Аболиционизм

Аболиционизм. Определение, история и интересные факты

Аболиционизм

Аболиционизм – что это такое? Движение за отмену рабства, казалось бы, победило, когда во Всемирную декларацию прав человека был вписан пункт о недопустимости работорговли и незаконности рабовладения, но и в современном мире сохранилось несколько показательных примеров рабства.

Что такое аболиционизм: определения

Существует несколько определений термина «аболиционизм», но во всех случаях это понятие обозначает общественно-политическое движение против чего-либо.

Изначально аболиционизм – это социальное движение за отмену рабства и освобождение невольников. Позже понятие распространилось и на другие движения.

Например, аболиционизм – это также движение за отмену смертной казни, тюремного заключения (в криминологии), прекращение страданий всех живых существ (в биоэтике и философии, например, в трудах современного философа Дэвида Пирса) или отмену авторского права (в копирайте).

Представители аболиционистских организаций требуют отмены какого-либо закона, постановлений, нормативного акта или социального института по религиозным и (или) моральным мотивам.

Еще что значит аболиционизм? Подобное общественное движение существует в рамках полемики вокруг проблемы абортов или может являться крайней формой борьбы за права животных.

Несмотря на большое количество трактовок и определений одного и того же понятия, аболиционизм – это, как правило, именно борьба против рабства и его форм (например, крепостного права, трансатлантической работорговли и так далее). Аболиционисты требовали освобождения рабов и прекращения работорговли.

Краткая история аболиционизма

Первым сторонником движения стал испанский миссионер и исследователь шестнадцатого века Бартоломе де лас Касас.

Испания именно по его инициативе одной из первых приняла закон против порабощений индейцев Северной и Южной Америки (1542 год), но вскоре этот нормативный акт был отменен.

Как ни странно, закон, запрещающий порабощение, стал одной из основных причин экспорта невольников из Африки.

В восемнадцатом веке против рабства выступала английская секта квакеров, а уже к концу столетия аболиционизм стал частью общеевропейского Просвещения.

К началу девятнадцатого века большинство европейских государств признали необходимость отмены рабства.

Последней страной, которая отменила рабство, стала Мавритания (1981 год), до этого (1948 год) невольничество было объявлено незаконным во Всеобщей декларации прав человека.

Аболиционизм в Британской империи

Крепостное право в Британской империи повсеместно исчезло еще в начале семнадцатого века, но вплоть до восемнадцатого века чернокожие рабы все еще служили в богатых домах Лондона и Эдинбурга. Многие зажиточные англичане, перебираясь в Новый Свет, брали с собой рабов из Индии. Вплоть до 1772 года статус таких людей оставался не до конца определенным.

Несколько шумных судебных процессов, послуживших причиной более активной последующей борьбы аболиционистов, состоялись в Великобритании в восемнадцатом веке.

Например, имел место следующий случай. В 1772 году Чарльз Стюарт предпринял попытку схватить беглого раба Джеймса Сомерсета, чтобы в дальнейшем сослать его на Ямайку для работы на сахарных плантациях. Но Джеймс Сомерсет успел окреститься в Лондоне.

Его крестные родители опротестовали в суде решение рабовладельца, требуя соблюдения закона Хабеас корпус, гласившего, что ни один человек не может быть задержан и как-либо ограничен, если нет законной на то причины.

Суд постановил освободить Джеймса Сомерсета.

Этот прецедент стал основой для освобождения более десяти тысяч рабов на территории Британских островов и в других владениях империи. Рабы начали уходить от своих владельцев и подтверждать свое право на свободу в ходе многочисленных судебных разбирательств. Тем не менее, в Шотландии продолжало существовать вполне законное рабовладение, которые прекратилось в 1799 году.

В 1787 году британский благотворитель Уильям Уилберфорс начал в парламенте обширную кампанию за запрещение работорговли. В рамках этой кампании в 1807-м был принят Акт о запрете работорговли, а в 1833 рабство было полностью отменено во всей Британской империи.

Аболиционизм в Соединенных Штатах

В США начало массового движения за освобождение рабов принято относить к тридцатым годам девятнадцатого века, когда появилось Американское общество борьбы с рабством и начала выходить газета «Либерейтор». Через несколько лет в движении выделилось два течения: мирное большинство во главе с Уильямом Гаррисоном и более радикальное меньшинство, возглавляемое Фредериком Дугласом.

Аболиционисты долгое время держались в стороне от политики, но позже именно их обвинили в угрозе союзу Севера и Юга. Американская конституция тогда оставила окончательное решение вопроса о рабовладении властям отдельных штатов. Тогда сторонники аболиционизма основали государство Либерия на побережье Африки, чтобы вывозить туда освобожденных невольников.

Идея провалилась по нескольким причинам. Во-первых, рабовладельцы не желали отказываться от бесплатной рабочей силы, приносившей огромные прибыли, а во-вторых, сами рабы, рожденные на территории США, уже считали Штаты своей родиной и не хотели покидать Америку.

Резкий прорыв наметился во времена президентства Авраама Линкольна. Он объявил рабов, проживающих на территориях, которые находились в состоянии мятежа во время Гражданской войны, свободными. В 1865 году была принята тринадцатая поправка к Конституции, которая окончательно отменила рабство в США.

Аболиционизм во Франции

Аболиционизм – это явление, характерное не только для крупнейших колониальных империй. Во Франции, например, движение не было столь многочисленным и богатым на события, как в США или Британской империи, но все же существовало. Движение за отмену невольничества во Франции началось в конце восемнадцатого века, а полностью отменено рабство было в 1848 году.

Известные представители движения

Среди выдающихся представителей этого общественно-политического движения можно выделить Уильяма Ллойда Гаррисона (издатель журнала «Либерейтор», резко осуждавшего рабство), Фредерика Дугласа (родился рабом, в юности смог перебраться в северные штаты, где устроился рабочим, организовал движение аболиционистов и привлек негров к участию в войне), Джона Брауна, Гарриет Табмен, Гарриет Бичер Стоу, Джонаса Хопкинса, Гарриет Джейкобс (бежала от рабовладельца, который принуждал девушку к сексуальному контакту, опубликовала книгу «Случаи из жизни девушки-рабыни»), Вендела Филлипса, Джона Рокфеллера. Как видите, имен немало.

Рабство в современном мире

Несмотря на то что рабский труд запрещен Декларацией прав человека, в современном мире рабство остается весьма распространенным явлением. Эксперты международной организации по борьбе с невольничеством утверждают, что сейчас в мире насчитывается более 27 миллионов человек (около одного миллиона в Европе), которые пребывают в положении рабов.

Источник: https://autogear.ru/article/356/550/abolitsionizm---eto-opredelenie-istoriya-i-interesnyie-faktyi/

— Аболиционистский подход к правам животных

Аболиционизм

Мы постоянно слышим о правах животных: об этом говорят по телевизору, этими словами пестрят сотни петиций, под эгидой прав животных проходят митинги.
Но о каких правах речь? О каких правах животных всё время говорят люди, принимающие участие в их эксплуатации?

Животные принадлежат нам. Наши с ними отношения — это отношения собственников и собственности, и они никогда не бывают равными. Это значит, что любые интересы собственника, даже самые незначительные, всегда будут выше самых фундаментальных интересов собственности, таких как избегание страданий и смерти.

Животные не имеют моральной ценности, только экономическую. На практике это означает, что собственник может причинять животным любые возможные страдания и убивать их, если это обосновано экономически, потому что животные — наши ресурсы.

Ни о каких правах животных не может идти и речи до тех пор, пока их фундаментальные интересы — избегание страданий и смерти — не защищены правом.

Почти все кампании за «права животных», проводящиеся сегодня, действуют внутри этой системы и не оспаривают существующий статус животных. Самые влиятельные и богатые зоозащитные организации выступают за «улучшение» условий эксплуатации животных, но не за её отмену.

В основном они занимаются тем, что пытаются продвигать законы, запрещающие те или иные виды жестокости по отношению к животным.

Неприятная правда состоит в том, что велферистское движение (animal welfare, движение за благосостояние животных) существует уже более двухсот лет и за всё это время не добилось успехов: на сегодняшний день в мире убивается столько животных, сколько не убивалось никогда, и самыми жестокими методами.

Победы зоозащитников

Несмотря на это, зоозащитные организации празднуют «победы»: в одной компании начали травить однодневных цыплят газом вместо перемалывания их в мясорубке, в другой — оглушать коров перед убийством, в каком-то цирке перестали показывать номера со слонами и заменили их верблюдами. Кому важны эти победы?Самим зоозащитным организациям, потому что они живут на пожертвования.Потребителям животных продуктов, потому что они с комфортом могут продолжать есть продукты эксплуатации, полученные «гуманным путем».

Институционализированным эксплуататорам, которые с одной стороны оптимизируют производство (травить цыплят газом дешевле, экономически невыгодные реформы просто не принимаются), а с другой защищаются от критики неравнодушных к животным людей и получают в их лице новый рынок сбыта.

Важны ли эти победы животным, которых всё так же эксплуатируют и убивают? Почему организации, называющие себя защитниками животных, сотрудничают с институционализированными эксплуататорами животных и благодарят их?

Открытое письмо в сеть Whole Foods с благодарностью за продажу животных продуктов, произведенных по стандартам гуманности, подписанное PETA, Mercy for Animals, Vegan Outreach, Farm Sanctuary и другими известными зоозащитными организациями, а также Питером Сингером >>

Ну хоть что-то…

И всё же люди, неравнодушные к животным, поддерживают эти организации.

Они привлекают невеганов своими узконаправленными кампаниями, говоря тем, кто хочет помочь животным, что отказаться от одного вида эксплуатации — это уже большой шаг и быть веганом вовсе не обязательно.

Так, антимеховая кампания говорит, что мех — это самый аморальный вид эксплуатации, а вот носить кожу или поедать животных — не страшно.

Кампания против живодерства говорит, что издеваться над животными ради удовольствия — неправильно, но в то же время никак не оспаривает право людей использовать животных для других видов удовольствия: развлечений, вкуса и эстетического наслаждения. Эти кампании пользуются большой популярностью, следовательно, приносят большие пожертвования, на которые и существуют зоозащитные организации.

Зоозащитные организации продают интересы животных. Поддерживая «гуманную эксплуатацию» от имени защитников животных, они всё сильнее закрепощают их в статусе вещей.

Своими узконаправленными кампаниями они утверждают спесишистскую иерархию (спесишизм — это дискриминация одного биологического вида другим, основанная на убеждении в собственном превосходстве), согласно которой моральную ценность имеют только те виды животных, которые нравятся людям по тем или иным причинам: обезьяны — за сходство с человеком, дельфины — за высокий интеллект, домашние питомцы — за эмоциональную связь с нами, «пушные» животные — за их красоту. Они поддерживают парадигму, согласно которой животные являются нашими вещами. Они говорят нам, что проблема не в использовании животных, а в обращении с ними.

Деятельность зоозащитных организаций — это не маленькие шажки к отмене эксплуатации животных, это бег в обратную сторону.

Всё плохо?

И да и нет. На данный момент радоваться действительно нечему: животные закрепощены как никогда прежде. 200 лет зоозащитной деятельности не дали никаких реальных результатов, помимо роста и обогащения зоозащитных организаций. Тем не менее, сейчас есть всё необходимое для того, чтобы создать движение за права животных.

Ещё 20 лет назад у нас не было ни доступа к информации, ни таких обширных возможностей для координации, какие даёт интернет. Крупные организации выполняли роль координационных центров, и людям, заинтересованным в помощи животным, приходилось присоединяться к ним и действовать их методами.

Сегодня нам не нужны организации, предающие животных, — нам нужно низовое движение за полную отмену их эксплуатации.

Аболиционизм

«Аболиционисты утверждают, что все чувствующие существа, как люди, так и другие животные, имеют одно фундаментальное право — право не рассматриваться в качестве чьей-либо собственности»
Первый принцип Аболиционистского подхода к правам животных

Мы отрицаем возможность гуманной эксплуатации животных, потому что отношение к чувствующему существу как к ресурсу аморально по своей сути.

Помните, что у животных нет другой надежды, кроме нас. Их не спасет искусственное «мясо» или сокращение потребления животных «продуктов», их не спасут «стандарты гуманности». Невозможно гуманно убить того или ту, кто ценит свою жизнь и не хочет умирать.

Велферистские организации говорят обратное, у них есть миллионные бюджеты и поддержка институционализированных эксплуататоров по всему миру, но у нас есть нечто большее: стремление сделать мир справедливее, жажда перемен, приверженность этой простой идее и способность зажигать этот огонь в других.

Каждый и каждая может сделать свой вклад в создание и развитие движения, и в этом нет ничего сложного:

  • Если вы ещё не перешли на веганство, обязательно сделайте это. Веганство — это самое меньшее, что мы можем сделать для животных прямо сейчас, и сделать это — наш моральный долг перед ними. Кроме того, это самая важная форма политической активности, которую мы можем проявить от их имени. Веганство доступно каждой и каждому, оно безопасно для здоровья и положительно влияет на экологию. Всё, что нужно, — это немного времени на составление правильной диеты.Ешь, будто тебе не все равно
  • Изучите информацию по правам животных. Это позволит вам грамотно обосновать свою позицию в разговорах с другими людьми и поможет не заплутать в дебрях велферистской пропаганды.Список статей, с которых стоит начать:Манифест Аболиционистского Подхода к правам животныхЖивотные — собственность или личности?Благополучие животных, счастливое мясо и веганство как этический минимумОтнесемся к способности чувствовать серьезноСписок литературы на английском языке:«Eat You Care: An Examination of the Morality of Eating Animals», Gary L. Francione and Anna Charlton«Animal Rights: The Abolitionist Approach», Gary L. Francione and Anna Charlton«ADVOCATE FOR ANIMALS!: An Abolitionist Vegan Handbook», Gary L. Francione and Anna Charlton«Introduction to Animal Rights: Your Child or the Dog?», Gary L. Francione«Animals as Persons: Essays on the Abolition of Animal Exploitation», Gary L. Francione«The Animal Rights Debate: Abolition or Regulation», Gary L. Francione«Animals and the Moral Community: Mental Life, Moral Status and Kinship», Gary Steiner
  • Говорите о веганстве. Для этого не нужно большое количество денег или времени. Каждый день нам предоставляются возможности донести веганскую позицию до большого количества людей. Крупные организации боятся самого этого слова, потому что они не хотят отпугнуть невеганов, которые жертвуют им деньги; но нам бояться нечего. Мы должны честно говорить людям, что животным не поможет ничто меньшее.Только новые веганки и веганы — это настоящие победы. Только рост количества людей, признающих права животных, способен повлиять на их положение. Только с ростом популярности веганства политики начнут принимать законы, действительно выгодные животным. В мире, где 99% людей являются эксплуататорами животных, ни один закон не защитит животных на самом деле. Говорите со своим окружением. Вступите в активистские ячейки или создайте таковые в своих городах. Заведите группу или канал на , раздавайте листовки, устраивайте презентации в своём учебном заведении. Есть тысячи способов говорить о веганстве и ни о чём меньшем. Статьи по активизму:Десять простых рекомендаций для аболиционистского веганского активизмаКак стать веган-активист(-кой)? 15 простых шагов Виды веганского активизма: что, как и зачем? Как освободить животных? Инструкция веган-активистки

Источник: https://abolitionism.ru/

Аболиционизм — это… Определение, история и интересные факты

Аболиционизм

Аболиционизм – что это такое? Движение за отмену рабства, казалось бы, победило, когда во Всемирную декларацию прав человека был вписан пункт о недопустимости работорговли и незаконности рабовладения, но и в современном мире сохранилось несколько показательных примеров рабства.

Все термины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: