Базовый сценарий

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годов

Базовый сценарий

Банк России придерживается режима таргетирования инфляции. Его цель – обеспечение ценовой стабильности, то есть годовой инфляции вблизи 4% постоянно.

Низкая и предсказуемая инфляция позволяет населению и бизнесу строить долгосрочные планы, способствует поддержанию более низких процентных ставок в экономике и повышает доступность кредитов.

Установление публичной цели по инфляции

Ключевая ставка и коммуникация — инструменты ДКП

Решения принимаются на основе прогноза

Информационная
открытость

Базовый сценарий исходит из того, что восстановление мировой экономики будет медленным.

Согласно этому сценарию, российская экономика возобновит устойчивое восстановление в начале 2021 года и в первой половине 2022 года достигнет потенциального уровня выпуска, оставаясь на нем до конца прогнозного горизонта.

Денежно-кредитная политика, вероятно, будет сохраняться мягкой в 2021 году, а затем постепенно возвращаться к нейтральной во второй половине прогнозного периода по мере стабилизации инфляции на цели.

Инфляция в год  
Валовой внутренний продукт  
Требования банковской системы к экономике в рублях и иностранной валюте  
 – к организациям  
 – к населению  

Проинфляционный

Проинфляционный сценарий исходит из динамики спроса, как в базовом сценарии, но при значительном падении потенциала экономики. Также он содержит сценарное предположение о том, что бюджетная консолидация может происходить медленнее и растянуться до 2023 года.

В этих условиях экономика возвращается к более низкому потенциалу уже в 2021 году и даже несколько его превышает.

Для того чтобы удержать инфляцию на цели – вблизи 4%, – Банку России может потребоваться временно перейти к умеренно жесткой политике с последующим возвратом к нейтральной к концу прогнозного периода.

Дезинфляционный

Дезинфляционный сценарий предполагает значительно более медленное (чем в базовом сценарии) восстановление спроса, что может произойти в случае продолжения пандемии с сохранением значимого уровня ограничительных мер.

Длительный период сдержанного спроса будет оказывать понижательное влияние на инфляцию.

Это потребует сохранения мягкой денежно-кредитной политики более продолжительное время и, возможно, ее дополнительного смягчения для возвращения инфляции к цели.

Рисковый

Рисковый сценарий совмещает в себе слабое восстановление спроса и значительное падение потенциала. Дополнительные риски в этом сценарии – обострение геополитических рисков и торговых противоречий, долговых проблем отдельных стран или отраслей.

Значительное усиление проинфляционных рисков потребует временного существенного ужесточения денежно-кредитной политики с возвратом к мягкой политике во второй половине прогнозного периода.

Вследствие масштабности шоков в этом сценарии стабилизация инфляции на цели займет более длительное время и произойдет несколько позднее 2023 года.

ДКП во второй половине 2019 – 2020 году

Банк России продолжил смягчение денежно-кредитной политики. Ключевая ставка была снижена за это время с 7,25 до 6,00% годовых, что соответствовало задаче поддержания инфляции вблизи 4% на прогнозном горизонте. В эти месяцы инфляция замедлялась быстрее, чем прогнозировалось.

Пауза в снижении ставки в марте 2020 года

К марту из-за пандемии существенно ухудшилась ситуация в мировой и российской экономике, а также на глобальных финансовых рынках. Выросли риски для финансовой стабильности. Значительно увеличилась неопределенность относительно дальнейшего развития событий. В этой ситуации Банк России взял паузу в снижении ставки.

Проведение мягкой политики для стабилизации инфляции на цели путем поддержки внутреннего спроса (апрель–октябрь 2020 года)

В апреле был возобновлен цикл снижения ключевой ставки, и Банк России перешел к мягкой денежно-кредитной политике. В течение четырех месяцев ключевая ставка была снижена до 4,25% годовых. В сентябре и октябре Банк России оставил ключевую ставку без изменений, сохраняя стимулирующий характер денежно-кредитной политики.

Будущая денежно-кредитная политика

В рамках базового сценария Банк России будет оценивать целесообразность дальнейшего снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях.

На среднесрочном горизонте, по мере нормализации экономических условий и стабилизации инфляции вблизи 4% Банк России будет оценивать возможные сроки и скорость возвращения от мягкой к нейтральной денежно-кредитной политике, при которой ключевая ставка будет находиться в нейтральном диапазоне 5–6% годовых.

В условиях роста неопределенности еще большее значение приобретает ясность коммуникации, открытость центрального банка. Чтобы отвечать вызовам времени, Банк России предпринял ряд новых шагов.

Увеличение количества пресс-конференций

Банк России перешел к проведению пресс-конференций Председателя после каждого заседания по ключевой ставке.

Расширение региональной коммуникации

В сентябре Банк России запустил публикацию информационно-аналитических комментариев об инфляции по каждому региону России.

Таким образом, теперь Банк России представляет анализ динамики потребительских цен на всех трех уровнях: страны в целом, федеральных округов и на уровне отдельных регионов.

В будущем планируется старт публикации сводного обзора материалов территориальных учреждений Банка России о текущей экономической ситуации в регионах.

Модификация коммуникации прогноза

Банк России изучает возможные форматы более подробной коммуникации прогноза. По итогам этого обсуждения планируется публикация прогноза в более развернутом формате, в него также может войти прогнозная траектория ключевой ставки.

Применение инструментов ДКП

Операционная цель денежно-кредитной политики Банка России – поддержание однодневных ставок денежного рынка вблизи ключевой. В условиях сохраняющегося структурного профицита ликвидности в 2020 году они формировались вблизи ключевой ставки, преимущественно в нижней половине процентного коридора Банка России.

Источник: https://cbr.ru/about_br/publ/ondkp/on_2021_2023/

Минэкономразвития РФ изменило концепцию прогнозирования

Базовый сценарий
В макропрогнозе министерства «базовый» сценарий превратился в оптимистичный «целевой».

Минэкономразвития России поменяло концепцию среднесрочного прогнозирования социально-экономического развития страны. Раньше ожидания были представлены в трех сценариях: консервативном, базовом и целевом. Последний исчез, слившись с базовым, обратил внимание РБК.

У Минэкономразвития есть методические рекомендации по составлению макропрогноза от 2016 года.

Формально они не отменены, и согласно действующему документу существует три варианта прогноза:- консервативный — консервативна оценка экономического роста при существенном ухудшении внешних и внутренних факторов;- базовый — основная оценка при сохранении стабильных или слабом ухудшении внешних и внутренних факторов.

— целевой — достижение всех целевых показателей стратегического планирования при стабильных [только] внешних факторах.

В мае 2019 года в Постановление Правительства РФ «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочный период» были внесены поправки.

Эти изменения заметно поменяли подход к разработке прогнозов и могло бы оправдать новый формат макропрогноза Минэкономразвития. Однако стоит заметить, что реальные изменения a фундаментальный документ министерство внесло уже в сентябре 2018 года, то есть более чем за полгода до изменения соответствующего постановления правительства.

В любом случае главной новацией стало то, что макропрогноз теперь, по словам министра Максима Орешкина в сентябре 2018 года, «основан на предпосылке достижения национальных целей развития, заложенных в майском указе президента, а каждая из целей оказывает влияние на показатели прогноза». Другими словами, базовый сценарий теперь строится по логике более оптимистичного целевого.

Изменения закономерно затронули и консервативный сценарий — если исполнение нацпроектов считается условно-выполненным, то указание на «внутренние факторы» утратило актуальность. В сценарии осталось упоминание о возможном ухудшении внешних факторов, но исчезло предположение об их «существенном ухудшении».

Прогноз отражает «желаемое»

На встрече с журналистами 26 августа министр экономического развития Максим Орешкин, отвечая на вопрос РБК, подтвердил, что прогнозируемые с 2021 года темпы роста ВВП выше 3% подразумевают реализацию «структурных мер экономической политики» (см. статью «Восемь мощных ударов для прорыва на экономическом фронте»).

По расчетам Минэкономразвития, вклад структурных мер в рост ВВП на период до 2024 года оценивается на уровне 1,5 процентных пункта. Иными словами, без их реализации рост ВВП России будет ограничен и составит примерно 1,5-1,7%.

Директор аналитического департамента «Локо-инвест», экс-глава департамента макропрогнозирования Минэкономразвития Кирилл Тремасов считает, что с приходом Максима Орешкина видение макропрогноза в Минэкономразвития серьезно изменилось. Ранее прогноз рассматривался скорее как технический документ, необходимый для расчета бюджетных доходов. Он был в высокой степени независимым и отражал видение экономических трендов.

«Основное изменение, произошедшее с макропрогнозом Минэка в последние пару лет, — он приобрел целевой характер. Иными словами, прогноз сейчас отражает желаемое видение экономики», — подчеркнул Тремасов.

С ним согласен макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов. При формировании бюджета ориентиром остается базовый вариант, носящий теперь характер целевого. Прогноз темпов роста ВВП определяет в бюджете возможные налоговые поступления, в то время как прогноз темпов инфляции — расходы на индексацию социальных выплат.

«Так и есть. Раньше была переходная динамика, а теперь целевое становится базовым. Если посмотреть на новые цифры, то там ВВП выше 3%, доля инвестиций в ВВП тоже соответствует. Это просто базовый стал целевым, а консервативный — более плохой вариант», — сказал Мурашов.

По его словам, масштабные цели ставились правительством и раньше. Так, можно вспомнить про майский указ президента РФ от 2012 года. Но раньше предполагалось, что цели, заложенные в старом майском указе, являются принципиально новыми, и экономике может потребоваться время для перестройки.

«Хотели показать: есть инерционный вариант, без майских указов, а есть целевой, с учетом стимулирующей политики. [Теперь после появления нацпроектов] какой смысл делать базовый сценарий, который фактически отражает тот случай, когда просто саботируют выполнение [новых] майских указов?» — подчеркнул аналитик.

Заключение

SULARU считает, что иметь желаемое в базовом прогнозе вполне нормально, если есть уверенность в своих силах. Но в очередной раз нельзя не вспомнить про оценку ожиданий Минэкономразвития, которую дал Центробанк РФ после публикации прогноза министерства по росту инвестиций в основной капитал ещё в июле 2018 года.

Банк России счёл прогноз довольно оптимистичным. Под термином «оптимистичный» подразумевался тот случай, когда благоприятные условия сошлись вовремя и в одном месте. В аналогии с преферансом это можно сравнить с приходом на руки карт для «десятерной» (вероятность около 0,43%).

Читайте подробности:

  • Низшую точку роста российская экономика пройдёт в начале 2019 года
  • Восемь мощных ударов для прорыва на экономическом фронте
  • ЦБ РФ счёл прогноз Минэкономразвития по росту инвестиций довольно оптимистичным 

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5aa8d5d9a86731ea4d5fd077/minekonomrazvitiia-rf-izmenilo-koncepciiu-prognozirovaniia-5d6cbdbf95aa9f00aeaeec20

Аудит будущего

Базовый сценарий

Счетная палата представила макропрогноз до 2023 года

Счетная палата впервые в истории представила прогноз развития экономики России. Он оказался негативнее ожиданий правительства: ВВП, по мнению аудиторов, вернется на докризисный уровень в 2022 году, а его темпы роста будут ниже 3%

Артем Геодакян / ТАСС

После критики официального прогноза правительства за излишний оптимизм Счетная палата представила свою оценку развития российской экономики до 2023 года на фоне пандемии COVID-19.

Государственные аудиторы впервые за историю существования Счетной палаты опубликовали сценарный прогноз основных показателей социально-экономического развития России, который оказался пессимистичнее оценок Минэкономразвития.

Причины появления макропрогноза от Счетной палаты

Собственный макропрогноз позволит Счетной палате делать более грамотные выводы об обоснованности прогнозов правительства, пояснили РБК в пресс-службе ведомства.

«Такой документ — элемент конструктивной критики, когда мы не только критикуем чужое, но и открыто публикуем свое», — сообщили в Счетной палате, подчеркнув, что главная цель публикации — «не покритиковать правительство, а способствовать всестороннему обсуждению проблем развития российской экономики». В разработке прогноза участвовали экономисты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара, уточнили в ведомстве.

Как полагают в Счетной палате, по своим масштабам потрясения первой половины 2020 года (обвал цен на нефть, карантинные ограничения и введение режима нерабочих дней в апреле, сокращение российского экспорта из-за спада мировой экономики) превзошли предыдущие кризисы 2008–2009 и 2014–2015 годов. Директивное ограничение деловой активности в текущем году, по мнению госаудиторов, является «уникальным фактором, примеров которому в современной экономической истории трудно найти».

Потери экономики России в результате введения режима самоизоляции населения за первое полугодие 2020 года достигли примерно 8% изначально ожидавшегося ВВП 2020 года, считают аудиторы, но характер восстановления по мере снятия карантинных ограничений свидетельствует о том, что по итогам года масштабы падения будут заметно меньше. В условиях сохранения рисков пандемии и введения новых ограничений госаудиторы подготовили два сценария развития экономики: базовый и консервативный (стресс-сценарий).

Сценарий без нового карантина

Базовый сценарий Счетной палаты предполагает, что основной удар пандемии был пережит во втором квартале 2020 года и власти не будут вводить новые строгие карантинные ограничения и режим самоизоляции, применяя альтернативные меры сдерживания распространения вируса — отслеживание контактов больных и масштабное тестирование населения. В 2021 году с началом широкой вакцинации и завершения периода ограничений ожидается, что темп роста мировой экономики ускорится до 5% после спада на 5% в 2020 году, а в 2022–2023 годах вернется к средним значениям 2010–2019 годов, то есть около 3,5% в год.

Сделка ОПЕК+ в базовом сценарии сохранится в полном объеме до конца первого квартала 2022 года, а после ее окончания в 2022–2023 годах объемы предложения нефти на мировом рынке вернутся на уровень 2019 года.

Среднегодовая цена на российскую нефть Urals в 2020 году заложена на уровне $42 за баррель, в 2021 году — $50 за баррель, а в 2022–2023 годах — $55 за баррель.

На объемы глобального потребления нефти к середине 2020-х годов начнут оказывать влияние факторы деуглеродизации мировой экономики и развития «зеленых» технологий в энергетике и на транспорте, предсказывают в Счетной палате.

Счетная палата в этом сценарии ожидает, что ВВП России сократится на 4,2% в 2020 году (правительство ждет спада на 3,9%). Быстрого роста экономики в 2021 году за счет «эффекта базы», по мнению аудиторов, не произойдет в отличие от большинства других стран.

В следующем году российский ВВП вырастет на 2,2%, а в 2022–2023 годах темпы роста экономики ускорятся до 2,5–2,7% в год. На уровень 2019 года реальный ВВП России возвратится только в 2022 году, следует из прогноза СП.

Темпы роста инвестиций в основной капитал в реальном выражении в 2021–2023 году оцениваются Счетной палатой в 2,5–4% в год, что, по мнению госаудиторов, недостаточно для обеспечения более высоких темпов роста экономики.

Для сравнения: правительство в своем базовом сценарии ожидает роста ВВП на 3,3% в 2021 году и выхода экономики на докризисный уровень уже в третьем квартале 2021 года, в 2022 и 2023 годах темпы роста ВВП России должны составить 3,4 и 3% соответственно. Этот прогноз как необоснованно оптимистичный критиковали и независимые экономисты: без изменения действующей экономической модели, по их мнению, Россию после пандемического кризиса ждет стагнация.

Безработицу в 2020 году Счетная палата прогнозирует на уровне 6,3% экономически активного населения с пиковым значением в августе—сентябре 2020 года не выше 6,5%, что соответствует масштабам безработицы в кризис 2015–2016 годов, но уже в 2022 году она вернется на докризисный уровень — в районе 4,5%, ожидают аудиторы.

Модель развития российской экономики, по оценке Счетной палаты, будет характеризоваться лидирующей ролью потребительского спроса. Повышение доступности потребкредитов и снижение сбережений в условиях низких банковских ставок будут способствовать росту потребления (розничный товарооборот в базовом сценарии будет прибавлять 2–3% ежегодно в 2021–2023 годах).

Такой механизм не может стать серьезным драйвером для роста экономики России выше 2–2,5% в год, так как численность населения России не растет быстрыми темпами (правительство ожидает, что оно будет сокращаться как минимум до 2024 года. — РБК), а значительная часть потребительского спроса направляется на приобретение импортных товаров и услуг, подчеркивают аудиторы.

Ускорение темпов роста экономики России возможно только при условии активизации инвестиционной активности в частном секторе экономики, уверены в Счетной палате.

Краткосрочные факторы, такие как увеличение бюджетных расходов для поддержки экономики и населения в условиях кризиса, отдельные крупные проекты госкомпаний, расширение потребительского спроса оказывают значимое влияние на темпы роста ВВП в отдельные годы.

Но, поскольку структурные темпы роста остаются низкими (около 1,5% в год), добиться темпов роста 3% и выше «практически нереально», констатируют в Счетной палате.

Стресс-сценарий второй волны COVID-19 и новых ограничений

Консервативный сценарий прогноза Счетной палаты предполагает более жесткое прохождение мировой экономикой и отчасти Россией второй волны пандемии COVID-19 осенью и зимой 2020–2021 годов и, возможно, весной 2021 года.

В странах Европы и крупнейших городах России будут вновь введены карантинные ограничения на ведение деловой активности и работу бизнесов (хотя не в таком масштабе и на менее продолжительное время, чем весной 2020 года).

Массовая вакцинация и уход от карантинных ограничений в этом сценарии предполагаются не ранее конца весны — лета 2021 года.

Общая тенденция к постепенному повышению цен на нефть на протяжении 2021–2023 годов сохранится, но оно будет медленнее. Среднегодовая цена на российскую нефть Urals в 2020 году составит $40 за баррель, в 2020 году возрастет до $45 за баррель, а в 2022–2023 годах — $55 за баррель.

В результате спад ВВП России в 2020 году составит 4,8 против 4,2% в базовом сценарии. Различие между сценариями сильнее проявляется в 2021 году: темп роста экономики будет почти на 1 п.п. ниже, чем в базовом, — 1,3 против 2,2%.

Эффект восстановления экономики после растянувшихся на два года (2020–2021 годы) ограничений проявится только в 2022 году, когда темпы роста ВВП повысятся до 2,4%.

Однако в 2023 году годовой рост, по пессимистичному сценарию Счетной палаты, снова снижается до уровня 1,5–2%, а экономика России возвращается на уровень 2019 года только к концу 2023 года (по уровню реального ВВП и уровню безработицы).

В обоих сценариях прогноза экономика России по импорту машин и оборудования не выходит к концу 2023 года даже на уровень 2019 года в том числе потому, что реальный курс рубля остается ниже докризисного уровня, импортные машины и оборудование остаются дорогими для реализации инвестпроектов, ориентированных на внутренний рынок, подчеркивают госаудиторы.

Это препятствует внедрению новых технологий и более эффективных средств производства, предупреждают они.

Для ускорения структурных темпов роста экономики понадобится обеспечить увеличение бюджетных расходов на образование, здравоохранение, инфраструктуру, рост инвестиций, внедрение новых технологий и выход на внешние рынки для частного бизнеса, констатирует ведомство.

Тенденции, заложенные в сентябрьском прогнозе на 2021–2023 годы, «в целом оправдывают себя», оценки ключевых макропараметров в рамках текущего и следующего годов близки к консенсус-прогнозам различных аналитиков и международных организаций, сообщили РБК в пресс-службе правительства.

«В условиях текущей турбулентности социально-экономической ситуации разброс прогнозов по-прежнему остается значительным, при этом прогнозы ряда аналитиков на 2020 год все еще оптимистичнее, чем у правительства России», — добавили в кабинете министров, не уточнив, о каких именно аналитиках идет речь.

В середине октября МВФ улучшил оценку падения российской экономики по итогам 2020 года до 4,1% (в июне оценка составляла 6,6%), напомнили в правительстве.

Минэкономразвития не видит оснований для пересмотра сценарных условий прогноза социально-экономического развития на 2021–2023 годы, сообщили РБК в пресс-службе министерства.

«Минэкономразвития внимательно следит за развитием ситуации в российской и мировой экономике, которая, как неоднократно отмечалось, зависит прежде всего от эпидемиологического фактора.

Считаем, что в настоящее время нет оснований пересматривать сценарные условия прогноза социально-экономического развития министерства, на основе которого сверстан проект федерального бюджета», — сообщили РБК в министерстве. Госдума в среду, 28 октября, одобрила в первом чтении проект федерального бюджета на ближайшие три года.

Источник: https://www.rbc.ru/newspaper/2020/10/29/5f97fbd99a7947327e47bf8c

Сценарии развития экономики

Базовый сценарий

Основные тезисы прямого эфира с преподавателем Русской Школы Управления Кириллом Линником.

Сейчас сложно найти точные данные — они часто закрыты, а выводы основаны на оценочных суждениях разных экспертов. Давайте постараемся предсказать сценарии развития отечественной экономики, опираясь на разные доступные нам источники. 

Многие мои клиенты из разных отраслей (85–90% компаний) с конца лета сообщали о стремительном восстановлении. Июль этого года сравнялся по показателям с июлем прошлого года. Когда эксперты говорили о локдауне экономики (ее «схлопывании»), подразумевали две модели развития событий:

  1. V — происходит резкое падение и затем резкий рост.

  2. L — происходит падение, восстановление будет медленным. 

У большинства компаний малого, среднего и нескольких крупных бизнесов произошел рост по сценарию V. 

Но ситуация отличается в зависимости от отрасли: например, наиболее пострадавшими оказались компании туристического сектора (не только туроператоры, авиакомпании, но и все, кто связан с туризмом). То есть нельзя сказать, что все восстанавливается волшебным образом. А плечо в символе V (отвечающее за восстановление) может растянуться от трех месяцев до полугода. 

Такой может быть базовая траектория восстановления. Но существует второй сценарий, не менее вероятный, чем текущая ситуация. Это вторая волна пандемии, которую, похоже, мы уже наблюдаем. Осень — благоприятное время для коронавируса и ОРВИ.

Будем надеяться, что вторая волна будет слабее, чем первая (из-за более серьезного отношения людей к способам безопасности, «группового иммунитета» и других факторов). И для бизнеса важно, как государство поведет себя во время второй волны.

 

Варианты развития событий

Существует три вероятных сценария:

  1. Первый, самый неблагоприятный — такая же реакция государства, как весной. При таком развитии событий нам предпишут закрыться на неделю, с запоздалой помощью. Затем неделя превратится в полгода.

    С одной стороны, мы научились жить в этой ситуации, работать удаленно, но многие компании, пережившие первую волну, еще очень слабы.

    И вторая волна (из V она превратилась в W) станет последней для многих компаний, которые уже потратили финансовые ресурсы и время.

  2. Вторая неприятность. Более или менее хорошие цены на нефть (что счастье для российской экономики, компаний-импортеров и компаний с валютными кредитами) могут снизиться. Локдаун мировой экономики станет серьезным ударом для всей экономики России, потому что Центробанк исчерпал большую часть инструментов по сдерживанию.

    Остается прямое вливание денег на рынок, а это крайняя мера. Так что вторая волна может добить слабый бизнес и приблизить банковский кризис, ведь сейчас банки в России борются не за доходность или качественные кредитные портфели, а за ликвидность.

    И это будет не только проблема Центробанка, но и компаний, у которых счета или депозиты находятся в этих банках. И этот удар будет серьезнее, чем весной, с учетом действий (или бездействия) правительства. Есть пример стран, которые не устраивали локдаун, например, Швеция.

    Но последствия падения нефтяных рынков, уменьшения спроса, проблем с поступлением валюты не исключают негативных последствий. 

  3. Третий вариант, когда не вводится никаких мер, теперь для Москвы не актуален. Но многие мои коллеги заранее говорили, что есть вариант, при котором правительство не введет никаких ограничительных мер и сильно об этом пожалеет. 

Маловероятен четвертый вариант — случается пандемия, а государство не делает ничего. 

Что делать бизнесу

Разработайте стратегию для всех четырех сценариев (плюс ваше видение, промежуточные сценарии). Решите, как будете действовать с клиентами, поставщиками, сотрудниками, как договариваться (или нет) с конкурентами. 

В панике люди часто действуют неэффективно действуют. Часто от момента «случилось» до «приняли эффективную схему» проходит очень много времени. Поэтому лучше заранее разработать план действий, причем сделать это не в одиночку.

3-4 эффективных сотрудника компании (в том числе оппозиционных) в ходе мозгового штурма помогут разработать четкий план для каждого из четырех сценариев развития событий.

Такой план я называю «гигиена», он должен быть у каждой компании. 

Создайте подушку безопасности. Если компания восстанавливается и есть возможность откладывать деньги, сделайте это. Даже если рынок растет и кажется, что нужно вкладывать заработанное в его развитие, лучше отложить эти средства, а на развитие взять кредит. Ведь может случиться, что в кризис банки кредитов не дадут. 

Пусть это будут наличные, сбережения, личные депозиты. При этом ожидается, что в случае банковского кризиса пара-тройка банков из первой двадцатки могут разориться, перейти под прямое управление Центробанком. Например, при всем моем неоднозначном отношении к Сберу, его точно будут поддерживать и он будет выполнять свои обязательства. 

Подушку нельзя тратить при первой ситуации. Лучше занять выжидательную позицию, если вы не очень хорошо представляете, что происходит на рынке, как ведут себя конкуренты. В каждой отрасли есть «экономическая инерция»: компании не переключаются с одного поставщика на другого в один день, а если вас не устраивает банк, процесс перехода займет минимум месяц. 

Не принимайте поспешных решений. Разработайте оперативный план с цифрами на ближайший месяц. Закончился месяц — с учетом развития пандемии оцените, эффективен ли план действий. Корректируйте его в процессе и по итогам оценки. 

Сокращение горизонта планирования во время кризиса — большая проблема для бизнеса. К сожалению, большинство российских компаний имеют горизонт планирования (с реальными бюджетами, по которым компания будет жить) в один год. А во время кризиса горизонт планирования может сократиться до недели, соответственно, у компании должен быть просвет хотя бы на месяц вперед. 

Проанализируйте свой опыт. Переосмыслите ошибки, которые сделали
весной — это ценнейший опыт. Его нужно подытожить и использовать при разработке планов.

Развивайтесь вместе с нами: в каталоге Русской Школы Управления более 700 онлайн-курсов и 500 видеокурсов. Учитесь в удобном формате в любое время и в любом месте!

Следите за нашими обновлениями:

Источник: https://uprav.ru/blog/stsenarii-razvitiya-ekonomiki/

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: