Белый рыцарь

Джокер излечился от безумия и стал вменяемым. Как это произошло? Рассказываем о Batman: White Knight

Белый рыцарь

9 мая вышел финальный выпуск серии Batman: White Knight. Это авторский комикс художника Шона Гордона Мерфи, в котором представлена альтернативная вселенная DC.

В ней Джокер в результате несчастного случая излечивается от своего безумия и решает стать Белым рыцарем Готэма, публично и законно выступая против Бэтмена и его методов.

Комикс получился крайне неоднозначным, и в этой статье редактор раздела «Комиксы» Денис Варков расскажет о своих впечатлениях от этой истории.

Когда мы подводили итоги 2017 года в комиксах, то занесли Batman: White Knight в список открытий года. Работал над ним художник Шон Гордон Мерфи. Иногда он пишет комиксы.

Вы можете знать его по American Vampire, Joe the Barbarian, Hellblazer, The Wake и др. Batman: White Knight — не первый опыт сценариста для Мерфи.

Самой яркой его авторской работой стал комикс Punk Rock Jesus (спойлер к нашему Топу 100 комиксов и манги — там он есть).

И вот спустя полгода Batman: White Knight наконец закончился, и можно полноценно его разобрать. Мерфи в этой истории поменял местами Бэтмена и Джокера, пытаясь понять, кто из них добро, а кто зло.

Если во время противостояния Белого и Темного рыцарей они оба зашли слишком далеко, то кто тогда «хороший», а кто «плохой»?

На этой идее и построен Batman: White Knight. Шон Мерфи пытается развивать эту линию, а параллельно с ней еще с десяток, из-за чего комикс из восьми выпусков оказался максимально перегруженным.

Это главная проблема всех мини-серий (а ведь Batman: White Knight еще и увеличили на два выпуска — изначально их было шесть) — автор хочет рассказать гораздо больше, чем позволяет формат.

Отсюда сюжетные дыры, ляпы и притянутые за уши элементы истории, лишние элементы, которые сбивают динамику и т. д. Поэтому я остановлюсь лишь на ключевых моментах истории.

Осторожно, спойлеры!

«А что если все беды Готэма из-за Бэтмена, а не из-за его врагов?»

Этим вопросом не задавался только самый ленивый автор, которому доверили писать серию про Темного рыцаря. В том или ином виде эта тема поднимается абсолютно во всех крупных сериях про Бэтмена. И это абсолютно логичный вопрос, ведь само появление Темного рыцаря привело к возникновению в Готэме многих преступников. Он стал катализатором для них, и это, конечно же, невозможно отрицать.

Основную идею для конфликта Джокера и Бэтмена Шон словно почерпнул в мультфильме «Lego фильм. Бэтмен». Здесь буквально теми же словами проговаривают, что у них «особая связь», что Джокер годами поддавался Темному рыцарю, так как хотел, чтобы тот из раза в раз совершенствовался. Джокер даже говорит:

Я твой главный враг, потому что я твой главный фанат.

И это правда. Мерфи пишет Джокера, который одержим Бэтменом. Он буквально растворился в своей войне с Темным рыцарем, и это нельзя назвать никак иначе, кроме как любовью. Джокер обожает своего врага, ему всегда мало их «игр», ему хочется больше, он старается каждый раз усложнить их, чтобы провести с Бэтменом больше времени вместе.

Но Бэтмену этот роман не интересен. Для него Джокер — это сумасшедший, перешедший все границы. В начале истории Бэтмен и сам нарушил правила, очень грубо заставив клоуна выпить несколько десятков неизвестных таблеток. Все это попадает в СМИ, и жители Готэма начинают считать, что, возможно, методы Темного рыцаря слишком жестокие — им становится жалко Джокера.

Основной аргумент Джокера в свою защиту очень прост: «Не судите Джека Напьера за то, что натворил Джокер».

Джокер воспользовался общественным вниманием. Излечившись от своего безумия, он вернулся к старому имени — Джек Напьер — и решил использовать свой интеллект для законной борьбы с Бэтменом. Эта идея сама по себе неплоха, но Мерфи зачем-то решает сделать Джокера лжецом.

Его Джек действительно хочет сделать город лучше, но для того, чтобы дискредитировать Темного рыцаря в глазах общества, он несколько раз нарушил закон. Понятно, что так Шон хотел еще раз подчеркнуть, что и Белый, и Черный рыцари Готэма нарушают закон ради благих целей, а значит, они все же похожи. Но это банально и скучно.

Вот если бы Джек до самого конца оставался прозрачно чист, а Бэтмен бы не имел ни одного повода выступать против него, то это было бы смело. Это был бы пример полного преображения персонажа. В Batman: White Knight, к сожалению, Джокер во многих элементах остается Джокером. Он просто больше не безумен.

Все прочие качества — импульсивность, смелость, одержимость, непредсказуемость — остались при нем.

А вот Бэтмена в этом комиксе, честно говоря, жалко. Мерфи подстраивает все ситуации так, что Темный рыцарь раз за разом терпит неудачи, которые приводят к падению поддержи Бэтмена обществом.

Это, конечно, не значит, что в других комиксах супергерой никогда не ошибается — напротив, очень часто. Но здесь это очень гипертрофированно выставляется ему в укор.

Первый выпуск Batman: White Knight — это вообще что-то невообразимо жуткое, это образец крайне отвратительного сценария. По сюжету Бэтмен с помощниками на бэтмобиле преследуют Джокера, убегающего от них на скейтборде.

И вся эта погоня выставляет Темного рыцаря совершенно некомпетентным идиотом.

Джокер же, обгоняющий бэтмобиль на скейтборде (!), вслух проговаривает все проступки Бэтмена — от порчи чужого имущества до проникновения на частную территорию.

Бэтгерл и Найтвинг рассуждают о том, насколько Бэтмен невыносим и как с ним трудно работать. Дик Грейсон прямо говорит Барбаре Гордон — так почему ты не уйдешь тогда? Но на это у нее ответа нет. Она просто благодарна Брюсу Уэйну за все, что он сделал для нее, и призывает Дика помнить о его долге перед Бэтменом в эти непростые времена.

Это подается настолько безвкусно и в лоб, что этот выпуск отбивает все желание читать серию дальше. Но если себя пересилить, то можно открыть лучшее, что есть в Batman: White Knight — линию Харли Квинн.

Благодаря бесконечным комиксам с ее появлением (у DC Харли как Дэдпул у Marvel) насчет этого персонажа у многих уже сложилось предубеждение, но в Batman: White Knight она ворует все внимание у Джокера, когда их показывают вместе. Все дело в том, что Мерфи удалось очеловечить Харли, превратить ее в живого человека, разочарованного своим безумным романом с Джокером и решившего уйти.

Когда она видит, что он исцелился, то пробует вернуться и понимает, что перед ней тот человек, в которого она была влюблена все годы. Тот, кто утонул в одержимости Бэтменом и пропал где-то в глубинах Джокера.

И этот возобновившийся роман двух злодеев, отошедших от дел и решивших сделать что-то полезное для города, — лучшее, что есть в комиксе. Мерфи написал потрясающие сцены, где Джек, оторвавшись от своей борьбы с Бэтменом, просто проводит вечер в компании Харли. В ее чувства к Напьеру веришь, а он, кажется, впервые за долгие годы искренне понял, какое сокровище подарил ему Джокер.

Ведь без своего безумного альтер-эго он никогда бы не встретил Квинн.

Действие Batman: White Knight охватывает целый год, и, если отбросить войну с Бэтменом и укрепление политических позиций Напьера, то это потрясающая романтическая история о двух любовниках, получивших второй шанс на счастье. И она находит свой логический финал. Но перед этим Джек и Харли должны преодолеть прошлое.

Мерфи создает идеальную метафору для этого — он вводит в сюжет еще одну Харли Квинн.

Когда оригинальная Харли осознала, что Джокеру нужен Бэтмен, а не она, то ушла. Но на ее место быстро пришла другая девушка — клоун, одержимый Темным рыцарем, даже не заметил подмены.

Девушка по имени Мэриан Дрюс работала в банке в Готэме и была сильно разочарована своей жизнью. Однажды она решила совершить суицид прямо в банке, но ее остановил Джокер, решивший ограбить ее место работы. Заставив девушку помогать ему, он невольно начал называть ее Харли.

Мэриан помогла ему и, когда им удалось скрыться от полиции, осознала, что Джокер спас ее — хотел он того или нет. Он помог ей перевязать рану на руке и позволил остаться с ним, решив, что перед ним Квинн.

Мэриан нашла старый костюм Харли и решила стать ей заменой, так как Харлин Квинзель на тот момент уже ушла от Джокера.

Дрюс полюбила клоуна за его безумие, стремление идти вне правил и моральных устоев, он вдохнул в нее новую жизнь, и она была рада выбраться за пределы своего мировосприятия вместе с ним.

Но когда он излечился, Мэриан поняла, что такой Джокер ей не нужен.

И конфликт Напьера, не желающего возвращаться к безумию, в котором он был потерян долгие годы, выглядит гораздо лучше, чем его нелепая война с Бэтменом. Мэриан Дрюс, конечно, не персонаж, а инструмент, но у нее достаточно времени, чтобы успеть не только драму Джека развить, но и собственную.

Вообще в Batman: White Knight очень много персонажей. И это его проблема. Большинство героев — либо фон, либо у них всего пара дельных реплик или действий в сюжете.

Все акценты смещены на Джокера, Харли Квинн (их тут две) и Бэтмена — на остальных времени попросту не остается.

Тем не менее, Мерфи постарался вписать в сюжет и Мистера Фриза, и Альфреда, и комиссара Гордона, и Бэтгерл, и Найтвинга, и Безумного шляпника, и Глиноликого — словом, Шон представил свою версию Готэма со всеми ключевыми его обитателями.

Конец спойлеров

Лично для меня Batman: White Knight оказался большим разочарованием.

Я возлагал большие надежды на этот комикс, рассчитывал, что Шон напишет мрачную историю, в финале которой Бэтмен и Джокер окончательно поменяются местами. Это могло бы быть очень смело, но у этого комикса, к сожалению, совершенно ненужный хэппи-энд.

Он меняет все устройство Готэма — больше ничего не будет для его жителей, как прежде, но общая картина осталась та же — ни Бэтмен, ни Джокер никуда не исчезают, а их роли в обществе в целом сохранились прежними. Все могло быть гораздо интереснее, если бы Мерфи решился на более кардинальные преображения героев.

Шон уже планирует сиквел, в котором продолжит исследование своей вселенной. Пока неизвестно, будет ли он снова о Бэтмене и Джокере или Мерфи представит альтернативные версии других героев и злодеев из комиксов DC.

Несмотря на все минусы Batman: White Knight, я жду продолжение, но не из-за истории, а из-за рисунка Шона Мерфи. Как вы уже поняли, пишет он хуже, чем рисует.

И мне даже не нужно лишних слов, чтобы доказать вам, как он прекрасен в этой истории: игра теней и света, динамика и статичность, немые сцены, живые эмоции и, конечно, удивительно прекрасные женщины.

Мерфи очень любит женских персонажей, поэтому в Batman: White Knight сделан такой акцент на Харли Квинн.

Дайте комиксу шанс хотя бы ради рисунка. Не пожалеете.

Источник: https://kanobu.ru/articles/dzhoker-izlechilsya-otbezumiya-istal-vmenyaemyim-kak-eto-proizoshlo-rasskazyivaem-obatman-white-knig-371979/

Журавлиный клич: Белый рыцарь, чёрный рыцарь и точка (часть I)

Белый рыцарь

      Чёрный и белый рыцари — это два, пожалуй, самых интересных литературных архетипа, которые не выходят из моды. Развиваются, мутируют и преображаются. Кажется, время над ними не властно. Но так ли это? 

     Белый рыцарь или рыцарь в сверкающих доспехах. 

     Белый рыцарь — воплощение благородства, мужества и чести. Идеальный мужчина, о котором только может мечтать женщина. Вот только мечты эти за последние несколько веков изменились.

Мало кого сейчас сможет восхитить «Айвенго» или «Песнь о Роланде». Скорее поступки рыцарей в этих произведениях вызовут у современных дам недоумение и даже скептическую улыбку.

Подражать подобным героям уже никто не захочет.

Валерий Корнеев, персонаж книги «И То4ка» является осовремененным вариантом белого рыцаря. И каким же он видится читателям? Слабаком, трусом, подкаблучником, ведомым вторым номером, лохом и неудачником. Жестоко! Хочется вступиться за своего героя.

      Да, он ведёт себя с Полиной слишком мягко. Да, он многое ей прощает. Да, разрыв отношений напоминает побег. Но так ли всё на самом деле?

       Белый рыцарь в силу своего архетипа не способен проявлять настоящую жестокость к той, которую любит. Он будет прощать, даже если трудно, даже если очень обидно и больно. Современному человеку подобное поведение может показаться глупостью, бесхребетностью и проявлением слабости.

Хотя по мне слабостью является желание отдаться чудовищу с тремя головами: гнев, ненависть и злоба. Эта тварь пожрёт человека и отрыгнёт остатки, как какой-нибудь мусор. Нет. Валерка вовсе не слабак. Даже когда его захлёстывают негативные эмоции, он умудряется не сорваться, выстоять.

       В его глазах возлюбленная Полина выглядит дурочкой, которая сама не знает в какие неприятности влипает. Его снисходительность, воспринимается как попустительство. Валерка прощает Полине многочисленные капризы и шалости, как прощает любящий родитель детскую глупость. Но у всего есть предел.

Если мой дом для тебя клетка, то ему нет места в этом мире. Если я для тебя тюремщик, то мне стоит молча уйти из твоей жизни, не оглядываясь. Теперь живи свободно и счастливо без моей любви. И больше никогда меня не вспоминай.

     Уйти сжигая за собой мосты. Уйти, не оставив возможности вернуться. В глазах многих читателей этот поступок не нашёл понимания. Более того был воспринят как побег. Отнюдь. 

      Валерка попросту перестал видеть будущее в их с Полиной отношениях. Значит не имело смысла снимать квартиру для совместного проживания. Так что своим решением он всего-то отпустил любимую в свободный полёт, понимая, что дальнейшую  жизнь будет строить без неё.

      Почему так решил? Потому что последние события наглядно доказали, что его терпению настал конец. 

      Почему не поговорил, не обсудил всё с Полиной? Потому, что согласно архетипу, белый рыцарь авторитарен в принятие важных решений. Как авторитарны родители, решая, что будет лучше для их детей в будущем.

 Так почему такой герой слабак, трус и тряпка? Потому что не может оставить даму в беде (даже зная, что она того не стоит)? Потому что предпочитает жертвовать собой, вместо того чтобы жертвовать другими? 

      Пожалуй, по меркам современного общества подобный герой абсолютно нежизнеспособен. Видимо по этой причине читателям так хочется поставить рядом с ним сильную женщину, чтобы та им управляла «как надо». Нет! Не получиться.

      Вспомните Льва Евгеньевича из «Покровских ворот». Вот вам пример того, во что превращается белый рыцарь под управлением сильной и независимой женщины, вроде Маргариты Павловны. 

      Так же вспоминается учитель истории Илья Семёнович из фильма «Доживём до понедельника» в исполнении В.В. Тихонова. И строчки из сожжённой тетради:

Но недаром птица в небе крепла!

Дураки остались в дураках…

Сломанная клетка — горстка пепла,

А журавлик — снова в облаках!

(с) Георгий Полонский

      Белый рыцарь подобен такой птице. Ведь белый журавль ассоциируется с преданностью, честью, мудростью и добросердечием. Прекрасная птица, достойная восхищения. Журавль, летящий в небесах, как символ чего-то недостижимого… вызывает лёгкую печаль.

      Ещё Расул Гамзатов в своём стихотворении, ставшим текстом знаменитой песни, сравнивал журавлей с павшими в бою. Словно люди не погибали, а превращались в прекрасных белых птиц.  И пролетая в небе стройным журавлиным клином, они как будто выкликивают чьи-то имена, словно утешают оставшихся на земле горевать по ним.

Песню в своё время исполнил Марк Бернес. До сих пор за душу берёт.

***

Было бы любопытно узнать, в ком из персонажей книги «И То4ка» 
читатели видят воплощение чёрного рыцаря.

Источник: https://author.today/post/68858

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: