ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Содержание
  1. Импортозамещение — хорошо или плохо?
  2. Что такое импортозамещение
  3. Плюсы импортозамещения
  4. Основные проблемы
  5. Внутренняя конкуренция 
  6. Влияют ли импортные товары на местное производство?
  7. Кто страдает от этого больше всех?
  8. Стоит ли закупать товары за границей?
  9. Правительство выбрало «Ростех» и «Росатом» основными интеграторами при импортозамещении промышленного ПО
  10. Программное обеспечение
  11. Вычислительная техника, электроника и оборудование связи
  12. Системы защиты информации
  13. Импортозамещение в госкомпаниях
  14. 2020: «Ростех» и «Росатом» — основные интеграторы импортозамещения промышленного ПО
  15. 2018: Денис Мантуров: программа импортозамещения потребовала 600 млрд рублей инвестиций с 2014 года
  16. 2017: РАНХиГС: Зависимость российской промышленности от импорта превысила 90%
  17. Медицинские изделия
  18. 2017
  19. 2016
  20. Примечания
  21. Импортозамещение в ИТ-отрасли. Взгляд из 2020
  22. Смена парадигмы
  23. Дорогое импортозамещение
  24. Будущее российского ПО
  25. Импортозамещение в России: предпосылки, проблемы и перспективы
  26. Импортозамещение как фактор стимулирования отечественного производства
  27. Ключевые проблемы импортозамещения в России
  28. Государственная программа импортозамещения в действии
  29. Достижения и проблемы импортозамещения в сельском хозяйстве
  30. Какие перспективы для малого и среднего бизнеса открываются в свете ответных мер России на санкции
  31. Государственная поддержка импортозамещения: шаги навстречу малому и среднему бизнесу  

Импортозамещение — хорошо или плохо?

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Уже несколько лет россияне живут в условиях импортозамещения. Сначала это слово применяли по отношению к продуктам питания, постепенно слово стало поводом для шуток, его используют даже для описания российских фильмов. Так или иначе, ответные санкции России открыли для россиян массу новых знаний. Теперь молоко может продаваться объёмом 0,970, а яйца продаваться по 9 штук.

Журнал Reconomica изучает вопрос и ищет хоть какие-то плюсы, которые может принести импортозамещение.

Что такое импортозамещение

Импортозамещение подразумевает отказ (частичный или полный) от импорта товаров из других стран и их создание на своей территории.

Импортозамещение может начаться по разным причинам: от политических до природных.

  1. Если страна А активно покупает зерно у страны Б, после чего отношения между странами ухудшаются, то есть смысл перестать закупать зерно и выращивать его у себя. Таким образом страна А перестанет финансово поддерживать страну Б, что может обернуться для неё проблемами.
  2. Бывают и более простые ситуации — из-за засухи зерно может вырасти в очень маленьких объёмах. Станет очевидно, что поставки сокращаются, так что недостаток придётся компенсировать за счёт собственной сельскохозяйственной индустрии.

Так или иначе, импортозамещение провоцирует рост собственной промышленности в той или иной сфере.

Плюсы импортозамещения

Если государство берётся за вопрос с полной ответственностью, то импортозамещение в теории может дать:

  • новые предприятия;
  • новые рабочие места;
  • новую статью экспорта в будущем;
  • независимость от других стран;
  • развитие технологий.

Плюсы очевидны, но стоит понимать, что они не всегда воплощаются в жизнь. Более того, на каждый плюс найдётся и проблема.

В импортозамещении есть как плюсы, так и минусы.

Основные проблемы

Несмотря на большое количество плюсов, потенциальные проблемы могут оказать очень большое негативное влияние на местную экономику. Среди них следующие:

  • снижение конкуренции на рынке;
  • снижение качества товаров;
  • большие затраты на создание нового сектора экономики;
  • рост цен на товары;
  • увеличивает влияние государства.

Работает это следующим образом: в страну ввозили мясо среднего качества, в то же время местные производители производили примерно такое же мясо.

Для борьбы с конкурентом производители могли работать как угодно: снижать цены, улучшать качество, вкладывать деньги в маркетинг — то есть использовать все методы рыночной борьбы.

В случае, если конкуренция пропадает, то можно повышать цены и снижать качество — всё равно никто не помешает, а люди продолжат покупать мясо.

Также читайте: Федеральный бюджет — откуда в нём деньги и куда их тратят?

Внутренняя конкуренция 

А здесь начинаются проблемы государственного вмешательства.

Маленькие фермы будут между собой конкурировать — это никуда не денется. А что будет, если на этот рынок придёт крупный холдинг, который регулярно получает дотации от государства? Он просто снесёт всех маленьких производителей, который по очевидным причинам не смогут конкурировать с большим холдингом.

Прибыль малого бизнеса начнёт снижаться, придётся на чём-то экономить — повышать цены в таких условиях не получится, будет дороже, чем у крупного производителя.

Влияют ли импортные товары на местное производство?

Во-первых, дело в объёмах, которые обеспечивает импорт. Государство эти объёмы регулирует на многих рынках.

Во-вторых, доверие к местному производителю. Многие фермеры продают свою продукцию на всевозможных ярмарках и рынках. Также нельзя забывать об акцизах, которые повышают стоимость зарубежного товара.

Импортозамещение провоцирует рост собственной промышленности в той или иной сфере.

Кто страдает от этого больше всех?

Само собой, плохо становится не только фермерам, но и покупателям. У него становится меньше выбора, так что его можно “закидывать” чем попало. Начинаются танцы с бубном, о которых прекрасно знают россияне после начала импортозамещения в России.

Под видом масла стали продавать “маспо”, в оборот вошло понятие “девяток яиц”. Теперь большая бутылка молока не всегда имеет объём в 1 литр — стоит присмотреться на этикетку и узнаешь, что в бутылке 0,930 литра. То же самое и с другими товарами.

Общее качество продуктов начинает редко снижаться.

Читайте: Что нам грозит, если в России погибнет малый бизнес.

Девяток яиц.

Стоит ли закупать товары за границей?

Импортозамещение — естественная штука для тотального, тоталитарного государства, которое контролирует все сферы жизни и экономики. Если же речь идёт о рыночной экономике, то импортозамещение в неё просто не укладывается, его быть не должно. Это рушит структуру рынка и приводит к негативным последствиям для граждан.

Закупать товары у других стран — совершенно естественная часть современной экономики. Вся Европа понимает, что в Италии лучшая сельскохозяйственная продукция — пусть она поступает и в другие страны, что в этом плохого.

Если покупатель готов за неё платить, то она попадёт в страну. Однако это возможно только в рыночной экономике, где государство занимается другими вещами.

Источник: https://reconomica.ru/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B7%D0%B0-%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2/

Правительство выбрало «Ростех» и «Росатом» основными интеграторами при импортозамещении промышленного ПО

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

  • Импортозамещение информационных технологий в России
  • Cтимулирующие и сдерживающие факторы импортозамещения в сфере ИТ
  • Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ

Программное обеспечение

  • План импортозамещения программного обеспечения в России
  • Реестр российского программного обеспечения
  • Импортозамещение программного обеспечения в госсекторе
  • Импортозамещение в области СЭД: на привилегированном положении
  • Импортозамещение — залог безопасности для российских вендоров
  • Импортозамещение мобильных приложений

Вычислительная техника, электроника и оборудование связи

  • Импортозамещение вычислительной техники и микроэлектроники
  • Регулирование госзакупок радиоэлектронной продукции

Системы защиты информации

  • Импортозамещение в сфере информационной безопасности

Импортозамещение в госкомпаниях

  • Импортозамещение в госкомпаниях

2020: «Ростех» и «Росатом» — основные интеграторы импортозамещения промышленного ПО

В конце июля 2020 года Правительство РФ выбрало «Ростех» и «Росатом» основными интеграторами при импортозамещении промышленного софта. Согласно документу, подписанному премьер-министром Михаилом Мишустиным, данное соглашение направлено на «снижение существующего критического уровня зависимости российских организаций от поставок зарубежного промышленного программного обеспечения».

Правительство разработает и утвердит дорожную карту проекта и создаст центр компетенций для реализации проектов. Фи­нан­си­ровать но­вую до­рож­ную кар­ту бу­дут из бюд­же­та федерального ­про­ек­та «Циф­ро­вые тех­но­логии» национального проекта «Циф­ро­вая эко­номи­ка».

К 27 июля 2020 года готовы две дорожные карты — «Квантовые вычисления» («Росатом») и «Квантовые коммуникации» (РЖД). Их направили в президиум Правкомиссии по цифровому развитию на утверждение, сообщил ComNews директор по отраслевым направлениям АНО «Цифровая экономика» Павел Христенко.

Власти выбрали основных интеграторов импортозамещения промышленного ПО

По его словам, другие дорожные карты находятся на разных стадиях готовности и проходят согласования. Дорожная карта «Новые производственные технологии» разрабатывается и согласовывается «Росатомом» и «Ростехом», затем будет рассмотрена на рабочей группе «Цифровая промышленность» на площадке «Цифровой экономики», добавил он.

В июле Минпромторг РФ провел совещание по поводу импортозамещения промышленного ПО. По словам президента ассоциации «Руссофт» Валентина Макарова, обсуждалась возможность расширения реестра отечественного ПО за счет новых разделов промышленного ПО и привлечения частных компаний к решению задачи импортозамещения в этой сфере.

На совещании, как мне показалось, было найдено согласие между «Ростехом» и «Росатомом» с одной стороны и частным организованным бизнесом — с другой, — рассказал он.[1]

2018: Денис Мантуров: программа импортозамещения потребовала 600 млрд рублей инвестиций с 2014 года

18 апреля 2018 года в Москве состоялось итоговое заседание коллегии Минпромторга России «Об основных результатах деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в 2017 году, целях и задачах на 2018 год».

Представляя результаты деятельности за истекшие шесть лет, Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров отметил, что в первые годы отчетного периода основной акцент был сделан на создании фундаментальных основ для развития индустриального потенциала нашей страны.

Принятие Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» и связанных с ним нормативных актов обеспечили единые и понятные принципы развития национальной промышленности.

Особое внимание было уделено активному вовлечению регионов в решение задач индустриального развития. Для этого созданы условия по формированию в субъектах Федерации разветвленной промышленной инфраструктуры.

Более чем в 4 раза в сравнении с 2012 годом увеличено количество региональных индустриальных парков. Сегодня в стране функционирует 110 таких площадок, на территории которых свои мощности разместили свыше 2,5 тыс. российских и иностранных производителей. «Еще более 3 тыс.

компаний выпускают высокотехнологичную продукцию в периметре созданных 45 промышленных технопарков», — подчеркнул Министр.

По информации Дениса Мантурова, для развития кооперационных связей между предприятиями различных регионов формируются промышленные кластеры — 50 таких образований охватывают уже около 1800 предприятий с общей численностью сотрудников свыше 700 тыс. человек.

«Основным инструментом межрегионального партнерства и выравнивания отраслевых балансов должна стать государственная информационная система «Промышленность». Несмотря на то, что в пилотном режиме она начала работу только 2 года назад, сейчас в ней аккумулирована практически вся номенклатура высокотехнологичной продукции, которую уже производят или планируют к выпуску наши предприятия», — рассказал глава Минпромторга России.

Среди наиболее значимых инструментов поддержки отраслей промышленности докладчиком названы Фонд развития промышленности (ФРП) и специальные инвестиционные контракты (СПИК). Совокупный бюджет проектов, реализуемых с применением этих механизмов, перешагнул отметку в полтриллиона рублей.

«Механизм региональных СПИКов позволил привлечь в крупные промышленные проекты около 170 млрд рублей. Что касается малого и среднего бизнеса, то основой для стимулирования их инициатив становятся региональные ФРП – их сформировали уже более половины субъектов Федерации», — акцентировал внимание участников заседания коллегии Денис Мантуров.

Принятые меры позволили оперативно реализовать задачу ускоренного импортозамещения. Всего с 2014 года в создание российских аналогов иностранной продукции проинвестировано свыше 600 млрд рублей, из них 120 млрд – это государственные средства. По всей стране развернуто около 1200 проектов импортозамещения, треть из которых уже вышла на стадию серийного производства.

«Для использования всех резервов внутреннего спроса мы усилили борьбу с незаконным оборотом промышленной продукции. Формируется система сквозной прослеживаемости товаров на пути от производителя до потребителя. Ключевой инструмент в этой части – маркировка продукции. В ряде отраслей она уже используется, а к 2024 году, по поручению Председателя Правительства, должна быть распространена на все основные товарные группы», — заявил Министр.

Зачистка от контрафакта ведется параллельно созданию благоприятных условий для повышения качества и конкурентоспособности продукции. Для этого за шесть лет актуализировано и разработано более 8,5 тысяч национальных стандартов, гармонизированных с международными.

Создана комплексная инфраструктура поддержки экспорта. Она включает 17 различных субсидий, которые уже дали ощутимый результат в виде роста несырьевого неэнергетического экспорта.

Увеличение объема внешних поставок происходит во всех без исключения гражданских отраслях российской промышленности.

Оценивая ситуацию с развитием внутренней торговли, глава Минпромторга России сообщил, что этот сектор экономики формирует около 16% ВВП.

«Мы принципиально изменили подход к регулированию этой сферы, пойдя по пути либерализации и максимального высвобождения частной инициативы. Выстроен эффективный диалог между поставщиками и торговыми сетями. Выполнено сопряжение интересов крупного ритейла, мелкой розницы и малых производителей. Все это позволило за шесть лет увеличить количество объектов розницы на 11%, а обеспеченность населения торговыми площадями более чем в 1,5 раза. Изначально мягкое регулирование интернет-торговли позволило наращивать ее опережающими темпами. С 2012 года этот сегмент прибавил свыше 80%, достигнув 1,1 трлн рублей», — подчеркнул Денис Мантуров.

Минпромторг России продолжит расширять каналы доставки товаров от производителя до потребителя. К настоящему времени подготовлен законопроект, направленный на развитие нестационарной и мобильной торговли, в регионах формируется полноценный стрит-ритейл.

Выступая на заседании коллегии, Вице-премьер Дмитрий Рогозин отдельно остановился на деятельности Министерства в ОПК и авиастроении. В качестве прорывного направления им названа программа по созданию нового российского самолета МС-21. «За этим самолетом огромное будущее, потому что он является родоначальником целого семейства среднемагистральных самолетов», — отметил спикер.

По словам Вице-премьера, отечественные авиастроители никогда не могли примириться с тем, что российское небо заполнено самолетами американского и европейского производства. Поэтому, помимо МС-21, будут активно создаваться ближне- и дальнемагистральные лайнеры.

Дмитрий Рогозин также заметил, что в истекшие годы удалось восстановить в стране престиж инженерного и конструкторского труда, труда людей-созидателей.

2017: РАНХиГС: Зависимость российской промышленности от импорта превысила 90%

Политика замещения импорта в российской промышленности, провозглашенная после резкого ухудшения отношений с Западом в 2014 году, находится на грани провала. Доля российских предприятий, не готовых отказаться от закупок за рубежом технологий и сырья, за время санкционной войны не только не снизилась, но даже выросла, сообщает в февральском «Мониторинге» РАНХиГС[2].

Хуже всего обстоят дела с оборудованием, показала серия опросов, которую академия проводила в течение последних трех лет. Если в 2015-м году 30% предприятий выражали готовность сократить или полностью свернуть закупки за рубежом машин, станков и технологических решений, то к 2017-му таких осталось лишь 7%.

По сырью ситуация не многим лучше: три года назад о попытке перейти на отечественные аналоги говорили 22% опрошенных руководителей, а в прошлом году их доля сократилась до 8%.

Таким образом, зависимость промышленности от импорта выросла до 92-93%. Основным препятствием для отказа от зарубежных закупок было и до сих пор остается отсутствие российских аналогов любого качества, говорит заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара.

Причем острота проблемы нарастает, следует из опроса: если в 2015-м году 62% российских предприятий признали невозможность прекратить закупки за рубежом из-за того, что в России в принципе не производится нужная им продукция, то в 2017-м их доля выросла до 69%.

С 35% до 37% увеличилось количество топ-менеджеров, которые потенциально были бы готовы к замещению импорта, но не довольны качеством отечественных аналогов.

Даже на пике обвала нефти и рубля в 2015-16 гг масштабы планируемого производителями импортозамещения всегда и по всем категориям закупок (и по оборудованию, и по сырью) уступали масштабам планируемого ими же «импортосохранения», рассказывает Цухло: промышленность предпочитала (или была вынуждена) сохранять прежнюю долю импорта.

По данным ФТС, за январь-ноябрь 2017-го года закупки за рубежом машин и оборудования подскочили на 28%, а их доля в общем объеме импорта из стран дальнего зарубежья достигла 51%.

Причиной таких скромных успехов стала, скорее всего, сформировавшаяся в предыдущие годы импортозависимость российской промышленности, рассуждает Цухло: «Закупая привозное оборудование, российские предприятия вынуждены переходить на адекватное импортному оборудованию сырье и материалы, которые у нас не производятся, но поставляются зарубежными производителями, предлагающими обычно комплексные поставки и не упускающими возможность привязать покупателя к своей продукции на всех этапах его использования».

Медицинские изделия

  • Импортозамещение медицинских изделий

2017

  • Преимущества замещения иностранных ИТ-решений отечественными
  • Основные риски импортозамещения ИТ
  • Главные проблемы и препятствия импортозамещения ИТ в России

2016

  • Какое влияние на российский рынок СЭД/ECM оказал тренд на импортозамещение
  • Перспективы импортозамещения на отечественном ERP-рынке. Мнения экспертов

Примечания

Источник: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%98%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

Импортозамещение в ИТ-отрасли. Взгляд из 2020

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

УправлениеИТ в бизнесе

Игорь Морозов | 05.05.

2020

С тех пор, как ряд российских предприятий попал в список организаций, с которыми американским компаниям запрещено заниматься бизнесом, а также был введен ряд других санкций — например, запрет на денежные транзакции и на поставки продукции и услуг между российскими компаниями и компаниями стран ЕС, США и других стран — до неузнаваемости изменился не только ИТ-ландшафт отечественной промышленности, но и подходы к автоматизации.

Все силы российских ИТ-производителей и интеграторов были брошены на то, чтобы минимизировать эффект от технологической блокады.

И оказалось, например, что квалификация российских специалистов в области оборудования и программного обеспечения достаточно высока для того, чтобы вместо фирменной поддержки можно было использовать поддержку российских интеграторов — конечно, только тех, кто не был связан обязательствами с западными поставщиками.

Смена парадигмы

Поставки оборудования какое-то время продолжались из старых запасов российских интеграторов. Но после этого был неизбежен переход на альтернативные типы оборудования от производителей из других стран.

Например, серверы с архитектурой x86 и широкий спектр сетевого оборудования в избытке производятся странами, не принявшими санкций против российских компаний.

Конечно, это не касается высокопроизводительных систем хранения данных, но поскольку мир явно движется к горизонтально масштабируемым приложениям, санкции подтолкнули часть разработчиков к портированию и масштабированию приложений в расчете на простые коммодитизированные платформы.

И все же с самого начала было понятно, что в качестве долгосрочной стратегии импортозамещения нужно рассматривать переход от проприетарного программного обеспечения к открытому и бесплатному.

Ведь стек доступного открытого программного обеспечения достаточно широк и закрывает, в частности, почти все классы программного обеспечения — электронная почта, порталы, операционные системы, системы управления базами данных и т. д.

Ситуация с аппаратным обеспечением была несколько проще, поскольку аппаратный рынок (кроме, возможно, рынка компонентов, таких как процессоры) в значительной степени демонополизирован, производителей серверов, коммуникационного оборудования и систем хранения довольно много, и оборудование становится все более и более коммодитизированным.

Дорогое импортозамещение

Довольно серьезной проблемой было то, что многим компаниям самим приходилось разрабатывать для себя стратегии импортозамещения и бороться с очевидными трудностями — зачастую огромными.

А ведь импортозамещением — долгим, сложным и очень дорогим процессом — обязательно, как многие считают, должно управлять государство.

Комплекс мер по импортозамещению явно должен был включать в себя и изменение учебных программ, и поддержку компаний, работающих в сфере свободного ПО, и госзаказ по переходу на открытое ПО для предприятий, критичных для жизни страны.

Однако в реальности большая часть предприятий, столкнувшись с необходимостью перехода на продукты и технологии ранее незнакомых им вендоров, были вынуждены преодолевать неизбежные трудности такого перехода. Оказалось, что при изучении новых технологий далеко не всегда помогает знание аналогичных решений других вендоров, и во многих случаях попросту нельзя обойтись без сертифицированного обучения.

При этом, если многие компании понимали импортозамещение как переход от технологий традиционных западных вендоров к решениям южнокорейских и китайских производителей, то другие понимали его буквально, как уход от любых зарубежных решений.

И, хотя многие отечественные производители оборудования собирают конечный продукт из китайских или тайваньских комплектующих, либо создают OEM-решения на базе компонентов западных вендоров, существует и определенный класс производителей, которые выпускают оборудование на собственных заводах в России, пользуясь инвестициями от государства.

Что же касается программных средств, далеко не все западные продукты можно заменить решениями с открытым кодом! Эксперты отмечали, что на создание зарубежного ПО уже были потрачены многие тысячи человеко-лет, и даже на простое копирование функциональности существующих продуктов нужны огромные ресурсы — а значит, нужны масштабные инвестиции: либо через выделение бюджетов потребителям, либо через финансирование производителей. Разработчики сетовали на то, что если к иностранному ПО нет вопросов по функциональности, то российские продукты должны доказывать свою жизнеспособность.

Будущее российского ПО

Тем не менее, за прошедшие годы российские прикладные ИТ-решения существенно нарастили свои возможности и повысили конкурентоспособность.

Изменилось и отношение заказчиков к российским разработкам — чувствуя недостаток в отраслевых решениях, они стали все чаще выбирать российских разработчиков для сотрудничества и создания нужных им продуктов.

Многие вчерашние противники импортозамещения перестали искать аргументы против перевода своих ИТ-инфраструктур на отечественные программные продукты, приступили к формированию корпоративных программ технологической независимости и начали выбирать российские продукты для автоматизации тех или иных процессов.

Тренд на импортозамещение усиливается с каждым годом, темпы в ИТ отрасли растут.

Процессы импортозамещения привели к тому, что ассортимент ИТ-продуктов расширился: на рынке теперь есть и западные, и азиатские, и отечественные производители, решения которых можно сравнивать как с точки зрения технологий, так и с точки зрения цены и экономии.

Появляется все больше успешных российских ИТ-решений, отношение к отечественным разработкам улучшается. Заказчики уже в состоянии подбирать комплекты отечественного ПО для оптимального решения типовых задач — и учатся анализировать экономическую эффективность перехода на отечественные продукты.

Импортозамещение

Горячие темы: Бизнес в цифре

Academy IT | Академия АйТи

Источник: https://www.it-world.ru/cionews/want/153205.html

Импортозамещение в России: предпосылки, проблемы и перспективы

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Вопрос реализации программы импортозамещения в России стоял на повестке дня уже давно, поскольку доля импорта была и пока ещё остается достаточно высокой. Фактором, стимулирующим ускорение решения этой задачи и определяющим её приоритетность, стали предпринятые против России и нацеленные на стратегические сектора экономики, санкции западных стран.

Для справки: Доля импорта по отраслям: производство сельхозтехники – 50-90% (в зависимости от категории деталей), тяжелое машиностроение – до 50%, авиастроение –80%, оборудование для нефтегазового сектора – 60%.

Что удалось сделать за истекший период санкционной войны, с какими трудностями сталкивается российский бизнес, налаживая выпуск отечественной продукции? Какие перспективы открываются для малого и среднего предпринимательства?

Импортозамещение как фактор стимулирования отечественного производства

Ничуть не умоляя сложности сложившейся ситуации, рассматривая влияние санкций на экономику России, нельзя не отметить, что именно они стали мощным импульсом для укрепления политической и экономической независимости российского государства, подстегнув развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности.

Базируясь на активном внедрении инновационных технологий, повышении качества выпускаемой продукции, модернизации всех отраслей экономики, стратегия импортозамещения на современном этапе экономического развития России способствует интенсивному переходу к производству высокотехнологичной и наукоёмкой продукции.

На сегодня Минпромторгом  России утверждено 20 отраслевых планов импортозамещения, охватывающих 2200 технологических направлений отечественной промышленности и определяющих меры стимулирования предприятий, принимающих участие в реализации этих программ.

Ключевые проблемы импортозамещения в России

Главным препятствием на пути реализации разработанных правительством страны отраслевых программ импортозамещения и увеличения ассортимента отечественной продукции стали два фактора – резкий рост цен на зарубежные комплектующие и расходные материалы и все ещё высокий уровень зависимости от иностранных технологий. Для наглядности рассмотрим вопрос о проблемах замещения импорта на двух примерах.

По оценке Минпромторга России, сделанной по итогам минувшего года, стремительный рост цен в рублевом эквиваленте на импортную вычислительную технику и телекоммуникационное оборудование почти полностью нивелировал позитивный эффект от замещения импортной продукции в этой группе товаров.

Сейчас национальные компании, реализуя план импортозамещения в радиоэлектронной отрасли, разрабатывают тридцать три проекта по созданию отечественных аналогов ПК, планшетов, ноутбуков, сетевого оборудования высокого качества.

Однако из-за высокой стоимости части комплектующих, закупаемых за рубежом, спрос на такую российскую продукцию может быть довольно низкий и спасти ситуацию будет возможно только за счет государственного сектора.

Что касается аспекта зависимости от зарубежных технологий, то здесь наиболее ярким примером стало импортозамещение в нефтегазовой отрасли.

Будучи инвестиционноемким и требующим длительного цикла реализации инвестиций, нефтегазовый сектор очень медленно продвигается по пути замещения импортного технологического оборудования новыми отечественными разработками.

Поэтому, очевидно, что быстрых результатов от этого процесса ожидать не стоит.

Государственная программа импортозамещения в действии

В течение последних лет импортозамещение стало новой реальностью российского государства. О чем говорят факты?

С целью снижения доли иностранной продукции на рынке России активизировал свою деятельность целый ряд крупных отечественных предприятий. В Ульяновске начал выпуск продукции новый станкостроительный завод. В Мордовии налажено производство оптоволокна. Вторую линию по производству сельхозтехники запустил завод в Краснодаре.

В рамках отраслевой программы импртозамещения в промышленности впервые на российском рынке появились газоразделительные мембранные модули отечественного производства.

Весомый вклад в решение задачи замещения импорта в отрасли авио-, судо- и машиностроения внесен специалистами Объединённой судостроительной корпорации и авиазавода в Улан-Удэ, наладившими выпуск двигателей для кораблей и комплектующих для вертолетов «Ми», поставлявшихся ранее из Украины.

Появились изменения и в секторе IT. Российские программисты пополнили реестр отечественного программного обеспечения новой разработкой «Мой офис», заменяющей американской софт «Microsoft Office».

Для справки: Начиная с 1 января 2016 года, закон об импортозамещении программного обеспечения обязывает государственные органы, выступающие в роли госзазчиков, обосновывать в обязательном порядке выбор зарубежного ПО вместо доступных отечественных аналогов.

Начат процесс импортозамещения в финансовом секторе.

В качестве ответной меры на угрозы введения санкций от MasterCard и Visa запущена в работу внутренняя национальная система для проведения транзакций по банковским платежным картам.

А инвесторы получили возможность ориентироваться не только на часто предвзятые прогнозы американских агентств, но и на оценки российского Аналитического кредитного рейтингового агентства.

Таким образом, можно сказать, что, несмотря на определенные сложности, вызванные введением санкций, в сложившейся ситуации есть достаточно позитивных моментов. Экономика России стала менее зависима от не всегда надёжных западных партнеров, граждане страны получают все больше новых рабочих мест, а бизнес – возможности для развития.

Достижения и проблемы импортозамещения в сельском хозяйстве

Доктрина обеспечения продовольственной безопасности России, предусматривающая к 2020 году резкое снижение доли импорта в аграрном секторе и снабжение страны продуктами питания собственного производства на 80-95% , была разработана задолго до введения эмбарго на товары продовольственной группы из Евросоюза и США.

Для справки: Доктрина обеспечения продовольственной безопасности утверждена Правительством РФ 01.02.2010. Запланированные пороговые показатели продуктов питания в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка: сахар, растительное масло, рыба – 80%, соль и мясо – 85%, молоко – 90%, зерно и картофель – 95%.

Государственная программа импортозамещения в России до 2020 года для аграрного сектора определяет курс на ликвидацию отставания в области развития малых форм хозяйствования, организации оптово-логистических центров, производства молока, выращивания винограда, фруктов, овощей закрытого грунта.

По ряду направлений уже удалось добиться значимых результатов. Например, опережающими темпами идет импортозамещение в области производства мяса.

Справившись почти на сто процентов с задачей наполнения внутреннего рынка российские производители, готовятся к выходу на внешний (Южная Корея и Китай) уже в 2016 году.

Удастся ли им победить в жесткой конкурентной борьбе с мировыми лидерами по экспорту мяса (странами Евросоюза, Бразилией и Аргентиной) покажет время.

В отличие от игроков с коротким производственным циклом производители высокотехнологичной сельхозпродукции пока не могут констатировать подобные успехи.

Проекты сельхозпредприятий, определившихся с общими направлениями развития в зимний период 2014-2015 и нашедших источники финансирования, начинают реализовываться в первой половине текущего года, а выход на полную мощность возможен только в 2017.    

При этом осуществление многих проектов в рамках программы замещения импорта в сельскохозяйственной отрасли затрудняется из-за неблагоприятной конъюнктуры рынка, обусловленной падением покупательной способности населения (падение курса рубля привело к снижению реальных доходов на 27,5%) и ростом цен на востребованные удобрения. Благодаря не особо успешной реализации программы импортозамещения в химической отрасли стоимость аммиачной селитры в течение 2015 года возросла на 66%.

Какие перспективы для малого и среднего бизнеса открываются в свете ответных мер России на санкции

Отвечая на западные санкции, Россия ввела полный запрет на импорт из стран Евросоюза, США, Норвегии, Австралии и Канады. Кроме того, государственный курс на эффективное импортозамещение в условиях санкций потребовал внесения изменений в систему госзакупок и корректировки ставок таможенных пошлин.

Такие действия государства открыли новое окно возможностей для малого и среднего бизнеса, предоставив ему уникальный шанс реализовать себя на освобождающемся рынке сбыта. Чтобы убедиться, насколько огромен пласт перспективных сегментов и ниш для малого предпринимательства, достаточно взглянуть на список товаров импортозамещения и запрещенных к ввозу в Россию.

Широкий горизонт возможностей для бизнеса открывается в области организации производства качественных аналогов дорогостоящих импортных расходных материалов для строительства и ремонтных работ (добавок в бетон, сухих строительных смесей, грунтовок, красок, гидроизоляции), разработки ПО, освоения нетрадиционных объектов в нефтегазовой отрасли, изготовления небольших партий оригинальных сборочных единиц для нового отечественного оборудования.

Выступая в качестве партнера крупной компании, разрабатывающей инновационный проект, малое предприятие может взять на себя диагностику, опробацию и рекламирование новых образцов продукции.

С точки зрения перспективности малого и среднего бизнеса в условиях усиленного курса на импортозамещение в пищевой промышленности отдельно можно выделить выход на широчайший рынок потребления такой сельхозпродукции, как: мясо (говядина и свинина), сыр и молочные продукты, животные жиры, овощи, яблоки и другие фрукты. При этом в наиболее выгодном положении находятся предприниматели в центральных и южных регионах России (Волгоградской, Астраханской и других областях), где природные условия полностью благоприятствуют ведению сельского хозяйства. 

Государственная поддержка импортозамещения: шаги навстречу малому и среднему бизнесу  

В решении вопроса замены импорта товарами отечественного производства государство отводит особую роль предпринимателям, представляющим сферу малого и среднего бизнеса.

Для их поддержки правительство страны разработало ряд программ, среди которых наиболее востребованной на сегодняшний день стала программа импортозамещения в сельском хозяйстве, предусматривающая субсидирование затрат на приобретение сельхозтехники. Получив возможность закупать необходимые средства производства со скидкой от 25 до 30% российский фермер, выравнивается в конкурентной борьбе с аграрными компаниями и зарубежными производителями.

Эффективным инструментом для поддержания малого предпринимательства стали региональные и федеральные фонды кредитования. Выйти на новый уровень позволяет и увеличение квоты для малого и среднего бизнеса в государственных закупках до 15%.

Для справки: В 2016 году предусмотрен объем финансирования федеральной программы развития малого и среднего бизнеса в размере 12,3 млрд рублей.

Следует отметить, что в соответствии со стратегией и программой замещения импорта поддержка малого предпринимательства не ограничивается исключительно выделением средств. В первую очередь государственная политика импортозамещения в России направлена на создание условий наиболее благоприятных для развития внутреннего производства, в том числе и эффективного функционирования малого бизнеса.

В частности, правительством принята программа «Ты – предприниматель», предусматривающая для развития молодежных проектов и малого бизнеса в целом организацию широкой инфраструктурной, инвестиционной, консультационной поддержки на начальном этапе предпринимательской деятельности.

Источник: http://www.euroinfocenter.ru/set-eikc/poleznaya-informaciya/importozameshchenie-v-rossii-predposylki-problemy-i-perspektivy

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: