Барьеры восприятия информации

Содержание
  1. Барьер восприятия
  2. Природа барьера восприятия
  3. Восприятие барьера восприятия
  4. Преодоление (разрушение) барьера восприятия
  5. Следствия преодоления барьера восприятия
  6. Литература
  7. Барьеры общения: типы барьеров, как их определить и устранить
  8. Суть проблемы
  9. Виды барьеров
  10. Коммуникационные
  11. Взаимодействия
  12. Восприятия
  13. Качества характера, создающие проблемы
  14. Способы вычислить тип барьера
  15. Рекомендации, которые помогут избавиться
  16. Когнитивный диссонанс как барьер для восприятия новой информации
  17. Он просто не воспримет
  18. А барьер останется
  19. Психотехнологии домашнего применения
  20. Привилегия информационного века
  21. Барьеры коммуникации
  22. Классификация барьеров коммуникации
  23. Барьеры социально-культурного различия
  24. Барьеры непонимания
  25. Фонетический барьер 
  26. Семантический барьер 
  27. Стилистический барьер 
  28. Логический барьер 
  29. Собственно психологические барьеры межличностного общения
  30. Барьеры отношений
  31. Барьер отрицательных эмоций 
  32. Барьер страдания
  33. Барьер гнева
  34. Барьер отвращения и брезгливости
  35. Барьер презрения
  36. Барьер страха 
  37. Барьер стыда и вины 
  38. Барьер плохого настроения
  39. 6 барьеров эффективного общения и способы их преодоления
  40. 1. Перцептивный барьер
  41. Проблема
  42. Решение
  43. 2. Поведенческий барьер
  44. 3. Языковой барьер
  45. 4. Эмоциональный барьер
  46. 5. Культурный барьер
  47. 6. Гендерный барьер

Барьер восприятия

Барьеры восприятия информации

Барьер восприятия — специфическая граница между разными формами внимания (в частности между первым и вторым вниманиями), или же, другими словами, граница между мирами, собранными на различных полосах больших эманаций.

Барьер восприятия как бы запечатывает (в том смысле, что простирается в бесконечность и нигде не позволяет обогнуть себя: его можно только преодолеть) существующий на данный момент в восприятии осознающего существа (органического или неорганичекого) мир и не дает возможности собирать другие миры.

Понятие Барьер восприятия перекликается с идеей Пузыря восприятия, раскрытие которого (см. статью Крылья восприятия) и есть преодолением барьера восприятия.

Преодоление и разрушение барьера восприятия является кульминацией всего, что делают видящие, кульминацией пути воина.

Природа барьера восприятия

Барьеры восприятия являются конкретным, можно сказать физическим порогом, препятствием, представляющим собой силу удержания специфического для текущего мира предрасположения восприятия. Для повседневного мира, мира первого внимания, это сила Первого кольца силы, сила предрасположения восприятия первого внимания.

Важно понимать, что барьер восприятия, так же как и, например, повседневный мир, суть позиция точки сборки.

Пребывание в любом мире обусловлено фиксацией точки сборки в определенной позиции, где воспринимающее существо намеренно учится путям формирования образов и объектов сканирования, отвечающих соответствующим эманациям Орла.

Для того, чтобы попасть в другой мир, необходимо намеренно выучиться создавать образы сканирования путем, соответствующим эманациям Орла этого другого мира.

Существующий же способ их создания имеет страшную инерционность и консервативность, связанную с тем, что однажды установившийся способ энергообмена является и единственным для существа и никакой работы для обучению другим способам обычно не производится.

Сила этой инерционности и консервативности, хоть и является помощью для существования в определенном мире, тем не менее не дает перейти в другие режимы восприятия и проявляет себя как довольно четкий барьер при приближении точки сборки к пограничным области существующего восприятия мира для того или иного осознания.

Существует три вида барьеров:

1. Барьер, разделяющий первое и второе внимания.2. Барьеры, разделяющие миры второго внимания.3. Барьер третьего внимания.

Восприятие барьера восприятия

Если говорить о человеке то, в первую очередь, нас интересует барьер Первого кольца силы, разделяющий первое и второе внимания.

Его отличие от барьеров разделяющих миры второго внимания в том, что, путь формирования образов сканирования в первом внимании кардинально отличается от путей формирования образов второго внимания, и состоит он не из одной преграды, а из двух параллельных линий с пространством между ними, называемое Лимбо . Их можно проходить по отдельности или сразу, минуя Лимбо.

В следствие вышесказанного, преодоление этого барьера намного более сложное как для человека, так и для воспринимающих сущностей, населяющих миры второго внимания. Впрочем , есть мнение, что никто, кроме органиков, не способен разбивать барьер восприятия.

Как только точка сборки воина оказывается достаточно глубоко сдвинута в положение, в котором начинает прерываться сила воздействия Первого кольца силы, появляется барьер восприятия.

В зависимости от того, был ли это движение точки сборки по среднему сечению человеческой полосы или боковой сдвиг, барьер можно принять абстрактно, как препятствие для восприятия, как пересечение тугого бумажного экрана или, соответственно, как стену желтого тумана.

Маги древности предпочитали видеть барьер как стену тумана, в таком видении барьера они находили большое утешение и легкость.

Более практичные Новые видящие, чьей целью есть полная свобода, в том числе и от привязок к конкретным образам, увидели в этом серьезную опасность замены непостижимого чем то вроде-бы понятным и имеющим определенное настроение.

Поэтому их рекомендация состоит в том, чтобы не делать барьер частью инвентарного списка первого внимания, а лучше этот переходный момент воспринимать как некую непостижимую абстракцию.

Преодоление (разрушение) барьера восприятия

Преодоление барьера восприятия, как и видение барьера, суть позиция точки сборки (находится недалеко от места без сомнений). Это последняя из задач управления осознанием на пути воина, без выполнения которой все, чему обучался ученик мага ничего не стоит.

Эта задача состоит в том, чтобы самостоятельно сдвинуть свою точку сборки и совершить настройку другой большой полосы эманаций, собрать другой мир, чему, собственно и препятствует барьер восприятия, олицетворяющий собой силу существующей настройки.

Существует два способа преодоления барьера восприятия — только энергетическим телом, или телом сновидения, и полностью, включая физическое тело.

Конечно поначалу практикуется только первый способ, но задача состоит в том, чтобы пройти полностью.

Для этого требуется:

1. Иметь достаточное количество личной силы — для настройки в другой полосе эманаций ее требуется существенно больше, чем требуется для настройки обычного мира.2. Иметь созревшую Трезвость, уравновешенность, склонность к исследованию и пониманию, порождаемую безупречным образом жизни, которая должна стать внутренней силой.3. Потерять человеческую форму, и тем самым освободить все привязки точки сборки от силы настройки Первого кольца силы.4. Вызвать Намерение перевести точку сборки в новую позицию и удержать ее там — это начинается с команды, данной самому себе. Затем команда повторяется до тех пор, пока не становится командой Орла.5. Осуществить новую настройку очень мирным, тихим и незаметным способом, стартовав с позиции повышенного состояния осознания, в которой действие Первого кольца силы предельно ослаблено.6. В тот миг, когда воин достигает внутреннего безмолвия, барьер разрушается и его точка сборки сдвигается.

Это только некоторые аспекты требуемого от воина, являющиеся результатом практики всей его жизни.

Для помощи в разрушении барьеров восприятия маги используют:

1. Толчок Земли. Cознание Земли может дать нам толчок настроить другие великие диапазоны эманаций, и сила этой новой настройки заставляет исчезнуть этот мир.2. Вспоминание ранее совершенных путешествий за параллельные линии с помощью нагваля или же более способных коллег из группы.3. Места силы, трещины между мирами, определенные места на планете, где барьер восприятия как бы утончается.4. Предрассветный час или утренние сумерки.Тут я почувствовал слабый толчок, как если бы разорвал бумажную преграду, и обнаружил себя лицом к лицу со светящимся миром.

Следствия преодоления барьера восприятия

После преодоления барьера восприятия всем телом оказываешься в другом мире, в одном из семи миров второго внимания. Обычный мир исчезает как пыль на ветру. В свою очередь маг также пропадает в обычном мире, при этом все-таки в какой то мере оставаясь самим собой.

Обычный мир и мага начинает разделять тот же барьер восприятия и они становятся недоступны друг другу.

Запущенное силой намерения Второе кольцо становится способно создавать образы сканирования, отвечающие соотвествующей полосе эманаций Орла. Овладеть путями формирования образов параллельных миров и не «забыть» как формируются образы повседневного мира — вот к чему стремятся новые видящие.

Древние маги, с другой стороны, увлекшись разбиванием барьеров восприятия, предпочли никогда не возвращаться в повседневный мир. Их можно понять — миры второго внимания, кроме большего разнобразия, радуют, в некоторых случаях, несравнимо большей продолжительностью жизни.

А древние маги любили жизнь как ничто другое, и пребывают там в относительной безопасности и по сей день.

Правда, выбраться оттуда (за редчайшими исключениями) они уже и не могут — обратная задача по запуску первого кольца силы задача посложнее, ведь второе кольцо намного сильнее.

Новые видящие считают, что нет разницы когда и где умереть, другие миры ничем не отличаются от нашего в плане свободы.

Поэтому они стремятся, аккуратно проникая за барьер восприятия, не привязываться ни к каким способам восприятия и иметь возможность вернуться в обычный мир. Причем вернуться из параллельного мира в обычный можно куда угодно, не обязательно в то место откуда ушел (это и есть секрет телепортации).

Именно с момента разрушения барьера человек и его судьба приобретают для воина совсем другое значение. Ввиду огромной важности значения разрушение барьера восприятия , видящие используют акт его разрушения в качестве завершения обучения ученика.

Воин должен прыгнуть в пропасть с обрыва, находясь в состоянии нормального осознания.Если ему не удастся стереть мир повседневности и собрать другой мир до того, как он достигнет дна, он погибнет.

Ведь цель новых видящих, обретение свободы — это следствие преодоления барьера восприятия третьего внимания. Это и есть последний бастион осознания, на который рассчитывают Маги.

Литература

1. Карлос Кастанеда, Дар Орла

2. Карлос Кастанеда, Огонь изнутри

Источник: http://videnie.info/%D0%91%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%B5%D1%80_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%8F

Барьеры общения: типы барьеров, как их определить и устранить

Барьеры восприятия информации

Барьеры общения – преграды, которые мешают полноценно обмениваться информацией, понимать собеседника. Если у человека возникают такие барьеры – необходимо определить их тип и устранить. Для этого созданы специальные техники.

Суть проблемы

Барьеры – специфические препятствия, которые приводят к искажению смысла слов в ходе коммуникации. Общение становится менее эффективным, возникает напряжение и отрицательные эмоции. Часто эти барьеры становятся причиной конфликтов.

Преграды бывают психологическими и физиологическими. Первые связаны с тонкостями человеческой психики. А вторые проявляются вследствие физиологических нарушений у одного или всех собеседников (плохое зрение, глухота, проблемы артикуляции).

Виды барьеров

В современной психологии выделяют три разновидности психологических барьеров: коммуникационные, взаимодействия, восприятия.

Коммуникационные

Коммуникативные барьеры связаны с неспособностью собеседников (или одного из них) выражать мысли логично, доступно, четко и вежливо. В этом случае значение имеют словарный запас, техника речи и характер человека. К коммуникационным барьерам относят:

  • семантический (одни и те же термины люди понимают по-своему; преодолеть эту преграду можно, подбирая понятные для партнера слова; стоит уточнять, что означает использованный термин);
  • логический барьер (неумение выразить идеи логично и понятно; важно набраться терпения, переспрашивать);
  • нарушения речи (мешают восприятию информации, но изменить речь трудно, лучше к ней приспособиться);
  • неумение слушать (спутник перебивает, «переключается» на собственные мысли; компенсировать чужой недостаток можно собственным искусством речи);
  • барьер модальностей (важно уметь определять основной канал восприятия у собеседника; это делает людей терпимее, позволяет найти подходящий способ общения с конкретным спутником, делает общение эффективным);
  • барьер характера (важно сдерживаться, чтобы характеры партнеров не привели к сложностям и конфликтам; темпераментные люди считаются неудобными собеседниками);
  • невежливость (мешает деловой коммуникации; пресекать невоспитанность лучше всего собственным спокойствием; важно помнить цель общения – взаимодействие, а не разногласия; не стоит отвечать резко – это приведет к стычке; собеседника «отрезвит» холодный и нейтральный тон);
  • несовпадение словарного запаса (эта смысловая преграда возникает из-за интеллектуальных, психологических, культурных различий спутников; нужно переспрашивать, объяснять трудные термины, подбирать более понятные слова и комментировать свои идеи);
  • языковые преграды (стороны взаимодействуют на разных языках или по-разному владеют одним языком).

ЧИТАТЬ  Если мужчина говорит, что обожает вас: психология любви

Взаимодействия

Этот тип преград возникает во время общения. Большую роль играет внутренний мир собеседника: его образованность, моральный уровень, стиль общения. Выделяют такие барьеры:

  • мотивационный (появляется, если у собеседников разные мотивы взаимодействия; один может стремиться к быстрой прибыли, а другой – желать развития общего бизнеса; партнерам стоит сразу обсудить и согласовать цели, иначе совместная деятельность обречена на провал);
  • некомпетентности (некомпетентность одной из сторон раздражает вторую сторону, появляется чувство досады; если человек разбирается в вопросе частично – можно спокойно сообщить ему нужную информацию; не стоит делать это демонстративно);
  • этический (моральная несовместимость собеседников; не стоит перевоспитывать или упрекать человека, это приведет к раздору; лучше прекратить контакт или искать компромисс);
  • стилевой (стили общения бывают разными; это связано с темпераментом, профессией, воспитанием, социальным положением человека; стиль общения может быть доброжелательным, жестким, нейтрально-деловым; цель коммуникации играет большую роль: самоутверждение, принуждение, сотрудничество, поддержка собеседника; важно осознать, что манера общения – выражение глубинных качеств, поэтому изменить ее трудно, лучше адаптироваться и принять).

Восприятия

Барьеры восприятия связаны с первым впечатлением партнеров, с их предрассудками. Эти преграды возникают в момент вступления в контакт. Среди них выделяют:

  • эстетический (с неопрятным партнером трудно взаимодействовать);
  • барьер социальных положений (препятствует комфортной коммуникации; особенно если это подчиненный, который привык бояться начальника; чтобы устранить этот комплекс, стоит проговаривать: «Начальник – просто человек со всеми человеческими слабостями, причин для страха нет. Моя речь будет спокойной, ведь я уважаю свой труд и себя. Шеф это почувствует»).
  • отрицательных эмоций (с расстроенной личностью непросто общаться; не стоит принимать грубые интонации на свой счет; следует перед встречей узнать, какое настроение у ее участников; иногда лучше перенести беседу, чем неэффективно тратить время; если встреча обязательно должна состояться – перед деловым разговором нужно позаботиться об эмоциональном состоянии собеседника);
  • состояния здоровья (наблюдательный человек заметит недомогание партнера и сократит время контакта, чтобы не переутомлять его);
  • психологической защиты (если закрытость и агрессивность сотрудника являются его защитной реакцией – стоит поменять отношение к коллеге; ведь он «отзеркаливает» негативное отношение к себе; постепенно контакт наладится);
  • установки (у человека могут сформироваться отрицательные установки к партнеру или компании; нет смысла уговаривать агрессивно настроенного человека; нужно спокойно воспринять неприязнь, увидеть в ней невежество и плохую осведомленность; это поможет оградиться от негатива; постепенно мнение партнера изменится);
  • барьер двойника (человек склонен судить об окружающих по себе, ждет от спутника поступков, характерных для себя; следует помнить об этом феномене и не проецировать на коллег собственные качества);
  • барьер ошибочных стереотипов (проявляется в недоверии, скептическом отношении; такой человек отталкивается от негативного опыта; важно пересиливать себя и анализировать объективно каждую ситуацию).

ЧИТАТЬ  Обратная связь и ее влияние на качество общения

Качества характера, создающие проблемы

На первое место можно поставить гордыню, ведь остальные качества – производные от нее. Эта черта проявляется в возвышении себя и снисходительном отношении к окружающим. Контактируя с гордецом, человеку приходится сдерживаться, чтобы избежать конфликтов.

Хвастовство – способ самоутверждения. За этой чертой может скрываться неуверенность, потребность в похвале. Хвастливые личности часто бывают тщеславными. Это следующая отрицательная черта.

Тщеславный человек зависит от лести, чужого мнения. Он верит в свою значимость, только если видит одобрение окружающих. Важно научиться хвалить себя, ведь льстецы редко бывают искренними.

Их цель – манипулирование тщеславным человеком.

Властолюбие выражается в неприятии чужих мнений и желаний. Это болезненная потребность контролировать окружающих. Чтобы плодотворно общаться с властолюбивым человеком, нужно уметь четко аргументировать позицию. В первую очередь властолюбец подавляет неуверенных личностей.

Вспыльчивость – неспособность осознавать свои эмоции, контролировать их. Вспыльчивая личность замечает последствия эмоционального «взрыва» после его окончания. Собеседникам такого человека приходится проявлять особенное спокойствие, не «отзеркаливать» грубые слова противоположной стороны.

Способы вычислить тип барьера

Нужно проанализировать свои переживания и реакции партнера. Коммуникационные преграды связаны не с содержанием диалога, а с особенностями речи: логикой повествования, словарным запасом, четкостью произнесения слов.

Преграды взаимодействия возникают в ходе общения. В этом случае одну из сторон не устраивает моральный облик, уровень знаний и характер партнера. Барьеры восприятия – стереотипы, ожидания. Если психологическая преграда возникла слишком быстро или еще до общения – это барьер восприятия.

Визуально напряжение между спутниками проявляется через язык тела. Обращают внимание на:

  • мимику (напряженное лицо, улыбка не соответствует выражению глаз);
  • позу (закрытая поза – спутник отворачивается, скрещивает конечности; излишняя расслабленность и рассеянность также считаются признаками психологической закрытости);
  • жестикуляцию (резкие движения; невольно сжатые кулаки);
  • выражение глаз (отсутствующий, «бегающий» или длительный взгляд).

ЧИТАТЬ  Правила и тонкости ведения деловых переговоров

Рекомендации, которые помогут избавиться

Существуют проверенные способы преодоления преград в общении. К ним относятся:

  • «имя собственное» (важно произносить имя спутника; такое внимание помогает человеку самоутвердиться; это расслабляет, вызывает доверие);
  • «зеркало отношений» (выражается в теплой улыбке, доброжелательном тоне и участливом выражении лица; у спутника возникает ощущение защищенности);
  • «золотые слова» (комплименты создают иллюзию совершенствования, появляется чувство удовлетворенности);
  • «терпеливый слушатель» (внимательное выслушивание жалоб человека);
  • «личная жизнь» (стоит проявить внимание к внутреннему миру и увлечениям спутника; после этого человек «открывается», общается активнее).

Некоторые барьеры можно устранить, а остальные – умело обойти. Важно проявлять терпение, внимательность и участливость.

Источник: https://love-is.org/barery-obshheniya/

Когнитивный диссонанс как барьер для восприятия новой информации

Барьеры восприятия информации

Вместо того чтобы спорить и доказывать что-то своему оппоненту, попробуйте-ка уяснить себе, что такое «когнитивный диссонанс». Очень актуальная штука, на все времена… Нам всегда было интересно, какое применение в обыденной жизни находят философские, психологические и всякие другие научные концепции.

Возможно, здесь все изложено несколько упрощенно. А возможно, что истина еще проще…

Информация является главным ресурсом, определяющим жизнеспособность любой системы, будь то человек, бизнес, организация или страна. Сегодня сильнее тот, кто обладает качественной информацией, у кого ее больше и кто ею правильно распоряжается.

Один из ключевых факторов, влияющих на эффективность работы с информацией, – наша готовность к восприятию нового. Однако у многих людей здесь возникают проблемы, что зачастую связано с незнанием законов психологии и простых приемов работы с собственным бессознательным.

Природа одарила человека мудрой психикой, которая великолепно обеспечивает наше выживание в этом мире. Бессознательное человека наделено прекрасной защитной системой, которая не пропустит в область осознания ничего такого, к чему мы не готовы.

Он просто не воспримет

Один из примеров такой защиты – психологическое явление, получившее название когнитивный диссонанс (Леон Фестингер, 1957). Человек, скорее всего, не сможет воспринять информацию, если она противоречит его идеям, ценностям, верованиям или эмоциональным реакциям. Он либо дискредитирует источник информации, либо попросту ее проигнорирует.

На примере личностного роста: предположим, человек является приверженцем определенной духовной практики и много лет ее практикует.

И тут он встречает другого человека, который предлагает ему более эффективную духовную практику, демонстрируя полученные результаты, существенно превосходящие достигнутое за долгие годы нашим героем.

Скорее всего, результаты будут обесценены или проигнорированы, а представитель другого направления сначала вежливо, а затем настойчиво выпровожен. И любое его повторное появление будет вызывать раздражение и гнев, ведь если он прав, то человек потратил значительную часть жизни, занимаясь не тем, чем стоило.

Психике большинства людей проще уже на уровне бессознательного так решить эту проблему, обезопасив своего хозяина от лишнего стресса и ненужных мучений, оградив от «опасной» информации. Все это происходит неосознанно, человек действительно попросту не будет видеть демонстрируемых ему преимуществ.

А барьер останется

Как мы видим, забота нашего бессознательного о нас может стать серьезным барьером в восприятии нового.

Нужно быть довольно зрелым, психологически взрослым человеком, чтобы уметь осознавать свои слабые стороны, признавать ошибки, видеть в своем жизненном опыте не якорь, обязывающий следовать однажды выбранному направлению, а скорее карту, которая раскрывает бескрайние возможности для маневров.

Первое, что предстоит сделать каждому человеку, который планирует чего-нибудь достичь в нашем веке информации, – это повзрослеть, в первую очередь психологически. Для начала – перестать самоутверждаться, что-то себе и другим доказывать.

Начать действовать во благо выбранной для себя цели, достаточно высокой, чтобы собственная гордость и самолюбие были не слишком большой ценой за важную информацию.

Всему этому весьма способствуют систематическая работа над собой, искренность и честность по отношению к себе.

Помимо когнитивного диссонанса есть и другие блоки, барьеры, которые препятствуют восприятию, а также использованию новой информации.

Среди них можно отметить психотравматический опыт, когда, чаще всего в детстве, какой-либо объект или ситуация ассоциируются у человека с чем-то негативным или даже опасным для его психологического здоровья и комфорта.

На основе такого опыта формируются так называемые ограничивающие убеждения – фильтры восприятия, пропускающие только то, что считается безопасным.

Например, ребенок в начальных классах вышел к доске – и забыл стихотворение или запутался в решении задачи. Если это сопровождалось безграмотной, оскорбляющей реакцией учителя или неприятной обратной связью от класса, такая ситуация вполне может стать травматической, и на ее основе могут сформироваться ограничивающие убеждения.

Этот момент со временем забудется – сработают психологические защиты. А вот барьер останется. Человек будет бессознательно избегать публичных выступлений, серьезно ограничивая свое информационное пространство и качество коммуникаций с людьми.

Что касается убеждений, то он может считать себя никудышным рассказчиком, что, опять же, бессознательно, будет уводить его от взаимодействия и обмена информацией.

Психотехнологии домашнего применения

Если какая-либо ситуация, объект или событие вас раздражает (или даже провоцирует злость), вызывает телесную реакцию (например, что-то сжимается в животе или учащается дыхание), то, скорее всего, вы имеете дело с таким бессознательным барьером, который, с одной стороны, вас защищает, а с другой – блокирует потенциально ценную информацию. Там же следует искать и ограничивающие убеждения.

Один из простых способов работы в подобных ситуациях – психотехнология МГД (метод глазодвигательной десенсибилизации), которая активно используется в интегральном нейропрограммировании Сергея Ковалева.

Сядьте в удобную, расслабленную позу, после чего, определив это ощущение в своем теле, спросите себя, как оно выглядит? Какого цвета, формы, размеров, на что похоже? Представьте этот образ перед собой. Это первый шаг.

Второй шаг – попросите кого-нибудь вам помочь. Пусть этот человек двумя пальцами (указательным и средним), расположив их на уровне ваших глаз, между вами и представленным вами образом, выполнит следующую последовательность движений:

  1. горизонтальные движения;
  2. перевернутая восьмерка (знак бесконечности);
  3. круг – по часовой стрелке для вас.

Ваша задача – держа голову неподвижно, следить глазами за движением пальцев вашего партнера, мысленно наблюдая за изменениями образа на втором плане (на первом плане будут пальцы) и собственных ощущений. Образ изменится либо исчезнет. Изменятся и ощущения. Результат работы приятно вас удивит.

Еще один вид ограничивающих факторов, негативно влияющих на эффективность нашего использования информации, называется состоянием гипноза проблемы. Это когда восприятие человека сужается настолько, что он ничего не видит, кроме негативных обстоятельств происходящего. В таком состоянии он неспособен мыслить конструктивно, воспринимать ценную информацию для решения проблем и достижения целей.

Если вы чувствуете нечто подобное, сделайте простую технику «Панорамное зрение», которая также активно используется в интегральном нейропрограммировании.

  1. Встаньте. Ощутите в теле источник проблемы, представьте его в виде образа перед собой. Обратите внимание также на его форму, цвет, объем. В большинстве случаев это будет что-то неприятное, темное и т.д.
  2. Временно уберите образ. Вытяните перед собой руки ладонями друг к другу.
  3. Смотря левым глазом на левую руку, а правым – на правую (пытаясь так смотреть), начните разводить руки.
  4. Когда руки дойдут до границы обозрения, остановитесь и, стоя с раздвинутыми руками, верните образ проблемы.
  5. Картинка или уменьшится, или потускнеет, или исчезнет вообще. Что-то с ней случится. После этого оцените результаты и проверьте на практике свои способности работы с информацией. Если вы все сделали правильно, ситуация изменится в лучшую сторону.

Привилегия информационного века

Мы перечислили часто встречающиеся барьеры восприятия, которые мешают человеку воспринимать новую информацию, использовать ее для решения своих целей и задач. Важно понять, что эти барьеры – продукт нашей психики, то есть это – наши друзья.

У каждого из таких ограничивающих фильтров всегда есть так называемое позитивное намерение, заключающееся в обеспечении психологического комфорта за счет недопущения потенциально опасной информации. Таким образом, не стоит с ними воевать или бороться – гораздо эффективнее понять, зачем они нам, и проработать их, используя техники современной психотерапии.

Дружба с собственным бессознательным не только обеспечит вам внутреннюю целостность и психологический комфорт. Умение слушать и понимать себя открывает целый ряд преимуществ, заключающихся в готовности воспринимать любую полезную информацию, которая может помочь сделать вашу жизнь лучше, качественнее, интереснее.

В наш информационный век такая привилегия многого стоит!

Источник: https://kolesogizni.com/razvitie/kognotovnyy-dissonsns-i-barjery-vospriyatija

Барьеры коммуникации

Барьеры восприятия информации

Барьерами коммуникации называются препятствия на пути к эффективной коммуникации, которые вызывают естественные, социальные и психологические факторы, возникающие в процессе коммуникации.

Люди являются элементами коммуникации, они сложные и чувствительные «получатели» информации, имеющие желания и чувства, жизненный опыт. Информация, которую они получают, способна вызывать разнообразную внутреннюю реакцию, усиливающую, искажающую или полностью блокирующую посланную им информацию.

Правильное восприятие информации по большему счёту зависит от коммуникативных барьеров, которые могут присутствовать либо отсутствовать.

Если барьер появляется, то информация искажается или теряет первоначальный смысл, а в некоторых случаях получатель и вообще ей не получает.

Барьеры коммуникации делают больше психологическую дистанцию между партнерами, способны уменьшать уровень взаимопонимания, взаимодоверия и, как результат, эффективность процесса общения.

Классификация барьеров коммуникации

Первый общий принцип коммуникации гласит, что невозможно достигать эффективное общение по причине барьера субъективной интерпретации смысла информации.

Этот барьер появляется по той причине, что все полученные сообщения проходят сквозь личный опыт партнера по общению, его образования, происхождения, знаний, склонностей, предубеждений, надежд, страхов, симпатий и антипатий, желаний и ожиданий в тот момент, когда происходила передача информации. В итоге человеком слышится не то, что сказали, а то, что, как ему кажется, было сказано. Человек, который пытался донести информацию, верит, что если он хорошо представляет, о чём он хочет сказать, и передает это другим, то его слова будут поняты адресатом с тем же смыслом, который он в них вкладывал. Для того, чтобы разрушить этот барьер, необходимо постоянное уточнять то, как другой человек понял смысл сказанного.

Второй общий принцип коммуникаций гласит, что барьером коммуникации часто выступает психологический феномен восприятия самого коммуникатора и отношения к нему. Если коммуникатор вызывает чувство недоверия или неприязни, то оно транслируется и на информацию, которую он сообщает.

В этом случае, информация не будет восприниматься как значимая. Авторитет коммуникатора в глазах партнёра играет важную роль для возникновения барьера.

Если авторитет высокий, то преград на пути к успешной коммуникации и усвоению информации будет меньше, и наоборот, низкий авторитет вызывает нежелание прислушиваться к его мнению.

Кроме тех барьеров, которые были уже названы, в литературе по деловому общению можно найти и другие барьеры.  

Барьеры социально-культурного различия

Барьеры социально-культурного различия между партнерами по общению. Ввиду существования социальных, политических, религиозных и профессиональных различий, интерпретация различных понятий и идей в передаваемом сообщении может отличаться.

Барьеры непонимания

Барьеры непонимания возникают в ситуациях, когда информация, которую пытался донести коммуникатор, была по каким-либо причинам интерпретирована неправильно. Они состоят из фонетического, стилистического, семантического и логического барьера.

Фонетический барьер 

Он связан с недостатками речи, к которым относятся:

  • слишком тихая речь, которая вызывается сочетанием волнения и неправильного дыхания. Такую речь плохо слышно уже на расстоянии нескольких метров. Если сообщение от такого коммуникатора не является важным для собеседника, то он даже не попытается слушать. Но и в случае, когда партнер по общению заинтересован, то вероятность того, что информация будет неправильно понята достаточно велика;
  • слишком быстрая речь. Быстрый темп речи препятствует возможности следить за мыслью выступающего, это особенно заметно, если он читает текст;
  • очень монотонная речь, усыпляющая внимание;
  • заметные паузы («э…э», «ну», «известно»);
  • глотание слов. Если голос затихает к концу предложения, то слушателям придётся особенно прислушиваться, так как им трудно услышать каждое слово. Это, естественно, увеличивает риск ошибки.

Семантический барьер 

Этот барьер относится к разным системам значений понятий и терминов (тезаурусах) участников общения. Качественно обмениваться информацией можно лишь в том случае, если партнеры говорят на одном «языке».

На уровень понимания оказывают влияние социальные, возрастные, политические, культурные и другие различия.

Чаще всего непонимание появляется по причине того, что одно и то же слова трактуется с разных точек зрения, возникают споры, не имеющие объективного основания, которые связаны с разным пониманием смыслов. Чтобы убедиться в этом, можно спросить у нескольких человек, что такое идеалист.

Одни ответят, что это человек с идеалами, а другие скажут, что он сторонник идеализма. В этот случае верно и то и другое определение. Слова являются многозначными, а тезаурусы у участников общения разные. Необходимо всегда уточнять, с каким значением собеседник использует тот или иной термин.

Стилистический барьер 

Ему под силу разрушить нормальную межличностную коммуникацию. Он появляется, когда стиль речь коммуникатора не соответствует ситуации общения или стилю речи и теперешнему психологическому состоянию партнера по общению. Так, наукообразный стиль речи неуместен в рабочей аудитории, или официально деловой стиль речи – в ситуации доверительной беседы.

Опиши задание

Логический барьер 

Такой барьер непонимания возникает тогда, когда логика рассуждения, которую предлагает коммуникатор, кажется неверной его партнеру по общению, противоречит манере доказательств, к которой он привык, или является слишком сложной для него. В психологическом плане можно утверждать о том, что существует множество логик и логических систем доказательств.

Логика бывает «мужская» и «женская». «Мужская» логика чаще всего совпадает с формальной логикой, которую ввёл ещё Аристотель, а «женская» логика имеет отличия от формальной логики, но по-своему логична. В психологии ещё только начаты исследования женской логики. Для её дальнейшего изучения можно прочесть работу Д. В. Беклемишева «Заметки о женской логике».

Собственно психологические барьеры межличностного общения

К ним относятся все осознаваемые и неосознаваемые трудности и препятствия, возникающие между индивидами, которые вступают друг с другом в психологический контакт. В этой ситуации нужно заметить, что эти препятствия и трудности иногда осознаются, а иногда и не осознаваются самими участниками коммуникаций. Степень и характер их осознания также бывают разными.

Барьеры отношений

Барьеры отношений являются психологическим феноменом, который появляется между участниками в ходе общения. Это может быть чувство неприязни, недоверия к самому партнеру, которое распространяется и на информацию, которую он передаёт.

В случае, когда партнеры настроены по отношению друг к другу доброжелательно и с симпатией, то барьеры отношений не возникают, а непонимание всегда получается преодолеть.

Людям свойственно больше доверять информации, которая поступает от приятных им других людей.

Барьер отрицательных эмоций 

Эмоции являются субъективной реакцией человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющейся в виде удовольствия и неудовольствия, смелого порыва, страха, интереса.. Не все эмоции являются препятствиями в общении, но существуют такие эмоций, в результате которых получается такой результат.

Эмоциональные барьеры появляются в результате устойчивых отрицательных эмоций. К таким эмоциям относятся страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина и плохое настроение в целом. В соответствии с этими эмоциями можно выделить личностные барьеры отрицательных эмоций. К ним относятся следующие барьеры.

 

Барьер страдания

Этот барьер общения обычно вызван трагическими событиями, физической болью, сильно заниженной самооценкой, неудовлетворенностью своим социальным статусом и т.п. В результате происходит снижение как уровня общительности человека, который переживает страдания, так и тех, кто вступает с ним в контакт.

Барьер гнева

Этот барьер особенно сложен в преодолении, поскольку гнев вызывает действия, которые препятствуют нормальному общению, оскорбления и т.д. Гневу под силу удвоить физическую и психическую энергию: чем он сильнее, тем человек активнее пользуется им в словах или агрессивных действиях.

Барьер отвращения и брезгливости

Этот барьер появляется по причине нарушений другими людьми простых норм этики поведения или по причине «гигиенического неприятия» другого человека.

Необходимо отметить, что окружающие быстро перестают обращать внимание на физические дефекты, но это не работает по отношению к гигиеническим отклонениям.

Именно с этим отклонением они не в состоянии бороться, поэтому надолго запоминает его, что влечёт за собой твёрдый барьер в общении.

Барьер презрения

Он похож на барьер отвращения. Ему свойственно ограничивать контакты с человеком, который вызывает негативные эмоции. Презрение у людей чаще всего вызывают аморальные поступки человека, его предрассудки, отрицательные черты характера (трусость, скупость), предательство и т.д.

Барьер страха 

Этот барьер можно назвать одним из самых труднопреодолимых барьеров в общении между людьми. С человеком, который выступает в качестве источника страха, ни в коем случае не хочется контактировать: его всячески избегают, пытаются не оставаться с ним наедине, не встречаться, не попадаться ему на глаза.

Барьер стыда и вины 

Такой барьер появляется, когда осознаётся неуместность происходящего события как реакции на критику, неумеренной похвалы, лести, ухаживания, из страха казаться неловким или быть замеченным, выполняющим какое-либо действие, или от сознания глубокой вины перед кем-либо и т.д. В таких ситуациях люди краснеют, у них изменяется голос, они отводят в сторону взгляд от партнера по общению или же опускают их, стараются уйти от контакта.

Барьер плохого настроения

Плохое настроение часто является источником конфликта. Такое эмоциональное состояние оказывает влияние на партнера, препятствует его желанию общаться. Болгарским психологом Ф. Геновым были исследованы причины возникновения служебных конфликтов. Он установил следующее:

  • уровень эмоциональной уравновешенности у людей, которые заняты административной работой, намного ниже среднестатистического, а с возрастом уменьшается ещё больше; 
  • плохое настроение руководителя сильно ухудшает настроение подчиненных.

Эмоциональные барьеры появляются и тогда, когда при получении информации от коммуникатора, человек в большей степени занимается своими чувствами и предположениями, чем реальными фактами.

Слова обладают мощным эмоциональным зарядом, они вызывают ассоциации, которые влекут за собой эмоциональную реакцию, говорят даже об энергии слова. Чтобы преодолеть этот барьер есть несколько психотехник, одна из которых называется «Спокойное присутствие». Она была представлена в работе Н. Козлова «Формула успеха».

Она представляет собой взгляд на ситуацию, который очищен от эмоций, амбиций, пристрастий, когда человек видит то, что перед ним, и слышит то, что говорится.

Важным является не только знать основные барьеры коммуникации, но и научиться успешно их преодолевать.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/psihologija-i-etika-delovogo-obschenija/barery-kommunikatsii/

6 барьеров эффективного общения и способы их преодоления

Барьеры восприятия информации

Одна и та же фраза может быть сказана и воспринята по-разному. Вопрос, произнесённый на повышенных тонах, будет определён собеседником как гневный. Если вы произнесёте ту же самую фразу полушёпотом, то люди увидят в ней заигрывание. Поэтому порой решающую роль в коммуникации играют не сами слова, а сопутствующие факторы.

1. Перцептивный барьер

Перцептивный барьер — барьер восприятия. Настроение, с которым с нами ведут беседу, напрямую сказывается на эффективности коммуникации.

Проблема

Равнодушный тон и незаинтересованность, выдаваемая языком тела, формируют у собеседника скептическое отношение к успеху беседы и отбивают у него желание вести с вами разговор. То же касается людей, объясняющих свою точку зрения без уважения или с трудно скрываемой или не скрываемой вовсе неприязнью.

Решение

Начните разговор с позитивной ноты и старайтесь удерживать её на протяжении всей беседы. Допускайте уместную жестикуляцию, улыбайтесь и не забывайте о зрительном контакте с собеседником.

2. Поведенческий барьер

Мнение окружающих о нас напрямую влияет на уровень усвоения ими наших слов и на вероятность эффективного диалога. Исходя из отношения к вам, собеседник может абстрагироваться от темы беседы или частично игнорировать информацию.

3. Языковой барьер

Языковой барьер возникает не только между носителями разных языков, но и между людьми с разным уровнем компетенции в какой-либо области.

4. Эмоциональный барьер

Эмоциональный барьер возникает из-за неуверенности, злобы, печали или даже излишней радости. Домашние проблемы могут наложить отпечаток на рабочие коммуникации, и наоборот.

5. Культурный барьер

Когда коммуникация происходит между представителями различных культур, высока вероятность возникновения культурного барьера. Но различия культур проявляются не только в общении с иностранцами или представителями иной веры.

6. Гендерный барьер

Причиной непонимания может послужить различия в общении и мышлении мужчин и женщин. Женщинам свойственно мыслить интуитивно, а мужчинам — логически. Так, женщины любят говорить о людях и эмоциях, а мужчины концентрируют внимание на чём-то физическом и измеримом. Эти стереотипы, естественно, касаются не всех.

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: