ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ

Содержание
  1. Влияние расходов бюджета на ВВП —
  2. Влияние роста госрасходов на совокупный спрос
  3. Влияние госрасходов на совокупное предложение
  4. Сложность оценки эффекта от увеличения госрасходов
  5. Ввп и индекс цены: основные понятия и принципы расчета
  6. Валовой внутренний продукт
  7. Ключевые моменты при определении ВВП:
  8. Особенности определения ВВП:
  9. Пример расчета
  10. Расчет ВВП по добавленной стоимости
  11. Расчет ВВП по доходам
  12. Пример расчета ВВП по доходам
  13. Расчет индекса Ласпейерса
  14. ТОП-5 самых крупных статей расходов Федерального Бюджета РФ
  15. ТОП-5 — «Субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям» код вида расходов бюджета «600»
  16. ТОП-4 — «Иные бюджетные ассигнования», код вида расходов бюджета «800»
  17. ТОП-3 — Зарплаты бюджетникам, код вида расходов бюджета «100»
  18. ТОП-2 — «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд», код вида расходов бюджета «200»
  19. ТОП-1 — «Межбюджетные трансферы» код вида расходов бюджета «500»
  20. Вывод

Влияние расходов бюджета на ВВП —

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ

По материалам статьи Кудрин А., Кнобель А. Бюджетная политика как источник экономического роста // Вопросы экономики, №10, Октябрь 2017, C.5-26.

Государственные расходы выступают одной из важных компонент ВВП страны. Согласно известному макроэкономическому тождеству, Y = C + I + G + NX, где: Y — выпуск; C — потребление; I — инвестиции; G — государственные расходы; NX — чистый экспорт. Для России в 2016 г. доля госрасходов в ВВП составила 35,9%1. В разных странах она колеблется от 20 до 55%.

Активное использование бюджетной политики в период мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. породило новую волну научных дискуссий о ее возможностях и эффективности.

Основной вопрос: какое влияние оказывает увеличение госрасходов сегодня на выпуск в будущем? В экономике данный эффект количественно измеряется при расчете мультипликатора государственных расходов, характеризующего отношение прироста ВВП к их увеличению.

Среди экономистов есть разногласия по поводу того, каким должен быть мультипликатор госрасходов — больше или меньше 1, насколько допустимы с точки зрения эффективности бюджетных расходов его отклонения от 1.

Влияние роста госрасходов на совокупный спрос

Теоретически на данный вопрос можно ответить при помощи моделирования, однако выводы из построенной модели сильно зависят от изначальных предположений.

Чтобы подтвердить это, рассмотрим ранее упомянутое тождество: Y=C + I + G + NX, означающее, что все, что произведено (У), должно быть кем-нибудь потреблено (C + I + G + NX).

Предположим, что госрасходы увеличиваются, и попытаемся понять, как это повлияет на ВВП.

Правая часть тождества представляет спрос на товары и услуги в экономике за определенный период. Так как госрасходы — одна из компонент этого спроса, их увеличение оказывает прямое положительное воздействие на него. Однако увеличение госрасходов косвенно влияет на частный сектор, который определяет остальные три компоненты спроса.

Во-первых, увеличение госрасходов будет отрицательно воздействовать на потребление домохозяйств, так как их рост должен быть сбалансирован увеличением совокупных налоговых сборов — либо одновременным, либо через некоторое время в будущем. В обоих случаях снизятся располагаемый доход домохозяйств и соответственно потребление — в силу эффекта дохода.

В стандартных предположениях, когда выполняется рикардианская эквивалентность, домохозяйства полностью компенсируют увеличение госрасходов, уменьшая потребление 1:1. Это позволяет им больше сберегать, чтобы покрыть будущее увеличение налогов. Такой случай полного замещения опирается на ряд предположений, которые в реальности не выполняются.

Соответственно потребление снизится в меньшей мере, чем увеличатся госрасходы.

Во-вторых, рост госрасходов отрицательно влияет на инвестиционную активность бизнеса, который ожидает, что в будущем увеличатся налоги, относящиеся к их видам деятельности.

Очевидно, эти налоги уменьшают ожидаемую доходность проектов, дестимулируя инвестиции.

Таким образом, частные инвестиции вытесняются государственным потреблением, что в долгосрочной перспективе приводит к ухудшению качества отбора инвестпроектов и, как следствие, к снижению отдачи от инвестиций.

В-третьих, увеличение госрасходов за счет описанного выше эффекта дохода снизит спрос на импорт.

Однако одновременно с этим будут расти процентные ставки из-за увеличения спроса на деньги в условиях повышения номинального ВВП в силу увеличения госрасходов, и национальная валюта укрепится, соответственно увеличится импорт.

Таким образом, результирующее изменение импорта будет незначительным, а укрепление национальной валюты, в свою очередь, неизбежно приведет к сокращению экспорта.

Следовательно, можно ожидать, что рост расходов государства окажет негативное воздействие на объем потребления домохозяйств, совокупных инвестиций и чистого экспорта. Соответственно единственная компонента, действующая в сторону увеличения спроса, — само государственное потребление.

Влияние госрасходов на совокупное предложение

Однако для полноты картины необходимо учитывать влияние госрасходов на другую часть тождества — на предложение. В макроэкономической теории предложение товаров и услуг определяется тремя переменными: технологией производства, капиталом и эффективным трудом. Увеличение любой из этих переменных приводит к росту выпуска.

Под технологией производства понимают знания, которые позволяют экономике производить больше при фиксированном количестве капитала и эффективного труда. Предполагается, что технология постепенно совершенствуется.

В зависимости от модели этот процесс может быть случайным или детерминированным.

Но в обоих случаях рост госрасходов не влияет на технологию или влияет незначительно (за исключением ситуаций, когда растут ассигнования на НИОКР).

Аналогично, в теоретических моделях предполагается, что капитал меняется медленно. Новые здания и оборудование требуют времени для постройки и установки; инвестиционные проекты — на планирование, согласование и реализацию. По этим причинам капитал предполагается фиксированным в краткосрочной перспективе, то есть госрасходы не оказывают на него значимого влияния.

Напротив, эффективный труд, под которым понимают количество отработанных часов с учетом различий в квалификации рабочей силы (часы инженера ценятся больше, чем рабочего), — это переменная, которая может подстраиваться под изменившиеся условия в экономике уже в краткосрочной перспективе.

Гибкость данной переменной в том, что новых рабочих можно быстро нанять, уже работающих — перевести на частичную занятость или уволить.

Поэтому возникает вопрос: приведет ли увеличение госрасходов к росту количества отработанных часов и соответственно выпуска? Ответ, как обычно, зависит от величины нескольких разнонаправленных эффектов.

С одной стороны, сокращение располагаемого дохода домохозяйств из-за ожидаемого роста налогов вынуждает их снижать количество часов своего досуга и увеличивать количество рабочих часов (эффект дохода).

С другой стороны, рост налогов, вызывающий уменьшение зарплаты домохозяйств, приводит к замещению рабочих часов досугом (эффект замещения). Следовательно, суммарный эффект для предложения труда зависит от того, какой из двух эффектов окажется сильнее.

Отметим, что если финансирование госрасходов происходит не за счет увеличения текущих налогов, то эффект замещения окажется незначительным и эффект дохода приведет к росту предложения труда и соответственно товаров и услуг.

Сложность оценки эффекта от увеличения госрасходов

Суммарный эффект от роста госрасходов для ВВП зависит от величины всех эффектов для спроса и предложения товаров и услуг. Увеличение госрасходов непосредственно ведет к росту спроса. Но это прямое влияние на спрос компенсируется уменьшением других его составляющих.

Со стороны предложения количество эффективных часов может как увеличиться, так и уменьшиться. Чтобы уравнять спрос и предложение товаров и услуг, в модели обычно присутствует переменная, которая свободно подстраивается под изменившиеся условия в экономике. Обычно это реальная или номинальная процентная ставка.

Из обзора теоретических моделей следует, что в теории можно получить достаточно широкий диапазон значений мультипликатора в зависимости от того, за счет каких средств финансируются госрасходы, и других факторов.

К сожалению, этот диапазон значений такой широкий, что нельзя однозначно сказать, приведет увеличение госрасходов к росту ВВП или нет.

Так как теория не дает однозначного ответа на вопрос о знаке и величине мультипликатора, следует ответить на него эмпирически. На первый взгляд кажется, что это можно сделать, сопоставляя ряды данных по объемам госрасходов и ВВП и наблюдая, увеличивается ВВП сверх своего обычного тренда при росте госрасходов или нет. Однако из-за ряда проблем эта задача усложняется.

Например, если на данных наблюдается корреляция между динамикой госрасходов и ВВП, то это не позволяет однозначно утверждать, что рост ВВП вызван ростом госрасходов, так как может быть и наоборот: рост ВВП выступает причиной роста госрасходов. Обойти проблему причинности можно через фокусирование оценки эффективности бюджетных расходов на функциональных разделах и направлениях финансирования, о которых априори известно, что они не подвержены изменениям вслед за динамикой ВВП.

Другая сложная проблема для эмпирической оценки эффекта от увеличения госрасходов — ожидания экономических агентов. Обычно государственный бюджет определяется за несколько кварталов до того, как он начинает исполняться, соответственно домохозяйства и фирмы могут подстраивать свое поведение уже в настоящем, зная о будущих событиях в экономике.

Например, фирмы могут заранее создать дополнительные рабочие места и закупить больше промежуточных товаров, чтобы быть готовыми к ожидаемому росту спроса на их продукцию в обозримом будущем. В то же время нанятые рабочие начнут покупать товары на полученную зарплату.

Таким образом, эффект от увеличения госрасходов в будущем может возникнуть уже в текущем периоде, что приведет к недооценке мультипликатора госрасходов на ВВП.

Источник: https://popecon.ru/482-vlijanie-rashodov-byudzheta-na-vvp.html

Ввп и индекс цены: основные понятия и принципы расчета

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ

Макроэкономические показатели — это совокупные показатели, используемые для отражения экономической ситуации.

В этой части серии статей будут рассмотрены валовой внутренний продукт (ВВП) и индекс цен. В следующей части — безработица и инфляция.

Валовой внутренний продукт

ВВП — это денежная стоимость всех товаров и услуг, произведенных резидентами в национальной экономике для целей конечного потребления, накопления и экспорта за определенный период времени (обычно год).

Ключевые моменты при определении ВВП:

1. Денежная оценка продукции.

2. Резиденты — все экономические единицы (физические и юридические лица), независимо от их национальности и гражданства, которые имеют центр экономических интересов на экономической территории данной страны (занимаются производственной деятельностью или проживали в стране по минимум один год).

3. ВВП — это индикатор потока, который описывает изменения в национальном богатстве за определенный период времени (обычно один год).

4. Национальное богатство — запас материальных благ и стоимость земли. Национальное богатство состоит из зданий, сооружений, оборудования и запасов (инвентарь фирм и запасы товаров длительного пользования от домашних хозяйств).

5. Только конечные товары и услуги учитываются в ВВП.

6. Конечные товары и услуги, товары и услуги, приобретенные в течение года для целей конечного использования: потребление, накопление и вывоз и не предназначены для дальнейшей переработки или перепродажи.

7. Промежуточные продукты — товары и услуги, предназначенные для дальнейшей переработки и перепродажи, то есть используемые для производства других товаров и услуг в период, для которого рассчитывается ВВП.

Особенности определения ВВП:

1. Профилактика «двойного счета»:

1.1. Дифференциация конечных и промежуточных продуктов (промежуточные продукты не учитываются в ВВП).

1.2. Перепродажа бывших в употреблении предметов (например, подержанных автомобилей, вторичного рынка недвижимости и т. д.) Не рассматриваются, т.к. они уже учитывались один раз в ВВП.

2. Учет хозяйственного производства, а не перераспределения:

2.1. Операции с ценными бумагами (купля-продажа акций и облигаций) не учитываются

2.2. Ценные бумаги фиксируют право собственности на часть будущего продукта. Их покупка и продажа — это изменение в соотношении прав собственности на продукт, а не изменение самого продукта.

3. Рыночная оценка: нерыночные сделки не учитываются

4. Недооценка «теневой экономики» — экономической деятельности, скрытой от учета и контроля по разным причинам (уклонение от уплаты налогов, запрещенное производство и т. Д.).

Источник: Gartner Blog

  1. По расходам (метод конечного использования);
  2. Добавленная стоимость (способ производства);
  3. По доходам (способ распределения).

ВВП по расходам – сумма расходов на конечную продукцию всех секторов экономики:

Y = C + I + G + NX

C — потребительские расходы;

R — валовые частные внутренние инвестиции;

G — государственные закупки товаров и услуг;

NX –– чистый экспорт.

Потребительские расходы (C): расходы домашних хозяйств на текущее потребление, т.е. на покупку товаров (услуг), включая товары длительного пользования, но исключая покупку жилья.

Инвестиционные затраты (I):

  • расходы фирм на производственные инвестиции (строительство зданий, сооружений, приобретение оборудования);
  • вложения в жилищное строительство (покупка жилья домохозяйствами);
  • увеличение запасов, в том числе незавершенного производства за отчетный период.

В соответствии с их назначением инвестиционные расходы должны покрывать выбытие капитала (из-за физического и морального износа), то есть амортизация, + давать увеличение основного капитала для расширения производства в будущем (чистые инвестиции).

Государственные закупки товаров и услуг (G): государственные расходы на покупку товаров и услуг, необходимых для производства общественных благ (образование, здравоохранение, национальная оборона, культура и т. Д.).

Трансфертные платежи не включены, так как они являются формой перераспределения доходов.

Чистый экспорт (NX) = Доход страны от экспорта (Ex) – расходы  на импорт (Im):

Пример расчета

Домохозяйства тратят 400 млрд. рублей, расходы фирм на приобретение машин и оборудования 150 млрд. руб., расходы на покупку жилья 50 млрд. руб. Запасы на конец года превысили запасы на начало года на 20 млрд. рублей. Государственные закупки товаров и услуг 100 млрд. руб., Экспорт 150 млрд. руб., Импорт 90 млрд. руб.

Решение. Расходы ВВП рассчитываются по формуле:

Y = C + I + G + NX

C — потребительские расходы домашних хозяйств (400 млрд. рублей);Я — согласно условию задачи, я = 150 + 50 + 20 = 220 млрд. руб.;G — государственные закупки товаров и услуг (100 млрд. руб.);

NX (чистый экспорт) = экспорт — импорт = 150 — 90 = 60 млрд. руб.

Общий ВВП = 400 + 220 + 100 + 60 = 780 млрд. руб.

Расчет ВВП по добавленной стоимости

ВВП по добавленной стоимости — это сумма добавленной стоимости на каждом этапе производства конечного продукта.

Добавленная стоимость в экономике — это разница между стоимостью произведенной продукции (валовая продукция) и стоимостью продукции, полностью потребленной в процессе производства (промежуточное потребление).

Для экономики в целом:

ВВП = валовой выпуск — промежуточное потребление

Вклад отдельной компании в ВВП:

Добавленная стоимость = выручка от реализации — стоимость сырья.

Тогда ВВП = сумма добавленной стоимости каждой фирмой

Расчет ВВП по доходам

ВВП по доходам — ​​это сумма первичного фактора дохода, получаемого от создания ВВП данной страны собственниками ресурсов (факторов производства).

ВВП = W + ЧКН + A + R + i + π + ПК, где:

W — зарплата сотрудников;ЧКН — Чистые косвенные налоги на бизнес;А — амортизация;R — арендные платежи;i — процентный доход;π — смешанный доход;

ПК — корпоративная прибыль.

Пример расчета ВВП по доходам

Существует множество данных по экономике:— потребительские расходы — 800;— амортизация 100;— чистые инвестиции 200;— государственные закупки товаров и услуг 300;— экспорт 500;— импорт 400;— заработная плата работников 700;— косвенные налоги на бизнес 150;— субсидии для бизнеса 50;— переводы 200;— процентный доход 75;— доход от аренды 25;— корпоративная прибыль 350;— взносы на социальное обеспечение 120;— личные налоги 250;

— подоходный налог с предприятий 115.

Нужно найти ВВП по доходам.

ВВП по доходам = 700 + (150 — 50) + (100 + 25 + 75 + 350) = = 1350 млрд. руб.

Уровень цен рассчитывается как индекс цен.

1. Индекс потребительских цен (ИПЦ) — основан на стоимости рыночной потребительской корзины (300-400 видов товаров и услуг, включая как отечественные, так и импортные товары и услуги).

2. Индекс цен производителей (PPI) — стоимость корзины промышленных товаров (промежуточное потребление).

ИПЦ и ИЦП рассчитываются по методу Ласпейера.

3. Дефлятор ВВП — рассчитывается на основе стоимости рыночной корзины всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране в течение года (как потребительских, так и промышленных).

Дефлятор ВВП рассчитывается по методу Пааше.

1. Индекс цен по методу Ласпейера:

Р1 — цены в отчетном году;Р0 — цены в базовом году;

Q0 — количество товаров в базовом году.

2. Индекс цен по методу Пааше:

Р1 — цены в отчетном году;P0 — цены в базовом году;Q0 — количество товаров в базовом году;

Q1 — количество товаров в отчетном году.

Недостатки:

— Индекс цен Ласпейерса завышает темпы роста цен (эффект от замены дорогих товаров относительно более дешевыми не учитывается);

— Индекс цен Пааше недооценивает темпы роста цен (переоценивает структурные изменения в ассортименте продукции по отношению к базовому периоду).

3. Индекс цен по методу Фишера:

IF = √IL ∗ IP.

Рассчитайте:

  1. индекс Ласпейреса;
  2. индекс Пааше;
  3. индекс Фишера (2018 – базисный период).

Это значит, что все товары вместе выросли в цене в отчетном периоде по отношению к базисному.

Расчет индекса Ласпейерса

Отсюда следует ,что стоимость жизни выросла на 25%. 

Индекс Фишера представляет собой среднее геометрическое индекса Ласпейреса и индекса Пааше:

Следовательно, общий уровень цен вырос на 24%.

Построить карьеру в финансах поможет программа «Финансовая Академия» от SF Education!

Источник: https://blog.sf.education/osnovnye-makroekonomicheskie-pokazateli-chast-1/

Здравствуйте дорогие читатели, сегодня мы рассмотрим куда и на что тратятся бюджетные деньги и какие самые крупные статьи расходов на что тратятся в нашей стране.

ТОП-5 самых крупных статей расходов Федерального Бюджета РФ

Задавались вы когда-нибудь вопросу: «А куда тратятся бюджетные деньги?«. Ведь, каждый из нас имеет непосредственное участие в формировании Бюджетов России за счёт выплаты налогов, акцизов, НДС и прочих отчислений.

В 2019 году, расходы Федерального Бюджета РФ составили — 18 214,517 миллиардов рублей.

Ну что же, давайте посмотрим как был исполнен бюджет 2019 года и куда больше всего было потрачено денег государством.

ТОП-5 — «Субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям» код вида расходов бюджета «600»

Открывает наш рейтинг затраты на предоставление субсидий бюджетным, автономным и некоммерческим организациям.

«Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям»

Как можно увидеть из таблицы, всего было выделено из Федерального Бюджета РФ — 1 454,076 млрд. рублей.

Большая часть (1 125,060 млрд. рублей) составили субсидии бюджетным организациям.

ТОП-4 — «Иные бюджетные ассигнования», код вида расходов бюджета «800»

На данную смету затрат пришлось — 1 608,422 млрд. рублей. По названию, сложно понять что это вообще такое. Ну давайте немного в этом разберемся.

Иные бюджетные ассигнования включают в себя все категории, с к классификатором 800.

Большая часть данных субсидий были предоставлены:

  • Юридическим лицам — код 810 — 760,892 млрд. рублей
  • Государственным корпорациям — код 820 — 470,788 млрд. рублей

Видимо, гос. предприятия и бизнес в нашей стране это дело всё-таки убыточное, раз уж на них выделяются средства из бюджета.

ТОП-3 — Зарплаты бюджетникам, код вида расходов бюджета «100»

Следующая статья расходов подразумевает выплаты бюджетникам, которые выполняют свои функции.

«Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами»

Всего на бюджетников, за 2019 год из Федерального Бюджета было потрачено — 2 981,812 миллиардов рублей.

Большая часть от этой суммы (1,8 трлн. рублей) была потрачена на персонал в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны.

А это 16,5% от суммы всего Федерального Бюджета. Колоссальная сумма…

Думаю, итак понятно что речь идет о силовых структурах и полиции.

ТОП-2 — «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд», код вида расходов бюджета «200»

Еще одна смета расходов Федерального Бюджета, связанная с поддержкой функционирования государственного казенного аппарата.

«Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд»

На данную смету из бюджета было выделено аж — 3 667,154 млрд. рублей. А эта сумма уже, сама по себе составляет около 20% от всех затрат Федерального Бюджета России.

Еще одна весомая статья расходов, затрачиваемая на поддержание работы бюрократического аппарата.

ТОП-1 — «Межбюджетные трансферы» код вида расходов бюджета «500»

Самой крупной и значимой частью расходов Федерального Бюджета оказались некие «Межбюджетные трансферы».

«Межбюджетные трансферты»

Сумма всех трансферов составляет — 5 817,691 млрд. рублей.

Это смета затрат связана с такими явлениями, как:

  • Дотации
  • Субсидии
  • Трансферы (ФСС, ФОМС, Пенсионный фонд и иные)

Как можно увидеть из таблицы, более 3,3 трлн. рублей были переведены в 2019 году в Пенсионный Фонд в виде трансферов.

Вывод

Как можно понять из данного ТОПа, просто баснословные деньги ежегодно тратятся из бюджета РФ на поддержание работы бюрократического аппарата.

Только зарплата бюджетникам и закупка товаров уже составляет около 6,6 трлн. рублей. А это треть от всего Федерального бюджета. А если прибавить сюда еще и субсидии бюджетным организациям…

Когда например как на «Стипендии» и «Премии и гранты» выделяется всего по 7,1 и 8,2 млрд. рублей из Консолидированного Бюджета РФ.

А это почти в тысячу раз меньше, чем тратится на работоспособность всего бюджетного аппарата…

Можно легко высвободить до нескольких триллионов бюджетных денег и перенаправить их на куда более социально-полезные вещи, если оптимизировать затраты на весь бюджетный сегмент…

Источник: https://zen.yandex.ru/media/mamin_sibiryak/kuda-tratiatsia-biudjetnye-dengi-top5-samyh-krupnyh-statei-rashodov-federalnogo-biudjeta-rf-5fb1346ab32163393761f0c1

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: