Indicative planning. Индикативное планирование

Индикативное планирование, его формы и нормативно-правовое обоснование в контексте менеджмента

Indicative planning. Индикативное планирование

Индикативное планирование есть метод социального и экономического планирования развития экономической системы, оформленный комплексно. Его можно описать двумя основными признаками:

  • применение целой системы показателей-индикаторов.

Определение 1

Индикатор есть доступная для наблюдения и измерения характеристика изучаемого объекта, которая позволяет формулировать суждение об иных его характеристиках, которые, в свою очередь, не доступны изучению напрямую (об уровне прибыльности, налоговых ставок, индексах изменения экономических величин, структурных соотношениях и прочее);

  • характер индикаторов, имеющий информирующий и ориентирующий вид (в связи с этим, система индикативного планирования обладает максимально гибким, рекомендательным характером, который информирует системы управления экономическими субъектами о всех вероятных сценарных планах развития экономики, что, в свою очередь, ощутимо помогает принимать какие-либо конкретные решения).

Индикатор в качестве центрального понятия системы индикативного планирования, чаще всего, есть интегральный показатель, который количественно определяет качественные характеристики процесса, и обладает векторным характером.

Отличаясь от стандартного планового показателя (однозначного и статичного), индикатор можно определить по параметрам границ, в рамках которых экономическая система, состоящая из организационных механизмов, технологических связей, материальных и финансовых потоков, в состоянии стабильно работать и прогрессировать.

Кроме пределов, то есть минимального и максимального значений, индикаторы способны определять разные числа промежуточных пороговых значений, например, благоприятного, нормального, неблагоприятного, тревожного, угрожающего и прочих, согласно указанной системе показателей индикаторов планирования. 

Для индикативного планирования можно определять и использовать пороговые значения индикаторов, которые должны давать сигнал о наступлении критических состояний объекта управления и требующихся изменениях в стратегии развития объекта, то есть активизации работы регуляторов для предупреждения этих угроз, например, индикатора «экстремального положения», индикатора «банкротства» и так далее.

Все влияние на объект управления посредством инструмента индикативного планирования оказывается при помощи регуляторов – особых механизмов, которые должны поддерживать оптимальное функционирование всех процессов.

Система индикаторов была создана для выполнения роли экономических регуляторов всех векторов развития составляющих иерархии экономики через образование так называемых «коридоров» внутри максимального и минимального порогов индикаторов, которые нужны и достаточны для того, чтобы принять управленческие решения на всех уровнях индикативного планирования.

Регулятор экономический – воздействие экономическими элементами (например, цены, налоги, нормы, банковские проценты, санкции), которое в косвенной мере воздействует с помощью механизма интересов на всех принимающих участие в экономических процессах – хозяйствующие субъекты.

Данный процесс управления построен на слежении за факторными показателями (регуляторами), проведении их анализа касательно их оказываемого влияния на целевой показатель (индикатор), прогнозе вероятных преобразований регуляторов и условиях развития объекта управления, оценке нескольких вариаций решения при выборе самого эффективного варианта.

Индикативное планирование способно реализовываться на нескольких уровнях в иерархии управления:

  1. макроэкономический: в форме разрабатываемых органами хозяйственного управления государства прогнозов федерального и региональных масштабов, планов и программ бюджета;
  2. мезоэкономический: в форме создаваемого компаниями (межотраслевыми, межрегиональными и международными финансовыми промышленными группами) планов, прогнозов и программ по развитию отраслей и территориальных производственных комплексов;
  3. микроэкономический: как стратегические планы развития самой компании.

Самым востребованным индикативное планирование считается на макро- и мезоуровне, где основной функцией планирования можно назвать улучшение экономической конъюнктуры и обеспечение достаточно сбалансированного развития экономики посредством применения бюджетно-финансовых, денежно-кредитных и прочих макрорегуляторов в едином комплексе.

На самом мелком уровне – микро, индикативные планы государства превращаются в основные рабочие инструменты по достижению целей, которые были отмечены в стратегическом плане развития всего государства, учитывая всю объективную экономическую и социально-политическую ситуацию.

Определение 2

Следовательно, государственное индикативное планирование — это процесс по созданию системы параметров (индикаторов), которые характеризуют реальную обстановку и параметры развития экономики страны согласно государственной социально-экономической политике, и оказания мер государственного влияния на социальные и экономические процессы для того, чтобы достичь указанные индикаторы.

Совокупность методов индикативного планирования наиболее подходит в условиях рыночной экономики как механизм согласования интересов и работы государственных и негосударственных субъектов экономики, который сочетает в себе как государственные, так и рыночные регуляторы. Индикативное планирование со стороны государства подразумевает обозначение общенациональных приоритетов, целеполагания, прогнозирования, бюджетирования, программирования, контрактации, то есть всех возможных форм макроэкономического планирования.

Как и любой другой тип планирования, методика индикативного планирования базируется на обязательном прогнозировании. В государственном индикативном планировании его основой выступает значительная система национальных прогнозов (рисунок 1).

Рис. 1 — Система национальных прогнозов для индикативного государственного и регионального планирования

На базе прогнозов реализуется процесс разработки государственного индикативного плана, способного реализоваться в ходе стандартной процедуры планирования от стратегии к программам развития государственного сектора экономики.

Затем осуществляется само претворение в жизнь национальной стратегии, которая выражена в виде индикативных планов социально-экономического развития государства, реализуется посредством действий компании, федеральных целевых программ, а также региональных индикативных планов и целевых программ. 

Замечание 1

Стоит отметить, что при данном подходе и сами компании, и структуры регионов, по факту, активные участники наиболее творческого подазделения индикативных планов федерального уровня.

Наравне с любой современной системой планирования, системе государственного индикативного планирования должна быть предоставлена опция обратной связи посредством механизма контроля (рисунок 2).

Рис. 2 — Процесс формирования государственного индикативного плана

Успешная деятельность индикативного планирования и систем программирования социально-экономического развития в значительной степени предопределена умением правительства внедрять стратегические подходы частных экономических агентов в канву целей и интересов всей нации.

По итогу, основываясь на индикативном планировании, формируется эффективный механизм, который обеспечивает согласие в обществе касательно целей и векторов социально-экономического развития страны.

Правительства оказывают воздействие в границах индикативного плана на развитие экономики, скорее, через координацию и обеспечение информацией, нежели через принятие прямых решений и выдачу указаний.

Результатов обмена планами и информационными ресурсами между правительством и индивидуальными предпринимателями становится оптимальная схема прогнозируемого роста экономики. 

Замечание 2

Можно уверенно сказать, что основная функция индикативного планирования — информационно-ориентирующая, одновременно выступающая и в качестве мотивационной функции.

При этом индикативные планы не занимаются ограничением предпринимательской инициативы государственных компаний, так как их главная цель – оказывать влияние на необходимые результаты в основном посредством мотивации предприятий и договорных механизмов.

Информационно-ориентирующая и мотивационная функции индикативного плана – внушительный ресурс управления экономическими агентами в рыночной системе координат. Это говорит о наличии большего количества преимуществ у индикативных планов, нежели у планов директивных.

Одновременно с этим, план подразумевает механизм прямых вложений бюджетных средств в осуществление деятельности социальных национальных проектов, а также в реализацию обороноспособности страны и решение иных задач стратегического характера.

Нужно сказать, что индикативное планирование помогает достигать долгосрочные цели экономического развития государства с помощью методов косвенного воздействия на компанию.

Без данного плана проблематично создать обоснование векторов и размеров инвестиционных влияний.

В процесс формирования плана под покровительством специально созданных правительством либо главой страны управляющих органов привлекается большое количество предприятий, независимых субъектов, региональных и местных властей, общественных организаций.

При изучении индикативного плана крайне важно оценивать, «реализованные либо нереализованные цели, которые были в данных планах отмечены». Плановые показатели выступают как экономические индикаторы – носители информации по отношению к ожидаемой экономической конъюнктуре.

Как правило, формируются соответствующие отделы, функции которых заключаются беспрестанный анализ динамики реальных показателей и их сравнение с индикативными.

В случае отклонения фактических итогов от планируемых, производится анализ причин и, в случае необходимости, осуществляется ряд мер для корректирования этих планов.

Опиши задание

Формы индикативного планирования

На сегодняшний день, определено несколько форм индикативного планирования:

Данная форма подразумевает сумму условий и факторов, которые формально определяют социальную и экономическую ситуацию в стране.

Данная форма отвечает за распространение плановой деятельности на мезо- и микроуровень национальной экономики.

При этом акцент ставится на обеспечении осуществления структурной политики государства по отношению к отдельным регионам, отраслям и секторам экономики посредством соответствующего согласования планов и интересов предприятий и государства, в виде контрактных отношений и так далее. Структурная форма актуально в том случае, когда в пределах компетенции селективной структурной политики внимание акцентируется на территориальном разрезе индикативных планов, и для того, чтобы повлиять на эти параметры, применяются механизмы льготных кредитов, налоговых льгот и иные меры поддержки со стороны государства во взаимодействиях с региональными органами управления и индивидуальными предприятиями.

Эта форма индикативного планирования подразумевает еще более глубокое переплетение интересов субъектов всех уровней иерархии государственной экономики. Особенность данной формы заключается в значительном расширении временного горизонта индикативных планов и максимальной их интеграции с долгосрочной общенациональной экономической политикой.

Важнейшая функция индикативного планирования в данном случае заключается в концентрации и реализации стратегических планов и национальных программ и проектов, а также в обеспечении баланса динамики всей экономики, взаимодействия технологических укладов.

По временным рамкам индикативные планы делятся на:

  1. среднесрочные (от 3 до 6 лет);
  2. краткосрочные (на год). 

Взаимосвязь между ними ясна, так как краткосрочные планы есть более конкретная версия среднесрочных индикативных планов. Они отличаются большей детализацией параметров, а также меньшим разбросом интервально устанавливаемых индикаторов.

В рамках увеличения масштабов и глубины глобальных взаимосвязей в мировом сообществе возникла необходимость планировать и прогнозировать в более широком диапазоне. В связи с этим, именно среднесрочные, а не краткосрочные, индикативные планы составляют основу претворения в жизнь стратегических планов.

Стоит также отметить, что одновременно со среднесрочными индикативными планами нужно заниматься разработкой и уточнением наборов федеральных целевых программ, а также региональных индикативных планов и целевых программ.

Всем этим программам стоит реализовываться в режиме непрерывного взаимодействия с корпорациями и организациями.

Нормативно-правовые аспекты индикативного планирования

Как гласит Федеральный закон от 20.07.

1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», Правительство Российской Федерации в момент провозглашения проекта федерального бюджета должно отдельно предоставить Государственной Думе планируемые проекты развития государственного сектора экономики (планы развития государственного и муниципального секторов экономики).

Создание прогнозов и планов макроэкономического развития получает логическое продолжение в ходе финансирования из государственного бюджета на общегосударственном и местных уровнях.

Так, согласно Бюджетному кодексу РФ, бюджет на каждый очередной финансовый год — это составная часть ежегодно обновляемого и перенесённого на один год вперед многолетнего (чаще всего, трехлетнего) финансового документа. 

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/menedzhment/planirovanie-dejatelnosti-na-predprijatii/indikativnoe-planirovanie/

Индикативный показатель — это… Цели, задачи и индикативные показатели деятельности

Indicative planning. Индикативное планирование

Что обозначает слово «индикативный»? О его значении несложно догадаться, если обратить внимание на корень слова. Индикатор — сигнал, показатель.

Следовательно, индикативный — это сигнальный, основанный, опирающийся на какие-либо конкретные данные. В этом ключе мы разберем определение индикативного показателя, его место среди схожих явлений.

Рассмотрим примеры, а также принципы индикативного планирования. Это индикативные показатели в здравоохранении, торговле и образовании.

Что такое показатели?

Что такое электротехника: определение, классификация, характеристика

Основа разработки прогнозных, плановых, программных документов — это именно показатели, предлагающие возможность всесторонне описать экономические, социальные явления и процессы, сформировать, продемонстрировать и обосновать задания на какой-либо период.

Индикативный показатель. Что это такое? Показатель вообще — какое-либо качественно-количественное представление, от социально-экономического процесса до конкретного объекта. Качественная сторона тут будет отражать сущность и принадлежность по времени и месту, а количественная — придавать количественную определенность.

Если показатель выступает основным мерилом в планировании, то он уже называется критерием. Тут выделяются несколько разновидностей. Так, основные индикативные показатели могут выступать критериями оптимальности, эффективности и пр.

Важные требования к показателям

При разработке прогнозной и плановой документации специалистами, конечно, используется не отдельно взятый показатель, а целый комплекс, которые являются взаимодополняющими и взаимосвязанными. При формировании подобной системы необходимо предъявлять к индикативным показателям (в здравоохранении, образовании, социальном, экономическом развитии и пр.) ряд требований:

  • Показатель должен раскрывать сущность, содержание объекта.
  • Комплексно отражать особенности объекта с позиций как его вещественного, так и стоимостного состояния.
  • Соответствовать задачам и целям экономического и социального развития.
  • Ориентировать на более эффективное и полное использование ресурсов, повышение качества работы и пр.
  • Иметь как методологическое единство, так и сопоставимость с показателями статистики и учета.
  • Обладать способностью к агрегации и дезагрегации.
  • Быть гибким и адаптивным.

Канал ДНЕВНИК ПРОГРАММИСТА Жизнь программиста и интересные обзоры всего. , чтобы не пропустить новые видео.

Классификация показателей

В «созвониться» ударение не вызовет проблем. А в «созвонимся» ?

В зависимости от направления и содержания использования весь комплекс показателей, применяемых в планировании и прогнозировании, можно разделить на следующие категории:

  • Справочные и индикативные.
  • Качественные и количественные.
  • Стоимостные и натуральные.
  • Относительные и абсолютные.
  • Расчетные и утверждаемые.
  • Индивидуальные и синтетические.

Каждая из представленных групп нуждается в отдельном представлении.

Индикативные и справочные

Индикативный показатель — это показатель, что выступает в качестве индикатора (иными словами, основного параметра), характеризующего различные экономические и социальные явления. Это главная трактовка.

Индикативный показатель — это базовая информация для формирования индикативных программ и планов. Они носят только рекомендательный характер.

Индикативный показатель — это показатель, который характеризует динамику, эффективность, состояние финансов, структуру экономики.

Справочные (или информационные) — это показатели, имеющие аналитический характер. Например, на 1000 человек, на душу населения и пр.

Натуральные и стоимостные

В экономике натуральные показатели представляют материальную сторону производства, качество и потребительские свойства услуги. Измеряются в натуральных показателях — в штуках, тоннах, метрах и пр.

Ввиду типового разнообразия выпускаемой продукции, которая имеет одинаковое значение, применяют условно-натуральные показатели. Их устанавливают приведением многообразия к единому, общему измерителю через переводные коэффициенты. Например, типы топлива тут представляются путем выражения теплотворности каждой из категорий.

Стоимостные показатели — это общие результаты производства в денежном исчислении. Они необходимы для определения доходности и убыточности предприятия, амортизации основных средств. Обеспечивают связку всех прогнозов, программ, помогают установить важнейшие отраслевые, территориальные, межотраслевые и внешнеэкономические пропорции.

Количественные и качественные

Количественные показатели, следовательно, будут характеризовать количественные результаты производства, развития какой-либо отрасли. Их разделяют на сетевые и объемные.

Качественные показатели характеризуют качественную сторону какого-либо экономического явления, производственного процесса. Они позволяют оценить полезность изделий, качество продукции. Разделяются на экономические и технико-экономические.

Импульс частицы и механической системы — определение и особенности

Абсолютные и относительные

Данная группа показателей отличается характером их представления. Абсолютные выражают количественную характеристику объекта. Это объем оказываемых услуг или производства, количество учащихся, число учреждений здравоохранения и др. Для таких показателей характерно как стоимостное, так и натуральное представление объекта.

Относительная же категория будет представлять объект лишь в относительных величинах. Это проценты от общей массы, удельный вес и пр.

Утверждаемые и расчетные

Утверждаемые показатели всегда составляются вышестоящими органами, после чего доводятся до нижестоящих. Они адресные, носят обязательный характер. Это стоимость социально значимой продукции, государственный заказ, показатели местного или областного бюджета и проч.

Расчетные же показатели более характерны для представления дополнительной характеристики объекта. Их характер — вспомогательный. Чаще всего рассчитываются для подтверждения утверждаемых.

Синтетические и индивидуальные

Разделение проходит в зависимости от уровня охвата экономических процессов. Соответственно, выделяются синтетические, интегральные и частные, индивидуальные показатели.

Синтетические здесь будут отражать сложные явления. Выступают результатом взаимодействия научных, экономических, технических факторов, обобщают результаты распределения или производства. Это национальный доход, общественный валовый продукт, национальный валовый продукт и пр.

Индивидуальные же показатели будут отражать конкретные социальные или экономические явления.

Индикативное планирование

Индикативный показатель — это основа индикативного планирования. Соответственно, это один из методов экономического планирования, который построен на системе индикаторов.

Более всего он характерен для рыночной экономики. Такие индуктивные планы здесь разрабатывает государство; носят они, как правило, лишь рекомендательный характер.

Фиксируют только общие итоги деятельности государства, каких-то отраслей либо субъектов экономики.

Такое планирование в первую очередь предполагает использование системы показателей-индикаторов, способных полно представить характеристику объекта.

Составление индикативных планов — это использование тех макроэкономических показателей, которые имеют большое значение для прогрессивного развития экономики.

  • Уровень безработицы.
  • Инфляция.
  • Объем заработной платы.
  • Дефицит бюджета.
  • Общий объем инвестиций в стране.
  • Процентные ставки ЦБ и пр.

Индикативное планирование характерно для экономики Франции периода дирижизма, а также России, Японии, Германии на прошлых этапах развития данных государств. В современном мире к нему обращаются редко. Связано это с повышением устойчивости ключевых рыночных механизмов, усилением позиций частного бизнеса.

В настоящее время более актуальны ответвления индикативного планирования. В частности, это целевые стратегические программы, а также прогнозы стратегического развития отдельных рынков.

Разновидности планирования

Индикативное планирование представляется двумя категориями:

  • Макроэкономический уровень. Здесь предполагается составление планов развития экономики на высших уровнях — федеральном и региональном. Также сюда относят уровни межрегиональных и межотраслевых корпораций.
  • Микроэкономический уровень. К категории относится составление экономических планов для отдельных организаций и предприятий.

Существует также разведение по срокам:

  • Среднесрочные индикативные планы. Составляются на 1-5 лет.
  • Долгосрочные индикативные планы. Составляются на срок от 5 до 10, а порой и до 15 лет.

В торговле

А теперь обратимся к конкретным примерам индикативных показателей в сфере торговли. Возьмем за основу надзорную деятельность по государственному контролю в сфере розничной продажи спиртосодержащей и алкогольной продукции. Тут выделяется следующее:

  • Уровень недополученных средств в бюджет населенного пункта/области/республики из-за уплаты предпринимателями акцизов.
  • Эффективность контрольной деятельности и надзора.
  • Сумма денежных средств, полученных казной населенного пункта/области/республики от уплаты акцизов.
  • Количество изъятой в легальной рознице нелегальной алкогольной продукции.
  • Число субъектов, допустивших нарушения.
  • Количество проведенных плановых проверок.
  • Число внеплановых мероприятий и пр.

В образовании

Теперь примеры индикативных показателей в образовании, возьмем за базу школьное обучение:

  • Доля школьников, осваивающих программы с углубленным изучением отдельных предметов.
  • Доля обучающихся, выбравших предметы с углубленным изучением для сдачи государственного итогового экзамена.
  • Доля учеников, получивших отличные баллы по предметам по выбору ЕГЭ.
  • Доля обучающихся, ставших участниками Всероссийских олимпиад, заключительных школьных олимпиад по отдельным предметам.

В здравоохранении

«Подвел под монастырь»: значение и происхождение фразеологизма

Разберем на этом примере 19 индикативных показателей в здравоохранении:

  • Доля лиц с воспалением легких, пролеченных в стационаре.
  • Доля выездов бригад скорой помощи на места ДТП со сроком прибытия до 20 минут.
  • Доля лиц с заболеваниями поджелудочной железы и печени, проходящих лечение в стационаре.
  • Иммунизация населения от гепатита В.
  • Доля пациентов с ВИЧ, охваченных химической профилактикой туберкулеза.
  • Доля пациентов, получивших эффективную химиотерапию при лечении онкологии.
  • Доля тяжелого оборудования, которое используется в двухсменном и круглосуточном режиме медпомощи.
  • Доля умерших в трудоспособном возрасте больных.
  • Доля онкологических заболеваний, выявленных на ранней стадии.
  • Доля пострадавших при ДТП, доставленных в медицинские центры 1-го и 2-го уровня.
  • Процент населения, вакцинированного от пневмококковой инфекции.
  • Процент населения, вакцинированного против гриппа.
  • Доля больных с коронарным острым синдромом, умерших в первые сутки.
  • Доля больным с ишемическим инсультом, которым выполнен системный тромболизис.
  • Доля пациентов, госпитализированных с острым нарушением мозгового кровообращения в первые 4,5 часа от развития патологии.
  • Доля лиц на диспансерном наблюдении на одном терапевтическом участке.
  • Доля вызовов скорой по поводу гипертонических кризов.
  • Доля пациентов с острым коронарным синдромом, в отношении которых проведены чрескожные вмешательства.
  • Доля больных с острым коронарным синдромом, которым сделан тромболизис.
  • Это 19 индикативных сигнальных показателей в здравоохранении.

    Теперь вы знаете место индикативных показателей среди всех показателей социально-экономической сферы.

    Источник

    Источник: https://1Ku.ru/obrazovanie/29673-indikativnyj-pokazatel-jeto-celi-zadachi-i-indikativnye-pokazateli-dejatelnosti/

    Все термины
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: