Гаагский Протокол

Международные воздушные перевозки груза – SPRINTinvest.RU

Гаагский Протокол

Вопросам международной воздушной перевозки грузов посвящены три основных международных договора:

[1] Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г.; [2] Гвадалахарская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору, 1961 г.; [3] Монреальская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1999 г.

Каждую из этих конвенций мы сегодня предметно обсудим.

Варшавская конвенция 1929 г

Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12 октября 1929 г.), действует в редакции Дополнительного протокола, подписанного в Гааге 28 сентября 1955 г.

Конвенция вступила в силу 13 февраля 1933 г. и объединяет более 120 государств (в основном тексте Конвенции) и более 100 в Протоколе.

СССР (Россия) участвует с 18 ноября 1934 г. в основном тексте и с 1 февраля 1963 г. в тексте Протокола.

Для наших целей — целей изучения международного торгового права — интересны статьи 5-16 (о воздушном перевозочном документе на груз) и статьи 18-21, п. 2, 4 и 5 ст. 22, статьи 23-26 (об условиях ответственности перевозчика).

Сферой применения Конвенции является международная воздушная перевозка, понимаемая и как единый целый процесс, и как один из этапов смешанной (комбинированной) перевозки (п. 1 ст. 31).

Международной (с учетом изменений, внесенных Гаагским протоколом) называется такая перевозка, в которой «…место отправления и место назначения (вне зависимости от того, имеется ли перерыв в перевозке или перегрузка) расположены на территориях двух государств-участников Конвенции или на территории одного и того же государства-участника Конвенции, если предусмотрена остановка на территории других государств независимо от того, является ли это государство участником Варшавской конвенции».

Конвенция унифицирует формальные требования, предъявляемые к международному воздушному перевозочному документу на груз (ст. 8).

Гаагский протокол существенно сократил количество таких требований, то есть сделал документ значительно менее формальным, чем это было первоначально.

Под действие Варшавской конвенции в ее нынешнем виде подпадает перевозка почти по любому грузовому авиационному документу, в котором содержится отсылка к Конвенции.

Основная практическая ценность Конвенции — в установлении верхней границы ответственности авиаперевозчика за вред, причиненный жизни, здоровью, багажу и ручной клади пассажиров, а также за вред, причиненный порчей, утратой или повреждением принятого к перевозке груза — 250 «золотых» французских франков за 1 кг груза или багажа либо (если груз был сдан к перевозке с объявленной ценностью) — объявленная ценность груза (п. 2 и 4 ст. 22).

Перевозчик (несмотря на осуществление им перевозочной деятельности и как предпринимательской, и как профессиональной) отвечает только за виновный вред (ст. 20).

Перевозчик не вправе ссылаться на положения Конвенции об ограничении своей ответственности, если он не указал о таком праве в воздушно-перевозочном документе, а также в случаях, когда возникший вред стал следствием умысла или грубой неосторожности перевозчика или его агентов (ст. 25).

Гвадалахарская конвенция 1961 г

Конвенция, дополнительная к Варшавской конвенции, для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору, подписана в г. Гвадалахара (Мексика) 18 сентября 1961 г.

Конвенция вступила в силу с 1 мая 1964 г.; для России (СССР) — с 21 декабря 1983 г. Всего в ней участвует около 70 государств.

Конвенция наряду с понятием о собственно перевозчике — лице, заключившем договор перевозки, — вводит понятие «фактический перевозчик», имея в виду перевозчика, уполномоченного им осуществлять всю перевозку или ее часть.

Перевозчик в таком случае начинает именоваться «перевозчиком по договору».

Существо Конвенции в том, что фактический перевозчик приравнивается ею к перевозчику по договору с точки зрения распространении на него положений Варшавской конвенции об ограничении ответственности.

Монреальская конвенция 1999 г

Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанная в г. Монреаль (Канада) 28 мая 1999 г.,

Конвенция вступила в силу с 4 ноября 2003 г., объединяет 97 государств.

Россия в ней формально не участвует, но по существу российские авиаперевозчики «живут» и «работают» именно по этой Конвенции, в чем имеет возможность убедиться каждый, кто на протяжении последних 5 лет хотя бы однажды пользовался услугами того же «Аэрофлота» или «Трансаэро».

В чем это выражается и почему так происходит?

Рассматриваемая Конвенция является альтернативой конвенции Варшавской (1929 г.), причем альтернативой современной в самом строгом смысле этого слова.

С точки зрения своей предметной сферы — определения международной перевозки (п. 2 ст. 1) и распространения как на договорного, так и на фактического перевозчика (ср. гл. I—IV с гл. V) — она тождественна конвенции Варшавской.

Но с точки зрения технических средств, которые предлагаются ею для оформления воздушной перевозки, существенно от нее отличается.

Не удивительно, что участвуют в этой Конвенции в основном те страны, которые денонсировали (или вот-вот денонсируют) Варшавскую конвенцию.

Главное из этих средств — электронный перевозочный документ, причем не только билет (ставший привычным даже для наших сограждан), но и электронная грузовая накладная.

Как указывает п. 2 ст. 4 Конвенции «…вместо авиагрузовой накладной могут использоваться любые другие средства, сохраняющие запись о предстоящей перевозке.

Если используются такие «другие» средства, то перевозчик, по просьбе отправителя, выдает ему квитанцию, позволяющую опознать груз и получить доступ к информации, содержащейся в записи, сохраняемой используемыми средствами».

такой накладной или записи минимально и вполне соответствует требованиям Варшавской конвенции в ред. 1955 г.

В грузовом документе или записи больше не нужно помещать особого указания о подчинении перевозки положениям Конвенции. Достаточно, чтобы она просто подпадала под общее понятие международной воздушной перевозки — и на эту последнюю автоматически распространятся все ее нормы, в том числе об ограничении ответственности перевозчика.

Именно эти нормы — об ограничении ответственности — и являются основным препятствием на пути ратификации, казалось бы, во всех отношениях более прогрессивной Конвенции.

Дело и том, что п. 1 и 2 ее ст. 18 вводится принцип предпринимательской ответственности за уничтожение, утерю или повреждение груза, то есть ответственности не только за вину, но и за случай, а п. 3 ст. 22 изменен верхний предел ответственности до 17 СДР за каждый килограмм утраченного или поврежденного груза.

Если бы такое изменение произошло в 1979 г. (как это было в случае с Гамбургской конвенцией по морской перевозке), это означало бы некоторое снижение верхнего предела ответственности.

Но в 1999 г.

(в условиях введения в оборот евро — валюты, куда более ценной, чем французский франк, почти в 6,6 раза — и отказа как от даже чисто номинального использования французского франка в платежном обороте, так и от его учета в валютной корзине, определяющей цену СДР, и его замене в этой корзине на все те же евро) этот шаг существенно увеличил, а главное —стабилизировал верхний предел ответственности воздушных перевозчиков, защитив его от инфляции.

Понятно, что «монреальские» перевозчики пользуются большим предпочтением в глазах грузоотправителей и пассажиров, чем «варшавские».

С другой стороны, перевозчики весьма хотели бы быть «монреальскими» с точки зрения технических средств заключения и оформления договоров перевозки, оставаясь «варшавскими» в части пределов и условий ответственности.

Именно в таком положении находятся российские авиакомпании, и положение это их более чем устраивает.

Источник: https://sprintinvest.ru/mezhdunarodnye-vozdushnye-perevozki-gruza

Энциклопедия техники — значение слова Гаагский Протокол 1955

Гаагский Протокол

— (см. Варшавская конвенция 1929).

Смотреть значение Гаагский Протокол 1955 в других словарях

Протокол — м. судебная записка, с изложением дела, применением законов и решением; но протокол составляется нередко и вместо журнала, постановления вообще, и даже, в виде постановления……..
Толковый словарь Даля

Протокол М. — 1. Документ с записью происходящего (на собрании, заседании, допросе и т.п.). 2. Документ, удостоверяющий какой-л. факт, происшествие. 3. Письменное соглашение между государствами……..
Толковый словарь Ефремовой

Протокол — (фр. protocole гр. proto-kollon первый лист манускрипта) — 1) официальный документ, в котором фиксируются какие-л. фактические обстоятельства (напр., ход собрания); 2) в международном……..
Политический словарь

Бердж (berge) Уэнделл (1903-1955) — американский юрист и экономист. Сторонник принципа свободного капиталистического предпринимательства. Бердж отмечал тормозящее влияние национальных и международных……..
Экономический словарь

Гаагский Протокол — Cм. Варшавская конвенция ИКАО

Экономический словарь

Ивата, Ивао (1905-1955) — — представитель японской бухгалтерской мысли. Он считал, что статический баланс — это преобразованный инвентарь, все его статьи могут быть проверены путем……..

Экономический словарь

Карнеги (carnegie) Дейл (1888-1955) — американский специалист по управлению, в области ораторского искусства и человеческих отношений. В 1936 г. Карнеги выпустил книгу «Как завоевать друзей и оказывать влияние……..
Экономический словарь

Протокол — -а; м. [от греч. prōtokollon — первый лист, приклеиваемый к свитку манускрипта]1. Документ с краткой записью хода собрания, заседания и т.п. П. допроса. Вести п. собрания. Запись……..

Толковый словарь Кузнецова

Протокол — — документ, подписанный сторонами о результатах переговоров перед заключением договора или соглашения.
Экономический словарь

Протокол О Нарушении Лесного Законодательства — — документ, являющийся доказательством совершенного нарушения лесного законодательства и основанием для привлечения виновных физических и юридических лиц к ответственности.

Экономический словарь

Протокол Административный — официальный акт о нарушении общественного порядка или закона.
Экономический словарь

Протокол Лесного Аукциона — — итоговый документ лесного аукциона, в котором указываются границы участка лесного фонда, разрешенные виды лесопользования; объемы (размеры) лесопользования, размер……..
Экономический словарь

Протокол Намерений/меморандум О Намерениях — (Letter of Wishes/Memorandum of Wishes) Документ, подготавливаемый учредителем траста, в котором изложено руководство для доверительных собственников по управлению капиталом.

Экономический словарь

Протокол О Кредите — — досье, в котором собираются все данные для принятия решения о выделении кредита.

Экономический словарь

Протокол О Намерениях — — документ, в котором стороны подтверждают свои намерения вступить в контрактные подготовительные обязательства на определенный срок. Во многих случаях спорные вопросы……..
Экономический словарь

Протокол Общего Собрания Акционерного Общества — обязательный документ, в котором фиксируется весь ход общего собрания. Указывается число присутствующих, повестка дня, председательствующий и т.д.Протокол удостоверяется……..
Экономический словарь

Протокол Подписки — См. Лист подписки
Экономический словарь

Протокол, Административный — — официальный акт о нарушении общественного порядка или закона, составляемый с целью привлечения виновного к административной ответственности.
Экономический словарь

Факультативный Протокол — — в международном праве — разновидность многостороннего международного договора, подписываемого в форме самостоятельного документа, обычно в связи с заключением……..

Экономический словарь

Шмаленбах, Эйген (1873-1955) — — крупнейший немецкий теоретик бухгалтерского учета XX в., автор теории динамического баланса (см. ТЕОРИЯ ДИНАМИЧЕСКОГО БАЛАНСА). Шмаленбах называл баланс……..

Экономический словарь

Address Resolution Protocol (arp) — Протокол Разрешения Адресов — действует на сетевом уровне и помогает сетевым устройствам определять IP-адреса.
Экономический словарь

File Transfer Protocol (ftp) — Протокол Передачи Файлов — протокол, обеспечивающий пересылку файлов между двумя, возможно, разнородными машинами.
Экономический словарь

Internetwork Packet Exchange (ipx) — Межсетевой Обмен Пакетами, Протокол Ipx — сетевой протокол Novell NetWare, используемый для пересылки и маршрутизации пакетов между сервером и рабочими станциями. Пакеты IPX не соответствуют пакетам Ethernet……..

Экономический словарь

Lightweight Directory Access Protocol (ldap) — Протокол Ldap — облегченный (упрощенный) протокол доступа к [сетевым] каталогам, протокол LDAP; промышленный стандарт для доступа к каталогам через Интернет.

Экономический словарь

Protocol — Протокол — набор правил, определяющих потоки данных в информационных системах.

Экономический словарь

Transfer Control Protocol/internet Protocol (tcp/ip) — Протокол Управления Передачей/протокол-интерн — набор протоколов 3 и 4 уровней OSI. Известен также как стек протоколов Интернет (Internet Protocol Suite). Используется в Интернете и для объединения гетерогенных мультиплатформенных сетей.

Экономический словарь

Протокол — Заимствование из французского, в котором protocole восходит к греческому protokollon (protos – «первый» и kollan – «клеить»). Буквальное значение этого слова в греческом «первый приклеиваемый……..
Этимологический словарь Крылова

Дипломатический Протокол — — общепринятые правила и традиции, соблюдаемые в международном общении (порядок нанесения визитов глав государств, правовые формы проведения встреч, бесед).
Юридический словарь

Картахенский Протокол По Биобезопасности К Конвенции О Биологическом Разнообразии — – принят в 2000 г. в рамках мер по реализации положений Конвенции о биологическом разнообразии. Цель Протокола заключается в содействии обеспечению надлежащего уровня……..
Юридический словарь

Проверка Контрольных Соотношений Данных, Внесенных В Протокол Об Итогах Голосования — — специальная процедура, проводимая участковой избирательной комиссией (комиссией референдума) и направленная на оперативное установление непротиворечивости и достоверности……..
Юридический словарь

Посмотреть в Wikipedia статью для Гаагский Протокол 1955

Источник: http://slovariki.org/enciklopedia-tehniki/803

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: