ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД КОНВЕРСИИ

В поисках спроса: что нужно высокотехнологичным предприятиям для

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД КОНВЕРСИИ

Задачу нарастить выпуск высокотехнологичной продукции гражданского назначения Владимир Путин поставил еще в 2016 году в послании Федеральному собранию. К концу 2019 года доля такой продукции должна составить 17%, к 2025 году — 30%, а к 2030 году — вырасти до 50%.

Одним из эффективных шагов к достижению этой цели в Новикомбанке считают формирование гарантированного заказа гражданской продукции у предприятий промышленности.

По словам председателя правленияЕлены Георгиевой,этопозволит им смело вкладывать деньги в проекты диверсификации на длительный срок.

Кроме того, практически без рисков в них смогут участвовать банки или другие инвесторы, обеспечивая и возвратность, и доходность.

Председатель правления Новикомбанка Елена Георгиева

© Пресс-служба Новикомбанка

«Мы предварительно проработали эти вопросы с «Ростехом», с НПО «Конверсия» и анонсировали эту идею на встрече с [вице-премьером] Юрием Борисовым, который ее поддерживает», — рассказала Георгиева. Она выразила уверенность, что продукт будет востребован, хотя и процесс доведения этой инициативы до реализации будет непростым.

Председатель правления банка пояснила, что предложение основано на наработанной экспертизе Новикомбанка в этой области. Так, банк уже профинансировал проекты на 200 млрд рублей, на стадии структурирования — портфель еще на 100 млрд рублей. Всего через банк прошли около 100 уникальных инвестпроектов.

Как отметил в ходе круглого стола заместитель председателя правления Новикомбанка Игорь Дубоносов, целевые 50% «гражданской» выручки оборонных предприятий «в абсолютных величинах это фантастическая, колоссальная сумма в 22 трлн рублей».

«Это новая выручка, которую только предстоит получить. Для этого необходимы инвестиции в основной капитал в 5 трлн рублей. При сегодняшнем развитии финансового рынка страны, проектного финансирования цифры кажутся недостижимыми без поддержки государства. Уже принимаемые меры — необходимое, но не достаточное условие для достижения целей по диверсификации производства», — указал он.

Здоровый протекционизм и точность терминов

Игорь Дубоносов подчеркнул, что сейчас формировать платежеспособный спрос помогает механизм квотирования при госзакупках. Но он дает преференции тем предприятиям, которые уже производят гражданскую продукцию. Достижение же президентской цели потребует от них создания новых производств, а для этого необходима гораздо большая глубина спроса.

Заместитель председателя правления Новикомбанка Игорь Дубоносов

© Пресс-служба Новикомбанка

«Мы хотим пойти чуть дальше по пути здорового протекционизма и предлагаем следующий инструмент: заказ на гражданскую продукцию со стороны государства, госкорпораций и естественных монополий на период полной окупаемости проекта в обмен на инвестиции в основное производство со стороны предприятий и финансовых институтов», — рассказал представитель Новикомбанка.

Он пояснил, что это «должен быть обязывающий договор, по которому одна сторона соглашается вложить необходимые средства в создание нового производства и произвести продукцию с заранее заявленными характеристиками в требуемые сроки, а другая обязуется такую продукцию приобрести в период окупаемости».

По мнению Дубоносова, источником этого платежеспособного спроса могли бы стать нацпроекты и комплексный план модернизации инфраструктуры.

Их общая стоимость — 27 трлн рублей, и как минимум 6 трлн рублей из этой суммы можно направить на создание гражданской продукции в рамках диверсификации.

Отдельно он отметил и то, что теперь сроки исполнения нацпроектов синхронизированы с задачей диверсификации — в обоих случаях это 2030 год.

Заместитель директора департамента бюджетного планирования и государственных программ Министерства экономического развития Сергей Икрянников

© Пресс-служба Новикомбанка

Замдиректора департамента бюджетного планирования и госпрограмм Минэкономразвития Сергей Икрянников в свою очередь указал на необходимость точно определить понятие «диверсификация».

«Кто-то понимает, что это высокотехнологичная продукция, кто-то хочет производить химию или товары народного потребления. Поэтому и нужен соответствующий законопроект», — сказал он.

Три взгляда на проблему

Участники дискуссии с разных ракурсов описали проблемы на пути полноценной конверсии высокотехнологичных предприятий. Так, председатель совета директоров НПО «Конверсия» Валерий Драгановуказал на специфическоеотношение руководства некоторых предприятий к бюджетным средствам.

Председатель совета директоров НПО «Конверсия» Валерий Драганов

© Пресс-служба Новикомбанка

«Среди них бытует мнение, что государственная поддержка отрасли — это навсегда. У меня другая точка зрения: святая святых — это снижение бюджетной нагрузки. При этом, оперируя кредитными ресурсами, у предприятия появляется стимул повышать эффективность, становиться лучше, уметь работать в чисто рыночных условиях», — заявил он.

Одним из решений, по словам Драганова, могло бы стать привлечение в отрасль частных инвестиций, например, через создание фонда или фонда фондов для поддержки диверсификации предприятий.

Игорь Дубоносов добавил, что основная проблема банковского финансирования подобных проектов — это отсутствие подтвержденного платежеспособного спроса на период возврата инвестиций. «Именно это не дает сегодня кредитным организациям финансировать проекты диверсификации. Это связано, прежде всего, с имеющейся у банков и инвестиционного сообщества нормативной базой», — пояснил он.

На производственные особенности обратил внимание заместитель гендиректора Объединенной приборостроительной корпорации Максим Волков. Он напомнил, что создание высокотехнологичной продукции состоит из трех этапов — научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, за которыми следует серийное производство, и на каждом из этих этапов есть свой заказчик.

«В рамках же конверсии от нас требуют готовый качественный продукт в короткие сроки. Готовы к этому предприятия? В основной массе — нет, не готовы. Рынок гражданской продукции не гарантирован. Поэтому предприятию легче иметь «синицу в руках» в виде пусть небольшого, но гарантированного госзаказа, чем «журавля в небе», — сказал Волков.

Предлагаемый Новикомбанком механизм он назвал «мостиком» между предприятиями и рынком гражданской продукции. «Идея очень здравая, она приводит предприятия отрасли в ту систему координат, которая им знакома, — заказ на каждом уровне производства», — отметил представитель компании.

Заместитель гендиректора Объединенной приборостроительной корпорации Максим Волков

© Пресс-служба Новикомбанка

Заместитель гендиректора «Швабе» Иван Ожгихин поделился успешным опытом диверсификации производства: в 2019 году доля выручки компании от гражданской продукции превысила 30%. Он подтвердил готовность холдинга перейти на работу по предлагаемым Новикомбанком договорам, отметив, что «это нужно было сделать еще вчера».

«У нас целая номенклатура востребованной гражданской продукции, на нее есть спрос, у банков, как мы слышали, есть деньги, но нам опять чего-то не хватает. Надеюсь, что вместе мы этот узел развяжем», — сказал Ожгихин.

Без них не полетит

Генеральный директор НПО «Конверсия» Дионис Гординостановился на проблеме слабой проработанности инвестиционных проектов.

Это часто не позволяет предприятиям привлекать деньги банков, которые предпочитают вкладываться в практически безрисковые проекты.

Отсюда, по его мнению, вытекает необходимость создания венчурных фондов, ориентированных на проекты по диверсификации и готовых брать на себя более серьезные риски, чем банки.

«Без них не полетит. Но и формат, когда государство сумеет дать спрос, позволит нам спокойно создавать венчурные инструменты, поддерживающие всю цепочку финансирования проектов», — признал Гордин.

В свою очередь вице-президент ВЭБ.

РФ Дмитрий Аксаков рассказал участникам дискуссии о Фабрике проектного финансирования — механизме госкорпорации, который позволяет предприятиям привлекать «длинные деньги» под их инвестпроекты, что для большинства банков является неподъемной задачей.

Также в ходе круглого стола обсуждались представленные ВЭБ.РФ направления развития «зеленого» финансирования, в частности — поддержка проектов по созданию и модернизации производств в рамках нацпроекта «Экология».

Источник: https://tass.ru/ekonomika/9486271

О государственном фонде конверсии (с изменениями на 24 августа 2002 года), постановление правительства рф от 16 декабря 1995 года №1239

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД КОНВЕРСИИ

(с изменениями на 24 августа 2002 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 года N 383;
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 года N 754 (Российская газета, N 139, 27.07.96);
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 1997 года N 56 (утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 года N 715);
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 августа 2002 года N 630.

____________________________________________________________________

В соответствии с Законом Российской Федерации «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации» и в целях реализации положений Программы Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1995 года N 439 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст. 1966), а также для организационно-финансового обеспечения конверсии оборонной промышленности Правительство Российской Федерации
постановляет:

1.

Согласиться с предложением Министерства экономики Российской Федерации, поддержанным Министерством обороны Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по атомной энергии, Государственным комитетом Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности, Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Российским космическим агентством, о создании государственного фонда конверсии (далее именуется — Фонд) в форме государственного учреждения.

Считать основными задачами Фонда:

содействие государственной политике в области конверсии оборонной промышленности на основе поддержки конверсионных программ предприятий и организаций;

Абзац утратил силу — постановлением Правительства Российской Федерации от 24 августа 2002 года N 630..

содействие развитию научного, технологического и производственного потенциалов для разработки и производства продукции гражданского назначения;

обеспечение разработки, экспертизы и конкурсного отбора конверсионных программ, подлежащих финансированию при поддержке Фонда, контроля за реализацией принятых к финансированию программ.

2. Для осуществления контроля за деятельностью Фонда образовать попечительский совет Фонда в составе согласно приложению (пункт утратил силу в части состава попечительского совета Фонда постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 1997 года N 56).

3.

Министерству экономики Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по атомной энергии, Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Российским космическим агентством в месячный срок разработать и утвердить устав Фонда.

Абзац утратил силу — постановлением Правительства Российской Федерации от 24 августа 2002 года N 630..

4. Пункт утратил силу — постановлением Правительства Российской Федерации от 24 августа 2002 года N 630..

5.

Министерству экономики Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по атомной энергии, Российскому космическому агентству и Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом подготовить и представить в месячный срок в Правительство Российской Федерации предложения по источникам формирования средств Фонда.

6. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом до 1 октября 1996 года решить вопрос о предоставлении Фонду служебных помещений на правах аренды в г.Москве (по предложению Фонда).

____________________________________________________________________

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 года N 754, введенным в действие с 1 августа 1996 года, внесено частичное изменение пункта 6:

Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом в 2-месячный срок решить вопрос о закреплении за государственным фондом конверсии по его предложению на праве оперативного управления здания в г.Москве для размещения этого фонда.
____________________________________________________________________

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин

Приложение. СОСТАВ попечительского совета государственного фонда конверсии

Приложение
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 16 декабря 1995 года N 1239

(с изменениями от 3 апреля 1996 года)____________________________________________________________________Утратил силу на основании

постановления Правительства Российской Федерации
от 22 января 1997 года N 56.

____________________________________________________________________

Редакция документа с учетомизменений и дополнений

«КОДЕКС»

Источник: http://docs.cntd.ru/document/9037237

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: