АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Содержание
  1. Антимонопольная политика государства — это… (цели, принципы, направления)
  2. Методы борьбы с монополией
  3. История развития антимонопольной политики
  4. Антимонопольная политика в РФ
  5. Антимонопольная политика государства
  6. государственной антимонопольной политики
  7. Меры антимонопольной государственной политики
  8. Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство
  9. Антимонопольная политика России сущность
  10. Методы антимонопольной политики
  11. Борьба России с монополиями
  12. Способы влияния на монополию
  13. Цели, задачи, проблемы
  14. Контролирующий орган монополий в РФ
  15. Антимонопольная политика. Понятие, принципы и средства
  16. Принципы антимонопольной политики
  17. Формы борьбы с монополиями
  18. Относится ли понятие «джентельменское соглашение» к антимонопольном у регулированию?
  19. В чем суть антимонопольной политики государства?
  20. Что такое монополии
  21. Основные признаки монополии
  22. Виды монополии
  23. Преимущества монополий
  24. Антимонопольная политика государства: что это
  25. Антимонопольная политика государства: основные методы
  26. Прямые методики антимонопольные политики
  27. Косвенные методы антимонопольной политики
  28. Антимонопольная политика в Российской Федерации: особенности и достижения

Антимонопольная политика государства — это… (цели, принципы, направления)

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Антимонопольная политика – это определенная направленность государственной деятельности к становлению и регулированию оптимальной конкуренции в рыночной системе.

Данная политика имеет направление для поддержания развития товара на рынке, здорового уровня конкуренции, занимается ограничением и пресечением монопольного движения и нездорового уровня конкуренции между участниками рынка, а также занимается защитой потребительских прав и свобод в выборе товаров и услуг.

Выражаясь простыми словами, антимонопольной политикой зовется работа государственного аппарата по наблюдению, анализу, улучшению, контролю и регулированию за деятельностью предприятий и фирм, которые занимаются выпуском той или иной продукции, чтобы те не нарушали правила общей конкуренции и соблюдали установленные нормы и обязанности.

Антимонопольная политика включает в себя конкретные государственные законодательные пункты, структуру налогового обязательства, правила на собственное имущество, сопутствие малому бизнесу и т.д. Она помогает минимизировать деятельность монопольных организаций и в конечном итоге полностью их искоренить для дальнейшего развития эффективной конкуренции между производителями товаров и услуг.

Эта политика принадлежит к правовой части регулирования антимонопольной структуры взаимоотношений на рыночном уровне, которые регулируются государством.

Законодательные органы здесь играют роль сгруппированных нормативных документов, которые реализуют всевозможные пути решения для поддержания и работы хорошей конкуренции, и занимаются разработкой их эффективности и соответствию правовым нормам.

Взаимоотношения на рынке в Российской Федерации находятся сегодня на уровне быстроразвивающейся направленности.

Государственный аппарат ежедневно претерпевает огромное число сложных и конфликтных ситуаций, недопонимания и барьеров, которые негативно сказываются на всех деятельности антимонопольной политики государства.

В стране подобными вопросами занимается Министерство антимонопольной политики – это постоянно самосовершенствующаяся система антимонопольного контроля.

Основываясь на том, что монопольная система очень часто занимается активной деятельность к захвату власти на своем сегменте рынка, государственный аппарат должен своевременно принимать и ужесточать процедуры по пресечению подобных манипуляций.

В последнее время антимонопольная политика Российской Федерации претерпела множество изменений. Еще несколько десятилетий назад на практике применялось встревание в работу компаний некоторых органов, которые могли целенаправленно принести им большой экономический вред, то сейчас эти разовые «встревания» превратились в систематическую работу государственного аппарата.

Методы борьбы с монополией

Хотя на сегодняшний момент существует большое количество методов для влияния на монопольную деятельность со стороны законодательства Российской Федерации, необходимо охарактеризовать одни из самых положительно влияющих методов борьбы. Такими методами являются:

  • высокий уровень налогов, позволяющий уменьшить прибыльность монопольных организаций;
  • удержание уровня инфляции и создание собственного регулирования политики цен на производство товаров и услуг, которое реализуется процессом жесткого ценового контроля;
  • монопольным организациям присваивается статус «собственность государства»;
  • контроль и надзор за производством осуществляется на уровне государства. Эта деятельность дает эффективность в отслеживании стоимости на товары и услуги, а также наблюдать за организациями, которые вышли или вошли в определенную сферу производства;
  • антимонопольная политика занимается эффективной политикой антистресса.

История развития антимонопольной политики

Действующие законы Российской Федерации касательно монопольных организаций и конкуренции в целом представляют собой современное видение в экономической сфере страны, а также в ее правовом отношении.

Первый раз вопрос об организации рычагов для контроля и надзора за работой корпораций и предприятий был поднят в начале ХХ века. В то время вся деятельность ссылалась исключительно на государственные законопроекты, которые выполнялись правительственными органами. Негативную черту сыграла в данном вопросе Первая Мировая война, которая отодвинула экономическую сферу России на шаг назад.

С начала действия Советского Союза комплекс мер для противостояния монополии перестал иметь смысл.

При помощи искоренения частной предпринимательской деятельности и реализации командно-хозяйственной политики государственный аппарат смог заполучить огромную силу, которую до этого момента не имела ни одна страна.

Советский Союз, по сути, самостоятельно перешел в статус монополиста, охватившего почти все сегменты рынка: экономика, идеалистическая направленность, политическая деятельность, религия, образование и т.д.

С начала становления в России реформ экономической направленности, которые были направлены на создание эффективных отношений на рынке и для непринятия государственным аппаратом тоталитаризма в качестве идеологии управления, монополия стала занимать не последнюю роль в жизни страны. Возникла нуждаемость в создании конкретного раздела в законопроектах России.

Антимонопольная политика в Российской Федерации начала действовать с 1990 года, когда было подписано несколько документов, нацеленных на процесс контролирования и регулирования деятельности предпринимателей. В 1995 году был принят «Закон о рынке и об ограничениях монопольной деятельности».

С момента принятия данный закон несколько раз претерпевал разнообразные изменения, но и в сегодняшние дни он является основой для всей существующей структуры на рынке. Законодательство занимается конкретными действиями, препятствующими монопольной работе, а также занимается ведением контроля группировок, которые могут образовываться в процессе деятельности государственного аппарата.

Антимонопольная политика в РФ

Антимонопольная политика осуществляется не только действиями на монопольные организации при помощи законодательных актов. На территории Российской Федерации, как и во многих других мировых странах, правительственные органы могут использовать большое количество решений для прекращения работы подобных организаций.

Для стран, для которых характерен рыночный вид экономики (как и Российская Федерация), используются способы:

  • активная деятельность подразделов рынка, имеющих большой уровень к конкуренции и способных выстоять в борьбе с монопольным движением;
  • разработанный комплекс для искоренения монопольной работы при помощи организации подавления ее деятельности при помощи законодательных документов путем активной борьбы;
  • серьезный контроль политики цен организации, а также надзор за ее окупаемостью и прибыльностью.

Хотя подобные комплексы и меры имеют широкий и эффективный охват на территории различных государств, они не всегда способны справиться со своей задачей идеально на 100%. На каждый вид экономики рынка необходимо находить собственный личный способ регулирования.

Антимонопольная политика страны, хоть и обладает схемой кардинальной перестройки, но все же никогда не имела природу структуры отрицания. Данная политика не имеет направленности на перемену нынешней экономической системы. Главной целью антимонопольной политики является сохранение равновесия конкуренции и монопольных организаций на должном для России уровне.

В Российской Федерации монопольная работа ведется с большим трудом и постоянным преследованием негативных последствий в экономической сфере государства.

Речь идет не только о неполных размерах производственной деятельности, также и о повышении стоимости на товары и услуги, пониженная прибыльность организаций. Клиент организации, которая находится в монопольной среде, должен терпеть завышенную цену на продукцию.

У подобных товаров нет конкурентов, и низкое качество продукта или его несовершенство не будут служить причиной для отказа при приобретении.

Стоит отметить, медленное развитие технической составляющей, несоответствие уровня сервиса и т.д. – именно эти факторы говорят о том, что производитель-монополист пренебрегает нуждами и заинтересованностью своих покупателей. Несмотря на большой комплекс негативных элементов, самым главным является полный захват монополистическими организациями рыночных структур для саморегулирования.

Организации-монополисты сосредотачивают в своих руках абсолютную власть. Иные участники рыночных отношений не имеют доступа, чтобы ограничить действия этих организаций или же каким-либо образом повлиять на них.

Только благодаря антимонопольной политике российской Федерации, которая начала действовать с последнего десятилетия ХХ века, смогла внести изменения в существующую систему монополии и смогла урегулировать эти вопросы.

Чтобы вести борьбу с подобными компаниями правительственные органы Российской Федерации проходят через многие трудности. Главным фактором является размер монопольной организации – чем она больше, тем сложнее вести за ней контроль. Наименьших параметров при среднем уровне долгосрочных обязательств можно достичь лишь при организации увеличенных показателей при производстве.

Производство в малых количествах не принесет прибыли. Получается, что, например, организовать здоровую конкуренцию предприятию «АвтоВАЗ», пусть даже при помощи маленьких компаний по производству отечественных автомобилей, не будет возможным, поскольку эти организации не смогут удовлетворять уровню конкурентоспособности, и тем более с учетом запросов мирового сообщества.

Ваш репост и оценка статьи:

  1. Аванс
  2. Дилинг
  3. Инкассатор
  4. Кадровый аудит
  5. Пожарный аудит

Источник: https://bankspravka.ru/bankovskiy-slovar/antimonopolnaya-politika.html

Антимонопольная политика государства

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Определение 1

Антимонопольная политика государства – это система мер, направленных на обеспечение добросовестной конкуренции и преодоление негативных последствий деятельности монополий на различных рынках.

К числу основных методов антимонопольной политики государства относятся:

  • во-первых, ограничение уровня монополии на рынке;
  • во-вторых, осуществления постоянного государственного мониторинга монополии и конкуренции;
  • в-третьих, запрет установления монопольных цен;
  • в-четвертых, поддержка и сохранение конкуренции на рынке.

Основным инструментом антимонопольной политики государства выступает антимонопольное законодательство, которое является законодательно закрепленной системой правил функционирования хозяйствующих субъектов и органов, ответственных за государственное регулирование рынка услуг и товаров.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Государственная антимонопольная политика направлена на достижение следующих основных целей:

  • во-первых, формирование условий, благоприятствующих и стимулирующих развитие конкуренции в народном хозяйстве;
  • во-вторых, устранение преград, препятствующих развитию конкуренции в сфере законодательства;
  • в-третьих, предотвращение возможности доминирования отдельных участников на рынке;
  • в-четвертых, исключение действий монополистического характера со стороны федеральных органов управления и диктата отдельных участников рынка;
  • в-пятых, установление правового режима, направленного на регулирование ответственности хозяйствующих субъектов за нарушение правил добросовестной и частной конкуренции.

государственной антимонопольной политики

Государственная антимонопольная политика ориентирована на:

  • во-первых, обеспечение интенсификации прогресса научно-технического характера, выражающегося в повышении эффективности и сокращении времени на осуществление разработок и внедрение в производство их результатов, увеличивающих ассортимент, повышающих качество и снижающих цены на товары, работы и услуги;
  • во-вторых, поддержку конкуренции в рамках нормативно-правового поля;
  • в-третьих, формирование условий, обеспечивающих результативную и эффективную конкурентную борьбу.

Специфика рынка неизбежно обеспечивает его стремление к монополизации, что обусловлено желанием хозяйствующих субъектов обеспечить свое эффективное функционирование за счет захвата контроля над рынком.

Проявлением недобросовестной конкуренции является: подкуп, шантаж, предоставление потребителю информации заведомо ложного характера, сокрытие сведений относительно хозяйственной деятельности от контролирующих государственных структур, заведомо сокрытие дефектов от потребителей, промышленный шпионаж, подделка продукции конкурентов.

Государственная антимонопольная политика призвана создавать условия для осуществления конкуренции на добросовестный основе и предотвращать монополизацию рынка. Антимонопольная политика государства является фактором развития национальной экономики, она формирует условия для повышения конкурентоспособности отечественных производителей и национальной экономики в целом.

Меры антимонопольной государственной политики

Меры антимонопольной государственной политики закреплены на уровне законодательства. Эти меры призваны пресечь и предупредить монопольную деятельность, недобросовестную конкуренцию, ограничения, недопущения и иные препятствия на пути развития конкуренции.

Антимонопольная политика государства включает в себя систему мер, направленных на совершенствование антимонопольного законодательства, системы налогообложения, приватизации и разгосударствления собственности, создание условий для развития малого бизнеса, денационализации и так далее.

Система мер государственного антимонопольного регулирования экономики включает:

  • во-первых, административные меры, к числу которых относятся квотирование, лицензирование, контроль качества, контроль цен;
  • во-вторых, правовые меры, к числу которых относятся законодательные акты, нормативные акты, включающие в себя инструкции, правила и прочее;
  • в-третьих, косвенные методы экономического регулирования, к числу которых относятся дотации, субсидии, кредитование на льготных условиях, льготы по налогам, пособия;
  • в-четвертых, прямые методы экономического регулирования, к числу которых относят меры кредитно-денежного регулирования, налогового и бюджетного регулирования, тарифного регулирования и так далее.

Осуществление государственной антимонопольной политики возложено на Федеральную антимонопольную службу, которая стремится к созданию условий, обеспечивающих развитие конкуренции и выработку единой политики государства в сфере поддержания конкуренции. Антимонопольная политика в России характеризуется достаточно неактивным характером, выражающимся в осуществлении фиксации случаев нарушения антимонопольного законодательства.

Антимонопольная государственная политика пользуется следующими инструментами:

  • во-первых, повышение налогов для монополиста, обеспечивающее уменьшение их прибыльности;
  • во-вторых, сдерживание уровня инфляции;
  • в-третьих, создание системы регулирования ценовой политики на товары и услуги за счет жесткого ценового контроля;
  • в-четвертых, сохранение естественных монополий в рамках государственной собственности;
  • в-пятых, осуществление контрольно-надзорной деятельности в отношении производства со стороны государства и так далее.

Современная антимонопольная политика российского государства характеризуется достаточно низким уровнем применения активных мер антимонопольного регулирования экономики страны. Антимонопольная политика носит позитивный характер, выражающийся в формировании правовых основ развития конкуренции, но редко пользующийся практическими инструментами поддержания этой политики.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/antimonopolnaya_politika_gosudarstva/

Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Антимонопольная политика в России является правовой формой регулирования рыночных отношений на государственном уровне.

В этой сфере законодательство представлено совокупностью нормативных актов, которые реализуются и осуществляют воспроизводство и поддержание честной конкуренции. Кроме того, оно предупреждает, пресекает  и ограничивает монополистическую деятельность.

На территории нашего государства отношения, обусловленные деятельностью рынка, ещё только активно устанавливаются. Все время правительство сталкивается со сложностями, накладывающими негатив на эффективность антимонопольного законодательства. В России работает Министерство по антимонопольной политике, деятельность которого постепенно совершенствуется и модернизируется.

Антимонопольная политика России сущность

ВАЖНО! Из-за того, что монополии стремятся к экономической власти, государство должно постоянно пресекать это их стремление.

В течение нескольких последних лет антимонопольная политика сильно поменялась. Раньше вмешательство происходило только в работу некоторых структур, несших конкретную угрозу для экономики.

На сегодняшний день эти разовые мероприятия стали постоянной государственной функцией.

Эта тема очень популярна для студентов, так как они часто берут ее за основу в своих рефератах и докладах, нередко встречается и курсовая с такой темой, а также презентация.

Методы антимонопольной политики

Способов воздействия со стороны российского правительства на монополии очень много, однако из них можно выделить наиболее эффективные рычаги. Если кратко, то к ним относятся:

  1. Большие налоги, позволяющие уменьшить прибыль монополий.
  2. Жёсткий контроль цен, позволяющий сдерживать инфляцию, а также формировать искусственное давление на ценовую политику наиболее развитых отраслей.
  3. Установление на монополии государственной собственности.
  4. Осуществление регулирования промышленности на государственном уровне.

СПРАВКА! С помощью этого можно контролировать уровень цен, а также чётко отслеживать объемы производства, создание и ликвидацию фирм из регулируемых отраслей.

  1. Активная антитрестовская политика.

Борьба России с монополиями

Конкуренция и монополии в российском законодательстве являются новым явлением в экономике страны и его правовой жизни. В 20 веке впервые было принято решение о формировании законодательства для контроля за работой трестов и синдикатов. В то время все ограничивалось законопроектными правительственными работами.

Развитию данной тенденции помешала Первая мировая война. Мысли о борьбе с монополиями совсем потеряла смысл после установления власти СССР. Страна получила огромную силу и мощь за счет принятия планово-командной хозяйственной политики и устранения частного предпринимательства.

По сути, государство само стало монополистом, охватившим почти все области деятельности, к которым относят экономику, политику и идеологию.

Первые шаги. Монополии в России снова стали себя проявлять после проведения экономических реформ, которые способствовали созданию рыночных отношений. Возникла необходимость формирования специализированного раздела в законодательстве нашей страны.

В 1990 году были приняты несколько актов, нацеленных на контроль за деятельностью предпринимателей. С этого и началась антимонопольная политика в России. В 1995 году был принят и утвержден «Закон о рынках и об ограничении монополистической деятельности». Этот закон и на сегодняшний день является основным во всей российской рыночной системе, хоть и претерпел кардинальные изменения.

СПРАВКА! Нормы законодательства препятствуют появлению частных монополий, а также контролируют объединения, формирующиеся за счёт манипуляций власти государства.

Способы влияния на монополию

Антимонопольная политика воздействует на монопольные структуры не только с помощью законодательства. Правительство обладает широким перечнем решений для пресечения работы описываемых структур как на территории нашей страны, так и за рубежом.

Для России и других стран с рыночным типом экономики характерны такие направления:

  1. Активизация структур рынка, имеющих высокую конкурентную способность и способных оказать большое противодействие монополиям. Приводится в действие конкретный перечень действий по либерализации рынков.
  2. Прямое и комплексное предотвращение работы монополии, подавление ее деятельности через законодательство с помощью применения активных действий.
  3. Осуществление жёсткого контроля не только над ценовой политикой фирмы, но и над ее рентабельностью, точнее ее размером.

Цели, задачи, проблемы

  • Цель антимонопольной политики

Хоть антимонопольные мероприятия и применяются очень широко и эффективно в разных странах, но ни одна из них не может быть примером для другой. План регулирования должен подбираться индивидуально для каждого из форматов рыночной экономики.

Хоть антимонопольная политика и имеет кардинальный характер, но она никогда не имела отрицательный характер. Её целью не является преображение действующей экономической системы.

Главными целями антимонопольной политики является поддержание баланса между монополиями и конкуренциями на наиболее благоприятном уровне для нашей страны.

  • Задачи борьбы с монополиями

В нашей стране деятельность монополий сопровождается многими сложностями и негативными последствиями для экономики. Сюда относят не только малые производственные объемы, но и высокие цены, маленькую эффективность компаний. Клиентам монополистических предприятий приходится принимать увеличенную стоимость товаров или услуг. Также соглашаются с низким качеством товаров или с его устареванием.

Также это сопровождается замедлением технического прогресса, отсутствием высокого сервиса и других факторов, свидетельствующих о пренебрежении интересами и потребностями потребителей.

Самым существенным моментом из всех является полная блокировка монополиями рыночных механизмов саморегулирования. В какой-то степени монополисты всевластны.

Остальные рыночные участники не могут повлиять на сложившуюся ситуацию.

СПРАВКА! Расставить приоритеты может только сознательная антимонопольная политика России и прямое вмешательство правительства в эту ситуацию.

  • Проблемы антимонопольной политики в России

Борясь с монополиями для ограничения злоупотреблением руководства властью, правительство имеет некоторые сложности, которые связаны с большими размерами компаний.

Средние долгосрочные издержки достигают своих минимальных значений только при больших производственных объемах. Малое производство не обладает эффективностью.

Примеры: для создания достойной конкуренции компании «АвтоВаз» не хватит открытия искусственных маленьких фирм по всей стране, потому что они будут неконкурентоспособными, тем более в современных рыночных условиях.

Государственная антимонопольная политика, основанная на дроблении гигантов, невозможна. Весьма большим препятствием становится высокая эффективность.

Если у предприятия возникают сложности, которые связаны с правительственными санкциями, то они решаются с помощью поднятия цен на услуги или товары.

Для государственной экономики это чревато не только ростом издержек в других сферах деятельности, но и резким увеличением количества неплатежей, полным закрытием связей между регионами.

Контролирующий орган монополий в РФ

Главный орган власти, который определен законодательством, поддерживает антимонопольную политику государства. Им является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательской деятельности.

Этот орган имеет весьма широкие права и возможности, его статус идентичен статусу аналогичных органов других стран. На 2018, 2019, 2020 годы к категории монополий относят компании, контролирующие 65 % товарного рынка.

Также предприятие может стать монополией, если под его контролем находится 35-65 % рынка и после изучения ситуации на рынке министерство сможет доказать лидирующую позицию хозяйственного субъекта.

Источник: https://onlineserviceip.ru/pravovye-aspekty/antimonopolnaya-politika-v-rossii.html

Антимонопольная политика. Понятие, принципы и средства

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

С начала 90-х лет проблемы монополизации стали остро, поскольку без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике.

Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.

В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР получился целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущение усиления роли уже действующих на рынке монополий.

В условиях рыночной трансформации экономики вопрос защиты конкуренции, недопущения злоупотребления рыночной властью монополистических структур является особенно актуальным.

Создание конкурентной среды, защита законных интересов предпринимателей и потребителей, регулирование деятельности монополий способствуют формированию цивилизованных рыночных отношений, повышению эффективности функционирования национальной экономики, выступая одной из важнейших составляющих антимонопольной деятельности государства.

Процесс монополизации национальной экономики имеет существенные негативные социально-экономические последствия. Однако, имеют место и позитивные моменты.

Вследствие присвоения высоких доходов монопольные структуры имеют больше возможностей финансировать научно-исследовательские работы, внедрять новую технику и технологию, осуществлять переквалификацию персонала.

Эффект «масштаба производства» крупных предприятий дает возможность им производить более дешевую и качественную продукцию. Крупные предприятия более устойчивы в условиях кризиса, что уменьшает уровень безработицы и социальное напряжение в обществе.

Современная экономическая теория различает понятия «монополия» и понятие «крупное предприятие», даже если оно имеет высокую долю производства и реализации продукции.

Монополией следует считать только то предприятие, которое использует рыночную власть – диктует цены, объем товаров на рынке, разрушает открытую конкуренцию.

Против таких предприятий-монополистов с целью предотвращения злоупотреблений их монопольным положением государство проводит антимонопольную политику.

Принципы антимонопольной политики

Основными принципами антимонопольной политики государства являются следующие:

  • свобода экономической деятельности;
  • свободное движение товаров, услуг и финансовых средств;
  • дифференциация и защита личных и общественных интересов;
  • поощрение отношений конкуренции;
  • предупреждение экономической деятельности, направленной на монополизацию рынка и недобросовестную конкуренцию;
  • специализация регулирования природных и государственных монополий.

Антимонопольная (конкурентная) политика государства является ключевым элементом повышения конкурентоспособности национальных предприятий во всех сферах экономики.

Именно условия взаимодействия хозяйствующих субъектов и их относительные размеры в современной рыночной экономике определяют склонность к инвестициям и инновациям.

Таким образом, антимонопольная политика прямо влияет на социально-экономическое развитие страны: объемы производства продукции; производительность труда; цены, прибыль предприятий и их налоговые отчисления; объемы инвестиций; темпы экономического роста; конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на глобальных рынках. Кроме того, конкурентные правила должны применяться таким образом, чтобы стимулировать как повышение благосостояние потребителей, так и эффективное распределение ресурсов с ограниченным доступом, а также обеспечивать экономический рост в целом, решение социальных, экологических и других проблем.

Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не преследуют цель запрещения или ликвидации монопольных образований.

В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена.

Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением.

цель этого вмешательства заключается в защите и сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции. Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя.

Формы борьбы с монополиями

Существуют две основных формы борьбы с монополиями: предупреждение создания монополий и ограничение использования монопольной власти.

Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия.

Но они могут принудить предприятие, которое доминирует на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этой поставке было противозаконно отказано. Все их решения обязательные для выполнения, в противном случае налагаются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона.

При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы подлежат проверке государственными судами.

Антимонопольное законодательство России отвечает мировым требованиям, но при этом было бы желаемым введение, на примере антимонопольной практики других стран, жесткого контроля за выполнением данного законодательства. Это одно из самых «больных» мест в государственно-правовой структуре: принимаются законы, но ввод их в жизнь или постоянно получает отсрочку, или его вообще не происходит.

Рассмотрим правовые основы ограничения и предупреждения монополизма, недопущение недобросовестной конкуренции и осуществление государственного контроля за соблюдением норм антимонопольного законодательства. Для этих целей Закон определят такие понятия:

  • рынок товара (товарный рынок) – сфера оборота товара одной потребительской стоимости, в границах которой определяется монопольное положение;
  • конкуренция, т.е. состязательность предпринимателей, когда их самостоятельные действия ограничивают возможности каждого их них влиять на общие условия реализации товара на рынке и стимулируют производство тех товаров, в каких нуждается потребитель;
  • монопольное положение, т.е. доминирующее положение предпринимателя, что дат ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара. Монопольным сознается положение предпринимателя, доля которого на рынке определенного товара превышает 35%;
  • монопольная цена – это цена, устанавливаемая предпринимателем, который занимает монопольное положение на рынке и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя;
  • монопольная деятельность предпринимателя при условии монопольного положения на рынке одного предпринимателя (группы предпринимателей) в производстве и реализации товаров, а также действия (бездеятельность) органов власти и управления, направленные на недопущение, существенное ограничение или устранение конкуренции;
  • монопольное образование (предприятие, объединение или хозяйственное общество и другое образование, которое занимает монопольное положение на рынке.

Злоупотреблениями монопольным положением считаются:

  • навязывание таких условий договора, которые ставят контрагентов в неравное положение, или дополнительных условий, которые не относятся к предмету договора, в том числе навязывание товара, не нужного контрагенту;
  • ограничение или приостановка производства, а также изъятие с оборота товаров с целью создания или поддержки дефицита на рынке или установления монопольных цен;
  • частичный или полный отказ от реализации или закупки товара при отсутствии альтернативных источников поставки или сбыта с целью создания или поддержки дефицита на рынке или установления монопольных цен;
  • другие действия с целью создания препятствий доступа на рынок других предпринимателей;
  • установление дискриминационных цен (тарифов, расценок) на свои товары, которые ограничивают права отдельных потребителей.

Дискриминацией предпринимателей органами власти и управления признается:

  • запрещение создания новых предприятий или других организационных форм предпринимательства в какой-то сфере деятельности, а также установления ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, на производство определенных видов товаров с целью ограничения конкуренции;
  • принуждение предпринимателей к приоритетному заключению договоров, первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей;
  • принятие решений о централизованном распределении товаров, которое приводит к монопольному положению на рынке;
  • установление запрета на реализацию товаров из одного региона страны в другой;
  • предоставление отдельным предпринимателям налоговых и других льгот, которые ставят их в привилегированное положение относительно других предпринимателей;
  • ограничение прав предпринимателей по приобретению и реализации товаров;
  • установление запретов или ограничений относительно отдельных предпринимателей или групп предпринимателей.

Недобросовестной конкуренцией признается:

  • неправомерное использование товарного знака, фирменного наименования или маркирования товара, а также копирования формы, упаковывания, внешнего оформления, имитация, копирование, прямое воссоздание товара другого предпринимателя, самовольное использование его имени;
  • умышленное распространение явно ошибочных или неточных сведений, которые могут причинить вред деловой репутации или имущественным интересам другого предпринимателя;
  • получение, использование, разглашение коммерческой тайны, а также конфиденциальной информации с целью нанесения ущерба деловой репутации или имуществу другого предпринимателя.

Относится ли понятие «джентельменское соглашение» к антимонопольном у регулированию?

Джентльменское соглашение – неофициальное, неформальное хозяйственное соглашение между предпринимателя ми, предусматривающее совместные действия с целью получения дополнительной (монопольной, спекулятивной) прибыли.

Поскольку джентльменское соглашение не соответствует действующему законодательств у, оно не оформляется документом, существует как устная договоренность. Джентльменское соглашение заключается преимущественно между однотипными и относительно одинаковыми по размерам фирмами на короткий срок. Используется как инструмент ограничения деловой практики.

Широкое распространение джентльменское соглашение получило во второй половине XIX в. с зарождением монополистических тенденций в экономике. Оно является основой простейших монополистических образований вроде пулов, рингов и др.

С появлением антимонопольного законодательств а, которое поставило под государственный контроль официально зарегистрированные монопольные договоренности, джентльменское соглашение получает новое применение. С ее помощью создается самая опасная форма монопольного образования – тайный картель (в Германии их называют Fruhsti ckskartele – картели, созданные за завтраком).

Существует опасность джентльменских соглашений между руководством фирм олигополистической отрасли. Предметом джентльменского соглашения является часть цены, товарные квоты, сферы влияния, заказы и т.д. Создание картелей запрещено антимонопольным законодательств ом большинства стран. Поэтому джентльменские соглашения – это попытка обойти закон.

Однако судебное преследование участников заговора возможно, поскольку факт монопольного сговора может быть установлен по косвенным признакам, таким, как синхронное (в течение определенного времени, например, трех месяцев) повышение цен примерно на одинаковую величину, создание препятствий для проникновения в отрасль новых фирм.

Источник: http://topknowledge.ru/econpolitica/1332-ponyatie-printsipy-i-sredstva-antimonopolnoj-politiki.html

В чем суть антимонопольной политики государства?

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Нередко люди слышат словосочетание «антимонопольная политика государства», но не все сразу могут понять, о чем идет речь, в то время как это очень важная и актуальная тема на сегодняшний день.

Антимонопольная политика государства — это политическая программа, направленная на уничтожение монополий как явления. Чтобы наиболее полно разобраться в вопросе: в первую очередь необходимо понять базовую терминологию, а затем более детально проработать проблему, изучить, чем плохи монополии, почему от них следует избавляться и как это можно сделать.

Что такое монополии

Монополия — это состояние экономики, при которой в определенной сфере бизнеса существует только один объект. Соответственно, контролирует как количество выпускаемой продукции, так и цены на нее. Эксклюзивное право на продажу товара или предоставление конкретных услуги может привести как к защите прав потребителя, так и к их нарушениям.

Подобное положение дел может сформироваться как естественным, так и искусственным путем, на его возникновение или отсутствие напрямую влияет политика, проводимая руководством той или иной страны. Примечательно, что в качестве монополиста может выступать и само государство, однако чаще всего частная фирма или организация.

Основные признаки монополии

Чтобы человек смог понять, монополия перед ним или нет, он должен знать ее основные признаки, к которым относятся следующие:

  • отсутствие или ограничение конкуренции;
  • дискриминация потребителя, которая будет проявляться в той или иной форме;
  • искусственное завышение цен;
  • снижение выпуска продукции или понижение его качества.

Если все вышеперечисленные условия соблюдены, то можно смело заявлять, что это монополия. Важно понимать, что она бывает нескольких видов.

>>  Государство: роль в экономике

Виды монополии

Монополию можно условно разделить на три базовых подвида:

  1. Естественная. При данной модели какая-либо организация производит не имеющие аналогов товары или оказывает подобного рода услуги, поскольку конкуренция невозможно по естественным причинам. Она требует слишком больших вложений, на которые никто не способ. В качестве иллюстрации этого вида монополии можно привести железнодорожные перевозки: долгое время эта сфера была сосредоточена в руках только одного собственника и исключала конкуренцию.
  2. Искусственная. Меры по ограничению количества участников в той или иной сфере бизнеса предпринимаются на государственном уровне. В основном касается тех отраслей, где необходимо соблюдать максимальную осторожность, чтобы обеспечить безопасность потребителей.
  3. Открытая. Она происходит после создания новых технологий. В течение некоторого времени конкурирующие фирмы не могут придумать аналогов или разгадать секрет первооткрывателей, поэтому они становятся монополистами в своей сфере.

Это основные виды монополии. В том или ином виде она может встречаться довольно часто. Как уже было упомянуто выше, нельзя однозначно сказать, что от монополий один только вред. Напротив, они также обладают рядом преимуществ.

Преимущества монополий

Несмотря на все негативные аспекты, у такой системы как монополия есть и ряд положительных сторон.

В частности, следующие:

  1. Проведение единой государственной политики. К примеру, государство может держать в своих руках все полезные ископаемые, добываемые в стране, что влияет на благосостояние всех ее граждан.
  2. Обеспечение высокой прибыли. Государственное регулирование цен позволяет производителю быстро окупить расходы и получить оптимальную выручку.
  3. Защита прав потребителей. В некоторых отдельных случаях поддержка монополий на государственном уровне обеспечивает безопасность наименее обеспеченным и защищенным слоям общества.

>>  Мировая экономика, ее сущность и структура

Как видно, преимущества в монополии все же есть, однако ее плюсы не перевешивают минусы. Поэтому подобного рода экономическая система обычно порицается, и большинство государств проводят антимонопольную политику.

Антимонопольная политика государства: что это

Как понятно из названия, антимонопольная политика — это система мер, направленная на борьбу с уже существующими монополиями или с их потенциальным возникновением. Она проводится в большинстве стран мира с той или иной активностью. В основном правительство заинтересовано в ликвидации монополии и формирование свободного рынка торговли.

Существует множество способов проведения подобного рода политики.

Антимонопольная политика государства: основные методы

Существует две базовые категории методов борьбы с монополией:

У каждого из них есть ряд своих особенностей, которых стоит поговорить детальнее.

Прямые методики антимонопольные политики

К прямым методикам антимонопольной политики относятся следующие виды деятельности:

  • прямой государственный запрет на монополию, который зафиксирован в различных нормативных актов;
  • установка «потолка цен» или верхнего и нижнего уровня расценок на ту или иною продукцию;
  • ограничение предельного темпа роста цен и уровня нормы прибыли.

Эти методики эффективно действуют во множестве стран и являются самыми эффективными способами борьбы с монополиями.

Косвенные методы антимонопольной политики

К косвенным методикам относятся следующие:

  • поощрение создания фирм, аналогичных уже существующим;
  • поддержка новых фирм среднего и малого бизнеса, чтобы они были конкурентоспособны;
  • предоставление государственных заказов среднему и малому бизнесу;
  • предоставление всех возможностей для свободной международной торговли. С помощью нее также развивается конкуренция;
  • финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров;
  • государственное финансирование научно-исследовательских работ в различных направлениях.

С помощью всех этих мер можно реализовать антимонопольную политику. Насколько эффективно она будет производиться, зависит от действий власти.

Антимонопольная политика в Российской Федерации: особенности и достижения

Как и во многих других странах, в России проводится антимонопольная политика, поскольку в государстве рыночная форма экономики. Она осуществляется при помощи законодательных актов, а также вышеперечисленных косвенных способов урегулирования ситуации. задача приводимой политики — сохранить уже созданный баланс и не допускать массового возникновения монополий.

На территории Российской Федерации деятельность по контролю за соблюдением антимонопольных законов отвечает Федеральная антимонопольная служба.

Не смотря на все усилия, борьба с монополиями в России проводится не так эффективно, как хотелось бы.

Монополия по факту не является настолько плохой политической системой, какой ее принято считать. Как уже было упомянуто выше, в ней тоже есть множество положительных аспектов.

Однако минусов в существовании монополий гораздо больше, чем плюсов, поэтому большинство государств проводят радикальную антимонопольную политику с помощью тех или иных методов.

Это помогает поддерживать здоровую конкуренцию и избежать дефицита.

Источник: http://rrepetitor.ru/economics/v-chem-sut-antimonopolnoj-politiki-gosudarstva/

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: