Индекс Херфиндаля — Хиршмана

Степень концентрации рынка: индекс Херфиндаля — Хиршмана

Индекс Херфиндаля - Хиршмана

Если вы решите открыть собственное предприятие, то в первую очередь необходимо будет провести анализ конкурентов, чтобы понять с какими силами вам предстоит иметь дело.

Конечно, стоит выбрать ту отрасль, в которой будет меньше барьеров. А их меньше там, где низкая степень монополизации рынка. Определиться вам поможет индекс концентрации Херфиндаля — Хиршмана.

Именно о нем и пойдет речь в этой статье.

Концентрация рынка

Индекс Хирфендаля — Хиршмана наглядно демонстрирует степень монополизации рынка. Если представить весь рынок в форме большого пирога, то изучаемый нами показатель характеризует долю каждого участника. Именно это и называется концентрацией рынка.

Индекс Херфиндаля — Хиршмана (или Герфиндаля-Гиршмана) был назван так в честь двух выдающихся экономистов (Орриса Херфиндаля и Альберта Хиршмана), и используется повсеместно. При анализе рынка расчет индекса для компании играет важную роль: определяется величина барьеров в отрасли и степень монополизации рынка.

Методика расчета

Несмотря на свое сложное название и значительную нагрузку, которую несет в себе показатель, расчет индекса Херфиндаля Хиршмана провести нетрудно, если есть данные в полном объеме.

Формула в общем виде следующая:

  • HHI — индекс Херфиндаля — Хиршмана;
  • X2 — удельный вес предприятия на рынке;
  • n — общее количество производителей на рынке

Очевидно, что индекс Герфиндаля — Гиршмана — это сумма квадратов долевого участия каждого производителя на рынке. Доля берется в процентном соотношении.

При рассмотрении монополистического или олигополистического рынка, определение показателя происходит гораздо легче, так как участников рынка не так много и их влияние определить проще. Но если новый производитель собирается войти в отрасль, где игроков в разы больше, процесс подсчета усложняется.

Однако среди массы компаний, выпускающих свою продукцию, есть и те, чья доля настолько мала, что, в принципе, можно их даже не учитывать при расчете.

Для получения наиболее достоверной оценки концентрации рынка берутся данные по самым крупным игрокам-производителям, и затем собирается информация по менее значимым участникам конкуренции.

Основная задача

На самом деле индекс Херфиндаля — Хиршмана несет в себе важную информацию. Впервые его начали применять в Соединенных Штатах для определения антимонопольным комитетом степени монополизации рынка. За все это время экономистами не была разработана более идеальная модель, и поэтому индекс не теряет актуальности до сих пор.

Явным преимуществом показателя является возможность быстро реагировать даже на незначительные изменения на отраслевом и межотраслевом рынках. Учитывая то, что согласно формуле берется квадрат долевого участия, любое изменение поведения игроков приводит к увеличению или уменьшению индекса.

Стоит отметить, что при достижении абсолютного равноправия на рынке формула приобретает следующий вид:

HHI = 1/n,

где n — количество компаний-производителей.

Когда компания владеет 50% рынка, то создаются искусственные сложности вхождения в отрасль для других игроков, так как создавшаяся монополия диктует свои правила ведения торговли и полностью контролирует предложение товара-конкурента.

Максимальное значение

Из всего написанного можно сделать вывод о том, что при изменении количества игроков в меньшую сторону увеличивается их доля на рынке.

В соответствии с этим еще в большей степени происходит рост показателя индекса Герфиндаля-Гиршмана (или Херфиндаля — Хиршмана).

Отсюда вытекает следствие, что максимального значения индекс достигнет тогда, когда весь рынок будет принадлежать лишь одному игроку. Исходя из того, что его доля будет равна 100%, рассчитаем максимально возможное значение индикатора:

HHI = 1002 x 1 = 10 000.

Стоит отметить, что на практике такое значения индекса еще не встречалось.

Значение уровня индекса

Согласно проведенным исследованиям, возможны 3 основные категории, на которые делится рынок.

  1. Величина индекса находится в интервале от 1 800 — 10 000. Такие рынки с легкостью можно назвать монополизированными. Если на данном рынке происходит слияние, поглощение либо выход из отрасли, то во всех мероприятиях принимает участие антимонопольный комитет, который формирует решения о легальности совершенных сделок и пристально следит за возможностью правонарушений со стороны олигополий или монополий.
  2. Если величина индекса попадает в интервал от 1 000 — 1 800, то такие рынки относятся к категории «с высокой степенью монополизации». Так же как и первая категория, находятся под пристальным наблюдением антимонопольного комитета. Все игроки, желающие попасть на этот рынок либо покинуть его, должны пройти массу юридических процедур, подготовленных антимонопольным комитетом.
  3. Наилучший вариант для нового производителя, желающего войти в отрасль — это значение индекса, находящееся в интервале от 1 000 и меньше. В данном случае рынок считается конкурентным и не существует значительных барьеров, мешающих новому производителю завоевать собственную нишу. Поэтому чаще всего предприниматели выбирают ту отрасль, в которой данный индикатор принимает наименьшее значение.

Источник: Navolne

Источник: https://klevo.net/stepen-koncentracii-rynka-indeks-herfindalja-hirshmana/

Индекс Херфиндаля — Хиршмана

Индекс Херфиндаля - Хиршмана

Определение 1

Индекса Херфиндаля-Хиршмана (от англ. Herfindahl-Hirschman Index, сокращенно — HHI) – это специальный показатель, используемый для оценки степени рыночной монополизации, то есть монополизации отрасли.

Данный показатель был разработан в далеком 1945 году в США и назван в честь двух выдающихся экономистов:

  • Альберта Хиршмана;
  • Орриса Херфиндаля.

Первоначально формула расчета индекса HHI была придумана А. Хиршманом, однако несколько лет спустя О. Херфиндаль предложил ее модифицированную версию. Именно она и используется сегодня. В настоящее время индекс Херфиндаля-Хиршмана служит одним из немногих экономических показателей, которые используются на практике для оценки рыночной доли.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана представляет собой общий показатель рыночной концентрации, нередко используемый для определения рыночной конкурентоспособности до и после сделок слияний и поглощений.

В то же время индекс представляет собой меру рыночной концентрации – чем выше рыночная концентрация, тем меньшее число конкурентов на нем представлено и, соответственно, тем ближе исследуемый рынок к монополии. По большому счету он выступает мерой конкуренции между компаниями и смежными отраслями.

В то же время он нередко используется для диверсификации портфеля; в частности, с его помощью определяется количество позиций в портфеле.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана является одним из основных индикаторов, посредством использования которого можно различать рынки по степени конкуренции (рынок совершенной и монополистической конкуренции, а также рынки олигополии и чистой монополии). В действительности данный показатель отражает число компаний, представленных в рамках конкретного рыночного сегмента, а также долю производимой ими продукции.

Сегодня индекс Херфиндаля-Хиршмана служит довольно эффективным индикатором изменения доли рынка компании. Кроме того, он косвенным образом указывает на величину экономической прибыли, получаемой за счет использования монопольной власти.

В настоящее время данный индекс активно используется американским государством для анализа планируемых сделок по слиянию и реализации антимонопольной политики.

Его главным достоинством считается способность к наглядной демонстрации перераспределения частей отрасли между разными компаниями.

Общая методика расчета индекса Херфиндаля-Хиршмана

Численное определение индекса Херфиндаля-Хиршмана дает возможность определить, достаточно ли конкурентоспособен рынок и какая фирма на нем выступает в роли монополиста.

Для расчета индекса Херфиндаля-Хиршмана авторами разработана специальная формула. Она имеет следующий вид (рисунок 1). Рассмотрим ее более подробно.

Рисунок 1. Формула расчета индекса HHI. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Согласно предложенной на рисунке 1 формуле индекс Херфиндаля-Хиршмана рассчитывается как суммарная квадратура рыночной доли каждой компании, конкурирующей на рынке.

Таким образом, $S_12$ представляет собой ни что иное как возведенную в квадрат процентную долю товаров и услуг фирмы в определенной отрасли.

Определяется она отношением продаж товаропроизводителя на рынке к общему объему товаров и услуг в отрасли.

Расчетная величина индекса Херфиндаля-Хиршмана должна находиться в диапазоне от 1 до 10000, где 10000 свидетельствует о полной монополизации рыночного сектора экономики одной фирмой. В идеале, в условиях рыночной конкуренции, значение индекса HHI должно быть приближено к нулю, поскольку в этом случае доля рынка будет разделена поровну между компаниями.

Эксперты считают, что значение индекса менее 1000 свидетельствует о хорошей конкуренции. Если же его величина колеблется в диапазоне 1000-1800, на рынке имеет место быть умеренная концентрация. Значение индекса свыше 1800 указывает на высокую степень рыночной концентрации.

Таким образом, в зависимости от числовой величины индекса Херфиндаля-Хиршмана выделяют следующие типы рынков:

  • низко концентрированные рынки;
  • умеренно концентрированные рынки;
  • высоко концентрированные рынки.

В целом справедливо говорить о том, что представленная на рисунке 1 формула позволяет размежевать влияние на индекс Херфиндаля-Хиршмана числа компаний в отрасли и разделение рынка между ними.

В том случае, если все фирмы контролируют одинаковые части рынка, показатель разброса будет равен нулю. Само значение индекса обратно пропорционально числу компаний, представленных на рынке.

Однако, при условии наличия фиксированного количества производителей индекс HHI будет увеличиваться одновременно с увеличением разница между частями компаний в отрасли.

Пример расчета индекса Херфиндаля-Хиршмана

Рассмотрим особенности расчета индекса Херфиндаля-Хиршмана на конкретном примере. Предположим, что на рынке функционирует всего четыре компании. Каждая из них занимает определенную долю рынка:

  • первой компании принадлежит 40% рынка;
  • второй компании принадлежит 30% рынка;
  • третьей компании принадлежит по 15% рынка;
  • четвертой компании принадлежит по 15% рынка.

Итого получаем: 40% + 30% + 15% + 15% = 100%.

Далее по формуле, представленной на рисунке 1, произведем расчет индекса Херфиндаля-Хиршмана. В результате получим:

$402 + 302 + 152 + 152 = 1 600 + 900 + 225 + 225 = 2 950$.

Таким образом, данную отрасль можно смело относить к категории высоко концентрированных, поскольку общее число фирм в отрасли невелико.

Рассмотрим другой пример. Предположим, что на рынке функционирует 20 компаний. Из них 19 фирм имеют долю рынка в размере 2, 71%, а еще на одну компанию приходится 48,59% всего рынка. В этом случае значение индекса Херфиндаля-Хиршмана составит 2500, что указывает на высокую степень концентрации рынка.

Если же одна компания из 20 имела бы долю рынка в размере 35,82%, а все прочие фирмы имели бы в распоряжении 3,38% рынка, то расчетное значение индекса Херфиндаля-Хиршмана составило бы 1500, что, в свою очередь, свидетельствует о достаточно уровне рыночной конкуренции.

Источник: https://spravochnick.ru/marketing/indeks_herfindalya_-_hirshmana/

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: