Арт-рынок

Содержание
  1. Как начать разбираться в арт-рынке
  2. Поймите, что вам интересно
  3. Смотрите больше и дольше
  4. Учитесь у гуру
  5. Сходите на торги
  6. Начните собирать коллекцию
  7. Получайте удовольствие
  8. Вероятно, вам также будет интересно:
  9. Инвестиции в арт-рынок
  10. Известные арт рынки и их инвестиции
  11. Основные индикаторы арт-рынка
  12. Кроме обслуживающих институтов арт-рынка, на свет родились индикаторы доходности искусства:
  13. Товарооборот крупнейших инвестиционных арт-рынков
  14. Что мешает развитию арт-рынка в России
  15. Российские коллекционеры не инвестируют в современное российское искусство
  16. Отсутствие государственной и частной поддержки
  17. Как влиять на формирование арт-рынка в России
  18. #КультураЖиви. Итоги московской арт-недели: объемы продаж искусства и новые коллекционеры
  19. Арт-марафон в сентябре: Cosmoscow, blazar, «Триеннале»
  20. 2020-й как год sold out в российском современном искусстве. Успехи Cosmoscow
  21. Как была придумана ярмарка молодого искусства blazar
  22. Значит ли это, что в Москве появились новые коллекционеры?
  23. Как устроен российский арт-рынок
  24. На мировых аукционах
  25. Продажи в России
  26. Локальные проблемы
  27. Современные авторы
  28. Игроки рынка
  29. Поддержка художников и меценатов
  30. Инвестиции в искусство
  31. Галереи перешли в онлайн
  32. Недорогие картины стали популярны
  33. Миллениалы — новые покупатели произведений искусства

Как начать разбираться в арт-рынке

Арт-рынок

На этой неделе пейзаж Клода Моне «Стога» ушел с молотка на аукционе «Сотбис» за рекордные 110 миллионов 700 тысяч долларов и стал самой дорогой импрессионистской картиной в истории.

Даже если вы не планируете подобную покупку, стоит немного разбираться в современном арт-рынке: это интересно и развивает вкус.

Чтобы понять, как устроена индустрия искусства, и почувствовать себя Джейком Джилленхолом из «Вельветовой бензопилы», следуйте нашим советам.

Поймите, что вам интересно

Крупные аукционные дома состоят из отделов, которые специализируются на определенном сегменте искусства.

Советуем и вам вооружиться этим принципом и понять свои художественные пристрастия, будь то русская живопись, французские импрессионисты или современная африканская скульптура. В зависимости от ваших интересов, выбирайте соответствующие выставки, книги и торги.

А начать погружение в любую тему советуем с «Истории искусства» Э. Гомбриха: простыми словами автор объясняет, что такое красота, и наглядно показывает взаимосвязь явлений в искусстве.

Смотрите больше и дольше

Чем больше вы контактируете с искусством, тем ближе вы к нему. Увидев 15 полотен Рубенса, в шестнадцатый раз вы сможете определить его авторство, не глядя на подпись картины. Именно этим навыком владеют арт-эксперты.

В аукционных домах они проверяют провенанс работ (историю их владения), составляют каталоги, выдвигают эстимейт (средняя стоимость) и разоблачают подделки.

Чтобы развить в себе навык знатока, попробуйте метод slow-looking («медленный взгляд»): подойдите к картине и, не глядя на имя автора и год создания, рассматривайте в деталях ее композицию, тональность, густоту мазка, кракелюр (трещинки на поверхности). Помните: ваша «насмотренность» важнее, чем запоминание дат.

Учитесь у гуру

Филип Хук, «Завтрак у Sotheby’s»

О том, как устроен арт-бизнес, лучше всего узнавать у тех, кто им управляет. Филип Хук, искусствовед и член совета директоров аукционного дома «Сотбис», написал книги «Завтрак у Sotheby’s» и «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».

В них Хук честно и легко рассказывает о том, как работает этот бизнес и почему одни картины продаются дороже других. Рекомендуем прочитать их, чтобы понять основные закономерности процветания рынка искусства.

А аукционный дом Кристис выпускает отличный подкаст Think an Art World Expert («Думай как арт-эксперт»), в котором мэтры арт-рынка делятся опытом и рассказывают о секретах своей работы.

Сходите на торги

Если вы хотите пообщаться с экспертами лично – вам на аукцион. Перед торгами устраиваются предаукционные показы – на них иногда выставляют редчайшие работы, которые после аукциона могут на десятилетия исчезнуть в частной коллекции нового владельца.

Попасть на аукцион может любой желающий – вам не обязательно торговаться за «Стога» Моне, стоит просто прийти и поспрашивать о лотах у сотрудников аукционного дома, познакомиться с коллекционерами и стать участником захватывающего процесса. Узнать о предстоящих торгах можно в аукционных календарях, которые есть у каждого уважающего себя аукционного дома.

Возвращайтесь к первому пункту нашего гида, выбирайте интересный вам аукцион и присоединяйтесь. Не можете присутствовать лично – подключайтесь к онлайн-трансляциям в соцсетях.

Начните собирать коллекцию

Кит Воган, «Студийные портреты»

Самый интересный способ понять арт-рынок – стать его частью. Набирайтесь смелости и начинайте коллекционировать. Поверьте, это не обязательно будет стоить вам целого состояния (если, конечно, вы не решите покупать натюрморт Петрова-Водкина за миллион фунтов).

Часто работы современных молодых художников продаются по очень доступным ценам. Выгодно можно также купить графику, книжную иллюстрацию и фотографию. Покупать искусство можно в частных галереях и на онлайн-торгах (например, artnet.

com) – так вы на практике «обкатаете» свои знания и, возможно, станете еще азартнее относиться к расширению своей коллекции.

Получайте удовольствие

Постарайтесь полюбить искусство. Хотя многие галеристы, коллекционеры и арт-дилеры абсолютно равнодушны к искусству и используют его только как источник дохода, советуем вам погружаться в арт-рынок по любви. Гарантируем: жизнь заиграет сотней новых оттенков, а в свободное время вас будет не вытащить из музеев и галерей.

Вероятно, вам также будет интересно:

Как перестать бояться современного искусства?

6 выставок, на которые стоит сходить в мае

Как русские олигархи, арабские шейхи и китайские шпионы покупали картину да Винчи – самую дорогую в мире

На аукционе Christie’s продали первую картину, созданную искусственным интеллектом

Getty Images

Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.

Источник: https://www.gq.ru/success/kak-nachat-razbiratsya-v-art-rynke

Инвестиции в арт-рынок

Арт-рынок

Во многих случаях можно заметить, что во время финансового кризиса интерес возрастает к арт-рынкам и инвестициям, потому что они не коррелируют с фондовыми биржами.

Одним из видов таких альтернатив, считаются инвестиционные вклады в искусство, или в арт-рынок.

Для примера приведем статистику. За прошедшие 50 лет стоимость художественных ценностей и предметов роскоши увеличивалась в год  на 12,6% в среднем, а в это время уровень фондового рынка Америки составлял 11,7% каждый год.

Из-за увеличения числа лиц, которые обладают высокими доходами, инвестирование в арт-рынок быстро получил стимул в развитии.

На данный момент, арт-рынок переживает быстрый рост своего оборота. Если его объем в 2002 году был равен 26 миллиардам, то к 2008 году оборот составил 50 миллиардов евро. Такой рост связан в первую очередь повышением продаж живописи. Так, например, рекорды стоимости на изделия искусства были установлены в 2007 году.

Сейчас все продажи между собой делят 2 больших, объемных сектора:

  • арт-дилеры
  • и различные аукционы, и оба в равной пропорции.

РЕКОМЕНДУЕМ: ЛУЧШИЕ ФОРЕКС БРОКЕРЫ 2020 ГОДА НА ВЕДУЩИХ РЕЙТИНГАХ

2007 год. Старт от 100$. | ТРОЙНОЙ ПОДАРОК НА 13-ЛЕТИЕ | обзор | отзывы 1998 год. Старт от 0$. | БОНУС 5000$ НА ДЕПОЗИТ | обзор | отзывы 2007 год. Старт от 1$. |   БОНУС 100% НА ДЕПОЗИТ | обзор / отзывы 2007 год. Старт от 1$. | МАКСИМАЛЬНЫЙ БОНУС $1500 | обзор / отзывы

ТОП ЛУЧШИХ БРОКЕРОВ БИНАРНЫХ ОПЦИОНОВ 2020 ГОДА

*БО. Не требуется верификация! | обзор | отзывы | НАЧАТЬ ТОРГОВЛЮ С 10$ *БО. Старт с 300 рублей. | обзор | отзывы | 60.000 РУБЛЕЙ НА ДЕМО

Известные арт рынки и их инвестиции

К самым известным аукционным домам можно отнести дом Sotheby’s и Christie’s, в котором проходит 30% всех аукционных продаж. В общей сложности на долю искусства находится примерно 5000 различных аукционных домов.

На один дилерский сектор приходится приблизительно 70.000 арт — дилеров, агенты художников и различных брокеров. Порядка 75% оборота в таком секторе обслуживает 4000 крупных дилеров.

Также в последнее время заметна тенденция к слиянию этих секторов.

Благодаря доступной таможенной, государственной политике, американский арт-рынок считается одним из крупнейших. На него приходится около 50% всемирного оборота арт — ценностей. По подсчетам примерно из 100 крупных сделок по продажам только 60 осуществляются в Нью-Йорке. Американскому арт-рынку немного уступает европейский арт-рынок. Объем оборота почти равен с американским.

Из числа европейских рынков, самый крупный находится в Великобритании (30% оборота ценностей и 60% от европейского). Совместно Лондон и Нью-Йорк занимают 70% объема искусств мирового рынка. Дополнительно объемные рынки искусств имеют Германия и Франция (порядка 6% от мирового объема).

Арт-рынок в России слабо развит, он только начинает формироваться. Все это связано в сфере искусства с неправильной государственной политикой, так как высок риск подделок «старины».

О современном, мировом арт рынке

Основные индикаторы арт-рынка

Чем большой срок у арт-предмета, тем дороже возможно его продать, поэтому инвестирование в искусство можно назвать — долгосрочными инвестициями.

Например, реальной и точной цены картины даже не знает сам мастер, только по прошествии 30 лет можно приблизительно оценить стоимость изделия. Сейчас в популярном спросе картины художников СССР 1970—1980 гг.

Рынок искусства на западе сформировался еще в 1960-х.

Кроме обслуживающих институтов арт-рынка, на свет родились индикаторы доходности искусства:

  • Gabrius Art Index,
  • ArtNet,
  • ArtSales Index,
  • Artprice и т.д.

Формирование индекса искусства похож на индекс недвижимости и основан на средних ценах, которые были анализированы за определенный период.

ERR индекс происходящий от Skate Press создан на основе эффективной годовой нормы прибыльности для определения рентабельности арт-ценностей. Российский индекс ARTMIX определяет относительную величину стоимости искусства условно усредненного на заданный временной интервал. Все расчеты ведутся по последним данным о продажах на мировых рынках произведений искусства.

У инвесторов, которые хотят работать на арт-рынках, есть возможность выбрать подходящую инвестиционную стратегию, а не покупать арт-произведение.

Первая состоит во вложении средств в арт — фонды, вторая в инвестировании средств в арт — акции. На сегодняшний день, они становятся все доступнее для многих частных инвесторов. Вклады в искусство — это плохо изученный новый сегмент инвестиций, поэтому скрывает в себе большие возможности для умных инвесторов.

Товарооборот крупнейших инвестиционных арт-рынков

Художественным и значительным арт-рынком исследователи называют арт-рынок Америки. В 2006 году на его долю пришлось порядка 46% оборота мирового арт-рынка составила, а сам оборот был равен — 19,8 миллиардов евро.

Мощное падение арт-рынка США произошло после терракта 11.09.2001 г., но после этого времени рынок стремительно рос. Например, с 1998 по 2001 г., рынок увеличился на 7%, а с 2002 по 2006 г., — на 105 %.

Увеличился также объем на 24%.

Самым главным центром арт-рынка Америки, на сегодня является Нью-Йорк, потому что именно здесь совершается 42% всех сделок данной страны.

Следующей зоной арт — бизнеса считается Европа. Товарооборот в европейских странах составил 19,2 миллиарда евро в 2006 гг. По сравнению в 2005 году он увеличился на 38% и по сравнению в 2002 г., на 70%. Европейский рынок искусства в 2006, составил 44% в стоимостном выражении от всемирного оборота. Однако доля по отношению в 2002 гг., за счет роста арт-рынка США упала на 6%.

Статус аукционистов с 2000 года изменился, началось время конкуренции среди иностранных компании и французских аукционных домов, к тому же была отменена монополия.

В феврале месяце 2001, Sotheby’s осуществил свои первые торги, а месяцем позже и Christie’s. В период между 2002 и 2006 гг., рынок в общей сложности вырос на 24% по объему и на 36% в стоимостном выражении от оборота.

Произведения модернистов и импрессионистов являются важнейшим сектором арт-рынка Франции.

В Европе, третье место занимает Германия, у которой доля составляет 3% от мирового оборота искусства.

Германия по количеству аукционных домов, ярмарок, художественных учебных заведений, арт-сообществ, галерей считается 2-ой страной в мире после Америки. Арт-дилеры Германии активно действуют в основных центрах, такие как: Бонн, Мюнхен, Кельн и Дюссельдорф.

Оборот на рынке немцев между 2002 и 2006 годами вырос на 94%, и все это благодаря увеличению цен на художников Германии мирового уровня.

Инвестиции в арт-рынки

ТОП БРОКЕРОВ, ПРИЗНАННЫХ НЕЗАВИСИМЫМИ РЕЙТИНГАМИ

*БО. Не требуется верификация! | обзор/отзывы | НАЧАТЬ ТОРГОВЛЮ С 10$ *БО. Сделки от 60 рублей. | обзор/отзывы | НАЧАТЬ С 600 ₽

ЛУЧШИЕ ФОРЕКС БРОКЕРЫ ПО ДАННЫМ «ИНТЕРФАКС»

2007 год. FinaCom.   КОПИРОВАТЬ СДЕЛКИ ТРЕЙДЕРОВ | обзор/отзывы 1998 год. FCA, НАУФОР. | +20% ПО КЕШБЭКУ | обзор/отзывы 2007 год. БОНУС $1500 НА СЧЕТ. | STARTUP BONUS $1500 | обзор/отзывы 2007 год. The FC.   ФОРЕКС / ЦИФРОВЫЕ КОНТРАКТЫ ОТ 1$ | обзор / отзывы

Источник: https://infofx.ru/investicii/investicii-v-art-rynok/

Что мешает развитию арт-рынка в России

Арт-рынок

Три года назад моя жизнь разделилась на два этапа: до и после современного искусства. В последнем полугодии в учебном плане стояла по расписанию практика и стажировка в Санкт-Петербург и Рим. Города считаются оплотами классической архитектуры.

Классику следует знать и уважать, чтобы разбираться в новых течениях и жанрах, но одновременно с этим может подкатывать чувство тошноты. Современное же искусство — подвижная субстанция, которая постоянно изменяется под влиянием как внешних факторов: политика, экономика, так и внутренних: переживания художника, нравственные исследования, настроения и эмоции.

Нередко в России молодое актуальное искусство остаётся непонятым и невостребованным из-за незрелости российского арт-рынка.

Российские коллекционеры не инвестируют в современное российское искусство

Становление арт-рынка и формирование арт-сообщества влияют друг на друга, являются обоюдовыгодными процессами. Из-за того, что российский арт-рынок, как и сообщество, находится на стадии зародыша, в России формула «предложение рождает спрос» хромает.

Очевидно, предложение существует, но спрос как таковой отсутствует: коллекционерам и инвесторам схема вложения в российское современное искусство непонятна. В то же время инвестиции направляются на западные и американские рынки.

Наши российские художники также с удовольствием и профитом выставляются и продаются на иностранном рынке и получают прибыль.

Так, недавно, 3 июня, Иван Петров-Водкин ушёл с молотка на аукционе Christie's за 9 286 250 фунтов стерлингов, когда стартовая цена назначалась в размере 1 000 000 фунтов стерлингов.

В России же, как пишет Artinvestment, средняя ликвидность российских художников на российских аукционах, например живописи, составляет от $3000 до $14 000. Спрос на наше современное искусство за рубежом находится на высоком уровне, а у нас, на родине, — на более низком. Точно так же наши инвесторы вкладываются в искусство на Западе и в США, а процент смелых коллекционеров в российские произведения искусства — намного ниже.

Посетитель у картины Кузьмы Петрова-Водкина «Натюрморт с сиренью» на пресс-показе в рамках 50-летия департамента русского искусства Christie's в Москве. Евгений Одиноков / РИА Новости

Отсутствие государственной и частной поддержки

Проблематика формирования арт-рынка в России заключается в том, что отсутствуют государственные программы поддержки и лояльности для современного искусства. Так, в Европе арт-рынок строился на государственных инвестициях, а в США — на частных.

Только за 2018 год Великобритания выделила 2 миллиона фунтов стерлингов на гранты для художественных галерей.

Правительство Соединённых Штатов Америки инвестирует не только в собственный арт-рынок, но и развивает отношения на международном уровне, а именно: выделяет гранты некоммерческим американским организациям для привоза художников в другие страны и выделяет на такие программы в среднем $150 000.

На Западе искусство покупает и юрист, и стоматолог, и учитель. Когда средний класс приобретает искусство и понимает, зачем это нужно, тогда арт-рынок завершил стадию формирования.

Среднестатистический российский потребитель предпочтёт купить «бренды», громкие имена, а не арт-объект малоизвестного художника, хотя культурное преимущество второго перед первым будет лежать на поверхности.

Российский покупатель выше ценит «старое» искусство, которое стереотипно считается настоящим и проверенным временем.

Как влиять на формирование арт-рынка в России

  • Поддерживать современное искусство со стороны государства. Программы развития и гранты для независимых галерей. Организация художественных международных ярмарок, чтобы обозначить российское место на мировом арт-рынке. Создание правового инструмента, который будет регулировать взаимоотношения участников рынка.
  • Формировать инвестиционные портфели с учётом вложений в искусство; предоставлять беспроцентные кредиты на покупку произведений искусств.
  • Создавать полноценные живые, подвижные пространства-трансформеры, где каждая единица арт-сообщества вовлечена в процесс: художник, куратор, медиатор или галерист.
  • Как гласит знаменитая пословица: «Хочешь изменить мир — начни с себя». Если каждый человек проявит интерес к современному искусству и проблематике в нашей стране — это уже поможет ускорить процесс формирования арт-сообщества и арт-рынка в России.

Современное искусство — сложная многогранная структура, которая нуждается в устойчивом арт-рынке и единодушном арт-сообществе. Я работаю в галерее современного искусства Dordor Gallery.

За год существования пространства стало понятно, что российский арт-рынок располагает мощными внутренними резервами: высокий уровень культурного наследия и развития, талантливое поколение молодых художников, быстро развивающийся аукционный бизнес и растущий интерес публики.

Со временем проблематика формирования арт-рынка привлечет как иностранных, так и российских инвесторов, арт-дилеров, медиаторов, кураторов и галеристов, что наконец позволит завершить формирование российского арт-рынка.

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг

Источник: https://www.if24.ru/art-rynky-v-rossii-meshaet/

#КультураЖиви. Итоги московской арт-недели: объемы продаж искусства и новые коллекционеры

Арт-рынок

T

C 7 по 13 сентября в Москве прошло сразу две масштабные арт-ярмарки. Наши друзья и герои, побывавшие на обеих, рассказывали, что все самое интересное было продано еще в день открытия. Разбираемся, как было на самом деле.

Арт-марафон в сентябре: Cosmoscow, blazar, «Триеннале»

В этом году самые главные и авторитетные мировые ярмарки так и не состоялись: ни парижский Fiac, ни Art Basel в Майами, ни Liste в Базеле, ни Miart в Милане, ни Frieze в Нью-Йорке и другие.

А вот в сентябрьской Москве, опережая накатывающую «вторую волну» пандемии, провели пару масштабных арт-торгов в одну неделю: восьмую по счету международную ярмарку современного искусства Cosmoscow и первую ярмарку молодого современного искусства blazar.

Оба смотра проходили в двух форматах сразу: и онлайн на собственных сайтах, и офлайн — в Гостином Дворе и Музее Москвы соответственно.

И в то же самое время в столице открылись и Триеннале в Гараже, и Московская международная биеннале молодого искусства.

Оба некоммерческих события были так или иначе связаны с вышеупомянутыми ярмарками: отдельные художники Триеннале были представлены на ярмарке blazar, а с Международной биеннале молодого искусства blazar была связана еще сильнее — фактически ярмарка стала спецпроектом выставки.

Пересечения были видны невооруженным глазом: «Гараж» был объявлен «Музеем года» на Cosmoscow, а с закрытого превью Триеннале шаттлы возили гостей прямиком на ярмарку blazar. В результате на итоговых вечеринках начинающие и уже опытные коллекционеры хвастались друг перед другом, что работа художника, который теперь есть у него в коллекции, уже представлена в «Гараже».

2020-й как год sold out в российском современном искусстве. Успехи Cosmoscow

Насколько эти ярмарки оказались успешны? Более чем. Уже в день превью Cosmoscow более 30% работ были проданы с главных стендов — у Temnikova & Kasela, Marina Gisich Gallery, RuArts Gallery, MYTH Gallery, галереи «Треугольник», Syntax gallery, DiDi Gallery, pop/off/art gallery, Х.Л.А.М., Osnova Gallery и «АРТМОССФЕРЫ».

В итоге более 90% работ были проданы у «Треугольника», Syntax gallery, Ruarts, а также проектов «ЛУЧ» и «Культпроект» (секция «Сделано в Москве»). Сотрудники питерской авторитетной галереи Anna Nova рассказывали, что к большим и дорогим работам, представленным на стенде, присматривались многие коллекционеры — и оставили свои контакты.

Охотно и много покупали тиражные работы: владелица a-s-t-r-a gallery Алина Крюкова отмечает, что благодаря ярмарке работы Павла Бушуева попали в коллекцию Фонда Шалвы Бреуса, а небольшие тиражные работы Марии Агуреевой и вовсе стали хитом продаж.

Уличный художник Дмитрий Аске, представленный в Ruarts, рассказал 11 сентября на своей странице в , что более половины его работ на стенде куплены или забронированы.

Бушуев Павел, DEF 3, 2019, a-s-t-r-a gallery

«Часовой III» Джонатан Монаган, 2019, Anna Nova Gallery

Яан Тоомик, Аction II, 2015, Temnikova & Kasela gallery

Если в 2017 году общая сумма галерейных продаж на ярмарке Cosmoscow составила €1,2 млн, то в 2020-м общая сумма галерейных продаж составила €2,4 млн (из которых только около €250 тыс. были получены через онлайн-ярмарку). В 2018 и 2019 годах эти цифры составили €1,3 млн и €1,7 млн соответственно.

Интересно, что эти финансовые результаты не связаны с количеством посетителей: в 2017 году ярмарку посетили 19 200 человек, в 2018 году 22 000 с учетом превью, в 2019-м — более 22 000 человек, а в 2020-м всего 9600 человек — больше не давали ограничения Роспотребнадзора. В итоге сумма продаж на ярмарке Cosmoscow за 2020 год превосходит прошлогоднюю почти на 30%.

Рекордный и парадоксальный рост при падении посещаемости на 55%.

Можно также посмотреть на итоги аукционов Off White, которые ежегодно проводит Cosmoscow. Выручка аукциона в 2017 году составила €118 700, в 2018-м — 172 000, в 2019-м — 104 000, в 2020-м — 113 900.

Успехи отдельных галлерей оценить пока невозможно — данные за этот год не разглашают. Но в 2018 году аналитическое агентство InArt выяснило, что средняя сумма продаж на Cosmoscow составляла €21 500.

Среди самых дорогих проданных на ярмарке работ были «Леопард» Владимира Дубосарского за €35 000 в галерее «21» и Agatha Георгия Орехова в Orekhov gallery за €50 000.

У 14 галерей продажи превысили отметку в €30 000 (в 2017 году сходные результаты продемонстрировали всего 8 галерей).

Как была придумана ярмарка молодого искусства blazar

Lota Lota, тарелка «Ресторан»

Ольга Шурыгина, тарелка #2, серия «Шузбекистан»

Разговоры о создании такой ярмарки ходили, кажется, еще с первого года Cosmoscow — но обрели плоть только семь лет спустя. Blazar — естественное следствие роста интереса к молодому искусству.

Онлайн-галерея Sample (сооснователь ярмарки blazar) во многом способствовала подогреванию этого интереса: проект, который первоначально задумывался как онлайн-платформа для покупки искусства молодых художников за небольшую (от 8000 рублей) стоимость, успел провести 7 аукционов, 3 выставки, в том числе в ММОМА и Музее Парка Горького, принять участие в «Ночи музеев» 2018 и продать более 700 работ. Sample организовывали коллаборации между молодыми художниками и коммерческими компаниями, консультировали и курировали проекты с привлечением молодых художников. Усилия оправдались — на ярмарке blazar было представлено 12 галерей, 6 образовательных учреждений и почти семь десятков художников, представляющих сами себя. Самая дешевая проданная работа — портрет Яна Тамковича-Фриске — стоила 5000 рублей, а самая дорогая — «Ужин в Тарусе» Алексея Дубинского — 195 000 рублей.

Саша Пастернак, «Нарциссы»

Алексей Дубинский «Ужин в Тарусе»

Александра Лекомцева, патрон «Гаража» и совладелец blazar, рассказывает, что на ярмарку родители приходили с детьми и выдавали им условно по 15 тысяч рублей, чтобы дети могли что-то выбрать сами.

«Им было важно, чтобы дети включились в процесс коллекционирования и начали приобщаться к этому. Один мальчик на моих глазах купил смолу с киндер-сюрпризом (работа Маяны Насыбулловой), девочка — графику с качелями, еще один мальчик — работу «ТЧК, синие квадратики».

Анна Дюльгерова, другой соучредитель проекта, отмечает важность того факта, что работы были представлены и онлайн, и офлайн: рисунки Наны Тотибадзе с трогательными — и нарядно одетыми леопардами — можно было и раньше увидеть онлайн или, например, в Vogue: «Но когда люди пришли к нам на blazar и увидели ее работы вживую на стенде Totibadze Gallery, случился настоящий взрыв интереса к ее работам».

Нана Тотибадзе, «Поцелуй»

Общая стоимость продаж на ярмарке blazar составила 4 582 500 рублей (за 102 работы) еще 28 работ на 900 000 рублей было продано онлайн. Самыми продаваемыми художниками стали: Саша Зубрицкая, чья графика оценивалась в 12–18 000 рублей, LotaLota с керамикой от 4000 рублей и Алексей Дубинский — чья живопись и поставила рекорд ярмарки.

Значит ли это, что в Москве появились новые коллекционеры?

Еще в июне этого года в интервью The Blueprint создатель популярной группы «Шар и Крест» Максим Боксер говорил, что за время локдауна в России появилось много новых коллекционеров, а значит, должен неизбежно увеличиваться интерес к рынку искусства в целом. Он оказался прав: вслед за волной эпидемии пришла волна интереса к современному искусству.

Маргарита Пушкина, (основательница Cosmoscow) считает, что пандемия и карантин очень сильно повлияли на людей: «Мы боялись, что ярмарки не будут успешны, — но получилось наоборот. У людей в этом году случилась, видимо, переоценка ценностей.

Они поняли, что сами деньги не приносят никакого удовольствия, а искусство — да. Конечно, поскольку из-за карантина мы не знали, удастся ли нам провести ярмарку в этом году, мы разработали стресс-тест и попытались просчитать все риски и возможные потери.

Но итоге все сложилось идеально».

Парадоксальным образом в период глобальной неопределенности инвестиции в искусство становятся единственными доступными инвестициями в далекое будущее.

Кроме того, коллекционирование, как отмечает Маргарита Пушкина — а с ней легко согласятся почти все галеристы и арт-дилеры, — имеет терапевтический характер и приносит в жизнь счастье.

Одни из нас, переживая карантин, обнаружили себя внутри пустых стен, другие заметили, что в шпалерной развеске в квартире при желании можно найти место для новых произведений.

Мы не знаем, когда удастся и удастся ли вернуться к прежней жизни — с прежней частотой посещать зарубежные премьеры, выставки и ярмарки. Мы не знаем, заключат ли нас еще раз в четырех стенах, закрыв заодно музеи, галереи, театры. Но уже знаем, что бок о бок с искусством переживать катаклизмы приятнее.

Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{«width»:1200,»column_width»:90,»columns_n»:12,»gutter»:10,»line»:40}false7671300falsetruetrue{«mode»:»page»,»transition_type»:»slide»,»transition_direction»:»horizontal»,»transition_look»:»belt»,»slides_form»:{}}{«css»:».editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}»}

Источник: https://TheBlueprint.ru/culture/art/art-rynok

Как устроен российский арт-рынок

Арт-рынок

Более 20 аукционных домов, около 100 значимых галерей, 9 крупных частных коллекционеров, свыше 20 тысяч профессиональных художников — все это отечественный арт-рынок, перспективный, но пока не вышедший из тени.

Современные механизмы торговли произведениями живописи, графики, фотографии и скульптуры изучил Институт «Центр развития» НИУ ВШЭ.

Наиболее интересные факты из доклада «Российский рынок предметов искусства-2018» — в материале IQ.HSE.

На мировых аукционах

По данным The Art Market (Arts Economics), в 2017 году объем мирового арт-рынка составлял почти $64 миллиарда. Лидируют США с долей свыше 40%, Китай (21%) и Великобритания (20%). Позиции России очень слабые: по экспертным оценкам, менее 1%.

При этом русское искусство пользуется спросом. Интерес к нему сохраняется, несмотря на напряженную международную обстановку и повышенную осторожность коллекционеров. В 2017, по подсчетам Artinvestment.com, объем «русских» продаж на мировых аукционах достиг $455 млн — в 1,5 раза больше, чем в 2016 году, хотя почти во столько же меньше, чем в 2014 ($677 млн).

За рубежом фиксируются и ценовые рекорды. Самая высокая ставка на торгах-2017 — $41,8 млн («Картина с белыми линиями» Василия Кандинского), в первом полугодии 2018 года — $85,8 млн («Супрематическая композиция» Казимира Малевича).

ТОП-5 аукционных продаж русского искусства в мире

в первом полугодии 2018 года*

  1. Казимир Малевич «Супрематическая композиция» — $85,8 млн
  2. Марк Ротко «№ 7 (Темное над светлым)» — $30,7 млн
  3. Николя де Сталь «Стоящая обнаженная» — $12,1 млн
  4. Василий Кандинский «Этюд для пейзажа (Дюнаберг)» — $9,4 млн
  5. Марк Шагал «Синяя деревня» — $7 млн

Продажи в России

Аукционы в России по объему продаж отстают от заграничных больше чем в 50 раз ($8,7 млн против $455 млн). Наиболее активные покупки в РФ в 2017 году совершались в ценовом диапазоне до 100 тысяч рублей, стоимость самого дорого лота составила $290 тысяч.

Основные причины сложившейся ситуации — малая емкость арт-рынка и законодательные барьеры для трансграничной торговли.

В частности, запрет на проведение торгов иностранными аукционными домами (первый и последний аукцион Sotheby’s прошел в Москве в 1988 году).

В Российской Федерации существуют только представительства домов, сфокусированные на информационном и просветительском обслуживании потенциальных клиентов. Филиалов международных сетей галерей и вовсе нет.

Локальные проблемы

Арт-рынок в РФ до сих пор находится в стадии формирования. В СССР, где постоянно появлялись барьеры для торговли предметами искусства, он не мог свободно развиваться.

В постосоветское время начался бурный рост, затем — во время экономических кризисов 2000-х — спад из-за снижения покупательной способности коллекционеров.

Продажи на $8,7 млн в 2017 году — это почти в 2,5 раза меньше, чем в докризисном 2013-м.

Рынок очень чувствителен к событиям внутренней и внешней политики. Отрицательная динамика 2014 года (сокращение в 1,5 раза: с $21 млн в 2013 до $14 млн) была обусловлена введением антироссийских санкций и девальвацией рубля.

Негативные факторы, влияющие на арт-рынок в России

непрозрачность: отсутствие официальных данных по аукционным и дилерским сделкам, пребывание большей части рынка в тени;

 слаборазвитая система экспертизы, провоцирующая появление фальсификата: отсутствие специальных контролирующих институтов, дефицит или отсутствие специалистов по ряду периодов и художников, отсутствие каталогов-резоне;

недостаток качественного товара: количество знаковых работ уменьшается, на аукционах стали выставляться предметы, ранее не представлявшие коллекционного интереса (например, советский фарфор 30–40-х годов XX века);

проблемы с продвижением предметов искусства и авторов разных периодов. Достаточно много талантливых художников не проводят собственных выставок, не представлены в интернете (веб-сайт, аккаунты в соцсетях) и т.п.;

низкая вовлеченность (некоторые эксперты отмечают даже информационную изоляцию) в международные арт-процессы отечественных креаторов.

Современные авторы

По мнению галеристов, сейчас актуально приобретать произведения современников, спрос на них в ближайшие пять лет вырастет.

Профессиональных художников в стране свыше 20 тысяч. Лучшие из них с 2017 года включаются в два рейтинга: ТОП 100 признанных русских современных художников и ТОП 100 молодых авторов до 35 лет.

По результатам исследования InArt, наиболее востребованный вид актуального искусства — живопись (80% продаж), на втором месте — фотография, на третьем — графика. Стоимость самых дорогих произведений на торгах за рубежом в 2017 году варьировалась от $32 тыс. до более чем $61 тысячи.

Топ-5 работ российского актуального искусства


(продажи на международных аукционах,  2017 год)*

  1. Георгий Гурьянов «Штурвал» — $61 529
  2. Павел Пепперштейн «Умирающий бандит» — $32 795
  3. Владимир Дубосарский и Адександр Виноградов «Лето» — $32 795
  4. Тимур Новиков «Путешествие Одиссея» — $29 036
  5. Владимир Логутов «Без названия» — $23 192

Игроки рынка

Более 20 аукционных домов. Большинство специализируется на антиквариате, букинистке и нумизматике.

На продажу современного искусства ориентированы всего несколько — например, VLADEY, Литфонд. Ключевые в сегменте ИЗО (по величине оборота, 2016 г.): СОВКОМ, VLADEY, AI Аукцион, Литфонд, Русская эмаль.

Крупные локальные дома, сопоставимые по масштабу торгов и/или уровню лотов с Sotheby’s или Christies, в России отсутствуют.

Около 100 значимых художественных галерей. В основном в Москве и Санкт-Петербурге. Среди региональных городов выделяется Екатеринбург. Могут иметь разный профиль: старые мастера, советское искусство, современное искусство. Самые известные на сегодня — московско-лондонская галерея Ovcharenko (бывшая «Риджина») и московская ХL.

400–600 антикварных магазинов. Сосредоточены преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. Постепенно развивается онлайн-торговля антикварными объектами.

Около 5 тысяч частных дилеров. Участники арт-рынка, хорошо разбирающиеся в искусстве, имеющие профильное образование и сделавшие этот вид торговли своим основным или дополнительным заработком.

Частные и корпоративные коллекционеры. В России проживает девять крупных частных коллекционеров и несколько сотен средних и мелких. По оценкам галеристов, в стране присутствует свыше 100 серьезных ценителей современного искусства.

Корпоративные коллекционеры (например, Газпромбанк, чья коллекция современного российского искусства вошла в ТОП-80 корпоративных коллекций мира Global Corporate Collections) все больше рассматривают эту деятельность как социальный проект в целях сохранения культурного наследия.

Поддержка художников и меценатов

Самостоятельной госпрограммы поддержки художников в РФ нет. Региональным отделениям «Союза художников России» и «Творческого союза художников России» предоставляются субсидии. Минкультуры регулярно выделяет средства на реализацию проектов в сфере ИЗО некоммерческим организациям.

Постепенно развивается федеральная и муниципальная грантовая поддержка.

Способы поощрения меценатов (в частности, присуждение наград и почетных званий) прописаны в законе. Однако налоговых льгот для них и дарителей государственным музеям не предусмотрено.

Отсутствие налога на богатство и наследование предметов искусства — единственные «условно» положительные моменты для развития в России института коллекционеров.

Перспективы арт-рынка

Российское искусство продолжит пользоваться спросом в мире. В ближайшие несколько лет продержится интерес к работам периода социалистического реализма.

На отечественном арт-рынке русскому искусству придется конкурировать с сопоставимым по уровню зарубежным. Смешанные коллекции становятся все популярнее.

Постепенно развивается аукционный бизнес: уже сейчас на торгах можно встретить лоты уровня Christie's или Sotheby's. Все больше игроков станет специализироваться на продаже современного искусства.

Галереи будут ориентироваться на прозрачность (публикация каталогов с ценами на официальных сайтах) и активнее продвигать молодых художников. Это позволит арт-дилерам занять свою нишу на высококонкурентном рынке, однако появление среди них новых игроков маловероятно в условиях экономической нестабильности из-за дороговизны самого бизнеса.

Набирает обороты дистанционная торговля. В РФ уже существует несколько форматов онлайновых продаж: интернет-магазины офлайн-галерей; агрегаторы с широким ассортиментом продукции различных авторов; собственные сайты художников с возможностью заказа; интернет-магазины, специализирующиеся на конкретных направлениях изобразительного искусства и т.д.

Возможность онлайн-покупок постепенно вовлечет в арт-рынок регионы.

 Изменится структура потребительского спроса. Развитие технологий приведет к росту популярности тиражного искусства (графики, фото, видео и др.).

Ядром российских коллекционеров остаются состоятельные консерваторы в возрасте 35–55 лет, для молодежи в приоритете интеллектуальное потребление. Покупательная способность среднего класса пока не восстановлена, но интереса к приобретению предметов искусства у него не наблюдалось и до кризиса.

IQ* Источник: Artinvestment.ru

Авторы исследования:

Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 27 марта, 2019 г. Экономика Культура искусство

на IQ.HSE

Источник: https://iq.hse.ru/news/256845516.html

Инвестиции в искусство

Арт-рынок

В период пандемии коронавируса многие галереи перешли в онлайн или вообще закрылись, зато продажи в интернете выросли. Рассказываем, что еще изменилось на арт-рынке в период карантина

Spencer Platt / Getty Images

Вкладывать деньги можно не только в акции, облигации  и фонды. Во время пандемии среди инвесторов стал популярен рынок искусства. Например, в США подскочил интерес к покупке долей в картинах, раритетных машинах и даже скаковых лошадях. А в России арт-бизнес ушел в онлайн, где нашел новую платежеспособную аудиторию.

12 сентября РБК организовал и провел дискуссию «Онлайн и без посредников: как пандемия изменила арт-рынок» на ярмарке современного искусства Cosmoscow. В ее рамках эксперты рассказали, как ситуация с COVID-19 отразилась на продажах, аудитории и ценах на предметы искусства.

Галереи перешли в онлайн

По словам сооснователя арт-платформы Cube.Moscow Елены Белоноговой, во время пандемии в ее проекте сменилось примерно 30% галерей. Cube.Moscow — это набор выставочных пространств в отеле Ritz-Carlton в Москве. Кто-то из них ушел в онлайн, а кто-то и вовсе закрылся. Сама платформа также временно закрывалась — с 18 марта по 13 сентября.

Среди галерей Cube.Moscow есть те, кто давно работает на рынке, но есть и новички. «Собственно, смена произошла как раз среди тех, кто либо совсем недавно начал работать и себя попробовал в формате выставочного пространства, либо сменил формат с антиквариата на современное искусство», — сказала Белоногова.

Несмотря на ситуацию с коронавирусом, начали открываться и новые онлайн-проекты. Например, платформа по продаже современного искусства и коллекционного дизайна TEO.

«Мы как раз во время пандемии выступили с инициативой поддержки галерей, и как раз наша платформа открылась в конце мая. И за лето мы поняли, что онлайн пользуется все большей и большей популярностью», — отметила управляющий партнер площадки Анна Андронова.

По ее словам, ранее на онлайн-галереи реагировали «странно», так как люди не могли увидеть произведение вживую. Сейчас же ситуация изменилась. Кроме того, TEO предоставляет услугу «примерки», когда картину отправляют заказчику, чтобы он ее изучил. Также клиентам доступна бесплатная консультация.

По словам Андроновой, офлайн-галереи до сих пор более популярны, но онлайн-галереи стали технологией, за которой будущее. Людям хочется видеть произведения искусства как в интернете, так и вживую. Андронова рассказала, ссылаясь на отчет ярмарки Art Basel, что за время пандемии продажи у галерей сократились на 36%, а онлайн-выручка выросла на 40%.

Оборот TEO с июня составил около ₽3–4 млн, сообщила она «РБК Инвестициям». По ее словам, 21 сентября платформа запустит сайт на английском языке и будет выходить на международный рынок, начнет продвигать российских художников и галереи за рубежом.

Tim P. Whitby /Getty Images

Недорогие картины стали популярны

Белоногова отметила, что в онлайн-покупках предметов искусства есть четкое правило — нужно тратить комфортную сумму денег, для каждого она своя. «В большей степени до $1 тыс. работы в онлайне продаются очень хорошо.

На самом деле работы до $1 тыс. составили около 50% общего рынка искусства прошлого года», — сказала она.

Также в онлайне хорошо продаются работы и авторы, не вызывающие сомнений, — дорогие предметы искусства, представленные известными продавцами (дилерами и галереями).

Андронова сообщила «РБК Инвестициям», что в TEO больше всего популярны работы, которые стоят ₽100–400 тыс. Кроме того, в пандемию получило известность сообщество в под названием «Шар и Крест» — оно появилось в начале апреля. В нем художники сами назначают цены и продают работы, но их стоимость не должна превышать ₽20 тыс. — такое правило паблика.

«Эта ценовая планка сделана для того, чтобы уменьшить риск человека абсолютно несведущего, непонимающего. Он может совершенно беспроигрышно рискнуть какой-то небольшой суммой денег», — сказал «РБК Инвестициям» создатель группы, коллекционер Максим Боксер. Он отметил, что некоторые картины могут стоить и ₽5 тыс., и ₽1 тыс., и ₽500.

Разница цен на площадках зависит от нескольких факторов — имени художника, его биографии, истории самой картины, а также оценок критиков, говорит Андронова.

По словам Боксера, в пандемию в его группе продавалось по 250 работ в день. Оборот первое время составлял около ₽20 млн в месяц. Сейчас же число покупаемых картин уменьшилось примерно до 50 в день. Некоторые покупатели специально приобретали работы, написанные именно в период карантина, отметил он.

«На самом деле любой исторический период потрясений является пищей для шедевров. То есть в каждый такой период появляются шедевры. И они уже появились», — высказала мнение Белоногова.

Художник Лахлан Громек позирует со своими работами ( Ryan Pierse / Getty Images)

Миллениалы — новые покупатели произведений искусства

По словам Белоноговой, на спрос влияет и то, что на мировой рынок искусства пришли новые коллекционеры. Сейчас ими стали миллениалы, выросшие в эпоху цифровых технологий.

Им нужен моментальный доступ к информации, в том числе к ценам на произведения искусства.

Если у них после посещения сайта остались вопросы, то, скорее всего, они не перезвонят, а перейдут на другой ресурс, отметила сооснователь арт-платформы Cube.Moscow.

«И, собственно, вот это наличие цены без ее какого-либо обсуждения, без необходимости задать вопрос, чтобы узнать эту цену, повышает уровень продаж примерно в шесть раз», — сказала она.

В середине 2018 года Bank of America выпустил исследование, в котором говорилось, что две наиболее быстрорастущие категории коллекционеров — это женщины и миллениалы. Белоногова подтверждает такую тенденцию. По ее словам, среди миллениалов очень много состоятельных людей. А женщины тратят на искусство больше, чем мужчины.

Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»

Документ, удостоверяющий имущественное право, который может покупаться и продаваться. Наиболее распространенные ценные бумаги акции, облигации и депозитарные расписки. Акция — удостоверяет долю участия в имуществе компании, включая долю в нераспределенной прибыли. Акции бывают обыкновенными и привилегированными. Обыкновенная акция наделяет владельца правом голоса на собрании акционеров компании, причем количество пропорционально количеству акций. Привилегированная акция наделяет преимущественным правом на распределение прибыли, но не наделяет правом голоса на собрании акционеров. Облигация удостоверяет право на часть долга эмитента, который возник путем размещения этих облигаций. Часто акции и облигации торгуются на специальных торговых площадках — биржах (обращаются на биржах) и являются предметом инвестиций портфельных инвесторов.

Источник: https://quote.rbc.ru/news/article/5f5f8e349a7947f88816a6da

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: