Галиани Фердинандо

Экономический словарь — значение слова Галиани (galiani) Фердинандо (1728-1789)

Галиани  Фердинандо

итальянский экономист, философ, государственный деятель. Первая экономическая работа Галиани — «Трактат о монете» (1750), в которой он выдвинул свою концепцию стоимости. С одной стороны, стоимость товаров Галиани пытался объяснить их полезностью, а стоимость денег — особенностями природы благородных металлов.

Поэтому Галиани считается одним из предшественников австрийской школы. С другой стороны, он утверждал, что только труд придает вещам стоимость, что богатство — это отношение между людьми.

Галиани принадлежит ряд высказываний по теории денег: об идеальной форме, в которой деньги функционируют в качестве меры стоимости (он выделяет два вида денег — идеальные, употребляемые для определения цен и заключения контрактов, и реальные, используемые для фактического обмена), о процессе отделения денежного номинала от обычных весовых названий в результате фальсификации монет, о необходимости качественной однородности (как по составу, структуре, так и по внешней форме) денежного материала и т.д. Его «Беседы о торговле зерном» (1770) — посвящены практическим и теоретическим вопросам международной торговли. В вопросах торговли сельскохозяйственными товарами Галиани отстаивал политику ограничения их вывоза, что, по его мнению, должно было способствовать снижению цен на них, а это, в свою очередь, привело бы к удешевлению рабочей силы и повышению прибылей предпринимателей. Галиани выступал с критикой физиократической теории и политики «свободной торговли».

Смотреть значение Галиани (galiani) Фердинандо (1728-1789) в других словарях

Декларация Прав Человека И Гражданина 1789 Г. — — важнейший политико-правовой акт Великой французской революции 1789-1794гг. В соответствии с преамбулой Конституции Франции 1958 г. является составной ее частью (в широком……..
Юридический словарь

Аббас-мирза (1789 1833) — государственный и военный деятель Ирана.Наместник шаха в Иранском Азербайджане. Командовал войсками во времярусско-иранских войн 1804-13 и 1826-28, ирано-турецкой войны 1821-23.
Большой энциклопедический словарь

Али-бей Аль-кабир (1728-73) — мамлюкский правитель Египта с 1757 (с 1770султан). В период русско-турецкой войны 1768-74 выслал турецкого пашу(1768), провозгласил (1770) независимость Египта и начал войну с Турцией.В……..
Большой энциклопедический словарь

Брабантская Революция 1789-90 — буржуазная, направлена против австрийскогогосподства в бельгийских провинциях. Началась в Брабанте. В ходе ее былаосвобождена почти вся бельгийская территория и провозглашена……..
Большой энциклопедический словарь

Великая Французская Революция 1789-99 — крупнейший социальный переворотНового времени.——Предпосылки и начало революции——Материальныепредпосылки революции были связаны с развитием капиталистического……..
Большой энциклопедический словарь

Гамзат-бек (1789-1834) — второй имам Дагестана и Чечни (с 1832).Последователь мюридизма. Убит заговорщиками.
Большой энциклопедический словарь

Давид-бек (?-1728) — руководитель национально-освободительного движенияармянского народа против ирано-османских завоевателей, приведшего кизгнанию иранских (1722-25) и османских (1726-28) войск.
Большой энциклопедический словарь

Ибрахим-паша (1789-1848) — командующий египетской армией в 1816-41. С 1847фактический правитель Египта.
Большой энциклопедический словарь

Парижская Коммуна 1789-94 — орган парижского городского самоуправления впериод Великой французской революции. В 1793-94 важный орган революционнойвласти (во главе с П. Г. Шометтом, Ж. Р. Эбером и др.).
Большой энциклопедический словарь

Французская Революция 1789-99 — см. Великая французская революция.
Большой энциклопедический словарь

Александра, Игуменья Алатырского Ново-николаевского Мон. С 1728 Г. — 1728-1731 г. игуменья Алатырского Ново-Николаевского
Большая биографическая энциклопедия

Антонолини Фердинандо — Антонолини, Фердинандо, композитор, придворный капельмейстер (умер в 1824 году). Ему вместе с отцом принадлежит музыка поставленных на русской столичной сцене опер: «Карачун,……..
Исторический словарь

Антонолини, Фердинандо — — композитор, придворный капельмейстер и учитель пения при СПб. театральной школе в царствование Александра I; умер в начале 1824. Написал несколько опер, в свое время……..
Большая биографическая энциклопедия

Варнава, 1789—93 Г. — строит. Петропавловской раненбургской
Большая биографическая энциклопедия

Варсонофий, 1728—34 Г. — архимандрит Борисоглебского мон. в
Большая биографическая энциклопедия

Брабантская Революция 1789-90 — Бельгийская революция 1789-90, — бурж. революция на терр. Бельгии, начавшаяся в Брабанте; явилась попыткой освобождения входивших (с 1714) в состав Австр. империи бельг. провинций……..
Советская историческая энциклопедия

Ефрем, 1728—38 Г. — игумен Входо-Иерусалимск. мон. в Коломне (лишен
Большая биографическая энциклопедия

Парижская Коммуна 1789-94 — орган парижского гор. самоуправления, образовавшийся в нач. Вел. франц. революции. Во время Учредит. собрания (июль 1789 — сент. 1791) в П. к. господствовали представители умеренно……..
Советская историческая энциклопедия

Революция 1789-94 Во Франции — см. Французская буржуазная революция конца 18 века.
Советская историческая энциклопедия

Роченсальмское Сражение 1789 — мор. сражение между гребными флотами России и Швеции во время рус.-швед. войны 1788-90. Рус. флот (86 кораблей, 1283 орудия, командующий — вице-адм. К. Нассау-Зиген) 13 авг. атаковал……..
Советская историческая энциклопедия

1722 — 1728 — Экспедиция Унковского и Путилова в Восточные районы Казахстана и Западной Джунгарии, Северо — Восточного Кавказа
Исторический словарь

1789 — Победа Китая над Аннамом (совр. часть Вьетнама) и заставил его платить дань
Исторический словарь

1789 — 1797 — Джордж Вашингтон — 1-й президент США.
Исторический словарь

1789 — 1799 — Великая французская революция.
Исторический словарь

1789, 11.9. — Победа русских войск под командованием А. В. Суворова при Рымнике.
Исторический словарь

1789, 21.7. — Победа русско-австрийских войск под командованием А. В. Суворова и принца Кобургского при Фокшанах.
Исторический словарь

1789, 28.9. — Капитуляция Аккермана.
Исторический словарь

1789, Август — Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина.
Исторический словарь

1789, Июль — Национальное собрание объявило себя 9 июля Учредительным собранием. Попытка разгона собрания вызвала народное восстание; штурм 14 июля Бастилии явился началом Великой французской революции.
Исторический словарь

1789, Май — Открытие Генеральных штатов, созванных французским королем Людовиком XVI. 1789, июнь Депутаты 3-го сословия объявили себя Национальным собранием.
Исторический словарь

Посмотреть в Wikipedia статью для Галиани (galiani) Фердинандо (1728-1789)

Источник: http://slovariki.org/ekonomiceskij-slovar/6889

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Неаполитанское Просвещение

Галиани  Фердинандо

Предыдущая страницаОглавление

Во второй половине XVIII в.

в Неаполе наиболее важные реформы осуществляются под управлением министра Бернардо Тануччи (в период несовершеннолетия короля Фердинанда IV Бурбона, и после изгнания иезуитов в 1767 г).

Значительно обновился Неаполитанский университет, где расширились естественно-научные дисциплины, а также изучение права и экономики. Именно в Неаполитанском университете начал преподавать аббат Антонио Дженовези, который в этом же университете слушал лекции Джамбаттиста Вико.

Антонио Дженовези родился в Кастильоне, в провинции Салерно, в 1713 г. (умер в Неаполе в 1769 г.). Ученик Вико, в 1748 г. он написал «Начала теологии» о различии между церковной и светской властью. В них утверждается, что непогрешимость церкви ограничена вопросами веры.

Несогласный с антицерковным поведением просветителей (бесполезно пытаться «изгнать Божественное и религию, если весь человеческий род, вся природа хочет этого, и не по капризу, а по чувству самой природы»), Дженовези твердо убежден, что свобода и независимость разума необходимы для общественного прогресса.

Занимаясь метафизическими и этическими проблемами, он понял, что новой наукой, полезной для целей прогресса, станет политическая экономия.

Возглавив первую в Европе кафедру политической экономии в Неаполитанском университете, созданную специально для него, он стал изучать возможности регулирования экономических отношений с помощью законов разума. 4 ноября 1754 г. Дженовези прочел вступительную лекцию. «Огромная толпа слушателей окружила кафедру.

Интерес изо дня в день, из месяца в месяц рос, как и число людей, приобретавших книги по политической экономии. Книгопродавцы не успевали заказывать их из-за границы» (Ф. Вентури). Экономическая теория Дженовези затрагивала суть проблемы, заостренной на природе цивилизации и культуры, потребностей роста производительности труда и потребления.

«Было бы хорошо, — пишет Дженовези в «Основах коммерции», — чтобы не только люди науки и искусства, но и крестьяне и женщины знали бы кое-что о культуре. Это: 1) Культура комерческих отношений ведет к расширению цивилизации.

2) Экономически она упорядочила бы быт большей части семей; 3) интеллектуально организовала бы многих людей для лучшего употребления талантов, которыми их наградил Господь; 4) усовершенствовала бы искусства, сделала бы их более свободными и более распространенными».

Дженовези чувствовал себя воспитателем народа, скорбя, что большинство преподавателей — обманщики и воры и лишь немногие — справедливы и знающи. В качестве модели он приводил англичан, изобретательных и отважных, противопоставляя их испанцам, вялым и тщеславным.

Он советовал ученым положить конец словопрениям и обратиться к культуре и делу, занявшись, к примеру, механикой или сельским хозяйством. Дженовези настаивает на бесполезности любого исследования того, что выше нас, обращая сарказм против метафизиков и диалектиков, «Дон-Кихотов от науки».

Ему представляются «пространными и неопределенными» гипотезы Декарта, а идеи Ньютона Бэкона, Галилея, Локка — «доказанными опытом или разумом».

Его интерес обращен не столько к субстанциям и сущностям, сколько «к нашим обычаям и потребностям» («Люди представляют собой скорее то, что они получили от воспитания, нежели то, что от рождения»). Дженовези — против теории Руссо. Науки и искусства, констатирует он, — «дети потребностей».

«Если наш философ [Руссо] называет потребности пороками и преступлениями, он жесток; если считает, что не нужно думать об их удовлетворении, он несправедлив; если верит, что можно свести науки и искусства только к пользе, удалив из них всю красоту, он груб; если же хочет исправить ложь, просочившуюся в них из-за непреодолимых пороков человеческой натуры, он философ».

В «Лекциях по коммерции» (1765-1767) Дженовези отмечает «слишком большое число адвокатов, врачей, церковных лиц, собственников-абсентистов, слишком много живущих на ренту бездельников. Предположим, число жителей Неаполитанского королевства — четыре миллиона; сколько среди них тех, кого можно считать производителями? Около четверти».

Дженовези — все в тех же «Уроках коммерции» — предлагает следующую альтернативу: «Нужно просвещать и помогать тем, кто работает, чтобы они увеличивали доход быстрыми темпами и усердным трудом»; кроме того, нужно «довести до совершенства механику, удивительную помощницу искусств».

В «Лекциях» исследуется также феномен денежного обращения, общественного кредита, инфляции, денег, предоставленных взаймы под проценты; при изучении всех этих вопросов Дженовези продемонстрировал яркую способность рационализировать проблемы, ставшие предметом европейских дискуссий.

«Лекции» были вскоре переведены на немецкий, испанский и французский языки; один венецианский просветитель, назвал его «самым славным гением Италии». Другие работы Дженовези: «Философские раздумья о религии и морали» (1758), «Логика» (1766), «Метафизические науки» (1766), «Дицеозина, или Наука о справедливом и честном» (1776).

Фердинандо Галиани: автор трактата «О деньгах»

Близок к Дженовези по обсуждаемым проблемам Фердинандо Галиани. Он родился в Кьети в 1728 г. и умер в Неаполе в 1787 г. Его воспитанием занимался дядя, монсиньор Челестино. «Будучи открыт влиянию, просветительские схемы он дополнил живым чувством истории Вико и Бартоломео Интьери».

В возрасте 23-х лет он опубликовал трактат «О деньгах» (1751).

Это сочинение в пяти книгах, где, среди прочего, критикуется меркантилистская доктрина, согласно которой богатство нации заключается во владении драгоценными металлами (к этой и другим идеям впоследствии неоднократно обращался в «Капитале» Карл Маркс).

В первой книге трактата Галиани обсуждает ценность вещей, которая, по его мнению, зависит прежде всего от их пользы и редкостности, а также от количества и качества труда и времени, затраченного на их производство.

Ценность, по Галиани, это «соотношение между владением одной вещью и владением другой согласно представлениям человека». Другие книги трактата касаются различных видов обращения денег, их подделки, импорта и экспорта и т. д.

Идеи Галиани о денежном обращении весьма интересны; их движение и рост соотносятся с сельскохозяйственной продукцией, промышленным производством и числом населения.

https://www.youtube.com/watch?v=xGSPIn2TVTY

В 1759 г. Галиани послан Карлом III в Париж в качестве секретаря неаполитанского посольства. В Париже, благодаря своим блестящим манерам и остроумию, он оказался в высшем свете. Его связывала дружба с выдающимися представителями французского Просвещения, среди которых — Дидро. До нас дошла его интереснейшая переписка с французскими просветителями.

Гаэтано Филанджери: разумные и универсальные законы должны учитывать состояние нации

Другая выдающаяся фигура неаполитанского Просвещения — Гаэтано Филанджери (1752-1788). Прервав военную карьеру, он посвятил себя занятиям под руководством епископа Тривентского, Николы де Лука. В 1774 г., уже будучи адвокатом, написал «Политические размышления о последнем государственном законе, касающемся управления органами юстиции».

В своем сочинении Филанджери присоединяется к защитникам права, полагая, что гражданская свобода опирается на законы, а не на суждения тех, кто их интерпретирует. Вскоре, однако, Филанджери оставил адвокатуру, занявшись наукой. Его «Наука законодательства» (1780-1783), в четырех частях, имела большой успех.

Бенджамин Франклин познакомил с ней Америку, а позже Бенджамин Констант написал к ней комментарии.

Основа законодательства — спокойствие и защита граждан; цель — счастье. Законы — разумные и универсальные, и, следовательно, общие для всех наций — нельзя применять без учета «состояния нации, которая их принимает».

Противник феодальных и церковных привилегий и деспотизма, Филанджери считал, что законы должны способствовать увеличению населения, предупреждать обнищание и порчу нравов. Постоянному войску следует предпочесть народную армию. «Промышленность, торговля, предметы роскоши, искусство… раньше ослаблявшие государство…

сегодня являются наиболее крепкой опорой процветания народов». Находясь под влиянием Беккариа в том, что касается реформы судопроизводства, Филанджери уделял большое внимание проблемам воспитания, которое он хотел бы видеть «общественным, универсальным, а не рутинным».

Нужны «трудолюбивые и изобретательные граждане в мирное время; стойкие защитники во время войны; хорошие супруги и прекрасные отцы, исполненные чувством уважения к законам и собственного достоинства».

Соединявшая идеи Монтескье, Гельвеция и Руссо, «Наука законодательства» Филанджери сегодня представляет собой выразительный документ реформистских устремлений Италии XVIII в.

Предыдущая страницаОглавление

Источник: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/antiseri-reale-zapadnaya-filosofiya/neapolitanskoe-prosveschenie.htm

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: