АУТСАЙДЕР

Содержание
  1. Кто такой аутсайдер: значение и его позиция в социальной группе
  2. Ниша аутсайдера и ниша лидера
  3. Незаменимость аутсайдера
  4. Как избавиться от роли аутсайдера
  5. Девианты, жлобы, аутсайдеры: экскурс в теорию наклеивания ярлыков Говарда Беккера
  6. Как происходит наклеивание ярлыков?
  7. Слово «жлоб», как пишет Беккер, суммирует представления музыкантов об их публике.
  8. Беккер использует термин «аутсайдеры» в двух значениях. Во-первых, аутсайдеры — это те, кто отказываются играть по общепринятым правилам конвенциональной культуры. Во-вторых, это те, кто, с точки зрения человека с ярлыком девианта, создает правила. Так, в данном кейсе и музыканты, и жлобы могут быть описаны как аутсайдеры. Всё зависит от перспективы.
  9. Говард Беккер. Аутсайдеры: исследования по социологии девиантности. М.: Элементарные формы, 2018. С. 128
  10. Девиация как процесс: поэтапная модель девиантного поведения
  11. Говард Беккер. Аутсайдеры: исследования по социологии девиантности. М.: Элементарные формы, 2018. С. 61
  12. Индивид также обязан научиться справляться с существующими механизмами социального контроля, которые стигматизируют потребление марихуаны, наделяя его статусом аморального и неблагоразумного действия. Сделать это можно через усвоение субкультуры новой группы, которая помогает разработать оправдания для того, чтобы нейтрализовать юридическое и социальное неодобрение.
  13. Девиация: от действия к оценке
  14. Гении и аутсайдеры на поле жизни. Как не быть аутсайдером
  15. Жизненный сценарий
  16. Сценарии победителей
  17. Сценарии неудачников
  18. Как не быть аутсайдером
  19. Различия между гениями и аутсайдерами
  20. Аутсайдер
  21. Кто это такой
  22. Как воспитать аутсайдеру лидерские качества
  23. Определение аутсайдера: что это означает в психологии, кто такой в жизни
  24. Кто это такой
  25. Место в структуре группы
  26. Ниша аутсайдера и лидера
  27. Незаменимость аутсайдера
  28. Формальные и неформальные лидеры
  29. Как избавиться от роли изгоя
  30. Воспитание лидерских качеств

Кто такой аутсайдер: значение и его позиция в социальной группе

АУТСАЙДЕР

Аутсайдер — это понятие, которое все чаще употребляется в русском языке, хотя само слово пришло из английского словаря. Значений у этого термина несколько.

Например, если использовать «Словарь конфликтологии», то можно увидеть, что аутсайдер — это человек, отстающий и не имеющий успеха.

«Большой толковый словарь» из сферы психиатрии дает более точное и обидное обозначение. Это — неудачник.

Экосистема — это структурированная и организованная группа, которую заселяют живые организмы. Вся группа делится на определенное количество ниш и все они равномерно заполнены своими видами животных. По своей природе есть высшие животные и микроорганизмы, которые заполняют ниши, расположенные внизу всей экосистемы.

По аналогии можно строить и социальную группу — общество, в котором люди заполняют определенные ниши. Другими словами, есть лидеры, люди среднего класса и, разумеется, аутсайдеры.

Каждая ниша должна быть заполнена, и если в группе слишком много лидеров, значит, существует дисбаланс, который нарушает порядок системы. Это доказывает, что неудачников как таковых нет.

Это всего лишь люди, которые были выбиты в низшие слои общества во время борьбы.

Подобная борьба характерна для любого вида социальной группы. Это может быть целый народ или один индивид в маленькой социальной группе. В любом случае правило действует одинаково, а именно — «выживает сильнейший».

Как правило, ниша неудачника всегда имеет своего человека, ведь там нет конкуренции, но как в нее попадают? Как правило, на дно социальной группы попадают люди, которые имеют свои индивидуальные особенности (слабости). Такими, например, являются новички в группе.

Это последние люди, которые попадают в уже сформировавшийся коллектив, но в нишу изгоев они попадают только в том случае, если она не занята, что бывает крайне редко.

В низшие слои общества также могут попасть люди, которые не имеют достаточно денег, физических или моральных возможностей.

Ниша аутсайдера и ниша лидера

Разобравшись с понятием, стоит понять, как люди становятся аутсайдерами и есть ли вариант подняться в лидеры. Как уже было сказано раньше, аутсайдерами людей делает общество. Чем больше социальная группа, тем больше шансов попасть в список аутсайдеров, если имеются какие-то индивидуальные слабости.

Кроме того, от величины социальной группы зависит еще и количество аутсайдеров, но их не может быть слишком много. Если неудачников становиться много, то это автоматически понижает уровень социальной группы. Такой статус мало кому понравится, и в этих случаях общество старается поднять некоторых людей из низшей категории в нишу среднего слоя.

Но возможно ли пробиться в лидеры?

Ниша лидеров значительно отличается от слоя неудачников, хотя бы тем, что тут может быть только один человек, которого крайне трудно подвинуть с его престола. Лидер любыми способами отстаивает свои права и пользуется поддержкой общества.

Вытеснить лидера с его позиции можно только обладая выгодными качествами, которые ценятся в том или ином обществе.

Например, в спортивной социальной группе основное качество — это физическая сила, в то время как бизнесмены или ученые ценят остроту ума.

Социальная группа делится на три основные категории:

  • лидер;
  • средний класс;
  • аутсайдер.

В этом не слишком сложно разобраться. Но кто такой на самом деле аутсайдер? Ведь даже после трактовки остается множество вопросов.

Почему некоторые люди не могут вписаться в общество? Какие черты в основном делают человека аутсайдером? Как не попасть в эту нишу социальной группы? На все эти вопросы можно ответить, разобравшись в людской психологии. В большинстве случаев кажется, что неудачник — это человек, который вызывает презрение из-за своей внешности или некоторых личных качеств, но это лишь отчасти является правдой.

На самом деле место аутсайдера в группе должно быть занято постоянно. Фактически это как «шут» для «короля». Если нет неудачников в обществе, значит, и место лидера смотрится не так ярко. Естественно, что из-за этого место аутсайдера достается новичкам или людям со слабыми волевыми качествами, которые не могут отстоять свою точку зрения.

Незаменимость аутсайдера

Обязательное наличие аутсайдера в группе вызвано психологическими причинами общества. Это как добро и зло. На фоне низших людей лидер и даже члены среднего слоя чувствуют себя намного комфортнее.

Это помогает им почувствовать, что они чего-то добились и в некотором роде даже вселяет страх, ведь есть куда падать.

Человеку обязательно нужно чувствовать, что он уникален и значим, а без примера посредственности это практически невозможно.

Проблема в том, что такие требования имеет и аутсайдер, но он сам не видит в себе уникальных особенностей. Все это отражается на его жизни — делает его слабым и доступным для принижения со стороны общества.

Все можно решить только если поверить в то, что уникальные качества есть у всех без исключения — нужно лишь найти их и использовать. Как только уникальные черты начнут замечать в социальной группе, аутсайдер автоматически станет фигурой, которая привлекает к себе внимание.

Это необязательно должны быть таланты, спортивная фигура или много денег. Достаточно будет простого общения на интересные для социальной группы темы.

Как избавиться от роли аутсайдера

Чтобы избавиться от роли аутсайдера нужно следовать некоторым условиям.

  1. Рекомендуется найти личную особенность, уникальную черту характера, которая могла бы обратить внимание общества. Главное — самому поверить в собственную уникальность и выйти за рамки аутсайдера.
  2. Второе условие — это нормы и правила общества, которых следует придерживаться. Нельзя пренебрегать интересами группы, стилем одежды, юмором, совместными занятиями.
  3. Последнее правило — это постоянное совершенствование и саморазвитие. Если аутсайдер привлек внимание к себе, ему нужно будет постоянно удивлять общество. Только так он сможет занять самые высокие позиции в социальной группе.

Аутсайдеры — это люди, которые перестали верить в свои силы. Из-за этого общество их закидывает на самое дно социальной группы. Но если следовать всем рекомендациям, можно не только избежать места неудачника, но и побороться за самые высокие позиции. Главное — верить в свои силы, найти индивидуальную черту и полностью раскрыть ее перед общественностью.

Источник: https://psiho.guru/populyarnye-voprosy/kto-takoy/kto-takoy-autsayder-i-ego-poziciya-v-socialnoy-gruppe.html

Девианты, жлобы, аутсайдеры: экскурс в теорию наклеивания ярлыков Говарда Беккера

АУТСАЙДЕР

К 1960-м годам в социальных науках царствовала установка, что девиантное поведение является следствием врожденных качеств индивида. Иначе говоря, если человек нарушает правила, то делает он это потому, что с ним что-то не так. Например, согласно данной перспективе, наркопотребителями становятся те, кто изначально по своим биологическим предпосылкам склонен к зависимостям.

Но в 1963 году происходит переворот. В свет выходит книга Говарда Беккера «Аутсайдеры».

Идя наперекор укоренившейся академической традиции, автор предлагает иной взгляд на то, кто такие аутсайдеры в американском обществе второй половины XX века и чем же является девиантность.

При этом Беккер настаивает: понять этот феномен можно, только если включить в поле зрения и людей, окружающих аутсайдеров.

В основе книги лежит собранный автором этнографический материал. Занимаясь с детства музыкой, Беккер долгое время собирался стать профессиональным джазменом, однако в итоге стал социологом, сделав сообщество музыкантов одним из объектов своих исследований. В барах Чикаго, где Беккер много лет играл на пианино, была собрана значительная часть анализируемых в книге эмпирических данных.

Как происходит наклеивание ярлыков?

В середине XX века джазовая музыка в Америке имела довольно неопределенный статус. Популярна она была скорее лишь как музыкальный аккомпанемент к царствующему тогда на танцполе свингу.

Часть музыкантов принимала существующие правила игры и соглашалась исполнять известные мелодии, которых требовала публика. Другие пытались сопротивляться, отстаивая необходимость играть настоящий джаз.

Однако и тех и других объединяла неприязнь к жлобам.

Слово «жлоб», как пишет Беккер, суммирует представления музыкантов об их публике.

Жлобы лишены возможности понять музыку и мир творчества: как бы они ни старались, эти сферы всё равно останутся для них недоступными. При этом понятие «жлобство» отсылает не только к музыкальной сфере, оно затрагивает абсолютно любой аспект поведения: от выбора одежды до выбора сексуального партнера. А потому всё, что делает жлоб, представляется музыкантам смешным и нелепым.

Образ же музыканта в рамках профессионального сообщества является как бы полной противоположностью жлобу. Музыкант — это свободный художник, обладающий особым даром.

Этот дар не приобретается в процессе обучения или усердной работы, он либо есть, либо нет.

Так как жлобы этого дара, в отличие от музыкантов, лишены, то они не имеют никакого права пытаться как-то влиять на деятельность музыканта или тем более ее контролировать. При этом речь идет не только о том, что играть, но и о том, что вообще делать.

Музыканты, стремясь максимально оградить себя от жлобов, культивируют в своем кругу образцы поведения, попирающего общепринятые нормы.

Легенды о настоящих джазменах, которые не только играли, как хотели, но и жили, опираясь лишь на собственные правила, передаются от поколения к поколению и возводятся в статус сакрального.

Таким образом, неконвенциональное поведение становится одной из основополагающих профессиональных ценностей.

Беккер использует термин «аутсайдеры» в двух значениях. Во-первых, аутсайдеры — это те, кто отказываются играть по общепринятым правилам конвенциональной культуры. Во-вторых, это те, кто, с точки зрения человека с ярлыком девианта, создает правила. Так, в данном кейсе и музыканты, и жлобы могут быть описаны как аутсайдеры. Всё зависит от перспективы.

Но послать публику ко всем чертям музыканты, как правило, не могут, ведь именно жлобы — это те, кто платят, а значит, дают музыкантам возможность покупать кусок хлеба и новый саксофон.

Таким образом, каждый музыкант вынужден искать баланс между той музыкой, которую он хочет играть, и той, которую от него хотят слышать.

Крайними полюсами в этом поиске оказываются позиции, с одной стороны, коммерческого музыканта, а с другой — настоящего джазмена.

Настоящий джазмен остается верен идеалам самовыражения, что, как правило, ведет к экономическим неудачам и получению статуса маргинала в широком обществе.

Коммерческий музыкант также считает свою публику жлобской, но он готов на потерю лица в профессиональном сообществе и самоуважения ради вполне ощутимых благ в виде стабильного и высокого заработка.

Но какой бы выбор ни был сделан, в любом случае жлоб оказывается тем, кто вызывает отвращение, так как именно из-за него этот выбор вообще оказывается необходимым.

Фриланс как тюрьма. Что такое прекарность и почему нам стоит ее избегать

«Музыканты, полагают, что ситуация неизбежно чревата конфликтом, что нельзя доставлять удовольствие публике и при этом придерживаться своих художественных принципов».

Говард Беккер. Аутсайдеры: исследования по социологии девиантности. М.: Элементарные формы, 2018. С. 128

Таким образом, как отмечает Беккер, создается новое измерение профессионального престижа, которое связано с успехом в сохранении творческой свободы. И оно неминуемо вступает в конфликт с рабочим престижем, вынуждая музыкантов делать выбор в пользу либо того, либо другого, так как достичь успеха в обоих измерениях оказывается невозможно.

Здесь раскрывается очень важный пункт беккеровской теории: в истории о девиантном поведении всегда есть несколько действующих лиц, а вернее социальных групп.

При этом они занимают разные места в существующей социальной иерархии, а значит, обладают и разным количеством ресурсов, позволяющих им более или менее эффективно отстаивать свою позицию.

Именно во взаимодействии этих групп конструируется феномен аутсайдерства.

Девиация как процесс: поэтапная модель девиантного поведения

Второй кейс, который рассматривает Беккер, — это сообщество потребителей марихуаны.

Отказываясь от привычного вопроса «Почему кто-то начинает курить траву?», Беккер спрашивает, почему есть те, кто ее не курят, учитывая значительное количество людей, пробовавших хотя бы раз.

Такая постановка проблемы приводит социолога к идее поэтапной модели девиантности, иначе говоря, девиантной карьеры.

На тот момент традиционный способ исследования девиантности заключался в поиске переменной или комбинации переменных, которые лучше всего предсказывали бы нежелательное поведение. Беккер идет другим путем.

Он настаивает на том, что не все причины действуют одновременно и что паттерны поведения складываются последовательно.

Таким образом, лишь изучая каждую из ступеней карьеры, мы можем понять, почему кто-то продолжил (например, курить траву), а кто-то прекратил.

В случае потребителей марихуаны Беккер выделяет три этапа, через которые проходит новичок, прежде чем стать постоянным членном сообщества и «успешным» потребителем. Только когда все этапы будут пройдены, можно говорить о том, что у индивида существует устойчивая мотивация к потреблению наркотика. Иначе говоря, девиантная деятельность предшествует девиантным мотивам, а не наоборот.

«Потребление марихуаны является функцией от индивидуального представления о марихуане и о способах ее использования, представления, которое развивается по мере расширения опыта употребления наркотика».

Говард Беккер. Аутсайдеры: исследования по социологии девиантности. М.: Элементарные формы, 2018. С. 61

Сначала новичок изучает правильный метод курения: как скручивать косяк, сколько надо положить травы, как правильно вдыхать дым. Только овладение верной техникой позволяет сформировать представление о марихуане как объекте, который может доставлять удовольствие.

Однако освоение техники не гарантирует получения кайфа. Следующим важным этапом для формирования представления о возможности употреблять наркотик для удовольствия служит умение различать эффекты. То есть недостаточно просто физических и психологических симптомов, потребитель должен уметь указывать на них и осознанно связывать эти эффекты с потреблением марихуаны.

Ты что, не можешь нормально жить? Как в обществе возникает норма и ненормальность

И лишь на последней стадии новичок обучается процессу получения удовольствия от курения наркотика. Иначе говоря, приятность эффектов, вызываемых марихуаной, неочевидна. Замедленность, нелинейность мышления, страх — чтобы захотеть попробовать снова, новичок должен решить, что все эти ощущения являются для него приятными и интересными.

Именно успешное взаимодействие с другими участниками сообщества, которые обучают нового члена всем необходимым практикам, а также правильным интерпретациям происходящего, способствует развитию девиантной карьеры и переходу с одной ступени на другую.

Кроме того, Беккер отмечает, что, хотя корректное овладение навыками необходимо для устойчивого потребления, тем не менее оно не является достаточным.

Индивид также обязан научиться справляться с существующими механизмами социального контроля, которые стигматизируют потребление марихуаны, наделяя его статусом аморального и неблагоразумного действия. Сделать это можно через усвоение субкультуры новой группы, которая помогает разработать оправдания для того, чтобы нейтрализовать юридическое и социальное неодобрение.

Так, например, одна из возможных стратегий рационализации, которую выделяет Беккер, зиждется на идее распланированного потребления. Иначе говоря, есть уместное время для потребления и есть неуместное. Такой порядок дает ощущение сохранения контроля над наркотиком, а значит, оказывается для потребителя символом безопасности его поведения.

В том же случае, когда у человека не получается опровергнуть или проигнорировать общепринятые негативные представления о наркопотребителях, он отказывается от потребления. Другими словами, уровень потребления зависит в том числе от того, насколько эффективной оказывается рационализация практики, предложенная новичку в сообществе.

Девиация: от действия к оценке

Таким образом, рассматриваемые Беккером примеры, казалось бы — такие разные по своей природе, позволяют увидеть, как устанавливаются моральные границы в обществе, насколько они подвижны и социальны по своей природе. Беккер переопределяет понимание девиации, показывая, что она есть не только следствие нарушения нормы, но и следствие реакции на нарушение.

https://www.youtube.com/watch?v=upiXq4Z0phM\u0026list=RDupiXq4Z0phM\u0026start_radio=1

Такой взгляд позволил в очередной раз расширить поле социологической науки, показав, что при анализе девиантного поведения надо брать в расчет не столько личность действующего, сколько социальный контекст. Отныне девиантность — не одна из характеристик человеческой природы, но особенность организации общества.

Постработа. Как труд стал религиозным культом — и почему сейчас пора этот культ уничтожить

В середине прошлого столетия и джазмены, и потребители марихуаны оказались аутсайдерами в американском обществе. Их действия, установки и образ жизни нарушали существующие правила.

Но правила сами по себе не появляются, они возникают в результате деятельности людей, которых Беккер именует блюстителями морали.

Именно они стремятся наклеить ярлыки девиантов на тех, кого идентифицируют как «не таких», а значит, как угрожающих существующему социальному порядку.

Хотите узнать больше о теории Говарда Беккера? Это несложно. Книга «Аутсайдеры: исследования по социологии девиантности» вышла на русском в издательстве «Элементарные формы» два года назад.

Источник: https://knife.media/outsider-theory/

Гении и аутсайдеры на поле жизни. Как не быть аутсайдером

АУТСАЙДЕР

Почему одни люди добиваются в жизни всего, что захотят. А другие не могут достичь успеха, как бы ни старались? Почему одним достается все, а другим ничего? Почему одних словно преследует удача, а другие будто родились под несчастливой звездой? Кто-то называет это злым роком и судьбой, но на самом деле каждый человек может стать гением на поле жизни. Судьбу можно изменить.

Жизненный сценарий

Люди, обвиняющие в своих неудачах злой рок, отчасти правы. Только виноват не злой рок, а жизненный сценарий (он же судьба). Но сценарий можно изменить, переписать, скорректировать. А это значит, что все зависит от самого человека. Давайте разберемся, что же такое жизненный сценарий.

Сценарий жизни каждого человека пишется его родителями и социальной средой развития. К шести годам жизни ребенка база сценария сформирована.

В дальнейшем человек будет незначительно отклоняться от него, но в целом все события и встречи в жизни уже предрешены.

Существует несколько видов сценариев, но в рамках данной темы интересно деление на сценарии неудачников и сценарии победителей. Давайте рассмотрим подробнее.

Сценарии победителей

Победители умеют ставить цели и всегда их добиваются. Они уверены в себе, открыты, общительны, искренни и активны. Принимают и любят себя, жизнь, других людей. Победители живут в гармонии с собой и миром. Они легко преодолевают неудачи, воспринимают их как опыт и базу для будущих побед. Со стороны кажется, что у таких людей все идет как по маслу, складывается само собой.

Такие люди, как правило, были желанными детьми. Их любили и поддерживали. К их потребностям относились внимательно, им разрешали выражать свои чувства, давали свободу во всех ее проявлениях. Все начинания ребенка поддерживались. Родители говорили ему: «мы тебя любим», «мы верим в тебя», «ты справишься», «ты хороший» и т. д. Как правило, родители победителей и сами являются победителями.

Сценарии неудачников

Другим детям повезло меньше. Их родители придерживались другого стиля воспитания, неотъемлемой частью которого было порицание и подавление или гиперопека. Как и в сценарии победителя, ребенок усваивает нормы и правила поведения, демонстрируемые родителями. Только пример абсолютно противоположный.

В семье царит запрет на выражение чувств и эмоций, потребности ребенка постоянно подавляются. Родители не умеют разговаривать друг с другом, не хотят заниматься ребенком.

Они постоянно твердят: «у тебя не получится», «куда лезешь», «выкинь это из головы», «ты всегда будешь неудачником», «у всех нормальные дети, а ты» и прочее.

https://www.youtube.com/watch?v=gZ62J5D7YBw\u0026list=RDupiXq4Z0phM\u0026start_radio=1

Неудачники не готовы к жизни. Они не знают себя, а соответственно не знают, чего хотят от жизни. Потому они не умеют ставить цели. Неудачники не уверены в себе, а потому они не умеют достигать целей. В любой ситуации неудачник думает «все равно ничего не выйдет», а потому даже не пытается что-то сделать. Неудачники становятся аутсайдерами жизни.

Они запрограммированы на саморазрушение, постоянно устраивают внутренний саботаж, создают ситуации неуспеха.

Они берут непосильные задачи или слишком много обязанностей, с которыми не справляются, а потом думают: «как всегда», «нет в жизни счастья», «в этом весь я», «опять я за старое». Они часто болеют, страдают зависимостями.

Им сложно найти работу, удержаться на ней и тем более добиться повышения, роста. Неудачники часто напиваются с горя и голосом родителя говорят сами себе: «ты все равно ни на что не способен».

Однако нескончаемую череду неудач они воспринимают как случайность или злой рок. Они не признают свою ответственность, потому что просто-напросто не видят ее, не замечают закономерностей и связи с прошлым.

Неудачники выходят из семей, где родители являются такими же неудачниками. Потому алкоголизм или преступный образ жизни обычно передается из поколения в поколение. Однако так бывает не всегда, любой человек может сломать сценарий и стать победителем, если захочет. Прошлое не предопределяет будущее. Оно зависит от самой личности.

Как не быть аутсайдером

Теория сценария жизни принадлежит американскому психологу Эрику Берну. Ему же принадлежит еще одна теория, согласно которой в каждом человеке живет три «Я»: ребенок, взрослый, родитель.

Для счастливой и успешной жизни все три состояния должны быть в гармонии (равное развитие), а человек должен уметь управлять ими, переключаться с одного на другое в зависимости от ситуации.

Если же одно из «Я» преобладает или внутренние «Я» управляют человеком, а не он ими, то счастья в жизни ждать не стоит.

Те люди, у которых внутренний родитель и ребенок сильнее, чем взрослый, продолжают жизнь по навязанному сценарию. Они постоянно слышат голоса родителей внутри себя. Точнее они ведут внутренний спор: родитель приказывает, запрещает или наказывает, а ребенок поступает назло. Чтобы избавиться от сценария неудачника, не быть аутсайдером в жизни, необходимо воспитывать в себе позицию взрослого.

Как этого добиться:

  1. Неудачнику не хватило любви. Его потребность до сих пор не удовлетворена. Потому начать работу над собой стоит с самопринятия и развития любви к самому себе. Поговорите с внутренним ребенком, дайте ему то, что не дали родители.
  2. Вспомните главный родительский запрет, критику или порицание. Теперь осознайте, что до сих пор вы жили ради родителей, делая все им назло. Вам все равно, что делать, лишь бы это было наперекор родителям. Но нужно ли это вам? Раз вы задумались над проблемой, успеха, думаю, нет. Это не то, что вам нужно. Разрешите себе прекратить что-либо доказывать и обороняться. Вы стали взрослым, вы больше не зависите от родителей, вы можете жить своей жизнью. Вы должны жить своей жизнью.
  3. Теперь нужно познакомиться с собой и понять, что такое «своя жизнь». Необходимо определить ваш потенциал. Вы должны определить свой темперамент, характер (в том числе достоинства и недостатки, сильные и слабые стороны), способности и наклонности, свойства психики, потребности и прочие индивидуально-психологические особенности. Вы должны понять, какой вы и чего вы хотите.
  4. Определите цель в жизни и условия реализации потенциала. Не смотрите на чужие успехи, прекратите сравнивать себя с другими гениями жизни. Если вы определите свой путь и природные задатки, будете следовать этому, то непременно добьетесь успеха. Нужно лишь понять, в чем ваше призвание и предназначение.

Гении (победители) реализуют даже минимальный потенциал и добиваются за счет этого успеха. Неудачники даже при богатом природном потенциале остаются аутсайдерами. Помните: чтобы стать художником, певцом, музыкантом, инженером, строителем и т. д.

, нужно много заниматься и идти к своей цели. 99 % успеха зависит от упорства и трудолюбия, и только 1 % от способностей человека. Но в той сфере, к которой есть наклонности и интерес, добиться успеха будет проще.

Понадобится меньше энергии на развитие способностей.

Различия между гениями и аутсайдерами

Жизненный сценарий определяет мышление и поведение человека. Успешные и неуспешные люди имеют несколько существенных различий:

  1. Гении помогают и мотивируют, аутсайдеры критикуют.
  2. Успешные люди умеют работать в команде, делиться победой. Неуспешные люди все присваивают себе, не умеют работать в команде.
  3. Успешные люди умеют прощать и благодарить. Неуспешные люди держат обиды, конфликтуют, оскорбляют.
  4. Гении живут настоящим, но при этом принимают и помнят прошлое, смотрят в будущее. Аутсайдеры зациклены на прошлом или живут одним днем.
  5. Успешные люди делятся своим опытом, информацией. Неуспешные люди утаивают информацию.
  6. Гении несут ответственность за свою жизнь, слова, поступки и их последствия. Аутсайдеры стараются переложить ответственность на других людей или обстоятельства.
  7. Успешные люди обсуждают идеи, мнения, отдельные черты характера или поступки. Неуспешные люди обсуждают и критикуют других людей.
  8. Гении придерживаются позитивного мышления, несут радость. Аутсайдеры мыслят пессимистично, несут негатив.
  9. Успешные люди постоянно расширяют зону комфорта, готовы к переменам, открыты новому. Неуспешные люди боятся перемен, даже если настоящие условия не устраивают, вредят.
  10. Гении желают успеха другим людям. Аутсайдеры надеются на провал других людей.
  11. Успешные люди постоянно развиваются, учатся. Аутсайдеры думают, что все знают.
  12. Гении умеют мыслить системно, рассматривают разные точки зрения, прислушиваются к мнениям других людей. Аутсайдеры рассматривают только одну точку зрения, как правило, свою или авторитетного лица.
  13. Успешные люди знают, чего хотят, и ставят цели. Неуспешные люди не знают, чего хотят, плывут по течению жизни.

Подробнее о жизненном сценарии читайте в статье «Жизненный сценарий: что это в психологии, его строение и типы. Теория жизненного сценария по Э. Берну. Как изменить жизненный сценарий». А о транзактном анализе (три «Я») в статье «Ребенок, взрослый, родитель – описание теории Э. Берна в психологии».

Источник: https://psychologist.tips/4915-genii-i-autsajdery-na-pole-zhizni-kak-ne-byt-autsajderom.html

Аутсайдер

АУТСАЙДЕР

Аутсайдер – это индивид, не имеющий возможность достичь профессионализма и свершений в своей деятельности. Данный термин заимствован из английского языка и означает отстающий. Простыми словами аутсайдер это неудачник, на котором отыгрывается коллектив. В любой социальной группе есть такая личность, которая занимает нишу – аутсайдера.

В эту нишу добровольно никто попадать не хочет, группа сама назначает аутсайдера по своему усмотрению. Зачастую туда попадает личность, сильно уступающая в чём-то остальным, если такого человека нет, её занимает вновь прибывший в коллектив человек, если же эта ниша занята, он перемещается в следующую.

Аутсайдер ощущает себя неполноценным, а также стеснённым в своих правах.

Независимо большая это или малая социальная группа для неё присуще расслоение по нишам. В малой социальной группе может быть сразу несколько аутсайдеров.

Чем больше таких личностей, на фоне которых другие члены группы ощущают свою значимость и своё превосходство, тем лучше. Но если с количеством аутсайдеров будет перебор, то группа будет пытаться их ограничить, переместив аутсайдера в основную нишу.

Большое количество отстающих личностей в группе понижает её статус, делая в собственных глазах её ущербной.

Кто это такой

Это личность, которая своим поведением, внешностью или характером вызывает у большинства членов группы неприятие. Однако полностью такое толкование будет не совсем верно. Группа – это сообщество людей, которые мало чем друг от друга разнятся.

Это основную массу людей не устраивает, поскольку для любого индивида важно ощущать свою значимость и уникальность. Из-за психологического комфорта индивиду необходима вера, что он уникальная личность.

А если ему не присущи выраженные таланты или особенности, то одним из простых способов возвысить себя будет принизить другого. Поэтому присутствие в группе аутсайдера – это выгодный и нужный фон для остальных, поскольку коллектив самоутверждается за счёт отстающего, делая из него «козла отпущения».

На фоне такого человека другие ощущают себя комфортно и уверенно. Аутсайдер – это «изгой» необходимый коллективу и если это место свободно, то его автоматически займёт тот, кто придет последним в коллектив.

Аутсайдер – значение постоянное, очень сложно такому человеку выбраться из низкостатусной ниши или, например, стать лидером.

Для этого придётся приложить немалые усилия и проработать свои качества с психологом, который сможет дать конкретные советы, основанные на индивидуальных особенностях человека.

Очень редко так бывает, чтобы человек попал в эту низкостатусную нишу незаслуженно, безусловно, он имеет какое-то определённое личностное качество, из-за чего его туда отнесли.

Как воспитать аутсайдеру лидерские качества

Первое, что надо сделать человеку, занимающему низкостатусную нишу это перестать считать себя аутсайдером.

Второе, конкретно определить для себя, что является лидерством. Если нет знаний и понимания того, что лидер это тот, кто рискует и берет ответственность за свою жизнь, то выбраться из ниши аутсайдера не получится.

Поэтому, третье, надо осознать, что именно человек определяет свою жизнь и берет на себя все риски, ответственность, ни на кого при этом не надеясь.

Четвертое, проверить себя на тест – есть ли предпосылки к формированию лидерства или нет. Для этого нужно перед сном закрыть глаза и вспомнить свою самую заветную мечту. Затем перенести мысленно свою мечту в сегодняшний день и представить в реализации первые шаги, исходя из того опыта, который уже имеется.

Например, вы работник банковской системы, но мечтаете петь со сцены. Что вам для этого следует делать? Из банка не увольняться, но начать откладывать деньги, которые потребуются для обучения вокалу. Затем вы ищете учителя по вокалу и выделяете время для постоянных занятий.

После того, как это все представили, вы засыпаете.

Если утром человек проснулся с хорошим настроением, не понимая причину, то он уже на 50% лидер! Если человек проснулся в беспокойном состоянии и ему не нравится всё вокруг, то еще следует поработать над собой, в таком состоянии личность не готова ни брать на себя ответственность, ни рисковать. Этому требуется обучаться с мелочей, с самых незначительных шагов.

Например, вы пришли на работу, где давно не нравится, что говорит вам начальник, и вы желаете передать некоторые свои функции другому исполнителю, а сами хотите заняться чем-то другим.

Если раньше вы просто жаловались коллегам, все терпели, то теперь следует написать докладную записку, в которой будет профессионально изложена своя проблема, тем самым будет сделан первый шаг к лидерству.

Пятое, концепция лидерства выражается в том, что личность должна сама определить для себя, что для нее приоритетно – внешний или внутренний мир? Мир меняется по законам, не зависящих от людей и если человек будет к ним приспосабливаться, как хамелеон, ориентируясь на внешний мир, то потеряет себя, забудет, в чем смысл его жизни. Концепция лидерства приветствует философский индивидуализм: «весь мир вокруг такой же, какой и внутри меня». Для политиков, чиновников, наемных работников в государственных корпорациях в приоритете внешний мир: они приспосабливаются, ради денег и карьеры.

Шестое, человек должен придерживаться того мнения, что всегда и всё можно в себе развить, главное обладать упорством и желанием, а твердость, харизма, преданность делу, коммуникабельность и страсть только ускорят процесс.

Твёрдость. В жизни каждого человека время от времени возникают сложные ситуации, и чтобы принять верное решение, следует проявить свой характер. Зачастую, именно в таких ситуациях проявляется степень настойчивости и твёрдость характера. За личностью, которая не умеет быть твердой при решении важных вопросов, демонстрируя непостоянность, другие никогда не потянутся.

Харизма. Развить в себе харизматические качества, заключающиеся в притягательности. Чтобы её развить, следует научиться любить свою жизнь и людей, окружающих вас.

Преданность. Чтобы увлечь за собой людей, необходимо верить в свое дело и быть ему преданным. Если оно вам интересно, обязательно найдутся такие же личности, которые увлекутся вашими идеями. Надо уметь прикладывать личные усилия для достижения желаемых целей в деле.

Коммуникабельность. Необходимо развивать в себе коммуникабельность – навыки общения с самыми разными людьми, следует уметь доносить свои идеи до других личностей. Важно не усложнять свою речь, в каждом человеке замечать индивидуальность, говорить искренне и настаивать на ответной реакции.

Страсть. Она развивает силу воли личности. Если у человека есть желание добиться чего-либо, то он всегда найдет силы это сделать, даже если придётся чем-то пожертвовать. Страсть усиливает возможности в достижении намеченной цели. Страсть меняет мир вокруг человека.

Воспитать аутсайдеру лидерские качества непросто. Согласно концепции лидерства людей в сообществе объединяет три основные причины. Ими движет желание узнавания нужной информации, получение эмоциональной поддержки, налаживание деловых отношений. Таким образом, лидерство в организации включает три компонента: информационный, эмоциональный и деловой.

Личность, которая способна в необходимый момент напомнить об общей цели и призвать к порядку – это деловой лидер. С таким человеком хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные взаимосвязи и деловые контакты.

Личность, обладающая большой эрудицией и способная донести нужную информацию до остальных, является «мозгом» группы или информационным лидером.

Человек, к которому обращаются «поплакаться в жилетку», то есть за сочувствием является эмоциональным лидером.

Помимо трех вышеупомянутых видов лидерства встречается четвертый вид – универсальный. Эта личность включает в себя все три компонента. Выбор остается за самим человеком, каким лидером он хочет быть. Главное это не бояться трудностей и достойно преодолевать их.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Источник: https://psihomed.com/autsayder/

Определение аутсайдера: что это означает в психологии, кто такой в жизни

АУТСАЙДЕР

Аутсайдер – это человек, который всегда занимает низшее место в социальной иерархии. В обывательском языке так называют неудачника. Полная противоположность такого индивида – лидер.

Иерархия есть в любом объединении людей

Кто это такой

Существует несколько определений, которые позволяют понять, кто такой аутсайдер. В биологии любое объединение живых существ делится на несколько ниш: низшая, средняя и высшая. Эта иерархия наблюдается у стадных животных, так как у них есть доминантные и слабые особи.

Человеческое общество не стало исключением. Слово outsider переводится с английского языка как посторонний. Такой индивид всегда чувствует себя лишним. Он может предпринять меры и попытаться стать средним классом или лидером, но у него может это не получаться.

Аутсайдер – это человек, который попал в нижнюю нишу жизни. Так происходит из-за слабостей характера или череды неприятных событий. Как правило, такое ощущение лишает жизненных сил, и индивид не может легко поменять свое социальное положение.

Аутсайдер и инсайдер – это два разных типа людей. К первому относятся изгои, ко второму – те, кто владеет тайной информацией. Инсайдер может сознательно избегать контакта с кем-то, в то время как у неудачника выбора нет.

Аутсайдер – это в психологии важная социальная роль. Такая ниша всегда будет в любой группе, ее задача – поддерживать тех, кто находится выше. Без изгоев лидеры не будут так ярко выделяться. Если так получится, что неудачники исчезнут, то в группе начнут искать кандидатов для заполнения ниши. В нее могут попасть новички или другие неугодные элементы.

Роль аутсайдера может угнетать и вызывать негативные эмоции

Распределение социальных ролей происходит по законам группы. Люди не решают, кем им быть: лидерами, обычными или изгоями, но при сильном старании и временных затратах можно сменить свое место.

Место в структуре группы

Холерик — что это за человек

В любом объединении людей есть три ниши: аутсайдеры, средний класс и лидеры. Эти три слоя всегда присутствуют в любой социальной группе. Роли в ней могут распределяться в ходе борьбы, поэтому низший уровень обычно не пустует, так как в него попадают все те, кто не прошел борьбу.

Ниша аутсайдера и лидера

В группе может быть как один, так и несколько изгоев. Простой пример – в стандартном классе школы обычно 2-3 человека считаются неудачниками. Как правило, они происходят из неблагополучных семей или отличаются чем-то от подавляющей массы.

Важно! В случае, если ниша оказывается переполнена, то из аутсайдеров часть перемещается на средний уровень.

Не только в школе существует социальное разделение. Оно встречается в любых коллективах, рабочей или творческой направленности. У аутсайдера есть значение и роль в группе. Он может занять такую нишу случайно, например, не обладая определенными талантами сложно пробиться наверх.

Лидер – это крутой человек, который занимает высшее место в группе. Его роль предполагает активную деятельность. У него есть выдающиеся качества, которые не дают другим потеснить его. Как правило, лидер один в группе, и его влияние неоспоримо.

Незаменимость аутсайдера

В обществе считается, что позиция изгоя требует презрения и неуважения. На самом деле такой индивид тоже выполняет важную роль в группе. Аутсайдер – это человек, который позволяет подчеркивать сильные черты лидера. Без низшей ступени нельзя ярко выделить того, кто займет высшую ступень иерархии.

Аутсайдерская ниша – нормальное явление общества. Это как добро и зло в жизни – два этих явления не могут существовать друг без друга. Поэтому изгои всегда будут существовать. Фаворит может себя почувствовать таковым только при сравнении с теми, кто находится ниже его.

Аутсайдер может ощущать себя некомфортно, принижать свои достоинства и преувеличивать недостатки

В то же время позиция изгоя может заставить кого-то работать над собой, улучшать свои навыки, стремиться достичь большего. Для того чтобы подняться по социальной лестнице, недостаточно владеть нужной информацией. Необходимо признать собственную значимость.

В то же время человек может попадать в изгои за определенные поступки. В каждой группе есть правила, и все, кто их нарушает, исключаются. Такое поведение позволяет не допускать посторонних в объединения.

Формальные и неформальные лидеры

В любой группе есть люди, которые являются не только изгоями. В каждом коллективе ярко выделяется лидер. Он является единственным на самой высшей ступени иерархии. Для этого ему необязательно активно бороться за место, достаточно иметь уникальные таланты и навыки.

Для того чтобы лучше понять, что значит быть аутсайдером, нужно представлять его противоположность – фаворита. Тот, кто находится во главе, не только может управлять, но и влиять на группу. Его мнение автоматом считается ценным, не подлежащим сомнению.

Формальный лидер – это тот, кто получил свой статус по должности. Например, это директор или руководитель. Он не завоевывал авторитет среди коллег, не боролся за свое положение.

Важно! В то же время его роль наделяет высокой степенью ответственности, он часто испытывает стресс и руководит работой всего отдела.

Ошибочно считать, что аутсайдеры – это все, кто ниже начальника. На самом деле после него идет средний класс, только за ним – изгой. Теоретически формальным лидером может стать другой, если докажет целесообразность своего назначения.

Неформальный лидер получает свое место в ходе борьбы. Он доказал группе свои преимущества, обладает жизненным опытом или иными ценными качествами, которые выделяют его среди других. Неформальное лидерство имеет больший вес, так как человек смог заслужить это место.

Для того чтобы понимать, кто такой лидер и аутсайдер в жизни, недостаточно просто представить их в разных социальных слоях. Фаворит имеет возможность распоряжения ресурсами и говорить от имени группы, которая находится у него в подчинении. Изгой такого права не имеет, его задача – быть ведомым.

У лидера есть привлекательность, которая заставляет людей хотеть быть с ним рядом. У неудачника такого нет, его стараются избегать. В некоторых коллективах может быть несколько неформальных лидеров, и они нормально сосуществуют. В редких случаях между ними появляются конфликты.

Не всегда можно однозначно сказать, что означает быть аутсайдером, среднячком или лидером. Многое зависит от личных потребностей человека. Например, харизматичная личность имеет все шансы на повышение, но она не всегда хочет к этому стремиться.

Лидер может отказаться от своей роли и уступить место другому

Социальные ниши подвижны, при должном старании человек может подняться. В некоторых ситуациях наблюдается обратное: он опускается с высшей ступени.

В психологии есть свое понятие, которое раскрывает, что такое быть аутсайдером определение в бытовом плане слегка отличается от общепринятого. В быту быть изгоем позорно, так как это человек для издевок и битья. Не все понимают, что люди из низшего слоя выполняют свои задачи.

Как избавиться от роли изгоя

Пессимист — что это за человек

Подняться по социальной лестнице сложно, но можно. Для начала индивид должен захотеть кардинально изменить свою жизнь. Процесс изменений длительный и тяжелый, но можно получить хороший результат.

Первый этап – признание собственной значимости. У каждого человека есть свои особенности, уникальные черты, отличные навыки. Нужно найти их в себе и развивать. Уверенность в себе – уже половина успеха.

Второй этап – нужно всегда придерживаться правил. Если человек хочет быть принятым группой, то ему стоит уважать ее традиции. Например, если в коллективе принят определенный стиль одежды, его используют все.

Третий этап – постоянно нужно самосовершенствоваться и развиваться. Для получения уважения со стороны группы важно предоставить ей что-то стоящее. Многогранная личность с массой интересов неизменно привлечет внимание.

Для того чтобы понимать, что означает слово «аутсайдер», нужно представлять характерные черты такого индивида. Обычно это снобизм, эгоцентризм, самоуверенность и т.п.  С таким набором не удастся получить уважение, поэтому придется работать над своими ошибками.

Воспитание лидерских качеств

Далеко не каждый изгой готов мириться с низшей ролью, или он может не согласиться с перемещением в средний класс. В таком случае его цель – место лидера. Получить его очень сложно.

Первое правило – необходимо переставать считать себя ничтожеством. Если человек не уважает себя, то его никто не будет уважать. Как только он начинает понимать свою самоценность, это чувствуют другие люди.

Лидер должен быть образцом если не во всем, то во многом

Некоторым кажется, что статус фаворита дает только одни привилегии. Вместе с этим он дает чувство ответственности. Руководить группой не так просто, так как приходится решать конфликты, выговаривать за проступки и испытывать частый стресс.

У лидера должны быть следующие личностные черты:

  1. Этические принципы;
  2. Самодисциплина;
  3. Терпеливость;
  4. Сдержанность;
  5. Тактичность;
  6. Корректность;
  7. Умение работать в команде и т.п.

Для того чтобы стать лидером, нужно не бояться перемен. Если человек не хочет выходить из зоны комфорта, то у него ничего не выйдет. Упорство и терпение помогут ему достигать поставленных целей. Даже если не с первого раза все завершится удачно, настоящий лидер не остановится.

Если индивид считает себя аутсайдером что это такое, подскажет значение слова. Ощущение ненужности сопровождает изгоя всегда. При желании и труде он сможет избавиться от этого и улучшить свое социальное положение.

Идеалист — что это за человек

Источник: https://srazu.pro/teoriya/autsajder-chelovek.html

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: