Государственное регулирование цен

Основы правового регулирования цен и ценообразования

Государственное регулирование цен
Замечание 1

Понятие «цена» в общем смысле включает денежное выражение стоимости определенного блага (продукция, услуга, товар). С позиции экономики формирование цены на товар происходит при учете уровня спроса потребителя на него, имеющихся цен других производителей на подобный товар, государственных мер регулирования системы ценообразования и др.

Цена всегда включает в свой состав себестоимость выпущенного продукта, то есть стоимостную оценку природных ресурсов, материала и сырья, топлива, основных средств, трудовых ресурсов на его выпуск, которые используются в процессе производства.

Регулирование цен начинается уже с момента формирования затрат, которые включаются в себестоимость. В главе 25 НК (ст. 253) определяются расходы, которые относятся к выпуску и продаже, а также расходы:

  • по изготовлению (производству), хранению и доставке продукции, выполнению работ, оказанию услуг, приобретению и (или) реализации продукции (работ, услуг, имущественного права);
  • по содержанию и эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию основных фондов и прочего имущества, включая поддержание их в исправном состоянии;
  • по освоению природных ресурсов;
  • на научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские разработки;
  • по обязательному и добровольному страхованию;
  • другие затраты, которые можно отнести к производству и продаже продукции.

Существует несколько видов цен. Оптовая цена включает сумму, по которой производители продукции реализуют ее оптовым покупателям.

Розничная цена — это так сумма, по которой происходит реализация товара поштучно или мелким оптом населению (то есть в розницу).

Также принято различать свободную (рыночную) и регулируемую цену.

Основу формирования цены и принципы определяют положения Налогового Кодекса, в частности статья 40. Формирование свободной цены происходит в рыночных условиях в соответствии с уровнем спроса и предложения на соответствующий продукт без определенного воздействия государства на цену. В зависимости от общего правила эта цена включает себестоимость и сумму прибыли.

Замечание 2

Цена представляет собой инструмент коммерческой политики предпринимателей, поэтому выбор условий, приемов ценообразования имеет в основе цели коммерческой политики, которые заключаются в достижении существенного размера прибыли с помощью роста объема продаж.

Свободное ценообразование имеет в основе:

  • ценностный подход, где происходит формирование цены для обеспечения организации получения максимального размера прибыли с помощью достижения выгодного соотношения между ценностью товара и произведенными затратами;
  • затратный метод, который использует фактические затраты предприятия на выпуск и сбыт своего товара в качестве отправной точки формирования цены.

Рассматривая данные подходы к ценообразованию, можно разделить ценовую политику предприятия на активную и пассивную.

Активная политика ценообразования определяет установку цен в пределах политики управления сбытом с целью достичь максимально выгодных объемов продаж, средних издержек производства и целевого уровня прибыльности предприятия. Для пассивной политики характерно строгое формирование цен с использованием затратного метода или только под воздействием цен, сложившихся у конкурентов.

наряду с этим, цена рынка подвергается определенному государственному контролю. Налоговые органы имеют право подвергать контролю правильное установление сторонами цен при осуществлении сделок, если они совершаются при нескольких условиях:

  • сделки между взаимозависимыми лицами;
  • сделки, проводимые в соответствии с товарообменными (бартерными) операциями;
  • совершение внешнеторговых сделок;
  • сделки, в случае отклонения более чем на 20% в сторону повышения (понижения) от уровня цен, которые применяет налогоплательщик по идентичной (однородной) продукции (работам, услугам) в пределах короткого временного промежутка.

Рыночная цена также подвергается регулированию в случае установления ее специальными субъектами или при ее формировании в определенных целях.

Определение 1

Регулируемая цена представляет собой цену продукции, складывающуюся при воздействии со стороны государства посредством экономических и иных директив.

Опиши задание

Кроме рассмотренной классификации, выделяют мировые, формирующиеся на основе котировок биржи, и внутригосударственные цены, формирующиеся и используемые на территории РФ согласно национальному законодательству.

Для отечественных предприятий мировые цены представляют интерес в случаях, когда происходит совершение внешнеэкономических сделок.

В процессе формирования цен экспортных и импортных сделок, предприятия должны учесть условия, влияющие на формирование мировой цены.

Основа государственного регулирования цен

Отправной точкой государственного регулирования цен считается издание в 1991 году Указа Президента РСФСР № 297 «О мерах по либерализации цен».

в соответствии с Указом Президента РФ № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», изданным в феврале 1995, сегодня из Указа Президента РСФСР действует абз. 1 п. 1.

Он гласит, что существует потребность в использовании свободных (рыночных) цен и тарифов, которые формируются под воздействием спроса и предложения на товары производственно-технического назначения, продукцию народного потребления, работы и услуги.

Замечание 3

Помимо этого, последним Указом была определена ценовая политика страны, которая концентрируется на либерализации цен. Государственное регулирование цен необходимо проводить, главным образом, в отношении продукции естественных монополий.

Законодательно естественная монополия представляет собой состояние товарных рынков, где удовлетворение спроса на них эффективнее при отсутствии конкуренции.

Это может быть обусловлено технологическими особенностями выпуска продукции (например, существенное снижение затрат производства на единицу продукции по мере роста производственного объема), невозможностью замены в потреблении товаров, производимых субъектами естественной монополии, другими товарами (когда спрос на этом товарном рынке в меньшей мере зависит от изменения цен на него, чем спрос на другой товар). Подобные отношения регулирует Федеральный закон 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Правительство РФ обладает полномочиями по установлению перечня продукции производственно-технического назначения, продукции народного потребления и услуг. Цены (тарифы) на них на внутреннем рынке Российской Федерации должны подлежать регулированию, которое осуществляет Правительство, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Правовые основы регулирования цен государством

Правовое регулирование ценообразования исходя из анализа нормативных актов, состоит в нескольких способах:

  • установка минимального (максимального) ценового предела. Например, ФЗ № 35 «Об электроэнергетике» предоставляет Правительству РФ право установления предельного (минимального, максимального) уровня цен (тарифов) на услуги в области передачи электроэнергии по распределительным сетям;
  • формирование фиксированных цен;
  • формирование базовых цен, включая предельные коэффициенты их изменения.

Среди нарушений государственной дисциплины цен можно выделить:

  • повышенные государственные регулируемые цены (фиксированные, предельные цены, предельные коэффициенты, предельные уровни рентабельности);
  • завышение устанавливаемых надбавок (наценок) к цене (не распространено на предприятия, которые осуществляют реализацию товаров по свободным ценам рынка);
  • нарушение монополистическими предприятиями порядка декларирования свободных цен.

В случае нарушения законодательных норм, касающихся государственного регулирования цен (тарифов), юридические лица могут подвергаться санкциям в виде взысканий на всю сумму излишне полученной выручки и штрафов в таком же размере. В случае повторного нарушения предусмотрен штраф в двойном размере.

Наряду с этим для регулирования ценообразования государство использует в отношении производителей меры, направленные на льготное кредитование, налоговые льготы, бюджетные дотации, компенсацию расходов производителям. Подобные меры дают возможность для предприятий минимизировать себестоимость издержек по выпуску продукции, снижая в результате цену на свой товар.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/predprinimatelskoe-pravo/osnovy-pravovogo-regulirovanija-tsen/

Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики: цели, способы, результаты

Государственное регулирование цен

Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики — это система типовых мер, имеющих законодательный, исполнительный и контролирующий характер. Их проводят в жизнь правомочные государственные учреждения и общественные организации для того, чтобы стабилизировать или приспособить существующую социально-экономическую систему к изменяющимся условиям рынка.

Цели государственного регулирования цен

Регулирование цен со стороны государственных органов должно производиться для осуществления следующих целей:

  • Преодолеть инфляционные ожидания производителей;
  • Обеспечить относительную стабильность цен;
  • Создать систему льгот и преференций для российских производителей продукции;
  • Использовать государственное предпринимательство с целью роста производства определенных видов продукции и воздействия на уровень цен;
  • Оказать поддержку отечественным предприятиям, в частности экспортерам конкурентоспособных товаров на мировых рынках;
  • Обеспечить финансовую помощью в виде дотаций, субвенций и субсидий, бюджетной и льготной банковской ссуды с целью поддержки требуемого уровня цен по отдельным видам продукции (услуг), а также по отдельным производствам и отраслям;
  • Стимулировать экономический рост и содействовать прогрессивному сдвигу в структуре экономики;
  • Поддержать беднейшие слои населения и др.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 1

Необходимость вмешательства государственных структур в процессы ценообразования основана на том, что свободно функционирующий рынок не всегда гарантирует безопасность и справедливость.

Способы регулирования цен со стороны государства

Все способы регулирования цен государством делятся условно на прямые и косвенные (директивные и экономические).

В состав способов директивного (прямого) регулирования ценообразования можно включить установку фиксированных цен. Так, в любой стране приняты фиксированные тарифы на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта.

Еще один способ директивного воздействия состоит в установке предельных (максимальных и минимальных) цен.

Примером установления предельных цен может быть сфера электроэнергетики, так в стране устанавливаются предельные уровни тарифов на оплату энергии, которую потребляет население. Еще один пример — это минимальные цены на водку, ликероводочные и другие алкогольные изделия крепостью более 28 градусов.

Государство действует на цены с помощью формирования базовых цен и установления предельных коэффициентов их изменение. Такую систему в частности используют при расчете тарифов на услуги связи. Установка всех коэффициентов происходит дифференцированно в соответствии с: видами услуг, категориями потребителей, временем суток, днями недели, способами обслуживания и др.

Органы государства используют и способ индексации цен. Например, такое ценообразование широко применяется в процессе регулирования тарифов на железнодорожные перевозки грузов.

Есть еще несколько способов регулирования цен со стороны государства:

  • Формирование предельного размера снабженческо-сбытовых и торговых надбавок (таким образом, например, происходит регулирование торговых надбавок к ценам на продукты питания первой необходимости и лекарственные препараты);
  • Установка предельного уровня рентабельности (примером может быть расчет ставок оплаты за пользование вагонами и контейнерами, который осуществляется при учете обеспечения 25 % уровня рентабельности грузовых перевозок);
  • Установление гарантированных цен (так, предусмотрена возможность использовать гарантированные закупочные цены в случае реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия непосредственно государству).

Результаты государственного регулирования цен

Вмешательство государственных органов в рыночное ценообразование часто можно свести к принудительной установке цены на уровне ниже, чем рыночное равновесие спроса и предложения.

В качестве объяснения подобного вмешательства выступают, в первую очередь, социальные проблемы, включая ограниченный доступ к потребительским благам или ресурсам, неравенство в доходах и др.

Тем не менее, история показала, что еще никогда не удалось решить хотя бы одну из данных проблем с помощью вмешательства государства в механизм ценообразования.

Результаты контроля цен могут быть различными, но все они, особенно, которые применяются долгое время, имеют отрицательный эффект в экономической и социальной сфере. Последствия выражаются товарным дефицитом, нехваткой и недопроизводством продукции. Все эти факторы негативно отражаются на обществе в целом.

Замечание 2

Государство не раз пыталось решить проблему бедных слоев общества и защитить их путем установления принудительно низких цен. Тем не менее, вопрос не был решен, так как недопроизводство и дефицитность стали «уводить» имеющуюся продукцию в теневой (спекулятивный) сектор.

Установка низких цен принудительным методом приводит к возникновению теневых рынков, в которых дефицитная продукция реализуется по более высоким ценам, что обусловлено спекулятивной надбавкой. Для социально незащищенных групп данная продукция и цены становятся еще более недоступными, при этом количество неплатежеспособных граждан растет.

Контроль цен способен вести также к сокращению производства, возникновению теневой экономики в разных областях.

Как известно, особенность теневых структур заключается в их «неуловимости», в особенности для официального налогообложения со стороны государства.

По этой причине такие субъекты сокращают реальную возможность социальной защиты граждан и бюджетных отраслей, так как не платят налоги.

В качестве наиболее очевидных последствий разрушенного равновесия цен выступают очереди покупателей за дефицитными товарами, социальная напряженность и общественное недовольство правительственной политикой. Здесь необходимо принятие таких мер, как рационирование и нормирование потребления недостающей продукции, ее распределение по талонам (специальным карточкам) и др.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/gosudarstvennoe_regulirovanie_cen_v_usloviyah_rynochnoy_ekonomiki_celi_sposoby_rezultaty/

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: