет сообщать российским налоговым органам о своих зарубежных счетах, фактически меняют налоговое резидентство — это единственный законный способ не сообщать государству о своих зарубежных активах.

Таким образом, присоединение России к CRS кажется достаточно эффективной мерой в борьбе с нарушениями налогового законодательства.

Мы прогнозируем рост числа заявивших о своих иностранных счетах, особенно после того, как начнут действовать санкции против нарушителей.

Наша рекомендация в новых условиях отказа от идеи банковской тайны — структурировать свою деятельность максимально корректно согласно требованиям регуляторов.

*В опросе приняли участие 60 прайвет-банкиров, работающих с владельцами крупных капиталов

Материал подготовлен для ImmigrantInvest.com

Источник: https://tranio.ru/articles/sovety-yurista-chto-dolzhny-znat-rossiyskie-vladelcy-zarubezhnykh-schetov-o-soglashenii-ob-obmene-finansovoy-informaciey/

Международный обмен информацией о зарубежных счетах

Information agreement. Соглашение об обмене информацией

21 ноя 2017  Екатерина  Пирогова  Все авторы

Под банковской тайной всегда подразумевался юридический принцип, согласно которому финансовая организация отказывалась предоставлять информацию о своих клиентах властям.

Так работали наиболее респектабельные банки в Швейцарии, Сингапуре, Люксембурге, во многих офшорных государствах (и когда-то в России).

  В последние годы даже в этих странах начали происходить изменения, благодаря которым как таковой «тайны» больше не осталось.

В мае 2016 года Россия подписала соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией Multilateral Competent Authority Agreement (MCAA) под эгидой ОЭСР и присоединилась к международной системе автоматического обмена финансовой информацией.

Согласно данному Соглашению компетентные (обычно налоговые) органы договорившихся стран будут в автоматическом режиме ежегодно обмениваться информацией по установленному стандарту.

Данный стандарт предполагает, что финансовые учреждения предоставляют информацию о счетах налоговых резидентов налоговому органу своей страны, а налоговые органы договорившихся стран на двусторонней основе обмениваются этой информацией. 

Кто, как и с кем будет обмениваться финансовой информацией?

К Соглашению присоединились более 100 стран: государства территориальной Европы, Канада, островные государства (БВО, Сент-Китс и Невис, Багамские острова и т.д.

), некоторые государства Азии (например, ОАЭ и Саудовская Аравия), популярные офшорные страны (Кипр, Виргинские острова, Лихтенштейн, Мальта и другие). В настоящее время уже подписано более 1 тысячи двухсторонних соглашений между более чем 40 странами для обмена межстрановыми отчетами.

Полный перечень участников доступен на сайте ОЭСР. Присоединение к Соглашению не всегда означает, что страны готовы обмениваться информацией со всеми странами-участниками обмена. Только подписание с каждой страной-участницей обмена двухстороннего соглашения приведет к циркуляции финансовой информации.

К странам, неготовым вступить в международный обмен, относятся, как правило, небольшие страны, такие как Грузия, Черногория, Мальдивы, Македония и другие. 

Ситуация с США

США тоже отказались подписывать MCAA, ссылаясь на наличие собственного федерального закона FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) и двусторонних договоров об обмене налоговой информацией со многими странами.

FATCA заметно отличается «по духу» от MCAA.

США в основном заинтересованы получить информацию про активы своих граждан за рубежом (именно граждан, а не резидентов) и возвратить налоги в свою страну.

Из США в Россию информация не приходит, за исключением отдельных запросов российских органов в рамках каких-то серьезных мероприятий (но это точечные, разовые запросы). Россия с США договор FATCA не подписала. 

Что будет дальше?

Подключение к обмену будет проходить в две очереди: в первую очередь подключаются страны разработчики Соглашения (в основном это европейские страны). Обмен данными у этих стран начинается уже с 2017 года, а во вторую очередь – подключаются остальные страны. Обмен между ними начинается в 2018 году.

В рамках автоматического обмена налоговые органы участвующей юрисдикции будут:

  • получать от финансовых учреждений своей страны информацию о счетах физических и юридических лиц-налоговых резидентов других стран-участников Соглашения
  • ежегодно передавать данную информацию компетентным органам этих стран
  • получать от компетентных органов других стран-участников Соглашения информацию о счетах физических и юридических лиц-налоговых резидентов своей страны

Типы финансовых учреждений, информация которых будет циркулировать:

  • банки
  • брокеры
  • депозитарии
  • страховые компании и другие

Исключением является информация правительственных учреждений, международных организаций, центральных банков, государственных пенсионных фондов и прочих юридических лиц, имеющих низкий уровень риска быть использованными в целях уклонения от уплаты налогов.

После начала действия обмена финансовой информацией российская налоговая служба сможет получать данные об иностранных счетах россиян из десятков разных стран, включая офшорные. Правда, российским налоговым органам придется подождать до сентября 2018 года (первый отчетный период – 2017 год), когда Соглашение начнет действовать.

 Еще одним условием для начала обмена информацией России с другими странами – это подписание с каждой страной-участницей международного обмена двухстороннего соглашения.

Если же Россия не успеет подготовиться как законодательно, так и технически к данному обмену, то она сможет присоединиться по мере готовности, но затягивать с этим вряд ли будут намеренно.

Какая именно информация будет подпадать под автоматический обмен?

Информация, подлежащая автоматическому обмену, включает:

  1. Идентификационные данные:

    для физических лиц: имя, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, дата рождения – в отношении каждого держателя счета (Account Holder);

    для юридических лиц: наименование, адрес, идентификационный номер налогоплательщика – в отношении каждого юридического лица – держателя счета; а также имя, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, дата рождения – в отношении физических лиц, идентифицированных в рамках процедур due diligence в качестве «контролирующих лиц» (Controlling Persons) данного юридического лица

  2. Номер счета (или аналогичный по функции эквивалент)
  3. Наименование и идентификационный номер подотчётного финансового учреждения (банка)
  4. Остаток денежных средств на счете на конец соответствующего календарного года (а если счет был закрыт в этом году – на момент закрытия счета)
  5. По cчетам депо (Custodial Account):

    — общая сумма процентов, дивидендов или иного дохода, полученного в отношении активов, размещенных на таком счете за календарный год или иной отчетный период

    — общая поступившая на счет выручка от продажи или выкупа активов, в отношении которых подотчётное финансовое учреждение выступало депозитарием, брокером, номинальным держателем или агентом держателя счета

  6. По депозитным счетам (Depository Account) – общая сумма процентов, поступивших на счет за календарный год или иной отчетный период
  7. По любым иным счетам, не указанным в пунктах 5 и 6, – общая сумма, поступившая держателю счета за календарный год или иной отчетный период

Обмену будет подлежать информация как о вновь открываемых счетах (начиная с определенной даты), так и об уже существующих счетах (уже открытых на определенную дату).

После начала действия обмена информацией Федеральная налоговая служба РФ будет обязана передавать иностранным налоговым органам информацию об открытых в российских финансовых организациях счетах налоговых резидентов соответствующих зарубежных стран.

Для определения принадлежности клиента к участвующей юрисдикции финансовое учреждение на основании имеющейся у него информации устанавливает страну, где клиент является налоговым резидентом.

Согласно Соглашению существующие счета физических лиц разделяются на:

  • счета с низкой стоимостью (Lower Value Account), агрегированный остаток на которых по состоянию на 31 декабря отчётного года не превышает 1 000 000 долларов США
  • счета с высокой стоимостью (Higher Value Account), агрегированный остаток на которых превышает 1 000 000 долларов США на 31 декабря отчётного года или на 31 декабря любого последующего года. Сбор информации о данной категории счетов (а соответственно, и обмен информацией по ним) будет проводиться в первоочередном порядке.

Важно обратить внимание, что автоматическому обмену будет подлежать информация обо всех счетах физических лиц в финансовых учреждениях участвующих стран, поскольку не устанавливается для таких счетов какой-либо пороговой суммы баланса, непревышение которой выводило бы счёт из-под автоматического обмена.

Будет ли осуществляться обмен информацией о счетах компаний?  

Под автоматический обмен информацией попадут финансовые счета так называемых пассивных нефинансовых организаций (Passive NFE) с контролирующими их физическими лицами («бенефициарными владельцами»). Пассивными называются те компании любой организационно-правовой формы, в которых более 50% дохода генерируют пассивные источники (недвижимость, дивиденды, роялти и т.д.).

Данные об этих финансовых счетах будут подаваться в налоговые органы юрисдикций, налоговыми резидентами которых являются компания и/или контролирующие лица.

Информация о счетах и владельцах активных компаний передаваться не будет. Активными считаются нефинансовые организации с пассивным доходом за прошедший календарный год менее 50%.

Объем активов, порождающих пассивные доходы или предназначенных для их получения, должен составить за тот же период менее 50%.

То есть активные резидентские компании, например, на Кипре или на Мальте, которые платят корпоративный налог, не попадают под автоматический обмен.

Что изменится в жизни россиян после начала работы этого обмена?

Для рядового гражданина РФ, а точнее  валютного резидента, ничего не изменится, только если у него нет иностранных «финансовых счетов», таких как банковские счета и вклады, вложения в ценные бумаги, инструменты коллективных инвестиций и т.д., о которых он должен был сообщить в налоговый орган.

В российском законодательстве есть разница между статусами налогового и валютного резидента.

Статус налогового резидента определяет Налоговый кодекс РФ, который говорит, что им считается гражданин РФ, постоянно проживающий более 183 календарных дней в течение последующих 12 календарных месяцев на территории РФ (с учетом остальных особенностей НК РФ).

Валютным резидентом согласно Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» являются граждане РФ, за исключением тех граждан РФ, которые проживают не на территории РФ более одного года (с учетом остальных особенностей закона).

Если же у россиянина – налогового и валютного резидента есть банковский счет за рубежом, то он обязан уведомлять о нем уже сейчас, а лучше с момента его открытия в соответствии с действующим российским законодательством.

А если на этот счет еще и поступали денежные средства, то тогда  надо представить и отчет о движении денежных средств и в случае необходимости налоговую декларацию по НДФЛ.

В противном случае соглашение об обмене информацией по финансовым счетам может принести неприятные сюрпризы для таких россиян.

Каково состояние дел сейчас в РФ?

Автоматический обмен может стать одним из альтернативных источников информации, с помощью которого налоговые органы РФ смогут установить факт наличия у налогового резидента РФ незадекларированного счёта в иностранном банке или незадекларированной контролируемой иностранной компании, а также получения дохода, подлежащего обложением НДФЛ. Все эти вновь выявленные обстоятельства будут являться правонарушением и могут повлечь меры налоговой (ст. 119, 122, 129.5, 129.6 НК РФ), административной (ст. 15.25 КоАП) или уголовной (ст. 198, 199 УК РФ) ответственности.

Тема присоединения России к международному обмену информацией для борьбы с трансграничными схемами уклонения от налогов уже живет несколько лет, и пока до конца неизвестно, когда начнет полноценно функционировать этот обмен и какие результаты принесут для россиян их операции с зарубежными финансовыми счетами.

 Но в связи с тем, что в последние годы законодатели очень активно разрабатывают и внедряют законы, позволяющие получать больше данных о доходах и активах россиян, и штрафные санкции за нарушение этих законов довольно серьезные, то, как минимум, совершая какие-либо операции со своими доходами и имуществом, нужно обладать как можно большим объемом информации и взвешивать все принимаемые решения как с точки зрения выгодности, так и законности.

И следующий вывод, который напрашивается, банковская тайна, как юридический принцип, перестала защищать информацию о банковских счетах не только в России, но и почти во всех странах за рубежом.

Источник: https://rostsber.ru/publish/tax/foreign_accounts_info.html

Обмен налоговой информацией: о чем нужно знать россиянам

Information agreement. Соглашение об обмене информацией

В последних числах марта Великобритания в одностороннем порядке прекратила автоматический обмен налоговой информацией с Россией в рамках системы Common Reporting Standard (CRS). Отсутсвие автоматического обмена информацией означает, что ее могут попросить предоставить по запросу. Что еще нового произошло за последний год в сфере обмена налоговыми данными?

Великобритания – по запросу

Большинство юристов уверено, что постепенно обмен будет налажен между всеми странами, где так или иначе присутствует российский бизнес. Однако в Великобритании придерживаются своего мнения.

Если за 2017 год эта страна в рамках CRS направила в Россию отчеты о банковских счетах, которые российские резиденты (физ- и юрлица) открывали на британской территории, то за 2018-й и последующие годы таких отчетов не будет.

Это решение приняло Управление по налогам и таможенным пошлинам Великобритании. Теперь получить у британских налоговиков информацию можно будет только по специальным запросам касательно отдельных лиц или компаний.

Поэтому де-юре обмен данными полностью не прекратился.

Что представляет собой система обмена налоговыми данными?

Система автоматического обмена налоговой информацией CRS была создана Организацией экономической безопасности и сотрудничества (ОЭСР) в 2014 году.

Соглашение об автообмене налоговой информацией подписали более 100 стран. Россия присоединилась к системе с 1 января 2018 года.

А с сентября того же года начался автоматический обмен информацией между российскими и зарубежными налоговыми органами.

Соглашение представляет собой международный договор, который обязывает банки, брокеров, инвестиционные структуры и страховые компании стран, подписавших его, отправлять информацию о счетах нерезидентов местным налоговым органам. Те, в свою очередь, передают данные налоговым тех стран, резидентами которых являются владельцы счетов.

К соглашению присоединились государства Европы, Канада, островные государства (Сент-Китс и Невис, Гренада), некоторые государства Азии. С полным перечнем участников можно ознакомиться на сайте ОЭСР.

Как проверяют статус нерезидента?

Если человек получает налогооблагаемые доходы в одной стране, но постоянно проживает в другой, то он считается нерезидентом. Именно по этой причине  при открытии счета банки в первую очередь будут запрашивать адреса проживания, доставки почты и телефон.

В случае возникновения сомнений, финансовый институт может проверить IP-адрес, с которого клиент использует интернет-банкинг, и резидентство того, кому выдается доверенность на распоряжение счетом.

Постоянные переводы денежных средств в другую юрисдикцию часто вызывают подозрения.

О каких счетах передают информацию?

Во всем мире действуют единые стандарты обмена. Они предусматривают передачу следующих данных.

  • Счета физлиц («подотчетных лиц»), являющихся налоговыми резидентами стран, которые участвуют в соглашении
  • Корпоративные счета компаний, фондов, трастов. Обмен будет производиться в случае, если эти счета подконтрольны одному или нескольким подотчетным лицам напрямую либо через пассивную нефинансовую структуру. К такой будет любой бизнес, в котором 50% дохода идет из пассивных источников, таких как недвижимость, дивиденты, роялти.

К счетам с низким уровнем риска относят:

  • пенсионные счета
  • срочного страхования жизни
  • условно-депозитные
  • счета юрлиц, открытые до 2016 года, остаток на которых не превышает 250 тыс. долл. на 31 декабря соответствующего отчетного года

Что узнает налоговая?

  • Имя, дату, место рождения, адрес проживания, налоговое резидентство, ИНН – проще говоря основные сведения о контролируемом лице: и
  • Номер счета.

    Если счет не номерной, то передается другой идентифицирующий признак

  • Финансовая информация: валюта счета, текущий баланс, полученная прибыль от пассивных инвестиций
  • Информация о том финансовом учреждении, где был открыт счет

Не все экономические агенты, за которыми осуществляют контроль финансовые регуляторы, отчитываются по CRS: краудфандинговые платформы, платежные институты, институты электронных денег, криптобиржи, учреждения, выпускающие карты с овердрафтом, страховые брокеры, поставщики информационных услуг, обменники, не подпадают под требования такой отчетности.

Кто получит данные?

В феврале 2019 года в России закончилась так называемая «амнистия капиталов»: владельцы зарубежных активов могли без каких-либо последствий заявить об их наличии.

В случае подачи декларации декларант освобождался от уголовной, административной и налоговой ответственности за действия, связанные с приобретением, использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями.

Сведения, указанные в декларации, не могут быть использованы для возбуждения уголовного дела, производства по делу об административном и (или) налоговом правонарушении в отношении декларанта. Полагаем, подобные амнистии еще будут проводиться в России.

Можно ли не сообщать о счетах?

Согласно закону, инвестор должен сообщать о своих зарубежных активах в страну налогового резидентства. Для того, чтобы считаться налоговым резидентом любой страны необходимо выполнить условия по проживанию в стране не менее 183 дней. Паспорт сам по себе не дает такого основания. Подробно об этом мы уже писали в нашем блоге.

Тем не менее даже зарубежный статус не гарантирует вам, что сведения о ваших счетах не станут доступны налоговым органам, ведь все больше и больше стран присоединяются к соглашению об автоматическому обмену информацией.

Например, та же Великобритания с 2018 года обменивается автоматически информацией с Антигуа и Барбуда и Вануату (среди прочих стран). В интернете можно встретить много подобной информации, но следует быть внимательным.

Обмен информацией все больше совершенствуется и все больше стран к нему присоединяется, поэтому никаких гарантий никто дать не может.

Какие страны чаще выбирают для налогового резидентства

Некоторые  европейские страны, а также государства карибского региона предлагают наиболее выгодные условия своим налоговым резидентам. Например Кипр и Мальта часть налогов значительно снизили, а частично и вовсе отменили. Конечно же, это играет немаловажную роль при выборе программы для инвестирования.

Вы можете стать гражданином этой страны за инвестиции в жилую недвижимость от 2 млн. евро. Второй паспорт можно получить всего за 6 месяцев.

Мальтийский паспорт вы можете получить за 12-14 месяцев, сделав безвозвратный взнос в размере 650 тыс. евро в национальный фонд, купив ценных бумаг на 150 тыс. евро и став владельцем недвижимости на Мальте стоимостью минимум 350 тыс. евро (как вариант – арендовать жилье стоимостью 16 тыс. евро/год).

За относительно небольшие невозвратные взносы (100-200 тыс. долл. США) в национальный фонд вы можете получить паспорт одной из стран Карибского моря: Сент-Китс и Невис, Антигуа и Барбуда, Гренады, Сент-Люсии, Доминики.

За более подробными консультациями обращайтесь к экспертам нашей компании. Мы предоставим детальную информацию о программах и обеспечим полное юридическое сопровождение при оформлении второго гражданства.

Источник: https://immigrantinvest.com/blog/tax-exchange-agreement/

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: