ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВОДНЫЙ КАДАСТР

Содержание
  1. Государственный водный кадастр. Водные объекты и водные ресурсы
  2. Определение водного объекта
  3. Парадокс линии берега
  4. Структура водного кадастра
  5. История возникновения и развития кадастра
  6. Органы государственной власти, ответственные за ведение кадастра
  7. Стратегическое значение водного кадастра
  8. Водный баланс и его значение
  9. Кодирование водных объектов
  10. Меры ответственности за нарушение водного законодательства
  11. Государственный учет скважин — ГВК | ГМСН – мониторинг состояния недр
  12. Когда и для чего было принято решение ставить скважины на учет?
  13. Как и когда скважины начали лицензировать? 
  14. Как производился учет скважин?
  15. Что такое Геоцентр-Москва?
  16. Что такое центр государственного мониторинга состояния недр (ТЦ ГМСН)?
  17. Как организован мониторинг скважин на воду?
  18. Как и для чего проводится мониторинг состояния недр?
  19. Что такое номер ГВК скважины?
  20. ГВР: учет и охрана водных ресурсов и объектов
  21. Государственный водный кадастр — все данные о ресурсах, объектах и инфраструктуре
  22. Разделы ГВР
  23. Водный кадастр, раздел первый: Ресурсы и объекты
  24. Что такое бассейновый округ
  25. Что такое речной (водосборный) бассейн
  26. Водные объекты
  27. Водный кадастр, раздел второй: водопользование
  28. Что такое ВХУ
  29. Водоохранные зоны и береговые полосы
  30. Водный кадастр, раздел третий: инфраструктура
  31. Государственный водный реестр
  32. Прием заявителей по процедуре предоставления сведений или копий документов из реестра
  33. Адреса отделов водных ресурсов Нижне-Обского БВУ и номера кабинетов, в которых осуществляется прием заявителей при исполнении государственной услуги:
  34. Нормативно-правовая база
  35. Водный кадастр
  36. Цели водного кадастра
  37. Методика ведения водного кадастра

Государственный водный кадастр. Водные объекты и водные ресурсы

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВОДНЫЙ КАДАСТР

Государственный водный кадастр создан для учета водных ресурсов России. Он ведется для того, чтобы обеспечить нормальный уровень водного баланса. Реестр ведется согласно установленной системе, которая позволяет учитывать все водные ресурсы. Каждому водоему присвоен собственный код.

Определение водного объекта

Такое определение содержится в статье 5 Водного кодекса РФ. Объекты подразделяются на подземные и находящиеся на поверхности земли.

Поверхностные объекты – это водная гладь и земли под ней. Участок земли ограничивается линией берега. Береговая линия морей определяется по постоянному уровню воды, рек и ручьев – по среднему ежегодному уровню вод (за исключением периода, когда реки скованы льдом), прудов – по нормальному водному уровню, а болот – по границе залегания торфа.

Парадокс линии берега

Как известно, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, могут граничить с другими странами. В таком случае потребуется измерить протяженность линии берега. Это значение будет зависеть от того, каким способом измерения пользоваться.

Примером, наглядно иллюстрирующим парадокс, может быть береговая линия, сложившаяся вокруг острова Великобритании. Если для измерения выбрать отрезок длиной 100 км, то общая протяженность линии берега будет составлять 2 800 км. Если же за отрезок измерения принять величину в 50 км, то протяженность линии будет уже 3 400 км.

Структура водного кадастра

Государственный водный кадастр – эта система данных обо всех водных объектах с указанием их характеристик и кодов. Порядок его ведения и обновления содержащихся в нем сведений осуществляется на основании положений статьи 79 ВК РФ.

Все водопользователи регулярно предоставляют информацию об объектах, которые отведены им во временное пользование. Водный реестр содержит архивную часть, данные, хранящиеся на бумажных и цифровых носителях (при этом безусловное предпочтение отдается бумажным), а также данные, которые регулярно публикуются в ежегодниках и иных справочниках.

История возникновения и развития кадастра

Государственный водный кадастр появился в СССР в 1933 году и содержал общие сведения о реках и морях Советского Союза, о режимах и уровнях вод. Работа над ведением кадастра активно продолжалась на протяжении более чем 20 лет. Ее результатом стало издание в 1966 году трех справочников, которые содержали свод данных о гидрогеологических характеристиках водоемов, гидроузлов и ледников.

Органы государственной власти, ответственные за ведение кадастра

Общее руководство государственным водным кадастром осуществляется Президентом и Правительством России, органами власти на уровне регионов России, а также муниципальными образованиями.

Функции по специальному управлению возложены на Министерство природных ресурсов и экологии России. За подземные водные объекты отвечает Федеральное агентство по недропользованию.

Стратегическое значение водного кадастра

Водный реестр содержит информацию о ресурсном потенциале страны. В акваториях морей, подземных источниках воды, а также гидроэлектростанциях сконцентрированы государственные интересы. От рационального использования водных ресурсов зависит благополучие страны.

Принципиально важным моментом в управлении ресурсами всегда считался поиск баланса интересов между индустриальным развитием и сохранением природного разнообразия. Государственный кадастр водных объектов ведется для того, чтобы поддерживать экологию таких объектов на постоянном уровне.

Это означает, что в ГВК, помимо прочего, содержатся сведения об утилизации промышленных отходов. Организации, осуществляющие такую деятельность, отчитываются о том, сколько отходов было слито в сточные воды. Существует система обводных каналов, которая не позволяет токсичным элементам загрязнять чистые водоемы.

Водный баланс и его значение

Водный баланс – это методический свод данных об объемах поступающей воды по сравнению с уровнем ее естественного оттока. В нем учитываются также и объемы воды, которые требуются для обеспечения населения.

Водный баланс рассчитывается за определенный временной отрезок – это может быть один день, месяц или год. В формулу расчетов включаются атмосферные осадки, испарение с поверхности водных объектов, а также поступления воды из подземных источников. Произвести необходимые подсчеты позволяют сведения, содержащиеся в государственном кадастре водных ресурсов.

Водный баланс напрямую связан с тепловым балансом. В совокупности эти два значения позволяют представить картину экологического равновесия, сложившегося на определенной территории в конкретный временной промежуток.

Кодирование водных объектов

Систематизация информации невозможна без методики шифрования, благодаря которой можно легко и быстро идентифицировать любой объект. С этой целью еще в Минводходе СССР было введено такое понятие, как код водохозяйственного участка по государственному водному кадастру.

Кодирование ведется с использованием так называемого фасетного способа, при котором условные обозначения сгруппированы от крупных к более мелким.

Рассмотрим этот принцип на конкретном примере: ЧЕР ДНЕПР – так обозначается река Днепр, которая впадает в Черное море.

Мелкие реки и ручьи, впадающее в единый бассейн, обозначаются как ПОБЕР. Например, БЕЛ ПОБЕР – это побережье Белого моря.

Существует методика для расчета числового уровня притоков рек. В зависимости от величины, притоки подразделяются на уровни и порядки.

Меры ответственности за нарушение водного законодательства

Лица, нарушающие законодательство о водных объектах, могут быть привлечены как к уголовной, так и к административной ответственности.

КоАП РФ содержит меры ответственности, предусмотренные за незаконное изъятие воды и сброс сточных вод в озера, реки и другие водоемы. Ответственность придется нести также лицам, которые нарушают порядок добычи ископаемых из недр, в том числе угля, торфа и иных природных богатств.

Особое внимание уделяется сооружениям, с помощью которых осуществляется добыча нефти из прибрежных и шельфовых зон.

Ловля рыбы, крабов и моллюсков, осуществляемая в промышленных масштабах, также строго регламентирована.

В последнее время Прокуратура РФ применяет меры реагирования на жалобы граждан об ограничении доступа к водным объектам. По закону предприниматель, который ведет свою деятельность на проточном водоеме, обязан обеспечить доступ жителей к воде.

На примере это выглядит следующим образом: предприниматель организовал на озере инфраструктуру для отдыха – платный пляж, прокат рыболовного снаряжения и снастей. Люди, приезжающие на отдых, могут арендовать лодку или удочку у коммерческой организации, но гражданин, приехавший со своей удочкой, должен иметь возможность беспрепятственно заниматься ловлей рыбы и отдыхать у берега озера.

Такая позиция обусловлена тем, что водная гладь – это собственность Российской Федерации, и все ее граждане должны иметь доступ к водным объектам. На сегодняшний день сложилась практика применения санкций к тем, кто пытается ограничить доступ людей к водным объектам. Исключение в данном случае могут составлять только искусственные водоемы, вырытые на территории частного владения.

Источник: https://FB.ru/article/448780/gosudarstvennyiy-vodnyiy-kadastr-vodnyie-obyektyi-i-vodnyie-resursyi

Государственный учет скважин — ГВК | ГМСН – мониторинг состояния недр

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВОДНЫЙ КАДАСТР

Нужно ли ставить скважину на учет и как это сделать? Кто отвечает за мониторинг состояния недр (ГМСН)? Куда делось АО «Геоцентр-Москва»? Что такое ГВК скважины? Пояснение от Geol.ru

Когда вы собираетесь пробурить артезианскую скважину и начинаете читать, что нужно для ее оформления, вы неминуемо сталкиваетесь с огромным количеством непонятной информации. Что такое ГВК и как поставить скважину на кадастровый учет? Кто отвечает за мониторинг подземных вод и кому сдавать отчеты – ТЦ ГМСН или АО «Геоцентр-Москва»? Geol.ru подготовил для вас подробное разъяснение.

Когда и для чего было принято решение ставить скважины на учет?

Подземные воды уже не одно столетие используются на территории России в целях водоснабжения. Первые промышленные водозаборные узлы, предназначенные для водоснабжения Москвы, были построены ещё в 18 веке в районе современных Мытищ.

Но все же столетия назад основным источником водоснабжения были поверхностные воды. Первые попытки изучения подземных вод в России были предприняты на рубеже 19-20-го веков. А промышленное освоение подземных вод началось в 1930-е годы в период сталинской индустриализации.

Именно тогда началась разведка подземных вод на территории Московской области, а также в индустриальных районах. 

Но поистине грандиозных масштабов исследования достигли в 1950-1970-х годах. В этот период были изучены запасы подземных вод на большей территории Советского Союза.

В особо важных и крупных городах, таких как Москва, Алма-Ата, Курск и другие, построили сети наблюдательных скважин. Они были предназначены для отслеживания уровня и качества подземных вод с целью контроля за их рациональным использованием.

То есть они были нужны для того, чтобы качество подземных вод не ухудшалось, а их запасы попросту не закончились.

Поскольку сеть скважин была достаточно редкой, а для глубокого анализа требовалось больше наблюдательных скважин, было принято решение о регистрации всех вновь пробуренных скважин. В 1957 году Постановлением Совета Министров РСФСР от 01.08.

1957 года № 910 «Вопросы Главного управления геологии и охраны недр при Совете Министров РСФСР» на правах министерства РСФСР было образовано Главное управление геологии и охраны недр при Совете Министров РСФСР (Главгеология РСФСР).

На базе Московской геологоразведочной экспедиции был организован центр государственного мониторинга состояния недр. Этот орган просуществовал до 2007 года.

Как и когда скважины начали лицензировать? 

Юридической основой использования подземных вод как источника водоснабжения послужил принятый в 1977 году закон. В советское время такого понятия как лицензия на водозаборную скважину не существовало.

Вместо этого было специальное разрешение под названием «Спецводопользование», которое выдавалось Министерством Мелиорации и давало право добывать подземные воды в нужном количестве. При этом подземные воды не расценивались государством как полезное ископаемое, поэтому их добыча не лицензировалось.

После введения в 1992 году закона РФ «О недрах» подземные воды приравняли к полезным ископаемым. Следовательно, их добычу стали расценивать как недропользование. 

Как производился учет скважин?

До введения закона РФ «О недрах» при бурении новой скважины каждая буровая организация составляла паспорт скважины и учетную карточку.

Далее паспорт и учетная карточка отвозились в Территориальный центр государственно мониторинга состояния недр (ТЦГМСН).

Там скважине присваивали уникальный номер Государственного водного кадастра (ГВК) и отправляли учетную карточку на хранение в Территориальный фонд геологической информации (ТФГИ). Функция ТЦГМСН была возложена на Московскую Геологоразведочную экспедицию. 

Что такое Геоцентр-Москва?

Московская геологоразведочная экспедиция или Территориальное геологическое управление Центральных районов (ТГУЦР) Мингео РСФСР переименовано приказом № 110 от 27.02.1980 года в Производственное геологическое объединение Центральных районов (сокращенно – ПГО «Центргеология»).

Это организация, которая в Советские годы отвечала за геологоразведочные работы на подземные воды в Центральном Федеральном округе. В ее состав входили геологоразведочные экспедиции всех областей ЦФО: Курской, Воронежской, Тульской, Тверской, Владимирской и т. д.

Функции организации включали проведение работ по поиску и оценке запасов месторождений подземных вод и общераспространенных полезных ископаемых на территории ЦФО. Кроме того, она отвечала за мониторинг состояния недр во всех областях ЦФО.

В 2001 году организацию вновь переименовали – теперь она стала называться ФГУП «Геоцентр-Москва» МПР РФ. В 2007 году после упразднения Государственного водного кадастр и сокращения числа ФГУП, организация акционировалась и переименовалась в ОАО «Геоцентр-Москва».

Организация стала простой геологоразведочной компанией средней руки без каких-либо перспектив к росту. В 2018 году, после присоединения  к АО «Росгеология», ОАО «Геоцентр-Москва» в очередной раз переименовался. Теперь он называется АО «Центральное ПГО». В настоящее время мониторинг состояния недр этой организацией не ведется.

Территориальный цент государственного мониторинга закрылся. Т.е. отдел, который принимал отчеты от владельцев скважин с 2018 года не работает. В настоящее время ведется мониторинг только по государственной сети скважин. За это отвечает ФГБУ «Гидросецгеология».

Частично функции ТЦ ГМСН  ОАО «Геоцентр-Москва» принял на себя Центрнедра. Ведутся переговоры об открытии ТЦ ГМСН на базе Центрнедра.

Что такое центр государственного мониторинга состояния недр (ТЦ ГМСН)?

За весь государственный мониторинг России отвечает ФГБУ «Гидроспецгеология».

Поскольку количество скважин на территории РФ очень большое, Гидроспецгеология возлагает часть полномочий по мониторингу на региональные представительства или сторонние организации.

До 2018 года Гидропецгеология наделяла ОАО «Геоцентр-Москва» полномочиями по мониторингу на территории ЦФО. Однако, с 2018 года данные полномочия закончились.

Сегодня весь мониторинг ведётся силами ФГБУ «Гидроспецгеология». Именно на эту структуру на сегодняшний день возложены обязанности по мониторингу водозаборных скважин.

Как организован мониторинг скважин на воду?

Ранее каждая организация-владелец скважины ежеквартально отчитывалась перед ТЦ ГМСН ОАО «Геоцентр-Москва» (территориальным центром государственного мониторинга состояния недр).

Туда сдавались сведения по замерам уровней воды в скважинах, данные о химическом составе подземных вод и т.д. Кроме этого на всей территории России была организована Государственная сеть наблюдательных скважин за подземными водами.

В настоящее время за государственной сетью скважин следит ФГУП «Гидроспецгеология», а за скважинами пользователей недр следит Центрнедра. 

Как и для чего проводится мониторинг состояния недр?

Мониторинг состояния недр на уровне государства заключается в систематических наблюдениях, сборе, накоплении, обработке, анализе данных для оценки состояния недр и составлении прогнозов по его изменению под влиянием техногенных и природных факторов. В случае с подземными водами к информации, получаемой путем мониторинга, в основном относят:

  • прогнозы изменения уровня грунтовых вод по сезонам;
  • сведения о выявлении участков, на которых подземные воды загрязнены; 
  • сведения о выявлении загрязнений подземных вод на ВЗУ питьевого назначения.

Полученные в ходе мониторинга данные используются органами государственной власти РФ и ее субъектов, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами. 

Что такое номер ГВК скважины?

Аббревиатура ГВК расшифровывается как государственный водный кадастр.

Под этим термином понимают базу систематизированных данных о подземных и поверхностных водных объектах, в том числе артезианских скважинах.

До 2007 года любая скважина на воду после бурения должна была быть оформлена. Для этого составлялись учетные карточки и паспорт, скважины ставилась на учет в ГВК под уникальным номером. 

В настоящее время ГВК не существует. В соответствии с законом РФ «О недрах», скважина на воду рассматривается как инструмент добычи полезного ископаемого — подземных вод. Это означает, что единицей учета является участок недр.

То есть объект, который прописан в лицензии на право пользования недрами.

В пределах выделенного участка недр Недропользователь имеет право бурить сколько угодно скважин, главное чтобы их расположение соответствовало санитарным нормам.

Источник: https://geol.ru/articles/skvazhiny-i-kolodtsy/gosudarstvennyy-vodnyy-kadastr/

ГВР: учет и охрана водных ресурсов и объектов

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВОДНЫЙ КАДАСТР

Вода и зем­ля — это при­род­ные “бес­плат­ные” ресур­сы, кото­рый нуж­но ценить и беречь. Они при­над­ле­жат всем и явля­ют­ся есте­ствен­ны­ми мате­ри­аль­ны­ми бла­га­ми.

Тем не менее вод­ные наде­лы, как и зем­ные, могут быть соб­ствен­но­стью госу­дар­ства, муни­ци­па­ли­те­тов, субъ­ек­тов, отдель­ных граж­дан и пред­при­ни­ма­те­лей.

Кон­троль за их исполь­зо­ва­ни­ем и охра­ной ведет­ся госу­дар­ством, рас­пре­де­ля­ю­щим управ­ля­ю­щие и хозяй­ствен­ные функ­ции далее по гос­струк­ту­рам, на тер­ри­то­ри­ях кото­рых име­ют­ся вод­ные ресур­сы.

Каж­дая тер­ри­то­ри­аль­ная еди­ни­ца отве­ча­ет за свой уча­сток водо­поль­зо­ва­ния, нахо­дя­щий­ся в ее соб­ствен­но­сти. Регу­ли­ру­ет­ся водо­поль­зо­ва­ние Вод­ным Кодек­сом (ВК), при­ня­тым в 2006 г. Все вод­ные объ­ек­ты, так­же как и земель­ные участ­ки, вне­се­ны в базу дан­ных — госу­дар­ствен­ный вод­ный реестр (ГВР) или вод­ный кадастр. Что из себя пред­став­ля­ет ГВР и како­вы его функции?

Государственный водный кадастр — все данные о ресурсах, объектах и инфраструктуре

ГВР ведет­ся ФАВР (Фед. агент­ством вод­ных ресур­сов), кото­рое под­чи­ня­ет­ся МПРЭ РФ (Мин-ву при­род­ных ресур­сов и экологии).

Разделы ГВР

Все­го вод­ный кадастр содер­жит три основ­ных раздела:

  • пер­вый содер­жит све­де­ния обо всех вод­ных при­род­ных ресур­сах (ВР) и вод­ных объ­ек­тах (ВО), есте­ствен­ных и искусственных;
  • вто­рой — инфор­ма­цию о водо­поль­зо­ва­нии, охран­ных зонах, и всем, что свя­за­но с исполь­зо­ва­ни­ем, предо­став­ле­ни­ем ВО, их реги­стра­ци­ей, пере­хо­дом прав и т.д.;
  • тре­тий —  о вод­ных объ­ек­тах инфра­струк­ту­ры (водо­за­бор­ные устрой­ства, очист­ные соору­же­ния, гид­ро­тех­ни­че­ские объ­ек­ты и т.д.).

Рас­смот­рим деталь­нее каж­дый раз­дел ГВР

Водный кадастр, раздел первый: Ресурсы и объекты

Вод­ные ресур­сы отли­ча­ют­ся боль­шой раз­ветв­лен­но­стью, соеди­не­ни­ем рек, морей, озер, дру­гих вод­ных объ­ек­тов (лима­нов, болот, искус­ствен­ных водо­е­мов и пр.), поверх­ност­ных и под­зем­ных водо­сбо­ров. Эта систе­ма раз­ветв­ле­ний обра­зу­ет бас­сей­но­вые окру­ги (БО) и реч­ные бас­сей­ны (РБ). Все­го, соглас­но ст. 28 ВК, в РФ име­ет­ся 20 БО.

Что такое бассейновый округ

Бас­сей­но­вый округ — глав­ная тер­ри­то­ри­аль­ная еди­ни­ца вод­ных ресур­сов, кото­рая может зани­мать тер­ри­то­рии ряда субъ­ек­тов РФ. В бас­сей­но­вый округ вхо­дят моря, реч­ные бас­сей­ны, круп­ные озе­ра, под­зем­ные водо­то­ки, более мел­кие под­раз­де­ле­ния (реки, раз­ветв­ле­ния рек, бас­сей­ны озер и т.д.).

Напри­мер, Бал­тий­ский бас­сей­но­вый округ зани­ма­ет девять обла­стей и часть респ. Каре­лия. На нем рас­по­ло­же­ны объ­ек­ты Бал­тий­ско­го моря, Онеж­ско­го, Ладож­ско­го озе­ра, оз. Иль­мень, Фин­ский залив, реки Неман, Нар­ва, Нева, Вол­хов, реки Каре­лии и т.д.

Что такое речной (водосборный) бассейн

Реки пред­став­ля­ют собой целую систе­му, состо­я­щую из основ­но­го рус­ла, исто­ков, устья, раз­лич­ных при­то­ков со сво­и­ми неболь­ши­ми бас­сей­на­ми. Этот раз­ветв­лен­ный водо­ем соби­ра­ют воду не толь­ко с поверх­но­сти, но и с под­зем­но­го рых­ло­го грун­та.

Таким обра­зом пита­ние реч­ных бас­сей­нов про­ис­хо­дит за счет поверх­ност­но­го и под­зем­но­го водо­сбо­ра, кото­рые чаще все­го не сов­па­да­ют. Да и соста­вить кар­ту под­зем­ных реч­ных раз­ветв­ле­ний про­бле­ма­тич­но.

Поэто­му гра­ни­цы реч­ных бас­сей­нов уста­нав­ли­ва­ют по поверх­ност­но­му водосбору.

  • Гра­ни­ца меж­ду отдель­ны­ми реч­ны­ми бас­сей­на­ми уста­нав­ли­ва­ет­ся по услов­ной топо­гра­фи­че­ской линии — водоразделу.
  • Реч­ные бас­сей­ны могут быть откры­ты­ми (сточ­ны­ми), то есть свя­зан­ные с моря­ми и оке­а­на­ми, и закры­ты­ми мате­ри­ко­вы­ми (бес­сточ­ны­ми), не впа­да­ю­щи­ми в море или океан.
  • Самый круп­ный реч­ной бас­сейн на Зем­ле у рек Ама­зон­ка, Кон­го, Ганг и Миссисипи.
  • Самый боль­шие реч­ные бас­сей­ны Рос­сии — Арк­ти­че­ский, бас­сей­ны рек Оби и Лены.

Водные объекты

К вод­ным объ­ек­там относятся:

  • оке­а­ны, моря, зали­вы, лима­ны, бух­ты и пр.;
  • водо­то­ки (реки, ручьи, вод­ные каналы);
  • водо­е­мы при­род­но­го и искус­ствен­но­го про­ис­хож­де­ния (озе­ра, водо­хра­ни­ли­ща, пру­ды, карьеры);
  • под­зем­ные реки;
  • источ­ни­ки (род­ни­ки и гейзеры);
  • веко­вые лед­ни­ки и посто­ян­ные снеж­ные покровы.

Водный кадастр, раздел второй: водопользование

Раз­дел о водо­поль­зо­ва­нии содержит:

  • све­де­ния о ВХУ (водо­хо­зяй­ствен­ных участках);
  • охран­ных и защит­ных вод­ных и бере­го­вых зонах и полосах;
  • о потреб­ле­нии воды и источ­ни­ках ее загряз­не­ния (сбро­сах сточ­ных вод);
  • реше­ния о предо­став­ле­нии и госре­ги­стра­ции ВО;
  • дого­во­ры о пере­да­че ВПУ в поль­зо­ва­ние, пере­хо­де прав;
  • све­де­ния о пре­кра­ще­нии дей­ствия договоров.

Что такое ВХУ

Водо­хо­зяй­ствен­ный уча­сток — это исполь­зу­е­мая в хозяй­ствен­ных целях часть бас­сей­на реки, на кото­рой воз­мож­но про­из­во­дить и учи­ты­вать забор воды (напри­мер, для водо­снаб­же­ния насе­ле­ния, поли­ва полей и др. целей).

  • Каж­дый ВХУ состо­ит из 12-знач­но­го кода.
  • Све­де­ния о ВХУ име­ют откры­тый доступ, кро­ме засек­ре­чен­ных объектов.

Ниже — пол­ный спи­сок ВХУ из базы ГВР (источ­ник — Википедия).

Водоохранные зоны и береговые полосы

Водо­охран­ные зоны (ВОЗ) пред­на­че­ны для эко­ло­ги­че­ской защи­ты вод­ных объ­ек­тов, предот­вра­ще­ния выбро­сов и загрязнения.

В ВОЗ запрещено:

  • стро­ить авто­за­прав­ки, скла­ды ГСМ, хра­ни­ли­ща пести­ци­дов, хими­ка­тов, ядер­ных отхо­дов и т.д;
  • устра­и­вать захоронения;
  • сбра­сы­вать сточ­ные и дре­наж­ные воды;
  • добы­вать иско­па­е­мые и пр.

Цен­тра­ли­зо­ван­ную кана­ли­за­цию или систе­му водо­от­ве­де­ния в пре­де­лах ВОЗ мож­но уста­нав­ли­вать при нали­чии очист­ных систем и дру­го­го защит­но­го оборудования.

  • Раз­мер ВОЗ зави­сит от про­тя­жен­но­сти водо­то­ка: чем круп­нее река или водо­ем, тем боль­ше ВОЗ. Нача­ло опре­де­ля­ет­ся от гра­ниц ВО.
  • Мор­ская охран­ная зона берет нача­ло от пре­дель­но воз­мож­ной линии при­ли­ва, а ее шири­на — не менее 500 м.

Водный кадастр, раздел третий: инфраструктура

Дан­ная часть содер­жит сведения:

  • о водо­хо­зяй­ствен­ных систе­мах (кана­ли­за­ция, водо­от­ве­де­ние и пр.);
  • ГТС (гид­ро­тех­ни­че­ских сооружениях).

К ГТС относятся:

  • ГРЭС (гид­ро­элек­тро­стан­ции);
  • защит­ные соору­же­ния (пло­ти­ны, дамбы);
  • систе­мы для водо­сбро­са и дренажа;
  • кана­лы, шлю­зы, туннели;
  • пир­сы, волнорезы;
  • мель­ни­цы;
  • фон­та­ны, колод­цы и дру­гие объекты.

Если вкрат­це подытожить:

Вод­ный кадастр не толь­ко систе­ма­ти­зи­ру­ет све­де­ния обо всех вод­ных ресур­сах и объ­ек­тах, но и содер­жит инфор­ма­цию о водо­хо­зяй­ствен­ных участ­ках, водо­охран­ных зонах и объ­ек­тах вод­ной инфраструктуры.

Забо­та об эко­ло­гии — та важ­ная часть, без кото­рой невоз­мож­на экс­плу­а­та­ция вод­ных ресур­сов.

Если про­дук­ты хозяй­ствен­ной дея­тель­но­сти пред­при­я­тий и чело­ве­ка (отхо­ды про­из­вод­ства, неф­те­про­дук­ты, радио­ак­тив­ные эле­мен­ты, сточ­ные кана­ли­за­ци­он­ные воды, остан­ки захо­ро­не­ний и пр. ) будут попа­дать в воду, то поль­зо­вать­ся бес­цен­ны­ми вод­ны­ми ресур­са­ми ста­нет невозможно.

Загрузка…

Источник: https://moezhile.ru/yurist/vodnyj-kadastr.html

Государственный водный реестр

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВОДНЫЙ КАДАСТР

В соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2007г.

№253 (далее – Положение), государственный водный реестр (далее – реестр) представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об использовании водных объектов, о речных бассейнах и бассейновых округах.

Под документированными сведениями в данном Положении понимаются зафиксированные на материальном носителе сведения, документирование которых осуществлено в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

В соответствии с ч. 6 ст. 31 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006г. № 74-ФЗ документированные сведения государственного водного реестра относятся к государственным информационным ресурсам, носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.

В реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.

Реестр формируется и ведется в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов и их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

Ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации. Реестр содержит разделы «Водные объекты и водные ресурсы», «Водопользование» и «Инфраструктура на водных объектах».

В раздел «Водные объекты и водные ресурсы» реестра включаются сведения:

  1. о бассейновых округах;
  2. о речных бассейнах;
  3. о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях;
  4. о категориях водных объектов или их частей для целей установления технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений и городских округов.

В раздел «Водопользование» реестра включаются сведения:

  1. о водохозяйственных участках;
  2. о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления, а также других зонах с особыми условиями их использования;
  3. об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и сбросе вод, в том числе сточных, в водные объекты;
  4. о договорах водопользования, в том числе об их государственной регистрации, переходе прав и обязанностей по договорам водопользования, а также о прекращении указанных договоров;
  5. о решениях о предоставлении водных объектов в пользование, в том числе об их государственной регистрации, а также о прекращении права пользования водными объектами, представленными на основании этих решений;
  6. об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами;
  7. о разрешениях на захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации.

В раздел «Инфраструктура на водных объектах» реестра включаются сведения:

  1. о водохозяйственных системах;
  2. о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах.

Разделы реестра состоят из подразделов, обеспечивающих систематизацию сведений. Фома реестра и правила внесения в него сведений, а также правила оформления регистрации в реестре утверждены Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Прием заявителей по процедуре предоставления сведений или копий документов из реестра

Для получения сведений или копий документов из реестра заявителю необходимо обратиться с соответствующим заявлением в отдел водных ресурсов Нижне-Обского БВУ. Заявление может представляться заявителем непосредственно, направляться по почте или с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).

График приема заявителей в отделах водных ресурсов:

Дни неделиЧасы приема
понедельник, среда14.00 — 17.00
пятница09.00 — 12.00

Консультирование заявителей по процедуре предоставления сведений из реестра и копий документов, содержащих сведения, включенные в реестр, проводится в часы приема.

Все консультации являются безвозмездными.

Адреса отделов водных ресурсов Нижне-Обского БВУ и номера кабинетов, в которых осуществляется прием заявителей при исполнении государственной услуги:

№ п/пНаименование отдела водных ресурсов Нижне-Обского БВУАдресНомер кабинетаНомера телефонов, e-mailФИО заместителя руководителя Нижне-Обского БВУ — начальника отдела водных ресурсов
1Отдел водных ресурсов по Курганской областиг. Курган, ул. М.Горького, 41№ 410тел.: (3522) 46-19-72, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.Плаксина Антонина Тимофеевна
2Отдел водных ресурсов по Омской областиг. Омск, ул. Степная, 220№ 302тел.: (3812) 53-52-32, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.Маджугина Анастасия Александровна
3Отдел водных ресурсов по Свердловской областиг. Екатеринбург, ул. Вайнера, 55№ 219тел.: (343) 257-65-75; 257-21-73; 257-74-63. e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.Тюменцева Вера Григорьевна
4Отдел водных ресурсов по Тюменской областиг. Тюмень, ул. Одесская, 27№ 204тел.: (3452) 41-49-97, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.Хилько Любовь Юрьевна
5Отдел водных ресурсов по Челябинской областиг. Челябинск, ул. Калинина, 13-а№ 2тел.: (351) 791-84-72; 791-29-02.e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.Уткина Ольга Владимировна
6Отдел водных ресурсов по Ханты-Мансийскому АО-Югрег. Ханты-Мансийск, ул. Строителей 1б, литер А3 этажтел.: (3467) 92-63-87; e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.Деомидова Жанна Николаевна
7Отдел водных ресурсов по Ямало-Ненецкому АОг. Салехард, ул. Ямальская, 12№ 1тел.: (34922) 4-10-69,e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.Антипина Марина Андреевна

Нормативно-правовая база

Заявление о предоставлении сведений из государственного водного реестра

Источник: http://nobwu.ru/index.php/2013-11-09-08-10-31

Водный кадастр

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВОДНЫЙ КАДАСТР

Мониторинг наличия и состояния водных объектов необходим для обеспечения нормальной экологической среды, а также хозяйственной деятельности, связанной с водными ресурсами.

Для этого предусмотрено ведение специального реестра, называемого водным кадастром.

Он представляет собой совокупность данных по имеющимся в стране водным объектам, систематизирует информацию об использовании водных ресурсов, определяет круг их пользователей.

В кадастре обозначено такое понятие, как водный баланс, то есть количество воды, которое поступает в надземные или подземные водные объекты страны по отношению к количеству оттока воды естественным способом, а также расхода на разные нужды населения и хозяйствующих субъектов.

В водном кадастре ведётся учёт таких водоёмов, как каналы и реки, водохранилища и болота, озёра и пруды, ледники и ручьи, а также другие объекты, составляющий водный фонд страны.

Цели водного кадастра

На основании общегосударственного регистра водных ресурсов проводится комплексное оценивание текущего состояния водного баланса, а также прогнозирование его в будущем.

Благодаря такой оценке могут быть осуществимы следующие задачи:

  • Разработка планов по эффективному использованию водных объектов;
  • Предотвращение экологических кризисов, в том числе исчезновения водных источников, а вместе с этим и ухудшения окружающей биологической среды;
  • Контроль качества воды, предотвращение излишней загрязнённости водоёмов, проверка чистоты водных ресурсов на соответствие нормативным стандартам, а также восстановление качества в случае обнаружения соответствующих проблем;
  • Определение целевых приоритетов в использовании ресурсов;
  • Инвентаризация и паспортизация хозяйственных водоёмов, в том числе в сфере рыбного промысла;
  • Регистрация водопользователей;
  • Прекращение хозяйственной деятельности на водоёмах стратегического характера, изъятие их в государственные фонды;
  • Охрана водных объектов путём ограничительных мер и постоянного контроля использования их ресурсов.

Систематизация данных по водным объектам позволяет удерживать экологическое благосостояние территорий, при этом проводя промышленное развитие и обеспечение регионов необходимыми жизненно важными ресурсами как природного, так и экономического характера.

Методика ведения водного кадастра

Водный кадастр государства представляет собой информационную базу, данные которой всё время меняются и пополняются, поскольку изменчива сама система водного баланса, не говоря уже о постоянно динамичном процессе смены водопользователей и их хозяйственных нужд.

Пользователи водными ресурсами обязаны вести внутренний количественный и качественный учёт оборота воды, используемого в хозяйстве.

Совокупность данных всех учётов обрабатывается специализированными организациями, в результате чего создаётся статистическая база по конкретному региону или отрасли.

В то же время эти организации проводят мониторинг соответствия предоставляемых данных реальному положению дел на водных объектах.

Обобщённая на региональном уровне статистика передаётся в центральное соответствующее ведомство страны, где проводится общегосударственная систематизация данных, статистическая обработка, выявление проблем и планировка государственных программ.

Современное пополнение водного кадастра проводится с помощью автоматизированных информационных систем.
Создаваемый таким способом кадастр, является официальным государственным документом, а соответственно и юридической базой для управленческих процессов и даже судебных разбирательств.

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: