ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ

Плюсы и минусы государственных заимствований — Плюс/минус

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ

При нехватке собственных средств организации и граждане активно используют сторонние. Заимствование ― это некий процесс консолидации ресурсов. Может носить как временный характер (использование активов, не принадлежащих субъекту изначально) и постоянный.

Последнему определению характерно творческое заимствование, входящее в состав культурного наследия.

И уже невозможно представить себе термины науки, лексические обороты речи без букв и англицизмов, как и чистую русскую речь без наличия слов, заимствованных из других языков.

Что означает термин «заимствование» в банковской сфере

Основная часть интересов коммерческих банков находится в сфере финансового обслуживания потребителей услуг. При этом уделяется внимание как кредитованию, так и привлечению сторонних средств. Причиной появления долга выступает потребность в удовлетворении запросов многочисленных клиентов, банку необходимо иметь в наличии немалые суммы.

Банковское современное заимствование характеризуется оперативным привлечением ликвидных финансов. Источником формирования выступает ряд инвесторов, среди которых могут быть банковские учреждения, ЦБ РФ. Кроме того, нередко проводится опосредование дополнительных средств и за счет продажи долговых обязательств.

Области применения

Заимствование широко распространено не только в коммерческих структурах. Такой своеобразный кредит могут получить и муниципальные предприятия, бюджетные организации, выполняющие задания по заказу государственных структур. Обычно собственных средств на подобные проекты не хватает, поэтому привлекаются сторонние ресурсы.

Каждый источники формирования дополнительных финансов для обеспечения потребностей банка и его клиентов имеет ряд особенностей. Условно можно выделить несколько вариантов пополнения капитала.

Заимствование денежных средств применяется во многих сферах

Межбанковское кредитование

Благодаря корреспондентским отношениям между кредитными организациями, перераспределение ресурсов между банками на короткие сроки ― явление довольно популярное. Высокая степень оперативности позволяет получить деньги напрямую через одалживание буквально за несколько часов. Обычно такие операции попадают в категорию срочных с периодом погашения от пары дней до нескольких месяцев.

Помимо хорошо налаженных отечественных каналов поступления денежных ресурсов, существует и международное заимствование и кредитование, при котором свободные средства размещаются и привлекаются в форме займов или депозитов. Подобные межбанковские операции являются объектом государственного регулирования. В качестве целей рассматриваются следующие:

  • управление ликвидностью за счет дополнительных средств;
  • источник дохода, образуемого в результате появления разницы между ценой покупки и продажи валюты и прочих финансовых инструментов;
  • служат индикатором состояния финансового рынка.

На международном рынке заимствования банки могут выступать в качестве кредиторов (например, если требуется выгодно разместить средства) или заемщика. Принятая терминология рассматривает первых субъектов как участников с положительной (длинной) позицией.

Если организация сама нуждается в ресурсах и осуществляет прямое заимствование, то ее позиция оценивается как отрицательная или короткая. Излишек средств обычно подтверждает финансовую устойчивость банка.

Но и короткая позиция как признак расширения деятельности учреждения также способна привлечь деловых партнеров.

Такой метод, как межбанковские займы, считается дорогим, по сравнению с иными способами привлечения сторонних финансов. Более того, оценивается текущее состояние банка-заемщика. Устойчивые организации получают возможность оформлять сделки на более выгодных для себя условиях.

Одним из видов заимствования является кредитование между банками

Рефинансирование при помощи ЦБ РФ

Центральный Банк уполномочен непосредственно рефинансировать коммерческие кредитные структуры, если последние испытывают временные затруднения с ликвидностью. Данная функция отвечает денежно-кредитной политике, проводимой государством.

Как правило, такой вид заимствования проводится при наличии обеспечения и на короткие сроки. Залогом в большинстве случаев выступают ценные бумаги, права требования по кредитным договорам.

Коммерческим банкам предлагается воспользоваться следующими вариантами пополнения капитала:

  • внутридневные кредиты (движение денег происходит в рамках одного рабочего дня) выдаются оперативно и без начисления процентов;
  • однодневные расчеты overnight (иноязычная аббревиатура) применяются как краткосрочная ссуда по ключевой ставке;
  • кредиты на более длительный срок, но также носящие краткосрочный характер (до 1 года), выдача средств производится после оценки финансового состояния банка и залоговых активов, некорректная информация может плохо отразиться на репутации банка.

Облигационные займы

Еще один вид получения дополнительных средств для банка ― облигационные займы. Подобный финансовый инструмент представляет собой привлечение денег инвесторов за счет эмиссии ценных бумаг.

Для такого заимствования характерно получение кредитной организацией необходимых ресурсов в кратчайшие сроки.

Покупатели же вправе рассчитывать на получение определенной прибыли в виде начисленных процентов.

Срок действия облигаций зависит от условий проведенной эмиссии. Это могут быть как краткосрочные ценные бумаги (погашение осуществляется в срок не позднее 1 года), так и со средним (до 5 лет) и долгосрочным периодом обращения.

Заимствование может проводиться посредством ценных бумаг

Современные облигационные займы предполагают наличие ряда отличий от обычного кредитования. Основные критерии следующие:

  1. Отсутствие предмета залога. Появление инвесторов зависит от репутации банка.
  2. Срок действия ценных бумаг нередко больше, чем у кредитных договоров.
  3. За счет выпуска облигаций могут быть привлечены существенные суммы, зависимость же от инвесторов ниже.

Помимо коммерческих организаций, заимствования в виде облигационных займов проводятся муниципальными и государственными структурами. Кроме того, появление подобных ценных бумаг может быть ориентировано на внутренних или внешних потребителей.

Плюсы и минусы

Благодаря наличию активных клиентов, банки и сами нередко нуждаются в ссудных средствах. Исследования подтверждают, что оперативность удовлетворения первых и последующих запросов заемщиков повышает оценку кредитной организации.

Заимствование как способ привлечения дополнительных финансовых ресурсов достаточно широко распространено. При этом на получение дешевых денег в большинстве случаев могут рассчитывать организации с устойчивыми позициями на рынке. Нередко для формирования ликвидных запасов банки могут прибегать и к креативным методам поиска прямых и косвенных источников заимствования.

О ценных бумагах будет рассказано в видео:

Источник:

Плюсы и минусы государственных и муниципальных заимствований для бюджетной системы государства

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:

Эссе*

Код212151
Дата создания01 апреля 2017
Страниц 7
Файлы будут доступны для скачивания после проверки оплаты. Мы онлайн и готовы обработать ваш заказ.

Эссе на тему «Плюсы и минусы государственных и муниципальных заимствований для бюджетной системы государства». 6 страниц + 1стр. литературы. В конце работы сравнительная таблица по 8 критериям. …

В результате заимствований формируется государственный долг, выдвинувшийся на сегодняшний день в центр экономических проблем и требующий самого пристального внимания.

Значительный госдолг оказывает серьезное негативное воздействие на экономику, поскольку его рост (или рост расходов на его обслуживание) ведет к сокращению инвестиций в производительный капитал (особенно при использовании государственных заимствований на нужды текущего потребления государства через государственные ценные бумаги).

Рост дефицита бюджета обусловливает нарастание госдолга и расходов на его обслуживание, что обостряет расходные проблемы государственного бюджета.

Основным способом покрытия бюджетного дефицита являются государственные и муниципальные заимствования, представляющие собой передачу в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления средств, которые заемщики обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (дохода в иной форме) на сумму заимствования.

Налоговая нагрузка имеет определенный предел, превышение которого вызывает серьезную негативную реакцию со стороны экономических и политических агентов ввиду того, что избыточное налоговое бремя препятствует экономической активности и порождает издержки, которые впоследствии несет население, в особенности, если речь идет о прямом налогообложении.

Кроме того, существенное налоговое бремя стимулирует активное уклонение от уплаты налогов и обход налогового законодательства, что значительно сокращает налоговые поступления. Однако не все виды расходов можно сократить (например, военные расходы, природная, экономическая или социальная катастрофа), что служит достаточным обоснованием практики заимствований.

Тем не менее, не только кризисные ситуации могут служить веской причиной использования займов. В частности, подобный способ финансирования расходов применяется в случае постоянного увеличения бюджетной нагрузки, которое не сдерживается только лишь за счет увеличения определенных статей доходов государства.

Заем может использоваться с целью воздействия на экономические параметры; в частности, он служит в качестве инструмента привлечения инвестиций. Если речь идет о доходных инвестициях, то практика заимствований оправдана в том случае, если доход от этих инвестиций покрывает расходы на обслуживание возникшей в этой связи задолженности.

Государственное и муниципальное заимствование используется и для регулирования денежного обращения. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымаются избыточные денежные знаки, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок.

Таким образом, можно отметить, что необходимость в государственных заимствованиях существует, так как это является крайне выгодным способом привлечения значительного объема ресурсов без существенных затрат в текущем периоде.

С другой стороны, государственные и муниципальные заимствования имеют и отрицательное влияние на бюджетную систему государства, особенно в долгосрочном периоде. В результате заимствований формируется государственный долг, выдвинувшийся на сегодняшний день в центр экономических проблем и требующий самого пристального внимания.

Значительный госдолг оказывает серьезное негативное воздействие на экономику, поскольку его рост (или рост расходов на его обслуживание) ведет к сокращению инвестиций в производительный капитал (особенно при использовании государственных заимствований на нужды текущего потребления государства через государственные ценные бумаги).

Рост дефицита бюджета обусловливает нарастание госдолга и расходов на его обслуживание, что обостряет расходные проблемы государственного бюджета.

Использование государственного кредита ведет к росту непроизводственных расходов государства и муниципальных образований, так как денежные средства, используемые в качестве кредитных, подлежат обязательному возврату юридическим и физическим лицам (кредиторам), причем с уплатой процентов за пользование кредитом.

Рост государственного долга и уплата процентов по кредиту, как правило, приводит к повышению ставок действующих налогов или даже введению новых налоговых платежей.

При внешнем заимствовании недостатки этого способа покрытия бюджетного дефицита усугубляются тем, что доход получают иностранные кредиторы, а бремя обслуживания долга несут отечественные предприятия и население государства-должника. Это отрицательно влияет на уровень потребления и возможности экономического роста.

Социальные последствия безинфляционного покрытия дефицита бюджета за счет выпуска и размещения на внутреннем рынке государственных долговых ценных бумаг состоят в перераспределении финансовых ресурсов от одних слоев населения к другим.

Источник:

Государственный долг: определение, плюсы, минусы, когда оно слишком высокое 2019

Государственный долг определяется как страна, которая должна перед кредиторами вне себя. Сюда могут входить люди, предприятия и даже другие правительства. Термин «государственный долг» используется взаимозаменяемо с термином «суверенный долг».

Государственный долг обычно относится только к государственному долгу, но некоторые страны также включают задолженность государств, провинций и муниципалитетов. Поэтому будьте осторожны при сравнении государственного долга между странами, чтобы убедиться, что определения одинаковы.

Независимо от того, что это называется, государственный долг — это накопление годового бюджетного дефицита. Это результат того времени, когда государственные лидеры тратят больше, чем за счет налоговых поступлений. Более подробно см. Раздел «Как задолженность и дефицит влияют друг на друга».

U. S. Public Debt

Департамент казначейства США управляет государственным долгом через Бюро государственного долга. Он измеряет задолженность, принадлежащую общественности, отдельно от межправительственного долга.

Источник: https://narobraz.ru/tovary-i-uslugi/plyusy-i-minusy-gosudarstvennyh-zaimstvovanij.html

Понятие о государственном заимствовании

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ

  • 1 Общие понятия
  • 2 Признаки
  • 3 Порядок возврата

Субъекты международных правоотношений нередко нуждаются в привлечении стороннего финансирования, например, для компенсации критичной недостаточности средств в бюджете, исполнения более ранних обязательств и т. д. Обеспечить приток недостающей ликвидности позволяет государственное заимствование. Это понятие достаточно емкое и включает кредиты и займы различного уровня.

Общие понятия

Суть гос.заимствования раскрывает 89 норма БК РФ. Под ними понимаются ссуды, которые привлекаются от:

  • физлиц;
  • юрлиц;
  • зарубежных государств и фин.организаций.

Следствием таких правоотношений всегда являются долговые обязательства России в качестве получателя ссудных средств или гаранта погашения долга иными заемщиками.

Гос.долгом называются обязательства страны, которые обязуется исполнить кабмин перед займодавцами, включая и гарантии, которые дала страна по чужим ссудам.

Заимствования, входящие в структуру общегосударственного долга, подразделяются на:

  • Правительственные.
  • Органов, которые находятся по вертикали ниже.

При непреодолимых препятствиях в обслуживании ссуд, субъект отвечает имеющимся имуществом. Обязательства существуют в нескольких форматах:

  • Кредиты РФ.
  • Займы, привлеченные тиражированием ценных бумаг.
  • Средства, привлекаемые из разноуровневых бюджетов действующей в России системы.
  • Соглашения о гарантиях со стороны государства.
  • Договора разного уровня, стороной по которым выступает РФ о пролонгации и проведения реструктуризации уже действующих займов.

При заимствовании государство становится должником

Мобилизация средств по займам осуществляется чаще всего несколькими путями:

  • Размещение ценных бумаг от лица РФ. Регулирование этого процесса осуществляется ФЗ №136 1998 года.
  • Кредиты у МФО.

Если получателем заемных средств выступает регион, и соглашение не было одобрено кабмином, то ответственности РФ не несет.

Заемщик, будь то РФ целиком или ее субъект, самостоятельно определяет форму и условия выпуска обязательств.

Сами займы имеют ряд классификаций. Так, в частности, место размещения определяет их как:

Это деление влияет на виды инструментов получения средств, валюту, категории кредиторов.

Так, в рамках внутреннего займа кредитором является в своей массе резидент (граждане и местные ЮЛ). Привлекаемые средства – рубли, а распространение выпущенных ценных бумаг осуществляется на национальной валютно-фондовой бирже. Спрос на такие займы подкрепляется предоставлением инвесторам ряда льгот по налогам.

В рамках внешних заимствований ставится цель заполучить необходимую сумму иностранной валюты. Условия размещения обязательств ориентированы на зарубежных инвесторов и их интересы.

Привлекая средства в рамках кредитов и займов, следует соблюдать баланс и рационально рассчитывать возможности по их исполнению. Если государство излишне активно в получении ссуд, особенно вовне, это демонстрирует не самую благополучную ситуацию в национальном бюджете. Если процентное соотношение всех обязательств достаточно велико по отношению к ВВП, то страна рискует дефолтом.

Каждое государство самостоятельно выравнивает заимствования, ежегодно определяя их предельные объемы посредством принятия и утверждения думой закона о бюджете и программы государственных внешних заимствований. РФ в 2018 году и ранее в этом вопросе не исключение.

Источник заимствования может быть как внешний, так и внутренний

Программа отечественных государственных заимствований рассматривается и утверждается аналогично законопроектам и попутно с бюджетом на грядущий период.

Признаки

Чтобы считаться юридически правомочными, государственные и муниципальные заимствования должны обладать рядом признаков:

  • Возвратность привлеченных финансов. Это центральный признак. Все кредитные отношения строятся с его учетом. Финансы в начале правоотношений движутся от кредитора, при завершении обязательств — к кредитору. Параллельно фактически происходит смена собственника: сначала имеет место частная форма, после перевода РФ – государственная, а при возврате снова трансформируется в частную. Для сравнения, иные правоотношения финансового плана, где одна из сторон РФ, например, налоговые отчисления, таким признаком не обладают. Возврат в данном случае понимается не буквально. Т. е. в рамках достигнутых договоренностей РФ необязательно возвращать те же денежные знаки. Это будет какой-то эквивалент заемной суммы в установленной форме.
  • Возмездность. За предоставление ссуды, кредитор получает сверху плату за пользование ими. Размер прибыли оговаривается на момент достижения договоренностей о займе и представлена в виде фиксированного процента от заемной суммы. В редких случаях соглашение не предусматривает платы. Как правило, это отношения внутри страны, когда более высокий бюджет делится финансами с бюджетом ниже, например, региона, на развитие чего бы то ни было.
  • Срочность. Возврат финансов предполагает выполнение этого в строго оговоренные рамки. В процессе составления соглашения стороны оговаривают не только величину, которая будет выплачена, но и момент расчета.
  • Право осуществления государственных заимствований принадлежит административно-территориальным органам РФ сугубо на доброй воле. Принудительность допускается и характерно в рамках государственных заимствований как отложенного налогообложения. Во всех остальных случаях требуется воля субъекта.
  • Стороной правоотношений выступает РФ, а не какой-то орган, хотя фактически переговоры и достижение договоренностей возложено на правительство. Вместе с тем если документ будет содержать в качестве заемщика не РФ, а какой-то ее орган, то речи о гос.займе быть не может, налицо классическое кредитование.
  • Правовая форма отношений определяется договором, содержащим назначение и характеристики кредита. Самая распространенная причина – покрытие дефицита госбюджета, пополнение резервов, но вполне допускается привлекать средства для погашения уже имеющихся долгов, хотя фактически такое положение вещей возможно, если в бюджете имеется дефицит.

Кредитор может рассчитывать на процент прибыли

Порядок возврата

Полученные в рамках заимствований средства поступают в полное распоряжение на весь период действия договоренностей. К моменту окончания срока соглашения финансы подлежат возврату. Сущность погашения гос.

долга – полный возврат перечисленной ссуды, а также условленных процентов в оговоренном порядке.

Дополнительно эти суммы могут быть обременены штрафами и пенями, если имели место просрочка и иные нарушения соглашения.

Гос.долг обслуживается ЦБ РФ и подчиненными учреждениями, кроме случаев, когда это переопределено отечественным правительством. Банк России в таких правоотношениях выполняет функции ген. агента.

Управление гос.долгом осуществляется разными способами:

  • Рефинансирование – привлекаются новые займы на расчеты по старым.
  • Конверсия – процент сверх номинала ссуды пересматривается.
  • Консолидация – платежи или откладываются или передвигаются на более ранний момент.
  • Унификация – группа займов в результате переэмиссии облигаций объединяются в единый.
  • Отсрочка. При такой ситуации, статистика показывает, увеличиваются не только сроки исполнения обязательств, но и приостанавливаются выплаты процентов, но такой вариант применим только для внутренних займов.
  • Аннулирование обязательства – история показывает, что столь крупные заемщики иногда не справляются с нагрузкой и отказываются от расчетов, вытекающих из действующих займов.

Объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга. Что касается федеральных субъектов, то их лимиты ограничены доходом своего бюджета, за минусом вливаний в качестве фин.помощи из иных бюджетов действующей системы.

Заимствованные средства должны быть возвращены кредитору

На сегодняшний день политика Российской Федерации в отношении заимствований нацелена на недопущение роста их объема в абсолютных величинах, а, напротив, ориентирована на его сокращение различными методами, за счет обмена обязательств на имеющиеся в своем распоряжении и независимые от внешних субъектов активы – российский рубль, акции, товары и т. д.

Так от долгов страна избавляется путем обмена на:

  • Экспорт, но не сырья, а продукции, чтобы поддерживать отечественных производителей, выходить на новые торговые площадки и т. д.
  • Собственность. Привлекаются инвесторы, вовлекаются в приватизацию предприятий.
  • Налоги. Инвесторы получают льготы в налогообложении в обмен на свои вложения на благо экономики страны.
  • Наличные. Долг перекупается агентом – крупным и опытным коммерческим банком, а потом за счет уменьшения номинального долга сокращаются траты на обслуживание, ведь предварительно с агентом обсуждается дисконт по процентам.

Используется также оплата процентов за предоставленные суммы отечественными платежными средствами (рублями) или реструктуризация.

Темой видео является система заимствования прав:

Источник: https://MoyDolg.com/zaimstvovaniya/gosudarstvennoe.html

Государственные заимствования

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ

Государственные заимствования являются частью системы государственных финансов. В связи с частой недостаточностью бюджетных средств для выполнения возложенных на государство функций возникает объективная необходимость в дополнительных заемных средствах, которые, в свою очередь, могут быть получены путем осуществления государственных заимствований.

Определение 1

Государственные заимствования представляют собой отношения, по которым государство является заемщиком, либо поручителем иного заемщика.

Определение 2

Государственный займ представляет собой передачу в собственность страны денежных средств на условиях возвратности, срочности и платности.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Заимодавцами могут выступать хозяйствующие субъекты (физические или юридические лица), иностранные государства и иностранные инвесторы, международные финансово-кредитные организации.

Кроме того, государство может выступать гарантом возврата займов и кредитов. В этом случае их называют гарантированными. Их использование – это обычная практика для любого государства, в том числе и для Российской Федерации. Государственный займ является добровольным, а условия выпущенного в обращение займа не могут быть изменены.

Замечание 1

Государственные займы позволяют решать лишь временные проблемы нехватки бюджетных средств. Результатом государственных займов является появление внутреннего или внешнего государственного долга, размеры которого оказывают значительное влияние на социально-экономическое положение страны, поэтому должны контролироваться.

Предоставление государственных гарантий также ведет к формированию государственного долга, поскольку государство несет реальные расходы: несмотря на то, что государство не обязательно погашает впоследствии гарантируемые им обязательства, неизбежны расходы по выпуску (оформлению) и обслуживанию гарантии. Если заемщик не имеет возможности рассчитаться с кредиторами, государство несет финансовое бремя в полном объеме.

Виды государственных займов

Государственные займы можно классифицировать следующим образом:

  1. в зависимости от валюты займа:

    • внешние займы, выдаваемые в иностранной валюте;
    • внутренние займы, выдаваемые в национальной валюте.
  2. по срокам действия долговых обязательств:

    • краткосрочные займы (до $1$ года);
    • среднесрочные займы ($1-5$ лет);
    • долгосрочные займы ($5-30$ лет).
  3. по праву эмиссии долговых ценных бумаг:

    • займы за счет выпуска ценных бумаг центральным правительством;
    • займы за счет выпуска ценных бумаг региональными и местными органами власти, если это предусмотрено законом;
  4. по признаку субъектов-держателей ценных бумаг:

    • займы, реализуемые среди населения;
    • займы, реализуемые среди юридических лиц;
    • займы, реализуемые как среди населения, так и среди юридических лиц;
  5. по признаку пользования ценными бумагами:

    • рыночные займы, обеспечиваемые облигациями, свободно обращающимися на рынке;
    • нерыночные займы, запрещающие обращение ценных бумаг на рынке.
  6. по форме выплаты доходов субъектам-держателям ценных бумаг:

    • дисконтные займы, позволяющие приобрести ценные бумаги со скидкой (дисконтом), а погасить по стоимости номинала;
    • процентные займы, подразумевающие ежегодную выплату держателю бумаг дохода в форме процентов по фиксированной или плавающей ставке, либо одноразовую процентную выплату при погашении займа;
    • выигрышные займы, подразумевающие выплату дохода держателю в момент погашения займа только в случае попадания его в число выигрышных ценных бумаг;
    • беспроцентные (целевые) займы.
  7. по методам размещения:

    • добровольные займы;
    • займы, размещаемые по подписке;
    • принудительные займы.

Управление государственными займами

Министерство финансов РФ и Банк России являются основными органами управления государственными займами.

Министерство финансов занимается разработкой общей политики по управлению бюджетными средствами, государственным долгом и государственными займами, эмитирует государственные ценные бумаги, а реализация государственных ценных бумаг, их погашение и выплата доходов по ним происходит через банковскую систему страны (через Банк России и коммерческие банки). Иными словами, Банк России через систему коммерческих банков занимается обслуживанием процесса государственных заимствований.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/gosudarstvennye_zaimstvovaniya/

Государственные заимствования субъектов РФ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ

Государственные заимствования субъектов РФ – это процесс передачи субъекту в собственность денежных средств, при условии, что субъект обязуется выплатить весь долг и указанные проценты. Таким образом, государственные заимствования субъектов Российской Федерации – это одна из форм крупного кредитования.

Есть и иное определение, оба они указаны в Бюджетном Кодексе, но второе получило наименьшее распространение.

Согласно второму определению госзаймы субъектов РФ – это любые кредитные отношения, которые возникают между субъектом, а также юридическими или физическими лицами, при этом субъект может являться как непосредственно заемщиком, так и гарантировать возврат средств еще одной стороной договора.

Второе определение является гораздо более широким, но тоже неточным. Суть договора займа с финансовой стороны в том, что заемщик обязуется возвратить не те денежные средства, которые он получил в свое распоряжение, а любой их эквивалент, выраженный обычно в валюте обязательств.

Потому что, без этого уточнения указанные выше определения могут относиться и к договору хранения. Еще одна неточность – путаница с определениями заема и гарантии. Каким- то образом гарантия оказалась включена в понятие займа, хотя на самом деле субъект РФ, как гарант кредитных отношений, не получает в свое распоряжение никаких денежных средств и вообще не обязан совершать никаких финансовых операций.

Государственные заимствования субъектов РФ можно рассматривать с двух точек зрения. Первая – экономическая.

Если использовать экономическую терминологию, то займ — это один из видов кредитных отношений, где субъект является должником, а между сторонами этот вид кредитных отношений определяет параметры возврата средств в денежной форме или ином эквиваленте.

А вторая точка зрения – правовая. Если следовать ей, то такая операция – всего лишь договор займа, и субъект имеет правовой статус заемщика.

Возврат средств

Все средства, которые были переданы субъекту РФ по кредитному договору, поступают в его полное распоряжения до конца действия соглашения. Это точно указано в определении Бюджетного Кодекса.

Среди современной экономической литературы до сих пор встречаются определения и отсылки, указывающие на тот факт, что заемщик оперирует средствами кредитора.

Также неправильно понимается обоснование необходимости возврата средств – часто указывают, что возврат требуется ввиду отсутствия у заемщика права собственности на предмет займа. Тем не менее, правильнее будет считать, что средства, которые получает заемщик, на все время займа принадлежат ему.

А необходимость возврата обусловлена соглашением. Тем более, возврат может осуществляться в эквивалентной форме, значит, нет возможности говорит о право — обладании кредитора выделенными средствами. Некоторые экономические школы даже рассматривают займ как вариант инвестиции.

Средства, которые поступают в обладание субъекту РФ – назначение

Средства, которые поступают в обладание субъекту РФ, не могут рассматриваться, как бюджетные доходы. До сих пор не выяснен вопрос: к какой категории средств относить эти деньги. С точки зрения юриспруденции можно делить все средства на безвозвратные и возвратные.

И доходами бюджета считаются безвозвратные средства. Так что и здесь прослеживается некоторая туманность определения. Можно отнести государственные займы к категории бюджетных доходов, если соблюдать некоторые условности.

Понятно, что они не являются доходом в прямом его понимании, однако могут рассматриваться, как доход текущего отчетного периода. Но, в конце концов, эти средства требуют погашения и не могут являться средством для создания источника дохода.

Но не стоит недооценивать эти деньги, они играют важную роль в стабилизации экономической обстановки и снятии напряженности в критические моменты.

Виды заимствований субъектов РФ

На данный момент в Бюджетном Кодексе на законодательном уровне закреплено определение государственного дохода, как безвозвратных средств. В БК выделяют три основных вида заимствований субъектов РФ. Только эти виды могут быть использованы для покрытия дефицитного бюджета и привлечения новых средств.

1) Первый – государственные займы субъектов Российской Федерации, которые исполняются с помощью выпуска ценных бумаг на имя этого субъекта.

2) Второй – кредиты и ссуды от бюджета другого уровня, из любой части государственной бюджетной системы.

3) Третий – кредитование в специализированных организациях.

Государственные займы субъектов РФ: особенности

Существует несколько признаков того, что государственные займы субъектов Российской Федерации являются правомочными:

  • Первый признак – возвратность одолженных средств.

Независимо от типа государственного заимствования, этот признак является основополагающим, как, впрочем, и для любых других видов кредитного взаимодействия. В самом начале кредитных отношений денежные потоки движутся от кредитора к заемщику, а по прошествии установленного промежутка времени – обратно.

Таким образом, можно наблюдать некоторое подобие закона маятника в экономической системе.

Важно указать на то, что при движении средств от кредитора (или кредиторов, что наблюдается чаще в связи со значительными суммами займов) к заемщику и затем от субъекта РФ обратно к кредитору происходит смена формы собственности на средства.

В самом начале они являются частной собственностью кредитора, затем становятся государственной, а затем снова частной.

Надо сказать, что любые другие финансовые отношения с участием субъектов РФ не обладают характеристикой возвратности, будто налоговые отчисления или субсидирование, денежные потоки движутся только в одном направлении. При этом стоит еще раз упомянуть, что когда употребляется слово «возврат» — это не означает, что субъект будет возвращать те же самые денежные знаки. Это значит, что заемщик выплатит по установленной форме некоторый эквивалент той суммы, которая являлась предметом займа.

2) Возмездность.

Это означает, что государственные заимствования субъектов РФ не осуществляются на безвозмездной основе, то есть кредитор получает некоторую плату от заемщика. А заемщик осуществляет некоторые выплаты в пользу кредитора. То есть деньги предоставляются за оговоренную плату сверх суммы долга.

При этом нужно помнить, что существуют и безвозмездные примеры кредитных отношений, но государственные субъекты РФ с посторонними кредиторами в такие отношения не вступают.

Другое дело – предоставление федеральным бюджетом или бюджетом более высокого уровня некоторой ссуды на развитие определенных проектов ли покрытие дефицитного бюджета. Такая операция считается безвозмездной.

Единственный случай, когда государственные заимствования субъектов Российской Федерации могут оказаться безвозмездными – это ситуация, в которой заем производится принудительно. Но такое возможно только в чрезвычайной ситуации.

При нормальных же условиях все государственные заимствования субъектов РФ у кредиторов, как физических лиц, так и юридических, являются возмездными. И это легко объяснимо – кредитор должен быть максимально заинтересован в сотрудничестве, а без материального поощрения это невозможно.

Поэтому возникает ситуация, в которой государственный субъект для того, чтобы привлечь в бюджет средства, вынужден устанавливать какие-либо выгодные параметры погашения займа.

Несмотря на все многообразие форм кредитования, при государственном заимствовании используют обычно максимально простые и прозрачные схемы. Как уже сложилось в сфере кредитных отношений, плата за предоставление займа именуется процентом.

Так происходит из-за того, что в принципе расчет этого вознаграждения происходит с учетом основной суммы и производится путем высчитывания некоторого выгодного обеим сторонам процента от этой суммы.

Здесь стоит упомянуть еще об одном значительном заблуждении в области экономики – часто процент рассматривается как плата за пользование чужими средствами. Считается, как уже говорилось ранее, что кредитор имеет право обладания на эти средства, то есть, что предмет займа – его имущество.

Это достаточно грубое заблуждение. Это мнения уже традиционно, но все же средства, которые получил заемщик, переходят к нему в собственность. Получается, что при их использовании, он осуществляет процесс управления своими средствами.

Еще более грубая ошибка – утверждение, будто процент по государственному займу – это плата за деньги. Это даже звучит странно: покупать деньги за большие деньги. Тем не менее, такая формулировка встречается даже в серьезных экономических источниках.

Нужно понимать, что средства только условно можно назвать предметом займа, они не представляют собой имущественной ценности и, значит, не могут выступать объектом сделок купли-продажи.

Все равно деньги воспринимаются в современной экономике как удобное средство расчета, но ни в коем случае как товар или объект товарных отношений. И в товарно-денежном взаимодействии, деньги – средство оплаты.

Теперь становится абсолютно очевидно, что государственные заимствования субъектов РФ – это некоторые кредитные отношения, которые являются возмездными и эквивалентными, а отношения кредитора и заемщика – двусторонними.

Но остался невыясненным один вопрос: что же такое процент? За что платит заемщик? Все просто: процентом (то есть деньгами) оплачивается услуга по предоставлению кредита.

Такая формулировка звучит гораздо разумнее и вписывается в существующую экономическую модель товарно-денежных отношений.

3) Срочность государственного займа.

Основное отличие кредита от безвозвратного предоставления средств в том, что заем, предоставленный по кредиту нужно вернуть. И не просто вернуть, а к указанному сроку и в указанном объеме. Отсюда проистекает еще одна важная характеристика: срочность. Потому как бессрочный займ – это еще одна форма безвозвратного предоставления средств, более напоминающая процесс налогообложения.

4) Государственные заимствования субъектов РФ является сугубо добровольным видом финансовых отношений.

Ранее уже было сказано о том, что займы могут быть принудительными, однако они тоже ближе по механизму действия к системе налогообложения.

А для классической ситуации отношений между субъектом-заемщиком и некоторым кредитором характерна добровольная основа финансового взаимодействия.

Это как нельзя лучше описано в определении, которое дано в Бюджетном Кодексе РФ и четко прописывает необходимость добровольного согласия обеих сторон.

5) Субъект РФ – это одна сторона отношений, которые возникают в процессе государственного заимствования.

Почему-то получило распространение такое представление, что в качестве стороны кредитного взаимодействия выступает не сам субъект, а некоторая его структура или орган, уполномоченный вести финансовую деятельность. Тем не менее, такое определение опять же противоречит сути государственного заимствования.

Как только в процессе прекращает участвовать государственный субъект, этот процесс перестает  быть государственным займом и переходит в сферу обычного кредитования физических и юридических лиц.

  Это утверждения также верно и для отношений, в которых в качестве одной из сторон выступает государственное учреждение.

6) Правовая форма отношений определяется договором, в котором указывается назначение кредита и его характеристики.

Государственные заимствования регулируются в правовой сфере. Чтобы выяснить сущность процесса такого заимствования в первую очередь надо обозначить цель кредита.

Обычно целью является привлечение средств на покрытие дефицитного бюджета. Также кредит может быть использован как средство погашения иного долга, то есть как инструмент рефинансирования.

В любом случае, государственное заимствование всегда предполагает дефицит бюджетных средств.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/9311-gosudarstvennye-zaimstvovaniya-subektov-rf

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: