ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ

Содержание
  1. Государственные корпорации это…
  2. Влияние государственных корпораций на экономику
  3. Современные государственные корпорации
  4. Особенности правового положения государственной корпорации
  5. Имущество ГК
  6. Ежегодный отчёт ГК
  7. Особенности правового положения ГК. ФЗ регулирующий правовое положение
  8. Высший орган управления ГК
  9. Инвестиционная деятельность ГК
  10. Портрет победителя
  11. «Три мушкетёра» снова вместе
  12. Госкорпорации — это… Описание, перечень, история возникновения
  13. Понятие государственной корпорации
  14. Госкорпорации, госпредприятия и госкомпании
  15. Правовое регулирование деятельности госкорпораций
  16. Какие привилегии имеют госкорпорации?
  17. История возникновения
  18. Перспективы государственных корпораций
  19. Отраслевые особенности развития госкорпораций
  20. Особенности иностранных госкорпораций
  21. Резюме
  22. Государственная корпорация
  23. Кто российскому бизнесу помог выжить в кризис
  24. Мнения и оценки экспертов
  25. Госкорпорация как локомотив для экономики страны
  26. Роль государственной финансовой корпорации в XXI веке

Государственные корпорации это…

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ
Государственной корпорацией (Государственной компанией) признаётся организационно-правовая форма некоммерческих организаций в России, созданных на основании персонализированного Федерального закона для реализации социальных и иных управленческих направлений.

Мы уже рассказывали, какие бывают некоммерческие организации. Данная информация имеется в материале, с которым можно здесь ознакомиться.

Государственными корпорациями могут быть только некоммерческие организации, не имеющие членства, которые образованы исключительно на основании решения Правительства Российской Федерации с учётом Федерального Закона о ее учреждении.

Определение что такое государственная корпорация.

Основные средства Государственных корпораций находятся в собственности государства, а руководящий состав назначается, либо утверждается с помощью контрактной системы соответствующими государственными органами.

Такая форма предприятий впервые появилась на пространстве Российской Федерации в 1999 году.

Именно тогда, на основании соответствующего закона о создании, а также в соответствии с Федеральным законом «О внесении дополнений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 08.07.

1999 года № 140 ФЗ, в помощь проблемным кредитным организациям (банкам), было создано (АРКО) «Агентство по реструктуризации кредитных организаций», которое имело именно такую организационно-правовую структуру.

Впоследствии, в 2004 году, данная организация была упразднена.

Такая форма некоммерческих организаций стала востребована в связи с тем, что не все сферы экономики являются интересными для частного капитала, так как вложенные туда средства имеют очень незначительную отдачу, прибыль там возможна лишь в долгосрочной перспективе. А учитывая всю нестабильность экономического развития страны, такие денежные вливания со стороны частных компаний, были определены как вложения с высокой долей риска и, соответственно, не получили должного развития.

Отличительные особенности Государственной корпорации в плане правового положения, определяются на основании ФЗ России об ее создании.

Можно отметить, что Российская Федерация не является гарантом выполнения взятых на себя Государственной корпорацией обязательств, если иное не предусмотрено в ФЗ о ее создании.

Соответственно и Госкорпорация не может быть ответственна по обязательствам Российской Федерации.

Нужно отметить, что данным организациям не запрещено ведение предпринимательской деятельности, но лишь в той мере, которая может способствовать достижению строго определенных целей, ради которых она была учреждена.

Влияние государственных корпораций на экономику

По своим основным характеристикам такие организации полностью соответствуют организационной структуре основополагающих институтов плановой экономики. На основании следующих фактов, с полной уверенностью можно утверждать, что Государственные корпорации непосредственно влияют на развитие той или иной сферы экономики страны:

  • В состав Государственных корпораций включаются предприятия соответствующего профильного направления, в сфере которого ведется основная ее деятельность. Данные предприятия, после включения их в состав Госкорпорации, ведут консолидированную деятельность, подчиненную общим целям и уже не являются конкурентами. Это позволяет достичь максимальной эффективности в их деятельности.
  • Госкорпорация созданная в соответствии с ФЗ о ее создании, обязана отчитываться о ведении своей деятельности перед соответствующими структурами федеральной власти. Они (федеральные структуры), при этом – назначают генерального директора корпорации и управляют созданным наблюдательным советом.
  • Все имущество, принадлежащее Госкорпорации, как правило, передано ей государством во время ее создания. Оно находится под полным контролем соответствующих государственных структур. После ликвидации Госкорпорации, принадлежащее ей имущество, на основании соответствующего указа правительства РФ, возвращается прежнему владельцу.
  • Каждая Госкорпорация имеет иерархическую структуру, которая предусматривает финансовую и организационную соподчиненность между уровнями, а также разделение между ними ответственности и функций.
  • Госкорпорация не может быть создана с целью получения прибыли, что отвечает критериям развития плановой, а не рыночной экономики.

Из вышеизложенного следует, что Госкорпорации, созданные в РФ, отвечают всем базовым характеристикам предприятий плановой экономики. В то же время они являются современной формой объединения, которое использует современные методы работы принятые в рыночной среде.

Современные государственные корпорации

Приведем примеры Госкорпораций, которые были созданы в последние годы, а также соответствующие законы:

Также в последние годы был создан и ряд других Государственных корпораций (некоторые уже упразднены), каждая из которых нацелена на подъем и развитие определенной отрасли экономики нашего государства. Все цели и методы их достижения, обозначены в их Уставах, а также в соответствующих законодательных актах правительства РФ.

Источник: https://xn----ptbqddc.xn--p1ai/info/190-gosudarstvennye-korporacii-eto.html

Особенности правового положения государственной корпорации

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ

Согласно ФЗ О некоммерческих организациях, под Государственной корпорацией в дальнейшем ГК, понимается некоммерческая организация не имеющая членства, созданная РФ на основании имущественного взноса для реализации управленческих, социальных, и др. общественно полезных функций.

Имущество ГК

Если какое то имущество передаётся ГК РФ, то отныне это имущество остаётся в собственности ГК. ГК и РФ не отвечают по обязательствам друг друга если иное не устанавливает ФЗ. В ГК может быть сформирован уставной капитал, за счёт части её имущества, в случае установленных ФЗ.

Уставной капитал устанавливает тот минимальный размер имущества, который гарантировал бы осуществление интересов её кредиторов.

Допускается что ГК будет использовать имущество для целей, которые определяет закон при её создании. Предпринимательская деятельность может осуществляться ГК, только если она соответствует и служит всё тем же целям ради которых она создана.

Ежегодный отчёт ГК

В основные обязанности ГК входит, обязательная публикация ежегодных отчётов об расходовании своего имущества. Вся ежегодная бух.отчётность ГК подлежит обязательному аудиту, той компанией которую отобрал высший орган управления ГК, на конкурсной основе.

В годовом отчёте который публикует обычно ГК по истечению года обязательно должны содержаться сведения о выполнении стратегии деятельности ГК и иная информация которую предусматривает на этот случай законодательство РФ. Отчёт утверждается не позже 1 июля года, следующего за отчётным годом.

Правительством РФ вправе устанавливаться иные требования годового отчёта ГК, в том числе и об инвестиционной деятельности.

Данный отчёт должен быть размещён на официальном сайте ГК с учётом требований НПА о государственной и коммерческой тайнах, в сроки не превышающие две недели с даты принятия решения высшим управляющим органом корпорации об утверждении такового отчёта, если ФЗ не установлены иные сроки.

В сети Интернет, на официальном сайте КГ также должны быть размещены следующие виды информации: стратегия деятельности ГК, порядок закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд государственной корпорации.

Особенности правового положения ГК. ФЗ регулирующий правовое положение

Правовое положение ГК регулируется ФЗ предусматривающим образование таковой.

Чтобы создать ГК не требуется учредительных документов которые обычно необходимы при создании юридического лица.

В таком законе должно быть прописано: наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

В ФЗ о создании ГК, должна содержаться информация о формировании совета директоров или наблюдательного совета государственной корпорации (далее — высший орган управления государственной корпорации). В состав последнего имеют право входить члены не являющиеся государственными гражданскими служащими.

Высший орган управления ГК

Правительством РФ установлен порядок участия членов Правительства РФ и государственных гражданских служащих в высших органах управления государственных корпораций.

Высший орган управления ГК возлагает на себя следующие компетенции: -утверждать долгосрочную программу деятельности и развития государственной корпорации, предусматривающую выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, и (или) иного документа о долгосрочном планировании, определенного федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации (стратегии деятельности государственной корпорации); -устанавливать систему оплаты труда работников государственной корпорации, которая предусматривала бы зависимость оплаты труда ее работников от достижения основных показателей эффективности деятельности;

-определять порядок использования прибыли государственной корпорации;

-принимать решения о передаче части имущества государственной корпорации в государственную казну Российской Федерации и т.д.

-создавать комитеты, комиссии по вопросам, отнесенным к его компетенции, для их предварительных рассмотрения и подготовки.

Инвестиционная деятельность ГК

ГК также может осуществляться инвестиционная деятельность в отношении своих временно свободных средств, на основании таких принципов как возвратность, прибыльность и ликвидность приобретаемых ею активов (объектов инвестирования).

Порядок принятия решения об инвестировании, объемы инвестируемых средств ГК определяет высший орган управления таковой. Им же вправе устанавливаться также дополнительные ограничения и требования в отношении операций по инвестированию ГК.

Правительство РФ вправе установить: список разрешённых активов(объектов инвестирования), порядок и условия инвестирования средств ГК, порядок и механизмы контроля за инвестированием этих средств, порядок совершения сделок по инвестированию временно свободных средств государственной корпорации, формы отчетов об инвестировании временно свободных средств государственной корпорации, порядок предоставления и раскрытия этих отчетов.

Контроль за деятельностью ГК вправе осуществлять счётная палата и иные органы гос.власти установленные законодательством РФ.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5da73f47e4f39f00b1e69963/osobennosti-pravovogo-polojeniia-gosudarstvennoi-korporacii-5db9b166bc251400b2466d51

Их связала отнюдь не музыка, а решение федерального правительства. Система институтов развития будет реформирована, что существенно увеличит объём полномочий государственной корпорации «ВЭБ.РФ».

Последняя полноценная неделя ноября началась с заседания правительства России, где был озвучен план оптимизации институтов развития, коих насчитывается аж 40 штук только на федеральном уровне. Председатель правительства Михаил Мишустин признал очевидное:

Наш анализ показал, что деятельность этих институтов, по сути, слабо увязана с новыми национальными целями развития. Отсутствуют единые механизмы управления. Есть существенное пересечение функций с федеральными органами исполнительной власти и коммерческими организациями.

Многие институты развития со схожим функционалом объединят. Речь идёт, например, о двух лизинговых компаниях – ГТЛК и «ВЭБ-лизинг», они будут преобразованы в Единую лизинговую компанию. Будет создан Универсальный банк – на основе МСП Банка и Банка «ДОМ.РФ».

А Фонд содействия реформированию ЖКХ и Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства будут объединены в Фонд содействия реформированию ЖКХ. К Российскому научному фонду будет присоединён Российский фонд фундаментальных исследований.

Кроме того, Российская венчурная компания будет передана в управление Российского фонда прямых инвестиций.

И пожалуй, самое важное. Будет сформирован крупный инвестиционный блок на базе «ВЭБ.

РФ» с передачей под его управление Корпорации МСП, Роснано, Российского экспортного центра и его страхового подразделения «ЭКСАР», а также четырёх фондов: «Сколкова», Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонда инфраструктурных и образовательных программ и Фонда развития промышленности.

Портрет победителя

«Я понимаю, почему власти это делают: потому что, если посмотреть, сколько тратилось на Роснано и прочие компании денег, – там сотни миллиардов рублей, а «выхлопа» никакого», – выразил мнение политолог, президент Центра социальных и политических исследований Георгий Фёдоров. В данном случае правительство России, принимая такое решение, ставит основной задачей сделать институты более эффективными.

Вопрос лишь в том, насколько эффективными будут эти институты. По сути, своё влияние усиливает глава «ВЭБ.РФ» Игорь Шувалов, человек с довольно спорной репутацией, но зато (или благодаря этому) с внушительным списком принадлежащей ему недвижимости и иной собственности.

В 2019 году Шувалов задекларировал три квартиры в России (108,9; 73,8 и 115,8 кв. м), жилой дом площадью 4174,1 кв. м в России, а также особняк и квартиру, соответственно, в Австрии и Великобритании – площадью 1479,8 и 483 кв. м. Доход главы госкорпорации «ВЭБ.РФ» в 2019 году увеличился в 2,5 раза – до 179,7 млн руб.

против 71 млн руб. годом ранее.

Кроме того, бывший «слуга народа», а ныне глава крупнейшей госкорпорации, которая является основным оператором по распределению триллионов рублей на национальные проекты, прославился арендой суперэлитной зарубежной недвижимости, собаками породы корги, которых на частном самолёте возит на международные выставки его жена, и своими офшорными сделками.

«Что касается Шувалова, то несколько лет тому назад был скандал, что он должен был вывести 200 млн долларов из своих трастов на Британских Виргинских Островах, – напомнил эксперт по экономической безопасности Дмитрий Русак. – Он это сделал, но никто не увидел, куда они пришли. Отчётов нет.

Где эти деньги? Что касается Ольги Шуваловой, то у неё на балансе показан только один самолёт, на котором она возит собачек, не более того. Возникает вопрос: декларация, господа хорошие. Президент запретил владеть миллионными счетами – и вы обязаны были декларировать.

Где всё то, что вы обязаны декларировать?»

«Три мушкетёра» снова вместе

Руководить господин Шувалов будет в числе прочих своими давними соратниками – председателем фонда «Сколково» Аркадием Дворковичем, который находился в разработке ФСБ по делу Улюкаева и поднимал фужер «за аграрное лобби» на борту частного джета с министром сельского хозяйства, и Анатолием Чубайсом, который, несмотря на коррупционные скандалы, вот уже 12 лет возглавляет Роснано. За 2019 год компания «Роснано» под руководством Анатолия Чубайса принесла стране убытки на 16,5 млрд рублей. В компании это списали на падение курса рубля.

Более 30% объёма инвестиционного портфеля Роснано относится к зарубежным активам и номинирована в иностранной валюте. В течение 2019 года российский рубль укрепился по отношению к доллару США почти на 11%, что негативно сказалось на стоимости зарубежных активов АО «Роснано» в рублёвом эквиваленте,

– говорилось в сообщении госкорпорации.

Впрочем, эксперты уверены: виной всему не курс валют, а неэффективные проекты, в которых растворяются миллиарды бюджетных средств. Станут ли при Игоре Шувалове траты более рациональными, вопрос скорее риторический.

Я думаю, что Шувалов, Чубайс и Дворкович сработаются, – заявил Георгий Фёдоров, – просто потому, что они друзья. Как распилить бюджет, они знают.

С другой стороны, я не исключаю, что Чубайса уберут в Совет Федерации на другую, более высокую должность, стараясь предать забвению его пагубную, с моей точки зрения, деятельность в Роснано.

Ну а «Сколково» – это медведевская история, и, соответственно, Дворковича Шувалов не обидит. Я понимаю власти, что нужно оптимизировать бюджеты, но, с точки зрения практической реализации, я сомнительно к этому отношусь.

Про оптимизацию бюджетов – это верно. Расплодившиеся институты развития жадно тянули средства налогоплательщиков. В среднем на них тратилось более одного триллиона рублей в год, то есть примерно каждый 20-й рубль федерального бюджета.

Однако эффективность расходования этих средств вызывала большие сомнения, в том числе и у Счётной палаты. Там косвенно намекали на то, что цепочка, по которой проходят деньги, позволяет им фактически растворяться без следа. Больше всего вопросов было к инвестициям госкорпораций.

Речь идёт как о сроках реализации инвестпрограмм, так и об их целесообразности в целом. Ещё Татьяна Голикова, будучи главой Счётной палаты, бессильно признавала:

Закупки госкорпораций проходят практически без государственного контроля. Мы вроде бы видим государственные корпорации, которые являются 100-процентными слугами государства, но в их периметр входят акционерные общества, куда попадают, соответственно, бюджетные деньги, и там уже проследить что-либо сложно.

А Федеральная антимонопольная служба тогда же припечатывала:

Лишь 5% госзакупок в России проходят на конкурентной основе. Остальные 95% достаются заранее определённым поставщикам. В результате как минимум 10% рынка контролируют картели, цены завышаются на 20-30%, из-за чего бюджет теряет до триллиона рублей в год.

За три года ничего не изменилось.

«Как известно, у нас достаточно много создано институтов развития и на федеральном, и на региональном уровне, – рассказал президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

– Счётная палата их насчитала что-то порядка 40.

Конечно, нас всех это очень удивляет, потому что не каждый может вспомнить больше 5-6 институтов, которые были бы известны своей какой-то работой и оставили какой-то свой след для бизнеса с точки зрения своей полезности».

Ликвидировать систему, которая фактически стала чёрной дырой для федерального бюджета, было необходимо. Но не менее важно провести расследование неестественного почкования институтов развития с наказанием виновных.

Триллионы бюджетных средств оказались закопаны в песок – неужели никто за это не понесёт ответственности? Впрочем, не стоит забывать, что Счётную палату ныне возглавляет тоже не кто-нибудь, а старый единомышленник трио Шувалов – Чубайс – Дворкович – Алексей Кудрин, который стремится быть верховным арбитром ведомств и корпораций в своих собственных интересах. Будет очень интересно почитать его отчёты о начале работы нового мегаинститута развития, оказавшегося сейчас под контролем Шувалова.

Источник: https://tsargrad.tv/articles/kak-raspilit-bjudzhet-oni-znajut-shuvalov-chubajs-i-dvorkovich-vnov-rabotajut-soobshha_300416

Госкорпорации — это… Описание, перечень, история возникновения

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ

Сегодня важнейшая роль в экономике РФ отведена государственным корпорациям. Они служат крупнейшими нанимателями, которые обеспечивают полноценное развитие целых отраслей.

Некоторые из госкорпораций («Роскосмос», к примеру) владеют положением, близким к монопольному. Именно поэтому они являются практически незаменимыми субъектами для развития экономики страны.

Целесообразно рассмотреть основные характеристики, историю появления и перечень государственных корпораций, известных в настоящее время.

Понятие государственной корпорации

Госкорпорация – это учреждение некоммерческого типа, собственником активов которого является РФ. Создается она для реализации функций, особо значимых для общества. Среди них, к примеру, справедливое распределение денежных ресурсов.

На практике представленная функция может быть выражена в том, что одним их приказов госкорпорации «Росатом», например, утверждается возможность предоставления рабочих мест с удовлетворительной заработной платой. Это стимулирует рост покупательной способности людей.

Или, к примеру, в том, что такие структуры являются крупнейшими заказчиками для бизнеса частного уровня. Это способствует развитию предпринимательства в стране.

Госкорпорации – это учреждения, которые выступают стимулом для монетизации и роста экономики в целом, а также способствуют возникновению и дальнейшему расширению связей на международном уровне.

Госкорпорации, госпредприятия и госкомпании

Далее целесообразно рассмотреть сходства и отличительные черты указанных структур. Госкомпании и госкорпорации – это две разновидности учреждений некоммерческого типа. Они в чем-то похожи, а в чем-то – различны.

Стоит заметить, что регулирование их деятельности осуществляется посредством одного и того же правового источника – Закона «О некоммерческих организациях».

В соответствии с положениями данного акта под государственной компанией следует понимать НКО, не имеющую членства, сформированную на основе имущественных инвестиций для оказания государственных услуг и реализации иных функций при условии задействования имущественных комплексов государства в форме управления на доверительной основе.

Госкорпорация по ОРВД – это также НКО, не имеющая членства, сформированная на основе имущественного взноса, однако уже для достижения целей, значимых для социума, и осуществления социально важных функций, как было отмечено выше. Обе разновидности государственных учреждений создаются на базе выпуска федеральных законов.

https://www.youtube.com/watch?v=-_uKuH4gCxs

Стоит иметь в виду, что государственные корпорации и государственные предприятия имеют еще более выраженные различия. Первые наделены статусом субъектов, которые учреждены системой власти страны.

А госпредприятия не должны учреждаться государством в обязательном порядке, однако им принадлежит наибольшая часть государственных акций.

Необходимо знать, что совладельцами государственных предприятий могут выступать даже частные лица.

Различия между государственными предприятиями и корпорациями достаточно сложно проследить относительно организационно-правовых форм. Причина в том, что госкорпорации – это те же экономические общества, что и государственные предприятия. Они могут быть открытыми или закрытыми.

Некоторые юристы считают правильным отнесение государственных корпораций к ряду организаций. Например, к ФГУП госкорпорации по ОРВД. Государственные предприятия могут существовать только как хозяйственные общества. Значит, унитарная форма им абсолютно не свойственна. Сегодня существуют эксперты, которые разграничивают понятия ФГУП и госкорпораций.

Это связано с тем, что последние почти полностью не контролируются и не отчитываются перед государственными структурами. Исключение может составлять лишь необходимость периодически предоставлять некоторую информацию касательно реализуемой деятельности Правительству страны.

Государственные структуры имеют гораздо больше полномочий относительно управления филиалами ФГУП. К госкорпорациям по ОРВД это не относится.

Сегодня широко распространено мнение, что государственная корпорация может быть представлена в абсолютно любой организационной форме. Примерами государственных предприятий выступают такие структуры, как РЖД, «Роснефть» или «Ростелеком».

Примерами предприятий унитарного типа служат «Мосгортранс», «Почта России» и агентство «ТАСС». Госкорпорации, госкомпании и госпредприятия нужно различать хотя бы исходя из их механизма учреждения.

Он, в свою очередь, предопределяется особенностями правового регулирования соответствующих структур.

Правовое регулирование деятельности госкорпораций

Далее изучим правовой аспект работы госкорпораций по ОРВД. Государственные корпорации относятся к отрасли гражданского права. Другими словами, в сделках и правоотношениях иного характера они играют роль равноправных по отношению к партнерам в юридическом плане субъектов.

Тем не менее правовой статус таких структур наделен целым рядом особенностей. Так, госкорпорации на территории РФ учреждаются на базе изданного федерального закона.

Основная сторона деятельности соответствующих структур в том, что они не обязаны нести ответственность по обязательствам РФ, которые могут возникнуть. И наоборот, государство никаким образом не отвечает за деятельность госкорпораций («Аэронавигация», «Ростех», «Росатом» и так далее).

Исключение могут составлять сценарии, в соответствии с которыми некоторые разновидности взаимной ответственности охарактеризованы в законе.

Какие привилегии имеют госкорпорации?

Еще одним примечательным аспектом деятельности филиалов госкорпораций по ОРВД является исключение применения законодательных положений, которые регулируют банкротство.

Помимо этого, некоторые привилегии учреждения имеют в плане отчетности: они не должны открывать сведения касательно деятельности подобно тому, как обязаны делать экономические общества; у них нет обязанности направлять отчетность в государственные органы, за исключением ряда правительственных структур; государственные корпорации наделены правом проведения конкурсов в рамках механизма государственных закупок исходя из правил, которые устанавливаются ими самостоятельно. Эти правила не обязаны совпадать с нормативами, утвержденными в законодательстве касательно государственных закупок.

Важно обратить внимание на то, каким образом создаются органы, управляющие государственными корпорациями.

Как правило, выпускается соответствующий приказ госкорпораций, в котором прописано, что во главе стоит руководитель, действующий по нормам, определяемым отдельным законодательным актом.

Таким образом, в соответствии с положениями ряда НПА, чаще всего главы государственных корпораций назначаются непосредственно президентом Российской Федерации.

История возникновения

Государственные корпорации, будучи субъектами гражданского права, стали появляться после внесения 08.07.1999 в Закон, который регулирует работу организаций некоммерческого типа, определенных корректировок. Таким образом возникла основа для легализации деятельности данных структур.

Считается, что первой государственной корпорацией на территории Российской Федерации стало агентство под названием «АРКО». Оно занималось реконструкцией учреждений банковского типа. Структура была зарегистрирована в 1999 году.

Тем не менее после учреждения представленного агентства госкорпорации далеко не сразу стали популярной в России организационно-правовой формой бизнеса при условии участия государства. Начиная с 2007 года популярность этих учреждений стала набирать обороты.

Список государственных корпораций, основанных на территории Российской Федерации, сегодня не очень большой. Однако он носит закрытый характер.

В соответствии с задачами, которые ставят перед собой отдельные государственные структуры и государство в целом, могут формироваться новые организации рассматриваемого типа, а также упраздняться уже действующие.

В число самых крупных государственных корпораций в настоящее время входят следующие структуры:

  • Госкорпорация «Росатом».
  • Госкорпорация «Внешэкономбанк».
  • Госкорпорация «Роснато».
  • Госкорпорация «Ростех».
  • Госкорпорация АСВ.

Следует заметить, что за строительство объектов олимпийской направленности в Сочи отвечала государственная корпорация «Олимпстрой». Помимо этого, существенной в плане масштабов деятельности государственной корпорацией выступает Фонд ЖКХ.

Перспективы государственных корпораций

Как перспективно дальнейшее развитие государственных корпораций? Здесь существуют разные мнения и точки зрения. За последние 2-3 года в средствах массовой информации появляется все больше уведомлений о том, что рассматриваемая форма деятельности предприятий вскоре будет отменена.

В частности, в одну концепцию касательно совершенствования действующего законодательства, которое регулирует деятельность юридических лиц на территории России, были включены положения о надобности преобразования государственных корпораций в другие организационно-правовые формы учреждений.

При этом актуальные привилегии, которые имеют государственные корпорации сегодня, должны быть аннулированы.

Несмотря на столь относительные планы, сегодня государственные корпорации успешно выполняют свои функции (госкорпорации «Росатом», «Ростехнологии», ЖКХ развивают в настоящее время все более масштабную деятельность). Правда, их работа находится под серьезным контролем правительственных органов.

Причина в стремлении Правительства страны повысить эффективность деятельности рассматриваемых структур. В частности, проходит достаточно активная корректировка текущих систем оплаты труда работников государственных предприятий.

Существуют, к примеру, предложения касательно привязки компенсационных выплат сотрудникам соответствующих учреждений к результатам труда по факту. Есть инициативы, по которым полномочия работников государственных корпораций планируется приблизить к характеризующим деятельность государственных служащих.

По аналогии есть идея о необходимости возложить на специалистов госкомпаний ограничения дополнительного характера, особенно те, которые связаны с возможностью вести коммерческую деятельность.

Отраслевые особенности развития госкорпораций

Сегодня существуют тезисы о том, что работа государственных корпораций должна регулироваться в соответствии со спецификой определенного сегмента их деятельности. Таким образом, финансовые госкорпорации являются совместимыми в большей степени с правовыми положениями, которые строго регламентируют их активность.

Инновационным государственным корпорациям, скорее всего, не понадобится такое жесткое регулирование. По аналогии отраслевой подход может быть адаптирован к работе других учреждений.

В итоге госкорпорации сохраняют свою актуальность в плане популярной формы деятельности и отличаются, по мнению аналитиков, хорошими перспективами в развитии.

Особенности иностранных госкорпораций

После полноценного изучения характеристик деятельности государственных корпораций Российской Федерации целесообразно перейти к рассмотрению специфике работы соответствующих типов предприятий за рубежом.

Естественно, что наличие учреждений рассматриваемого плана предполагает не только наша политическая система. Госкорпорации работают практически во всех странах мира. К примеру, в США одной из самых масштабных структур является Amtrak. Эта фирма оказывает услуги в области железнодорожных перевозок.

Она была учреждена еще в 1971 году, намного раньше, чем появились государственные корпорации в России.

Интересно, что американские и российские учреждения рассматриваемого типа несколько схожи в таком аспекте, как формирование: госкорпорации в обеих странах создаются на базе нормативно-правовых актов, которые были приняты. Таким образом, компания Amtrak учреждена постановлением Конгресса США.

https://www.youtube.com/watch?v=P-xHbowKf48

Еще одной крупнейшей государственной корпорацией США является OPIC. Данная структура инвестирует в зарубежные проекты. Она была создана еще в 1971 году, как и Amtrak. Многие эксперты считают ее агентством, подотчетным правительственным органам США. Именно в этом аспекте четко прослеживаются отличительные черты российских организаций соответствующего плана от американских.

Резюме

Итак, мы изучили сущность и особенности термина «государственные корпорации». Помимо этого, были исследованы соответствующих примеры и их характеристики как на территории Российской Федерации, так и в зарубежных странах.

Какие выводы можно из этого сделать? Для начала следует понимать, что государственное предприятие и государственная корпорация – вещи абсолютно разные. Близким по смыслу государственным корпорациям является термин «государственные компании».

В частности, регулирование обоих типов организаций осуществляется посредством положений одного и того же законодательного акта.

Тем не менее стоит иметь в виду, что все три из исследованных сегодня понятий зачастую являются синонимами.

Конечно, в юридическом плане это не вполне корректно, однако в целом синонимия допустима по причине того, что представленные термины в действительности очень близки по смыслу.

Госкорпорации в России, перечень которых проходит регулярные корректировки, в соответствии с динамикой и приоритетами законотворчества государственных структур являются, несмотря на положения касательно возможности упразднения рассматриваемого типа юридических лиц, достаточно перспективной формой деятельности. Успешное развитие государственных корпораций на территории Российской Федерации состоит в зависимости от качества действующего законодательства, регулирующего данный вопрос, особенно в области определения критериев эффективности работы.

Источник: https://FB.ru/article/435171/goskorporatsii---eto-opisanie-perechen-istoriya-vozniknoveniya

Государственная корпорация

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ

Экономист 21 мая 2015 18:21

Государственная корпорация аббревиатура ГК это своего рода некоммерческая организация, которая создана властями российской федерации для осуществления управленческих и социальных функций для общества.

По сути, государственная корпорация создано на основании федерального закона означает, является собственностью государственный возможно именно по этой причине статус, у корпорации наименее контролируемый со стороны государственных органов.

Самые популярные гос. корпорации в российской федерации: внешэконом банк, агентство по страхованию вкладов, гос. корпорация по строительству объектов для проведения олимпийских игр ее развития города Сочи как горнолыжного курорта, рос атом и т. д. Организационно-правовая форма гос.

корпорации конкретно в российском законодательстве относится к промышленной государственной политики в гражданском кодексе никак нигде не встречается. Поэтому юристы не любит дела связанные с государственными корпорациями и считают это понятие размытые системой для правового регулирование.

Рассмотрим особенности правового статуса в более подробной форме. Итак, мы уже знаем, что корпорация создается на основе федерального закона это что является собственностью государства, чем собственное отличается от предпринимательской деятельности и коммерции никакой роли не играет.

Поэтому если говорить об ответственности госкорпорации перед законом то заставить отвечать по обязательствам госкорпорацию может только счетная палата федерации, кстати, контроль за деятельностью корпорации также ведет счетная палата.

Но опять же не забываем, что ответственность каких-либо обязательств ГК за российскую федерацию не несет, также как и госорганы ответственности, предназначенные изначально для выполнения государственной корпорации.

Корпорация также отличается от того же акционерного общества тем что отчётные документы ни о какой финансово-хозяйственной деятельности в государственные органы ГК не сдает.

Но это совершенно не значит, что корпорация не ведет никаких финансово-хозяйственных дел, не занимается деятельностью и так далее разница в том, что она не отчитывается государству, потому что оно создано им. Поэтому далее будет правильным рассмотреть одно из направлений госкорпорации, которая была создана государством для поддержки предпринимателей.

Критические показатели налоговой нагрузки вынуждают бизнесменов объединяться. Коммерсанты при поддержке профессиональных инвесторов добиваются смягчения условий обложения, введения льгот и дифференцированной системы взимания сборов. Одной из последних инициатив, одобренных Правительством РФ, стало создание государственной корпорации по защите интересов предпринимателей.

Кто российскому бизнесу помог выжить в кризис

Представители власти приняли решение о формировании нового федерального органа. Ключевой его задачей станет развитие в стране среднего, а также малого предпринимательства.

Структуру планируют выстроить на базе существующих образований и фондов, сделав ее централизованной и упорядоченной. К реализации идеи уже приступили.

Образование появится в России к концу 2015 года в форме акционерного общества.

На первом этапе в роли собственника объединения выступит государство. Доля в уставном капитале составит 100%. Однако в дальнейшем допускается сокращение участия до 50%. Целью деятельности корпорации будет разработка и реализация на практике программ поддержки.

Круг полномочий акционерного общества планируют определить в ближайшем будущем. По предварительным данным, представители органа смогут предоставлять гранты, оказывать финансовую, информационную, технологическую помощь.

В числе приоритетных направлений специалисты называют создание специальных инкубаторов для начинающих предпринимателей.

Мнения и оценки экспертов

Руководство общественно-политического объединения «Опора России» неоднократно заявляло о необходимости формирования в стране единого куратора. Бизнес нуждается в сильном представителе во властных структурах.

Создание государственной корпорации позволит гарантировать хотя бы минимальный уровень защиты интересов. Конечно, вмешательством властных структур в коммерческие отношения довольно рискованное мероприятие.

Однако во время экономического спада оно необходимо.

Высказались по этому вопросу и сотрудники Счетной палаты РФ. По их мнению, меры, принятые в мае 2014 года, оказались неэффективными.

Агентство кредитных гарантий не смогло предложить бизнесу адекватных программ финансирования. Ставки по займам были установлены на крайне высоком уровне (около 28% в год).

План же по выдаче гарантий выполнили всего на 21%. Предпринимателей попросту не привлекли условия.

Таким образом, создание государственной корпорации – это очередная попытка повлиять на ситуацию. Объединение усилий откроет новые возможности по стимулированию коммерческого сектора.

Госкорпорация как локомотив для экономики страны

Для обеспечения высокой эффективности и конкурентоспособности в мировых масштабах отечественная экономика и ее системообразующие субъекты нуждаются в организации своих производственных отношений в эффективную их форму — корпоративную.

То есть, производство в отечественной экономической системе должно получить свою главную движущую силу — ряд крупных и средних отечественных корпораций.

При этом надо особо подчеркнуть, речь идет о «вертикальных» корпорациях, тех, в состав которых входят предприятия, которые способны обеспечить всю вертикаль организационного, технико-технологического, научного, финансового процесса производства конечных потребительских товаров и услуг.

Конечно, в отечественной экономике уже сегодня существует ряд компаний, которые себя называют корпорациями. Но это, в основном, «горизонтальные» корпорации, в состав которых входят предприятия по однотипным видам деятельности и с одно-, двух-, или мало операционным производственным процессом.

Это корпоративные объединения, например, металлургических комбинатов, или угледобывающих предприятий, или химических заводов, и т.п. Эти корпоративные объединения ограничены производством промежуточной, сырьевой продукции, которая далеко не является конечным продуктом, а только начальным звеном производства потребительской продукции.

При этом большую часть производимого сырья отечественные «горизонтальные» корпорации реализуют за пределами страны — как раз из-за отсутствия отечественных «вертикальных» корпораций, которым это сырье потребовалась бы для массового производства конечных потребительских товаров и услуг.

Когда основную часть отечественного экспорта составляют сырьевые материалы, то такую экономику нельзя отнести к эффективной и современной. — Покажите мне, чем торгует страна, и я скажу какой уровень ее экономического развития.

Изменить уровень отечественной экономики с низкоэффективной на высокоэффективную можно только, организовав высокую эффективность производства.

А это возможно сделать, только организовав эффективную форму производственных отношений — корпоративную.

Поскольку окружающий экономический мир, который является для нас конкурентным, уже давно работает в такой форме, то для поступательного приближения и выравнивания конкурентной борьбы, отечественной экономике необходимо как можно быстрее и продуманнее организовать эти корпоративные формы на каждом из основных рынков товаров и услуг.

Таким образом, для обеспечения максимальной эффективности и высокой конкурентной отечественной экономики в условиях глобализации необходимо формирование высокоэффективного производства отечественной экономической системы через проведение системного организационного процесса — корпоратизации.

Этот организационный механизм должен стать соответствующим направлением государственной экономической политики и проводиться с учетом соблюдения всех прав собственности и инвестиционных и кредитных обязательств отечественных предприятий.

Корпоратизация является единственным средством и последним шансом вывода отечественной экономики на уровень самых продуктивных экономических систем мира.

Можно и нужно сформировать около ста вертикальных корпорации: 30 — в аграрной сфере, 30 — в промышленной сфере, 30 — в сфере услуг, и десяток в высокотехнологичной Hi-TECH сфере, составив, таком образом, «большую сотню» отечественной экономики.

Конечно, производство не может, и не будет выполняться с помощью только корпоративной формы организации производственных отношений, но и с помощью отдельных малых и средних предприятий. Но крупные корпорации в современных развитых странах мира являются локомотивами национальных экономик.

Поэтому и отечественная экономика для вхождения в число ведущих экономик мира должна построить у себя эти локомотивы — вертикальные корпорации.

Роль государственной финансовой корпорации в XXI веке

Весомым аргументом, который обусловливает актуальность исследования государственной финансовой политики (далее — ФП), является объективное отличие, непохожесть современной экономической системы от тех ее форм, которые подробно изучены западной экономической наукой и распространились как стереотипы — либерализм, кейнсианство, посткейнсианство.

Отличие рыночной экономической системы в начале XXI в. от предыдущих этапов состоит в значительном усилении роли и значимости сектора финансовых корпораций (далее — ФК) в формировании источников финансирования капитала и размещении ресурсов.

Либеральные реформы, проводимые с начала 80-х годов прошлого века, кардинально изменили структуру экономических систем развитых стран и стран с формирующимися рынками, возросла роль сектора ФК в формировании источников финансирования капитала в экономике.

О тенденции к росту роли этого сектора свидетельствуют факты стремительного подъема весомости и роли частных сбережений, проявлением которого стала долгосрочная тенденция повышения коэффициентов монетизации к ВВП, что опровергла распространенные ранее положения количественной теории денег.

Это обусловило поиск новых объяснений взаимосвязи между развитием сектора ФК и финансовой стабильностью. Задачи государственной ФП усложняются и существенно меняются в связи с усилением сектора ФК, в экономической науке разворачивается дискуссия относительно позитивных и негативных последствий этого феномена.

С одной стороны положение о том, что уровень развития сектора ФК ускоряет экономический рост в долгосрочном периоде, находит все больше сторонников.

С другой — возникает целое направление исследований, в основе которого критическое восприятие процессов усиления роли и места сектора ФК в экономике, получивших название «финансиализации».

Обосновывается негативное влияние экспансии сектора ФК на экономическое развитие, которое состоит в росте рисков финансовой нестабильности и объективном сужении каналов прямого и государственного инвестирования.

Между прочим, при этом мало вспоминают, что высокий спрос на финансовые активы со стороны сектора домохозяйств (далее — ДХ) конкретной страны является показателем высокого уровня экономического развития, что было доказано Пигу.

Теоретико-методологическое обоснование роли и места сектора ФК в экономическом развитии является весомым научным заданием. Решение этой задачи будет иметь понятную практическую значимость для государственной ФП. Если рост сектора ФК и развитие механизмов косвенного финансирования производительного капитала в стране определяются как приоритетная задача, то для его реализации государственная ФП должна либо сместить фискальную нагрузку с сектора ДГ на сектор не финансовых корпораций, либо сократить государственные инвестиции и / или государственное потребление.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/9095-gosudarstvennaya-korporaciya

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: