Базельский комитет

Базелева болезнь

Базельский комитет

Внедрение стандартов Базель III в России похоже на бесконечную гонку по устранению банковских рисков

С Новым годом, российские банки! С 2016 года российское банковское регулирование приводится в соответствие с базельскими стандартами (так называемый Базель III), утвержденными Базельским комитетом банковского надзора.

Дискуссии о целесообразности таких новшеств то и дело вспыхивали в экономическом сообществе, но широкой публике были малопонятны.

Что кроется за этими нормами и как это скажется на функционировании банковского рынка в наступающем году, постарался осветить экономический обозреватель интернет-издания «Реальное время» Альберт Бикбов.

Базельский комитет по банковскому надзору является комитетом органов банковского надзора, созданным управляющими центральными банками стран Группы десяти (G-10) в 1975 году.

В его состав входят высокопоставленные представители органов банковского надзора и центральных банков Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Люксембурга, Нидерландов, Испании, Швеции, Швейцарии, Великобритании и США.

Комитет обычно заседает в Банке международных расчетов в Базеле, где расположен его постоянно действующий секретариат.

Образование такого транснационального органа стало реакцией со стороны банковского сообщества и надзорных органов на случаи крупных потерь и банкротств банков, хедж-фондов и институциональных инвесторов, наблюдавшихся в 70-80-е годы. Необходимы были стандарты, правила и методики предотвращения таких «финансовых бурь». Самые известные документы комитета — стандарты Базель I, Базель II и Базель III.

Основной целью Базель I является ограничение кредитных рисков (потерь от дефолта заемщиков и т.д.) путем разработки ряда принципов надзора. Фото gazeta.ru

Базель I

Первым глобальным документом стала разработка в 1988 году Базельским комитетом по банковскому надзору первого Соглашения по достаточности капитала (Базель I).

Первоначально соглашение рассматривалось как рекомендация, однако уже с 1992 года становится обязательной нормой для стран G-10.

На настоящий момент к Базель I полностью или частично присоединились более 100 стран (включая Россию).

Основной целью Базель I является ограничение кредитных рисков (потерь от дефолта заемщиков и т.д.) путем разработки ряда принципов надзора. Основным в документе является определение достаточности капитала.

Минимальный размер достаточности капитала банка, который иногда называют нормативным (регулятивным) капиталом, устанавливается в расчете 8% от суммы активов и забалансовых статей, определенных с учетом кредитного риска.

Согласно положениям Базель I, общая величина нормативного (регулятивного) капитала, которая проверяется на предмет достаточности, состоит из капиталов двух уровней.

Уровень 1 — это акционерный капитал и объявленные резервы.

Уровень 2 — это дополнительный капитал, или капитал второго уровня, к которому относят капитал низкого качества, скрытые резервы, доступные для банка в соответствии с законодательством страны, и т.д. Капитал второго уровня в совокупности не должен превышать сумму капитала первого уровня.

Но дальнейшая практика показала, что выполнение требования минимально допустимого размера капитала не может обеспечить надежность работы банка и всей банковской системы. Базель I определял требования к капиталу формально, без учета реальной (экономической) потребности в нем банков.

С 1993 года с учетом критики банковского сообщества и мнения ряда экономистов Базель I подвергался доработке, и в 2004 году были опубликованы уточненные рамочные подходы — Базель II.

Базель II состоит из трех основных компонент: минимальные требования к структуре капитала, надзорный процесс, рыночная дисциплина. Фото Владимира Суворова (izvestia.ru)

Базель II

Базель II состоит из трех основных компонент: минимальные требования к структуре капитала, надзорный процесс, рыночная дисциплина.

Базель II сохраняет требования к достаточности капитала на уровне 8%. При этом вместе с кредитным риском учитываются рыночный и операционный риски.

Вторая компонента — надзорный процесс. Рассматриваются основные принципы надзорного процесса, управления рисками, а также прозрачности отчетности перед органами банковского надзора в применении к банковским рискам.

Третья компонента — рыночная дисциплина. Дополняет минимальные требования к достаточности капитала и надзорный процесс. Рыночная дисциплина стимулируется путем установления ряда нормативов информационной открытости банков, стандартов их связей с надзорными органами и внешним миром.

Но жизнь, как всегда, вносит свои коррективы: глобальный финансовый кризис 2008 года ярко показал провалы регулирования деятельности банков. Так что Базель II опять пришлось пересматривать.

Базель III

Появление стандартов Базель III началось с введения дополнительных требований к достаточности капитала банков (акционерный капитал, капитал первого уровня, капитал второго уровня, буферный капитал, совокупный капитал).

Базель III ужесточает требования к составу капитала первого уровня за счет исключения из него суммы отложенных налогов и секьюритизированных активов.

Базель III устанавливает необходимость формирования кредитными организациями за счет чистой прибыли дополнительного резервного буфера.

Буферный капитал позволит банкам в случае системного кризиса и снижения норматива достаточности капитала ниже минимально допустимого получить дополнительную ликвидность без санкции регулятора.

Однако после кризиса кредитные организации обязаны этот капитал восстановить.

Одновременно Базель III вводит нормативы, нацеленные на ограничение финансового рычага (левериджа — соотношение заемного и собственного капитала), который допустим для финансовых посредников. В частности, речь будет идти о пересмотре нормативов текущей и долгосрочной ликвидности.

Постепенный переход на новые стандарты начался с 2013 года и будет продолжаться в течение последующих 6 лет (до 1 января 2019 года).

Базель II — правда, в довольно видоизмененной форме — был внедрен в России только в последнее время. Фото gazeta.ru

Приключения Базеля в России

Впервые в России Базельские соглашения нашли отражение в инструкции Банка России №1 от 30 апреля 1991 года «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков», которое связано с появлением Базель I (документ утратил силу с 1 апреля 2004 года). В настоящее время Базель I в России применен в полном масштабе. Базель II — правда, в довольно видоизмененной форме — был внедрен в России только в последнее время. Но не полностью — помешал целый вал причин.

Здесь и сравнительно малое количество национальных рейтинговых агентств, а также заемщиков, получивших кредитные рейтинги от международных рейтинговых агентств; и неразвитость систем внутренних рейтингов в большинстве коммерческих банков, значительные расхождения в определениях дефолта, просроченной задолженности и кредитных потерь, применяемых в банковской практике; и недостаточный объем статистических данных по потерям вследствие кредитного и операционного рисков в распоряжении банков, желающих перейти на передовые подходы к оценке рисков; и сравнительно малый объем данных по частоте дефолтов и миграции внешних рейтингов рыночных долговых обязательств и внутренних рейтингов банковских ссуд; и отсутствие или недостаточное количество исследований, посвященных влиянию экономических и отраслевых циклов на уровни потерь и рисков в банковском секторе; и нехватка финансовых, кадровых и информационных ресурсов, необходимых для внедрения более передовых подходов, как у самих банков, так и у регулирующих органов; и неясность с объемом полномочий национальных органов надзора в части трактовки и конкретизации отдельных положений Базель II, отнесенных к их компетенции.

Но тем не менее Центральный банк жестко настоял на внедрении уже следующих стандартов Базель III именно с 1 января 2016 года.

причина внедрения Базеля – повышение в банках качества управления рисками, что обеспечивает устойчивость банковской системы. Фото investing.com

Зачем?

Зачем в нынешних непростых условиях Центробанк России навязывает компоненты Базельского регулирования?

Во-первых, главная причина внедрения Базеля – повышение в банках качества управления рисками, что обеспечивает устойчивость банковской системы и дает реальную защиту прав вкладчиков и кредиторов. Что немаловажно в наше кризисное время.

Во-вторых, подавляющее большинство наших банков работают на международном рынке, имеют корсчета в иностранных кредитных организациях. Поэтому следовать правилам, принятым на международном рынке, — единственно правильный путь. Так что Базель здесь выступает как обычай делового оборота.

Если мы не будем соблюдать требования Базеля, то к нашим банкам будут относиться как к партнерам, которые не соблюдают общепринятые правила, и стоимость заимствований на внешних рынках для российских банков неизбежно повысится.

И пусть аргумент о зарубежных заимствованиях в свете санкционной блокады выглядит несколько натянутым, но есть же азиатские и другие фондовые рынки…

Что изменяют в российском Базеле?

Соответствующие проекты нормативных актов уже публиковались на сайте Банка России и обсуждались с банковским сообществом.

Согласно новым нормам, с 1 января 2016 года Банк России меняет требования к достаточности капитала. Уровень базового капитала будет приведен к 4,5% против 5% сейчас. Кроме того, ЦБ изменяет норматив общей достаточности капитала, снижая его на 2 п.п. — с 10 до 8%.

На взгляд Центрального Банка РФ, российская банковская система выдерживает введение Базеля III. Понятно, что внедрение стандартов Базеля III в нынешних условиях оказывает воздействие на банки, так как повышаются требования к капиталу и оценке рисков. Поэтому ЦБ РФ провел тщательную оценку влияния внедрения Базеля на банковскую систему в целом, на отдельные банки и группы банков.

Более того, принят ряд серьезных смягчений собственного регулирования, потому что по некоторым параметрам российское регулирование было жестче, чем Базель.

Например, норматив достаточности совокупного капитала снизился с российских 10% до минимально требуемых Базелем 8%.

Смягчение требований регулятора действительно позволит банкам высвободить некоторый объем средств, который сейчас зарезервирован под банковские риски. В итоге у банковского сектора появится возможность увеличить активность на кредитном рынке.

И таким образом, с учетом этих компенсирующих мер, эффект от введения Базеля на российскую банковскую систему будет нейтральным.

Послабления по кредитам малому и среднему бизнесу

Для кредитов малому и среднему бизнесу (МСБ) коэффициент риска по «лучшим» кредитам устанавливается на уровне 75% (каждый такой «льготный» кредит не должен превышать 50 млн рублей и 0,2% от размера кредитного портфеля). Это решение должно способствовать оживлению кредитования малого бизнеса.

Еще одно послабление — уровень наименьшего риска по кредитным операциям, в том числе по ипотеке, составляет 35%. Фото vdmsti.ru

Неоднозначная ипотека

Еще одно послабление — уровень наименьшего риска по кредитным операциям, в том числе по ипотеке, составляет 35%. В России минимальный уровень находился на отметке 50%.

Казалось бы, отлично — ипотека простимулирована, если бы не одно «но»: многие банки финансируют ипотеку за счет выпуска и дальнейшей перепродажи (секьюритизации) ипотечных облигаций.

Банки обычно выпускают два транша облигаций: младший оставляют у себя, поскольку он более рискованный и должен покрыть максимум убытков, а старший размещают на рынке. В счет младших траншей погашаются потери по секьюритизированным активам в приоритетном порядке по отношению к старшему траншу.

Из-за требований стандартов Базель III банки с 1 января 2016 года будут применять к удерживаемым на балансе младшим траншам облигаций, выпущенных в рамках секьюритизации, коэффициент риска 1250% вместо нынешних 100%. Коэффициент 1250% сделает экономически нецелесообразными новые сделки по секьюритизации активов и ударит по банкам, которые выпускали облигации на систематической основе.

По сути, это смерть рынка с достаточно большим потенциалом — текущий объем российского рынка секьюритизации (облигации по номиналу) на 1 декабря оценивается в 0,5 трлн рублей.

Но, повторимся, в целом влияние введения норм Базеля III на банковскую деятельность оценивается нейтрально. И негатив для банковской системы в следующем году будет находиться совсем в других областях.

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/20985

Базельский комитет по банковскому надзору • ru.knowledgr.com

Базельский комитет

Базельский Комитет по Банковскому надзору(БЛОКИ УПРАВЛЕНИЯ БУФЕРОМ) является комитетом банковских наблюдательных органов, который был основан управляющими центральных банков Группы из Десяти стран в 1974. Это обеспечивает форум для регулярного сотрудничества по банковским контролирующим вопросам.

Его цель состоит в том, чтобы увеличить понимание ключевых контролирующих проблем и улучшить качество банковского надзора во всем мире.

Рекомендации по структурам Комитета и стандарты в различных областях — некоторые более известные среди них являются международными стандартами на достаточности капитала, Основных Принципах для Эффективного Банковского надзора и Конкордата на международном банковском надзоре.

Цели

Цель БЛОКОВ УПРАВЛЕНИЯ БУФЕРОМ состоит в том, чтобы поощрить сходимость к общим подходам и стандартам. Комитет не классическая многосторонняя организация, частично потому что у него нет соглашения об основании. БЛОКИ УПРАВЛЕНИЯ БУФЕРОМ не выпускают обязательное регулирование; скорее это функционирует как неофициальный форум, на котором развиты стратегические решения и стандарты.

Базельский Комитет формулирует широкие контролирующие стандарты и рекомендации и рекомендует заявления наиболее успешной практики в банковском надзоре (см. правила банка или «Базель III Соглашений», например) в ожидании, что членские власти и власти других стран предпримут шаги, чтобы осуществить их через их собственные национальные системы.

Организация

Базельский комитет наряду с его дочерними организациями, Международной организацией Комиссий ценных бумаг и Международной ассоциации Страховых Наблюдателей вместе составляет Совместный Форум международных финансовых регуляторов.

Нынешний председатель Комитета — Штефан Ингвес, губернатор центрального банка Швеции (Sveriges Риксбанк).

Государства-члены

Члены комитета приезжают из Аргентины, Австралии, Бельгии, Бразилии, Канады, Китая, Франции, Германии, Гонконгского SAR, Индии, Индонезии, Италии, Японии, Кореи, Люксембурга, Мексики, Нидерландов, России, Саудовской Аравии, Сингапура, Южной Африки, Испании, Швеции, Швейцарии, Турции, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов. Секретариат Комитета расположен в Банке для международных расчетов (ЕЩЕ РАЗ) в Базеле, Швейцария. Однако ЕЩЕ РАЗ и Базельский Комитет остаются двумя отличными предприятиями.

Группы

Комитет подразделен на группы, каждая из которых имеют определенные рабочие группы, чтобы работать над конкретными вопросами:

  • Standards Implementation Group (SIG)
  • Operational Risk Subgroup — решает проблемы, связанные с Передовым Подходом Измерения для Эксплуатационного Риска
  • Рабочая группа в Колледжах — развивает руководство на Базельской работе Комитета над контролирующими колледжами
  • Рабочая группа на Вознаграждении — способствует принятию звуковых методов вознаграждения
  • Рабочая группа по Процедурам контроля стандартов — разрабатывает способы, чтобы достигнуть большей эффективности и последовательности в контроле стандартов и внедрении
  • Policy Development Group (PDG)
  • Risk Management and Modelling Group — точка контакта с промышленностью на последних достижениях в измерении риска и управлении
  • Рабочая группа по исследованию — облегчает экономистов от учреждений-членов, чтобы обсудить исследование в области финансовой стабильности после консультаций с академическим сектором
  • Trading Book Group — обзоры, как риски в торговой книге должны быть захвачены регулирующим капиталом
  • Рабочая группа на Ликвидности — работает над глобальными стандартами для управления рисками ликвидности и регулирования
  • Определение Capital Subgroup — рассматривает имеющие право капитальные инструменты
  • Capital Monitoring Group — координирует экспертные знания национального наблюдателя в контролирующих капитальных требованиях
  • Международная Bank Resolution Group — сравнивает национальную политику, правовые рамки и распределение обязанностей за резолюцию банков со значительными операциями по переброске через границу людей и вооружений
  • Accounting Task Force (ATF) — гарантирует, чтобы стандарты бухгалтерского учета и стандарты аудита помогли способствовать звуковому управлению рисками, таким образом, поддерживающему безопасность и разумность банковской системы
  • Контрольная подгруппа — исследует ключевые контрольные проблемы и координаты с другими телами, чтобы продвинуть стандарты
  • Basel Consultative Group (BCG) — облегчает обязательство между банковскими супервизорами включая диалог со странами лица, не являющегося членом какой-либо организации,

Стандарты

Комитет издал свое определение политически подвергнутого человека (PEP), поскольку те «поручили с видными государственными функциями, включая глав государств или правительства» в 2001. сразу после того, как Wolfsberg Group издала их на их первой встрече в 2000. FATF обратился к определению БОДРОСТИ ДУХА в их рекомендациях 2003 года.

Внешние ссылки

Источник: http://ru.knowledgr.com/00891136/%D0%91%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%9F%D0%BE%D0%91%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83%D0%9D%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%BE%D1%80%D1%83

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: