ИЕРАРХИЯ

Ангельская иерархия в христианской теологии и светском религиоведении

ИЕРАРХИЯ

В христианстве ангельская иерархия выступает одним из фундаментальных вопросов ангелологии как теологической (богословской) дисциплины. Это упорядоченное представление о статусах ангелов, основанное на принципе триадического построения, где каждый статус (чин) определяет функции ангела как духовного, либо физического проводника воли бога.

В религиоведении, которое в отличие от теологии является светской наукой, ангелология и демонология рассматриваются как равнозначные элементы религиозной мифологии.

При этом и богословие и религиоведение как основной источник сведений об ангелах используют так называемые откровения – это события и явления, в результате которых бог раскрывает человеку свою волю, предоставляя определенный (как правило – семантически узкий) спектр сведений об окружающем мире или о самом человеке. Примером такого откровения может служить Откровение Иоанна Богослова из Нового Завета.

«Успение Богородицы» Франческо Боттичини показывает три «уровня» и девять «типов» ангелов

Сразу отмечу, что в христианстве нет устоявшейся системы ангельских чинов, принимаемой совершенно повсеместно за единственно верную. Разработка ангельской иерархии активно велась христианскими богословами с первых веков нашей эры до Позднего Средневековья, в дальнейшем оригинальные версии уже не предлагались – только новые интерпретации уже существующих.

Однако почти все эти версии делят ангелов на типы (чины) в соответствие с тремя уровнями (сферами, хорами), а как информационный базис используют откровения из Ветхого и Нового Завета.

Например, на основании Послания Колоссянам, Послания Ефесянам, Первого послания Петра, Первого послания к Фессалоникийцам и Послания Иуды были определены такие чины как Начала, Силы, Власти, Господства и Архангелы, которые не известны традиции иудаизма.

Все варианты иерархий предлагают от 9 до 11 чинов, в отдельных версиях количество чинов уменьшается или увеличивается, зачастую в них меняются названия и последовательность.

Некоторые теологи, например – Афанасий Великий и Григорий Богослов, просто перечисляли чины, не указывая на их функции и положение в общей иерархии.

Вариант, приведенный в Апостольских постановлениях, уникален тем, что чины там сгруппированы попарно.

На сегодняшний день христианской теологии известно несколько десятков ангельских иерархий, но перечислять их все нецелесообразно, так как многие просто меняют местами, добавляют или убирают отдельные чины, не демонстрируя концептуальных отличий. В светском религиоведении и русском христианском богословии шире других распространена иерархия, представленная Псевдо-Дионисием Ареопагитом в его работе «О божественной иерархии».

Портрет Псевдо-Дионисия Ареопагита из книги «Les vrais pourtraits et vies des hommes illustres grecz, latins et payens» Андре Зевета (1584 год)Псевдо-Дионисий Ареопагит – неизвестный автор уникального сборника откровений, который был написан на греческом языке и в последствии получил название «Ареопагитский корпус» (Corpus Areopagiticum на латыни). Предположительное время написания – I век нашей эры, однако сам текст встречается не ранее VI века. Этот источник содержит колоссальный объем сведений о христианской мифологии и считается одним из самых авторитетных. Сам же автор получил свое необычное имя потому, что долгое время создателем этих текстов считали Дионисия Ареопагита, ученика апостола Павла. В дальнейшем эта версия была признана недостоверной и автора «Ареопагитики» стали называть Псевдо-Дионисием из-за схожести стилистики текстов.

Ангельская иерархия по Псевдо-Дионисию Ареопагиту (чины указаны в порядке убывания по статусу):

  • Высшая иерархия – Серафимы, Херувимы, Престолы.
  • Средняя иерархия – Господства, Силы, Власти.
  • Низшая иерархия – Начала, Архангелы, Ангелы.

В текстах теологов слово «иерархия», которое использовал сам Псевдо-Диониси, часто заменяется словами «сфера» или «триада», что не имеет концептуального значения.

Кстати, именно эту иерархию с минимальными изменениями использовал Данте Алигьере в «Божественной комедии».

Любопытно, что сам Псевдо-Дионисий в другой части «Ареопагитского корпуса» приводит альтернативную иерархию, в которой все чины расположены в обратном порядке. То есть, например, для Низшей иерархии самый высокий чин – Ангелы, а самый низкий – Начала. Почему автор приводит два вариант иерархии – неизвестно, сам он это никак не объясняет.

Описания и функции ангельских чинов

Серафимы. Слово происходит от ивритского שׂרף‏‎ (сараф), что значит «пламенеющий». Как и большинство ангелов, Серафимы внешне отличаются от людей только наличием крыльев. У этого чина шесть крыльев – два крыла закрывают лицо, два крыла ноги, а средняя пара используется для полета.

По апокрифической Книге Еноха, где Серафимы названы Серафиэль, у них головы орлов и они излучают столь яркий свет, что даже другие ангелы не могут их рассмотреть. Задача Серафимов – «воплощать святые цели бога на земле».

По Книге Исайи и некоторым другим источникам, Серафимы – «хранители престола божьего».

Серафимы окружают божественный престол, иллюстрация из рукописи XIV века «Petites Heures de Jean de Berry».

Херувимы. Слово происходит от ивритского ‏כרובים (керубим), однозначной версии перевода нет, самые распространенные – «подобный юноше», «могущественный», «милостивый», «крылатый бык».

Подробного описания тоже нет, указывается, что они обладают крыльями (четыре или шесть) и лицами, причем у каждого Херувима по четыре лица – человека, быка, орла и льва.

По Иоанну Златоусту, глаза у Херувимов не только на лице, но также на теле и крыльях, а по Клименту Александрийскому у них двенадцать крыльев. В Бытии и Книге Пророка Иезекииля говорится, что Херувимы охраняют путь в Эдемский сад и престол бога на Небесах. Вероятно, это ангелы-воины.

Распространенное заблуждение – отождествление Херувимов с популярным иконографическим образом крылатых младенцев, которые называются путти (или путто).

Херувим, описанный Иезекиилем, образ в традиционной христианской иконографии

Престолы. На иврите – אופנים‏‎ (офаним), этимологически слово обозначает место, на котором сидит бог (поэтому иногда чин называют не «Престолы», а «Троны»). Описание и функции нигде не приводятся.

По одной из богословских версий, в соответствие с названием чина Престолы буквально формируют трон, на котором восседает бог. Вероятно, они каким-то образом близки к Херувимам, возможно – подчиняются им. По книге Еноха функции этого чина аналогичны функциям Херувимов – охрана престола бога на Небесах.

Однако некоторые богословы вообще не считают Престолов ангелами, потому что остальные ангелы антропоморфны, но Престолы, согласно Книге пророка Даниила, выглядят «необычно» даже для других ангелов.

В иудаистической теологии Престолы под именем Офанимов играют роль колес Небесной Колесницы Господа (Меркабы), но при этом сохраняют статус живых существ.

Престол в росписи монастыря в Бартон Турф, Норфолк, ВеликобританияАнгелы Высшей сферы – Серафимы, Херувимы, Престолы – служат богу непосредственно на Небесах. По всей видимости, они не взаимодействуют с людьми и никогда самостоятельно не спускаются в земной мир.

Нет сведений, что эти ангелы сильнее ангелов других сфер, но они определенно имеют самый высокий статус из-за своей приближенности к богу.

Господства. Иногда также называются Светлостями или Доминионами.

В Ветхом Завете не упоминаются, но присутствуют в Новом Завете и апокрифической литературе (например, в Книге Еноха). Внешне описываются как типичные ангелы – красивые люди с парой крыльев за спиной.

Отличительная особенность – некая «сфера света» на рукоятке клинка, либо прикрепленная к голове (каким именно образом – не уточняется). У Господств две функции. Первая – «наставление земных царей мудрому управлению», вторая – непосредственное управление всеми нижестоящими ангельскими чинами.

Мозаика потолка Баптистерия во Флоренции изображает (в самом внутреннем восьмиугольнике) семь категорий ангельских существ (все, кроме Серафимов и Херувимов), под которыми находятся их латинские обозначения.

Силы.

Иногда также называются Добродетелями, Могуществами или Твердынями. В библейских текстах упоминаются только в Послании к Ефисянам.

Согласно Псевдо-Дионисию и Фоме Аквинскому, именно Силы даруют сверхъестественные способности (прозорливость и способность творить чудеса) «угодникам божиим». Внешность ангелов этого чина нигде не описывается.

Ангел Откровения Уильяма Блейка

Власти. Также называются Полномочиями. В греческих переводах Библии с Властями иногда ассоциируют слово неясной этимологии Exousia (Ἐξουσία).

Описываются Власти как типичные ангелы, но наделены конкретными воинскими атрибутами – доспехами, копьями и щитами. У этого чина две функции, первая – управление движением небесных тел и сохранение порядка в космосе.

Вторая – изгнание «злых духов» (по одной из версий – падших ангелов), материализовавшихся в земном мире.

Ангелы-власти, мозаика XIII века, Флорентийский баптистерий.

Если ангелы Высшей сферы всецело принадлежат Небесам и всегда находятся подле бога, то ангелы Средней сферы занимают промежуточное место между небесным и земным мирами христианской мифологической системы.

Они непосредственно влияют на земной (материальный) мир и обеспечивают сохранение порядка, установленного богом. Вероятно, чины Средней сферы во всех смыслах ближе к людям, чем чины Высшей сферы.

Начала.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/daymonri/angelskaia-ierarhiia-v-hristianskoi-teologii-i-svetskom-religiovedenii-5f7f86b60ed9ec1e0a86a993

Иерархия — это… Значение слова. Виды иерархии

ИЕРАРХИЯ

Иерархия – это последовательное расположение элементов чего-то общего по отношению друг к другу. Важный момент заключается в том, что на верхней ступени должно находиться что-то важное, а на нижней – мелкое и незначительное. Элементы могут, например, располагаться от большого к маленькому, от труднодостижимого к легкодоступному, от могущественного к немощному.

Иерархия управления

Иерархия встречается, в частности, в государственном управлении. В этом смысле она представляет собой систему, основанную на распоряжении и подчинении, и состоящую из большого количества уровней. В качестве элементов могут быть представлены какие угодно части государственного управления.

Например, должностные лица и правовые акты. Органы управления тоже можно считать элементом системы. На основании вышеизложенного можно сформулировать определение. Иерархия управления – это система, в которой одни люди отдают распоряжения, а другие их выполняют.

Каждый человек так или иначе сталкивался с ней.

Необходимость и неизбежность иерархии управления

В больших группах, превосходящих своими размерами незначительные компании, непременно формируется организация власти, которую можно представить в виде иерархии. Это происходит в любой крупной корпорации или организации.

Не стоит забывать, что государство, которое представляет собой определенную форму публичной власти, тоже подчиняется иерархии. Эта система необходима для того, чтобы в мире царила упорядоченность.

Государственное управление не может существовать без иерархии.

Социальная иерархия

Социальная иерархия – это совокупность фильтров, через которые наверх могут пройти не столько мудрые, воспитанные или высокоморальные индивидуумы, сколько хорошо ориентирующиеся в обществе и культурные. Можно долго рассуждать, справедливо это или нет, но в действительности все происходит именно так. Иерархия представляет собой кузницу личностей, в которых нуждается социум. Только ей подвластна эта роль.

Итак, иерархия – это совокупность общественных фильтров, через первые из которых пройти относительно легко, но по мере движения наверх они становятся все более жесткими, следовательно, далеко не все достигают последней ступени.

Иерархия потребностей

А. Маслоу говорил, что людские потребности можно распределить от простых к сложным, причем желание чего-то высшего может появляться только после того, как человек получит удовлетворение от низшего. Например, когда он почувствует себя защищенным или поест.

Пирамида выглядит следующим образом:

  • Физиологические потребности. Сюда относятся еда, питье, сон и т. д.
  • Потребность в защищенности. Это упорядоченность, уверенность в завтрашнем дне, независимость, безопасность, свобода от опасений и страха.
  • Потребность в принадлежности и любви. Это общение с родственниками, приятелями, формирование своего круга.
  • Потребность в признании и почтительном отношении. Человек должен уважать самого себя. Также хорошо, если к нему с почтением относятся окружающие. Индивидуум стремится к славе и престижу.
  • Потребность в самосовершенствовании. Индивидуум должен развиваться и делать главным образом то, к чему у него имеется предрасположенность.

Итак, иерархия потребностей – это система желаний, к реализации которых человек стремится всю жизнь. Что же говорил сам Маслоу о своей пирамиде? Он считал, что низшее желание должно быть удовлетворено до того, как появится и начнет тревожить человека более высокое.

Так должно происходить в норме. Также Маслоу заметил интересную закономерность: когда удовлетворяются незначительные потребности, индивидуум начинает желать чего-то более сложного и утонченного. При этом ученый подчеркивал, что у этого правила есть исключения.

Некоторые люди, например, считают, что самосовершенствование важнее любви. А другие удовлетворяют незначительные потребности и больше ни к чему не стремятся, даже если они не всем довольны.

Маслоу считает, что все подобные аномалии развития индивидуума возникают как следствие невроза или в случае ярко выраженных удручающих внешних факторов.

Иерархия целей

Иерархия целей – это система, состоящая из нескольких ступеней. Как же она выглядит? Очень просто: на нижних ступенях располагаются мелкие цели, а на верхних – более крупные. Писатель Гарри Адлер, создавший книгу под названием «НЛП.

Современные психотехнологии», много рассуждал об этом. Он утверждает, что любую цель необходимо представлять в своеобразной иерархии, где низшее подчинено высшему. Делать это очень полезно. Иерархия целей представляет собой пирамиду, демонстрирующую, что важно для отдельно взятого человека.

Она позволяет лучше понять и узнать индивидуума.

Как расположить цели в пирамиде?

На макушке пирамиды может располагаться информация о каком-нибудь желании или ценности человека, к примеру, достижение душевного равновесия. Это намерение не может существовать само по себе, для его исполнения необходимо расписать низ пирамиды более мелкими целями.

К примеру, в центре может красоваться надпись «иметь достаточно денег», а внизу – «повысить свое образование» или «продвинуться по служебной лестнице». А завершать пирамиду должна совокупность повседневных целей, направленных на исполнение желаний, находящихся в середине. Это все легко представить в уме.

Не следует забывать, что иерархия – это то, что позволяет человеку упорядочить и систематизировать свою жизнь.

Совершенно понятно, что цели, расположенные на высших ступенях, могут сначала казаться призрачными и туманными. Зато задачи, находящиеся внизу, должны быть вполне ясными и осязаемыми. Это очень важное условие.

Для чего необходимо выстраивать иерархию целей?

Каждому человеку следовало бы создавать собственную пирамиду целей и проверять, насколько повседневные задачи, на которые уходит так много сил, помогают в реализации центральных и высших желаний.

Выполнив данное упражнение, индивидуум может научиться с умом распределять время, которого, как правило, всегда бывает мало.

Иерархия – это спасительная соломинка для человека, который мечется между своими многочисленными делами и ничего не успевает.

Источник: https://FB.ru/article/141503/ierarhiya---eto-znachenie-slova-vidyi-ierarhii

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: